Петит поинт техника вышивания

Обновлено: 24.04.2024

разрабатываются с помощью компьютерных программ, с учетом особенностей специальных тканей и богатых цветовых палитр ниток для вышивания.

Схемы усложнились, стали подробными, детализированными, максимально приближая вышивку к исходному изображению, с которого делается схема. Новые приспособления для вышивания , рациональные системы организации процесса позволяют нам вышивать быстрее, эффективнее, с большим удовольствием более сложные и красивые вышивки.

Но сам принцип ручной вышивки не изменился. По-прежнему две руки у вышивальщицы, а иголка с ниткой – это главный рабочий инструмент.

Также широко применяются всяческие вспомогательные фигурные стежки для украшения вышивок и прорисовки мелких деталей.

Сложные крестики чаще всего используются для вышивания простых отделочных узоров или небольших вышивок в народном стиле.

Потому как сложные кресты хотя и красивы сами по себе, но для современной схемы подходят плохо. Мало кому придет в голову вышивать, к примеру, схему Теи Гувернер или Golden Kite болгарским крестиком . Это нелогично, нерационально, да и слишком уж долго и утомительно. Проще, быстрее удобнее вышивать обыкновенными крестиками в одну, в две, иногда в три ниточки.


Техника вышивки крестиком проста понятна с первого взгляда даже школьнику:

Крестики вышиваются вплотную один к одному и при сплошной зашивке из одной дырочки ткани выходят в разные стороны четыре нитки четырех стежков.

Верхние стежки крестика должны располагаться в одном направлении, одинаковом на всей поверхности вышивки.


Порядок вышивания произвольный, зависит от расположения одинаковых символов на схеме и от фантазии и логики вышивальщицы: каким образом она распланирует свой алгоритм вышивания.

Обычно сперва вышиваются нижние половинки группы крестиков один стежок за другим, затем, как бы возвращаясь, вышиваются верхние стежки этих крестиков.

Техника вышивания крестиком широко используется при самых различных стилях и сюжетах изображений. Особенно хороши вышитые тонкими легкими крестиками в одну ниточку на тканях равномерного плетения изящные, акварельные, реалистичные изображения.

С приходом в арсенал вышивальщицы специальных «блочных» тканей типа АИДА, очень популярной и удобной стала техника полукрестика.


Полукресты активно используются разработчиками схем для вышивания фонов вышивки, а часто и сам основной узор также вышивается полукрестиками в различное количество ниточек.

На твердой Аиде полукрестики ложатся ровно, красиво, вышиваются быстро, и с минимальным расходом ниток.

Часто полукресты используются в сочетании с крестиками для придания вышивке объема и выразительности.

Вышивать полукрестом технически очень просто. Название стежка говорит само за себя. Это половина (одна диагональка) крестика.

Направление полукреста может быть как справа-налево, так и слева-направо. Обыкновенно производитель схемы указывает в инструкции или дает обозначение (рисунок) в ключе схемы, по которому понятно, в каком направлении укладываются полукрестики при вышивании.

Читать инструкцию и следовать рекомендациям разработчика – очень полезно, т.к. обыкновенно от направления полукреста зависит выразительность вышивки, а часто и ее очертания, логика и смысл изображения.

Например, у Дименшнс схемы разрабатываются таким образом, что направление полукреста идет в противоположном направлении по отношению к верхнему стежку крестика. А при вышивании схем Анкор и Ланарте мне встречались рекомендации делать направление полукреста таким же, как и направление верхнего стежка крестика.

Если же полукрест не несет особой дизайнерской нагрузки и просто используется для зашивки фона, тогда направление значения не имеет, и можно вышивать так, как удобнее самой вышивальщице.


При вышивании на Аиде в три, четыре, пять и шесть ниток, вышивка полукрестом по своей фактуре и плотности смотрится практически как гобелен.

Этим и пользуются производителя схем, чтобы добиться гобеленового эффекта у вышивки, и вместе с тем упростить процесс вышивания и сэкономить нитки.


Поэтому в современной вышивке техника полукреста широко используется для вышивания дизайнов на Аиде со сплошной зашивкой, когда рисунок вышивки выполнен в плотном, «ковёрном» стиле.

Вышивки полукрестом в 4, 5, 6 ниток на Аиде смотрятся красиво, ярко, тепло, выразительно и по своему виду схожи с гобеленами. А вышивать полукрестом - проще, чем классическим гобеленовым стежком.

История популярности гобеленового стежка берёт начало из тех времен, когда не существовало разнообразных специальных тканей для вышивания. Гобеленовым стежком вышивали или на простых натуральных самотканых тканях, или на специально обработанных сетках. И чтобы придать будущей вышивке ощутимый объём, вес и плотность, широко использовался гобеленовый стежок. Вышиваемые рисунки предусматривали полную зашивку всей поверхности основы.

Но вернемся к нашим временам и к современным схемам. Сейчас в технике гобеленового стежка разрабатывают свои схемы традиционные производители дизайнов гобеленовых вышивок.

У нас популярны румынские ( Рогобелен , Гобленсет ), болгарские ( Стоянка Иванова ), немецкие (гобелены Вилера ) гобелены.


Выпускаются наборы, которые комплектуются специальными тканями для вышивания гобеленов. Популярна румынская мелкая гобеленовая сетка (10 кл в 1 см). Вышивают на такой ткани петит-поинтом (простым гобеленовым стежком) в две ниточки мулине.

Также для вышивания гобеленовым стежком используют специальным образом обработанный Лён или специальную ткань Страмин, по которым вышивают шерстью, нитками Ирис или мулине в 6 сложений.


Если при вышивании полукреста стежок по изнанке проходит по кратчайшему расстоянию между двумя точками выхода нитки на лицо (прямой короткий стежок), то при вышивании петитом (гобеленовым стежком) изнаночная часть стежка идет по самому длинному расстоянию между точками выхода (длинный диагональный стежок).

При вышивании гобеленовым стежком наша ниточка как бы обвивает, обнимает нить плетения ткани, и за счет этого лицевой стежок ложится более компактно, аккуратно, ровнее и красивее, чем полукрестик.


Это различие особенно хорошо видно, когда мы вышиваем по ткани равномерного (корзинного) плетения.

При мелких стежках на равномерке, если вышивальщица не обладает умением мастерски укладывать стежки, контролируя натяжение нити в игле, то полукрестики будут смотреться не аккуратно и некрасиво в отличие от стежков петита, которые за счет более длинного стежка по изнанке и другого расположения нити получаются лучше, даже если вышивальщица не очень опытная и профессиональная.

На фото видно, как отличается рядок, выполненный полукрестиками, когда все остальное пространство зашито гобеленовыми стежками.

Поэтому гобеленовый стежок (петит-поинт) широко используют при вышивании дизайнов подробной тонкой проработки на тканях равномерного плетения, когда все пространство изображения зашивается полностью, и желательна гладкая, плотная, насыщенная, равномерная поверхность всей вышивки.



Технически вышивать петитом не сложно. По картинке вполне возможно понять логику стежка. Первое время, вышивая гобелен, я при каждом стежке мысленно представляла, как ложится нитка на изнанке, и даже часто переворачивала вышивку, и смотрела - правильно ли получается изнаночный стежок. Да и когда нечаянно сбиваешься с петита на полукрест, это сразу чувствуется, стежки получаются не такими красивыми, и за счет "корзинного" плетения ткани основы, стежки полукреста постоянно норовят провалиться под нить ткани.

Первый свой гобелен я начала вышивать с ровных рядков одного цвета. Вышив несколько вертикальных и горизонтальных полос одной ниткой, я "почувствовала" стежок и поняла логику петита на практике, постепенно приучилась "думать петитом".

Далее - разбросанные символы вышивала по цветам, старалась предварительно продумывать путь каждой нитки так, чтобы вышивать как бы зигзагами, горизонтальными рядками туда-сюда. Но если символы расположены по схеме вертикально, вышивала вертикальным петитом.

Переходы между рядками делала как получалось, но старалась, по-возможности, чтобы, переходя с рядка на рядок, стежок по изнанке шел так же диагонально, но сильно не переживала, если не получалась сделать изнанку идеальной. В основном старалась, чтобы протяжки по изнанке не были слишком длинными, и все изнаночные стежки, закрепки и протяжки распределялись равномерно, без утолщений и бугров.
"Одиночки" при вышивании петитом по цветам - это по сути полукрестики, но когда одиночные символы идут через клеточку в одном рядке, тогда шаги между символами делаю длинные диагональные. А если даже всего два символа стоят рядом, тогда уже вышиваю их петитом, с длинной диагональкой.

При вышивании по цветам получается вышивка «ленивым» петитом , мешается вертикальный и горизонтальный петит в зависимости от расположения символов схемы.


Petit-Point это так называемый маленький гобеленовый стежок 1:1 клетка ткани.

Для облегчения вышивки, чтобы быстрее вышивались фоновые или однородные участки изображения, часто используются

В таком случае схема состоит из двух частей. Фоновая (основная) часть схемы изображена в масштабе вдвое крупнее. И каждый символ фоновай части схемы вышивается на 4 клеточках ткани.

Возможно вышивать четыре одинаковые петитики, но для ускорения вышивки и для того, чтобы рисунок фона не получился «квадратным», для сглаживания цветовых переходов, вышивают вместо четырех петитинок два высоких гобеленовых стежка 1:2


Иногда под понятием «петит» ( не путать с petit-point ) подразумевают и маленький крестик . В некоторых дизайнах, вышиваемых крестиком на ткани равномерного плетения через две нити основы, также предусматриваются фрагменты, которые нужно вышивать вдвое меньшими символами (здесь мини-крестиками)



Итак, основными стежками при вышивании современных схем нам служат крестик, полукрестик, и гобеленовый стежок.

И тот, кто освоит простую технику выполнения этих стежков – может вышить любую, даже самую сложную на первый взгляд схему, при наличии старательности и терпения.



Часто начинающие вышивальщицы задают вопрос: «В чем разница между полукрестом и петитом ведь на лицевой стороне вышивки они выглядят практически одинаково, и какую технику выбирать для вышивания?»
0. История гобеленового стежка.
1. Техники для сложных счетных схем: крестик и петит-полукрест
2. Полукрест и гобеленовый стежок петит-пойнт
- основные различия - когда и для чего применяются
- на каких тканях вышиваются
- плюсы и минусы этих техник
- возможные неприятности
3. Совмещение петита и полукреста в одной вышивке.

0 Спам

Здравствуйте, Злата! Буду вышивать нитками ДМС петитом и полукрестом.
Таким методом буду вышивать впервые.
Как лучше будет - на Аиде 18 или Линда 27 ?
Не будет ли потом просветов ткани?
Для меня Линда 27 мелковата.

0 Спам

Злата, а как крепить одиночки при вышивке петитом. Хотела приобрести что-нибудь из "Эстэ", но вспомнив, сколько там одиночек, задумалась, как же их закрепить что бы не повело?

0

0 Спам

Злата, здравствуйте! Столкнулась с такой проблемой - Вышиваю картину небольшую. по схеме небольшой кусочек (вид из окна) зашивается в полкреста. Когда сняла с пялец, картинка моя благополучно "уплыла". Канва обычная Аида. Гобеленовым швом пробовала, все равно перекашивается. Что делать, не знаю уже! Может, посоветуете что-то дельное?

1 Спам

Советы самые простые:
1. Выбросить пяльцы.
2. Обзавестись хорошей рамой с четырехсторонней надежной натяжкой основы.
3. Тренировать ТРЕНИРОВАТЬ тренировать руку! Учиться вышивать НЕ затягивая стежки. Гем-наперсток в помощь.
4. И само собой выбирать для вышивания качественные вышивальные ткани надежных производителей.

И конкретно по уплывшей в ромб картинке:
1. Намочить, промокнуть заворачиванием в полотенце. И отпаривать утюгом (на шелк) с изнанки насильственно вытягивая вышивку в ровный прямоугольник. Линейка-угольник в помощь.
2. Надеяться что попадется хороший мастер в багетной мастерской который сумеет выровнять вышивку специальными инструментами натягивая ее при оформлении.

0 Спам

0 Спам

Златочка, спасибо вам большое, за ваши ценные рекомендации и советы! Очень давно я хотела научиться технике "гобелен", но не могла найти литературы! А вот теперь научусь обязательно (только закончу свои работы) .

0 Спам

Здравствуйте,Злата! Я новичок на Вашем сайте(т.е. читаю давно, и вот появилась потребность в общении).Начала вышивать свой второй ДИМ,в первой маленькой миниатюре "Маяк на рассвете" все полукресты и верхние стежки крестов делала в одном направлении,считая,что это будет правильно,так же начала в работе"дельфиниумы и пионы"(процесс в самом начале ),но прочитав у Вас, что"у Дименшнс схемы разрабатываются таким образом, что направление полукреста идет в противоположном направлении по отношению к верхнему стежку крестика",теперь нахожусь в замешательстве:продолжать как начала или все же делать по инструкции? Хотя,мне кажется,что когда стежки идут в разных направлениях,то работа выглядит как то неопрятно при бизком рассмотрении. Что посоветуете?

0 Спам

Советую Дименшнс вышивать точно по инструкции
На сайте о вышивании Дименшс очень много и подробно рассказано
ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

0 Спам

0 Спам

Лариса, у Херитаж нет петит-поинта в схемах. Там используются Узкие вертикальные крестики, узкие горизонтальные, или диагональные (еще называемые тричетвертькрестами) - эти стежки производитель называет полукрестами. То, что привыкли называть полукрестом мы (один косой стежок) - у Херитаж именуется диагональным стежком.
Подробнее и с картинками - на странице сайта Heritage Stitchcraft

0 Спам

Спасибо Злата за такой подробный рассказ!
Мне непонятной осталась схема в разделе виллеровского стежка - там почему-то стежок идёт не по клеточке,а через клеточку. Как бы по её серединке. То есть, судя по схеме, иголка втыкается в середину клетки, а не в её угол. Поясните пожалуйста ещё, что такое "4-ката конец" и "1 знак - 2 бода" на схеме.

2 Спам

На вилеровской схеме блые квадратики это не клеточки аиды, а пустоты(дырочки) ткани-равномерки. И показано что иголка входит между нитками ткани.
"4 ката конец" означает что вышивка в 4 нитки. 3 ката - в три нитки. То есть высокие стежки рекомендуется вышивать в четыре, когда основной рисунок петит-пойнтом вышивается в 3 нитки (3 ката на нижней картинке)
Это для того чтобы не было просветов ткани при вышивании высоким гобеленовым стежком - выше на фото вышивки видно как "светит" моя вышивка которая вышивалась в 2 нитки и петит и высокий стежок. Больше я такой ошибки не допущу, и при вышивании петитом в 2 нитки, фон лучше зашивать высокими стежками в 3 нитки.
"1 знак-2 бода" - 1 символ схемы - 2 клеточки на ткани.

0 Спам

Да, очень интересно.Я как раз начала вышивать полукрестом,попробую что получится.Спасибо за советы.Читаю от "а" до "я".

Техника Petit Point (фр. пти пуэн "маленькая точка", разг. петит пойнт) - это миниатюрная разновидность гобеленового шва, при которой шов выполняется не через две нити основы в высоту и ширину, а через одну. Таким образом он представляет собой 1/4 обычного гобеленового стежка. Техника Petit Point позволяет создать полную иллюзию гобеленовой ткани, при этом изнанка вышивки получается более плотной. Плюсы: отсутствие перекоса вышивки, плавность перехода цвета Минусы: двойной расход ниток, трудоемкость

Техники вышивания. etit oint и etite-stitch, фото № 1

Petite-point - это маленький полукрестик. Шьётся он как обычный полукрест: на изнанке швы - вертикальные, или как гобеленовый шов: на изнанке швы располагаются по диагонали

Техники вышивания. etit oint и etite-stitch, фото № 2

Petite-stitch - это маленький крестик, размером в четверть основного крестика.

Техники вышивания. etit oint и etite-stitch, фото № 3

Т. е., вместо 1 крестика вышивается 4 маленьких

Техники вышивания. etit oint и etite-stitch, фото № 4

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы вышиваемая картина смотрелась более детально, более естественно. В основном таким способом вышиваются лица для того, чтобы был более плавный и реалистичный переход цветов. Кроме этого, петит-поинт и/или петит-ститч используютсятогда, когда требуется подчеркнуть округлость некоторых деталей в вышивке

Техники вышивания. etit oint и etite-stitch, фото № 5

Приведу пример. На этой фотографии видно, что фиолетовые ниточки, которыми вышита ягода, выходят за границу бэкститча:

Техники вышивания. etit oint и etite-stitch, фото № 6

А вот здесь, благодаря стежкам петит-ститч, малиновые и жёлтые ниточки за границы бэка не вылазят, от этого картинка смотрится лучше, естественнее:

Техники вышивания. etit oint и etite-stitch, фото № 7

Вышивать стежки petite можно по-разному, в зависимости от конкретного изображения, точнее сказать фрагмента изображения и его цветового решения:

Вообще, можно заменять стежок петит-ститч на петит-поинт при желании, только при этом нужно соблюдать направление верхнего стежка в основных крестиках.

Петиты могут вышиваться по разному , есть два варианта их вышивания : первый -как описано с картинками выше ,и второй вариант ( которым пользуюсь я ) квадратик делится на четыре части и вышивается полукрест ( к тому уголку который указан на схеме , от центра ) в основном на эти петиты потом ложится бэк ( мне по крайней мере так только и встречалось ) и становится всё аккуратненько.

Самая маленькая - это точечная, микро вышивка Petit Point. C французского "petit point" можно перевести как "мелочь, маленькая точечка, что-то крошечное".
Этот тончайший стиль вышивки стал популярным во времена правления Марии Терезии, Императрицы Хабсбургской Империи (с 1717 по 1780). Она любила вышивать украшения Petit Point вместе с придворными дамами.
Её энтузиазм вскоре стал набирать популярность,и явился следствием возникновения новой торговли и установлением новой вековой венской традиции. Художники раскрашивали прекрасные образцы, изображающие сцены Рококо, знаменитые венские здания, древние гобелены или аранжировки цветов, которые отражали шарм жизнь Вены того времени. Для каждого мотива хлопковые нити должны были быть бережно выбраны из разнообразия цветов, которые варьировались до 400-т оттенков. Такое затенение отвечало за гармонию вышивки.
Вышивка выглядит как мелкий полукрестик, однако стежки вышиваются и длинной диагональю на обратной стороне. В результате поверхность получается плотной и твердой.
Вышивка осуществляется на шелковой сетке (ткань), которая выпускается в разных размерах
11er gauze: 11-12 нити / см -> количество стежков 121-144/cm² 900 стежков на квадратный дюйм
15er gauze: 15-16 нити / см -> количество стежков 225-256/cm² 1600 стежков на квадратный дюйм
19er gauze: 19-20 нити / см -> количество стежков 361-400/cm² 2500 стежков на квадратный дюйм
21er gauze: 21-22 нити / см -> количество стежков 441-484/cm² 3500 стежков на квадратный дюйм
Чем больше номер каунта ткани, тем тоньше, мельче и красивее смотрится вышитый мотив.
В сердце Вены, между собором Святого Стефана и Оперным театром, вот уже почти 100 лет находится небольшой магазин. Это один из старейших магазинов на Кертнер-штрассе, и в настоящее время здесь ведет дело уже третье поколение семьи.

Для тех, кто хочет вышить что-то особенное, я подобрала коллекцию старинных французских и голландских схем для вышивки крестиком. Это цветочные, растительные, живописные ботанические и анималистические мотивы, орнаменты в стиле рококо, старинные пейзажи, а также пасторальные сцены с изображением жизни людей.

Многие узоры, которые здесь представлены, называются Petit Point.

Petite в переводе с французского означает «маленький, мелкий». Отсюда и идёт название стежков Петит-поинт (petite-point) и Петит-ститч (petite-stitch).

Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он как обычный полукрест: на изнанке швы — вертикальные, или как гобеленовый шов (на изнанке швы располагаются по диагонали).

Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика. Bместо одного стандартного крестика вышивается четыре маленьких.

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы вышиваемая картина смотрелась более детально, более естественно. В основном таким способом вышиваются лица для того, чтобы был более плавный и реалистичный переход цветов. Кроме этого, петит-поинт и / или петит-ститч используются тогда, когда требуется подчеркнуть округлость некоторых деталей в вышивке.

Работы в этой технике часто основаны на великолепных картинах старых мастеров голландской или французской школы живописи эпохи рококо или времен романтизма. Рисунок переносится тончайшей кистью и красками на разлинованную в клеточку бумагу таким образом, чтобы каждый закрашенный квадратик обозначал один стежок Petit Point определенного цвета. Одно только изготовление подобного образца — кропотливая работа, требующая хорошего чувства цвета и формы.

Подбор цветов — подходящий оттенок нити выбирается из примерно 400 цветов, находящихся в распоряжении вышивальщиц. При этом особое внимание обращается на то, чтобы при сопоставлении находящихся рядом стежков достигалась гармония цвета и рельефность, что особо отличает подлинные вышивки Petit Point.

Как вышивают — в качестве основы применяется исключительно тончайшая шелковая сетка (а не хлопковая канва или страмин), на которую не наносится ни рисунок, ни трассировочные (направляющие) нити. Делая каждый стежок, вышивальщица должна считать клеточки на раскрашенном вручную бумажном оригинале, чтобы точно перенести рисунок на сетку. Мельчайшие стежки выполняются в технике полукреста и часто с помощью лупы. Вышивка Petit Point имеет от 11 до 22 стежков (точек) на один линейный сантиметр, таким образом в одном квадратном сантиметре содержатся от 121 до 484 стежков (или от 780 до 3122 стежков на квадратный дюйм). Это очень миниатюрная техника.

На подиумах всего мира демонстрируют шикарные вышитые модели одежды. Огромной популярностью и любовью пользуется сейчас вышивка и в России. И очень радостно, что все рукотворное сейчас стало сейчас очень цениться, а вышивальные традиции возобновлены!

Эти схемы вдохновят вас на создание новых шедевров. Их можно применить не только в вышивке крестом, но и бисером, и как рисунки для создания жаккардов в вязаном трикотаже, для создания гобеленов, мозаик.

Petit point (Петит поинт) – разновидность вышивания гобеленовым швом. Его отличие в том, что вместо одного полного стежка вышивается 4 маленьких.

Другими словами – вышивка петитом предполагает больше стежков, но они меньшего размера, более плотные.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое техника петит поинт

Картины, выполненные в технике петит поинт представляют собой более цельное полотно, с плавными переходами цветов. Рисунки получаются детальными, можно использовать больше цветов. Чаще всего она применяется для вышивания лиц в картинах или портретах.

Для петит поинт важно подобрать канву с высоким каунтом. Каунт – это число клеточек на 1 дюйм (2,54 см). Чем оно выше, тем более детальное изображение получается. На ткани с высоким каунтом отверстия меньше, работать с ней труднее, но вышивка получается цельная.

С помощью данной техники можно сделать плавные округлые линии за счет выполнения маленьких стежков по краям. При этом середина участка может быть вышита обычным крестом.

Вышивальщица, работая в технике петит поинт, должна иметь хорошее чувство цвета. Данный вид рукоделия отлично подходит для того, чтобы сделать рисунок реалистичным.

Есть мнение, что вышивать петитом можно только на тончайшей шелковой сетке. Она тоже имеет собственный каунт, а стежки выполняются между пересечениями нитей. Неудобство заключается в том, что ткань прозрачная, а для работы понадобится дополнительное освещение. Преимущество шелковой сетки в том, что после завершения работы рисунок выглядит очень реалистично, при этом основы не видно. Такую вышивку иногда используют для изготовления одежды с подкладкой, например, платья.

Для вышивки петит поинт нужны очень тонкие нитки, чтобы соотносились с каунтом. В маленькое ушко их трудно втянуть, поэтому сразу нужно приготовить нитевдеватель.

Для простых вещей подойдет хлопчатобумажное мулине. Для картин лучше выбирать шелковое. Вышивать натуральными шелковыми нитками рекомендуется при изготовлении одежды – они дают блестящий отлив.

Гобеленовый стежок (petit-point) и половинный крест (диагональный стежок)
Различия и сходства.
Плюсы и минусы.
Совмещение петита и полукреста в одной вышивке.


Часто начинающие вышивальщицы задают вопрос:
«В чем разница между полукрестом и петитом ведь на лицевой стороне вышивки они выглядят практически одинаково, и какую технику выбирать для вышивания?»

Петит
Гобеленовый стежок
(petit-point)
Полукрест
Диагональный стежок
(половинный крест)
Основное различие:
Вид стежка с изнанки


Изнаночный стежок в виде длинной косой диагональки проходит по наибольшему расстоянию между точками выхода нитки на лицо


Изнаночный стежок в виде короткой прямой палочки проходит по кратчайшему расстоянию между точками выхода нитки на лицо
Порядок вышивания

Где используется Применяется при вышивании дизайнов со сплошной равномерной зашивкой всей поверхности.
При создании изображений, схемы которых разработаны в гобеленовом стиле
(Вышитые гобелены - что это?)
Полукрест используется чаще всего для видимости «гобеленового» эффекта, при меньших затратах ниток. Также для быстрого зашивания фона. Или для достижения объемного эффекта вышивки чередуются крестики и полукрестики
На каких тканях вышивается На специальных гобеленовых тканях (страмин, кордова и др.) или тканях равномерного (корзинного) плетения через одну нитку. На тканях блочного плетения типа Аида, на равномерке через две нити основы. Реже на равномерке или спецтканях через одну нить основы

Стежки ложатся ровно и красиво за счет обвивания нити основы вышивающей ниткой. Вышивка получается плотной. Изнанка толстая, легче прятать хвосты в гобеленовую изнанку при смене цвета при вышивании. Вышивать быстрее и проще.
Меньший расход ниток (примерно на 1/3).
Вышивка тоньше и изящнее.

Больше уходит ниток. При вышивании на плотных тканях в 3 и более ниток получается слишком толстая изнанка, что затрудняет вышивание. Вышивальщице привыкшей шить крестиком трудно бывает переучиться с полукреста на петит. Стежки получаются менее ровные и аккуратные.
При вышивании на равномерке через одну нить основы стежки могут проваливаться при чуть более сильном натяжении нитки при вышивании.
Неприятности Перекос у готовой вышивки.
Видимые различия четных и нечетных рядов: рядов вышиваемых в разном направлении (если вышивальщица имеет привычку затягивать стежки).


Как научиться вышивать быстро, красиво, экономно, используя плюсы, уменьшая минусы и избегая неприятностей свойственных обеим техникам вышивания?

В последнее время все большее число вышивальщиц используют оба этих стежка в одной вышивке. Вышивают совмещая петит-поинт и полукрест в одной вышивке .

Для чего это делается?
И какие преимущества нам может давать сочетание петита и полукреста?

1. Удобство в вышивании, красота и равномерность лицевых стежков

Известно, что проще всего вышивать и получать идеальные стежки возможно когда мы вышивая соблюдаем ПРАВИЛО идеального крестика: «от пустого к полному».
То есть, начинаем стежок - выводим иглу с изнанки на лицо всегда в свободную дырочку ткани, а завершаем стежок (игла идет с лица на изнанку) в отверстие ткани где уже имеется ниточка стежка вышитого ранее.

Когда же мы вышиваем рядами исключительно полукрестом (или исключительно петитом) то через один ряд нам приходится начинать стежок выталкивая нитку налицо в занятую дырочку, что зачастую приводит к деформации ранее вышитых стежков, и требует усилий при проталкивании иглы.

Наглядный пример:
Вышивка идет в направлении сверху вниз. Рядами.
У нас вышит слева-направо ряд полукрестиков синего цвета.
Следующий ряд шьем справа-налево (стрелочка)
Если мы продолжаем вышивать полукрестиками, то выталкивать иглу с ниткой на лицо нам приходится в уже занятую дырочку аиды ( 1 ).
Что особенно непросто при вышивании Дименшнс полукрестом в 5 или в 6 ниток на 18 аиде


Если же мы вышивая полукрестом дойдя до конца ряда в одну сторону захотим следующий ряд (вышивая в противоположном направлении) так же начинать стежок со свободной дырочки ( 1 ), то нам придется вышивать наши лицевые полукрестики с диагональными изнаночными стежками – то есть петитом (гобеленовым стежком)


2. Особенно удобство чередования рядов петита и полукреста ощущается когда вышиваешь методом парковки по рядам (или по мини-рядам в диагональной парковке или вольной парковке «пятнами».

Когда вышивая каждый последующий рядок с одного конца (чтобы шить со свободной дырочки) получаются длинные горизонтальные или диагональные протяжки которые могут стягивать границы вышиваемых участков. Вышивая же чередуя полукрест и петит мы можем вышивать в разных направлениях (слева направо или справа налево) делая вертикальные короткие безопасные протяжки при переходе с ряда на ряд по наименьшему расстоянию.


Как вышивать гобелен методом парковки в смешанной технике petit-point - полукрест, по рядам чередуя техники вышивания?

Уменьшается количество перекрестных протяжек, и, следовательно аккуратнее и равномернее становится изнанка.

. При умении вышивальщицы контролировать и мягко укладывать стежки

3. Уменьшается или вовсе исключается перекос готовой вышивки.

4. Рядки вышитые в разных направлениях смотрятся одинаково, и полотно вышивки получается равномерным и гладким.


НО! Вышивая полукрестом-петитом особенно нужно следить за натяжением нитки при вышивании.

Привычка дергать нитку вышивая, или затягивать стежки, а также вышивание на неподготовленной ткани (мятой, плохо растянутой) может привети к обратному эффекту. Перекосы останутся, а различия петитных и полукрестиковых рядков будут некрасиво заметны на готовой вышивке.

  1. Тщательно готовим ткань к вышиванию (отгладить, растянуть на раме (пяльцах) "Как натянуть канву на раму"
  2. Тренируем свою технику стежка, учимся вышивать мягко и равномерно, укладывая стежки ровно и аккуратно. "Стежкоукладчик"

Почему полукрест может отличаться от петита?
При полукресте короткая палочка на изнанке, если она не лежит свободно, а имеет натяжение, стягивает клеточку, и получается у нас клеточка не квадратная, а пусть на десятые доли миллиметра, но все же прямоугольная, и визуально разницу заметно.
А при петите, даже если его все таки затягивать (хотя это сделать намного труднее), стяжка пойдет по противоположному направлению и немного по диагонали, так что деформация будет намного меньше и перпендикулярного направления.
Поэтому у некоторых вышивальщиц и отличается ряд петита от ряда полукреста.

Почему вышивку особо перкашивает при полукресте?
Здесь влияет то же самое засильное натяжение лицевых стежков. В результате это неважное и мизерное на первый взгляд искажение каждого квадратики ткани умноженное на количество рядов и дает этот сильный перекос всей работы.

Поэтому я считаю крайне важным научиться вышивать так, чтоб нитка (что на лицевой части стежка, что на изнаночной части, либо в протяжке) лежала плоско, ровно, но без натяжения, Тогда вышивка будет не перекошенная в любом случае, и стежки будут одинаковые.


А стежкоукладчик, может здорово помочь поначалу с натяжением нитки, если есть привычка слишком сильно затягивать.
Когда шьется стежок, то затянуть с учетом вставленной под него иголочки, потом иголочку вытянуть, а стежок больше не подтягивать, по ходу дела небольшой излишек ниточки в лицевом стежке уйдет на изнанку и скомпенсирует излишнее натяжение нитки там.



Примеры вышивок:
(увеличение по клику на фото)

Чистым полукрестом на аиде (по изнанке стежки имеют вид параллельных прямых палочек)


Чистым петитом методом по цветам на ткани 22 каунта


Чистым петитом методом парковки рядами на евенвайве 25 каунта


С чередованием петит-полукрест методом парковки рядами на хардангере 22


С чередованием петит-полукрест методом парковки цветовыми пятнами на лугане 25


С чередованием петит-полукрест методом смешанной диагональной парковки на линде 27




Соавторы материала: gem, bonny-c, stefani, Пуля, Juliak

Читайте также: