Что такое резьба вышивание

Обновлено: 19.04.2024

Геометрическая резьба по дереву

Зачастую деревянные предметы, будь то посуда или же мебельные атрибуты, привлекают множество восторженных взглядов благодаря особому украшению – вырезанному на них орнаменту незатейливой геометрической формы. Такая резьба хоть и кажется на первый взгляд простой и состоит из легких линий и фигур, все же является довольно сложной в исполнении, трудоемкой и энергозатратной.

Рассмотрим подробнее, что такое геометрическая резьба по дереву и как она появилась, а также ознакомимся с видами узоров и технической стороной их исполнения.



Что это такое?

Геометрическая резьба по дереву – пожалуй, один из самых сложных видов декорирования деревянных предметов.

Особенность данной техники заключается в том, что весь орнамент состоит исключительно из деталей геометрической формы и исполняется резаком.

Как правило, если мастер имеет достаточно опыта и твердую руку – геометрия в узоре заметна невооруженным взглядом.



Конечно, век современных технологий позволяет изготовить такие изделия и при помощи специальных станков, но невозможно гарантировать того качества и аккуратности, которые прослеживаются в работах профессионального опытного мастера. Что уж говорить об эксклюзивности изделия и о том, что такую красоту можно создать лишь от чистого сердца, вложив в работу частицу души.

Назначение таких предметов может быть разнообразным, поскольку резьбой можно украсить и стулья, и дверцы шкафов, и входные двери, а также посуду, ножки скамьи, стол, оконные ставни и многое другое.

Стоит отметить, что сама резьба не несет в себе никакой функциональности и используется исключительно в качестве декора.



История развития

Еще в древней Руси появились первые предметы, украшенные геометрической резьбой. И именно Русь считается родиной данной техники работы по дереву, которая впоследствии получила распространение по всему миру.

Все дело в том, что родные просторы всегда были богаты лесными массивами, поэтому изделий из древесины, которые нуждались в декорировании, было более чем достаточно.

Кроме того, из древесины даже изготавливались дверные замки, которые также были украшены резьбой. Один такой экземпляр, созданный в XVIII веке, сохранился и по сей день находится в одном из музеев Москвы.




Стоит также отметить, что геометрия резьбы своими корнями уходит во времена, когда люди поклонялись языческим богам, поэтому абсолютно все орнаменты, нанесенные на предметы, имели определенный, довольно глубокий смысл.

В современном мире такие предметы не наделяются каким-либо магическим смыслом, но во времена древней Руси они использовались для защиты семьи, оберега дома, а иногда даже от порчи и сглаза.



Необходимые инструменты

Для того чтобы создать красивый и качественный узор на древесине, необходимо обзавестись следующими инструментами:

  • ножи со скошенным лезвием (их также называют «косяками») позволяют создавать любые геометрические узоры на поверхности дерева;
  • небольшая плоская стамеска, ширина которой не должна быть более 3-х сантиметров;
  • для выпиливания каких-либо элементов и приготовления деревянных заготовок необходима ножовка;
  • напильники разных форм позволят делать соответствующие выемки, углубления и отверстия;
  • для создания симметричного рисунка может пригодиться твердая или гибкая линейка;
  • для нанесения разметки нужен простой карандаш, который при необходимости можно с легкостью стереть с поверхности;
  • для нанесения разметки округлой формы стоит вооружиться циркулем;
  • для удаления карандашных штрихов необходим ластик.




С какой древесиной работать?

Для работы в такой технике резьбы понадобится качественная древесина. Ее подразделяют на несколько групп согласно некоторым характеристикам.

  1. Очень твердая древесина является самой сложной для работы, даже не каждому профессионалу с легкостью дается узор на такой поверхности. Но зачастую выбор падает именно на нее, так как она славится эстетическими свойствами и хорошей устойчивостью к гниению. Наиболее известные представители данной группы – дуб, кизил, а также белая акация.
  2. Древесина средней твердости – наиболее часто используемое сырье. Большинство мастеров предпочитают именно такой вид заготовок, поскольку работать с ними намного легче, они обладают схожими свойствами с более твердыми сортами, а также имеют довольно красивую структуру на срезах. Самые яркие представители данной категории – бук, ясень, береза, осина.
  3. Мягкая древесина лучше всего поддается любым видам обработки, но имеет существенный недостаток – при резьбе она может колоться. Данный вид сырья подходит для новичков и для тех, кто только обучается резьбе. В данной группе наиболее известными представителями являются сосна, ива, ольха, липа.



Виды узоров

Чтобы понять основные отличительные черты того или иного орнамента, выполненного в технике геометрической резьбы, необходимо ознакомиться с несколькими видами узоров, а также со схемами и основами их исполнения.


Сколышки

Основными элементами, которым нужно обучиться, являются сколышки, представляющие собой наколку и подрезку древесных частей.

Наколка осуществляется довольно просто: необходимо взять скошенный нож в рабочую руку и, углубляя его кончик на несколько миллиметров в древесину, нужно нанести разметку в виде треугольника или ромба.

Затем можно приступать к подрезке, следуя инструкции.

  1. Режущую часть лезвия нужно приложить к левой стороне треугольника, а скошенная часть должна находиться в области его вершины.
  2. Рукоять ножа отводим назад, не нарушая параллели между правой стороной треугольника и краем лезвия.
  3. Надавливаем на нож и возвращаем ручку в исходное положение. При совершении данных действий должна отколоться деталь нужной формы и размера.


Ромбик

Вырезать ромбик на поверхности древесины довольно легко, особенно если вы уже освоили технику работы со сколышками. Все дело в том, что данная фигура состоит из двух треугольников, имеющих одно основание, поэтому ее можно вырезать, действуя по принципу, описанному в предыдущем варианте.

Для того чтобы получился ровный орнамент, необходимо сначала проработать верхний ряд треугольников, после чего перейти к нижнему, образуя нужную нам фигуру.


Витейка

Также очень интересный элемент, в основе которого лежит принцип действия, применяемый при работе со сколышками. Отличительной чертой является лишь то, что треугольники не имеют общего основания, а, наоборот, смещаются в разные друг от друга стороны.

Работа также происходит посредством нанесения двух рядов треугольников поочередно, но в конечном итоге мы получаем не ромб, а извилистую ажурную дорожку, которую очень часто сравнивают со змейкой.



Пирамида

Пирамида является первым сложным рисунком из тех, что вам предстоит изучить, постигая искусство геометрической резьбы по дереву.

Работа происходит посредством нанесения нескольких треугольников – при соблюдении определенного порядка и расстояния между ними. На равном расстоянии друг от друга наносятся три треугольника, два из которых находятся в верхней части и имеют общее ребро. Посередине между фигурами необходимо будет обозначить точку соприкосновение углов. Режущая часть ножа должна занимать центральную позицию, а движения необходимо совершать в том направлении, в котором лежат естественные слои древесины.


Звездочка

Следующая к изучению фигура является немного более сложной, поскольку в ее основе лежит большее количество треугольников, нежели во всех ранее изученных вариантах. Но несмотря на этот, казалось бы, немаловажный нюанс, принцип работы с данной фигурой не меняется, и в основе все так же лежит создание сколышков.

Для создания звездочки необходимо нанести четыре и более треугольника по принципу, используемому в работе с пирамидкой.



Квадраты

Создание квадратов кардинально отличается от работы со всеми предыдущими узорами, поскольку используется абсолютно другая техника – соломка.

Отличительной чертой данного узора является то, что он может быть как отдельным элементом, так и использоваться для обрамления краев заготовки или же в качестве своеобразной рамки для другого узора.

Чтобы создать квадрат, необходимо действовать следующим образом:

  • после нанесения разметки необходимо отступить от ее края на пару миллиметров и под углом примерно в 45 градусов углубить кончик ножа на 3 миллиметра, затем провести разрез вдоль линии;
  • далее по принципу зеркального отражения необходимо произвести все те же самые действия с другой стороны полосы разметки;
  • после этого необходимо расположить нож вертикально по отношению к заготовке и сделать два прокола (в начале и в конце линии).


При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий вы получите тонкий срез в виде соломки, а обработав все края разметки в такой технике, вы сможете создать интересный узор нужной вам формы.

Наиболее часто данная техника используется для обрамления изделий, соответственно, квадратной и прямоугольной форм.

Розетка

Пожалуй, следующий геометрический узор является наиболее сложным в исполнении, и вместе с тем его справедливо можно назвать самым красивым из всех уже знакомых вам орнаментов.

Для создания розетки необходимо вооружиться циркулем и первым делом обозначить границы круга довольно большого диаметра, после чего нужно отступить 5 миллиметров от края и наметить еще один круг. Затем оба круга необходимо поделить на 16 равных между собой частей.


На следующем этапе необходимо на каждом отрезке, расположенном в границах малого круга, отметить середину и соединить ее с точками соприкосновения отрезков с границами большого круга, расположенными по обе стороны от намеченного нами центра.

Получив разметку, мы можем приступать к резьбе, используя первую изученную технику работы с треугольниками.

При помощи данного узора можно украсить крышку шкатулки, дно декоративной тарелки, поверхность круглого стола и другие изделия подходящей формы.


С чего начать?

Прежде чем приступить к работе, необходимо хорошенько подготовиться, чтобы в процессе максимально избежать возможных сложностей:

  • прежде всего нужно тщательно проверить перечень нужных инструментов, собрать все необходимое и подобрать подходящий для работы материал;
  • далее рекомендуется ознакомиться с технологией выполнения работ и рассмотреть подробные примеры и эскизы построения тех или иных фигур;
  • после того как вы теоретически наметите предстоящие действия, рекомендуется нанести разметку на подходящую заготовку;
  • также (прежде чем начать резать) следует изучить технику безопасности и меры предосторожности.



Поскольку данное занятие является довольно опасным, меры предосторожности являются обязательным элементом в процессе обучения. Рассмотрим их подробнее:

  • необходимо максимально снизить нагрузку на область плечевого пояса, поэтому движения должны совершаться исключительно кистью руки;
  • чтобы кисть руки могла двигаться спокойно, необходимо дать рабочей руке опору, для этого рекомендуется плотно прижать ее к рабочей поверхности;
  • чтобы случайно не поранить пальцы свободной кисти, необходимо убрать руку с заготовки и лишь слегка придерживать ее в области, отдаленной от режущего предмета.

При соблюдении данных рекомендаций вы сможете насладиться процессом, избежав мелких травм.


Готовые работы

Для того чтобы представлять всю красоту геометрической резьбы, следует ознакомиться с готовыми примерами поделок из дерева:

  • роскошный сундук небольших размеров может быть использован в качестве хранения продуктов питания или личных вещей;


  • ни одна девушка не сможет устоять перед такой изящной, но в то же время сдержанной шкатулкой для украшений;


  • а вот разделочная доска, декорированная в такой технике, станет, скорее, украшением для кухни, так как ее будет определенно жалко использовать по назначению.


Как вырезать простые геометрические фигуры смотрите в следующем видео.

Особенности ажурной резьбы

Ажурными могут быть плетение, вышивка, роспись по ткани, но не менее впечатляюще выглядит ажурная резьба по дереву. Считалось, что такие узоры способны защитить жилище от сглаза: злой дух запутывался в «кудрявом» узоре, как в ловушке. Поэтому резьба появлялась на детских игрушках, на посуде, мебели, прялках.



Особенности техники

У прорезной ажурной резьбы богатая история. На Руси ее появление связывают в большей мере с распространением православия. В храмах ажурные узоры украшали иконостасы и алтари, оклады для икон, киоты (настенные и напольные).

Пиком творческой мысли были царские врата, выполнявшиеся в виде византийской вязи, виноградной лозы с плодами. Появилась же ажурная резьба, как считают историки и культурологи, в Византии.

В бытовом отношении большого развития резьба достигла в Петровскую эпоху. Надо отметить, что сам государь был хорошим резчиком, знал и токарное дело. Это свое увлечение он привез из Европы: там же царь добыл столярные инструменты, а уже в России заказал местным умельцам сделать токарный станок, чтобы выполнять винтовые и ажурные детали. Прорезной корабельный декор, мебель с ажурными узорами ловко получались в руках Петра.




Интересно, что и Екатерина Великая также была увлечена ажурной резьбой, с удовольствием занималась этим не сказать чтобы женским делом. Хотя с таким утверждением можно поспорить: в Питерском институте благородных девиц работали курсы художественной резьбы. Считалось, что девушки, занимающиеся этим ремеслом, растут эстетически, совершенствуют свой художественный вкус.

В основном пропильная ажурная резьба применялась для внутреннего убранства жилища. Ею украшались также фронтоны домов, ставни и оконные наличники, входы.

Изготавливали с помощью резьбы и мебель, и посуду, а также полки, вешалки, прялки, братины. В советской России ею занимались и дети: в многочисленных кружках домов пионеров ребята учились древнему ремеслу, и это было почетно.



Сегодня ажурная резьба не теряет своего значения – она становится все тем же украшением мебели, интерьеров, фасадов домов. Заказчик все так же предпочитает декорировать свой быт натуральными материалами и традиционным оформлением.



Где используется?

Прежде всего это крупные и мелкие интерьерные элементы. Например, не утрачивают своей популярности (а, возможно, даже все больше ее набирают) деревянные ажурные перегородки. Шикарный зонирующий элемент в кухне-гостиной может быть в виде перегородки с красивыми прорезными узорами.


Для украшения мебели резьба используется все так же активно, и если в доме не все могут представить такое оформление, то для дачи хочется чего-то красивого, тонкого, вызывающего ностальгические чувства. Резьба по дереву позволяет делать красивую ажурную посуду и столовые приборы. А работая с простой фанерой, можно сделать интересные полочки или вешалки.


Если изделие способно встроиться в уже созданный интерьер, стать его гармоничной частью, то ажурная резьба будет отличным способом домашнего декора. А так как интерьерные тенденции последних лет поют гимн натуральным и простым материалам, природным оттенкам и фактурам, традиционализму в выборе стиля декорирования, на ажурные техники точно можно делать ставки.



Сравнение с другими видами резьбы

Ажурной резьбой называют такой художественный способ обработки дерева, при котором совсем убирается фон. Картинка получается, как говорят сами мастера, «бездонной». Именно за счет этого изделие выходит легким и воздушным, а оттого приобретает особое очарование. Иногда ажурную резьбу называют сквозной.

Чем же сквозная технология отличается от плосковыемчатой: у последней есть фон, плоская поверхность.

Рисунок, таким образом, образуют разной формы и размера выемки и углубления. Есть несколько видов подобной резьбы – геометрическая, контурная и скобчатая.

К тому же у плосковыемчатой резьбы рисунок удален в фон, а у плоскорельефной он выступает над фоном. Стоит упомянуть для сравнения еще и объемную резьбу, которая позволяет создавать трехмерные деревянные композиции. Это скульптурная резьба, особый вид искусства. Никаких прорезей и отсутствия фона она не подразумевает.



Обзор узоров

Деревянное кружево образуется двумя способами: пропильным и прорезным. Каждый по-своему интересен.

Пропильные

Используются для их создания плотницкие и столярные инструменты, для отделки понадобится и резчицкий инструмент. Основывается пропильная резьба на плоскостном сквозном орнаменте. Например, невероятно красиво выглядят узоры пропильных полос, которые расположились на домовых фасадах.

А на фоне стены роскошно выглядят флористические либо геометрические узоры сквозных завитков и линий.

В пропильной резьбе мастера очень любят обращаться к образам птиц и животных. Женские силуэты являются также востребованными темами, основой будущих узоров. Наиболее востребованный элемент – S-образный завиток с закрученными кончиками.



Прорезные

Обычно в этих узорах используют плоский орнамент. Элементы резьбы без фона вынуждены соприкасаться друг с другом и обрамлением. Если элементы узора различны по высоте, такую резьбу называют ажурной. В прорезной технике удаленные участки фона по величине не самые значительные, но по форме красивы. Они и формируют тот привлекательный узор, что так выделяет ажурную резьбу.

Основное отличие прорезных узоров от пропильных – это способ получения выпадающих частей. Так, в прорезной технике сетку делают резцом, в пропильной – выкружной пилой. Тематика узоров схожа: здесь много растительных элементов, присутствует изображение человека и животного. Ну и, конечно, востребованы и геометрические узоры.



Какие инструменты необходимы?

Начать стоит все же с описания материала. Дерево должно быть качественным, прежде всего хорошо высушенным. Материал берется только однородный, предпочтительно – с одного участка дерева, сучков и грубых текстурных полос также быть не должно.

В базовый набор инструментов входят:

  • ножи и стамески;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • наждачная бумага с разным размером зерна;
  • тиски;
  • дрель с вариациями сверл;
  • бруски;
  • лобзик.



Ножи должны быть изготовлены из качественной стали. Это могут быть не самые дорогие отечественные модели, они мало чем уступают импортным. Вместо стамески для резьбы порой используются заточенные отвертки или даже напильник. Стамеска плоская имеет длинный стержень, на конце которого находится режущая плоская кромка. Таким инструментом удобно пользоваться для первичной обработки дерева.

Полукруглая стамеска – важнейший инструмент в резьбе, ее вариации различаются степенью закругленности.

Стоит упомянуть, что у резчика весь инструментарий делится на 2 вида: ручной и электрический. Ручные инструменты обходятся сравнительно недорого, в эксплуатации они просты. Но ручной труд имеет не самую высокую производительность. Электрические инструменты помогают ускорить и в то же время упростить обработку дерева. Стоят они дороже, но и качество работы с их использованием возрастает.



Пару слов о современных инструментах резчиков. Гибкий вал, например, дает возможность получить резное изделие практически любой сложности. И стоит он не так дорого, часто новички приобретают себе этот инструмент. Или взять лазерный гравер – это уже настоящее многофункциональное оборудование, в котором есть запас насадок и разные режимы обработки.


Технология выполнения

Начинается ажурная резьба с эскиза будущего изделия.

Обычно сначала выполняются черновые эскизы в малом масштабе, после того как проект утвержден, нужно сделать эскиз на бумаге в масштабе 1: 1 с подробной деталировкой.

А чтобы перевести орнамент (или орнаментально-сюжетную композицию) с бумаги на дерево, понадобятся шаблоны, копировальная бумага, карандаш и калька.


Рассмотрим алгоритм изготовления изделия в технике ажурной резьбы.

  1. Подготовленный материал (дерево) предстоит распиливать, строгать и его же торцевать. Делается это или вручную, или на электростанке. Далее обычно все заготовки калибруются на рейсмусовом станке (для сохранения точной толщины).
  2. Материал нужно раскроить и зачистить, подогнать по заранее заготовленной форме, а потом склеить по сегментам. На готовую форму можно наносить орнамент.
  3. Перед тем как выпиливать фоновую часть, следует подготовить форму. То есть дрелью с нужного диаметра сверлом следует сделать подготовительные отверстия по уже нанесенной картинке.
  4. Далее наступает самый интересный этап резьбы – выполнение художественной обработки прорезных элементов. Это всегда работа ножами, стамесками, другими удобными для мастера инструментами. Этап у каждого резчика проходит по-своему: кто-то долго вырезает детали, растягивая работу на несколько дней. Кто-то этот этап проходит быстро. Зависит это и от опыта, и от того, привычны ли для мастера инструменты.
  5. После того как ажурная художественная резьба завершена, мастер хорошо зачищает работу. Если нужно, он шлифует ее и склеивает изделие.
  6. На заключительном этапе готовое изделие хорошо осматривают, чтобы не пропустить дефектов и грубостей. Теперь дерево можно полировать кусочком дерева либо грубой тканью. Полностью готовую работу обрабатывают морилкой на водной основе или на спирту. Не всегда одного слоя будет достаточно.



Осталось только дождаться полного высыхания изделия – оно готово и может занять свое место в интерьере, на фасаде или в любом другом месте.

Ажурная резьба – это и опыт, и художественные задатки, и творческий поиск, и умение видеть работу еще до ее готовности. Одно ясно точно – старинное ремесло сегодня находит новое осмысление и отвечает запросам современного заказчика. А вот техника и материал остаются все теми же. И такой союз традиции, качества и нового взгляда рождает красивые ажурные вещи.

Как изготовить шкатулку из дерева с прорезной ажурной резьбой смотрите в видео.

0?modestbranding=1&iv_load_policy=3&rel=0" >

В предыдущих публикациях мы говорили об истории вышивки и рассматривали многообразные материалы, используемые в вышивке: от доступных до роскошных .

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке — различные швы. Извините, не нашла рубрики лучше, чем «Хитрости и советы», хотя хитростей тут не так уж много, особенно для тех, кто сам давно занимается вышивкой. Скорее эта публикация для интересующихся вышивкой, начинающих или тех, кто пока не выбрал свой вид рукоделия. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 1

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 2

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! :) Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик», а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 3

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 4

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 5

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади — с гладью несчётной. На Руси её называли «атласник». Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 6

Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 7

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 8

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 9

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. :)

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 10

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 11

Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. :) И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 12

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 13

А сейчас. Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 15

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 16
Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 17
Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 18

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 19

Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 20

На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 21
Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 22
Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 23

Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. :) В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 24
Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 25

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1. В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 26

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» — просто грех!

2. Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 27

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия, чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу. Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой, поднимает уровень женской энергии, а это притягивает мужчин лучше, чем искусственные феромоны.

Волшебство вышивки. Часть 3 швы и строчки, фото № 28

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

И до новых встреч! В следующей статье я расскажу о вышивке в современном интерьере.

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 1

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 2

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 3

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 4

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 5

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 6

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 7

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 8

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 9

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 10

Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 11

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 12
Резьба по дереву. Основные виды., фото № 13

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 14

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"


Вышива́ние — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Содержание

Определение

В большой советской энциклопедии о вышивке сказано так:

  • Бесконечно разнообразны виды швов:
    • для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;
    • для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, , «перевить», настил, гипюр и др.
    • Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
      • выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
      • использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
      • эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…. [1]

      История

      Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.



      Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков.

      Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Победив Дария, Александр Македонский завладел его шатром и, придя в восторг от роскошных по нему вышивок, заказал себе великолепный плащ искусным киприоткам. Во времена Моисея, искусство В. было сильно развито, особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его во время богослужений состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Соломон заказал для своего храма вавилонянам, славившимися своим искусством, голубую занавесь с вышитыми по ней пурпуровыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.

      Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

      Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивания золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до н. э.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки вообще были фригийские, то римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio». Первый появившийся в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний. Вообще, страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. Ещё и ранее того, у древних азиатских народов, эта страсть к богатым вышивкам была так развита, что против неё возникали нередко сильные протесты; так, напр., пророк Езекиил осуждал женщин своего времени за их безумную роскошь в украшениях и вышивках. Шелк, происходя из Китая, стал известен на Западе гораздо позже; хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шелковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, что даже на Востоке, в Персии, Индии, Египте с шелком познакомились незадолго до Рождества Христова. В Риме он впервые появился во времена Юлия Цезаря: Виргилий первый говорит о шелке, но ещё при императоре Тиверии шелк считался большою редкостью и стоил чрезвычайно дорого. Так как китайцы ревниво оберегали вывоз в другие страны шелковичных червяков, то император Юстиниан, чтобы добыть их, должен был прибегнуть к хитрости: два монаха богомольца доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червяков; с тех пор разведение шелковичных червей и производство шелка стало быстро распространяться — сначала в Малой Азии, а потом и на юге Европы. Вообще, при византийских царях искусство В. достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и седла. При византийских же царях введено было впервые в В. употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н. э.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением III века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году.

      Эта вышивка представляет императора Константина (верхом на белом коне), которому поклоняются Запад и Восток в лице двух женщин, подносящих ему — одна шлем войны, другая лавровый венок. Когда в VII веке быстро распространяющийся ислам стал наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь калифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги и ножны сабель были богато разукрашены вышивками. В числе подарков, посланных Гаруном аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции ещё ранее того, благодаря установившимся частым торговым сношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты вышивок были почти исключительно заимствованы из Св. Писания. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с жены его Берты и дочерей его, были искусными вышивальщицами. Сестра же его Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и в Аквитании, где преподавались всякие рукодельные работы. Между замечательными вышивками особенно известна хранящаяся в музее в Байё (Bayeux), большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. В Англии ещё ранее того искусство В. уже стояло на высокой степени совершенства; в VII веке игуменьею монастыря св. Этельреда поднесена была богатая вышивка епископу св. Кутберту. На знамени, сопутствовавшем Альфреду Великому во всех его битвах, вышит был датскими принцессами великолепный ворон, а Эджита, жена Эдуарда Исповедника, была известна в Англии как искусная вышивальщица. Из Англии это искусство перешло в Германию, где вскоре получило широкое применение. Генрих Святой был особенным почитателем хороших вышивок, а Гизелла, жена короля Венгрии, св. Стефана, устроила вблизи своего дворца мастерские для тканья и вышивания; здесь изобретен был, так называемый венгерский шов, в котором весь фон вышивается зигзагами. Крестовые походы, близко познакомившие жителей Западной Европы с великолепием Востока, много способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали В. своё свободное время. Установившиеся торговые сношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, В. наравне с другими достигло высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для В. и сам Рафаэль интересовался этим искусством. Испанцы, подражая итальянцам, также достигли большого искусства в вышивке; о том свидетельствуют некоторые вышитые картины и вышивки со священною целью, сохранившиеся во многих музеях и коллекциях.

      Между ними особенно замечательна картина, изображающая Адама и Еву, в музее Клюни и церковный налой, подаренный Карлом V монастырю св. Юста (St. Just), куда он удалился в последние годы жизни и где он умер в 1558 году; эта вышивка находится в коллекции Spitzen. Следует заметить, что долгое время в одной Саксонии исполнялось вышивание белой нитью по белым тканям (broderie blanche), которое теперь так распространено везде, особенно на западе Европы. В остальных государствах почти исключительно вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками. Заметим, что сверх того, многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, окруженная своими дочерьми, их кузинами де Гиз и Мария Стюарт проводили свои досуги в рукодельных занятиях. Г-жа де Ментенон так любила вышивать, что даже во время прогулки, в карете, всюду можно было видеть её с работою в руках; она же ввела преподавание этого искусства в женской школе St.-Syr, ею основанной; когда эта школа находилась под её прямым заведованием, В. в ней было в особенном почете. Даже Мария-Антуанетта также много вышивала, особенно по канве мелким швом (au petit point).

      Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нём разводить самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, став принадлежностью правительства, стало называться «королевским садом». В 1626 г. учёному Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.

      Виды вышивания



      • Вышивка синелью
      • Вышивка полукрестом (англ.) (гобеленовое шитьё) [2]
      • Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
      • Вышивка шелком
      • Вышивка золотом (золотыми нитями)
      • (англ.) candlewicking — стиль вышивки, обычно нитками натурального цвета на натуральном полотне, с использованием глади и французских узелков

      Способ вышивания

      Машинная вышивка

      С некоторых пор ручной труд для простых вышивок почти совершенно вытеснен машинным шитьем. Первая вышивальная машина появилась во Франции в 1821 г., но имя изобретателя осталось неизвестно, и вообще не осталось никаких сведений относительно её механизма. 4 года спустя г. Бартелеми Тимонье д’Амплепи (Barthelemy Thimonnier d’Amplepis) изобрел другую машину, которая все-таки не оказалась удобоприменимой для широкого производства. Наконец, на французской выставке 1854 г. появилась машина Гейльмана, которая возбудила всеобщий восторг и произвела целый переворот в производстве вышивок. С тех пор в машине Гейльмана сделано было несколько незначительных изменений, из которых самые удачные изобретены г. Барбом Шмитцом из Нанси; но принципиальная идея и механизм машины Гейльмана остались те же. Без сомнения, машинное вышивание может только быть применимо к не особенно сложным узорам для того, чтобы вышивки могли быть общедоступны и могли получить широкое распространение, иначе затраты при введении нового рисунка так велики, что они не могут оплачиваться. Многие до сих пор предпочитают ручное В., находя, что оно и прочнее и красивее, то есть художественнее, так как фантазия вышивальщицы, не стесненная узкими рамками машинного производства, имеет полный простор. Здесь следует упомянуть о том, что в конце 1880-х годов в Западной Европе, особенно во Франции, стали широко распространяться вышивки по русским общеизвестным образцам, с петушками, конями и т. под. фигурами, вышиваемыми красными, синими и жёлтыми нитками по белой ткани. Одежды с подобными вышивками в 1890 и 1891 гг. можно было встретить часто в Париже на женщинах в собраниях, а особенно на молодых дамах и детях. Подробное описание разных способов вышивания можно найти в «Курсе женских рукоделий» (изд. журнала «Вестник Мод»). Это собственно переделка или даже в основном перевод французской книги: «Encyclopedie des ouvrages de dames», p. Th. Delmont. Рисунки также перепечатаны из этой книги.

      Читайте также: