Туча кружево в роще связала анализ

Обновлено: 25.04.2024

Выписать из стихотворения С.Есенина "Пороша" средства художественной выразительности.

Сергей Есенин в стихотворении "Пороша" описывает зимнюю природу, снег,лес, птиц. Стихотворение красивое, сказочное, благодаря использованию автором средств художественной выразительности. А именно, олицетворений, эпитетов, метафор, сравнений.

Итак, приступим к поиску средств художественной выразительности в стихотворении с. Есенина "Пороша"

Олицетворения: дремлет лес, дорога убегает, валит снег, повязалася сосна, понагнулась сосна, оперлася на клюку, вороны расшумелись

Сравнения: словно белою косынкой, понагнулась, как старушка, дорога лентой

Метафоры: заколдован невидимкой, под сказку сна, на клюку

Эпитеты: бесконечная дорога, белою косынкой, серые вороны

Сергей Александрович Есенин использовал это слово в стихотворении "Туча кружево в роще связала".И правда ,тяжело найти еще такое слово в литературе.Но по словарю Даля можно проследить слово "Наумяк" и приходит к выводу что это от слов наумёк и наумок.Они и раскрывают дополнительно полный смысл слова и откуда оно пошло.

Более к сибирскому и пермскому диалекту тех времен.

Наумяк- (наумёк, наумок) — наугад, наобум, примерно, приблизительно (диалектн.).

Наумок -Наумёк нареч. перм. сиб. (от мекать) наобум, наугад, намах, зря.

Наумек -Наумёк нареч. перм. сиб. (от мекать) наобум, наугад, намах, зря. Считать наумах, в уме.

А Сергей Александрович Есенин указал это слово в комментариях к стихам ;

Наумяк - наугад,наобум,пример­но,приблизительно (диалектн).


А так это и следует понимать. В прямом смысле. Серега был очень творческий человек. И друзей среди людей у него не было. Были попутчики, собутыльники, люди, которые старались приобрести какую-то выгоду от общения с ним и его популярности. Но они разбегались как крысы, когда возникали проблемы. А вот настоящих друзей у него не было. Да и у многих ли людей они есть? Если взять "по чесноку", не попутчиков, а именно настоящих друзей? Мало у кого хотя бы один такой окажется. Вот и получается, что бездомные псы гораздо ближе смазливых морд, которые тебя окружают. Они просто искреннее. Перед Новым годом на восьмом десятке умер мой сосед. Заслуженный деятель культуры. Очень творческий человек. По местному телевидению сообщили об его смерти. На похороны собралось несколько сотен человек, которых я за 15 лет, что живу с ним по соседству, ни разу не видел. И вряд ли он хотел видеть их на своих похоронах. Он мне часто повторял, когда видел меня с моей псиной: "Лучше собака - друг, чем друг - собака.". Вот как-то так и у Сереги Есенина было. Поэтому и такие у него слова в стихотворении.

Данное стихотворение С.Есенина посвящено выражению любви к своему родному очагу: "низкому дому с голубыми ставнями", где прошли юные годы будущего поэта. Через все произведение красной нитью проходит мысль, что любовь к малой родине неизбывна для поэта. Картинка дома постепенно расширяется окружающими его природными образами полей, лесов, неба с курлыкающими журавлями. Перо мастера не стремится приукрасить картину, все предельно естественно и выписано скупыми неяркими мазками. Восприятие действительности пронизано "грустной нежностью русской души". Метафоры и эпитеты подчеркнуто усиливают неприглядность картины. Читатель видит подернутое ситцевой серой пеленой небо, тощие голые дали и слышит лишь немелодичные звуки свистов.

Но это моя родимая выть, которую невозможно вычеркнуть из сердца!-таков финальный жизнеутверждающий аккорд стихотворения.

Само название стихотворения "Лебедушка", где поэт именует главную героиню в уменьшительно ласкательном тоне, выдержано в канонах фольлорного песенного жанра. Также мелодично струится и дальнейший текст произведения, начальные строки которого описывают "красну зорюшку" безмятежного утра. Есенин использует прием олицетворения природы. Она, будто живая, наряженная в драгоценности: "роса жемчужная", "озеро серебряное". Ничто пока не предвещает беду.

Появление "белоснежной" лебедушки выписан в тончайших художественных переливах. Она прекрасна внешне и великолепна в своей материнской роли неустанного "дозора" за птенцами. Мудрость сердца и самоотверженность -вот что удивительно подчеркнуто автором как основы образа героини.

Она совершает материнский подвиг, принося свою жизнь в жертву в неравной борьбе со злыми силами, и тем самым спасая птенцов от гибели. "Родимая мать"-так высоко именует поэт лебедушку.

Преклонение и восхищение-вот что я бы выразила, читая это стихотворение спокойно и величаво.

Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.

Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума.
Ой, не весел ты, край мой родной.

Пригорюнились девушки-ели,
И поет мой ямщик на-умяк:
«Я умру на тюремной постели,
Похоронят меня кое-как».

Стихотворение написано трехстопным равностопным анапестом. В трех стрфоах стихотворения встречаются такие сильные приемы как олицетворения: "туча.. . связала", "темь виснет как платок" (олицетворенное сравнение) , "девушки -ели", ели пригорюнились". В последней строфе олицетворение сосрдеоточено в первой строке. В целом создается унылый, безрадостный образ жизни, лишенной смысла и надежды. Недаром автор говорит о дороге - "грязной",, которая так далеко от родимых полян. Здесь противопоставляется дорога с вокзала, избитая, в ухабах, далекая от чистых нехоженых тропинок родины. Русский лес, в котором живет душа поэта, укрыт печалью, как темным платком - образ черного платка, наброшенного на зеркало, признак ушедшей, похороненной жизни. И строфа заканчивается горьким восклицанием: Ой, не весел ты, край мой родной". Все безнадежно - и самооощущение поэта, и предвидение его близкой судьбы, и все это отражается в одушеленном мире, символе его души - в образе леса, в елях-девушках, которые плачут, как плакальщицы на похоронах, и все пронизано безрадостной песней ямщика, где в двух строчках встречаются сразу два стращных слова: "умру" и "похоронят". Нет надежды русскому человку. Везет его страшный перевозчик-Смерть в по грязной дороге незнамо куда!

Теперь давайте рассмотрим метафору в лирике Есенина с формально-грамматической и семантической точек зрения. Для начала обратимся к простой метафоре.

Если посмотреть на формальные критерии простых метафор в стихотворных текстах Есенина, можно заметить, что метафора у него бывает и именной и глагольной. Приведем примеры глагольных метафор: «Туча кружево в роще связала», «Пригорюнились девушки-ели», «Заунывным карком в тишину болот черная глухарка к всенощной зовет». Во всех этих примерах образ создается про помощи глагольных форм. Есенин наделяет природу свойствами, присущими живым людям: вместо елей пред нами предстают молодые печальные девушки, туча создаёт кружево из облаков подобно умелой швее, крик глухарки напоминает призыв к молитве.

Все метафоры, в приведенных выше примерах, являются олицетворяющими. Олицетворение- один из любимых приемов для создания образов в есенинской поэзии, потому что с помощью неё природа и мир вокруг наделяются магическими силами и становятся полноценными участниками действия.

Сергей Есенин

Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
№ 4 Вдалеке от родимых полян.

Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума.
№ 8 Ой, не весел ты, край мой родной.

Пригорюнились девушки-ели,
И поет мой ямщик на-умяк:
«Я умру на тюремной постели,
№ 12 Похоронят меня кое-как».

Tucha kruzhevo v roshche svyazala,
Zakurilsya pakhuchy tuman.
Yedu gryaznoy dorogoy s vokzala
Vdaleke ot rodimykh polyan.

Les zastyl bez pechali i shuma,
Visnet tem, kak platok, za sosnoy.
Serdtse glozhet plakuchaya duma.
Oy, ne vesel ty, kray moy rodnoy.

Prigoryunilis devushki-yeli,
I poyet moy yamshchik na-umyak:
«Ya umru na tyuremnoy posteli,
Pokhoronyat menya koye-kak».

Nexf rhe;tdj d hjot cdzpfkf,
Pfrehbkcz gf[exbq nevfy/
Tle uhzpyjq ljhjujq c djrpfkf
Dlfktrt jn hjlbvs[ gjkzy/

Ktc pfcnsk ,tp gtxfkb b ievf,
Dbcytn ntvm, rfr gkfnjr, pf cjcyjq/
Cthlwt ukj;tn gkfrexfz levf///
Jq, yt dtctk ns, rhfq vjq hjlyjq/

Ghbujh/ybkbcm ltdeirb-tkb,
B gjtn vjq zvobr yf-evzr:
«Z evhe yf n/htvyjq gjcntkb,
Gj[jhjyzn vtyz rjt-rfr»/

Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.

Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума.
Ой, не весел ты, край мой родной.

Пригорюнились девушки-ели,
И поет мой ямщик на-умяк:
«Я умру на тюремной постели,
Похоронят меня кое-как».

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: трёхстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: связала-туман-вокзала-полян.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: шума-сосной-дума-родной.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ели-умяк-постели-как.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Читайте также: