История пялец для вышивания

Обновлено: 28.03.2024

15 вещей, которые важнее денег 15 вещей, которые важнее денег: 1. Опыт отношений. Поц.

Этот отвар поможет зацвести даже алоэ и денежное дерево Этот отвар поможет зацвести .

Быстрое горячее блюдо на каждый день или праздничный стол. Мясные ватрушки с необычной начинкой! .

-Метки

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика

В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.

Самые древние пяльцы

Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э

Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века.

Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. Из коллекции этнографа Д. К. Зеленина. XIX век. Санкт-Петербург. Кунсткамера.

Круглые пяльцы (обычно из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с винтом. Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века. Москва. Государственный исторический музей.

Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ века.

Квадратные разъемные пяльцы на ножках. Всемирная Парижская выставка. 1900 год.

Пяльцы в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом.

Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва).Середина XX века.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.

Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.
Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э.
Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.

Для золотого шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.

В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.

В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.

В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.

Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.


Иллюстрации к данной статье - В. А. Тропинин. "Золотошвейка". 1826 год. Государственная Третьяковская галерея. Крестьянская семья за работой. Фотография 30-х годов XX века. Нижегородская губерния. А. И. Лактионов. "За вышиванием". 1954 год. Национальная картинная галерея. Индия.

Самые древние пяльцы были круглыми - из упругого древесного прута. Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э. Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века.


Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. Из коллекции этнографа Д. К. Зеленина. XIX век. Санкт-Петербург. Кунсткамера. Круглые пяльцы (обычно из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с винтом. Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века. Москва. Государственный исторический музей. Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ век Квадратные разъемные пяльцы на ножках. Всемирная Парижская выставка. 1900 год. Пяльцы в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва).Середина XX века.


В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.



Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.


Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.


Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.


В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.


Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.


В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.


В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.


Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.

В статье использованы материалы из диссертации кандидата исторических наук И.Л. Симаковой/

Здравствуйте, дорогие гости моего канала! Сегодня хочу рассказать вам о том, какому же вышивальному "помощнику" я отдала свое предпочтение и почему.

Как, наверно, и многих вышивать меня научили еще в школе. На уроках труда учитель знакомила нас с азами вышивки и обучала технике исполнения различных стежков. А вышивали мы тогда просто на руках, либо с помощью пластиковых пялец.

И вот для начала я хочу поделиться с вами своим опытом работы на пяльцах.

По прошествию многих лет я снова вернулась к вышивке и конечно же без главного помощника не обошлось.

Свой первый сюжет я вышила на обычных пластиковых пяльцах, купленных в магазине за 20 рублей.

Так как натяжка на тех пяльцах меня абсолютно не устраивала, канва периодически провисала, я стала думать о их замене на что-то более удобное. Остановилась на турецких пяльцах "Нурге". Как уверяла реклама, натяжка на них должна была быть барабанной, что и стало для меня основным показателем при выборе.

Первое время после покупки этих пялец, я никак не могла научиться с ними управляться. Внутренний металический обруч то и дело наровил выскочить и отрекошетить мне в лоб😅 Даже просила мужа несколько раз, чтобы он помогал запяливать в них работу. Ну, и купила же себе проблему, думала я!

Приступив же, наконец, к самой вышивке я была приятно удивлена)) Натяжка, как и было заявлено, получалась барабанной, крестики на канве выходили такими ровненькими, красивыми. Я испытала массу удовольствия от работы на этих пяльцах!

Но тут настигло меня другое опасение. Я стала беспокоиться, что вышитые и запяленные под пластиковый обруч крестики могут повредиться и испортить весь внешний вид работы.

Нашла выход, просто изменив способ запяливания.

Процесс перезапяливания стал более удобен и отшитая область уже не деформировалась.

Дальше хочу рассказать вам о своих приключениях со станком 🤗

Насмотревшись как многие рукодельницы вышивают на рамах и станках, мне также захотелось испытать такого помощника и на своих работах.

Заказала для себя станок по индивидуальному проекту.

Так как я привыкла вышивать на столе, чтобы всё необходимое мне в процессе работы было рядом, я выбрала такой станок, который можно было бы крепить к любой поверхности.

Хочу признаться, долго он ждал своей участи и пылился в шкафу после покупки, как-то не торопилась я начинать на нём работать.

Собрав всё-таки в один прекрасный день с помощью мужа сею конструкцию, я решила её испытать. Прикрепила к столу, натянула канву, отшила небольшой участок и быстро устала от работы. Отдохнула, снова попыталась хоть как-то продолжить вышивать. Ничего не получалось. Разочаровалась и запрятала этот громоздкий станок обратно в шкаф.

Что мне не понравилось при его использовании?

Во-первых, массивность самого станка и внушительных размеров рама. И так как я креплю нитку на изнанке, мне нужен бесприпятственнй к ней доступ, а постоянное кручение рамы туда-сюда, меня каждый раз приводило в ступор. Руки от таких движений сильно уставали и вся работа сводилась к тому, что сил моих хватало буквально на полчаса вышивки.

Во-вторых я люблю, чтобы крестики были у меня, что называется, "под носом". Работая же на станке максимально приблизить к глазам свою вышивку просто так невозможно, а каждый раз наклоняться, чтобы рассмотреть нужную деталь тоже нереально, шея и спина быстро устают от таких выгибаний.

В тот же день мой эксперимент со станком был окончен.

Да, я определённо могу согласиться с тем, что на раме вышивка выглядит более презентабельно, чем в пяльцах, а сам станок придает нашей работе некоторую серьезность. Но только ради этих качеств я не хочу мучить себя и вышивать через силу.

Возможно, как многие могут заметить, я просто не нашла для себя тот вариант станка, который бы мне подходил по всем параметрам. Но я и не хочу его искать.

Я пришла к выводу, что мне важна мобильность в вышивке. Взять пяльца, усесться с ними в любом месте в моем доме и начать вышивать, вот, что мне нужно. Со станком же такой вариант не прокатит.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.

Пяльцы. История возникновения., изображение №1

Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

Пяльцы. История возникновения., изображение №2

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.

Пяльцы. История возникновения., изображение №3

Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Пяльцы. История возникновения., изображение №4

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.

Пяльцы. История возникновения., изображение №5

В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Пяльцы. История возникновения., изображение №6

Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

Пяльцы. История возникновения., изображение №7

Расскажите, что вы знаете о пяльцах? Может у вас или у ваших родных сохранились старинные пяльца?

Есть такое старинное и очень емкое слово — «рукомесло». Редко его можно встретить, и большей частью в старой литературе. Но, думаю, мало кто нуждается в его пояснении. Ремесло, выполняемое руками, существовало всегда, просто название со временем стало для нас более привычным.

Рукоделием обычно называют ручную работу, сделанную с помощью всевозможных приспособлений. Эти приспособления были самыми разнообразными и выполнялись из металла, дерева, кости, начиная от обычных иголок, спиц, крючков, челноков, коклюшек, веретена, пялец, ножниц, и заканчивая ручными самодельными станками, прялками, а впоследствии швейной или вязальной машинками.

Рукоделие издавна являлось не только главным занятием женщины, но и признаком хорошего воспитания, настоящим украшением и похвалой для воспитанной девушки и уважением для хозяйки дома.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 1

В простых крестьянских семьях обычными рукоделиями были те, которые обеспечивали необходимое в хозяйстве — ткачество, шитье, вязание. В семьях побогаче — вышивка, украшение мережками, вязание крючком.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 2

В богатых домах Древней Руси всегда были особые светлые комнаты, отведённые для женского рукоделия — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Любили рукоделия и были искусны в разных приемах царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые посадские женщины и девицы.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 3

Некоторые виды рукоделия, например, вышивка, золотное шитье требовали от мастерицы напряжения зрения и усиленного внимания в течение всего светового дня и даже до наступления полуночи. Освещение же в те времена было примитивное – лучина, в более богатых семьях — свеча, и только позже – керосиновая лампа. Потому многие мастерицы со временем теряли зрение.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 4

В XVI-XVII веках наступает расцвет так называемого золотого или золотного шитья. Многие царицы и знатные боярыни имели свои золотошвейные мастерские: жены Василия III — царица Соломония и Елена Глинская; Анастасия Романова, жена Иоанна Грозного; Мария, жена Бориса Годунова и его дочь Ксения; старица Марфа, мать Михаила Романова, и его жена Евдокия Лукьяновна; и первая жена Алексея Михайловича Романова, Мария Ильинична. В них мастерицы занимались шелковым и золотым плетеньем, вязаньем, тканьем, сканьем (сучением), изготовлением кистей, снурков, поясков, тесемок. Здесь же шилось все домашнее белье, вышивались предметы женского и мужского наряда, вышивались и украшались чепраки, а для царских, великокняжеских и боярских охот — «кречатый наряд». Изготавливались золотые, серебряные, разноцветные шелковые и белые из льняной нитки кружева, которыми обильно украшались дорогие одежды, праздничные скатерти и уборы молодых девиц знатного рода.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 5

Вышивки делались на дорогих тканях, да и сами материалы для вышивки и украшения — золотые и серебряные нити, драгоценные и самоцветные камни, жемчуг имели очень высокую цену. Поэтому золотным шитьем могли заниматься только в очень богатых домах и светлицах цариц. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц в течение нескольких месяцев и даже более года.

Насколько широко было применение рукоделия, настолько были разнообразны и ткани для них: полотно, разноцветная тафта, шида, или индийская бумажная набивная ткань, золотые и простые камки, атласы, объярь (гродетур), зуф, шерстяные ткани, напоминавшие камлот, сукна, бархаты, алтабасы, зарбафы, дороги, аксамит, сафьян, пух, меха. Разнообразными были и материалы для украшения: жемчуг, золото, серебро, драгоценные камни, самоцветы, разноцветные шелка.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 6

Непростой была и технология золотного шитья. Изображения, узоры, и надписи, назначаемые для вышивания или низания, сначала прорисовывались на ткани. Для этого пользовались белилами и чернилами, а проделывали эту работу состоявшие при светлице знаменщики или рисовальщики. Иногда рисунки делали на бумаге черчением и прокалыванием. После «выметывания очерка белью», рисунок зашивали шелками или золотыми и серебряными нитями.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 7

В допетровские времена традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома, ее передавали по наследству и ценили как за качество исполнения, так и за стоимость тканей и меховой или золотой отделки.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 8

Облачение для самого царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палате. Там работали и женщины, и мужчины-портные. Их называли «наплечные мастера», поскольку они одевали «царское плечо». Все наряды украшались вышивкой, над которой трудились и женщины царской семьи во главе с царицей, и знатные боярыни, и простые мастерицы.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 9

С наступлением царствования Петра I распространение и художественная значимость рукоделий была настолько велика, что когда царем было повелено носить немецкое платье, рукоделия стали еще разнообразнее, а в качестве новых образцов наши мастерицы получили еще и знаменитые заморские кружева. Под влиянием новшеств, вводившихся при дворе, помещики завели мастерские, где изготовлялись вышивки, кружева и ткани по иноземным образцам, но в монастырях и среди семей купцов, мещан и крестьян долго еще преобладали стародавние рисунки и приемы работы.

С развитием школьного образования и с введением рукоделия в женские учебные заведения последовал новый толчок к распространению рукоделия. Их стали преподавать в женских учебных заведениях, обучая не только навыкам, но и основам шитья, кроя и даже декоративным навыкам. Рукоделия стали разделяться на «школьные», «ремесленные», общие женские рукоделия, монастырские работы и кустарные, крестьянские работы.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 10

К «школьному» рукоделию принадлежали вязание на спицах чулка, вязанье крючком салфеток, воротничков, кружев, детских башмачков, кофточек, шапочек, шитье иголкой, вышивание, штопка и починка белья и платья, кройка простого белья и платья. Преподавались и специальные рукоделия: изготовление белья и меток более сложных, шитье платьев по модным картинкам, делание искусственных цветов и шляп и изящные работы — различное шитье и вышивки.

«Ремесленными» рукоделиями называли все то, что производилось в мастерских, или мастерицами у себя на дому: шитье и метка белья, шитье платьев, верхних пальто, накидок, шуб, изготовление шляп, искусственных цветов и тому подобных изделий.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 11

Общими женскими рукоделиями называли все те работы, которые производились женщинами для своей семьи — изготовление белья, одежды, а также искусное вязание на спицах, вязание крючком или в тамбур, филе, кружева, шитье по канве, решетки, шитье гладью, по тюлю, английское шитье, шитье золотом, серебром. Особенно были интересны работы фантазии — вышивка сутажем, ленточками, синелью, разными цветными металлическими нитками, блестками, тканье ковриков и подушек на шведских станках и приборах.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 12

В эпоху царствования Петра I, когда в России стали носить европейскую одежду, стали интересоваться и ведением портняжного и иного женского ремесла в европейских странах. В Европе получить звание портняжного мастера можно было только после долгих лет учения. Как правило, небогатые родители отдавали своего сына мастеру в обучение, внося небольшую плату. Мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. Обучение шло параллельно с производственным процессом, и основным принципом было смотреть за мастером и повторять его действия. Вначале учили управляться с иглой и ниткой, затем мальчики постигали сложное искусство кроя, некоторые становились вышивальщиками, а девочек учили в специальных мастерских плести и вязать кружева, делать вышивки на легких тканях. Учеба протекала долго и трудно — только после 5-8 лет «повторений», побоев за непонимание и выполнения роли домашней прислуги, можно было стать подмастерьем. Подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалованье и мог переходить к другому мастеру того же цеха. Мастер должен был обучать подмастерье секретам мастерства, за чем следил совет цеха. Обучение заканчивалось, и ученику присваивалось звание мастера после того, как он сам сшил и отделал настоящий костюм. Во всех ремесленных мастерских эта «дипломная работа» носила название «шедевр». Затем новоиспеченный мастер мог остаться работать у хозяина подмастерьем, открыть собственное дело или стать бродячим портным, переходящим от одного замка к другому и предлагающим знатным господам свои услуги.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 13

Со временем секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера. К XIX веку у нас развилось производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили военную форму и мундиры различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои городского населения одевались в «Домах готового платья».

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 14

При таком положении дел высокохудожественная вышивка, особенно золотные работы, стали применяться только для мундиров придворных, а искусные мастерицы золотного шитья, в основном, оставались лишь в монастырских мастерских.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия, фото № 15

Так время неумолимо летело в рубежу ХХ века, который своей бурной неуемностью сумел разрушить не только вековые устои, но и исторические традиции, затерять исконные ремесла и позабыть старинные ремесленные навыки. Так что сегодня мы можем с радостью говорить о возрождении всего того рукодельного богатства, чем так преизобиловали наши предки. Не последнюю роль в этом процессе, наверное, играет и Ярмарка Мастеров.

В статье использованы живописные работы К. Маковского, В. Тропинина, Н. Неврева, Е. Котляр, И. Куликова и др., а также выдержки из материалов открытых источников интернет-пространства.

Читайте также: