Зачем после покидания судна все спасательные плоты необходимо связать линем

Обновлено: 28.03.2024

Выход к местам сбора и посадки в коллективные спасательные сред­ства. По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей, которые должны там собраться. Места сбора указываются при объявлении тревоги. Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого кре­на, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими усло­виями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шер­стяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор. Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необ­ходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминес­центные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеле­ном фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств, выхода из помещения и т. п.

Сбор членов экипажа должен осуществляться:

- при численности экипажа до 15 человек — в течение 3 минут;

- при численности от 15 до 50 человек — в течение 4 минут;

- при численности более 50 человек — в течение 10 минут.

Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа долж­ны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.

Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мо­стика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свобод­ны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.

Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополни­тельных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа, за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика но­симую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.

Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам нали­чие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов.

На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства осо­бенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях, пресекать проявления паники и растерянности.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мости­ка. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность наде­вания.

Старший помощник капитана организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.

Посадка в шлюпки и спуск их на воду. В зависимости от конструкции суд­на посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до нижележащей палубы.

- отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;

- освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;

- действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, вы­водят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;

- закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;

- выбирают втугую фалини и закрепляют их.




Посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава. Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очеред­ность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке: раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди. Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Ко­мандир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равно­мерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира. После посадки всех людей нужно:

- изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;

- открыть топливный кран и запустить двигатель.

Шлюпку спускают на воду потравливанием лопарей шлюпталей. Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюп­ка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.

Когда есть необходимость принять в спущенную шлюпку оставшихся на борту аварийного судна людей, шлюпка удерживается у борта на фалинях, и люди спускаются в нее с помощью трапов, шкентелей с мусингами, сеток или скатов.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спаса­тельных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.

Спуск спасательных плотов и посадка в них. Надувные спасательные пло­ты сбрасываются на воду после отдачи креплений контейнеров. Плоты наветренно­го борта перетаскиваются на подветренный. Перед сбрасыванием нужно проверить крепление ходового конца пускового линя к судну. Когда плот окажется в воде, нужно выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него; включается систе­ма газонаполнения. После надувания камер плавучести плот подтягивают к борту судна за пусковой линь.


Посадка в плот производится по трапам, спасательным шкентелям или с платформы морской эвакуационной системы. При высоте борта до двух метров можно прыгнуть на днище плота через вход, а при высоте до четырех метров — на арки плота после их наполнения. Прыжки на плот допускаются, но не рекоменду­ются, поскольку при этом можно повредить плот или причинить травму человеку, который уже находится на плоту. Если "сухой" переход невозможен, приходится прыгать в воду и попадать на плот из воды. Подплыв к плоту, спасающиеся удер­живаются за спасательный леер и по очереди забираются на плот, используя поса­дочную площадку или посадочный трап.

Если обессилевший человек не может самостоятельно взобраться на плот, то его необходимо развернуть в воде спиной вниз и прибуксировать к входу. Два че­ловека, уже находящиеся на плоту, подхватывают обессилевшего под мышки и резко падают на спину внутрь плота, этим рывком затаскивая его на плот.

Не исключено, что после раскрытия контей­нера и надувания плот окажется на воде переверну­тым вверх дном. При этом он будет накренен на тот край, на котором закреплен газовый баллон. Чтобы привести плот в нормальное положение, нужно раз­вернуть его повышенным краем против ветра и взо­браться на днище, став ногами на газовый баллон. Руками взяться за лямки, пришитые к днищу. Сде­лав глубокий вдох и задержав дыхание, резким рыв­ком опрокинуть плот на себя. Из-под плота вынырнуть в сторону газового баллона, чтобы избежать опасности запутаться в линях, свисающих с противоположной сто­роны. Затем, поднявшись на плот, возможно скорее его осушить.

Отход спасательных средств от борта судна. Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тону­щего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под­ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна. Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отхо­дить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюп­ка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Чтобы отойти от борта судна на спаса­тельном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входя­щих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикреп­ленный к нему нирал. Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна. На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так, чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота. Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

- организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в от­далении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

- после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

- закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

- вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по со­хранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, ука­занных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллектив­ного спасательного средства членов экипажа.

Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо про­тереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости со­здать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха. Если в подтентовое пространство проник из камер угле­кислый газ, нужно проветрить помещение.

Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спаса­ющимся, получившим травмы, и больным.

Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни.

Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами эки­пажа коллективного спасательного средства. Он назначает вахтенных, которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблю­дателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, ко­торые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых услови­ях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спаса­тельный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделятся лица, ответственные за сохран­ность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дож­девой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно устано­вить санитарные нормы для сохранения обитаемо­сти спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту пло­та или шлюпки, а также сведения обо всех происхо­дящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или за­действовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй. Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и по­дачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при под­ходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.

Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное — оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие. Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются греб­ки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными ли­нями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытрав­ливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении. Для уменьше­ния дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые бал­ластные карманы.

Высадка шлюпки и плота на берег. Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в поло­се прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о при­брежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту вол­ны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет прибли­зительно равно длине дректова, опустить плаву­чий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном бере­гу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить раз­ворота.

При сближении с берегом нужно стре­миться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны. Следование к бере­гу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.

Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плаву­чий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже. Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность уда­ров о грунт.

Спасание людей вертолетом. Для спасания людей вертолетом нужно под­готовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от ан­тенн, натянутых тросов и других предметов, за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.

Для предотвращения скольжения вертоле­та после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой "Н", выложенной белыми по­лотнищами. В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки. Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.

Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.

Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого мо­жет достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета ме­таллического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикос­нувшись к металлическим частям судна или к воде.

В подъемное устройство одновременно размещается только такое число лю­дей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фикси­руется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т. п.

Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вер­толета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40-50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.

Оказание помощи терпящему бедствие судну. При оказании помощи тер­пящему бедствие судну капитан обязан, прежде всего, принять все меры для спасе­ния людей. Эта операция выполняется безвозмездно. Спасание судна, груза и дру­гого имущества производится лишь с согласия капитана бедствующего судна, при условии заключения договора о спасании.

До подхода к аварийному судну необходимо наладить с ним связь, выяснить положение и подготовить все аварийно-спасательные средства к предстоящим действиям, составить примерный план действий, размещения спасенных людей и оказания им медицинской помощи.

Для снятия людей с гибнущего судна при помощи шлюпки судно-спасатель выходит на наветренную сторону гибнущего судна и спускает подветренную шлюпку. Пока шлюпка производит снятие людей, судно-спасатель переходит на подветренную сторону аварийного судна, чтобы дать возможность шлюпке со спасенными людьми возвратиться по ветру и волне.

Если состояние погоды не позволяет спустить шлюпку, то спасение людей значительно осложняется. В этом случае линь подают другими способами, напри­мер при помощи линеметательных аппаратов или при помощи поплавка.

Для снятия людей с судна, потерпевшего аварию у берега, может быть ис­пользована канатная переправа.

Рис. Канатная переправа для снятия людей с гибнущего судна

Хорошим средством для подъема людей на борт судна-спасателя является сетка. По сетке могут одновременно подниматься несколько человек, при этом имеется возможность оказания помощи физически слабому человеку или ранено­му, т. к. с обеих сторон могут подниматься другие люди, оказывающие ему по­мощь. Кроме того, необходимо использовать штормтрапы, рекомендуется также вдоль борта расставить людей с бросательными концами, при этом на подаваемой части линя должны быть завязаны беседочные узлы.

1)Кто отдает непосредственную команду на оставление судна?

2)Что определяет место каждого члена экипажа в коллективном спасательном средстве?

3)Какое время отводится каждому члену экипажа, вновь прибывшему на судно, для прохождения обучения и инструктажа по использованию судовых спасательных средств и их снабжению?

4)Как часто каждый член экипажа должен принимать участие в учениях по оставлению судна?

5)Какой процент экипажа должен помещаться в спасательных шлюпках на грузовых судах неограниченного района плавания с каждого борта?

6)Кто из членов экипажа организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых и служебных помещения судна при его покидании?

7)Какие методы посадки людей в спасательные шлюпки и плоты применимы для подготовленных людей при благоприятных погодных условиях?

8)Что обязательно должен проверить командир танкерной спасательной шлюпки перед ее спуском во время покидания судна?

9)За какое время надувается исправный спасательный плот в летний период?

10)За какое время надувается исправный спасательный плот зимой (при температуре -30 градусов по Цельсию)?

11)В чем необходимо убедиться перед сбросом спасательного плота за борт судна?

12)Зачем после покидания судна все спасательные плоты необходимо связать линем?

13)Какой запас плавучести имеет спасательный плот?

14)Почему при покидании судна не рекомендуется прыгать на тент спасательного плота?

15)Зачем необходимо отвести спасательный плот от тонущего судна на дистанцию примерно 200 метром после посадки в него всех людей?

16)Как должны располагаться люди внутри спасательного плота?

17)Почему люди, находящиеся в спасательном плоту, должна располагаться на его днище?

Виды и способы подачи сигналов бедствия

1)Какой звук означает, что судно терпит бедствие и нуждается в срочной помощи?

2)Какой характер мигания огнем или прожектором свидетельствует о том, что судно терпит бедствие и нуждается в срочной помощи?

3)Какой характер движения флага или огня свидетельствует о том, что судно терпит бедствие и нуждается в срочной помощи?

5)Какой флажный сигнал обозначает бедствие?

6)Какой сигнал, поднятой на мачте, означает бедствия?

7)Какое медленное повторяемое движение вытянутых рук означает бедствие?

8)Ракеты или гранаты, какого цвета означают бедствие?

9)Какой цвет ракеты с парашютом означает бедствие?

10)Какого цвета фальшфейер, означает бедствие?

11)Возможно, ли подавать дневные сигналы бедствия ночью, а ночные днем, для привлечения внимания к аварийному судну?

12)Какой из сигналов, показанных на рисунке, не является сигналом бедствия?

13)Какой из сигналов, показанных на рисунке, обозначает бедствие?

14)Можно ли использовать сигнал бедствия в иных целях, кроме просьбы о помощи?

Выживание на море

Сохранение жизни людей в спасательных средствах

1)Какие меры предпринимают, чтобы увеличить способность спасательных шлюпок и плотов к обнаружению?

2)Какой запас топлива должен быть у спасательной шлюпки, чтобы двигатель работали непрерывно на полном ходу?

3)Что может иметь спасательная шлюпка для удаления забортной воды, попавшей внутрь шлюпки?

4)какой запас пресной воды должен быть в спасательной шлюпке в расчет на каждого человека, находящего в ней?

5)Что не входит в состав снабжения спасательной шлюпки по международной конвенции СОЛАС-74?

6)Что не входит в состав снабжения спасательной шлюпки по международной конвенции СОЛАС-74?

7)Как часто снаряжение спасательной шлюпки должно проверяться, проветриваться и просушиваться?

8)Что дополнительно доставляется в спасательную шлюпку перед ее спуском на воду?

9)Какое время спасательный плот должен находиться на плаву при любых метеоусловиях?

10)Что не входит в состав снабжения спасательного плота?

11)Какое количество консервированной питьевой воды должно находиться на спасательном плоту на каждого человека?

12)Что надо делать в коллективных спасательных средствах при дефиците пресной воды?

13)Каким средством сигнализации не оборудуется спасательный плот?

14)Затем после посадки в спасательный плот необходимо поставить плавучий якорь и опустить водяные карманы?

15)Можно ли пить забортную соленую воду?

16)Должны ли оставаться люди в спасательных средствах в спасательных жилетах?

17)Возможно ли купание во время нахождения в спасательных средствах?

18)Как должны располагаться люди в спасательных средствах при сильной качке?

19)В спасательном средстве необходимо организовать наблюдение за обстановкой. Каким должно быть это наблюдение?

20)Какие действия необходимо предпринять людям, которые находятся в спасательном плоту, если им становится холодно и появилась угроза переохлаждения ?

21)Какие действия необходимо предпринять людям, которые находятся в спасательном плоту, если им становится жарко и появилась угроза перегревания ?

22)Почему пресную воду надо пить небольшими порциями (4-8 порций в сутки)?

23)На какой срок рассчитан пищевой рацион спасательных шлюпки и плота?

24)Чем опасна морская болезнь?

25)Как можно снизить вероятность психогенного шока в процессе спасения с тонущего судна?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.028)

Спасание экипажа может происходить одним из двух возможных способов: неорганизованное спасание (паника) и организованное спасание. Основная причина паники – это опасения о нехватке времени и спасательных средств для спасения.

Посадка в спасательные средства должна происходить организованно. При этом в первую очередь нужно спасать женщин, раненных, детей, стариков. При посадке в шлюпку один из помощников капитана согласно расписанию по шлюпочной тревоге берет с собой карты данного района, судовой журнал и портфель с судовыми документами, паспортами и дипломами членов экипажа.

После посадки в шлюпку она спускается на воду с работающим двигателем, и когда коснется воды, быстро и одновременно выкладываются шлюп-тали, выдергивается клевант фалиня, и шлюпка отходит от борта. Капитан в любом случае покидает судно последним.

Действия, предпринимаемые при нахождении в воде.

Находясь в воде нельзя активно двигаться, кричать, размахивать руками. Всякие движения увеличивают отдачу тепла из тела человека, уменьшают шансы на выживание. Необходимо сохранять спокойствие и, в случае нахождения в воде более одного человека, прижаться друг к другу, образовав кольцо, и сохраняя неподвижность. Появление озноба, болей в конечностях не рекомендуется уменьшать интенсивным движением. Неподвижность в воде может сохранить тепло в теле и этим увеличить срок выживаемости в два раза.

Действия, предпринимаемые на спасательных шлюпках и плотах.

Коллективное спасение на спасательном средстве имеет свои положительные и отрицательные аспекты. К положительному аспекту можно отнести взаимопомощь, поддержание ослабевших, больных. К отрицательным аспектам можно отнести вопросы, связанные с психологической совместимостью членов коллектива. Ответственная обязанность поддержания в коллективе обстановки доброжелательности, сотрудничества в вопросе спасения жизней принадлежит командиру спасательного средства.

Обязанности командира

обеспечить порядок и дисциплину, не допуская анархии; советоваться, но принимать решение самостоятельно; организовать несение вахты и занятость каждого; вести журнал с записями всех важных аспектов деятельности; проявлять заботу о каждом с учетом возможностей; быть компетентным в вопросах выживания на море; в случае смерти обеспечить законность всех процедур; своим поведением внушать людям уверенность и надежду.

В течение первых двух суток следует ограничивать потребление воды и пищи. Ограничить курение. Организовать пополнение запасов пресной воды. Для этого используют чехлы, тенты. Собранную воду разливают в имеющиеся емкости.

Большое значение имеет доброжелательность и инициатива по созданию всевозможных конструкций и приспособлений, создающих комфорт и спокойствие. Особого внимания требуют раненые, женщины, дети, пожилые люди. Борьба за жизнь человека длится до появления признаков физиологической смерти.

Основные опасности, терпящих бедствие.

Жажда – естественная реакция организма на нехватку жидкости. Потеря 10% воды вызывает глубокие необратимые изменения в организме и может привести к гибели. Водопотери происходят тремя путями: с дыханием, потовыделением и экскрецией. Обезвоживание организма вызывает загустевание крови, нарушение солевого баланса, накопление в организме продуктов распада, используемых организмом, нарушение обмена веществ, перегрев. В состоянии обезвоживания организма наиболее опасным является перегрев, так как человек, находящийся на солнцепеке в тропиках, получает огромное количество тепла. В борьбе с перегревом организм использует потовыделительную.Необходимо помнить, что вода, выпитая за один раз в большом количестве, вызывает обильное потовыделение и усиленную работу почек и будет сразу же потеряна для организма. Поэтому пить нужно небольшими дозами в течении всего дня, чтобы потеря воды организмом была минимальной и медленной, следует устроить тент, который будет служить защитой от солнечной радиации и средством для сбора дождевой воды и росы. Смачивать в дневное время одежду забортной водой, высушивая ее, однако, к заходу Солнца. Ограничить до минимума физическую работу в жаркие часы. Никогда ни при каких условиях не пить морскую воду.

Голод. Голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к таким стрессорам, как боль, воздействие холода и др. В условиях голодания включаются приспособительные реакции, которые снижают интенсивность обмена веществ. Лишенный источника энергии извне, организм начинает расходовать свои внутренние резервы. В первую очередь нужно использовать все, что дает внешняя среда – водоросли, рыбу, моллюсков, птиц и животных. При этом нужно иметь в виду, что употребление в пищу рыбы требует повышенного употребления воды, запасы которой и без того крайне ограничены. А поскольку без пищи можно существовать значительно дольше, чем без воды, употребление рыбы нужно ограничивать. Не следует употреблять в пищу печень и икру незнакомых видов рыб и всех морских животных, так как у многих из них печень перенасыщена витамином А и после употребления даже небольшого количества печени этих животных у человека наступает отравление – гипервитаминоз.Критические места теплопотерь телом человека находятся на груди ниже подмышечных впадин, в области паха, шеи и головы. Защите этих мест от холода уделяйте особое внимание. Рекомендуется надеть нательное шерстяное белье в дополнение к обычному, шарф или полотенце - на шею, шерстяную шапочку или зимнюю шапку - на голову, теплые перчатки - на руки. Обувь должна иметь войлочные или шерстяные стельки и быть достаточно свободной, надетая на шерстяной носок, чтобы можно было двигать стопой и пальцами ног.

Переутомление состояние организма, наступающее после длительного (а иногда кратковременного сильного) физического и психического напряжения. Переутомление притупляет волю человека, делает уступчивым к собственным слабостям. Для избежания переутомления и связанных с ним последствий необходимо чередовать периоды физической активности с полноценным отдыхом, возложить на каждого человека определенные, но обязательно выполнимые задачи, требовать их неуклонного выполнения.

Одиночество.Будучи изолированным от своего социального окружения силой обстоятельств, человек испытывает психический дискомфорт, если это явление временное, и сильный стресс в состоянии неопределенности. Оно является предпосылкой к деформации личности, так как под влиянием субъективных оценок возникает искаженное восприятие действительности.

Холод – снижает физическую активность и работоспособность, оказывая тормозящее действие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Гипотермия (переохлаждение) начинается тогда, когда тепловой баланс системы организм – внешняя среда становится отрицательным. Другими словами, если теплопотери в результате теплообмена с внешней средой больше внутренней теплопродукция организма. Теплоотдача идет тремя путями: теплопроводностью (конвенцией), испарением воды, излучением.

Жара – не менее вредоносный стрессор, чем холод. При повышении температуры тела на 2°С отмечаются нарушения сердечно-сосудистой деятельности и заметное снижение работоспособности. Повышение же ее на 4 – 5°С несовместимо с жизнедеятельностью организма. Предельно допустимая температура тела (под языком) равна 39,4°С, после чего наступает резкое ухудшение самочувствия и повышение температуры тела. Это называется тепловым ударом. Совершенно очевидно, что все излишнее тепло требует немедленного удаления.Профилактика гипертермии сводится к защите от прямых лучей Солнца, смачиванию одежды морской водой в дневное время, питьевому режиму, исключению физических нагрузок в жаркое время суток.

Опасность со стороны животных, рыб и птиц.К опасным морским животным относятся: белый медведь, касатка (может порвать плавником плот или шлюпку), морж (обычно нападают старые или потревоженные, а также раненые), некоторые виды медуз (щупальца некоторых могут достигать в длину 10 м), морские змеи, некоторые моллюски, некоторые рыбы и птицы.

Тема: Эксплуатацияспасательногооборудования.Организацияучебныхтревогпокиданиясуднаиэксплуатацияспасательныхсредств, ихспусковоеприспособлениеистроение, ихоборудования, включаярадиоспасательное оборудование,спутниковыерадиобуи, спасательныекостюмыитеплозащитныесредства.

Цель:Обучить умениюорганизовыватьобучениесоставлениесуднаиумениеуправлятьспасательнымишлюпками, спасательнымиплотамииочереднымишлюпками, приспособлениями и средствамидляихспуска наводу, атакжепользоватьсяоборудованиемдляних.

Компетенции:КСП-06 Действия при получении сигнала бедствия, КСП-15 Использование спасательных средств и устройств

План:

1.Обучение и подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна.

2.Первоочередные действия в спасательном средстве.

3. Подготовиться к действиям при:
-прибытии спасательных единиц;

-взятие на буксир;

-спасание с помощью вертолета;

-высадке на берег или береговую отмель.

4. Выживание при оставлении судна

1.Обучение и подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна

Компания должна установить программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации. При этом в руководстве “SafetyManagementManual” должен быть приведен сводный график обязательных учений, тревог, тренировок с указанием:
• требуемой их частоты;
• типовых программ учений;
• выполнения обязательных записей в судовом журнале;
• порядок донесений в Компанию.

Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну.



Рис. 11.1. Ознакомление экипажа с устройством судна

Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа должна включать следующие пункты:
• общее расположение судна;
• сигналы судовых тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;
• расположение и использование коллективных и индивидуальных спасательных средств;
• расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, включая противопожарные средства и системы;
• судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа должен уметь пользоваться или управлять.

Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.

Техническая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:


При приеме судна от завода строителя капитан организует изучение и прием судовыми офицерами корпуса, систем, механизмов, устройств и других технических средств, а также документации и имущества в соответствии со спецификациями.

Организация проведения учений судового экипажа

Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном - по борьбе с пожаром.

Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.

Учения по оставлению судна



Рис. 11.2. Учебная шлюпочная тревога

Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.

Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.



Рис. 11.3. Спасательная шлюпка на воде

Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до непосредственного их использования.

Учения по борьбе с пожаром

Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:



Рис. 11.4. Учебная пожарная тревога


• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
• пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
• проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательно го снаряжения;
• проверку соответствующего оборудования связи;
• проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
• проверку необходимых мер и устройств для последующего оставления судна.

Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.

После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.

Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.

Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений.

Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.

Первоочередные действия в спасательном средстве

Инструкция, касающаяся первоочередных действий после посадки в спасательный плот или шлюпку, должна быть легко читаемой и расположена так, чтобы ее легко было видно человеку, попадающему в спасательное средство. Инструкция должна быть написана на одном из официальных языков ИМО в дополнение к официальному языку страны (Приложение 1).

Действия, которые необходимо предпринимать спасающимся на шлюпке или плоту отличаются лишь в деталях, касающихся конструктивных особенностей спасательного средства. В общем же случае необходимо выполнить следующее:

1. После посадки всех спасающихся в спасательное средство необходимо немедленно отойти от судна на безопасное расстояние.

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

1) Образование воронки при погружении судна под воду:

Величина воронки зависит от размеров судна и скорости погружения - чем больше эти параметры, тем больше будет воронка. Спасательные средства, даже будучи полностью затопленными водой, обладают положительной плавучестью, поэтому утонуть совсем они не могут. Но даже

кратковременной погружение крайне нежелательно, особенно в холодной воде.

Возможность взрыва при пожаре.

Возможность всплытия с тонущего судна плавающих предметов:

На открытых палубах, как правило, имеются какие-нибудь плавучие предметы (как минимум, доски и брусья аварийного снабжения), которые крепятся в расчете на качку, но не на затопление. Эти предметы могут начать освобождаться на глубине и приобретать существенную скорость при всплытии. Всплытие таких предметов под спасательным средством может привести как к его повреждению, так и к травмированию людей.

4) Возможность заваливания судна на борт:

При погружении в воду палубы переборок частично или полностью теряется остойчивость. При наличии ветра или волнения судно легко может завалиться на борт и накрыть спасательное средство.

2. После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна.

Объединение спасательных средств позволяет;
равномерно распределить людей, воду, продукты питания, теплые
вещи и т.п.;
более рационально использовать средства сигнализации;
более рационально распределить людские ресурсы на выполнение
работ (несение вахты, оказание медицинской помощи
нуждающимся, ловля рыбы и т.п.);
облегчить поиск средствам, ведущим поисково-спасательную
операцию.

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа (рис. 32) необходимо поставить плавучие якоря (плотам, кроме того, опустить водяные карманы).

Связывать спасательные средства следует за приспособления для буксировки. Расстояние между спасательными средствами должно быть достаточным, чтобы они не соприкасались на волнении, однако, его не следует делать соизмеримым с половиной расстояния между гребнями волн. Из-за разницы ветрового дрейфа связка спасательных средств будет вытягиваться по ветру. Если расстояние между ними окажется соизмеримым с половиной длины волны, то участвующие в орбитальном движении волн спасательные средства будут двигаться в противофазе, что будет вызывать наибольшее расхождение и, следовательно, наиболее сильные нагрузки на соединяющий фалинь.


могут сложиться так, что среди оказавшихся на спасательном средстве людей штатного командира не окажется. В этом случае командиром должен быть выбран человек, пользующийся наибольшим авторитетом, поскольку на него возлагается ответственность за поддержание дисциплины, расходование запасов воды, продовольствия, медикаментов и средств сигнализации.

К первоочередным действиям командира спасательного средства относятся:
1) Выдать медикаменты от морской болезни и гигиенические пакеты.

В ограниченном закрытом пространстве очень быстро наступают приступы морской болезни. Принятие таблеток от морской болезни позволит избежать рвоты, которая приводит к обезвоживанию организма.
Выставить вахту и распределить обязанности.

Установить нормы питания и расхода воды.

Оказать в случае необходимости первую помощь пострадавшим.

Привести в рабочее состояние оборудование для обнаружения: УКВ

радиостанцию, радиолокационный отражатель или радиолокационный ответчик.

Проверить работу сигнального огня на тенте/закрытии и по возможности не расходовать питание батареи при дневном освещении.

Отрегулировать отверстия тента/закрытия так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды при достаточной вентиляции.

Обеспечить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.
2. Подготовиться к действиям при:
прибытии спасательных единиц;

взятии на буксир;

спасании с помощью вертолета;

высадке на берег или береговую отмель.

На спасательном плоту (дополнительно)

Осмотреть спасательный плот на наличие любых повреждений и в
случае необходимости осуществить ремонт (провентилировать, если в
спасательный плот попадает углекислый газ).

Насухо протереть днище плота и надуть его в случае необходимости.

11.Закрепить предметы снабжения (в первую очередь - твердые), чтобы не допускать их трения о поверхность надувных элементов плота, что может привести к потере герметичности ткани.

12. Поддерживать в надлежащем состоянии спасательный плот, включая подкачку труб плавучести и поддерживающих стоек тента.

Нет необходимости производить подкачку, если падение давления происходит только из-за снижения температуры в ночное время.

Готовность к принятию помощи от воздушного судна

При проведении поисково-спасательных операций на море часто используются самолеты и вертолеты, которые кроме обнаружения могут оказывать непосредственную помощь либо в виде доставки снабжения, необходимого для выживания людей на спасательном средстве, либо производить эвакуацию со спасательного средства.

Снабжение, предназначенное для сбрасывания с воздушного судна на воду, упаковывается в герметичный контейнер, который должен:

быть ясно промаркирован типографским способом;

надписи должны быть на английском и еще на одном или более языках;

иметь разъясняющие символы;

иметь вымпел, окрашенный в соответствии со следующим кодом:


о красный - медицинское снабжение и средства оказания первой помощи;

о синий - пища и вода;

о желтый - одеяла и защитная одежда;

о черный - различное снаряжение.

В состав различного снаряжения могут входить:

индивидуальные спасательные плоты;

спасательные плоты, связанные плавучим тросом;
- плавучие радиобуи и приемопередатчики;

окрашивающие и дымовые маркеры и плавучие огни;

парашютные осветительные ракеты;

печки, топоры, компасы, кухонные принадлежности и т.д.
(для людей, выбравшихся на берег или лед).

Вымпел с поплавком крепится к контейнеру на 200-метровом плавучем лине. Сбрасывание производится с наветренной стороны при движении воздушного судна перпендикулярно направлению ветра с таким расчетом, чтобы плавучий линь, вытянувшийся по воде между контейнером и вымпелом, дрейфовал к спасательному средству.

Особенность эвакуации людей с использованием вертолета заключается в том, что он не может приводниться рядом со спасательным средством, и для принятия на борт людей необходимо использовать различные подъемные приспособления. В качестве средства для эвакуации людей к концу лебедочного троса может быть подсоединен спасательный строп, корзина, сетка, носилки или сиденье.

Опыт показал, что при подъеме человека, страдающего от переохлаждения, особенно после его нахождения в воде, должны использоваться спасательная корзина или носилки для подъема человека в горизонтальном положении, в то время как подъем в вертикальном положении может вызвать сильный шок или остановку сердца.

Спасательный строп является наиболее широко используемым средством для эвакуации людей.


Рис. 33. Спасательный строп.

Для правильного, а, следовательно, безопасного использования спасательного стропа следует знать следующее:

строп пригоден для быстрого подбора не раненного человека, но непригоден для раненных;
строп одевается подобно тому, как одевается пиджак, обеспечивая,чтобы петля стропа прошла по спине и под обеими подмышками;

человек, использующий строп, должен расположиться лицом к гаку, а руки должны быть сжаты спереди, как показано на рисунке;

человек не должен сидеть в стропе;

нельзя отсоединять строп от гака.


Метод двойного подъема

Некоторые поисково-спасательные вертолеты используют метод двойного подъема, при котором используется обычный строп и пояс для сиденья, на котором сидит член экипажа вертолета.

Этот метод пригоден для подбора неспособных двигаться людей с земли, из воды или с палубы судна, если они ранены не настолько, чтобы было необходимо использовать носилки.

Член экипажа вертолета надевает строп на спасаемого и руководит подъемом.


Рис. 34. Спасательная корзина.

Использование спасательной корзины не требует специальных мер. При использовании корзины, человек просто в нее залезает, садится и держится за нее.

Спасательная сеть имеет вид конической "птичьей клетки", которая открыта с одной стороны


Рис. 35. Спасательная сеть.

При использовании сети, человек просто входит в проход, садится и держится руками.




Рис. 36. Спасательные носилки

Раненые (больные) в большинстве случаев снимаются с плавсредств с помощью спасательных носилок.

Эвакуация пациентов может быть выполнена на специальных носилках, предоставляемых вертолетом, или на носилках, имеющихся на
месте.

Эти носилки оборудованы страховочными ремнями, которые могут быть быстро застегнуты и отстегнуты.

Носилки, предоставляемые вертолетом, должны быть отсоединены от гака подъемного троса при укладке на них пациента.

Спасательное сиденье выглядит как трехлапый якорь, две лапы которого плоские и являются сиденьями.



Рис. 37. Спасательное сиденье.

Человек, которого должны поднять, просто садится прямо на одну или две лапы и сводит руки вокруг веретена.

Это устройство может использоваться для одновременного подъема двух людей.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.051)

Каждый год в морях и океанах по разным причинам погибает 200—250 судов различных возрастов и типов. В настоящее время все члены экипажей судов проходят обучение на берегу по вопросам борьбы с пожаром, по оказанию первой медицинской помощи, по борьбе за живучесть судна, по спасательным средствам и способам личного выживания в экстремальных условиях.

Однако далеко не все относятся с должным вниманием к изучению и отработке действий по вышеперечисленным темам. В этом я убеждаюсь каждый раз, когда провожу заседание Государственной квалификационной комиссии по судомеханикам. А ведь знание своих действий в экстремальных ситуациях поможет вам сохранить свою жизнь.

Для моряка судно — это его дом в море, и свой дом надо уметь защищать от всех бед: пожара, затопления, потери остойчивости и пр. А если судно пассажирское, то экипаж отвечает и за безопасность пассажиров, которых он должен спасать в первую очередь.

К сожалению, бывают такие ситуации, когда все усилия экипажа по спасению судна положительных результатов не дают, и тогда капитан подает команду: «Экипажу оставить судно!». По этой команде экипаж должен действовать согласно судовому расписанию по тревогам, где расписаны действия каждого члена экипажа.

Высадка с судна, погрузка в спасательные средства, организация жизни на спасательных средствах имеют очень важное значение для выживания. Трудно представить более сложную и опасную для человека ситуацию, чем та, когда он оказывается вдруг в спасательном средстве во власти морской стихии.

Далеко не все люди, оказавшиеся в такой ситуации, способны к активным и целесообразным действиям. Только 12-25% сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку и действуют решительно и разумно. Именно на эту часть людей командиру спасательного средства необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других необходимых действий.

Международной морской организацией разработаны рекомендации по выживанию при кораблекрушении. Ниже приведены основные из них на различных этапах оставления судна.

  • Надеть побольше одежды (особенно в холодных широтах), головной убор, перчатки, поверх всего — водонепроницаемый или теплозащитный костюм.
  • Правильно надеть спасательный жилет.
  • Высадиться в спасательное средство по возможности сухим.
  • Если будете вынуждены прыгать, то делать это желательно с высоты не более 5 метров, крепко держась за жилет.
  • Попав в воду, плыть только к спасательному средству.

Если позволяют обстоятельства, надо погрузить в спасательные средства одеяла, дополнительную одежду, еду, питьевую воду, аварийное радио.

С собой можно взять документы, спички или зажигалку, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено.

  • Первым действием после посадки в спасательные средства, направленным на выживание спасающихся, является отход от борта судна. Оставаясь у борта судна, шлюпка может быть разбита волной о борт, камеры плавучести плота могут быть повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте затопления судна. Рекомендуется отходить на минимально безопасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судна на гарантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опасных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.).
  • Следующее первоочередное действие — осмотреться в шлюпке (плоту), проверить отсутствие повреждений, утечек воздуха с камер плота, устранить их, убедиться в надежном закрытии сливных отверстий в шлюпке и пр.
  • Оказать первую помощь пострадавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями, ожогами и т.д.
  • Сдать опасные предметы командиру спасательного средства, а также сдать дополнительно взятые кем-либо воду, пищу, сигареты, спички и т.п.
  • Отойдя от борта судна, поставить плавучий якорь.
  • Спасательные средства связать между собой фалинями длиной более 10 метров.
  • По возможности более равномерно распределить людей по спасательным средствам.
  • Определить очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воздушным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи.
  • Принять таблетки от морской болезни.
  • Проверить, чтобы все снаряжение было надежно закреплено во избежание потери в случае опрокидывания.
  • В холодном климате делать упражнения; чтобы сберечь тепло, держаться вместе.
  • Всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя.
  • Часто проветривать плот и шлюпку.
  • В жарком климате спускать днище плота днем и надувать ночью. Днем увлажнять одежду. Смачивать водой наружную оболочку тента.
  • Держать ноги по возможности сухими. Регулярно поднимать ноги и двигать ими, сняв обувь.
  • Вахтенные должны защищаться от обморожения или солнечных ожогов.
  • Сохранять дымовые шашки и ракеты до момента, когда появится реальная возможность, что их заметят.
  • Поручить их применение одному человеку. Не применять их все вместе в надежде обнаружить себя.
  • Сохранять жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потовыделения увлажнять одежду днем.
  • Строго рационировать воду: 500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером.
  • Никогда не пить морскую воду.
  • Питаться только аварийным запасом пищи. Не есть морских рыб и птиц, если нет достаточного запаса питьевой воды.

В добавление к этому надо отметить, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500—600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

В условиях выживания жизненной установкой каждого должно быть: «Жизнь продолжается до тех пор, пока не потеряна вера в спасение. Если мне суждено погибнуть, то пусть это случится как можно позже, а за это время должна и может прийти помощь».

Французский врач Ален Бомбар, пересекший в 1952 году Атлантический океан на надувной лодке за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Коллеги-механики, мне не довелось оставлять судно и выживать в спасательном средстве. Мне хочется, чтобы и вы избежали этого, но море есть море, и все может быть. Надеюсь, что, прочтя этот раздел, вы станете более защищенными и сможете сберечь себя, выжить в сложной и опасной ситуации, потому что только береженого Бог бережет.

Читайте также: