Цветная перевить техника вышивания

Обновлено: 18.04.2024

Очень подробный мастер-класс от Алла Жукова.
Цветную перевить называют с приставкой "калужская цветная перевить".
Широко распространена она была именно в Калужской губернии, местечко
Тарусса. В советское время там работала артель вышивальщиц под руководством Гумилевской Маргариты Николаевны, которая отдала этому делу свою жизнь, прожив 90лет оставила большое количество потрясающих работ в
музеях нашей страны. Я осваивала эту технику самостоятельно, поэтому прошу быть ко мне снисходительными, я и сегодня нахожусь в поиске интересных приёмов.


В2005г появилась книга "ВЫШИВКА" ХУДОЖНИК М.Н.ГУМИЛЕВСКАЯ орнаменты
цветной перевити( можно скачать здесь ). Магарита Николаевна в экспедициях по деревням Калужской области собрала и сберегла значительное количество рисунков местных деревенских мастериц. Книга настоящее сокровище.

Традиционно фон перевити, конечно в красных оттенках, неотьемлемы белый и
золотисто-жёлтые, далее всевозможные оттенки листвы и зелени, конечно водные и небесные сини.

К основной базе(белый,жёлтый,красный) добавляется по желанию или зеленый, или синий и их производные. Великолепным может быть и использование всех пяти цветов сразу, при правильном выборе их оттенков. А вообще не нужно стоять на месте и пробовать, пробовать. чтоб перевить зазвучала по новому и привлекла к себе внимание огромного количества ценителей и продолжателей этого необыкновенного дела.

Начинаем первый урок строчевого шитья, в частности "калужской цветной перевити".
Захватив три нити паралельно кромке, выкладываем валик и считая нити, одну нить утка высекаем тонкими ножницами, три оставляем, вновь одну высекаем, а три оставляем ит. д. В данном случае плотность нитей в 1см-14 по основе и12 по утку. Образец выполняется 5на5см, в итоге получим 15на15клеток. Чтобы клетки были ровные, по основе нужно удалять две нити, а три оставить, до тех пор пока не получится 15 клеток.
Продолжение следует. В следующий раз будем укреплять нити фиксирующей сеткой.





Разреженное полотно обвивается х\б ниткой №60 по диагонали, по зигзагообразной линии, подныривая под пересечениями долевых и поперечных пучков нитей, оставленных после продёргивания.



По выполненной сетке в дальнейшем будем работать.Все работы производим в пяльцах. Ширину и плотность валика выбираем индивидуально к той или иной ткани, что должно соответствовать вашему эстетическому ощущению или стилистической задаче. Есть способ, когда валик выкладывается не по всей длине, а лишь в местах высечения нитей и пропускается на месте оставленных, переход совершаем по изнаночной стороне.
В случае использования валика как края изделия, перед его выполнением прокладывается в основании дополнительная укрепляющая нить, желательно не прерывающаяся, толщина индивидуально по задаче.


В случае работы с неровной, грубой тканью типа бортовка, можно перед выполнением сетки удалить утолщения и бугорки и аккуратно вычистить нити сухой зубной щёткой, удалив лишний ворс. Чем ровнее и аккуратней сетка, тем безукоризненней и идеальней результат.
Для продолжения работы, можете нарисовать свой образец и его выполнять или выбрать из подушечек на прежних страницах, или выполнять тот же вариант, который продолжу далее.
Кто не успел сделать сетку, вполне успеет меня догнать и этот образец послужит вам, например для подушки игольницы.
Варианты не сплошного фиксирующего валика.


На листке в клетку, я нарисовала схему для начала вышивки цветными нитями.
Лепестки будем заполнять приёмом штопка, один лист белым мулине сложенным
вдвое, а другой жёлтым.

Проходим ниткой то под, то над встречной перегородкой, как бы штопая, а возвращаясь шагаем в зеркальном отражении, где нитка была сверху теперь будет внизу и наоборот. Шагаем наискосок, как бы перевивая нити и они сольются в одну.




Теперь будем штопать нужную нам клетку поперёк. Перейдём на соседнюю
стенку и выполним то же самое на одной клетке, аналогично как и на предыдущих трёх.

Затем переходим на соседнюю стенку и штопаем уже две клетки по схеме рисунка.

Ещё две клетки по нашей схеме.
И оставшиеся две проходим туда и обратно закрывая их. Получаем лепесток, где каждая клетка разделена на 4 маленьких приёмом штопка.

Далее обвиваем серединку белым и зелёным.
Обвиваем таким образом, чтоб нитей основы не было видно.



Начало нити прячем по сетке, которую впоследствии обовьём.

Окончив обвив, можно вставить нить тоненькую иглу и спрятать нить под обвитые столбики и обрезать.
Аналогичные элементы вышиваем по углам квадрата.

Затем сделаем настил на одну клетку по черырём сторонам квадрата.


Далее можно обвивать фон красным цветом.

Обвивать фон по возможности, по диагональной линии. На пересечениях сетки
должны получиться крестики.



Можно оставить в таком состоянии, а можно добавить детали.

Например обводка цветка белой нитью мулине, а также выделить центр
зелёными лучами.




Ещё можно сделать солнечые вертушки в угловых композициях и обводку вокруг клеточек с жёлтым настилом.

Проследите, композиция с обеих сторон, должна быть одинаковой.

Можно фантазировать, как душе угодно.

Снимок вышел неудачный.
Далее можем повышива по периметру, вокруг полученного квадрата, надеюсь изображение получится лучше.

Наш образец по периметру, можно декорировать различными приёмами счётной вышивки, а может быть и тамбуром и т.д. в зависимости от индивидуальных запросов. В моём случае использована старинная русская вышивка "роспись", с рисунком выдуманным по ходу.

Благодаря росписи, фрагмент плавно соединяется с тканью.
Наглядно видим, как меняется на глазах вся картина.


Урок закончен.Всем удачи и творческих успехов.
Источник


Вышивка «цветная перевить» - особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.

Вышивание «цветной перевитью» распространено в основном в Среднерусской полосе, в областях Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской.

Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.

Смоленская область – центр, где сходятся истоки трех крупнейших рек великой русской равнины Днепра, Западной Двины и Волги, даже в древние времена, являлась местом продвижения многих племён и народов, частью тут же оседавших, частью проходивших дальше, но всё же оставлявших здесь нечто «своё», самобытное.

Всё влияние, как в позднюю, так и в раннюю пору распределилось по всей площади губернии не равномерно.

Основные элементы, послужившие материалом для всей местной культуры, мы находим: в географической номенклатуре; в языке и археологических объектах, добытых из городищ, курганов и в местном народном искусстве, особенно, в той его отрасли, которая в народном говоре носит название «украс», т.е. украшения или орнамент, каковой является наиболее устойчивой формой образного искусства, передающегося из поколения в поколение и лишь скупо воспринимающего в себя позднейшие влияния.

Большую художественную ценность представляет народная вышивка. Отличается она гармоничностью узора, своеобразием растительного и геометрического орнамента и разнообразием приемов исполнения.

Вышивка «цветная перевить» - особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.

Вышивание «цветной перевитью» распространено в основном в Среднерусской полосе, в областях Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской.

Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.

Полученная сетка заполняется рисунком уже в пяльцах. В старинных изделиях чаще всего вышивка в два цвета: светлый фон, сплошь застилающий сетку, и вокруг прозрачная перевить, решётка, образующая чёткий яркий орнамент, преимущественно в красных тонах. Светлый фон, образуя свой орнаментальный узор, застилается по клеткам утки и основы разными способами: настилом, штопкой, стланью, заполнением фона диагональными рядами воздушных петель.

Изделия, вышитые «цветной перевитью», украшают и другими видами швов: «набором», «росписью», «гладью» и «крестиком».

Смоленская вышивка отличается ярко-жёлтым, огненным колоритом и встречается на поликах женских рубах, подзорах, концах полотенец, на нарядных фартуках, салфетках.

Старинная вышивка «цветная перевить» выполненная на крестьянской одежде, была собрана Е.Н. Клетновой в конце XIX – начале XX веков в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии, и имела два цвета: светлый фон, застилающий сетку, а вокруг прозрачная перевить, образующая чёткий яркий орнамент, преимущественно в красных тонах.

Это подробно описывается в ее статье «Символика народных украс Смоленского края».

Исследование Е.Н. Клетновой, основанное на подлинном материале является единственным и весьма актуальным и в наше время.

Одна из частей исследования посвящена представлению орнаментальных знаков, их разнообразию, вариантности, их систематизации.

В настоящее время выполняют перевить не только вручную, но и машинной вышивкой. Примером могут служить изделия Смоленской фабрики художественной вышивки, пользующиеся широкой популярностью.

В.В. Стасов говорил, что в вышивках и тканье по холсту уцелели самые многочисленные, самые оригинальные и самые характерные остатки национального русского художества 1 .


Очень подробный мастер-класс от Алла Жукова.

Цветную перевить называют с приставкой "калужская цветная перевить".

Широко распространена она была именно в Калужской губернии, местечко

Тарусса. В советское время там работала артель вышивальщиц под руководством Гумилевской Маргариты Николаевны, которая отдала этому делу свою жизнь, прожив 90лет оставила большое количество потрясающих работ в

музеях нашей страны. Я осваивала эту технику самостоятельно, поэтому прошу быть ко мне снисходительными, я и сегодня нахожусь в поиске интересных приёмов.

DSC04049 (640x480, 213Kb)

В2005г появилась книга "ВЫШИВКА" ХУДОЖНИК М.Н.ГУМИЛЕВСКАЯ орнаменты

цветной перевити( можно скачать здесь ). Магарита Николаевна в экспедициях по деревням Калужской области собрала и сберегла значительное количество рисунков местных деревенских мастериц. Книга настоящее сокровище.

Вышивка орнаменты перевити_enl (499x700, 68Kb)

Традиционно фон перевити, конечно в красных оттенках, неотьемлемы белый и

золотисто-жёлтые, далее всевозможные оттенки листвы и зелени, конечно водные и небесные сини.

perevit1 (464x300, 34Kb)

К основной базе(белый,жёлтый,красный) добавляется по желанию или зеленый, или синий и их производные. Великолепным может быть и использование всех пяти цветов сразу, при правильном выборе их оттенков. А вообще не нужно стоять на месте и пробовать, пробовать. чтоб перевить зазвучала по новому и привлекла к себе внимание огромного количества ценителей и продолжателей этого необыкновенного дела.

Начинаем первый урок строчевого шитья, в частности "калужской цветной перевити".

Захватив три нити паралельно кромке, выкладываем валик и считая нити, одну нить утка высекаем тонкими ножницами, три оставляем, вновь одну высекаем, а три оставляем ит. д. В данном случае плотность нитей в 1см-14 по основе и12 по утку. Образец выполняется 5на5см, в итоге получим 15на15клеток. Чтобы клетки были ровные, по основе нужно удалять две нити, а три оставить, до тех пор пока не получится 15 клеток.

Продолжение следует. В следующий раз будем укреплять нити фиксирующей сеткой.

DSC03981 (700x525, 214Kb)

DSC03982 (700x525, 231Kb)

DSC03984 (700x525, 206Kb)

DSC03986 (700x525, 203Kb)

DSC03987 (700x525, 181Kb)

Разреженное полотно обвивается х\б ниткой №60 по диагонали, по зигзагообразной линии, подныривая под пересечениями долевых и поперечных пучков нитей, оставленных после продёргивания.

DSC03988 (700x525, 229Kb)

DSC03989 (700x525, 218Kb)

DSC03992 (700x525, 97Kb)

По выполненной сетке в дальнейшем будем работать.Все работы производим в пяльцах. Ширину и плотность валика выбираем индивидуально к той или иной ткани, что должно соответствовать вашему эстетическому ощущению или стилистической задаче. Есть способ, когда валик выкладывается не по всей длине, а лишь в местах высечения нитей и пропускается на месте оставленных, переход совершаем по изнаночной стороне.

В случае использования валика как края изделия, перед его выполнением прокладывается в основании дополнительная укрепляющая нить, желательно не прерывающаяся, толщина индивидуально по задаче.

DSC03993 (700x525, 222Kb)

DSC03994 (700x525, 208Kb)

В случае работы с неровной, грубой тканью типа бортовка, можно перед выполнением сетки удалить утолщения и бугорки и аккуратно вычистить нити сухой зубной щёткой, удалив лишний ворс. Чем ровнее и аккуратней сетка, тем безукоризненней и идеальней результат.

Для продолжения работы, можете нарисовать свой образец и его выполнять или выбрать из подушечек на прежних страницах, или выполнять тот же вариант, который продолжу далее.

Кто не успел сделать сетку, вполне успеет меня догнать и этот образец послужит вам, например для подушки игольницы.

Варианты не сплошного фиксирующего валика.

DSC03995 (700x525, 148Kb)

DSC03996 (700x525, 176Kb)

На листке в клетку, я нарисовала схему для начала вышивки цветными нитями.

Лепестки будем заполнять приёмом штопка, один лист белым мулине сложенным

вдвое, а другой жёлтым.

DSC03997 (483x413, 98Kb)

Проходим ниткой то под, то над встречной перегородкой, как бы штопая, а возвращаясь шагаем в зеркальном отражении, где нитка была сверху теперь будет внизу и наоборот. Шагаем наискосок, как бы перевивая нити и они сольются в одну.

DSC04002 (700x525, 218Kb)

DSC04003 (700x525, 214Kb)

DSC04004 (700x525, 84Kb)

DSC04005 (700x525, 79Kb)

Теперь будем штопать нужную нам клетку поперёк. Перейдём на соседнюю

стенку и выполним то же самое на одной клетке, аналогично как и на предыдущих трёх.

DSC04006 (700x525, 206Kb)

Затем переходим на соседнюю стенку и штопаем уже две клетки по схеме рисунка.

DSC04008 (700x525, 214Kb)

Ещё две клетки по нашей схеме.

И оставшиеся две проходим туда и обратно закрывая их. Получаем лепесток, где каждая клетка разделена на 4 маленьких приёмом штопка.

DSC04009 (700x525, 205Kb)

Далее обвиваем серединку белым и зелёным.

Обвиваем таким образом, чтоб нитей основы не было видно.

DSC04019 (700x525, 211Kb)

DSC04016 (700x525, 216Kb)

DSC04017 (700x525, 219Kb)

Начало нити прячем по сетке, которую впоследствии обовьём.

DSC04018 (700x525, 209Kb)

Окончив обвив, можно вставить нить тоненькую иглу и спрятать нить под обвитые столбики и обрезать.

Аналогичные элементы вышиваем по углам квадрата.

DSC04019 (700x525, 211Kb)

Затем сделаем настил на одну клетку по черырём сторонам квадрата.

DSC04020 (700x525, 193Kb)

DSC04022 (700x525, 217Kb)

Далее можно обвивать фон красным цветом.

DSC04023 (700x525, 222Kb)

Обвивать фон по возможности, по диагональной линии. На пересечениях сетки

должны получиться крестики.

DSC04024 (700x525, 65Kb)

DSC04025 (700x525, 218Kb)

DSC04026 (700x525, 216Kb)

Можно оставить в таком состоянии, а можно добавить детали.

DSC04027 (700x525, 232Kb)

Например обводка цветка белой нитью мулине, а также выделить центр

DSC04030 (700x525, 229Kb)

DSC04031 (700x525, 188Kb)

DSC04033 (640x480, 204Kb)

DSC04034 (640x480, 210Kb)

Ещё можно сделать солнечые вертушки в угловых композициях и обводку вокруг клеточек с жёлтым настилом.

DSC04036 (700x525, 204Kb)

Проследите, композиция с обеих сторон, должна быть одинаковой.

DSC04037 (700x525, 206Kb)

Можно фантазировать, как душе угодно.

DSC04039 (700x525, 213Kb)

Снимок вышел неудачный.

Далее можем повышива по периметру, вокруг полученного квадрата, надеюсь изображение получится лучше.

DSC04046 (700x525, 131Kb)

Наш образец по периметру, можно декорировать различными приёмами счётной вышивки, а может быть и тамбуром и т.д. в зависимости от индивидуальных запросов. В моём случае использована старинная русская вышивка "роспись", с рисунком выдуманным по ходу.

РУССКАЯ ВЫШИВКА

РУССКАЯ ВЫШИВКА

РУССКАЯ ВЫШИВКА запись закреплена

Пошаговый мастер-класс: швы "Стлань", "Настил", "Цветная перевить"

Цветная строчка, как и белая, выполняется по сетке, полученной из ткани полотняного переплетения путем выдергивания долевых и поперечных нитей. Разнообразные узоры создаются разделками, которые могут заполнять как обвитую, так и необвитую сетку.

Шов «Стлань»
«Стлань» выполняют по необвитой сетке толстой мягкой ниткой, прокладывая ее снизу вверх по узору так, чтобы она то покрывала столбик сетки, то проходила под ним. Двигаясь сверху вниз, проложенную нитку обвивают, закрывая те столбики сетки, под которыми она находится. Затем располагают нитку перпендикулярно, а двигаясь обратно, обвивают и ее, и столбики сетки (рис.1).

При этом ячейки сетки закрываются полностью, и создается впечатление неразреженной ткани. Мотивы, выполненные «стланью», обводят по контуру цветной ниткой по принципу шва «вперед иголку»: сначала в одном направлении, затем в обратном, закрывая пропущенные места (рис. 2).

Шов «Настил»
«Настил» укладывают по горизонтали или по вертикали, пропуская нитку то под столбиком, то над ним, пока ячейка сетки не заполнится плотно (рис. 3).

«Настил» можно вышивать и по обвитой и по необвитой сетке. По обвитой сетке настилом выполняют цветочки-звездочки (рис. 4), делают обводку клеток по кругу (рис. 5), а также по вертикали и горизонтали (рис. 6).

Шов «Цветная перевить»
«Цветную перевить» выполняют по мелкой сетке. Особенность ее заключается в том, что удалять ниток надо меньше, чем оставлять. Например, 2-3 нити удалить, 4-6 оставить. Рассчитав и продернув сетку, вышивают сначала те мотивы, которые выполняются по необвитой сетке «стланью» и «настилом». Затем многоцветный узор создают, плотно перевивая столбики сетки цветными нитками (рис. 7).

Переход от столбика к столбику делают по лицевой стороне крестиком, чтобы не просвечивала ткань.

На льняном полотне выдерните сетку 25 х 25 клеток с размером ячеек 5 х 5 мм и столбиками 1,5-2 мм (3-4 нити ткани). Подберите нитки в цвет ткани - мулине и катушечные, а также мулине белого, оранжевого, желтого и зеленого цвета.
Центральный цветок вышейте швом «стлань». Затем оставшуюся незаполненной сетку обвейте катушечной ниткой, чередуя вертикальный и горизонтальный столбики. Лепестки цветка обшейте по контуру в две нитки мулине, укладывая их в несколько рядов, а середину заполните обводкой клетки по кругу. Остальные мотивы выполните «настилом». Контуры ромбов подчеркните обводкой так же, как лепестки цветка. Край сетки обшейте гладьевым валиком.

Салфетка выполнена в технике «цветная перевить». На льняном полотне выдерните мелкую сетку 35 х 35 клеток (2-3 нити удалить, 4-6 оставить). Подберите мулине белого, желтого, светло-синего и красного цвета. Крупные цветы вышейте «стланью» с обводкой каждого лепестка по контуру. Выполните настилом стороны ромба, а затем, в соответствии с рисунком, очень плотно обвейте оставшиеся столбики мулине в одну нитку. Обводкой по кругу заполните 4 клеточки в центре салфетки и середины крупных цветов. Цветочки-звездочки выполните «настилом». Край сетки закрепите гладье-вым валиком. Мережка «панка» украсит и завершит вышивку.

Ретро - Чердак

Ретро - Чердак

Ретро - Чердак запись закреплена

Цветная перевить - особый трудоемкий вид шитья по сетке, выполняемый цветными нитями. Вышивка цветной перевитью распространена в Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Тверской областях. В XIX веке, создавая вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент (читай: язык народной вышивки) - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. "Писать" в древности означало "украшать" и "изображать". В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ светаи неба, означал "светить", "сиять", "блестеть". Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом(например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце. В цветной перевити главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего. В настоящее время русская народная вышивка утратила смысловое и обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.
Сегодня в цветной перевити используются геометрические, растительные и животные орнаменты.

Читайте также: