История вышивания гладью

Обновлено: 25.04.2024

Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

Вообще, история вышивки гладью берет свое начало в глубине веков. Как только первобытный человек стал делать себе одежду, появились и первые элементы вышивания. Изначально в качестве материала выступали жилы и шерсть животных, затем люди начали применять льняные, шелковые, шерстяные нити, жемчуг и бисер для оформления, различные монеты, ракушки и прочее. Одно можно сказать точно: всегда вышивание было тесно связано с природой и занятиями человека. У каждой нации есть свои особенности и тонкости вышивки.

Иголки вначале были из камня и кости, а уже потом им на смену пришли иглы из бронзы и стали. Естественно, прогресс позволил усовершенствовать сам процесс вышивки, появились новые техники. В качестве отдельного вида рукоделия вышивание зародилось на Востоке. Наиболее древние шедевры, дошедшие до наших дней, были изготовлены в Древнем Китае, примерно в 6-5 веках до нашей эры. Они сделаны золотыми и серебряными нитями, а кроме того, волосом, на шелке. В те годы аккуратная китайская вышивка оказала немалое влияние на развитие вышивания в Стране Восходящего Солнца, Японии.





Вышивка гладью


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вышивание гладью — одна из наиболее изысканных техник в вышивке, в которой можно выполнить великолепные картины и панно, похожие на работы акварелью.

В моём классе обучается 9 человек (5 мальчиков, 4 девочки), и так вышло, что весь класс проявил желание посещать кружок «Волшебный стежок», на занятиях которого, изучают различные техники вышивания: ленты, крестик, гладь. Мальчикам по душе, оказалось, вышивание гладью, а девчонки с азартом взялись за вышивание лентами и крестиком. Первое время, у меня не возникало желания посещать кружок «Волшебный стежок». Я считал, что это занятие только для девочек. Но со временем, меня всё больше и больше стало интересовать вышивание. Классный руководитель объяснил, что вышиванием могут заниматься не только девочки, но и мальчики. Да и сделать подарок собственными руками – куда интересней и необычней.

Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!

Цель моего проекта: изучить искусство вышивания гладью и определить его место в современной культуре.

Актуальность: Вышивание гладью не утратило своей актуальности в современном мире. Способ вышивания гладью – это одна из самых популярных техник вышивания в настоящее время. На сегодняшний день многие увлекаются вышиванием не только потому что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, но и дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

Задачи исследования:

- Найти и изучить книги, журналы, справочники, в которых рассказывается о вышивании гладью.

- Изучить историю развития вышивки гладью.

- Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.

- Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.

- Исследовать и освоить технологии вышивки гладью.

- Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования:

- Анализ литературных источников и Интернет ресурсов;

- Анкетирование и беседы;

- Практическая работа, изготовление изделий.

Оборудование и материалы:

- Ткань, нитки «Мулине»;

- Иглы короткие с большим ушком, ножницы, пяльцы.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ

Искусство вышивания появилось с первым стежком, сделанным руками первобытного человека при шитье одежды из шкур животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, окрашенные или натуральные нити хлопка, льна, шёлка, конопли, шерсти, волосы, тонкая серебряная и золотая проволока, а также бисер, бусы, драгоценные камни, жемчуг, ракушки, монетки.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем к бронзовой и стальной игле благоприятно повлиял на возникновение новых способов вышивания. Наиболее древними вышивками считают изделия, найденные в Китае, которые были выполнены мастерицами в 6-7 веках до нашей эры. Изделия представляли собой шёлковые ткани, украшенные узорами из золотых и серебряных нитей, шёлка-сырца и волос.

В нашей стране вышивка тоже имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Русские женщины прекрасно владели искусством вышивки и отражали в своих работах старинные обычаи и обряды.

В дохристианской Руси вышивкой украшали занавески, покрывала, простыни, скатерти, а также головные уборы, сарафаны, рубахи. На Алтае при раскопках Пазырыкских курганов были найдены тканые, вышитые и украшенные аппликациями ковры, седла, черпаки, одежда и обувь знатных скифов. Учёные относят эти изделия к 6-3 векам до нашей эры.

С конца 10 века, с принятием христианства, вышивка на Руси приобрела новое значение.

Одна из первых школ вышивания была открыта сестрой Владимира Мономаха великой княжной Анной-Янкой в Киеве, в ею же основанном женском монастыре во имя святого апостола Андрея Первозванного. Девушек там обучали грамоте, пению, мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении многих столетий руками русских мастериц было создано немало пышных растительных орнаментов и узоров.

Девушки из знатных семей к вышивке относились как к развлечению, способу занять себя в свободное время. Они могли участвовать в светской беседе с гостями или приглашенным женихом, не прекращая работы над вышивкой. В то время, как для крестьянских девушек вышивание было необходимым занятием. Девочка, едва взяв иглу в руки, уже начинала готовить себе приданое: постельное и нижнее белье, скатерти, полотенца, повседневную и праздничную одежду. Заблаговременно готовили и вышитые подарки, предназначенные родственникам жениха. Перед свадьбой приданое выставляли на всеобщее обозрение, чтобы родственники жениха могли по достоинству оценить мастерство юной невесты.

С конца 18 века вышивание стало профессией. В России появились первые мастерские вышивального искусства.

В последние годы искусство вышивания вновь стало популярным. На стенах квартир и коттеджей можно увидеть прекрасные вышитые картины – пейзажи, натюрморты, портреты.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ

5. Швейные нитки.

8. Копировальная бумага.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВЫШИВКИ ГЛАДЬЮ

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В данной технике возможно использование различных видов швов и приёмов.

Для начала необходимо перенести рисунок на ткань с помощью карандаша или копировальной бумаги.

Затем закрепить нить, для этого сделать несколько стежков в технике "вперед иголку", и приступать к выполнению прямых стежков гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.

Вышивая техникой простой плоской глади – выкладывать стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними. Направление стежков выбирать в зависимости от формы элемента, например, вышивать листья - от края к середине.

Если вначале нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков.

Чтобы вышить плавным переходом цвета, задать места теней и оттенки – нужно использовать технику тоновой глади. Каждый ряд тона делать чередованием коротких и длинных стежков.

При выполнении некоторых элементов более объемно – следует применять технику "гладь с настилом". Прокладывать последовательно сначала один слой простой гладью и затем накрывать его еще одним слоем.

В ходе работы помнить, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться узелков, торчащих нитей и затяжек. Все хвостики необходимо скрывать как в начале работы, так и в конце.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

С целью определения места вышивания гладью в современной культуре, я провел анкетирование учащихся, а также учителей МБОУ СОШ с. Фарн. (Приложение 1.)

В анкетировании приняло участие 120 человек. Из них: 15 учителей, 105 учеников, не приняли участие в анкетировании 16 учеников.

На первый вопрос положительный ответ дали 52 человека, что составило 43,3 % опрошенных.

На второй вопрос положительный ответ дали 75 человек, что составило 62,5 % опрошенных.

На третий вопрос положительный ответ дали 90 человек, что составило 75 % опрошенных.

На четвёртый вопрос положительный ответ дали 63 человека, что составило 52,5 % опрошенных.

Как мы видим из диаграммы, что опрошенные в основном знакомы с таким видом творчества, как вышивка гладью. 75 % старшего поколения занимаются вышиванием гладью. В настоящее время, этот процент упал до 62,5%. Из всех учащихся 3 класса (моих одноклассников), умеют вышивать 100%.

Исходя из результатов анкетирования можно сделать вывод, что вышивание гладью не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Вышивание гладью – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире.

После анкетирования, я решил провести опрос учителей и учащихся, которые умеют вышивать. Оказалось, что мой классный руководитель, Чисникова Валентина Вячеславовна, еще с начальных классов увлекается вышивкой. Во время обучения в школе, она освоила различные техники вышивания: крест, гладь, ленты, изонить. (Приложение 2)

С тех пор, ничего не изменилось, в свободное время она также продолжает вышивать. Но помимо этого, еще и нас учит различным видам вышивания во время кружковой деятельности.

Дзиова Ольга Борисовна, учитель начальных классов, рассказала мне о своём любимом способе вышивания - вышивка на швейной машинке. (Приложение 3)

Дзабаева Ивета Эльбрусовна, завуч нашей школы, в свободное время занимается алмазной вышивкой, а также вышиванием крестом.(Приложение 4)

Также выяснил, что кружок «Волшебный стежок» посещают 40 учащихся нашей школы. Дети в кружке различного возраста от 7 до 14 лет. И большинство учащихся стараются успеть освоить все виды вышивания, что доказывает творческая выставка в холе нашей школы. (Приложение 5)

Две ученицы из нашей школы со своими работами одержали победу в районном конкурсе. (Приложение 6)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проведя исследования, узнав много новой информации о вышивании гладью, я решил овладеть данной техникой.

Моё знакомство с вышиванием в технике гладь, началось с нуля. До этого я ни когда не вышивал, даже не держал в руках иголку. Поэтому, прежде чем вышивать какую-нибудь картинку, учитель научил меня правильно делать отдельные стежки: (Приложение 7)

- стежок «вперёд иголку»; (рис. 1)

- строчной стежок; (рис. 2)

- стежок узелком; (рис. 3)

- тамбурный стежок «вприкреп»; (рис. 4)

- стебельчатый шов; (рис. 5)

- петельный шов; (рис. 6)

- простая гладь; (рис. 7)

- художественная гладь. (рис. 8)

Освоив данные техники вышивания гладью, я приступил в выполнению проекта. Итак, свою вышивку я начал с того, что на ткань нанёс рисунок с помощью копировальной бумаги, для того чтобы не совершить ошибок во время вышивания. Далее поместил ткань в пяльцы. У меня они были диаметром 200 мм. Подобрал необходимые цвета ниток. Обычно пасма мулине состоит из 6-ти тонких ниточек. Для своего проекта я использовал разное количество нитей, в зависимости от рисунка.

Выполняя проект, я постарался использовать все изученные техники вышивания гладью. (Приложение 8)

Готовую работу оформил в рамку. Мама будет счастлива, если я подарю ей картину, изготовленную своими руками, на её день рождения. Пожалуй, это лучшее решение.

Вышивка гладью является одним из популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное — большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно.

Работая над проектом, я много узнал об истории вышивки, способах и видах вышивания. В ходе исследования мне приходилось общаться с людьми разного возраста: как с учениками школы, так и с учителями; работать с книгами и интернетом в поиске новой информации.

По результатам анкетирования и опроса учеников и учителей, выяснил, что женщины большинства семей когда-либо занимались вышиванием гладью, а некоторые, и в настоящее время продолжают.

62,5 % опрошенных учащихся умеют вышивать гладью. Из учителей 86,6% опрошенных знакомы с вышиванием гладью, но 66,69 % в данный момент занимаются другими видами вышивания.

Таким образом, но основе полученных результатом исследований на базе МБОУ СОШ с.Фарн, можно сказать, что вышивка гладью в настоящее время актуальна в с.Фарн.

Цели и задачи научно-исследовательской работы, считаю выполненными.

В дальнейшем планирую работать над проектом «Удивительный мир вышивки», так как в ходе исследования, я выяснил, что большая часть учащихся и учителей школы заинтересованны не только вышивание гладью, но и такими видами вышивки как алмазная, крест, ленты, изонить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Ермакова С.О. Вышиваем крестом. Подарки к праздникам. – Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.

Миронова Т. Вышиваем гладью. Основы и лучшие техники. – Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.

Пермякова М. Рукоделие. – Москва: «Премьера», 1999. – 176 с.

Хворостухина С.А. Вышиваем гладью. Идеи для домашнего уюта. – Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Василеостровского района Санкт- Петербурга

1. Историческая справка. 2. Разновидности глади. 3. Материалы и оборудование для вышивки. 4. Техника вышивания гладью. 5. Советы по вышивке гладью.

Вышивка гладью

1. Историческая справка.

Желание украсить свою одежду и выделиться таким образом свойственно людям от древних времён до наших дней. История вышивки гладью уходит в далёкую древность. Первые вышитые узоры появились вместе с навыком шитья одежды. Прообразом привычных ниток мулине были волосы, жилы и шерсть животных. Первые иглы изготавливались из камня, костей рыб и животных. Когда люди научились обрабатывать металл, одним из первых металлических инструментов была игла. С этих пор вышивка стала развиваться вместе с шитьём. Как отдельный вид рукоделия вышивание зародилось на Востоке в шестом веке до нашей эры. Известно, что самые древние вышитые работы принадлежать китайским мастерам. Они вышивали золотыми и серебряными нитями на шёлковых тканях. С течением веков вышивка охватила весь мир. Купцы и путешественники привозили вышитые изделия из Китая в свои страны. Местные мастерицы овладевали техникой вышивки и вносили в неё что-то новое. Так у каждой нации сформировались свои вышивальные традиции. Китайские мастера подарили миру вышивку шёлком и на шёлке. Северные народы научили вышивать по грубым плотным основам, таким, как кожа и войлок. Европейские ремесленники возвели вышивку в ранг искусства. Изначально творением узоров на ткани занимались только специально обученные мастерицы и мастера. Узоры для вышивания передавались устно или с самим изделием. В этот процесс вмешивался человеческий фактор «испорченного телефона». Поэтому узоры практически никогда не повторялись. Когда в Европе издали первую книгу со схемами вышивок, этот вид рукоделия получил широкое распространение и стал доступен не только избранным. Постепенно от простых схематических изображений она превратилась в настоящее искусство. И, конечно же, вышивка удивляла и покоряла сердца людей. Подталкивала обучиться этому искусству и создавать такую же красоту. Возникали новые виды и способы нанесения узоров на ткани. Первыми техниками были декоративные швы и гладь, позже возникли крестики и ленточные швы. Из-за того, что вышивкой занимались в разных уголках мира, техника вышивки гладью имеет несколько вариантов. Даже некоторые её названия связаны со страной, где она родилась. Гладь русская, китайская, художественная, плоская, с настилом, белая. Это основные виды такого шитья. Остановимся на них подробнее.

2. Разновидности глади.

Чтобы лучше понимать, что именно вы хотите в итоге получить, рассмотрим, какие бывают вышивки гладью и разберем основные ее виды.

Простая гладь

Эта гладь - двусторонняя, то есть вышитый рисунок выглядит одинако-во с обеих сторон канвы. Все элементы схемы выполняются отдельно плотно лежащими рядом друг с другом стежками. Размер и направление шитья в таком случае могут быть любыми. Этот вид глади лучше всего подходит для новичка!


Белая с настилом

Белая вышивка гладью Нитки для такого вида выбирают шелковые или мулине, но обязательно белые, к тому же вышивка выполняется на белой или светлой ткани. Такие узоры выглядят очень элегантно и нежно, рукодельницы оформляют ими одежду, постельное белье, полотенца и скатерти.

image3_3

Художественная цветная гладь (тоновая)

Стежок выполняется косым и без настила. Для такой глади понадобятся цветные нитки «Мулине» либо шелк. За счет более темной вышивки в центре и светлой по мере приближения к краю вы сможете сделать картинку объемной и сложной.

Вышивка гладью для начинающих

Русская (Владимирская) гладь

Рисунок вышивается по контуру, причем длинные стежки проходят по лицевой стороне, а с изнанки делаются только прерывистые короткие линии. Во владимирской глади преобладают в основном однотонные цвета - красный, зеленый, желтый, синий.


Русская гладь

Атласная гладь

Мастерицы, использующие эту технологию вышивки гладью, придерживаются принципа — чем тоньше нитка, тем эффектнее получается изделие. Стежки короткие, плотные, каждый следующий начинается из середины предыдущего.

Атласная гладь

Вышивка гладью как элемент украшения появилась еще в древности. Таким способом женщины и девушки создавали уникальные узоры и орнаменты, делая свою одежду, скатерти, постельное белье и платки не похожими на другие. Научившись вышивать гладью, можно создавать поистине потрясающие шедевры с многообразием цвета и тонким цветовым переходом.

Вышивать можно любые по величине рисунки, но для первых шагов лучше подбирать небольшие орнаменты или картинки, которые можно заполнить в ширину гладьевым швом в один стежок. Вы можете начать с простых рисунков ягод, листьев, веточек или цветов. Ну и конечно, лучше воспользоваться готовым набором.

3. Материалы и оборудование для вышивки.

Пока вы не приступили непосредственно к работе, нужно озаботиться приобретением необходимых инструментов и материалов. Для вышивки гладью нужны простые приспособления, которые имеются в любом магазине фурнитуры. Вам понадобятся: иглы и нитки пяльцы или рамки; ножницы; копировальная бумага или калька для переноса контуров рисунка со схемы ткань для основы - шелк, сатин, хлопок, лен; наперсток для проталкивания иглы в толстую ткань.

image5_2

Ткань для первых работ лучше выбирать тонкую. Советуем не брать на начальных этапах шелк или атлас, которые могут усложнить процесс вышивки. Идеальный вариант – хлопок или бязь. Не забудьте перед началом работы тщательно отгладить ткань, чтобы рисунок получился ровным и аккуратным. Прекрасно подойдет канва Aida, т.к. на ней хорошо видно волокна.

Иглы. Их нужно выбирать в соответствии с толщиной ниток, но при этом слишком толстая игла будет оставлять отверстия от проколов. Для хлопка или шерсти подойдут иглы от 4 до 8 размера, более плотные ткани - 9 и толще.

Нитки. Для некоторых видов работ необходимо брать шелковые или атласные нити. Но чаще всего для вышивки гладью используются «Мулине». В магазинах представлена широкая цветовая гамма этих нитей, к тому же вы сможете отслаивать волокна и самостоятельно выбирать их толщину. Толщина нити примерно должна быть равна толщине канвы. Для плотной основы лучше использовать шерстяные нити.

Копирка. Они необходимы для переноса нужного рисунка на ткань. Создать контур узора на ткани гораздо сложнее, чем на бумаге, а для тех, кто далек от рисования, это и вовсе практически невозможно. Именно поэтому выбранная картинка копируется на ткань с помощью специальных листов.

Ножницы . Верными помощниками рукодельницы будут ножницы. Они должны быть острые, небольшого размера с тонкими кончиками. Лучше всего подойдут цапельки.

4. Техника вышивания гладью

Существует большое число источников, где вы найдете мастер-классы по изучению вышивки гладью для начинающих пошагово, однако все они имеют общие принципы работы.

  1. Выберите узор, который вы хотите выполнить. Лучше всего подойдут небольшие цветы или буквы. Не берите сложных узоров. Да, они привлекают взгляды, и не терпится их выполнить самим, но помните, что такие работы сделаны мастерами, для начинающих они будут сложны в исполнении, а результат, скорее всего, не порадует, что может навсегда отбить желание рукодельничать. Освойте вышивку на простых примерах, и уже потом, почувствовав, как ведет себя вышивка, пробуйте более сложные узоры.
  2. Подготовьте рабочее место. Оно должно быть удобным и с хорошим освещением.
  3. Оставьте перед собой пример, где показана вышивка гладью пошагово, или включите видео с мастер-классом по вышиванию (обратите внимание, что на видео также должно быть все показано пошагово, иначе в какой-то момент вы не будете знать, что делать дальше).

Если у вас уже все готово, и вам не терпится начать вышивать, мы предлагаем несколько пошаговых инструкций по вышивке гладью для начинающих.


Чтобы закрепить нить сделайте несколько стежков в технике "вперед иголку", а затем начинайте прямые стежки гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна. Техника "Вперёд иголку" Вышиваем техникой простой плоской глади - делаем стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними. Направление стежков выбирайте в зависимости от формы элемента, например, вышивая листья - идите от края к середине.

Чтобы вышивать плавным переходом цвета, задавать места теней и оттенки - используется техника тоновой глади (художественная цветная гладь). Каждый ряд тона делается чередованием коротких и длинных стежков. Если в ходе работы нить заканчивается, а рисунок еще не полностью заполнен, фиксируйте новую нитку с лицевой стороны основы обычными стежками, но только в том месте, которое впоследствии закроется вышивкой. Если вы хотите выполнить некоторые элементы более объемно - используйте технику "гладь с настилом". Проложите последовательно сначала один слой простой гладью (не обрамляя элемент по краям) и затем накройте его еще одним слоем.

В ходе работы помните, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться затяжек, торчащих нитей и узелков. Все хвостики нужно скрывать как в начале работы, так и в конце. Три способа закрепить нить Часто при начальных этапах возникает вопрос: как определить, что нужно сменить нить на другой оттенок, чтобы получился равномерный переход? В таком случае нужно положиться на собственное художественное чутье. Даже если сразу не получается добиться идеального результата – не переживайте. Все приходит с опытом. Помните, что вышивка гладью чем-то напоминает рисование акварелью или цветными карандашами, когда оттенки как будто плавно вытекают друг из друга, от более насыщенного к пастельному или наоборот. Если вы все-таки сомневаетесь в своих силах, на первых порах можно использовать готовые схемы в качестве опорного материала. В них подробно описывается, в каких моментах необходимо совершать переход.

5. Советы по вышивке гладью

Чтобы сделать свои первые шаги в вышивании гладью, совсем не обязательно иметь большой багаж опыта и знаний. Для начала нужно просто научиться нескольким простым приемам и стежкам. Вы можете создавать потрясающие работы, даже владея одним видом техники - простой гладью. Главное – терпение и старание. Первым делом переносим рисунок на ткань с помощью карандаша или копирки. Работать нужно аккуратно, чтобы картинка получилась четкой, а основа не испачкалась ненужными штрихами. Ткань можно предварительно растянуть на пяльцах, если рисунок небольшой.

Чтобы линии карандаша или копирки не были видны, выполняйте контур рисунка с небольшим отступом. Так некрасивые штрихи окажутся под вышивкой. Для экономии ниток, когда прокладываете новый ряд стежков, выводите иглу с изнанки близко к предыдущему стежку. Для этого протягивайте нитку поперек готового элемента. Если по завершению вышивки в некоторых местах ткань стянута - это значит, что вы либо плохо натянули (или перетянули) основу на пяльцах, либо чересчур затягивали нитку, выполняя стежки. Основа не должна выглядывать из-под вышивки. Поэтому стежки должны располагаться максимально плотно друг к другу. Добиться эффекта затемнения или игры света можно не только различными оттенками нитей, но и разной направленностью стежков.

По мере совершенствования мастерства можно осваивать самые разнообразные стежки, которые придадут элементам вашего рисунка изящества и выразительности. Поначалу вышивка может показаться занятием сложным и чересчур кропотливым. Но, если всей душой вникнуть в процесс и искренне полюбить это дело, ваши работы впоследствии смогут радовать вас и ваших близких, быть предметом творческой гордости и даже приносить определенный доход. И не забывайте, что важно только желание, а все остальное придет с опытом и со временем!

Даже если вы никогда не вышивали гладью, даже если раньше не получалось — смелее приступайте к работе, выбирайте сюжет, и все у вас получится! В освоении техники поможет набор для вышивания гладью , в котором есть все необходимое для работы.

История вышивки гладью

В одной из статей мы рассказывали о том, что такое вышивка гладью. Сейчас же мы хотели бы поделиться с Вами историей О развитии вышивки гладью.

Можно сказать, что вышивание зародилось с появлением 1-го стежка, когда первобытный человек начал мастерить себе одежду из шкур животных. Первыми материалами для вышивки стали жилы животных и волосы, намного позже люди начали использовать нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, драгоценные камни, жемчуг, бусы, бисер, ракушки, монеты и т. д.

Однако во все времена вышивка была связана с природой, трудом и бытом людей. Она отражала их представления и художественные вкусы, именно поэтому у каждой нации сложились свои национальные особенности, мастерство. Сначала использовали каменное и костяное шило.

Затем люди научились делать бронзовые и стальные иглы, что помогло усовершенствованию вышивки и изобретению новых способов вышивания. Вообще как вид рукоделия вышивка появилась на Востоке. Так, самые древние работы которые дошли до наших времен, были вышиты в Древнем Китае и датируются VI—V вв. до н. э Они выполнены золотыми и серебряными нитями, а также волосом на шелковых тканях. В те времена тончайшая китайская вышивка оказала большое влияние на вышивку Японии.

На следующем этапе истории следует отметить искусство вышивки в Иране и Древней Индии с характерными для него растительными узорами, изображениями животных и жанровыми сценами. Из Азии вышивка попала в Византию и страны античной Европы. Так, греки приписывали изобретение вышивки своей богине Афине Палладе. Существует легенда и об Арахне — дочери красильщика, которая училась у богини ткать и вышивать. Он посчитала, что своим мастерством подобна богине, и вызвала ее на состязание. Девушка победила, выполнив большую работу с изображением похождений богов. Минерва рассердилась и бросила в свою соперницу челнок, после чего Арахна превратилась в паука. В «Одиссее» Гомера есть упоминание о вышитом плаще Улисса, который был декорирован золотым шитьем. Поэт также упоминает о богатых вышивках, привезенных Парисом в Трою из Сидона и Тира. В 3-й песне «Илиады» описана Елена, вышивающая на белой ткани сюжет битвы между греками и троянцами. Большой толчок развитие вышивки в Греции получило во время походов Александра Македонского в Азию. Дело в том, что греки многое переняли в этом искусстве у персов. Не менее удивительными показались им и богато расшитые индийские ткани. После победы над Дарием Александр Македонский забрал себе его шатер, украшенный великолепной вышивкой. После чего он заказал себе плащ у мастериц-киприоток.

История вышивки гладью

В Древнем Израиле искусство вышивания также было сильно развито. Богатой и искусной вышивкой отделывали одежды священнослужителей, изысканными вышитыми узорами были украшены и многие предметы церкви. Евреи, как и ассирийцы, переняли искусство вышивания из Египта, где вышивка была распространена довольно сильно, о чем свидетельствуют сохранившиеся вышитые одежды мумий и изображения фараонов на саркофагах и памятниках. Самые первые ткани и вышивки были выполнены из шерсти.

Позже египтяне открыли свойства льна и пеньки и стали изготавливать из них ткани, которые оказались намного тоньше, белее и изысканнее шерстяных. Первыми вышивать золотом стали фригийцы, а затем римляне узнали об этом виде рукоделия через пергамского царя Атталу (именно поэтому первые вышивки золотом назывались атталинскими). Тарквиний Первый был 1-м не только по праву рождения, но и среди тех, кто появился в Риме в роскошной одежде, расшитой золотом. Любовь к богатой вышивке быстро распространилась по Риму и Греции и приняла чудовищный размах. Правители часто делали попытки запретить или умерить эту неуемную роскошь, но никаких результатов это не дало. Затем в Китае началось производство шелка, откуда незадолго до Рождества Христова он попал в Персию, Индию, Египет и на Восток. Запад узнал об этом тончайшем материале еще позже. Так, Рим увидел шелк только во времена Юлия Цезаря. Тогда эта ткань была очень дорогой и считалась большой редкостью, а китайцы не экспортировали шелкопрядов из страны. Надо отметить, что во времена византийских

царей искусство вышивки шелковыми нитями достигло большого уровня мастерства. Ею украшали одежду, седла, конскую сбрую; в Эрмитаже хранится ткань с вышивкой, которая датируется III в. н. э. В Баварии есть византийская вышивка, которую нашли на могиле епископа Бамбергского Гумберта, умершего в 1062 г. На ней изображен император Константин верхом на белом коне, а ему поклоняются 2 женщины, в руках которых шлем войны и лавровый венок. Одна из них символизирует Запад, а другая — Восток.

Вышивка Византии сильно повлияла на развитие этого искусства на Западе в период средневековья. Начиная с XIII в., в Англии стала известна вышивка золотом, шелком и серебром. Надо отметить, что эта страна одна из первых стала известна своими великолепными вышивками. Например, игуменья монастыря Святого Этельреда в VII в. преподнесла епископу Кутбера богатую вышивку, а у Альфреда Великого было знамя, на котором датскими принцессами был вышит ворон. Основными мотивами для вышивки были растительные орнаменты, цветы и листья. В музее в Байе хранится большая и великолепно выполненная работа Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, которая изображает эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. В XVI в. искусство вышивки быстро распространилось во Франции благодаря связям этой страны с Грецией, но первыми сюжетами для вышивок были исключительно картины из Святого Писания. Из Франции и Англии вышивание постепенно распространилось в другие западные страны. Например, жена короля Венгрии святого Стефана, Гизелла, возле своего дворца устроила мастерские для вышивания и ткачества. Именно здесь мастера изобрели венгерский шов, который отличается тем, что весь фон вышивают зигзагами.

Торговые отношения итальянских городов с народами Азии привели к тому, что среди европейцев началась мода на богатые украшения, свойственные культуре Востока. Особенно славились в те времена миланские, лукские, генуэзские, венецианские вышивки.

Многим рисункам придавали магическое значение, поэтому некоторые вышитые вещи считались оберегами, которые защищали дом, людей и животных от различных бед и болезней. Например, кресты защищали человека от зла; дерево символизировало долгую жизнь и взаимосвязь всего на земле; цветок считался символом красоты и непорочности, а красный цветок — символом земной любви. Звезды являлись знаком небесного огня и должны были изображаться с прямыми или треугольными лучами. Круги символизировали материнство, плодородие и изобилие. Также круг считался знаком женского начала в природе. Квадраты обозначали земледельцев и плодородие полей, спираль — мудрость и знания. Волнистые линии — знаки воды, волн, а также начала жизни, треугольники — человека. Не менее символическое значение имел и цвет рисунка. При вышивании каждая мастерица руководствовалась определенными правилами и традициями.

Считалось, что вышивкой люди пытались защитить самые уязвимые места от злых чар и болезней. Поэтому украшали перед и спину рубахи и сарафана, ворот, борта, горловину, косой разрез, плечи, низ рукавов. Так, вышивка по низу рукавов и на плечах придавала силу и ловкость рукам. Со временем обереговое значение вышивки забылось, осталась лишь традиция украшать свою одежду вышитыми узорами.

Старинная вышивка гладью

На селе вышивкой женщины занимались чаще зимой, когда уже не было работ в поле, лесу, огороде. Работали они при свете лучины, поэтому обычно вышивали на белом полотне белой нитью. Причем самые старые вышивки были выполнены «по выдергу», т. е. из полотна выдергивали нити и получали ткань другой фактуры, которую в дальнейшем заполняли вышитыми узорами. В то время не было книг, специальных школ существовало очень мало, поэтому мастерицы учились друг у друга; а так как все села и деревни были разобщены, то в каждом населенном пункте вышивка, как и другие виды народного творчества, имела свои особенности. Со временем местные связи расширялись и мастера перенимали опыт своих соседей, обогащая и улучшая собственные узоры. Таким образом создавалась вышивка с местными чертами. Даже в настоящее время вышивка воронежских мастериц отличается от вышивки псковитянок. Существует множество различных техник вышивания: владимирский верхошов, мастерская белая гладь, орловские списы, бранки, калужская цветная перевить, крестецко-валдайская строчка, нижегородские гипюры, ярославская строчка с ободком и многие др. Цвета пряжи для вышивки были однообразными. Дело в том, что раньше использовали только растительные красители, число которых весьма ограничено. Именно поэтому вышивки южных районов и областей богаче по своей цветовой гамме, чем вышивки северных областей и районов.

Самыми старинными русскими швами считаются роспись, крест, набор, счетная гладь, белая мелкая строчка, «козлик». Немного позже вышивальщицы придумали цветную перевить, вырезы, крестецкую строчку, гипюры, тамбурную вышивку, белую и цветную гладь.

На особом редко сотканном полотне вышивали счетными швами. Для чего на ткань накладывали одноцветную пряжу по счету ее нитей и заполняли отдельные участки геометрическими фигурами, получая таким образом ритмичные узоры. Подобная вышивка называется счетной гладью. Кроме того, полотно вышивали узорами из геометрических фигур швом «вперед иголку», называя эту технику набором, или «бранным шитьем», одна из разновидностей которого — орловский спис. Одни из самых древних на Руси — это вышивки крестом и полукрестом. Гладью стали вышивать немного позже. На плотном небеленом холсте красной пряжей с небольшим количеством зеленых, желтых и синих нитей вышивали фигуры животных, птиц, рыб, людей, цветочный орнамент. Называют эту технику верхошовной, так как гладь прокладывают только по лицевой стороне, а с изнанки делают лишь мелкие стежки. Есть у нее и другое название — владимирская гладь, так как появилась она во Владимирской области.

В той же области в поселке Мстера мастерицы создали еще 1 разновидность глади мстерскую белую гладь. Ее выполняют на тонких тканях тонкими белыми нитями. В настоящее время так же вышивают и на цветной ткани, но непременно нитями в тон. Техника этой вышивки включает в себя двустороннюю гладь, гладь с настилом, подкладную гладь, краевую гладь, прорези и проколы, тонкие накладные сетки, простые швы, узелки, россыпь и стяги (одна из самых сложных техник). Все русские народные вышивки можно разделить на 2 группы: среднерусскую и северную.

Старинная вышивка гладью

К последней группе принадлежат вышивки Новгородской, Архангельской, Псковской, Вологодской, Ивановской, Калининской, Горьковской, Костромской, Ярославской, Владимирской областей. К среднерусской относятся работы Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Пензенской и Воронежской областей. Чаще в вышивке использовали набор и шовроспись. В некоторых районах вышивали одноцветным крестом — красным по белому полотну. Из узоров преобладали растительные мотивы. Сложные рисунки изображали контурно и в одном цвете. Вышивки среднерусской полосы сильно отличались от северных, так как мастера чаще выбирали геометрические узоры с фигурой гребенчатого ромба и 2 выступами на каждом углу. Сама работа была многоцветной, а фон часто использовали как орнамент. Самыми распространенными техниками были цветная перевить, счетная гладь, набор, «козлик», роспись, «косичка», мережки. Золотое шитье пришло на Русь с христианской верой. Княгиня Анна-Янка, сестра Владимира Мономаха, открыла при Андреевском монастыре в Киеве одну из первых вышивальных школ. В ней молодых девушек обучали вышивке шелком, золотыми и серебряными нитями. Руками мастериц создавались великолепные растительные орнаменты на одежде, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Постепенно домашнее рукоделие стало превращаться в ремесло: изделия с вышивкой начали продавать на ярмарках. В XVIII в. Появились мастерские, в которых можно было заказать вышивку, а для многих искусных мастериц вышивание стало профессией. Кроме того, организовывались школы по обучению вышиванию. Во многих областях страны сформировались центры вышивального искусства, причем каждый — со своими художественными особенностями. Постепенно вышивка разделилась на народное и прикладное искусство. Последнее было связано с дворянством. Надо отметить, что европеизация дворянского быта сильно повлияла на данный вид рукоделия, благодаря чему стали развиваться другие техники вышивки: синелью, серебром, теневой гладью, бисером.

Все дворяне украшали свои костюмы золотом, серебром, бисером, стеклярусом, драгоценными камнями, белой гладью. Кроме того, вышивку использовали и для оформления интерьера, декорируя ею ковры, обивку мебели, портьеры, панно, постельные принадлежности. Вышивали и небольшие предметы быта и аксессуары: сумочки, накидки, шали, бумажники, туалетные принадлежности. Вышивали не только крестьянки — женщины всех слоев населения занимались вышивкой. Каждую девушку в пансионатах, институтах, сиротских домах учили вышивать и шить. Рукоделие всегда было обязательным предметом во всех обучающих учреждениях. Для многих бедных девушек вышивка становилась профессией.

Надо отметить, что во всех республиках бывшего Советского Союза вышивка традиционно украшала народные костюмы. Например, на Украине традиции национальной вышивки сохраняются по сей день, как и в России; в каждом регионе — Полесье, Подолье, Слобожанщине, Карпатах, Прикарпатье, Средней Надднепрянщине — есть в ней свои местные особенности и отличия. Однако всю украинскую технику объединяет строгий растительный узор белым по белому или красным по белому. Вышивкой также украшали одежду (рукава, ворот, лиф, манжеты, подол), головные и ручные платки, скатерти, занавеси, рушники (полотенца). Чаще применяли свободную и счетную гладь, полукрест и крест, белую и цветную мережку, низи.

В Белоруссии практикуют мережки, шитье по сборкам, вырезывание. Для этой страны характерны сочные яркие узоры, выполненные красным по белому.

В вышивках Эстонии, Латвии и Литвы преобладают растительные и геометрические орнаменты, выполненные в разных техниках: строчкой, полукрестом, свободной и счетной гладью, мережками, тамбуром, «козликом», строчевыми швами.

Вышивки народов Кавказа очень изящны и богаты. В Грузии распространена вышивка золотом, шерстью, шелком. Таким образом украшали рубахи, верхнюю одежду, пояса, косынки, нагрудники, ковры, подушки и т. д. Мастерицы используют и десяткиразличных швов в цветочном или геометрическом орнаментах: стежку, полукрест, узелки, гладь, стебельчатый и тамбурный швы, аппликацию. Армянские мастер обычно вышивают геометрические или стилизованные растительные узоры, применяя техники по свободному контуру и по счету нитей. В своих работах они используют гладь, плетеночный шов, мережку и другие декоративные швы.

В Азербайджане в качестве основы берут красное сукно, черный бархат, сатин, атлас. Вышивают чаще различные растительные и цветочные узоры шелковыми нитями тамбурным швом, белой счетной и цветной свободной гладью, золотым шитьем. Вышивкой украшают подушки, ковры, покрывала, скатерти, кошельки, безрукавки, рубашки и другие изделия.

Вышивки Средней Азии имеют многовековую историю, начинающуюся с III—VI вв. Характерной их особенностью является круг — символ солнца, внутри которого вышивают лепестки цветов, листья, бобы. Народы Средней Азии никогда не изображают в своих работах человека и животных, так как это запрещено мусульманской религией. В Таджикистане петельным, тамбурным, гладьевым, крестообразным швами декорируют занавеси, сюзане, мешочки для чая, расчесок, зеркал, панно, тюбетейки, поясные мужские платки. Узбеки в вышивке используют гладь вприкреп, шов «цепочку», золотое шитье, полукрест, аппликацию, вышивку бисером, крест. В Туркменистане чаще встречаются гладь вприкреп, цепочки, стебельчатый шов.

В Казахстане и Киргизии вышивают по войлоку, коже, сукну, шелку и бархату гладьевыми и тамбурными швами. Мастерицы часто изображают фигурки животных и людей, а вот растительные узоры встречаются в их работах очень редко. В XIX в. во Франции появилась 1-я вышивальная машинка; к сожалению, имя ее изобретателя так и осталось неизвестным; впрочем, как работала эта машинка, также неизвестно. В 1825 г., 4 года спустя, французский изобретатель Бартелеми Тимонье де Амплепи изобрел другую вышивальную машинку, но она оказалась неудобной в применении. Зато сконструированная в 1854 г. Машинка Гейльмана произвела переворот в изготовлении вышивок. С того времени она претерпела незначительные изменения, но сама идея и главные механизмы остались прежними. Тем не менее многие мастерицы до сих пор предпочитают ручную вышивку, так как она намного выразительнее и художественнее, а кроме того, и прочнее машинной.

Современные рукодельницы изучают традиции и опыт мастериц прошлых веков и на этой основе создают новые изделия, выполненные в более легкой технике и отвечающие современным требованиям. В настоящее время вышивку используют для декорирования женской и детской одежды, предметов интерьера (салфеток, занавесок, скатертей, наволочек на диванные подушки, панно), полотенец, сумок, кошельков.

������� ������� ������

� ����� �� ������ �� ������������ � ���, ��� ����� ������� ������. ������ �� �� ������ �� ���������� � ���� �������� � �������� ������� ������.

������� ������� ������

� ������� ������� ��������� ��������� ����� ���� ������ �������. ������� � �������� �������� ���������� ������ ������������������, ����������� �������� ������� ���� �������� � ������ �������� ������. �����, ��� � ���������, �������� ��������� ��������� �� ������, ��� ������� ���� �������������� �������� ������, � ��� ��������������� ������������� ������� ������ ����� � ����������� �������� �� ���������� � ����������. ����� ������ ����� � ������� ���� ��������� �� ������.

��������� ������� ������

�� ���� �������� ������� ���������� ���� �����, ����� ��� �� ���� ����� � ����, ����, �������. �������� ��� ��� ����� ������, ������� ������ �������� �� ����� ������� ����� �����. ������ ����� ������ ������� ���� ��������� ��� �������, �. �. �� ������� ����������� ���� � �������� ����� ������ �������, ������� � ���������� ��������� �������� �������. � �� ����� �� ���� ����, ����������� ���� ������������ ����� ����, ������� ��������� ������� ���� � �����; � ��� ��� ��� ���� � ������� ���� ���������, �� � ������ ���������� ������ �������, ��� � ������ ���� ��������� ����������, ����� ���� �����������. �� �������� ������� ����� ����������� � ������� ���������� ���� ����� �������, �������� � ������� ����������� �����. ����� ������� ����������� ������� � �������� �������. ���� � ��������� ����� ������� ����������� �������� ���������� �� ������� �����������. ���������� ��������� ��������� ������ ���������: ������������ ��������, ���������� ����� �����, ��������� �����, ������, ��������� ������� ��������, ���������-���������� �������, ������������� ������, ����������� ������� � ������� � ������ ��. ����� ����� ��� ������� ���� �������������. ���� � ���, ��� ������ ������������ ������ ������������ ���������, ����� ������� ������ ����������. ������ ������� ������� ����� ������� � �������� ������ �� ����� �������� �����, ��� ������� �������� �������� � �������.

��������� ������� ������

� ��������� ������ ����������� ������� ������������, �������������, ���������, �����������, ����������, �����������, �����������, �����������, �����������, ������������ ��������. � ������������� ��������� ������ ���������, ���������, ��������, ���������, ����������, ����������, ���������� � ����������� ��������. ���� � ������� ������������ ����� � ����������. � ��������� ������� �������� ����������� ������� � ������� �� ������ �������. �� ������ ����������� ������������ ������. ������� ������� ���������� �������� � � ����� �����. ������� ������������� ������ ������ ���������� �� ��������, ��� ��� ������� ���� �������� �������������� ����� � ������� ������������ ����� � 2 ��������� �� ������ ����. ���� ������ ���� ������������, � ��� ����� ������������ ��� ��������. ������ ����������������� ��������� ���� ������� ��������, ������� �����, �����, �������, �������, ��������, �������. ������� ����� ������ �� ���� � ������������ �����. ������� ����-����, ������ ��������� ��������, ������� ��� ����������� ��������� � ����� ���� �� ������ ����������� ����. � ��� ������� ������� ������� ������� ������, �������� � ����������� ������. ������ �������� ����������� ������������ ������������ ��������� �� ������, ���������� �������� � ������������ �������. ���������� �������� ��������� ����� ������������ � �������: ������� � �������� ������ ��������� �� ��������. � XVIII �. ��������� ����������, � ������� ����� ���� �������� �������, � ��� ������ �������� �������� ��������� ����� ����������. ����� ����, ���������������� ����� �� �������� ���������. �� ������ �������� ������ �������������� ������ ������������ ���������, ������ ������ � �� ������ ��������������� �������������. ���������� ������� ����������� �� �������� � ���������� ���������. ��������� ���� ������� � �����������. ���� ��������, ��� ������������ ����������� ���� ������ �������� �� ������ ��� ���������, ��������� ���� ����� ����������� ������ ������� �������: �������, ��������, ������� ������, �������.

Читайте также: