Свяжите образ катьки с предыдущими женскими образами в творчестве блока

Обновлено: 27.03.2024

Чрезвычайно интересен образ женщины у Блока. Блок был связан с русским символизмом, а в его поэтике всякий образ наделяется, помимо прямого, еще и подразумеваемым, высшим значением. Женщины в лирике Блока, оставаясь женщинами, всегда символизируют нечто возвышенное: либо это представ­ление о неземном совершенстве, как в ранних стихах, либо божественный идеал, либо романтическая тайна, как в знамени­той “Незнакомке”.

Иногда же образ женщины у Блока олице­творяет образ

России, как это происходит, например, в стихо­творении “На железной дороге” и вообще во всем цикле “Родина”. Как правило, женщина у Блока лишена примет жизненно-бытовых, она символизирует некоторую мистическую тайну, недоступную непосвященным. Позиция лирического ге­роя по отношению к женщине – служение, часто подобное божественному, жертвенное и всегда немного мистическое.

Любовь же у Блока – всегда роковая, романтическая, при всей своей яркости и силе оставляющая место мистической грусти, что очень хорошо видно в цикле “Кармен”. Время от времени в лирике Блока явственно проступает

пушкинская традиция ува­жения женщины, переходящего в благоговение – очень ясно это чувствуется, например, в стихотворении “Буйный ветер иг­рает терновником…” Блоковские образы женщин – одни из самых загадочных и возвышенных во всей мировой литературе.

Ранний Блок — это прежде всего «Стихи о Прекрасной Даме» . Она предстает символом Вечной Женщины, Вечной Жены, Святой, Ясной. Ее образ не омрачен земными реалиями, хотя известен тот факт, что Блока вдохновляла в эти годы реальная, из плоти и крови, женщина — Л. Д. Менделеева, ставшая впоследствии его женой. Но вполне земное, пусть возвышенное и чистое, чувство чудесным образом преломлялось в стихах и превращалось в нечто мистически-романтичное. Это, несомненно, влияние учения о Мировой Душе — Вечной Женственности, которым поэт увлекался в те годы.
Блок в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в келью своих дум. В эти годы ему свойственна отрешенная созерцательность. Однако изредка даже у раннего Блока просыпается предчувствие грядущего обновления мира. «Будет день — и свершится великое, чую в будущем подвиг души», — так он писал еще в 1901 году
Но, невзирая на переоценку ценностей, налет романтизма никогда не исчезал из лирики Блока. Точно так же его творчество всегда имело гуманистическую направленность и никогда не изменяло ей.

Вновь и вновь поэт возвращается к своей Незнакомке. Однако эпитет «Вечная Жена» навсегда отошел для него в прошлое. Теперь Незнакомка, пусть окутанная туманом, — вполне земная женщина. Раньше женский образ виделся Блоку «в мерцании красных лампад» , сейчас — за столиком в дешевом ресторане.

очень ярким символом является женский образ,
воплощённый в образе Катьки.
Блок вводит женский образ в революционную поэму
неслучайно.
Поэт подчёркивает, что переворот, совершающийся в
обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и
сферы "вечной Женственности", то есть любви и её идеала.
У Блока к моменту написания поэмы образ "возлюбленной"
меняется. Она теряет черты абсолютного идеала и
становится приземлённой, даже падшей.
Но и в этом её состоянии Блок усматривает некую "тайну",
которая возвышает героиню, придаёт ей черты идеальности,
несмотря ни на что.
Такой синтезированный женский образ и представлен в
поэме образом Катьки.
Убийством Катьки Блок показывает безнаказанность и
всевластие слепой революционной воли.
Такая трактовка убийства Катьки объясняется духовной
работой Блока в связи с событиями революции, его
мироощущением в начале 1918 года.
Убийство Катьки в образной ткани поэмы выходит за рамки
отношений люмпена и проститутки и становится символом,
обозначающим безумие и бессмысленность нового мира.
Катька умирает, и это, по мысли поэта, - символ отмирания
всего низменного в человеке в ходе революции, его обновления,
стремления к нравственной чистоте и идеальности.

Мало кто из русских поэтов так тщательно вынашивал
свой идеал, как Александр Блок.
Он рано сформировал идеал, наполнил его глубоким
содержанием и очень долго был ему верен.
И в образе Души, и в Российской Венере, и в Матери,
и Вечной Жене, и в Звезде," святилище Твоем",и в горе
Твоем, и в Тихой, и в Ясной, и в Прекрасной Даме,
которую ждет герой, так или иначе воплощены
черты Вечной Женственности.
Центральный из этих образов - Прекрасная Дама
больше напоминает видение, чем реальную женщину.
Это скорее греза, пожалуй, даже сон.
Многое в нем скоротечно, мгновенно, неуловимо ибо оно из
мира иного:
И нам недолго любоваться
На эти, здешние, пиры:
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры.
Эта Дама очень неопределенна, бесплотна,
трудно увидеть её лицо, фигуру, одежды, походку.
Но она прекрасна.
Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет.
Прекрасен свет, идущий от неё,таинственен шелест её шагов,
чудесны звуки ее появления, многообещающи сигналы о её
приближении, музыкальны голоса, ее сопровождающие.
Вообще всё,что с нею связано, овеяно духом музыки.
Точно ангелы поют, славя Мадонну.
Такое изображение не случайно.
Ведь Блок творит в эту пору как символист.
Он пользуется не реалистическими образами, а символами.
Если это хорошо понять, то откроется своеобразие того образа
Вечной Женственности, который так часто предстает в своей
разновидности-образе Прекрасной Дамы.
Этот символ лишен плоти, зато в нем нет ничего
от пошлости, от приземленности.
В нём много загадочного, возвышенного.
Поэтому так много здесь иносказания, условностей,
недоговоренностей.
Чтобы скрасить реальность Блок уходит в мир мечты,
о таинственной девушке. И эту девушку в образе своей мечты
преподносит нам в стихотворении.
Появление Незнакомки выглядит чудом:
"И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу".
Таинственная незнакомка, загадочная, прекрасная-
это всего лишь мечта, помогающая выйти из
повседневного однообразия.
Возвышенность героини призвана подчеркнуть
низменность окружающего будничного, серого,
ничтожного мира.
Прекрасное в её облике контрастно безобразному в
действительности. Ее свет противостоит злой тьме.

Одно из самых ярких стихотворений цикла-
"Вхожу я в тёмные храмы"
Стихотворение было написано в период влюбленности
поэта в будущую жену, Л. Менделееву.
Кроме того в ранний период творчества Блок увлекался
философией Вл. Соловьева.
В учении этого философа его привлекала идея о Вечной
Женственности, или о Душе Мира. По Соловьеву, именно
через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг
с другом." Высокая любовь"к миру открывается человеку
через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь
увидеть ее небесную природу.
Все эти мысли и настроения отразились в стихотворении.
Стихотворение пронизано таинственной, волшебной,
загадочной атмосферой.
Она создается с помощью цветовой гаммы, деталей храма.
Эту атмосферу также подчеркивает эмоциональное
состояние героя, переданное через глаголы"жду","дрожу".
Герой почти неподвижен, но эта неподвижность напряженного
ожидания, ожидания Прекрасной Дамы.
Героиня лишена внешних черт, конкретного облика.
Этот образ существует только в мечтах лирического героя.
Ее образ такой, какой её хочет видеть лирический герой:
чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами.
Автор подчеркивает"бесплотность" героини: "мне не слышно
ни вздохи, ни речи… ".

Минуют годы, и блоковская Дама, меняя свой облик,
подвергаясь странному влиянию страшной действительности,
пройдет сквозь циклы "Город","Снежная маска","Фаина",
"Кармен","Ямбы".
Но всякий раз она будет по-своему Прекрасной, ибо всегда
будет нести в себе высокий свет блоковского идеала.

Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она-небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:" Прозрачные, неведомые тени, К тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятных нам, -Себя ты отдаешь".

Творчество Блока пришлось на начало двадцатого века – время больших перемен и многих трагических событий в жизни страны. Но, возможно, только такая эпоха могла взрастить такого великого поэта, как А. А. Блок.
В своем творчестве Блок обращался к различным темам, однако любовная лирика поэта является чуть ли не самой яркой. Важно отметить, что у Блока свое, иное, восприятие любви, ибо он всегда стремится к идеалу. Особо ярко это проявилось в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, который был написан в ранний период творчества поэта.

Данные произведения были созданы после встречи Блока с Л. Д. Менделеевой.
Здесь автор создает образ идеальной, недосягаемой женщины. В цикле можно выделить две основные темы: ожидание Прекрасной Дамы, которая должна вот – вот появиться:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Вторая тема, которая раскрывается в этом цикле – боязнь встречи с героиней:
Предчувствую тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен

нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Идеал вечной женственности не просто является объектом почитания лирического героя. Прекрасная Дама покорила его своей необыкновенной красотой, неземной прелестью настолько, что персонаж становится рабом собственных чувств:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой – слуга; порою – милый;
И вечно – раб.
Достичь идеала, по мысли Блока, все же невозможно в реальной жизни, поэтому лирический герой может быть с Прекрасной Дамой лишь во сне:
Этот голос – он твой, и его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне твою прежнюю милую руку
Прижимаю к губам…
Уже в более поздний период жизни поэт все также обращался к любовной лирике. Интересно его стихотворение “Незнакомка”. Здесь Блок по-новому изображает образ женщины.

Лирическое произведение построено на противопоставлении двух миров. Начинается стихотворение с описания жизни, обыденной и пошлой, которую ведут обыватели:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Именно этой грубой, пошлой и безнравственной среде противопоставляется таинственная незнакомка:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Однако теперь появление идеала просто невозможно. Автор говорит “нет” возвышенному, непостижимому и загадочному:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Стихотворение Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” рассказывает о трагической любви. Лирический герой не может забыть возлюбленную, которая ушла от него:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Любовь для Блока – удивительное, прекрасное чувство, полное страданий, душевной боли и счастья одновременно.

Читайте также: