Почему феврония покидает этот мир не завершив вышивания

Обновлено: 25.04.2024

Вопросы по содержанию «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Ответы давайте в виде ОДНОГО простого или сложного предложения.
1. Где происходят события повести?
2. Кто правил в Муроме?
3. Что случилось с женой князя Павла?
4. От чего суждена смерть летаюшему змию, в которого превращался дьявол?
5. Где Пётр нашёл Агриков меч?
6. Почему «тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы»?
7. Почему Пётр «повелел везти себя» в Рязанскую землю?
8. Что необычного увидел слуга Петра в селе Ласково?
9. Какое условие поставила Феврония, чтобы излечить Петра?
10. Почему Пётр не захотел взять в жёны Февронию?
11. Как Феврония стала женой Петра?
12. Когда Пётр стал самодержцем в Муроме?
13. Почему «бояре муромские невзлюбили Февронию»?
14. О чём попросили бояре Февронию?
15. Почему Пётр «решил покинуть Муром»?
16. Почему Пётр и Феврония вернулись в Муром?
17. Как княжили в Муроме Пётр и Феврония?
18. О чём стали молить Пётр и Феврония, когда подошёл конец их жизни?
19. Какие имена получили Пётр и Феврония, когда приняли монашество?
20. Какое чудо случилось с Петром и Февронией после их смерти?

Добрый день! Сегодня мы продолжаем работу по разделу ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Откройте учебник на стр 73-82. Ознакомьтесь с произведением "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

2. Откройте тетрадь по литературе, запишите число, классная работа и выполните проверочную работу по прочитанному произведению. Ответы должны быть полными.Например, Автор "Повести. " -

3. Проверочная работа по произведению "Повесть о Петре и Февронии Муромских".

1. Кто автор "Повести. "?

2.В каком городе княжили Петр и Феврония?

3.В словосочетаниях “преблаженные супруги”, “прославленный Пётр” и “дивная Феврония” чем являются выделенные прилагательные?

4. Где лежал Агриков меч?

5. Как Пётр оказался поражён недугом после победного поединка со змеем?

6.Что попросила Феврония взамен излечения Петра от болезни?

7. Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы Петр смог излечиться?

8. Что привлекло Петра в Февронии?

9. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Что значит «без обиняков»?

10. От чего нужно исцелить Петра?

11. Как Феврония приготовила целебную мазь для князя Петра?

12. Что увидел князь Пётр, когда после обеда разжал руку Февронии?

13.Почему муромские бояре невзлюбили Февронию?

14. Почему Феврония покидает этот мир, не завершив вышивания?

15.Какие имена после принятия монашества приобрели Петр и Феврония?

16.Как правили Петр и Феврония?

17.Какова была последняя воля Петра и Февронии?

18. Чему учат нас герои древнерусской литературы?

УДАЧИ. ЖДУ ВАШИ РАБОТЫ НА ВАТЦАП ПО НОМЕРУ 89123449637!

ЗАПИШИТЕСЬ НА ОЛИМПИАДУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ У НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ!




Оставьте свой комментарий



Автор в друзьях: 25

У автора в друзьях: 4


Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Имя, фамилия _______________________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. Кто автор «Повести. »?

а) Владимир Мономах; б) Ермолай- Еразм; в) Илья Муромец.

2. В каком городе княжили Пётр и Феврония?

3. В словосочетаниях “преблаженные супруги”, “прославленный Пётр” и “дивная Феврония” выделенные прилагательные являются:

4. Где лежал Агриков меч?

б) на пороге церкви

в) в алтарной стене

5. Почему Пётр оказался поражён недугом после победного поединка со змеем?

а) попала зараженная кровь

б) сомневался в правильности выбора

в) был проклят змеем

6. Что попросила Феврония взамен излечения Петра от болезни?

б) дворянский титул;

в) стать женой Петра.

7. Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы Петр смог излечиться?

а) мужество
б) добросердечие
в) кротость
г) смирение

8. Что привлекло Петра в Февронии?

б) душевная красота;

в) положение в обществе

9. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую.

Что значит «без обиняков»?

а) напрямую, прямолинейно

б) уклончиво, скрывая правду

10. От чего нужно исцелить Петра?

11. Из чего Феврония приготовила целебную мазь для князя Петра?

а) из вина и меда

б) из целебных трав

в) из хлебной закваски

12. Что увидел князь Пётр, когда после обеда разжал руку Февронии?

а) хлебные крошки

в) благоухающий фимиам

13. В повести "О Петре и Февронии" жена князя Петра была дочерью

14. Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух». Воздух – это…

а) смесь газов, из которых состоит земная атмосфера

б) стихия мироздания, наравне с водой, огнем и землей

в) покрывало, на котором изображены лики святых

15. Почему Феврония покидает этот мир, не завершив вышивания?

а) муж и жена едины

б) ей исполнилось 100 лет

16. Какие имена после принятия монашества получили Пётр и Феврония?

а) Димитрий — Екатерина;

б) Давид — Ефросинья;

в) Денис — Евдоки

17. Кому были присущи такие качества, как ум, смекалка, умение творить чудеса?

18. Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития? 3 п.

hello_html_101987c4.jpg

Ключ.

Тема: «Гимн любви и верности».

Жемчужина древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Цель: познакомить обучающихся с жемчужиной древнерусской литературы – «Повестью о Петре и Февронии Муромских», помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней.

Выявить особенности жанра древнерусской повести.

Формировать умение выделять тему и идею произведения.

Совершенствовать навыки анализа текста.

Развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

Воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Методические приемы:

Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Приложение: компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

Любовь долготерпит, милосердствует, Любовь не

завидует, любовь не превозносится, не гордится, …не

ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется

неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему

верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не

Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.

Актуализация знаний.

Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем – Еразмом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна у русских читателей того времени. Это было одно из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли.

Чем же история жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала читателей?

Герои её - исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где сейчас покоятся их останки. Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей.

Главной идеей сегодняшнего урока является следующее: Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.

Обсудим эпиграф к уроку:

Как вы понимаете слова апостола Павла в свете прочитанной вами «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

Определение проблемы урока.

Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?

Почему они причислены к лику святых?

В чем заключается их подвиг?

Какой урок они преподносят нам?

Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?

Проблемный вопрос:

Предположите, какую связь с уроком имеет это фото?

IV. «Соколиный глаз» (определение уровня читательского восприятия): ответьте на вопросы:

1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря?

2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение?

3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя?

4.За что бояре невзлюбили девушку?

5.Зачем приказала не все струпья помазать?

6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда?

7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа?

8.Почему бояре перебили друг друга?

9.Чьей была дочерью Феврония?

10.Что вышивала Феврония пред смертью

V. Осмысление темы урока:

Чем интересна повесть?

Что она напоминает?

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» близка к фольклорным жанрам: сказка, былина. Но с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше приобретают черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.

Житие - произведение о святых, государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки расценены как образцовые. (Запись в тетрадях)

Определение композиционных элементов повести.

Работа в группах: найти в произведении элементы жития и элементы сказки. Результаты оформим в таблицу:

Какова же главная тема повести?

Порассуждаем:

- О чем свидетельствуют загадки Февронии? Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней?

Прочитайте в повести загадки Февронии .

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

- С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

- Какие еще приведете примеры, подтверждающие мудрость героини?

- Знала ли она, что князь обманет ее в первый раз?

Расскажите, приводя подтверждение из текста:

1. Как жили молодые после замужества?

2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»?

3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует?

4. Почему его попросили вернуться?

5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?

6. Какой пример подавали своим правлением?

7. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах… Как об этом говорит автор? Прочитайте.

8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам Божиим).

9. В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

11. Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?

VI. Закрепление.

Нравится ли вам Феврония? Да или нет, почему?

Д.С. Лихачев отмечал:

«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

Слово учителя.

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком.

После смерти Петр и Феврония были канонизированы, т.е. причислены к лику святых. С тех пор святые благоверные Петр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности.

Вспомним фото, которое я показывала в начале урока.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию, и именно этот день считают днем влюбленных в православии, именно в этот день отмечается всероссийский День семьи, любви и верности. А ромашка стала символом этого праздника.

Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

VII. Итоги урока. Рефлексия.

- Над чем заставило вас задуматься это произведение?

Слово учителя.

В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством.

Будем помнить об этом!

Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне-
Мир жестокий спасет красота.

VIII. Домашнее задание: выразить письменно собственное отношение к кому-нибудь из героев «Повести».

Обратите внимание на мотив шитья (вышивания), связанный с образом Февронии. Вспомните, как изображались божества судьбы у древних. Почему именно Феврония держит в руках нить судьбы? Какова роль Февронии в жизни Петра?

Феврония, наречённая Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Пётр, наречённый Давыдом, прислал к ней сказать:

- Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.

- Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.

Он вторично посылает к ней:

- Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.

Она же заканчивала воздух, только у одного святого не не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг неё нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, наречённому Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.

Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

Образ Февронии – воплощение идеальной русской девы. Героиня вводится в сюжет только во второй части рассказа, но играет важную роль. Она появляется в качестве спасительницы князя Петра. Ведь именно Феврония излечивает болезнь, которую никто не мог одолеть. Ее искренняя тихая любовь к князю, ее мудрость и добродетель помогают Петру снова стать великим князем. Доброта девушки вознаграждается – и она становится княгиней.

Феврония – традиционный фольклорный образ мудрой девы. Она не склонна к ярким внешним проявлениям чувств, но зато обладает огромной внутренней силой. В ее образе все идеально сочетается: ум, чувства, воля. Девушка смогла подчинить собственные чувства разуму, преодолеть слабости. Благодаря отсутствию конфликта в ее естестве, она является олицетворением праведности. Такую женщину не возможно победить или склонить на сторону зла. Поэтому она – идеальная жена для мудрого правителя.

Любовь героини сочетается с ее долгом. Даже когда Петр, предчувствуя свой близкий конец, посылает за нею в монастырь гонца, она первые два раза отказывается идти, так как не закончила вышивать для храма «воздух». Но в третий раз женщина дает согласие, так как теперь ее земные дела закончены, и она может провести вечность с любимым.

По преданию Петр, младший сын муромского князя, расправился со змеем-демоном,
приходившего в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня,
сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.

Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами.
Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться.
Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен
вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.

Много испытаний выпала на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть,
ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.

В старости супруги приняли монашеский постриг.
Они молили Бога даровать им смерть в один день и в один час,
а также завещали положить их тела в одном гробу, заранее приготовив соответствующую гробницу,
имеющую между собой тонкую перегородку.

Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах – потому что побоялись хоронить
монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице.
Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов – но наутро их тела снова были вместе.

После этого уже никто не дерзнул разлучить их.
А через триста с лишним лет Московский собор причислил Петра и Февронию к лику святых.

Читайте также: