Учитель связала ученика

Обновлено: 24.09.2022

В редакцию ИА «Великий Новгород.ру» обратились родители ученика 3 класса школы №13 областного центра с просьбой придать огласке произошедшему в школе неоднозначному случаю. Родители также написали на прошлой неделе жалобу в новгородскую прокуратуру, детскому омбудсмену и в региональный департамент по надзору и контролю в сфере образования (жалоба в распоряжении редакции имеется).

По словам мамы, в прошлый понедельник учительница связала ребенку ноги, чем «причинила не только физическое, но и нравственное насилие». Дело в том, что, сидя на стуле, одну ногу школьник подкладывал под себя, чтобы быть выше и видеть за спинами одноклассниц, что написано на доске.

Из жалобы родителей в прокуратуру:

«17 января 2022 года в классе с моим ребенком произошла ситуация за гранью дозволенного по отношению к моему ребенку со стороны преподавателя (..). На последнем уроке учитель связала ноги моего ребенка веревкой. Я об этом узнала от родителей, которые стали мне писать и звонить, спрашивая, знаю ли я о произошедшем, и рассказывая об указанной ситуации со слов детей. Поговорив с ребенком, узнала, почему он мне ничего не рассказал. Сын сказал, что очень боится преподавателя (..), при упоминании об этой ситуации он трясется. Сын мне сообщил, что, действительно, она связала ноги веревкой, сначала хотела скотчем, но не нашла, и достала веревку из шкафа. От родителей я узнала, что мой сын был связан в связи с тем, что сидел на ноге. Но мой сын самого маленького роста в классе, а сидит за 3 партой, и поскольку ему ничего не видно, он вынужден сидеть на одной ноге, чтобы хоть что-то видеть из написанного на доске. Я неоднократно обращалась к (..) с просьбой пересадить поближе моего сына или хотя бы решить эту проблему, однако до настоящего времени данный вопрос не решен. Я считаю, что моему ребенку нанесена психологическая травма. Физическое насилие над ребенком в стенах школы, особенно со стороны учителя, недопустимо».

Когда о произошедшем стало известно родителям всего класса, учительница заявила детям, что всё это было шуткой. Но такой ответ не всех удовлетворил, и некоторые возмущенные мамы отправились к директору. Однако, по их словам, ничего не добились - им было предложено отозвать жалобу из надзорных органов.

Как уверяет мама мальчика, это не единственный неприятный инцидент с её сыном.

Из жалобы:

«Дети на перемене бегали, а в начале урока учитель поставила моего ребенка и одноклассника перед всем классом и заставила прыгать "как зайчики" и извиняться. Мой сын попрыгал и сел за парту, а одноклассник извиняться отказался, заплакал, и был осмеян учителем на весь класс. Впоследствии ребенок был переведен родителями в другой класс».

Есть претензии и к организации учебного процесса. Дело в том, что третьеклассники учатся во вторую смену. Уже несколько лет, как уверяют родители, у них нет единственного классного руководителя — класс сейчас ведут два педагога. Учительница, к которой у мам претензии, обучает основным предметам, причем идут они последними уроками.

«Наши дети обучаются во вторую смену, представьте только, как дети будут писать контрольную на четвертом уроке, если до этого у них было три урока, из которых один — физкультура», - возмущается мама мальчика.

Недовольны родители и тем, что класс находится на 4-м этаже, хотя начальная школа должна заниматься на первом. Но особенно мам беспокоит, что зачастую педагог, раздав задания, уходит из класса, оставляя детей одних, при этом запирает их на ключ.

«А если пожар или нештатная ситуация, все-таки 4 этаж. Не хочется подвергать детей опасности! Решить вопрос в школе не смогли. При встрече родителей с директором школы директор посоветовала искать другую школу, если эта не нравится. (..) На протяжении двух лет я и другие родители детей, обучающихся в 3 (..) классе МАОУ "Школа №13", пока, к сожалению, безуспешно, пытаемся огородить своих детей от оскорблений и причинения моральных страданий со стороны классного руководителя. Неоднократно учительница обзывала моего ребенка, аналогичная ситуация, со слов родителей детей, происходила и в отношении других детей», - говорится в жалобе.

Надо сказать, что после скандала родители разделились на два лагеря: одни против учителя, другие — за. Мама мальчика, которому связали ноги, опасается, что инцидент будет замят, а непедагогическое поведение учительницы продолжится.

В Великом Новгороде учительница школы № 13 связывала ноги мальчику во время уроков. Об этом сообщает агентство «Великий Новгород.ру».

По словам матери мальчика, школьник постоянно подкладывал ногу под себя на уроках, когда сидел на стуле, чтобы быть выше и видеть доску. Учительница связала ноги школьнику.

Министерство образования региона организовало проверку, в ходе которой было проведено собеседование с администрацией и педагогами школы. Также было проведено анкетирование и беседами с детьми.

Медсестра, работающая в школе, заявила, что размер школьной мебели соответствует росту мальчика и правила рассадки детей в классе соблюдены. По данным министерства, факт оскорбления учителем своих учеников не подтвердился.

«Факт применения физических действий в отношении Вашего сына со стороны [учителя] подтвердился. Учитель не имела право связывать ноги ребенку веревкой даже в воспитательных целях, заботясь о его правильной осанке при письме», — сказано в письме родителям.

Учителю и заместителю директора школы № 13 объявлены дисциплинарные взыскания в виде замечаний. Также были признаны нарушения санитарных норм и нормативов при составлении расписания уроков. Директору школы Ирине Семёновой приказано устранить нарушения.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Сегодня начался основной период Единых государственных экзаменов — выпускники сдают ЕГЭ по литературе, географии и химии. Ученики онлайн-школы подготовки к ЕГЭ «Умная школа» из Владивостока уже написали экзамен и рассказали «Мелу» о своих впечатлениях.

Нас предупреждали, что на входе будут проверять карманы, досматривать — но этого не было, мы просто проходили через рамку, а охранник дополнительно просвечивал нас металлодетектером.

Ребят из одной школы рассадили по разным этажам, чтобы мы никак не пересекались. Очень долго печатали КИМы, зачитывали правила ЕГЭ. В каждой аудитории было по две камеры, ещё перед экзаменом приехали репортеры с телевидения, у некоторых ребят брали интервью. Сегодня был дикий ливень, это немного нагнетало обстановку.

Но когда раздали кимы, я выдохнула. В тестовой части все вопросы были довольно простыми, для мини-сочинений были темы, к которым я была готова: в первой части — Евгений Онегин и тема сна, и «Песенка об Арбате» Окуджавы. Темы для больших сочинений были довольно сложные: «Шинель» Гоголя, «Матрёнин двор» Солженицына, экспериментальная тема о том, какие советы можно дать иллюстратору произведений Салтыкова-Щедрина, любовная лирика поэтов XX–XXI веков и лирика Тютчева — я выбрала последнюю тему. Было тяжело уложиться в положенный срок: дома пробники я писала гораздо быстрее.

В целом, я довольна, как всё прошло. Надеюсь на хороший результат и планирую поступать на журфак.

Алиса Морока, ученица 11 класса, сдавала литературу

Мне попался довольно сложный вариант. В первой части был фрагмент о детстве Обломова, сопоставление текстов на тему образования. В этом году в кодификатор добавили зарубежных авторов, в части лирики мне попался Гёте в переводе, сопоставить его нужно было с другими стихотворениями на тему «Человек и природа» — я цитировал стихотворение Пастернака.

Тестовая часть была несложная, но у меня была техническая проблема: в задании, где нужно вставить термины в характеристику стихотворения, у меня не хватило клеточек. Я хотел написать, что стихотворение относится к лирике и начинается риторическим восклицанием — но умещалось только «ЛИРИКЕРИТОРИЧЕСКИМВОСКЛИЦАНИЕ», на букву «М» не хватило места. На курсах мне говорили, что писать ответы нужно не в именительном падеже, а именно в форме, которая подходит для заполнения пропусков. Я спросил организаторов, что мне делать, мне сказали: «Мы не знаем, оставляй так, как есть». Не знаю, как это оценят.

Больше всего я не уверен в своём большом сочинении. По лирике писать сочинения мне сложнее чем по прозе, экспериментальное задание я брать не стал, «Матрёнин двор» помню плохо. Я выбрал тему: «Что символизирует шинель в одноимённой повести Н. В. Гоголя». Детали произведения я немного подзабыл, но всё равно написал о шинели как о символе значимости в жизни человека. Надеюсь, что я попал.

В пункте проведения было довольно спокойно. Единственные, мне было удобно сидеть, держа одну руку на коленке — организаторы попросили меня положить руку на стол. Больше ничего такого не было.

Я хочу поступать в Санкт-Петербург на журналистику или филологию. Но в этом году сократили количество заданий, а количество баллов осталось тем же, поэтому цена ошибки возросла. Буду надеяться на моё сочинение по «Шинели».

Степан Луговой, ученик 11 класса, сдавал литературу

В 2022 году все выпускники, которые планируют поступать в вузы, сдают обязательные экзамены по русскому языку и математике (последнюю — на базовом или профильном уровне), а также предметы по выбору. Выставление результатов занимает от 7 до 14 дней, их можно посмотреть через портал госуслуг или официальный сайт ЕГЭ.

Нормы общения учителей и учеников постоянно меняются. В СССР педагоги приглашали школьников в гости на чай — и это считалось нормальным. Сегодня же вместо чаепития все общаются в социальных сетях и снимают на переменах совместные видео. Мы поговорили со всеми участниками образовательного процесса и узнали, какие взаимоотношения для них наиболее комфортны.

Мнения учителей: лучше не лайкать учеников в соцсетях

Зинаида, учитель китайского языка:

Как обращаться к ученику — решать учителю. Это во многом зависит от его педагогических ценностей и мировоззрения. Я к подросткам обращаюсь на «вы», не вкладываю в это какого-то нравоучительного смысла. Просто мне так комфортнее. К тому же «вы» сохраняет субординацию, которая должна присутствовать в отношениях «учитель — ученик», несмотря на всю их сегодняшнюю либерализацию.

Но иногда для учеников обращение на «ты» может быть более комфортным. Однажды я обратилась к одиннадцатикласснице на «вы», на что она сказала: «Говорите мне „ты“, „вы“ меня оскорбляет».


В моей практике я ни разу не слышала, чтобы ученик обращался к учителю на «ты». Даже самые отъявленные хулиганы «выкают». Наверное, я бы удивилась, услышав в свой адрес «ты» от семиклассника. Но попыталась бы понять, почему он так говорит, понаблюдала бы. Всегда нужно понимать, что стоит за этим «ты». Пару раз я слышала, как между собой ученики называют меня просто по имени. Я не против.

Что касается дружбы в социальных сетях, то нужно понимать, что мы подразумеваем под этим «френдингом».

Я принципиально не лайкаю своих учеников. Мне кажется, что подросток может придать лайку слишком большое значение

Школьник может подумать, что если я его не лайкнула, то он мне не нравится. Хотя лайки мы часто ставим просто на автомате. Если дети лайкают меня, я не против.

Есть ли грань при общении в интернете? Для меня есть. Учитель в каком-то смысле публичная фигура, и его профессиональный статус накладывает некоторые ограничения. Профиль в соцсетях не живет отдельной жизнью: это наше продолжение. Поэтому говорить о том, что в школе я такая, а в жизни другая, на мой взгляд, немного странно. Ситуация, когда диетолог рассказывает о вреде переедания, а сам выкладывает фото, где намазывает майонез на десятый бутерброд, вызовет вопросы. То же самое с учителями. И дело не в том, что «учитель имеет право на личную жизнь», а в последовательности его действий. Осторожная публичность — не урезание права на личную жизнь, а скорее специфика профессии.

Станислав, учитель информатики и программирования:

Если в школе нет установленных правил, нужно интуитивно понять, что удобно для конкретных детей. Можно начать с вежливого обращения «вы», а потом перейти на «ты» — это достаточно просто. В то время как переход с «ты» на «вы» обычно получается довольно неловким, это как вдруг сказать:

«Побольше уважения, сударь, мы тут все-таки в системе народного просвещения»

Ходить друг к другу в гости — это очень странно. Если, конечно, учителя и родителей ученика не связывают дружеские отношения. В остальном — сомнительно. Со времен СССР, когда это считалось нормальным, многое изменилось.

Учитель — это все-таки работа, а не призвание. И родители хотят, чтобы услуги оказывались качественно. А услуга — это образовательный процесс (образование, подготовка к экзаменам, на сдачу возьмите немного воспитания). Личного должно быть минимум.


Мнения родителей: «вы» помогает учителю установить правильную дистанцию

Мария, мама шестиклассницы:

В России обращение к детям на «ты» — норма не только со стороны учителей, но и вообще всех взрослых. Я отношусь к этому спокойно. Когда сама обращаюсь к незнакомым детям на «вы», то скорее чувствую себя неловко, потому что у нас в культуре так не принято. Хотя, на мой взгляд, это задает совсем другой тон общения — можно сравнить, как звучат учителя Хогвартса в переводе Спивак (там они «тыкают») и в кино (обращаются к детям на «вы»).

Когда говоришь ребенку «вы», он чувствует: ого, со мной обращаются как со взрослым, — и старается вести себя соответственно

Так что в этом смысле «вы» — более выигрышное для учителей обращение. Но, конечно, одной только формы обращения — без уважения к ребенку как к полноправному существу со стороны всей системы — недостаточно, форма — это просто внешний маркер отношения к другим людям.

Лада, мама восьмиклассника:

Мне кажется, что общение учителей и учеников не стоит унифицировать. Например, я знаю, что есть совершенно замечательная школа, где дети на «ты» с молодыми стажерами, которые ведут семинары по предметам. И все относятся к этому спокойно. Но я знаю, что мой сын был счастлив и горд, когда к нему обращались на «вы» учителя в пятом классе: это было уважительно и серьезно. Кажется, тут нет места общим правилам.


Когда я сама была школьницей, то ходила в гости к учителям домой. И относилась к этому абсолютно нормально. Учителя-предметники приглашали к себе домой любимых учеников, чтобы обсудить какие-то дополнительные вопросы. Это было очень здорово. Тебя признали, ты не просто ученик, а интересная личность, равноправный. К своей учительнице литературы я, например, и через 25 лет после школы, и через 30 ходила в гости.

Но уточню: это всегда были женщины. То есть чтобы меня на чай позвал мужчина — это было невозможно. Но и учителей-мужчин тогда было меньше.

Мнения школьников: поход в гости к педагогу — странная идея

Настя, 16 лет:

Раньше я училась в школах, где все учителя обращались на «ты». Я не знала, что можно по-другому, поэтому относилась к этому нормально. Сейчас я учусь в другом месте, и очень многие учителя обращаются к нам на «вы». Для меня это очень интересно: чувствуется взаимоуважение, как будто мы коллеги, которые делятся опытом друг с другом. Конечно, теперь мне больше нравится общаться так, но если кто-то обращается ко мне на «ты», я не против.

Что касается обращений на «ты» к учителям, я бы не хотела так общаться

Педагог может быть хорошим другом, наставником, но все-таки между вами должна быть грань, и это «ты» ее рушит. Мне кажется, что даже если учителю 21 год, то не стоит к нему так обращаться, просто в знак уважения.

В современном мире мы стали меньше доверять друг другу, никогда нельзя быть полностью уверенной в учителе. Поэтому поход в гости к педагогу — странная идея. Тем более что учителя часто живут далеко от школ, и это делает такой визит ещё более странным и невозможным.

Саша, 16 лет:

Я считаю абсолютно нормальным, когда учитель обращается к ученику на «ты» и наоборот. Потому что это разрушает толстенную стену неравенства, которая строилась годами. К тому же мне кажется, что при таком общении учителю проще завоевать доверие ученика.


10 сложных фильмов о конфликте учителя и учеников, которые вы могли пропустить

Мне комфортно общаться с людьми (не только учителями) на равных, поэтому я очень люблю тех преподавателей, которые не ставят себя выше учеников, а просто полностью отдаются своему предмету. Таким образом и контакт с учениками выстраивается и быстрее, и проще.

Естественно, для меня недопустимо хамство, язвительность и повышение голоса со стороны учителя

Как бы некоторым учителям ни нравилось ухмыляться со лживым осознанием того, что они якобы лучше, умнее, мудрее и все в этом духе, для учеников такое обращение с «подчиненными» ставит точку на уважении к преподавателю.


Мнение юриста: законодательство не содержит прямого запрета на внеклассное общение учителей с учениками

Максим Крупский, адвокат:

Действующее российское законодательство не содержит прямого запрета на внеклассное общение учителей с учениками, например в таких формах, как поход в гости или общение в социальных сетях. Закон также не содержит никаких четких требований относительно обращения к ученику на «ты» или на «вы». Вместе с тем, например, пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Понятие этических норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Так, например, пункт 3 примерного положения, в частности, гласит:

«Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Получается, несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на указанные выше внеклассные формы общения с учеником, учитель должен иметь в виду, что такое общение при желании довольно легко можно подвести под определение «действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей». А также под нарушение запрета «избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность», что, в свою очередь, может повлечь за собой правовую ответственность.

Мнение психолога: не стоит забывать, что учитель всегда остается публичной персоной

Татьяна Панина, психолог:

Некоторые считают, что взаимодействие «учитель — ученик» должно ограничиваться строго школьными рамками. Ведь для всего остального у ребенка есть родители, друзья, родственники. А кто-то видит в преподавателе наставника для молодого человека, призванного помочь разобраться в себе и в других.


«Учитель всегда прав» и ещё 7 стереотипов о российской школе, которые её портят

К сожалению, не каждый родитель в силу различных обстоятельств готов в полной мере взять на себя роль наставника, поэтому раньше в богатых семьях эту роль выполнял именно учитель. В его обязанности входило как преподавание различных дисциплин, так и помощь ребенку в познании себя и окружающего мира, в котором так много непонятного.

Сейчас легко добавить преподавателя в друзья в социальных сетях, но не стоит забывать, что, независимо от возраста, учитель для ученика является примером для подражания. Поэтому, если учитель допускает, что к нему в друзья будут добавляться ученики, смотреть его фотографии, читать посты, ему необходимо фильтровать свой контент.

Даже если «сомнительные» фотографии будут восприняты учениками спокойно, они могут вызвать возмущение родителей

Не стоит забывать, что учитель всегда остается публичной персоной и для учеников, и для их родителей и, если ему хочется поделиться веселыми фотографиями с отдыха со своими друзьями, лучше делать это в закрытом аккаунте.

Инцидент в школе Великого Новгорода: Учительница связала ноги ребёнку

В редакцию ИА «Великий Новгород.ру» обратились родители ученика 3 класса школы №13 областного центра с просьбой придать огласке произошедшему в школе неоднозначному случаю. Родители также написали на прошлой неделе жалобу в новгородскую прокуратуру, детскому омбудсмену и в региональный департамент по надзору и контролю в сфере образования (жалоба в распоряжении редакции имеется).

По словам мамы, в прошлый понедельник учительница связала ребенку ноги, чем «причинила не только физическое, но и нравственное насилие». Дело в том, что, сидя на стуле, одну ногу школьник подкладывал под себя, чтобы быть выше и видеть за спинами одноклассниц, что написано на доске.

Из жалобы родителей в прокуратуру:

«17 января 2022 года в классе с моим ребенком произошла ситуация за гранью дозволенного по отношению к моему ребенку со стороны преподавателя (..). На последнем уроке учитель связала ноги моего ребенка веревкой. Я об этом узнала от родителей, которые стали мне писать и звонить, спрашивая, знаю ли я о произошедшем, и рассказывая об указанной ситуации со слов детей. Поговорив с ребенком, узнала, почему он мне ничего не рассказал. Сын сказал, что очень боится преподавателя (..), при упоминании об этой ситуации он трясется. Сын мне сообщил, что, действительно, она связала ноги веревкой, сначала хотела скотчем, но не нашла, и достала веревку из шкафа. От родителей я узнала, что мой сын был связан в связи с тем, что сидел на ноге. Но мой сын самого маленького роста в классе, а сидит за 3 партой, и поскольку ему ничего не видно, он вынужден сидеть на одной ноге, чтобы хоть что-то видеть из написанного на доске. Я неоднократно обращалась к (..) с просьбой пересадить поближе моего сына или хотя бы решить эту проблему, однако до настоящего времени данный вопрос не решен. Я считаю, что моему ребенку нанесена психологическая травма. Физическое насилие над ребенком в стенах школы, особенно со стороны учителя, недопустимо».

Когда о произошедшем стало известно родителям всего класса, учительница заявила детям, что всё это было шуткой. Но такой ответ не всех удовлетворил, и некоторые возмущенные мамы отправились к директору. Однако, по их словам, ничего не добились - им было предложено отозвать жалобу из надзорных органов.

Как уверяет мама мальчика, это не единственный неприятный инцидент с её сыном.

Из жалобы:

«Дети на перемене бегали, а в начале урока учитель поставила моего ребенка и одноклассника перед всем классом и заставила прыгать "как зайчики" и извиняться. Мой сын попрыгал и сел за парту, а одноклассник извиняться отказался, заплакал, и был осмеян учителем на весь класс. Впоследствии ребенок был переведен родителями в другой класс».

Есть претензии и к организации учебного процесса. Дело в том, что третьеклассники учатся во вторую смену. Уже несколько лет, как уверяют родители, у них нет единственного классного руководителя — класс сейчас ведут два педагога. Учительница, к которой у мам претензии, обучает основным предметам, причем идут они последними уроками.

«Наши дети обучаются во вторую смену, представьте только, как дети будут писать контрольную на четвертом уроке, если до этого у них было три урока, из которых один — физкультура», - возмущается мама мальчика.

Недовольны родители и тем, что класс находится на 4-м этаже, хотя начальная школа должна заниматься на первом. Но особенно мам беспокоит, что зачастую педагог, раздав задания, уходит из класса, оставляя детей одних, при этом запирает их на ключ.

«А если пожар или нештатная ситуация, все-таки 4 этаж. Не хочется подвергать детей опасности! Решить вопрос в школе не смогли. При встрече родителей с директором школы директор посоветовала искать другую школу, если эта не нравится. (..) На протяжении двух лет я и другие родители детей, обучающихся в 3 (..) классе МАОУ "Школа №13", пока, к сожалению, безуспешно, пытаемся огородить своих детей от оскорблений и причинения моральных страданий со стороны классного руководителя. Неоднократно учительница обзывала моего ребенка, аналогичная ситуация, со слов родителей детей, происходила и в отношении других детей», - говорится в жалобе.

Надо сказать, что после скандала родители разделились на два лагеря: одни против учителя, другие — за. Мама мальчика, которому связали ноги, опасается, что инцидент будет замят, а непедагогическое поведение учительницы продолжится.

ФОТО: Открытые источники


Читайте "Великий Новгород.ру" в Яндекс.Дзен

Читайте также: