Выховски связал формирование проблемных паттернов дыхания с

Обновлено: 23.04.2024

А.Выховски основывает свою классификацию телесных проекций личностной проблематики на возможных личностных нарушениях во время четырех стадий раннего психомоторного развития (проявляющихся, в частности, в искажениях процесса дыхания). Предметом своей деятельности он называет паттерны дыхания, и для психотерапевтической работы с каждым из таких проблемных паттернов он определяет свою специфическую конечную цель

Такой целью для работы с первым паттерном, соотнесенным с проблемой включенности и принятия, становится помочь клиенту установить контакт с собственным дыханием. Внутри работы с данным паттерном контакт клиента с терапевтом не очень значим - скорее терапевт пытается стать хорошей социальной средой для клиента, в которой тот может почувствовать самого себя, найти свое дыхание в общем контексте ощущений. Для достижения этой цели Выховски работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы усилить его контакт с самим собой. Главной задачей для клиента становится отпустить себя, расслабиться. Когда первая поза выбрана и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться установить контакт между своими руками и телом клиента. Признаком «хорошего» контакта является «да»-реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Если реакция на контакт положительная, Выховски предлагает переходить к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некотором клиентам помогает сгибание тела, другим - постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом - как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, итогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания переживаний, пульсация сгибания - разгибания, сворачиания - разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным «Я».

Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на пол на боку, свернувшись калачиком и закрывает глаза. Второй укладывается у него за спиной, как бы плотно обтекая его тело своим, подставляет свои ступни под его ступни и кладет ему руку на макушку. Минуты три-четыре второй партнер сохраняет неподвижность, стараясь пристроиться к дыханию первого, а затем начинает очень осторожные и мягкие движения - на вдохе первого слегка надавливает своими ступнями ему на стопы, а ладонью - ему на макушку. На выдохе давление должно исчезать. Если у первого партнера, лежащего калачиком, начнут возникать какие-то движения, второй никак им не препятствует, сохраняя ритм своих движений, соотнесенных с дыханием первого.

Целью работы со вторым паттерном дыхания, отражающим для Выховски проблему неумения распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низкоэнергетического уровня клиента и стиуляция импульсов вдоха. Напрямую этого можно добиться, например, сильным надавливанием на грудную клетку. Однако, во многих случаях реакция клиента на стимуляцию извне, от терапевта, окажется слишком слабой. Тогда, по мнению Выховски, нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их именно со вдохом. Для этих целей вполне может быть применено следующее упражнение.

Упражнение лучше применять для работы один на один с клиентом. Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психотерапевт усаживается очень близко за ним, почти утыкаясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них. Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в стороны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На выдохе руки клиента возвращаются в прежнее положение - психотерапевт опять следует за ним . На этом этапе психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента. Однако после трех-четырех вздохов психотерапевт начинает сопротивлятся разведению рук - и, соответственно, вдоху клиента. Сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивлятся только в начале или, наоборот, в конце вдоха, можно в какой-то момент перестать сопротивлятся вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать. Единственное чего нельзя делать психотерапевту - влиять на движение рук клиента при выдохе. Все остальное - можно и по возможности, в непредсказуемой последовательности. То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень много информации, которую можно обсудить после завершения упражнения, потому что все это - лишь отражение обычной жизненной стратегии клиента.

Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия - это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.

Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере - с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации. Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт - давление, отталкивание, - так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.

Для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк - от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Примером такой работы может служить следующее упражнение.

1. Классификация проблемных паттернов дыхания по а. Выховски

Одна из очень интересных классификаций телесной проблематики принадлежит немецкому психологу Андре-асу Выховски, изначально работавшему в парадигме био­синтеза. Эта классификация в качестве своего главного основания берет специфику дыхания человека и связыва­ет ее с особенностями раннего психомоторного развития.

Дышать для Выховски означает «строить связи с миром, общаться, наводить мосты. Там, где мостов нет, дыхание угасает. Осознав, как много миров дыхание связывает меж­ду собой, мы можем еще острее ощутить его богатство — и, прежде всего, связь бессознательного с сознанием. Про­цесс дыхания непроизволен и бесконечен, «оно» дышит нами, пока мы живы. В то же время мы можем произвольно управлять дыханием, сознательно формировать его.

Кроме того, диафрагма соединяет верхнюю часть тела с нижней, а также спину с передней частью тела. Идет об­мен импульсов между областью сердца и точкой «хара» [в восточных телесных практиках — некий энергетический центр организма, источник жизненной силы], между дви­гательной сферой и сферой чувств, — при условии, что мы позволяем этот обмен.

И, наконец, этимология греческого, латинского, древне­еврейского слова и санскрита напоминает нам о тесном сплетении дыхания, жизни и души, о вечном взаимодей­ствии между священным духом, создающим жизнь, и есте­ственным природным дыханием, жизнь сохраняющим.

Традиционно считается, что душа соединяет нематери­альный мир чистого духа с плотской, чувственной приро­дой тела. Дыхание связывает эти два мира, привносит дух в материю».

Осознав роль дыхания как посредника, следует так же помнить, что оно не только регулирует другие системы, но и само подвержено воздействию различных факторов. Можно сказать, что дыхание и вся жизнедеятельность че­ловека образуют систему, саморегулирующуюся с помо­щью двойных и множественных обратных связей.

В своей классификации А. Выховски опирается на пе­риодизацию раннего развития, взятую из традиции биосин­теза, которая описывает четыре фазы развития ребенка — а значит, и его взаимодействия с окружающим миром. Пер­вая фаза называется тактильной, или фазой рождения. Главным для ребенка в это время является построение ба­зовой связи, взаимоотношений матери и ребенка, — с тем чтобы рождение человеческого существа произошло в мак­симально безопасном и доброжелательном окружении. Ребенок получает представление о мире через кожу и орга­ны чувств.

Во время второй фазы — оральной, или фазы кормле­ния — основное значение имеет «радость получения от дру­гих». Потребности организма приводят к динамическому контакту с другим человеком и, следовательно, с миром че­рез область рта как моторного центра. Для нормального развития на этой фазе необходимо, чтобы этот контакт и получаемая во время него поддержка — то есть, по сути дела, принятие ребенка миром — были достаточными, что­бы ребенок научился определять и выражать свои потреб­ности и их фрустрации.

В третьей, анальной фазе, или фазе роста и контроля, у ребенка развивается все большее количество способнос­тей, умений и навыков. Моторные и речевые навыки помо­гают становлению воли и автономности. Вопрос регулиро­вания анальной области распространяется на более общие вопросы контроля и сепарации, а также исследования воз­можных границ внутри конфликта.

И, наконец, в четвертой, генитальной фазе, или фазе по­иска близости и единства, растет осознание ребенком соб­ственной половой идентичности в различных социальных контекстах. И если его коммуникации проходят в целом бла­гополучно, то это закладывает основы для интеграции ума, души и сексуальности, а также для равновесия между либи-дозными импульсами и творческим выражением.

Таким образом, во время каждой из этих фаз формиру­ются четыре базовых паттерна человеческого взаимодей­ствия; в случае же серьезных нарушений нормального раз­вития, по мнению А. Выховски, эти паттерны формируют­ся как проблемные. Соответственно, каждой фазе развития соответствует вполне определенное нарушение физиоло­гического и личностного функционирования человека и, следовательно, конкретное нарушение естественного про­цесса дыхания.

Ключевой задачей, решаемой во время первой фазы, Выховски считает способность человека по-настоящему присутствовать в мире, существовать, принимая его и себя в нем, поскольку присутствие требует признания челове­ком своего собственного существования. Внимание психо­терапевта при распознавании наличия у клиента пробле­мы, связанной с нарушениями первой фазы развития, на­правлено на то, в какой степени последний находится в контакте с самим собой и с терапевтом. В дыхании отсут­ствие такого контакта и, следовательно, ключевая пробле­ма включенности и принятия проявляется в разбаланси-рованном, поверхностном дыхании, на котором клиент сам практически не в состоянии сосредоточиться. Такой вари­ант Выховски называет первым проблемным паттерном дыхания.

Основная задача второй, оральной, фазы развития — научиться обращаться со своими потребностями. Дыха­ние снабжает тело энергией, поэтому в основе данного пат­терна лежат циклы накопления и выброса энергии. Повер­хностное дыхание создает дефицит питания и энергии в организме, что препятствует распространению двигатель­ных импульсов. Соответственно, устойчиво неглубокий, поверхностный вдох у клиента является для Выховски ос­новным диагностическим признаком второго проблемного пааткрна дыхания.

Суть третьей, анальной, фазы развития — сепарация и автономия. Для этого должны быть выстроены границы, защищающие человека от того, чего он не хочет, и опреде­ленные навыки, чтобы добиться того, чего хочет. Развитие ребенка на этой стадии включает такие важные виды дея­тельности, как ходьба и речь. Воля и способности быстро развиваются, а вместе с ними растет и борьба за контроль, власть и влияние. При нормальном развитии это выража­ется в стремлении соотнести свой выдох с действиями и выражениями эмоций — ведь мы с вами помним, что выдох является биологическим выражением способности челове­ка презентировать себя в мире, самовыражаться и саморе­ализовываться. При нарушениях в развитии на этой фазе формируется третий проблемный паттерн дыхания, ме­шающий полноценному выдоху и, соответственно, выраже­нию своих чувств и притязаний.

Основная тема четвертой, генитальной фазы развития — способность человека к встрече и коммуникации, вклю­чающая в себя сексуальность и вопросы пола, но выходя­щая за их пределы, в область базовых проблем, человечес­ких отношений и смыслов. Главным диагностическим при­знаком для Выховски, обнаруживающим существование у клиента четвертого проблемного паттерна дыхания, явля­ется его неспособность сохранять устойчивое, ровное, глу­бокое дыхание при глубоком, по-настоящему интимном, очень личном контакте с психотерапевтом.

Анализ предлагаемого подхода. На наш взгляд, главным недостатком предлагаемой классификации является отсут­ствие четких диагностических критериев, которые позво­ляли бы с высокой степенью надежности определить у кли­ента то или иное нарушение дыхания. Непонятным являет­ся, внутри какой модели личности позиционирована эта классификация и посредством каких механизмов осуще­ствляются нарушения нормального развития человека.

В сущности, предлагаемый способ работы вообще не име­ет признаков соответствия критериям практического пси­хотерапевтического подхода. При всей своей простоте и — на первый взгляд — убедительности, он скорее выглядит как набор относительно систематизированных наблюде­ний автора.

Остается вопросом, например, как взаимодействуют между собой на уровне дыхания нарушения, возникающие на разных этапах раннего развития. Ведь, в самом деле, трудно предположить, что родители, «обеспечившие» про­блемное развитие ребенка, например, на оральной фазе, внезапно станут идеальными воспитателями в дальнейшем. Не очень ясно и то, какими конкретными механизмами по­рождается то или иное нарушение дыхания.

Тем не менее, общая концепция А.Выховски хотя бы выглядит достаточно логичной — во всяком случае, на фоне многих других.

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МОТОРНЫХ ПОЛЯХ (по Д. Боаделла)

Еще одна интересная классификация телесных проек­ций личностной проблематики, которую можно отнести к динамическим подходам, принадлежит Д.Боаделла, осно­вателю биосинтеза — одного из направлений современной телесно-ориентированной психотерапии. В основе этой классификации лежит представление о так называемых «моторных полях». Термин «моторное поле» был введен российским ученым Н.А.Бернштейном, который является автором биомеханики — физиологии движений человека. Н.А.Бернштейн на основании обобщения всей совокупно­сти топологических и метрических свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел поня­тие моторного поля. Моторное поле — это освоенная в ре­зультате осуществления движений большая или меньшая часть геометрического пространства. Если геометрическое пространство первоначально является перцептивно пус­тым, то строящееся моторное поле начинает заполняться своего рода «чувственной тканью». Моторное поле строит­ся посредством поисковых пробующих движений, зонди­рующих пространство во всех направлениях. Движение имеет не только пространственные и временные коорди­наты, но и смысловые.

Биосинтез на практике исследует особенности мотор­ных полей, «проблему индивидуальных моторных профи­лей» (в терминологии Н.А. Бернштейна) конкретного чело­века. Моторные поля в норме биосинтез описывает как спектр естественных двигательных тенденций, а в патоло­гии — как фиксированные жизненные установки, умень­шающие двигательные возможности человека. Каждое из них рассматривается как возникающее на какой-либо фазе психомоторного развития человека и существующее впос­ледствии на уровне целостных телесных проявлений. Иначе можно сказать, что Д.Боаделла называет моторными поля­ми паттерны реагирования, которые активизируются в про­цессе развития ребенка и — при неблагоприятном разви­тии событий — деформируются в ходе адаптации.

Терапевт может видеть моторные паттерны клиента в характерной форме тела, привычных движениях, в его язы­ке и особенностях восприятия окружающего мира. В нор­ме человек осваивает проявления каждого из полей и ис­пользует их сбалансировано. Преобладание же одного из них является показателем наличных психологических про­блем человека, что проявляется в привычных паттернах поведения и реагирования — своего рода индивидуальной психологической защите.

Д. Боаделла выделяет девять моторных полей, восемь из которых являются парными, представляя как бы два полю­са какого-либо движения, а девятое оказывается интегри­рующим их взаимодействие. Таким образом, моторные поля являются, по сути дела, классами определенных, сходных по функциям, смыслу и внешней конфигурации Авижений. Судя по всему, биосинтез не предполагает пос­ледовательного освоения моторных полей, но нам кажется обоснованным отнести эту классификацию к динамичес­ким подходам, поскольку она все же связывает возникно­вение тех или иных личностных проблем с развитием опре­деленных способностей ребенка в процессе его раннего психомоторного развития.

Первая пара моторных полей — это поле флексии (сжа­тия) и экстензии (расширения). Эти поля характеризуют особенности расположения человека в пространстве. Поле флексии обеспечивает «собирание себя», уменьшение за­нимаемого человеком пространства. Будучи гипертрофи­рованным, это поле проявляется в патологическом сжатии тела, «сворачивании себя» человеком. Ресурсом этого поля является создание безопасности, собранность, а фиксация на флексивных движениях, напротив, чаще всего встреча­ется у очень тревожных людей.

Поле экстензии обеспечивает способность человека к увеличению собственного жизненного пространства и от­крытости к миру. Д.Боаделла выделяет три варианта про­явлений поля экстензии в движениях рук — расширение, связанное с чувством свободы и силы, достижение как кон­такт с другими людьми и раскрытие как контакт со своими чувствами. Поле экстензии связано с ощущением откры­тости и свободы человека. Преобладание у человека дви­жений, относящихся к полю экстензии, чаще всего гово­рит о чрезмерной двигательной и личностной экспансив­ности при неспособности адекватным образом выразить собственные чувства.

Вторая пара моторных полей — поле аттракции (притя­гивания и удержания) и поле оппозиции (отталкивания). Эти поля характеризуют ощущение человеком своих гра­ниц и силы путем отталкивания и связаны прежде всего с качеством социальных взаимодействий, с умением сохра­нять собственную автономность, не попадая в эмоциональ­ные и прочие зависимости. Поле аттракции включает в себя все движения, посредством которых человек может что-либо приблизить к себе, ввести в собственное жизненное пространство. Его основным ресурсом является способ­ность удовлетворения собственных потребностей за счет чего-либо, находящегося во внешнем мире — от потребнос­ти в пище до потребности в любви и признании. Преоблада­ние в двигательном «ассортименте» человека аттрактивных движений характерно для людей экстрапунитивных, склон­ных к попаданию в разнообразные зависимости и решаю­щих свои проблемы в основном за счет окружающего мира. Поле оппозиции связано с отстаиванием своих интересов и обеспечивается за счет отталкивающих, отстраняющих дви­жений. Гипертрофированное развитие оппозиционных дви­жений чаще всего свойственно ригидным людям, испыты­вающим сложности в выстраивании личных отношений, конфликтным, не переносящим критики и т. д.

Третья пара моторных полей — поле ротации (враща­тельных движений) и поле канализации (прямолинейных и целенаправленных движений). Эта пара полей характе­ризует основные направления движения человека в про­странстве. В движениях поля ротации — вращательных, огибающих, «обтекающих» — осуществляется гибкость человека как его способность пластично адаптироваться к изменениям окружающей среды. Движениями же поля канализации — прямыми, напористыми, «сфокусирован­ными» — обеспечивается решительность и настойчивость в продвижении к цели. Становясь проблемным личностным паттерном, движения поля аттракции характеризуют лю­дей, не способных к решительным действиям, не умеющих впрямую отказывать, добиваться своего, высказывать сколь­ко-нибудь определенные точки зрения и намерения. Люди, в действиях которых преобладают движения поля канали­зации, обычно крайне прямолинейны, склонны идти «напро­лом», платят несообразно большую цену за достижение раз поставленной цели, очень тяжело приспосабливаются к вне­шним изменениям.

Четвертая пара моторных полей — это поле активации, обеспечивающее способность человека к быстрым энер­гичным действиям, и поле абсорбции, отвечающее за спо­собность расслабляться и находиться в относительном покое. Эта пара полей регулирует смену энергетических циклов в жизни человека. Они относятся к принимающей и регенерирующей парасимпатической фазе и активной, разряжающей симпатической фазе функционирования вегетативной нервной системы. Становясь преобладаю­щим проблемным паттерном, движения поля активации характерны для сверхактивных людей, заменяющих глу­бину и полноту контактов их обилием, удовлетворение от выполняемой деятельности — частой ее сменой, не способ­ных к полноценному отдыху и расслаблению. Людям же с чрезмерно развитым полем абсорбции, напротив, трудно заставить себя «собраться», сконцентрироваться и заста­вить себя что-либо сделать.

Перечисленные четыре пары противонаправленных по­лей интегрируются полем пульсации, которое обеспечива­ет контакт человека с самим собой и с внешним миром. Это поле дает человеку возможность свободного, адекват­ного ситуации выбора предпочтительного моторного поля и их произвольного комбинирования. Как интегрирующее поле, поле пульсации связывает дыхание с движениями, чувствами и когнитивной сферой человека.

Анализ предлагаемого подхода. Эта классификация кажется нам интересной, поскольку дает достаточно мно­го возможностей для расширения описания и толкования психологического содержания моторных полей и, следова­тельно, позволяет соотнести конкретную психологическую проблематику клиента с определенными нарушениями в процессе их развития. Весьма неопределенным остается, тем не менее, представление о поле пульсации — это поле является, по сути дела, воображаемым, гипотетически пред­полагаемым, поскольку нет точных и конкретных указаний на его внешние проявления ни в норме, ни в патологии. То есть понятно, что какое-то поле должно интегрировать ра­боту всех остальных полей, но как именно оно функциони­рует в процессе осуществления этой интеграции, оказыва­ется неясным.

Кроме того, на наш взгляд, в процессе создания этой клас­сификации ее автор основывался не на целостном пред­ставлении о личностном функционировании человека, а на эмпирических наблюдениях за его телесным функциони­рованием. Разумеется, можно возразить, что представле­ние о моторных полях — это всего лишь одна из составных частей биосинтеза, и она не может считаться базовой для этого направления в современной телесно-ориентирован­ной психотерапии. Не в меньшей степени, например, в био­синтезе используется и периодизация А.Выховски (см. соот­ветствующий раздел). Но тогда остается весьма непонят­ным, каким образом эта составная часть встраивается в прочие имеющиеся в биосинтезе знания.

Следует заметить, что несмотря на популярность и до­вольно бурное — во всяком случае, в нашей стране — раз­витие биосинтеза в последние годы, в его теоретических построениях отсутствует целостное представление о струк­туре личности человека, механизмах ее развития и патоге­неза — и уж тем более описание механизмов, способных обеспечить эффективность терапевтического воздействия. Как уже говорилось, никак не определены взаимоотноше­ния отдельных частей биосинтеза — трудно понять, напри­мер, как соотносятся между собой две приведенные клас­сификации личностных нарушений. И уж совсем непонят­но, как на основе такой сложной мозаики из отдельных частей метода (а биосинтез позиционирован именно как метод телесно-ориентированной психотерапии) можно выстроить целостную психотерапевтическую стратегию.

Как вы помните, А. Выховски основывает свою классификацию телесных проекций личностной проблематики на возможных личностных нарушениях (проявляющихся, в частности, в искажениях процесса дыхания) во время четырех стадий раннего психомоторного развития. Предметом своей деятельности он называет паттерны дыхания, и для психотерапевтической работы с каждым из таких проблемных паттернов он определяет свою специфическую конечную цель.

Такой целью для работы с первым паттерном, соотнесенным с проблемой включенности и принятия, становится помочь клиенту установить контакт с собственным дыханием. Внутри работы с данным паттерном контакт клиента с терапевтом не слишком значим - скорее, терапевт пытается стать хорошей социальной средой для клиента, в которой тот может почувствовать самого себя, найти свое дыхание в общем контексте ощущений. Для достижения этой цели Выховски работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы усилить его контакт с самим собой. Главной задачей для клиента становится отпустить себя, расслабиться, или, как принято говорить в биосинтезе, центрироваться. Позиции, когда клиент лежит на спине, на животе или на боку, хорошо подходят для этой цели. Когда первая поза выбрана и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться установить контакт между своими руками и телом клиента в выбранной позе. Признаком такого – «хорошего» - контакта является «да»-реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Если реакция на контакт положительная, Выховски предлагает переходить к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некоторым клиентам помогает сгибание тела, дальнейшее сворачивание клубочком, другим - постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом - как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, и тогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания переживаний, пульсация сгибания - разгибания, сворачивания - разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным «Я».

Принимающая позиция терапевта позволяет ему следовать за клиентом, даже если тот перестает дышать. В качестве одного из вариантов такого рода работы мы предлагаем вам

Упражнение «ЭМБРИОН»

Упражнение выполняется в паре, поэтому его вполне можно использовать и в индивидуальной, и в групповой работе.

Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на пол на боку, свернувшись калачиком, и закрывает глаза. Второй укладывается у него за спиной, как бы плотно обтекая его тело своим, подставляет свои ступни под его ступни и кладет руку ему на макушку (фото 33). Минуты три-четыре второй партнер сохраняет неподвижность (контакт «земля»), стараясь пристроиться к дыханию первого, а затем начинает очень осторожные и мягкие движения в режиме контакта «воздух» - на вдохе первого слегка надавливает своими ступнями ему на стопы, а ладонью – ему на макушку. На выдохе давление должно исчезать. Если у первого партнера, лежащего калачиком, начнут возникать какие-то движения, второй никак им не препятствует, сохраняя ритм своих движений, соотнесенных с дыханием первого.

Целью работы со вторым проблемным паттерном дыхания, отражающим для Выховски проблему неумения распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низкого энергетического уровня клиента и стимуляция импульсов вдоха. Напрямую этого можно добиться, например, сильным надавливанием на грудную клетку или любым другим применением контакта «воздух».

Однако во многих случаях реакция клиента на стимуляцию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда, по мнению Выховски, нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их именно со вдохом. Активизируя руки, начиная с кистей, а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей - скажем, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. При такой работе могут проявиться самые разные варианты проблемы осознавания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербально. Для этих целей вполне может быть применено, например

Упражнение «РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА»

Упражнение пригодно и для парной работы в группе, но намного лучше применять его для работы один на один с клиентом. В любом случае не стоит использовать его на начинающей группе, участники которой вряд ли окажутся в состоянии грамотно проинтерпретировать происходившее в ходе его выполнения и дать друг другу достаточно ценную информацию.

Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психотерапевт усаживается очень близко за ним, почти утыкаясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них.

Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в стороны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На выдохе руки клиента возвращаются в прежнее положение – психотерапевт опять-таки следует за ним (фото 34). Обратите внимание: на этом этапе работы психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента!

Однако после трех - четырех вздохов психотерапевт начинает сопротивляться разведению рук - и, соответственно, вдоху клиента. Здесь очень важно проявить максимум изобретательности в «осложнении жизни» клиенту: сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивляться только в начале или, наоборот, в конце вдоха, можно в какой-то момент переставать сопротивляться вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать… Единственное, чего нельзя делать психотерапевту – влиять на движение рук клиента при выдохе. Все остальное – можно, и по возможности – в непредсказуемой последовательности.

То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень много информации, которую можно обсудить после завершения упражнения, потому что все это – лишь отражение обычной жизненной стратегии экспериментатора. Но этот опыт пригоден отнюдь не только для диагностики, - ведь экспериментатор сможет попытаться адекватно реагировать на разные варианты сопротивления окружающего мира.

Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии, нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия - это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.

Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере - с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.

Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт - давление, отталкивание, - так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.

Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк - от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Примером такой работы может служить

Упражнение «ПРОБА ГОЛОСА»

Упражнение вполне приемлемо и в индивидуальном, и в групповом формате. Единственное, что следует принимать во внимание при работе в группе – очень часто при выполнении этого упражнения возникают довольно сильные чувства, и психотерапевту нужно быть готовым к последующей работе с ними.

Инструкция для клиента. Лягте на спину, согнув ноги и очень надежно и плотно поставив на пол ступни. Это – необходимое условие техники безопасности (фото 35). Второе, столь же необходимое требование – все упражнение вы делаете с открытыми глазами. Все это нужно для того, чтобы вы сохраняли контроль над ситуацией. Даже если в какой-то момент вам страшно захочется глаза закрыть и в полной мере отдаться тоске, боли, ужасу или каким-то иным переживаниям – постарайтесь остаться в сознании и в окружающей реальности.

Сначала вы послушаете свое дыхание и расслабите нижнюю челюсть. Затем очень осторожно добавите к своему выдоху просто шум – но так, чтобы этим шумом был наполнен весь выдох. И когда вы уже какое-то время «пошумите» на каждом выдохе, попривыкнете к этому и поймете, что ничего страшного не происходит – попытайтесь заменить шум звуком. Звук может быть любым – какой пойдет. Не забудьте, что звучите вы на каждом выдохе!

Когда вы уже освоитесь со звучанием собственного голоса – начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты производимого звука – он ведь может быть весьма разным в зависимости от той гласной, на которой вы звучите. Не забывайте обращать внимание на телесные ощущения. У нас есть серьезные подозрения, что тело будет очень по-разному себя чувствовать на звуках «о-о», «у-у», «ы-ы» и «а-а», например. Только не спешите менять гласные – позвучите каждой из них по одной-две минуты.

Потом можете поисследовать реакции вашего тела на разные громкости звука – от звука почти неразличимого до оглушительного. Опять-таки – не торопитесь! Потом обратите внимание на то, как ваше тело отвечает на высоту звука – от мышиного писка до слоновьего трубного баса.

Затем постарайтесь найти голосом самый неприятный звук – неприятный не столько по слуховому впечатлению, сколько по сопровождающему его телесному ощущению. И, наконец, доставьте себе удовольствие – найдите самый приятный в настоящий момент для вас звук. Неважно, если он будет не слишком красив с точки зрения вокалистов – главное, чтобы ваше тело получило от него истинное удовольствие.

В терапевтической ситуации при работе с четвертым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблему способности человека к встрече и коммуникации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности. Целью психотерапии становится предложение клиенту опыта человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, использующий экспрессивные возможности голоса, взгляда, жестов и движений, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, так как он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности и помочь их вербализовать. Все это необходимо сделать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.

Однако общение и интимность не ограничиваются половой идентификацией. Переживание глубоких человеческих чувств - благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья - так же, как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робостъю. Если отношения доверия уже построены, такие переживания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Одним из вариантов терапевтической работы с четвертым проблемным паттерном дыхания может стать

Упражнение «СТРАСТИ, ЧУВСТВА И МЫСЛИ»

Упражнение может быть использовано и в индивидуальном, и в групповом режиме работы.

Процедура выполнения. Один из партнеров садится на стул так, чтобы спинка находилась не там, где обычно, а сбоку. Не забудьте, что опора желательна почти во всех упражнениях, поэтому ноги ему лучше будет всей ступней поставить на землю. Второй подходит к сидящему с той стороны, где спинка стула не сможет помешать взаимодействию. Для второго очень важно будет на протяжении всего упражнения не забывать о своем комфорте, чтобы ничто не мешало ему чувствовать партнера.

Сначала стоящий положит одну свою ладонь сантиметров на пять-шесть ниже пупка сидящего, а вторую – ему на крестец. Потом оба закроют глаза и сосредоточат все свое внимание на том, что будет происходить в части тела, находящейся между ладонями стоящего, в течение ближайших десяти минут (фото 36).

Затем стоящий очень аккуратно переместит свои ладони выше – одну на то место, куда мы кладем руку, говоря о своих чувствах, а вторую чуть выше лопаток. И снова – десять минут молчаливого контакта, во время которого каждый будет прислушиваться к себе и к происходящему в зоне соприкосновения двух тел (фото 37).

Наконец, одна рука стоящего ляжет на лоб сидящему (обязательно под волосы), а вторая – чуть ниже затылка (фото 38). После выполнения упражнения оба партнера делятся своими переживаниями.

Как вы помните, А. Выховски основывает свою класси­фикацию телесных проекций личностной проблематики на возможных личностных нарушениях во время четырех стадий раннего психомоторного развития (проявляющих­ся, в частности, в искажениях процесса дыхания). Предме­том своей деятельности он называет паттерны дыхания, и для психотерапевтической работы с каждым из таких про­блемных паттернов он определяет свою специфическую конечную цель.

Такой целью для работы с первым паттерном, соотне­сенным с проблемой включенности и принятия, становит­ся помочь клиенту установить контакт с собственным ды­ханием. Внутри работы с данным паттерном контакт кли­ента с терапевтом не слишком значим — скорее терапевт Пытается стать хорошей социальной средой для клиента, в которой тот может почувствовать самого себя, найти свое дыхание в общем контексте ощущений. Для достижения этой цели Выховски работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы уси­лить его контакт с самим собой. Главной задачей для кли­ента становится отпустить себя, расслабиться, или, как принято говорить в биосинтезе, центрироваться. Позиции, когда клиент лежит на спине, на животе или на боку, хоро­шо подходят для этой цели. Когда первая поза выбрана и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться установить контакт между своими руками и телом клиента в выбранной позе. Признаком та­кого — «хорошего» — контакта является «да»-реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Если реакция на контакт положительная, Выхов-ски предлагает переходить к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некоторым кли­ентам помогает сгибание тела, дальнейшее сворачивание клубочком, другим — постепенное раскрытие и вытягива­ние. Нарастание интенсивного контакта с самим собой мо­жет вызвать глубокие переживания, двигательные импуль­сы, усиление контакта с терапевтом — как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые трав­мы, и тогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания пережива­ний, пульсация сгибания — разгибания, сворачивания — разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным «Я».

Принимающая позиция терапевта позволяет ему следо­вать за клиентом, даже если тот перестает дышать. В каче­стве одного из вариантов такого рода работы мы предлага­ем вам следующее упражнение.

Упражнение «ЭМБРИОН»

Упражнение выполняется в паре, поэтому его вполне мож­но использовать и в индивидуальной, и в групповой работе.

Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на пол на боку, свернувшись калачиком, и закрывает глаза.


Второй укладывается у него за спиной, как бы плотно обте­кая его тело своим, подставляет свои ступни под его ступни и кладет руку ему на макушку (фото 33). Минуты три-четы­ре второй партнер сохраняет неподвижность (контакт «зем­ля»), стараясь пристроиться к дыханию первого, а затем начинает очень осторожные и мягкие движения в режиме контакта «воздух» — на вдохе первого слегка надавливает своими ступнями ему на стопы, а ладонью — ему на макуш­ку. На выдохе давление должно исчезать. Если у первого партнера, лежащего калачиком, начнут возникать какие-то движения, второй никак им не препятствует, сохраняя ритм своих движений, соотнесенных с дыханием первого.

Целью работы со вторым проблемным паттерном дыха­ния, отражающим для Выховски проблему неумения рас­познавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низко­го энергетического уровня клиента и стимуляция импуль­сов вдоха. Напрямую этого можно добиться, например, сильным надавливанием на грудную клетку или любым Другим применением контакта «воздух».

Однако во многих случаях реакция клиента на стимуля­цию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда, по мнению Выховски, нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их именно со вдохом. Активизируя руки, начиная с кистей, а также ниж­нюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей — скажем, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. При такой работе мо­гут проявиться самые разные варианты проблемы осозна-вания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербально. Для этих целей вполне может быть применено, например, следующее упражнение.

Упражнение «РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА^»


Фото 34 184

Упражнение пригодно и для парной работы в группе, но намного лучше применять его для работы один на один с клиентом. В любом случае не стоит использовать его на на­чинающей группе, участники которой вряд ли окажутся в

состоянии грамотно проинтерпретировать происходившее в ходе его выполнения и дать друг другу достаточно ценную информацию.

Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психо­терапевт усаживается очень близко за ним, почти утыка­ясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них.

Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в сто­роны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На вы­дохе руки клиента возвращаются в прежнее положение — психотерапевт опять-таки следует за ним (фото 34). Обрати­те внимание: на этом этапе работы психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента!

Однако после трех-четырех вздохов психотерапевт на­чинает сопротивляться разведению рук — и, соответ­ственно, вдоху клиента. Здесь очень важно проявить мак­симум изобретательности в «осложнении жизни» клиен­ту: сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивляться только в начале или, наоборот, в конце вдо­ха, можно в какой-то момент переставать сопротивляться вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать. Единственное, чего нельзя делать пси­хотерапевту — влиять на движение рук клиента при выдо­хе. Все остальное — можно, и по возможности — в непред­сказуемой последовательности.

То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень мно­го информации, которую можно обсудить после заверше­ния упражнения, потому что все это — лишь отражение обычной жизненной стратегии экспериментатора. Но этот опыт пригоден отнюдь не только для диагностики, — ведь экспериментатор сможет попытаться адекватно реагиро­вать на разные варианты сопротивления окружающего мира.

Работа с дыханием в рамках третьего проблемного пат­терна и, соответственно, с проблемой сепарации и автоно­мии, нацелена на равновесие границ и адекватность вы­ражения эмоций. Центральная тема данного паттерна вза­имодействия — это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках со­циальных интеракций.

Энергетически значимую роль играет координация ды­хания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере — с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов кли­ента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.

Страх зачастую связан с трудностями построения гра­ниц. В связи с этим эффективным представляется коорди­нировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапев­тической практике можно использовать как прямой теле­сный контакт — давление, отталкивание, — так и дистант­ный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.

Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк — от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарси-ческих выбросов эмоций и вегетативных реакций. Приме­ром такой работы может служить следующее упражнение.

Упражнение «ПРОБА ГОЛОСА»

Упражнение вполне приемлемо и в индивидуальном, и в групповом формате. Единственное, что следует принимать во внимание при работе в группе — очень часто при выпол­нении этого упражнения возникают довольно сильные чув­ства, и психотерапевту нужно быть готовым к последую­щей работе с ними.

Инструкция для клиента. Лягте на спину, согнув ноги и очень надежно и плотно поставив на пол ступни. Это — не­обходимое условие техники безопасности (фото 35). Вто­рое, столь же необходимое требование — все упражнение

вы делаете с открытыми глазами. Все это нужно для того, чтобы вы сохраняли контроль над ситуацией. Даже если в какой-то момент вам страшно захочется глаза закрыть и в полной мере отдаться тоске, боли, ужасу или каким-то иным переживаниям — постарайтесь остаться в сознании и в окружающей реальности.

Сначала вы послушаете свое дыхание и расслабите ниж­нюю челюсть. Затем очень осторожно добавите к своему выдоху просто шум — но так, чтобы этим шумом был напол­нен весь выдох. И когда вы уже какое-то время «пошуми­те» на каждом выдохе, попривыкнете к этому и поймете, что ничего страшного не происходит — попытайтесь заме­нить шум звуком. Звук может быть любым — какой пой­дет. Не забудьте, что звучите вы на каждом выдохе!

Когда вы уже освоитесь со звучанием собственного го­лоса — начинайте экспериментировать. Попробуйте раз­ные варианты производимого звука — он ведь может быть весьма разным в зависимости от той гласной, на которой вы звучите. Не забывайте обращать внимание на телесные ощущения. У нас есть серьезные подозрения, что тело бу­

дет очень по-разному себя чувствовать на звуках «о-о», «у-у», «ы-ы» и «а-а», например. Только не спешите менять глас­ные — позвучите каждой из них по одной-две минуты.

Потом можете поисследовать реакции вашего тела на разные громкости звука — от звука почти неразличимого до оглушительного. Опять-таки — не торопитесь! Потом обратите внимание на то, как ваше тело отвечает на высо­ту звука — от мышиного писка до слоновьего трубного баса.

Затем постарайтесь найти голосом самый неприятный звук — неприятный не столько по слуховому впечатлению, сколько по сопровождающему его телесному ощущению. И наконец, доставьте себе удовольствие — найдите самый приятный в настоящий момент для вас звук. Неважно, если он будет не слишком красив с точки зрения вокалистов — главное, чтобы ваше тело получило от него истинное удо­вольствие.

В терапевтической ситуации при работе с четвертым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблему способности человека к встрече и коммуникации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности. Це­лью психотерапии становится предложение клиенту опы­та человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, использующий экс­прессивные возможности голоса, взгляда, жестов и движе­ний, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистан­ции, с другой. Именно дыхание выявляет степень интенсив­ности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, так как он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияю­щий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить труд­ности и помочь их вербализовать. Все это необходимо сде­лать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собствен­ных границ.

Однако общение и интимность не ограничиваются по­довой идентификацией. Переживание глубоких человечес­ких чувств — благодарности, сострадания, прощения, люб­ви, радости и счастья — так же как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робос­тью. Если отношения доверия уже построены, такие пере­живания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Одним из вариантов терапевтической работы с четвертым проблемным паттерном дыхания может стать следующее упражнение.

Упражнение «СТРАСТИ, ЧУВСТВА И МЫСЛИ»

Упражнение может быть использовано и в индивидуаль­ном, и в групповом режиме работы.

Процедура выполнения. Один из партнеров садится на стул так, чтобы спинка находилась не там, где обычно, а сбо­ку. Не забудьте, что опора желательна почти во всех упраж­нениях, поэтому ноги ему лучше будет всей ступней поста-


вить на землю. Второй подхо­дит к сидящему с той стороны где спинка стула не сможет помешать взаимодействию. Для второго очень важно будет на протяжении всего упраж­нения не забывать о своем ком­форте, чтобы ничто не мешало ему чувствовать партнера.

Сначала стоящий положит одну свою ладонь сантимет­ров на пять-шесть ниже пуп­ка сидящего, а вторую — ему на крестец. Потом оба закро­ют глаза и сосредоточат все свое внимание на том, что бу­дет происходить в части тела, находящейся между ладонями стоящего, в течение ближай­ших десяти минут (фото 36).

Затем стоящий очень акку­ратно переместит свои ладо­ни выше — одну на то место, куда мы кладем руку, говоря о своих чувствах, а вторую чуть выше лопаток. И снова — десять минут молчаливого контакта, во время которого каж­дый будет прислушиваться к себе и к происходящему в зоне соприкосновения двух тел (фото 37).

Наконец, одна рука стоящего ляжет на лоб сидящему (обязательно под волосы), а вторая — чуть ниже затылка (фото 38). После выполнения упражнения оба партнера де­лятся своими переживаниями.

Читайте также: