Связать и положить на высокую полку

Обновлено: 29.04.2024

1. . Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне. 2. В ходе работы нами не было рассмотрено ни одной аналогичной работы, хотя мы работали с отдельными статьями. 3. В ходе работы нами было просмотрено около 250 газет. Нами были отмечены положительные и отрицательные моменты. 4. В нашей работе мы рассмотрели более 150 газет и 310 заголовков. Классифицируя заголовки, мы рассмотрели лишь немногие аспекты. Мы рассмотрели и определили влияние заглавия на человека. 5. Это побуждает работников библиотеки работать плодотворно. Работники нашей библиотеки работают добросовестно. 6. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 7. На природе мне впервые удалось отведать рыбной ухи. 8. После долгих прений депутаты пришли к согласованному консенсусу. 9. От этих цветов шел сильный пахучий запах. 10. В операционной была чистейшая стерильность. 11. Вокруг меня стояли хвойные сосны, кедры, ели. 12. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач. 13. Необычный феномен привлёк всеобщее внимание. 14. В редакции долго редактировали мою рукопись. 15. На площади стоит мемориальный памятник воинам-освободителям. 16. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 17. В стране сложилось тяжёлое положение. 18. В этом эпизоде раскрыта главная суть произведения. 19. Фирма предлагает сервисное обслуживание компьютеров. 20. В милицию поступило анонимное заявление от гражданки Костровой. 21. Странный парадокс этот ошеломил нас всех. 22. Пишите так же, как мы: всё по такой же аналогии. 23. Лично я поняла, что я способна быть учителем русского языка. 24. Больной был госпитализирован в больницу. 25. Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

Задание 10. Укажите случаи нарушения лексических и грамматических норм в приведенных ниже высказываниях. Исправьте.

1. За услуги отправления телеграфного почтового перевода в размере триста рублей я оплатила 71 рубль. 2. Фирма «Конфетти» изготовит свадебные дипломы и газеты, оденет «платьица» с пожеланиями на бутылки с шампанским, оформит зал воздушными шарами. 3. Поправки гласят, что компании смогут оплачивать за земельные участки в течение пяти лет. 4. Изложите в заявлении всю ситуацию, укажите, что вы оплатили такую-то сумму за такую-то работу, приложите копию платежа. 5. За сентябрь мы оплатили, как положено, 105 рублей 42 копейки. В ноябре помимо основной суммы потребовали оплатить еще 632 рубля 52 копейки. 6. Льготами на получение медикаментов за неполную стоимость Инна сможет воспользоваться только в том случае, если она будет иметь регистрацию, так как данная услуга датируется городским бюджетом. 7. Вполне возможно, что предлагаемое деление ненаучно, но по жизни бывает именно так. 8. Я же считаю просто своим долгом на каждый важный праздник одеть национальный костюм. 9. Банк, первый среди городских финансовых институтов, решил еще в июле предложить горожанам оплачивать за квартиру по безналичному расчету. 10. Обладателю карты необходимо написать заявление, где указаны сроки, в которые он желает оплачивать деньги за квартиру по «безналу». 11. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 12. Девушка одела спецовку электросварщика. 13. Все оплачивают за проезд вовремя. 14. Путин внимательно отслеживал каждое выступление. 15. Перед нами сейчас предстоит ответственная задача. (По материалам СМИ).

Задание 11. Составьте словосочетания, объединив слова левого и правого столбиков.

владеть 2) умение

обладать 3) имение

б) произвести 1) влияние

сыграть 3) впечатление

выполнить 4) функция

в) кожаный 1) покров

кожевенный 2) завод

кожный 3) ремень

г) костяной 1) мозг

костный 2) гребень

костистый 3) карась

д) капиталистическое 1) производство

капитальное 2) строительство

Задание 12. Подберите к иноязычным фразеологизмам соответствующий им русский перевод. Сохранена ли выразительность, образность фразеологизма при переводе?

А. Французские фразеологизмы: 1) жить как петух на откорме; 2) в те времена, когда королева Берта пряла; 3) работать на прусского короля; 4) одним камнем сделать два удара; 5) принять пузыри за фонари; 6) голова к голове; 7) натянуть на четыре булавки.

Справочные материалы: очень давно; успешно сделать одновременно два дела; наедине, без свидетелей; нарядный, красиво одетый во всё новое; хорошо жить, беззаботно; работать задаром; жестоко обмануться.

Б. Китайские фразеологизмы: 1) и курица улетела, и яйца разбились; 2) связать и положить на высокую полку; 3) не забравшись в логово тигра, не поймаешь тигрёнка; 4) и ворона и сорока молчали; 5) сидеть на дне колодца и смотреть на небо; 6) толочь воду в бамбуковом решете; 7) журавль среди кур.

Справочные материалы: человек, резко выделяющийся в своём окружении; судить о чём-либо односторонне; не рискнёшь — не выиграешь; обмануться в расчётах; отложить на длительное время; очень тихо; заниматься чем-то бесполезным.

Задание 13. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (неоправданная замена лексического компонента или его грамматической формы, неполнота, плеоназм, контаминация, неточное понимание фразеологизма).

1. Деньги выпутили в трубу. 2. Раскинуть головой. 3. Слухом не слыхивал. 4. Душа кровью обливается. 5. Похоронили на корню. 6. Отлегло на сердце. 7. Власть предержащие. 8. Промокли до костей. 9. Лелеять надеждой. 10. Бежит сломив голову. 11. Счастливые часов не соблюдают. 12. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 13. Шито-крыто белыми нитками. 14. Положив руку на сердце, это правда. 15. Скрепив сердце смотрю. 16. Эта книга обогатит ваш кругозор, окажет пользу. 17. На уроках учащиеся вели себя всегда активно. 18. Наша команда одержала первенство в соревнованиях. 19. В классе обучается один ученик, поведение которого выходит за все рамки. 20. Работал спустив рукава. 21. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 22. Не уделил должного значения работе. 23. Не гоняйся ты за длинными рублями. 24. В этом и кроется успех работы. 25. Поставим все точки на и.

Представленный урок второй при изучении темы “Фразеология”. На уроке стандартно положено рассмотреть происхождение отдельных фразеологических единиц (ФЕ) и пополнение языка за счет фразеологии. Я ставлю задачу шире: для меня важнее, чтобы ребенок легко пользовался такой лексикой.

Сам материал настолько интересен мне как учителю, что уроки по лексике и фразеологии часто продолжаются на литературе, истории, географии (подключаю коллег, работающих в моих классах, прошу строить уроки на интересующем меня языковом материале – мне идут навстречу охотно) и во внеурочной деятельности: на классных часах, в предметных играх.

Дети тоже активно откликаются на мое вдохновение: многие материалы – текстовые и визуальные – готовят к урокам самостоятельно (особенно любят находить в газетах, журналах юмористические картинки). Замечают в своей речи обороты, вдруг возникшие, и радуются, хвалятся. Что может быть большим удовольствием для учителя?

Уроки строятся по определенной системе даже на организационном уровне. Администрация школы идет мне навстречу, и по моей просьбе количество уроков в расписании чередуется ?, двойные уроки необходимы, особенно в теме “Лексика”, когда на маленького человека обрушивается словесная мощь, возможно, далекая от обычного языка ребенка.

Как строится урок?

Обязательными являются пять этапов урока: опрос, осознание темы, закрепление и отработка умений, итог, домашнее задание. Данная структура позволяет выработать у ребят четкое распределение сил во временном пространстве, через определенное время они сами подсказывают, что делать, некоторые работают самостоятельно, требуя большего количества заданий.

Задача учителя – менять виды деятельности
(каждый урок – открытие, событие)

К некоторым урокам прилагаются карточки №1, №2 и т.д., это задания для работы над ошибками (ребенок понимает, что тема им не усвоена, он может подойти вне урока, рассказать теорию, выполнить такую карточку и получить оценку).

План-конспект урока

Происхождение фразеологизмов, использование их в речи

Русский язык 6-й класс

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы Москва “Просвещение”, 2007г. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М, Шанский

Русский язык: учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.: Просвещение, 2008г.)

2в. – грести лопатой;

3в. – мутить воду;

4в. – от горшка два вершка;

5в. – тертый калач;

6в. – филькина грамота

Ход урока

I. Опрос.

(Индивидуально): КАРТОЧКА. Приложение 1

I. Нормативное ударение должно быть на третьем слоге:

II. Определите и объясните фразеологизм: [3]

III. Вставьте пропущенные буквы, докажите графически:

Кто рано се .. т, семян (не)теря .. т.

(Класс): ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. Приложение 1

I. Определите и объясните фразеологизм: [3]

II. Подберите к иностранным фразеологизмам соответствующие им русские фразеологизмы. (Китайские фразеологизмы):

Толочь воду в бамбуковом решете – “заниматься чем-то бесполезным” ___________________

связать и положить на высокую полку - “отложить на длительное время” _________________

журавль среди кур – “человек, резко выделяющийся в своем окружении” __________________

III. Определите смысл фразеологизмов. Какие слова в приведенных фразеологизмах не употребляются в современном русском языке в свободном виде?

Ищите и обрящете

Без зазрения совести

Витать в облаках

От аза до ижицы

Вывод: В ходе урока мы должны

А) узнать, как появляются ФЕ в русском языке;

Б) каковы особенности употребления ФЕ;

В) учиться использовать в своей речи ФЕ

Выводы: Приложение 3 (слайд 7)

Выводы: Приложение 3 (слайд 12)

4. Выполнение упражнений.

- Мы сказали, что наша задача заключается в том, чтобы сделать нашу речь красивой, правильной и богатой, поэтому слова и выражения, которые мы используем в своей речи должны быть точны и уместны.

  • По значению определите фразеологизм упр.103; каково его происхождение?
  • Расскажите об истории возникновения фразеологизма (подготовленное задание по вариантам) Приложение 4

2. Другая история

3. Гроша медного не стоит

5. Голову морочить

7. Голубая кровь

2. Заговаривать зубы

4. Одним лыком шиты

7. Одного поля ягоды

2. Выдерживать характер

3. Гонять лодыря

4. Без царя в голове

4. Голова на плечах

IV. Домашнее задание Приложение 1

1. Рассмотрите, объясните фразеологизм

2. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются фразеологизмами, 2-3 объясните.

Необозримо многообразие человеческих
отношений, которые запечатлелись в чеканных
народных изречениях и афоризмах
М.Шолохов.

Существуют два вида словосочетаний: свободные (золотые серьги) и несвободные, устойчивые (золотые руки). Устойчивые словосочетания слов называются фразеологизмами. Их называют также фразеологическими единицами или фразеологическими оборотами. ("Энциклопедический словарь юного филолога")

В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетания в целом. Например: лезть на рожон - действовать с риском, в поте лица - прилагая все силы, тянуть резину - медлить

Фразеологизмы придают речи образность и выразительность. Происходит это потому, что слова в таких сочетаниях употребляются в переносном значении.

По своему происхождению фразеологизмы тесно связаны с конкретным случаем, местом и временем, поэтому в каждом языке они индивидуальны, своеобразны и буквально непереводимы. Они называются идиомами.

Например, русской идиоме с глазу на глаз соответствует по-французски tet-a-tet - "голова в голове", по-немецки - unter vierugen - "меж четырьмя глазами", по-английски - face to face - "лицом к лицу".

Фразеологизмы в зависимости от их происхождения делятся на несколько групп (Таблица 1).

Таблица 1 - Происхождение фразеологизмов

Закончите глагольные фразеологизмы. Подберите к каждому из них синонимы.

Выживать:, выходить:, делать:, не верить:, играть:, дать:, ставить:.

Соотнесите фразеологизмы, противоположные по смыслу.

1) жить своим горбом а) единым духом
2) ни зги не видно б) на ночь глядя
3) по чайной ложке в) как кошка с собакой
4) коломенская верста г) хоть иголки собирай
5) повесить нос д) расхлебывать кашу
6) чуть свет е) не покладая рук
7) заваривать кашу ж) от горшка два вершка
8) душа в душу з) воспрянуть духом
9) сидеть сложа руки и) сидеть на чужой шее

Прочитайте фразеологические обороты, постарайтесь определить их происхождение. Дайте их толкование.

Овчинка выделки не стоит; играть первую скрипку; свежо предание, а верится с трудом; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; блажен, кто смолоду был молод; ахиллесова пята; тянуть канитель; во всю ивановскую; отложить в долгий ящик; в час по чайной ложке; на сон грядущий; игра не стоит свеч; а Васька слушает да ест; без руля и без ветрил; хоть кол на голове теши; Содом и Гоморра.

Большинство крылатых слов вошло в русский язык из произведений русских писателей-классиков. Постарайтесь определить авторов некоторых из них.

1) А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь; слона-то я и не приметил; не лучше ль на себя, кума, оборотиться; услужливый дурак опаснее врага.

2) А счастье было так возможно; глаголом жги сердца людей; да здравствует солнце, да скроется мгла; дела давно минувших дней; мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.

3) Есть ещё порох в пороховницах; не по чину берешь; свинья в ермолке; чему смеётесь? над собою смейтесь.

4) Как бы чего не вышло; премудрый пескарь; недреманное око.

5) Униженные и оскорблённые.

6) Ба! знакомые все лица; времён Очакова и покоренья Крыма; герой не моего романа; злые языки страшнее пистолета; послушай, ври, да знай же меру; с чувством, с толком, с расстановкой.

Придумайте предложения со следующими выражениями:

1) Альфа и омега (начало и конец; альфа и омега - первая и последние буквы греческой азбуки). Выражение возникло из Библии: "Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь".

2) Двуликий Янус. В римской мифологии Янус - бог конца, входов и выходов (janua - дверь) - изображался с двумя лицами, обращёнными в противоположные стороны: молодым - вперёд, в будущее, старым - назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение "двуликий Янус" или просто "Янус" обозначает: двуличный человек.

3) Молчание - знак согласия. Выражение римского папы Бонифация VIII, восходящее к Софоклу, в трагедии которого "Трахинянки" сказано: "Разве ты не понимаешь, что молчанием ты соглашаешься с обвинителем?"

Крылатые слова живут в языке уже независимо от произведений, в которых они родились, но все же во всей полноте их значение раскрывается только тогда, когда человек хорошо знает источник происхождения.

Многие крылатые слова восходят к античным мифам и Библии. Распределите выражения на две группы в зависимости от источника их происхождения. На выбор объясните значения 2-3 крылатых слов из каждой группы.

Авгиевы конюшни; дамоклов меч; троянский конь; вкушать от древа познания добра и зла; Ноев ковчег; притча в языцех; блудный сын; да минует меня чаша сия; ахиллесова пята; дары данайцев; Вавилонское столпотворение; не сотвори себе кумира; прокрустово ложе, олимпийское спокойствие; зарыть талант в землю; поцелуй Иуды; сфинксова загадка; не судите, да не судимы будете; метать бисер перед свиньями?

По сферам употребления и по эмоционально-экспрессивной окраске фразеологизмы могут быть разделены на те же группы, что и слова (Таблица 2).

Таблица 2 - Сферы употребления фразеологизмов

лезть в бутылку;

как рыба в воде;

Сгруппируйте фразеологизмы по стилистическому признаку: а) разговорные; б) книжные ( среди них выделите литературно-книжные и официально-деловые ); в) просторечные.

Из молодых да ранних; прописная истина; брать за жабры; курам на смех; во все лопатки; вступить в силу; холодная война; вооруженные силы; воздушные замки; терновый венец; легок на помине; намылить шею; задать стрекача; проще пареной репы; сжатые сроки; заключить в объятия; лебединая песня; надуть губы; развесить уши; чего изволите; под открытым небом; слуга двух господ; принять резолюцию; на живую нитку; валяться со смеху; так и сяк.

Определите эмоционально-экспрессивную окраску фразеологизмов. Составьте с ними 3-4 предложения.

Семи пядей во лбу; ходить на задних лапах; Ваньку валять; последняя спица в колесе; отойти в вечность; житейское море; мухи не обидит; вставлять палки в колёса; засучив рукава; палец о палец не ударить.

Найдите вторую часть фразеологизма. Объясните происхождение 3-4 выражений.

Два сапога: Зарубить себе:
Не в бровь: Свежо предание:
Сулить золотые: Не мудрствуя:
На сон: Имеющий уши:
Голод не: Ни Богу свечка:
Овчинка: Крокодиловы:
Проще пареной: Калиф на :
Принять за чистую:

Какие фразеологизмы возникли из приведенных ниже пословиц, представленных в полном виде? Изменился ли их смысл?

Бабушка еще надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.

Попытка не пытка, а спрос не беда.

Собаку съел, а хвостом подавился.

Вольному воля, спасенному рай.

Подберите к иностранным устойчивым сочетаниям русские синонимичные фразеологизмы.

Латинские: ссоры влюбленных - возобновление любви; один человек не может быть достаточно умным; если живешь в Риме, живи по римским обычаям; где друзья, там богатство;

французские: жить как петух на откорме, в те времена, когда королева Берта пряла; одним камнем сделать два удара; принять пузыри за фонари;

китайские: кто бубенцы на шею тигра привязал, тому их и развязывать; связать и положить на высокую полку; и курица улетела, и яйца разбились; один раз укушен змеей - три года боится веревки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Фразеологизм, фразеологический оборот, фразеологическое выражение - одинаково ли их значение?

Назовите группы фразеологизмов по их происхождению.

Различаются ли фразеологизмы сферой их употребления?

Можно ли отнести к фразеологическим выражениям пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы?

Каково происхождение фразеологизмов: с корабля на бал, от радости в зобу дыханье сперло, двадцать два несчастья, не мудрствуя лукаво?

Напишите сочинение-миниатюру о дружбе, чести, долге, труде или на другую интересующую вас тему, включите в работу устойчивые выражения.

Активное освоение и умелое употребление фразеологических оборотов значительно обогащает устную и письменную речь.

Цель: ознакомиться с понятием фразеологической единицы в русском языке, её функциями в речи.

Основные понятия: фразеология, фразеологизм, идиома.

1. Фразеология русского языка.

2. Фразеологизм как единица языка и речи.

3. Функционально-стилистическое употребление фразеологизмов в речи.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. – Изд. 4-е, испр.– М., 2001 – 400 с.

1.Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с.

2. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А Николина.– 2-е изд., испр. – М., 2002. – 256 с.

1. Что означает термин «фразеология»?
2. Что такое фразеологизм?
3. Чем отличаются фразеологические единицы от свободных словосочетаний?
4. Возможна ли многозначность фразеологизмов?
5. Каково стилистическое расслоение фразеологических средств языка?

Задания для практической работы

1. Подберите к иноязычным фразеологизмам соответствующий им русский перевод:
А. Французские фразеологизмы: 1) жить как петух на откорме; 2) в те времена, когда королева Берта пряла; 3) работать на прусского короля; 4) одним камнем сделать два удара; 5) принять пузыри за фонари; 6) голова к голове; 7) натянуть на четыре булавки.

Справочные материалы: очень давно; успешно сделать одновременно два дела; наедине, без свидетелей; нарядный, красиво одетый во всё новое; хорошо жить, беззаботно; работать задаром; жестоко обмануться.

Б. Китайские фразеологизмы: 1) и курица улетела, и яйца разбились; 2) связать и положить на высокую полку; 3) не забравшись в логово тигра, не поймаешь тигрёнка; 4) и ворона и сорока молчали; 5) сидеть на дне колодца и смотреть на небо; 6) толочь воду в бамбуковом решете; 7) журавль среди кур.

Справочные материалы: человек, резко выделяющийся в своём окружении; судить о чём-либо односторонне; не рискнёшь — не выиграешь; обмануться в расчётах; отложить на длительное время; очень тихо; заниматься чем-то бесполезным.

2. Передайте одним словом значения приведенных фразеологических оборотов:

Надуть губы; повесить нос; беречь как зеницу ока; засучить рукава; на седьмом небе; взять себя у руки; сломя голову; стереть в порошок; закипеть от злости; прикусить язык.

3. Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.
Ахиллесова пята Двуличный человек
Дамоклов меч Бесследно исчезнуть в памяти людей
Кануть в Лету Негасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе
Книга за семью печатями Слабое, уязвимое место
Прометеев огонь Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания
Двуликий Янус Дар врагу с целью его погубить
Глас вопиющего в пустыне Постоянно угрожающая опасность
Троянский конь Что-либо совершенно непонятное, недоступное разумению

4. Подберите фразеологизмы с указанными значениями:
Например: «приходить в уныние, в отчаяние, огорчаться» — вешать (повесить) голову.

Добиться полного самообладания; чувствовать себя так, словно ничего не случилось; во всех направлениях, повсюду, везде; удивляться, поражаться чему-либо увиденному; оказаться в опасности, под угрозой; быть в плохом настроении; не быть самостоятельным в своих мыслях, убеждениях, поступках; зазнаваться, важничать.

Для справок: висеть на волоске, жить чужим умом, как ни в чем не бывало, задирать нос, встать с левой ноги, взять себя в руки, не верить своим глазам, вдоль и поперек.

5. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:

Делить шкуру неубитого . купить . в мешке, платить той же . беречь как . ока, согнуть в . рог, толочь . в ступе, не в бровь, а в . выйти . из воды, . в мешке не утаишь, надуться как . на крупу.

6. Найдите синонимические фразеологизмы:
А. Во что бы то ни стало; как в воду канул; хоть караул кричи; игра не стоит свеч,
кровь из носу; себе дороже; ни слуху ни духу; хоть волком вой.

Б. Закончите предложения фразеологизмами.

Близнецы были похожи как…

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как…

От волнения он был бледный как…

Этот район я знаю как…

Целый день он занят, кружится как…

В. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

Трудиться в поту лица. Положив руку на сердце тебе говорю. Работать

спустив рукава. Согласиться скрипя сердцем.

Г. С какими глаголами употребляются фразеологизмы?

Верой и правдой

Между двух огней

До глубины души

до последней нитки

Д. Какой фразеологизм лишний?

Как дважды два, до седьмого пота, известное дело, проще простого,

Наставить нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, морочить

Бить баклуши, труса праздновать, праздновать лентяя, гонять лодыря.

Очертя голову, откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного

неба, как обухом по голове.

Домашнее задание 7. Найдите фразеологизмы и объясните их значение, обращайтесь за справками к толковым и фразеологическим словарям:

1) Она улыбается редко, ей некогда лясы точить. (Некрасов.) 2) Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьет. (Исаковский.) 3) Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. (Чехов.) 4) Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил? (Ершов.) 5) Гении-то, люди семи пядей во лбу, не часто в жизни встречаются. (Тендряков.) 6) В три-четыре недели Чичиков уже так набил руку в таможенном деле, что знал решительно все. (Гоголь.) 7) Павел Петрович прибыл на место происшествия к шапочному разбору. (Панова.) 8) Народу было как сельдей в бочке, не вздохнѐшь, не протолкнѐшься к выходу. (Осеева.) 9) У неѐ своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу: наняла другую дачу - особняк с большим садом и перевезла в нее всю свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (Чехов.)

Домашнее задание 8. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний:

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

5. Я уйду, как француз, по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по очереди.

7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.

8. Музыка оказала сильное впечатление на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.

21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

30. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

Задание 12. Подберите к иноязычным фразеологизмам соответствующий им русский перевод. Сохранена ли выразительность, образность фразеологизма при переводе?

А. Французские фразеологизмы: 1) жить как петух на откорме; 2) в те времена, когда королева Берта пряла; 3) работать на прусского короля; 4) одним камнем сделать два удара; 5) принять пузыри за фонари; 6) голова к голове; 7) натянуть на четыре булавки.

Справочные материалы: очень давно; успешно сделать одновременно два дела; наедине, без свидетелей; нарядный, красиво одетый во всё новое; хорошо жить, беззаботно; работать задаром; жестоко обмануться.

Б. Китайские фразеологизмы: 1) и курица улетела, и яйца разбились; 2) связать и положить на высокую полку; 3) не забравшись в логово тигра, не поймаешь тигрёнка; 4) и ворона и сорока молчали; 5) сидеть на дне колодца и смотреть на небо; 6) толочь воду в бамбуковом решете; 7) журавль среди кур.

Справочные материалы:человек, резко выделяющийся в своём окружении; судить о чём-либо односторонне; не рискнёшь — не выиграешь; обмануться в расчётах; отложить на длительное время; очень тихо; заниматься чем-то бесполезным.

Задание 13. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (неоправданная замена лексического компонента или его грамматической формы, неполнота, плеоназм, контаминация, неточное понимание фразеологизма).

1. Деньги выпутили в трубу. 2. Раскинуть головой. 3. Слухом не слыхивал. 4. Душа кровью обливается. 5. Похоронили на корню. 6. Отлегло на сердце. 7. Власть предержащие. 8. Промокли до костей. 9. Лелеять надеждой. 10. Бежит сломив голову. 11. Счастливые часов не соблюдают. 12. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 13. Шито-крыто белыми нитками. 14. Положив руку на сердце, это правда. 15. Скрепив сердце смотрю. 16. Эта книга обогатит ваш кругозор, окажет пользу. 17. На уроках учащиеся вели себя всегда активно. 18. Наша команда одержала первенство в соревнованиях. 19. В классе обучается один ученик, поведение которого выходит за все рамки. 20. Работал спустив рукава. 21. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 22. Не уделил должного значения работе. 23. Не гоняйся ты за длинными рублями. 24. В этом и кроется успех работы. 25. Поставим все точки на и.

Задание 14. Оцените варианты употребления устойчивых выражений. Откорректируйте их неудачное преобразование, ошибочное употребление.

Благодаря войне, делать играючи, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, жить припеваючи, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, пользоваться умеючи, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, идти крадучись, не играть никакого значения, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

ТЕСТ № 4 (по теме «Лексические и фразеологические нормы»)

Читайте также: