Кружок вышивания крестиком

Обновлено: 22.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Программа работы кружка
«Вышивка крестом»

воспитателя
Антипенковой Марины Николаевны

МБДОУ Детский сад «Золотой ключик»

2017-2018 год

1. Пояснительная записка.

1.6. Возраст детей.

1.7. Продолжительность реализации программы.

1.8. Формы и режим занятий.

1.9. Ожидаемые результаты.

1.10.Формы подведения итогов реализации программы.

2. Учебно-тематический план

3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

5. Список литературы.

1. Пояснительная записка.

1.1. Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

1.2. Актуальность.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

1.3. Новизна.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

1.4. Цель программы.

Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

1.5. Задачи программы.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.6. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.7. Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы - 2 года.

1.8. Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 10-20 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

1.9. Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще-трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

После 1 этапа.

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- делают бахрому на салфетке;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- шьют швами “крестик», “строчка”;

- используют пооперационные карты.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда - вышивания.

После 2 этапа

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- делают “мережку” на ткани;

- переводят рисунок на ткань;

- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

экономное расходование материала;

бережное обращение с инструментами;

поддержание порядка на рабочем месте;

- используют пооперационные карты;

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;

- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

1.10. Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ;

- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ;

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

Учебно-методическое планирование

Краткое описание тем.

Сентябрь

Выставка работ – готовых вышивок. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке . Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Вышивание на картоне.

Октябрь

4-5 занятие.

Шов “полукрест, крест”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

Знакомство со свойствами ткани. Канва. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

Ноябрь-Декабрь

Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

10-13 занятие.

Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

Январь

14-15 занятие.

Знакомство со схемами вышивки крестом.

Февраль-Март

16-17 занятие.

Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “крестом”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.

Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “крестом”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.

22 занятие.

Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

Апрель - май

23-25 занятие.

Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

26 занятие.

Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

27-28 занятие.

Вышивание салфеток по желанию детей. Выставка детских работ.

Сентябрь-Октябрь

Совместная организация выставки вышивок (работы детей, родителей, сотрудников). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.

2-3 занятие.

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

4-5 занятие.

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

6-7 занятие

. Вышивание “крестиком” цветка. Демонстрация действия воспитателем.

Ноябрь -Декабрь

Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.

10-11 занятие.

Вышивание цветка крестиком. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

Январь

12-13 занятие.

Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

Февраль

14-15 занятие.

Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

16-17 занятие.

Вышивание салфетки крестиком в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)

Апрель

22-23 занятие.

Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

24-25 занятие.

Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

26-28 занятие.

Вышивание салфеток различными швами по выбору детей.

29 занятие.

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

30 занятие. День презентации детских работ родителям.

3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Работа кружка вышивания “Волшебная нить” основана на нормативных документах.

3.2 Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания),

моделирование (пооперационные карты),

игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

Ткань белая хлопчатобумажная(канва), размер 20/20 см.(на каждого ребенка).

Нитки мулине (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).

Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

Карандаши (на каждого ребенка) простые.

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы .

Подборка готовых вышивок.

Образцы рисунков для вышивания.

Иллюстрации вышивок в различной технике.

5. Список литературы.

1. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,2012г.- 96с.

2. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.4.

Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Программа курса “Весёлая иголочка” предназначена для учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

Программа курса рассчитана на 36 часов.

-углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

-систематизация знаний о различных приемах вышивки,

-развитие творческого потенциала учащихся.

-создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,

-освоение приемов вышивки крестом,

-выполнение творческого проекта.

Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.

Формы проведения занятий:

-Занятия с элементами лекций.

-Самостоятельная работа с литературой.

-Работа над проектом.

Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.

Учащиеся должны уметь:

Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

Уметь вышивать на пяльцах и без них.

Начинать и заканчивать работу без узлов.

Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.

Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

Виды ручной вышивки.

Историю и традиции вышивки.

Способы нанесения рисунка на ткань.

Способы закрепления нитей.

Способы выдергивания нитей.

Применение мережек, креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

-повышению интереса к культурным традициям родного края;

-развитию познавательной и творческой активности детей;

-формированию нравственных ценностей;

-расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;

-укреплению веры детей в свои способности.

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом.

ВложениеРазмер
programma_kruzhka_-_zolotaya_igolochka.docx 31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка вышивания крестом «Золотая иголочка».

Автор: учитель начальных классов

МОУ СОШ с. Селихово

Сырова Нина Ивановна

Селихово 2010 г.

Актуальность : Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися первого класса.

Цель программы : Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом.

Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

Программа рассчитана на один год работы с учащимися первого класса.

Формы и режим занятий.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. День занятия руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;

- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- закреплять ткань в пяльцах;

- вдевать нитку в иголку;

- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); - использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

Формы подведения итогов реализации программы:

- подготовка и проведение выставок детских работ;

- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

- отбор лучших работ для портфолио;

- творческий отчет руководителя кружка на педсовете;

Краткое описание тем.

Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).

Самостоятельный выбор рисунка. Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами (по выбору детей). Аккуратность и точность в работе.

Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .

Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

Овладение технологией и способами выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.

Самостоятельная практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

Практическое освоение выполнения креста двойного.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему я взяла эту тему по самообразованию «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста», это являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивка, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

ВложениеРазмер
programma_po_vyshivaniyu.docx 712.08 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Детский сад (работа)\Группа Весёлые гномы\Кружок по вышиванию\154015-9a-m.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления п. Синий Утёс»

по художественной вышивки

для детей 6 –7 лет

1205435091892b1f98288a

Павлова Людмила Сергеевна

1.7. Продолжительность реализации программы…………………………..7

1.9. Предполагаемый результат………………………………………………8

1.10. Педагогическая диагностика…………………………………………. 10

1.11.Формы подведения итогов реализации программы……………..…. 11

2. Учебно-тематический план………………………………………………..11

3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта………………………………………………………………………. 14

5. Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса…….15

5.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий…………. 16

1. Пояснительная записка

1.1. Концепция программы

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему я взяла эту тему по самообразованию «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста», это являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивка, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

1.3. Педагогическая ценность - новизна

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Программ работы по данному виду труда - вышиванию не найдено. В нашем детском саду, собрав материал и опыт по вышиванию, мы решили создать кружок по вышиванию крестиком для детей 6-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах, во второй половине дня.

Занятия будут посещать дети 6-7 лет. Занятия планируются проводится один раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Вначале учебного года необходимо выявить, умеют ли дети работать с нитью, иглой и ножницами, выяснила, кто из детей уже шил, умеет пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать узелок. На основе полученных данных я составила план на весь учебный год.

В зависимости от поставленных задач я использовать различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие будет включать объяснение нового материала, но основное время отводится практической работе.

Вначале работы с детьми я внимательно буду следить за качеством выполнения заданий, затем предоставляла детям всё больше самостоятельности и лишь направляла на творческую деятельность. С каждым ребенком стараться прорабатывать индивидуально. Поделки тех, кто успешно справляется с заданием, показывать всем в качестве образца того, как правильно выполнять ту или иную операцию.

Каждая работа будет выполнятся с определенной целью: закладка для книги, игольница для бабушки, одежда для кукол и т. д. Чтобы дети не утомлялись, чтобы у них не пропал интерес, ввела в занятия аппликацию из ниток и вышивку. Детей к работе не принуждать: чтобы они работали кто сколько пожелает - от 10 до 30 минут.

Выстроить свою работу так чтобы дети с желанием занимались, так как они в любое время могли переключиться на другую деятельность: поиграть, почитать, а во время работы могли беседовать делиться впечатлениями.

Основное внимание необходимо уделить на правила безопасности труда.

Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка.

Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.

Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.

Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.

1.4. Цель программы

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики рук.

1.5. Задачи программы

Обучающие: расширять словарь детей (нитки: малине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.); закреплять цвета и оттенки; познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия); знакомство с понятием «стежок», «шов»; овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы; познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ.

Развивающие: развивать умение доводить работу до конца; развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно - двигательную координацию; навыки ручной умелости; творческое мышление, воображение, фантазию, внимание; интерес к русскому народному творчеству; стремление ребенка к самостоятельности; творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду; воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей; воспитывать эстетический вкус и умение радоваться совместному творчеству; доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий; формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда; формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

1.6. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.7. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года.

1.8. Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, группа состоит не более 6-7 человек в один день.

Дни занятий кружка выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий не более 25-30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутка. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

1.9. Предполагаемый результат

В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Утверждаю» «Согласовано»

Программа работы кружка
«Вышивка крестом»

руководителя
Ямалиевой Елены Валерьевны

hello_html_a662dec.jpg

МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Республики Марий Эл

1. Пояснительная записка.

1.6. Возраст детей.

1.7. Продолжительность реализации программы.

1.8. Формы и режим занятий.

1.9. Ожидаемые результаты.

1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).

1.11.Формы подведения итогов реализации программы.

2. Учебно-тематический план (см. Приложение 2).

3. Краткое описание тем.

3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

5. Список литературы.

1. Пояснительная записка.

1.1. Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

1.2. Актуальность.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

1.3. Новизна.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

1.4. Цель программы.

Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

1.5. Задачи программы.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.6. Возраст детей.

1.7. Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы - 2 года.

1.8. Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 10-15 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

1.9. Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

После 1 этапа.

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- делают бахрому на салфетке;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- шьют швами “крестик», “строчка”;

- используют пооперационные карты.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда - вышивания.

После 2 этапа

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- делают “мережку” на ткани;

- переводят рисунок на ткань;

- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

экономное расходование материала;

бережное обращение с инструментами;

поддержание порядка на рабочем месте;

- используют пооперационные карты;

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;

- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение1).

1.11. Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ;

- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ;

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

2. Учебно-тематический план ( см. Приложение 2).

3. Краткое описание тем.

1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

2 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке [5., 92-9], нитке [5., 120-121]. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

4-5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

6 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету [8., 54].

7 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами [3., 15].

10-13 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

14-15 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету [8., 57].

16-17 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.

22 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

23-25 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

26 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

27-29 занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.

1 занятие. Совместная организация выставки вышивок (работы детей, родителей, сотрудников). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.

2-3 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

4-5 занятие. Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

10-11 занятие. Вышивание цветка крестиком]. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

12-13 занятие. Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

14-15 занятие. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

16-17 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.

22 занятие. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

23-25 занятие. Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

26-28 занятие. Вышивание салфеток различными швами по выбору детей.

29 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

30 занятие .День презентации детских работ родителям.

3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Работа кружка вышивания “Волшебная иголочка” основана на нормативных документах.

3.2 Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).

Нитки мулине (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).

Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

Карандаши (на каждого ребенка) простые.

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Подборка готовых вышивок.

Образцы рисунков для вышивания.

Иллюстрации вышивок в различной технике.

5. Список литературы.

1. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

2. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.

3. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.

4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

Читайте также: