Актуальность вышивания крестиком

Обновлено: 27.03.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №52»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Подсолнух. Вышивка крестиком

ученица 5 Б класса

Пояснительная записка

Актуальность:

Я выбрала творческий проект по теме «Вышивка крестом», так как мне нравится вышивать. Это очень интересное и увлекательное занятие, потому что из белого полотна ткани и ниток получается произведение искусства. Вышивать меня научила мама и бабушка. Первые крестики у меня были не ровными, кривыми, но потом начали получаться ровные, красивые крестики. Считаю, что вышивка «крестом» наиболее популярна и распространена в наше время. Её легко выполнить на любой ткани, отсчитывая определённое число нитей. Вышитые крестом картины смотрятся очень красиво, оригинально, они очень красиво вписываются в домашний интерьер. Вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность.

Освоить вышивку крестом.

1. Изучить историю вышивания

2. Изучить принцип вышивки крестом

3. Изготовить картину методом вышивки крестом

История вышивания

Вышивкой называют украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода. Оригинальных вышивок, датируемых ранее XII века, в мире почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конную сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке.

С XVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и народными обрядами. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. В разных областях Руси были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.

Возможные варианты вышивки и их оценка

¤ Вышивка гладью. Узоры получаются изящными, нежными. Вышитые картины впечатляют оригинальностью и точным воспроизведением реальных предметов. Гладь рассматривается как свободная вышивка, поскольку в процессе работы мастер может отходить от предложенной схемы, создавая новые узоры. Важно правильно сочетать цвета, чтобы не нарушить гармонию рисунка.



¤ Вышивка бисером – удел профессионалов, которые могут блеснуть своим талантом, создать изделие, которое не сможет оставить равнодушным никого. Бисер – материал, отличающийся особой выразительностью, яркостью, поэтому даже самая простая схема рисунка позволит создать красивое изделие.



¤ Вышивка крестиком – первый опыт дети получают на уроках трудового обучения в школе. Чтобы крестики получались одинаковыми, важно быть предельно внимательным. Стежки совершаются строго в одном направлении. Легко работать с готовым набором для вышивания крестиком.

выши

Так как мною освоена лишь вышивка крестом и я — начинающая мастерица — сложную картину (большого размера) мне выбирать не стоит.

Выбор материалов

Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы. Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.

Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений.

Выбор модели

Я выбрала картину «Подсолнух» - размер 15*18 см. Она представляет собой один единственный цветок подсолнуха, расположенный в центре и занимающий собой все пространство картинки. Центральная часть цветка выполнена в оттенках коричневого и черного цветов. А вот ослепительные лепестки, которые и являются лучами солнца, вышиты темным оттенком желто-оранжевого цвета ближе к центру и более светлым желтым на концах.
Я выигрываю и в денежном отношении. Эта картина будет украшением моего домашнего интерьера.

Больше всего для вышивки крестом подходят льнообразные полотна с полотняным переплетением или канва. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.

Выбор инструментов, приспособлений

Чтобы качество вышивки было хорошим, используют пяльцы. Основное назначение их – держать ткань в натянутом виде и предохранять вышитый узор от стягивания (деформации). Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой, и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.

Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами). В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.

Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.

Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.

Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.

Технология выполнения вышивки крестом

Выполнение шва «крест».

Этот шов выполняется двумя диагонально перекрещёнными стежками. Находят место расположения вышивки, определяют величину креста числом нитей. Закрепляют рабочую нить в левом углу квадратика и начинают выполнять вышивку.

Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.

выш

Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке. Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.

Технологическая карта вышивки картины крестом

1. Выбор схемы картины.

2. Подбор канвы и инструментов.

3. Подбор цветного мулине.

4. Вышивка крестом по схеме.

5. Влажно-тепловая обработка изделия.

6. Оформление в раму.

Экономическое обоснование

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия. На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

- набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) - 100 рублей;

- пяльцы (диаметр - 20 см) - будут использоваться как рама - 60 рублей;

- иглы для вышивания (набор) - 20 рублей.

ИТОГО - 180 рублей.

Экологическое обоснование

В наше время натуральные нити встречаются редко, в основном синтетические, а для своей работы я выбрала нитки мулине. Эти нитки являются экологически чистым продуктом, не загрязняют атмосферу. При стирке не меняют цвет. Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека.

Мне было очень интересно узнать историю вышивания, познакомиться с ее техниками.

Я довольна тем, что выбрала технику вышивания крестиком. При ее выполнении я была сосредоточена, но в тоже время полностью погрузилась в творческий процесс. Очень хотелось посмотреть окончательный вариант изделия, которое у меня получилось.

Миклашова Татьяна Александровна

Цел цель работы:Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.

Задачи исследования:

Ø Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.

Ø Изучить историю развития вышивки крестом.

Ø Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.

Ø Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.

Ø Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.

Ø Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования:

Ø Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;

Ø Беседы и анкетирование;

Ø Практическая работа, изготовление изделий.

ВложениеРазмер
Научно-исследовательская работа 42.2 КБ
презентация 717.64 КБ

Предварительный просмотр:

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.

Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности.

Вышивать меня научила мамина сестра. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани. Сначала я чертила клеточки и уже потом по ним ориентировалась. А сейчас намного проще. Есть счётная канва или канва с готовым рисунком.

Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?

Цель : Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.

Актуальность данной темы.

Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

  • Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.
  • Изучить историю развития вышивки крестом.
  • Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.
  • Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.
  • Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
  • Сделать выводы, подвести итоги исследования.
  • Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;
  • Беседы и анкетирование;
  • Практическая работа, изготовление изделий.

Оборудование и материалы :

  • Канва, нитки «Мулине»;
  • Схемы вышивок;
  • Иглы короткие с большим ушком, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, пяльцы.
  • Книги, журналы;
  • Интернет (сайты);
  • Анкеты участников

2.1 Историческая справка.

Знакомство с историей возникновения вышивки крестом.

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. Орудия вышивки также менялись с уровнем развития цивилизации. Сначала было каменное шило , которым первобытная прокладывала узор по одежде из шкур животных, а затем костяная бронзовая стальная и позолоченная позволяли облегчить процесс вышивания.

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шёлке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. И считалось обязательным. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале 18 века стала привычным занятием крестьянских девушек. Материалы для работы использовались более дешёвые, но это ни в коей мере не ухудшало ценность готовых изделий. Настоящие шедевры были созданы именно простыми девушками.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Уже с 5 – 6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей, бабушек. К 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Одних только полотенец надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое доставалось жениху, другими одаривалась его родня. Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам , подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. Наши предки – восточные славяне различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Обереги – символ защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Например, лебедь – символ верности, уточки – символ трудолюбия). В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные , зооморфные (животные).
Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.

В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке появилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. А затем…вышивка крестом «умерла». Правда, на некоторое время.

В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Второй Мировой Войны. После этого вышивать стало совсем не модным, т.к. женщины были заняты серьезными делами: отстаивали свои права быть равными мужчинам, больше работали и меньше времени проводили дома.

Будучи практически забытой, вышивка крестом возрождается в России после Великой Отечественной войны в 1945-1960 гг. В 70-х годах нашего столетия благодаря одной-единственной женщине — Джинни Томпсон (Ginnie Thompson) — в США множество женщин обращается к этому хорошо забытому рукоделию.

А в 1980 году вышивка крестом "возродилась". И стала невероятно популярной среди всех женщин по всему миру!

Вышивание крестиком – это такое хобби, которым увлекается множество разных людей независимо от возраста, семейного положения и пола. Мужчины, вышивающие крестиком, существуют, причем их даже больше, чем вы себе можете представить.

В истории вышивки крестом было много мужчин, которые наслаждались этим занятием.

Таким образом, мы видим, что в мире вышивка крестом возрождается.

2.2 Технологическая часть

А) Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке и общими правилами при работе.

Для выполнения ручной вышивки необходимы инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (дырокол), пяльцы.

Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (№ 1 и 2). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку, в маленькую несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно.

Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шёлковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Напёрсток надо подобрать точно по размеру пальца.

Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью замыкаться.

Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т. п.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см.

Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него, и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань не порвалась при запяливании, а также, для того чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх неё кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжёлым предметом (книгой, утюгом и пр.).

Миклашова Татьяна Александровна

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.

Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности.

Вышивать меня научила мамина сестра. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани. Сначала я чертила клеточки и уже потом по ним ориентировалась. А сейчас намного проще. Есть счётная канва или канва с готовым рисунком.

Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?

Цель: Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.

Актуальность данной темы.

Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

Задачи исследования:

Ø Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.

Ø Изучить историю развития вышивки крестом.

Ø Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.

Ø Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.

Ø Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.

Ø Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования:

Ø Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;

Ø Беседы и анкетирование;

Ø Практическая работа, изготовление изделий.

Оборудование и материалы:

· Канва, нитки «Мулине»;

· Иглы короткие с большим ушком, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, пяльцы.

Ресурсы:

ВложениеРазмер
Научно-исследовательская работа на тему: «Вышивка крестом в современной культуре» 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.

Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности.

Вышивать меня научила мамина сестра. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани. Сначала я чертила клеточки и уже потом по ним ориентировалась. А сейчас намного проще. Есть счётная канва или канва с готовым рисунком.

Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?

Цель : Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.

Актуальность данной темы.

Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

  • Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.
  • Изучить историю развития вышивки крестом.
  • Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.
  • Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.
  • Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
  • Сделать выводы, подвести итоги исследования.
  • Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;
  • Беседы и анкетирование;
  • Практическая работа, изготовление изделий.

Оборудование и материалы :

  • Канва, нитки «Мулине»;
  • Схемы вышивок;
  • Иглы короткие с большим ушком, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, пяльцы.
  • Книги, журналы;
  • Интернет (сайты);
  • Анкеты участников

2.1 Историческая справка.

Знакомство с историей возникновения вышивки крестом.

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. Орудия вышивки также менялись с уровнем развития цивилизации. Сначала было каменное шило , которым первобытная прокладывала узор по одежде из шкур животных, а затем костяная бронзовая стальная и позолоченная позволяли облегчить процесс вышивания.

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шёлке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. И считалось обязательным. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале 18 века стала привычным занятием крестьянских девушек. Материалы для работы использовались более дешёвые, но это ни в коей мере не ухудшало ценность готовых изделий. Настоящие шедевры были созданы именно простыми девушками.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Уже с 5 – 6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей, бабушек. К 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Одних только полотенец надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое доставалось жениху, другими одаривалась его родня. Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам , подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. Наши предки – восточные славяне различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Обереги – символ защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Например, лебедь – символ верности, уточки – символ трудолюбия). В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные , зооморфные (животные).
Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.

В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке появилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. А затем…вышивка крестом «умерла». Правда, на некоторое время.

В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Второй Мировой Войны. После этого вышивать стало совсем не модным, т.к. женщины были заняты серьезными делами: отстаивали свои права быть равными мужчинам, больше работали и меньше времени проводили дома.

Будучи практически забытой, вышивка крестом возрождается в России после Великой Отечественной войны в 1945-1960 гг. В 70-х годах нашего столетия благодаря одной-единственной женщине — Джинни Томпсон (Ginnie Thompson) — в США множество женщин обращается к этому хорошо забытому рукоделию.

А в 1980 году вышивка крестом "возродилась". И стала невероятно популярной среди всех женщин по всему миру!

Вышивание крестиком – это такое хобби, которым увлекается множество разных людей независимо от возраста, семейного положения и пола. Мужчины, вышивающие крестиком, существуют, причем их даже больше, чем вы себе можете представить.

В истории вышивки крестом было много мужчин, которые наслаждались этим занятием.

Таким образом, мы видим, что в мире вышивка крестом возрождается.

2.2 Технологическая часть

А) Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке и общими правилами при работе.

Для выполнения ручной вышивки необходимы инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (дырокол), пяльцы.

Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (№ 1 и 2). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку, в маленькую несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно.

Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шёлковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Напёрсток надо подобрать точно по размеру пальца.

Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью замыкаться.

Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т. п.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см.

Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него, и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань не порвалась при запяливании, а также, для того чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх неё кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжёлым предметом (книгой, утюгом и пр.).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Департамент социальной политики Администрации города Кургана

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Искусство вышивания. Вышивка крестом возрождается.

Секция : «Технология»

Авторы: Костоусова Анастасия

школа №11, 5 «А» класс

Научный руководитель: Здорнова

Ольга Владимировна, учитель технологии,

г. Курган, 2018 год

2.1 Историческая справка.

2.2 Технологическая часть

А) Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке и общими правилами при работе.

В) Теоретические сведения.

2.3 Экономическая оценка.

2.4 Экологическая оценка.

2.5 Исследование проблемы.

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом . Изучение , развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества .

Я выбрала эту тему проекта , потому что мне нравится вышивать и некоторые работы , вышитые своими руками , я дарю своим близким , вкладывая в свою работу частицу своей души , своей индивидуальности .

Например , в моей семье увлекаюсь вышивкой не только я . С самого раннего детства я наблюдала за тем , как создаются прекрасные работы . Ведь моя бабушка была настоящей мастерицей в этом нелегком , но безумно красивом виде деятельности . ( Приложение 1). Вышивать меня научила бабушка . Первые крестики у меня были не совсем ровными , но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее . И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани . Сначала я чертила клеточки и уже , потом по ним ориентировалась . А сейчас намного проще . Есть счётная канва или канва с готовым рисунком .

В любом виде творчества необходимы не только фантазия и талант, но и огромные знания. Для того, чтобы эти знания получить, я периодически посещаю библиотеки, беру необходимую литературу, хожу на выставки, где знакомлюсь с работами других мастеров

Вышивание-это искусная ручная работа, которая в настоящее время вновь обрела популярность. Выходит, что вышивание крестом – это в какой-то мере роскошь.… Но, стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет! Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие – всё дело в процессе созидания, когда на глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, происходящем с окончание работы. Ведь вышивание – это тот вид рукоделия, который создается на многие годы. Вышивка делает теплым и уютным ваш дом, радуя и привлекая интерес окружающих

Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?

Цель работы : исследовать историю вышивки и технику вышивания, показать многообразный и интересный мир вышивки, как одного из видов декоративно-прикладного творчества. Изготовить вышивку «Тигренок» в подарок для сестренки.

Актуальность данной темы: Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

Задачи исследования :

Ø Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.

Ø Изучить историю развития вышивки крестом.

Ø Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.

Ø Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.

Ø Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.

Ø Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования:

Ø Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;

Ø Беседы и анкетирование;

Ø Практическая работа, изготовление изделий.

Практическая значимость: Работа позволяет расширить знания и умение вышивания, пополнить семейную коллекцию, сделать изделие единственное и неповторимое, потому что мы творцы своих шедевров, а так же оно будет по более доступной цене, ем готовое изделие.

2.Основная часть

2.1 Историческая справка.

Знакомство с историей возникновения вышивки крестом.

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. Орудия вышивки также менялись с уровнем развития цивилизации. Сначала было каменное шило, которым первобытная прокладывала узор по одежде из шкур животных, а затем костяная бронзовая стальная и позолоченная позволяли облегчить процесс вышивания. (Приложение 3).

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шёлке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. И считалось обязательным. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале18 века стала привычным занятием крестьянских девушек. Материалы для работы использовались более дешёвые, но это ни в коей мере не ухудшало ценность готовых изделий. Настоящие шедевры были созданы именно простыми девушками.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Уже с 5 – 6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей, бабушек. К 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Одних только полотенец надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое доставалось жениху, другими одаривалась его родня. Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. Наши предки – восточные славяне различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Обереги – символ защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Например, лебедь – символ верности, уточки – символ трудолюбия. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические, растительные ,животные.
Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.

В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке появилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. А затем…вышивка крестом «умерла». Правда, на некоторое время. (Приложение 5)

В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Второй Мировой Войны. После этого вышивать стало совсем не модным, т.к. женщины были заняты серьезными делами: отстаивали свои права быть равными мужчинам, больше работали и меньше времени проводили дома.

Будучи практически забытой, вышивка крестом возрождается в России после Великой Отечественной войны в 1945-1960 гг. В 70-х годах нашего столетия благодаря одной-единственной женщине — Джинни Томпсон (Ginnie Thompson) — в США множество женщин обращается к этому хорошо забытому рукоделию. (Приложение 6)

А в 1980 году вышивка крестом "возродилась". И стала невероятно популярной среди всех женщин по всему миру!

Вышивание крестиком – это такое хобби, которым увлекается множество разных людей независимо от возраста, семейного положения и пола. Мужчины, вышивающие крестиком, существуют, причем их даже больше, чем вы себе можете представить.

В истории вышивки крестом было много мужчин, которые наслаждались этим занятием.

Таким образом, мы видим, что в мире вышивка крестом возрождается. (Приложение7)

2.2 Технологическая часть

А) Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке и общими правилами при работе.

Для выполнения ручной вышивки необходимы инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы.

Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (№ 1 и 2). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку, в маленькую несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно.

Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шёлковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Напёрсток надо подобрать точно по размеру пальца.

Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью замыкаться.

Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т. п.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см.

Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него, и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань не порвалась при запяливании, а также, для того чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх неё кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжёлым предметом (книгой, утюгом и пр.).


Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Никогда не уничтожить потребности человека, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтоб окружающий нас мир и дом были прекрасны. И поэтому, для того чтобы украсить дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины (вышивку) крестом.

Вышивка - это увлекательный процесс, хотя и кропотливый.

Она украсит интерьер любой квартиры, являясь художественным воплощением духовных ценностей. Есть идея выставить свою работу на олимпиаду по технологии и я думаю, что она сможет соперничать с другими работами. Задача : спроектировать вышивку. Подготовить мультимедиа презентацию «Красота природы в вышивке».

История вышивки Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.

История вышивки

Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.

История калмыцкой вышивки Вышивка издревле являлась одним из наиболее развитых видов народного искусства. Вышивали калмычки шелком, серебряными и золотыми нитями, бисером, стеклярусом. Характерная особенность калмыцкой вышивки – чистота, яркость и богатый спектр тонов. Национальная специфика заключалась в особых видах шва. Издавна бытовал для украшения калмыцкой одежды прием вышивки «зег», представляющий собой наложение по контуру рисунка ниток, шнурка и тесьмы, скрепленных второй ниткой. С его помощью можно выполнить любой геометрический или растительный орнамент Исследования, анализ проблемы

История калмыцкой вышивки

Вышивка издревле являлась одним из наиболее развитых видов народного искусства. Вышивали калмычки шелком, серебряными и золотыми нитями, бисером, стеклярусом. Характерная особенность калмыцкой вышивки – чистота, яркость и богатый спектр тонов. Национальная специфика заключалась в особых видах шва. Издавна бытовал для украшения калмыцкой одежды прием вышивки «зег», представляющий собой наложение по контуру рисунка ниток, шнурка и тесьмы, скрепленных второй ниткой. С его помощью можно выполнить любой геометрический или растительный орнамент

Читайте также: