Ришелье техника вышивания

Обновлено: 23.04.2024

Писала уже о своём "наследстве" от бабушки и мамы. Чемоданы всевозможной красоты: подзоры, кружевные скатерти, воротнички, накидки на подушки, наволочки. Храню всю эту красоту бережно, ведь родные руки трудились.

Но вот эти "Уголки" ещё не выставляла на показ. Их много, с разным рисунком. Среди наволочек и накидок на подушки они смотрятся маленькими. По размеру - более носового платка. Как их использовала бабушка?

Несколько таких уголков она стелила под иконки, на полочку. Выглядело всегда свежо и красиво. И как-то уважительно к иконам. будто бабушка их даже от пылинок оберегала. Хранила.

Другие уголки бабушка клала внутрь на полочки буфета. Через стеклянные дверцы кружева смотрелись красиво, украшая буфет.

Вышивка Ришелье называлась по имени знаменитого кардинала, который ввёл на такие кружева моду. Она среди прочих видов кружев была очень популярна в России, вплоть до 60-70 -х годов прошлого века.

Такими были и занавески в деревенских и городских домах, и подзоры, и наволочки. Рисунок переводили на ткань разными способами. Затем обрабатывали на машинке - выбивали(выбивка), проходя все зигзаги и завитки рисунка - как бы оверлоком, обработка. А уже потом ножницами осторожно и аккуратно вырезали всё лишнее.

Сохранилась и бабушкина салфетка с выбивкой ришелье. Их стелили на небольшие столики, или прикрывали телевизоры.

Ещё делали иногда вышивку ришелье более редкой, а затем пришивали под неё фон - любую однотонную материю. Так тоже смотрелось нарядно. У нас сохранилась такого рода "дорожка", которой бабушка прикрывала проигрыватель для пластинок.

Среди многочисленных техник вышивания своей благородной красотой и изяществом выделяется вышивка «Ришелье», очаровательная ажурная вышивка, которая относится к вышивкам по свободному контуру. Несмотря на кажущуюся сложность, вышивка эта довольно проста, хотя и требует терпения, внимательности и аккуратности. Вышивка «ришелье»

«Ришелье» относится к вышивке городского типа. Она возникла в эпоху Возрождения в XIV веке в Италии. Широкое распространение получила в Центральной и Западной Европе в XVI-ХVII веках. В Европу образцы кружева, в том числе и ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет Европейской ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда вся Италия, затем Франция, а за ней и другие страны Центральной Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку. Особенно почитали этот вид искусства при дворе Лоренцо Медичи. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. За рукоделием проводили досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые и кружевные воротнички, манжеты, жабо, перчатки, носовые платочки, столовое и постельное белье, а также многочисленные предметы интерьера стимулировали открытие женских школ и мастерских по всей Европе.

Вышивка «Ришелье» своим названием обязана всемогущему кардиналу Ришелье, министру Людовика XIII. Одна из легенд гласит, что именно он приказал ограничить ввоз дорогостоящих роскошных кружев, которые Франция покупала тогда в Италии, и заменить их кружевной вышивкой по полотну, выполнявшейся на отечественных фабриках. По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой.

Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел.

«Ришелье» - вид вышивки, в котором вышитые границы и детали узоров обрабатывают обычно петельным (обшивочным, обметочным) швом, после чего ткань на участках между краями деталей вырезают.

Эту вышивку можно выполнять вручную и на швейной машине. В ажурной вышивке вырезают или сами фигуры или ткань между ними. Узоры для вышивки представляют собой чаще всего стилизованные цветы, листья. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная с просветами ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно.

В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье» и подразделяют на «ришелье» с бридами и безбридное.

Бриды – воздушные мостики, перемычки, которые удерживают элементы узора, как единое целое.

Сейчас "ришелье" остается самой изысканной и благородной, самой любимой и популярной вышивкой. Очень нарядно смотрится выполненное на белом полотне постельное и столовое белье: скатерти, дорожки, салфетки.

В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Обычно ажурную вышивку выполняют белыми нитками на белом фоне. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитками на шелковых тканях.

«Ришелье» - ажурная и изысканная вышивка. Ее используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды.

Даже мало знакомые с рукоделием люди сразу представляют себе классическую белую вышивку по льну, элементы которой обработаны петельным швом и в которой вырезаны участки ткани различных формы и размера.

Типичный признак «ришелье» - это бриды, которые мостиками пересекают вырезанные участки и придают вышивке стабильность, соединяя ее элементы.

P.S. На фото изображены старинные вставочки "ришелье" из моей собственной коллекции.

В этом мастер-классе мы освоим один из самых изящных и красивых видов вышивки — «ришелье». Она получила свое название по имени известного французкого кардинала Ришелье, который проводил свободное время за вышиванием в этой технике. Также ранее такая вышивка была известна как венецианская или «ренессанс». Эта ажурная красивая вышивка используется для украшения как нарядной, так и повседневной одежды, в бельевых изделиях.

Для этого образца я подобрала простой, не сложный в исполнении рисунок и х.б. ткань. Также для работы нам потребуются маникюрные ножницы с загнутыми концами, нитки для вышивания «вискоза» или мулине (если ткань х.б.)

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 1

Затем запяливаем ткань в пяльца, аккуратно и равномерно подтягивая ткань со всех сторон, чтобы не было перекоса рисунка.

Далее обшиваем контур рисунка стебельчатым швом. Затем вышиваем двусторонней гладью (нить в одно сложение) детали узора, как показано на схеме рисунка. Затем по контуру вышиваем швом «гладьевой валик».

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 2

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 3

В тех местах, где ткань возле глади будет вырезана, тоже по контуру обшить гладьевым валиком.

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 4

А теперь сделаем бриды — воздушные столбики из ниток. Бриды можно сделать двумя способами.

1. Нитку с иголкой закрепляют у одного края контура и переносят до другого, противоположного края. Там ее закрепляют и снова переносят на противоположный край, натягивая нитку. И так натягиваем нить в 4-5 сложений. Это зависит от толщины нитки и длины бриды. Чем тоньше нить и длинее бриды, тем больше количество натянуных нитей, т. е. брида в готовом виде не должна быть не очень тонкой и не слишком толстой.

Дальше натянутые нити обшиваем петельным швом или обвиваем через край.

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 5

Когда брида будет закончена, рабочую нить проводим с изнанки между стежками гладьевого валика до места следующей бриды, нить выводим на лицевую сторону и аналогично выполняем следующую.

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 6

Когда все бриды будут обшиты, ножницами с загнутыми концами с изнанки вырезаем кусочки ткани под бридами по самому краю шва, обметываюшего контур.

2-й способ. На месте расположения бриды ткань вырезают небольшими участками, чтобы узор не деформировался, а затем натягивают нитку несколько раз и обшивают петельным швом так же, как и в первом способе.

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 7

Дальше переходим по краю вышивки к месту расположения следующей бриды. Участки, где ткань вырезается без брид, вырезаем ножницами по самому краю шва, пока ткань находится в пяльцах. Так вырезать удобнее и срез получается аккуратнее.

Учимся вышивать в технике «ришелье» вручную, фото № 8

Делать это надо осторожно, не повредив стежки обметочного шва. Если это все же произошло, то разрезанные нитки нужно закрепить, снова обшивая поврежденный участок гладьевым валиком.

После того, как вышивка окончена, ее надо отутюжить с изнанки на мягкой подстилке через влажную проутюжку или отпарить.

Узелки с изнанки не оставляем, рабочую нить прячем между стежками швов с изнанки.

Изящная и благородная вышивка ришелье за столетия своего существования успела покорить немало сердец вышивальщиков по всему земному шару.

Отличаясь от других всевозможных техник вышивки необыкновенной лёгкостью и красотой, ришелье имеет один значительный плюс. Данный ажур достаточно прост в выполнении, благодаря чему так любим как новичками, так и мастерами швейных дел.

Что такое ришелье

Ажурная вышивка ришелье относится к группе вышивок по свободному контуру, где границы узора обрабатываются петельным, обмёточным, или обшивочным швом, а ткань середины деталей в процессе работы удаляется ножницами.

Вышивать техникой ришелье можно как при помощи швейной машины, так и вручную. В обоих случаях работа получается эффектной и броской за счёт необычных просветов на ткани. Стоит всего лишь приложить должное терпение, аккуратность, и не забыть о внимательности, как в результате вышитый узор станет выглядеть как настоящее кружево.

История возникновения ришелье

Корнями вышивка ришелье уходит к Италии 14 века, где, зародившись в начале эпохи Возрождения, данный тип городской вышивки получил широкое распространение, проникнув в Центральную и Западную Европу из стран Востока. Мода на ажур захватила европейцев всех сословий на целых шесть столетий – с 14 по начало 16 веков.

Особенно полюбилась вышивка ришелье при дворе Медичи, став изысканной привилегией богатой знати. Вышитый кружевной ажур украшал жабо и носовые платки, манжеты, перчатки и воротники, а также стал неотъемлемой изюминкой интерьера. В этой технике выполнялись скатерти и салфетки, элементы постельного белья, чехлы для мебели и многое другое.

Грандиозный успех ажура на всей территории Европы подтолкнул к открытию швейных мастерских, специализирующихся на различных кружевных вышивках. Отсюда возникло многообразие вариантов оформления, узоров и перемычек.

Самыми известными были такие ажурные вышивки, как геометрический «Ренессанс», растительный «Венецианский», сложный выпуклый «Фестонный» и, конечно же, «Ришелье» – классический ажур, выполненный петельным швом с перемычками.

Интересно: Кардинал Ришелье – всемирно известный могущественный министр Людовика 13. Его имя и получила название ажурная вышивка Ришелье. Он заметно повлиял на популяризацию этого швейного типа рукоделия.

Исходя из сведений многочисленных легенд и сказаний былых времён, кардинал ежедневно дополнял свой наряд всевозможными ажурными элементами. Помимо этого он ввёл ограничения на дорогое привозное итальянское кружево, и наладил работу французских швейных фабрик, производящих кружевную вышивку по полотну.

Считается, что Ришелье лично заметно преуспел в данном типе швейного искусства, и свободное от государственных дел время неизменно посвящал вышиванию.

В настоящее время вышивка ришелье делится на бридную и безбридную.

Материалы для вышивки ришелье

Если вы хотите облегчить работу, и получить результат, который будет превышать самые смелые ожидания, то вам помогут правильно подобранные для этого материалы. Вышивка ришелье подразумевает заполнение контуров рисунка гладью. Ажур же создается за счёт удаления промежуточной ткани. Потом пустые пространства соединяются бридами.

Ткань для такой работы подбирается по виду и составу, так как она не должна деформироваться. Желательно использовать полотно из натуральных волокон, таких видов, как:

Совет: Чем тоньше ткань, тем тяжелее она в работе. Если вы новичок в технике вышивка ришелье, то следует выбрать лен или хлопок, средней толщины.

Нити должны быть качественными и прочными, а также не потерять цвет при стирке и не окрасить ткань основы. Лучше всего использовать шёлковые или хлопчатобумажные виды от известных, проверенных производителей. Цветовые варианты подбираются по вкусу мастера. Однако считается, что вышивка выполненная нитями, не отличающимися по цвету от ткани полотна, смотрится изысканнее и богаче.

Выбирая ножницы, желательно отдать предпочтение качественным, дорогим инструментам. Такие, которые в процессе вышивания не повредят изделие. Чтобы без труда прорезать полотно на завершающем этапе работы, маленькие лезвия ножниц должны быть очень острыми.

Для ручной вышивки дополнительно понадобятся качественные иглы, трафарет узора. Также надо приобрести специальный маркер для перенесения рисунка на ткань, лучше водорастворимый.

Для машинной вышивки покупается водорастворимый и обычный флизелин. Если вы планируете работать с помощью швейной машины, стоит убедиться, что машина имеет опцию «вышивка». После этого попрактиковаться в выполнении данного шва.

Техника ришелье для начинающих

Каждый мастер приноравливается выполнять эту ажурную вышивку в своём уникальном стиле, руководствуясь собственным вкусом и предпочтениями. Умение накладывать аккуратные ровные стежки приходит с опытом, ровно, как и умение эффектно выделять акцентные детали.

Если вы новичок, постигающий швейное искусство, вам рекомендуется для начала выполнить несколько простых изделий. Ниже дан план для выполнения.

Перед началом работы:

схема узора ришелье

  1. Декатирование.
    В начале работы необходимо произвести декатирование полотна, чтобы избежать усадки при последующих стирках. Это всего лишь значит прополоскать ткань под горячей водой, отжать ее и высушить. После данных действий полотно проглаживается утюгом.
  2. Трафарет.
    Перевести выбранный узор на полотно лучше при помощи специального водорастворимого маркера. Так конечный результат получится в разы аккуратнее. Обводятся только контуры для стежков.
  3. Пяльца.
    Полотно с перерисованным узором максимально плотно закрепляется на пяльцах.
  4. Нить.
    Необходимый отрезок подобранной для вышивки нити протягивается в иглу и определяется точка начала работы.

Вышивка ришелье для начинающих пошагово

  1. Начинать выполнять контурный узор рекомендуется швами вперёд иглой, дополняя их сверху наклонными или прямыми швами в технике гладь.
  2. Стежки: в зависимости от элементов узора, предпочтительно заранее продумать вид глади. Может быть использована гладь одиночная, контурная, и в виде настила. Различные детали одной работы могут быть вышиты различными способами.
  3. Закрепление нити: заканчивая круг вышивки, нить закрепляется путём продевания её в последний выполненный стежок.
  4. Завершение вышивки: на необходимых промежуточных элементах острыми ножницами делается прорезь. Это два надреза в виде креста по центру элемента. Получившиеся треугольники аккуратно срезаются на максимально близком расстоянии от швов.
  5. Окончание работы: готовая вышивка выстирывается, сушится и отглаживается, после чего она готова к дальнейшему использованию по назначению.

Машинная вышивка Ришелье

Если вы предпочитаете трудоёмкое ручное вышивание машинному, то следующий план для вас:

машинная вышивка ришелье

  1. Подобрать дизайн для машинной вышивки, или создать собственный в специальной программе.
  2. Помимо полотна и нитей, необходимо заранее приобрести такие дополнительные материалы. Это клей для ткани с нужной плотностью, водорастворимый флизелин, специальную плёнку, тонкую иглу для вышивания.
  3. Склеить ткань с плёнкой и флизелином.
  4. Туго затянуть проклеенные ткани в пяльцы, где сверху будет ткань, а снизу флизелин.
  5. Закрепить пяльцы в швейной машине и загрузить подготовленный трафарет.
  6. Выполнить предварительную прострочку очерчивающим цветом контура.
  7. Строчкой зигзаг прострачивается идущий далее элемент, и все последующие.
  8. Снимаются пяльцы, и при помощи вспарывателя, вышивальных ножниц или ножниц для вышивки ришелье вырезаются нужные детали.
  9. Накладывается водорастворимая плёнка, прикрепляясь к полотну булавками, и пяльцы снова помещаются в швейную машину.
  10. Когда закончен данный этап вышивания, переходят к заключительному плотному строчному вышиванию гладьевым валиком. Он скроет разрез и укрепит бриды.
  11. Готовая работа снимается с пяльцев, удаляются все ненужные слои (плёнка, флизелин, остатки клея). Вышитое полотно прополаскивается в тёплой воде, высушивается и отглаживается.

Особенности ухода за ажурной вышивкой

Нежное, невесомое изделие, выполненное техникой ришелье, требует особого ухода. Далее следуют основные правила обращения с кружевом:

LyudmilaKazmina

Белая вышивка считается одной из самых аристократических и изысканных. К белой вышивке относится и ришелье.

Анна Соболева

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

Главные правила

  • Все двойные линии узоров вышиваются рядом стежков «вперед иголку» или тамбурным стежком.
  • Чем пластичнее должна выглядеть вышивка, тем более высоким должен быть настил*. Настил выполняют мулине в 2 сложения или Сoton a broder (Vierfachgarn) № 25.

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

*Настил — это проложенные по участку, который будет вышит, стежки «вперед иголку», которые затем покрываются вышивкой.

Простая брида

Бриды - основной элемент вышивки ришелье. Это перемычки, которые заполняют пространство на месте вырезанной ткани и образуют рисунок вышивки.

Выполняется они так:

1. Сначала прокладывают несколько прямых стежков «вперед иголку». При этом иглу вводят в ткань и выводят обратно на лицевую сторону, чтобы затем снова провести нить между рядами стежков. Этот шаг повторяется 2 раза. Нить протягивается исключительно по лицевой стороне ткани!

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

2. Затем брида вышивается лангетным** (петельным) стежком.

Важно! При обработке бриды захватываются только протянутые нити бриды, а нити ткани не захватываются.

3. Лишь после того, как все бриды будут полностью вышиты лангетным (петельным) стежком, обрабатываются края вокруг отдельных мотивов вышивки (тоже лангетными стежками). При этом необходимо следить за тем, чтобы край с узелками был направлен в ту сторону, где затем будет вырезана ткань.

Важно! При обработке мотивов захватываются нити ткани!

**Лангетный шов — один из видов петельного шва. При его выполнении стежки располагаются очень близко друг к другу, образуя плотный ряд.

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

Тройная брида

Между краями мотива для бриды вместо того, чтобы выполнять настил стежками «вперед иголку», можно протянуть 3 нити и обшить их лангетными стежками. Между краями мотива и между бридами можно протягивать и вышивать любое количество брид и в любых направлениях.

Для тройной бриды сначала нужно протянуть 3 нити (совершенно не натягивая их), как для одинарной бриды, а затем выполнить вышивку лангентными стежками до середины бриды. Отсюда к следующей бриде вновь протягиваются 3 нити. Эту бриду вышивают лангетными стежками от середины и затем заканчивают вышивку на первой бриде.

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

После того, как будут вышиты все бриды, ткань между ними аккуратно вырезают.

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

Белая глазковая вышивка

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

Белая глазковая вышивка состоит из кругов и овалов, в середине которых вырезается ткань, за счет чего создается ажурный эффект. Ткани и нитки лучше всего использовать те же, что для ришелье. Эта вышивка более простая в выполнении, но ее глазки часто украшают и ришелье.

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

Все круги и овалы сначала вышиваются плотными рядами стежков «вперед иголку», а затем в центре крест-накрест прорезается отверстие (можно также пробить отверстие дыроколом).

Затем обрабатывается внутренний край «глазка»: нитками Сoton a broder (Vierfachgarn) № 16 или мулине в 3 сложения поверх шва «вперед иголку» выполняются декоративные стежки.

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье

Стежки выполняются так: от внешнего края строчки «вперед иголку» необходимо провести нить к центру отверстия и снизу снова ввести иглу в ткань. Стежки располагать очень плотно друг к другу. Можно обработать «глазок» петельным швом.

Еще глазки можно выполнить с настилом в несколько рядов, а в завершение вышить лангетными стежками с узелковым краем, направленным наружу от отверстия.

Мастер-класс по вышивке: белая вышивка и ришелье


Фото: BurdaStyle, PR
Материал подготовила Елена Карпова

Читайте также: