Старинные пяльца для вышивания

Обновлено: 10.05.2024

15 вещей, которые важнее денег 15 вещей, которые важнее денег: 1. Опыт отношений. Поц.

Этот отвар поможет зацвести даже алоэ и денежное дерево Этот отвар поможет зацвести .

Быстрое горячее блюдо на каждый день или праздничный стол. Мясные ватрушки с необычной начинкой! .

-Метки

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика

В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.

Самые древние пяльцы

Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э

Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века.

Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. Из коллекции этнографа Д. К. Зеленина. XIX век. Санкт-Петербург. Кунсткамера.

Круглые пяльцы (обычно из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с винтом. Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века. Москва. Государственный исторический музей.

Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ века.

Квадратные разъемные пяльцы на ножках. Всемирная Парижская выставка. 1900 год.

Пяльцы в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом.

Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва).Середина XX века.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.

Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.
Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э.
Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.

Для золотого шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.

В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.

В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.

В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.

Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.


Иллюстрации к данной статье - В. А. Тропинин. "Золотошвейка". 1826 год. Государственная Третьяковская галерея. Крестьянская семья за работой. Фотография 30-х годов XX века. Нижегородская губерния. А. И. Лактионов. "За вышиванием". 1954 год. Национальная картинная галерея. Индия.

Самые древние пяльцы были круглыми - из упругого древесного прута. Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э. Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века.


Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. Из коллекции этнографа Д. К. Зеленина. XIX век. Санкт-Петербург. Кунсткамера. Круглые пяльцы (обычно из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с винтом. Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века. Москва. Государственный исторический музей. Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ век Квадратные разъемные пяльцы на ножках. Всемирная Парижская выставка. 1900 год. Пяльцы в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва).Середина XX века.


В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.



Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.


Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.


Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.


В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.


Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.


В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.


В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.


Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.

В статье использованы материалы из диссертации кандидата исторических наук И.Л. Симаковой/

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Анастасия, и я очень рада всем гостям моего канала! Я увлекаюсь творчеством, увлекаюсь всем понемногу - и шитьем, и вышивкой, и валянием, люблю учится чему-то новому. Сейчас учусь вышивать бисером)

Сегодня мы рассмотрим, какие бывают пяльца для вышивки. Что же такое пяльца, и для чего они нужны?

Пяльцы для вышивания предназначены для натяжения полотна во время рукоделия.

Растянутая ткань не деформируется под воздействием натяжения нити, вышивка получается аккуратной и качественной. Это старинный инструмент, в устройстве которого нет ничего непонятного. Название происходит от старорусского слова пяло – рамка для растягивания кожи. Современные пяльцы выполняют те же функции, что и древние. Но они стали более удобными и функциональными, адаптированными для новых техник и материалов.

Пяльцы — инструмент для вышивальщиц полезный и даже необходимый. Вышиваете ли вы по канве крестом, или по ткани гладью, применение пялец поможет не стянуть нитью материал основы. Пяльцы обеспечивают аккуратное выполнение работы и значительно её облегчают. Хорошо видна рабочая поверхность, вышивку в мобильных пяльцах удобно держать в руках, а стационарные пяльцы вроде станка вообще полностью освобождают руки. Однако некоторые (чаще — опытные) вышивальщицы предпочитают работу без пялец: так можно каждый стежок выполнять одним движением, а не двумя. По сути, это единственный бонус работы без пялец, при этом всегда надо внимательно следить за тем, чтобы не стянуть вышивкой ткань. Словом, большинство вышивальщиц выбирают работу с пяльцами — какие бывают, разберёмся ниже.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПЯЛЬЦЫ

Круглые, овальные, квадратные, гобеленовые, кресельные, пяльцы-рамки и пяльцы-станки — их делают из разных материалов и разного размера. Рассмотрим основные разновидности.

1. Круглые пяльцы

Самый распространённый вид. Круглые пяльцы для вышивания называют двуобручевые . Рамки состоят из двух обручей разного размера. На меньший укладывают полотно, поверх ткани натягивают больший обруч, который ее и фиксирует. Они являются самыми распространенными и подходят для вышивки крестом, гладью, бисером, лентами.

Круглые пяльцы могут иметь крепёжный механизм на большом обруче , который, затягиваясь, крепко фиксирует полотно в нужном натяжении, или не иметь его (надёжнее и удобнее — первый вариант).

Размеры варьируются по диаметру (до 30−35 см) и по толщине обода (7−25 мм). Диаметр стоит выбирать соответственно размеру вашей вышивки, толщину обода — по тому, насколько вам удобно держать пяльцы в руке. Пяльцы делают из пластмассы, металла и дерева — опытные вышивальщицы сходятся в том, что деревянные — удобней и долговечнее всего, также хорошо обработанные пяльцы из дерева наиболее бережно «относятся» к ткани. Подробнее о круглых пяльцах я рассказываю здесь

2. Овальные и квадратные пяльцы

Такие пяльцы устроены по принципу круглых, различие в том, что они имеют либо форму овала, либо квадрата со скруглёнными углами. Такие пяльцы можно выбрать, если по форме они подходят к форме вашей вышивки. Некоторым вышивальщицам также удобнее пользоваться квадратными пяльцами — выбирать нужно индивидуально, исходя из предпочтений мастерицы.

Также бывают пяльца - рамки. Это «микс» простых круглых, овальных или прямоугольных пялец, и рамки для готовой вышивки. Такие пяльцы имеют петельку, за которую вы можете повесить вышивку на стену прямо в пяльцах-рамке, когда закончите работу.

3. Пяльца - рамки (рамочные)

Прямоугольные (рамочные) пяльцы отлично подходят для вышивания крестиком, гладью или бисером. Большой плюс этих рамок в том, что ткань натягивается более равномерно, чем на круглых пяльцах, поэтому в процессе вышивания канва не мнется, не деформируется, и не перекашивается. Чаще всего эти рамки деревянные и имеют различное исполнение. Есть пяльца - рамки, которые состоят из четырех деревянных планок, которые скручиваются между собой при помощи специальных болтов. Рабочее полотно крепится только горизонтально.

Бывают в комплекте с клипсами, в этом случае канва прикрепляется специальными зажимами - клипсами. Натяжение ткани по краям рамки слабое или отсутствует. Как решить эту проблему, я писала здесь . В продаже есть различные размеры. Подробнее о таких рамках, их плюсы и минусы, я описала здесь .

Бывают также пришивные пяльца-рамки. Пришивные рамки состоят из двух квадратных и двух круглых планок. Рама удобна для вышивания крестом и гобеленовым стежком. На горизонтальных планках часто имеется очень прочная лента, к которой крепится ткань. Ее можно пришить вручную, а также на швейной машинке или оверлоке, или просто прикрепить булавками. Плотное натяжение канвы достигается вращением горизонтальных планок, которые фиксируются зажимами-барашками. Минус в том, что канва крепится только сверху и снизу. Крепить канву к раме можно либо к ткани (если ею обшиты верхние и нижние части рамы), либо специальными пластмассовыми зажимами. Про способы крепления я писала здесь .

Приобрела себе такую рамку. Как я с ней работала, с какими трудностями столкнулась, и плюсы и минусы, напишу в отдельной статье.

4. Рамки Q-Snap (Ку-снап)

Q-Snap – это разборные рамки с совершенно уникальным способом крепления канвы. Пяльцы представляют собой конструктор из четырех Г-образных трубок, которые соединяются в квадрат, или прямоугольник, в зависимости от размера трубок. Можно приобрести дополнительные расширители, за счет которых можно увеличивать размеры и менять форму рамки. На Q-Snap полотно накладывают поверх и фиксируют с помощью специальных креплений со всех четырех сторон. Такие пяльца очень легкие, натяжку дают хорошую, благодаря их форме можно избежать заломов. О них я подробно расскажу в отдельной статье

5. Гобеленовые рамки

Часто для вышивания мастерицы покупают гобеленовые пяльцы, у которых много общего с деревянными рамками. Они также состоят из четырех планок, соединенных между собой в равносторонний прямоугольник, к которому канва крепится только сверху и снизу. Канву для гобелена закрепляют на горизонтальные планки в специально предусмотренный для этого расщеп. Также крепить канву к раме можно либо к ткани (если ею обшиты верхние и нижние части рамы) либо специальными пластмассовыми зажимами. В процессе работы готовый гобелен прокручивается при помощи верхних или нижних частей рамы, которые прокручиваются в любую сторону.

Пяльцы для вышивания предназначены для натяжения полотна во время рукоделия.

Растянутая ткань не деформируется под воздействием натяжения нити, вышивка получается аккуратной и качественной. Это старинный инструмент, в устройстве которого нет ничего непонятного. Название происходит от старорусского слова пяло – рамка для растягивания кожи. Современные пяльцы выполняют те же функции, что и древние. Но они стали более удобными и функциональными, адаптированными для новых техник и материалов. Сегодня мы подробно рассмотрим пяльца-рамки

Прямоугольные (рамочные) пяльцы отлично подходят для вышивания крестиком, гладью или бисером. Большой плюс этих рамок в том, что ткань натягивается более равномерно, чем на круглых пяльцах, поэтому в процессе вышивания канва не мнется, не деформируется, и не перекашивается. Чаще всего эти рамки деревянные и имеют различное исполнение. Есть пяльца - рамки, которые состоят из четырех деревянных планок, которые скручиваются между собой при помощи специальных болтов. Рабочее полотно крепится только горизонтально.

Эти пяльца совсем без креплений в комплекте, отдельно можно приобрести пластиковые клипсы для боковых планок, стоят они около двухсот рублей. Вот такие

Бывают в комплекте с клипсами, в этом случае канва прикрепляется специальными зажимами - клипсами. Натяжение ткани по краям рамки слабое или отсутствует. Как решить эту проблему, я писала здесь . В продаже есть различные размеры. По цене такие пяльца начинаются от трехсот рублей и выше, в зависимости от размера, и материала изготовления.

Рамочные пяльцы требуют немного больше усилий натяжения ткани, чем, например, круглые . Полотно на рамке крепят только по вертикали к горизонтальным планкам. Рама круглая и поворачивается во время работы, накручивая на себя готовое изделие.

Способы крепление полотна на горизонтальные планки:

  • С помощью расщепления горизонтальных планок, с последующим их зажимом боковыми дощечками.
  • С помощью тесьмы, которую прикрепляют к верхней планке степлером или клеем. На эту тесьму пришивают рабочее полотно.
  • С помощью пластиковых клипов. Чтобы ткань под клипами не скользила, ее можно зафиксировать на планке скотчем.

Плюсы и минусы рамочных пялец . Среди преимуществ можно отметить:

+ Подходят для любого вида вышивки.

+ Неограниченная рамкой рабочая зона.

+ Готовая часть вышивки не подвергается механическому воздействию, крестики не деформируются, ткань не мнется.

+ Необходимость перемещать полотно в процессе вышивания возникает реже, из-за чего работа меньше засаливается в руках и остается чистой.

+ Долговечность

+ Доступность, можно приобрести практически в любом магазине

+ Легкость в использовании;

+ хорошую фиксацию ткани;

+ удобное натяжение полотна на рамке;

Среди недостатков самыми существенными являются:

-- Отсутствие натяжение ткани по краям .

-- Могут ослабевать во время работы и требовать периодической подтяжки.

-- Дороже по цене, в зависимости от того, их какого дерева они изготовлены

-- Довольно большой вес рамок

-- Механизмы могут сами по себе откручиваться

-- Больший вес по сравнению с круглыми пяльцами

-- Недостаточная мобильность, работать можно только дома.

Как правильно определить размер

Размер пяльцев для вышивания выбирают в зависимости от габаритов изделия. Для небольших декоративных вышивок подойдут рамки поменьше. Крупные работы, требующие значительной площади полотна, нужно вышивать на больших рамах. Важное правило : выбирать пяльцы по размеру следует так, чтобы работу в процессе вышивания приходилось перемещать как можно меньше. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы вышиваемый мотив помещался внутри рамки.

Каждая мастерица выбирает пяльцы для вышивания исходя из своих личных предпочтений. Вы можете легко подобрать именно те пяльцы для вышивания, которые будут максимально удобны и практичны в использовании. Выбирать пяльцы для вышивания нужно с учетом техники вышивки, размера мотива и всего изделия, места рукоделия. Обойтись одними вряд ли получится. Лучше купить несколько для различных задач и ситуаций.

Стоит ли покупать? Решать, конечно, только вам. Такие пяльца подходят для любого вида вышивки, в том числе бисером, так как они не фиксируют уже вышитую работу между элементами крепления Подобрать можно любой размер, для самых больших размеров существуют напольные модели.

Можно ли вышивать без пялец?

Конечно можно. Однако стоит учитывать то, что в таком случае канва будет не натянута. Из-за этого стежки, которые Вы делаете в процессе вышивания, могут стягивать ткань и ваша работа может смотреться неаккуратно. Только достаточно опытные вышивальщицы смогут добиться качественной вышивки без использования пялец. Кроме того, вышивать с пяльцами намного практичнее и удобнее.

При изучении ассортимента инструментов для вышивания, помните, что нужно выбирать тот вариант, который Вам удобен! Выбирайте, что лучше подходит для вас и для вашей вышивки. Ведь только с правильно подобранными пяльцами ваша работа будет идти как «по маслу», а вышитые крестики порадуют своей аккуратностью и подарят истинное наслаждение от конечного результата.

Спасибо, что дочитали, надеюсь, статья была вам полезна! Заходите еще, буду рада обсудить с вами ваш опыт) До встречи!

Почему-то нигде не показывают такие приспособления для вышивания, а ведь их изобретению больше 200 лет. И на фабрике во Мстёре (это во Владимирской обл.) целый цех мастериц работает, мы вышивали на таких, в Московском художественном училище им.Калинина тоже так вышивают, и в Торжке тоже.
Я училась в училище во Мстёре, основная вышивка "белая гладь" и "владимирский шов", рисунок нанесен на ткань, вышивали без схем.


Но когда вышиваю крестиком - все необходимое (и схема) лежит сверху на пяльцах.

Все современные популярные рамы до полного удобства можно дополнить такими боковинами как на моих. Натягиваешь, аж ткань трещит, но никогда не порвется и натянуто, туго как барабан.
Размер можно сделать любой, но у меня они полутораметровые, так как удобно запялить и маленькую вышивку и большую, удобно сижу над ними, как за столом, мне не нужен наклон вышиваемой поверхности к себе.
Если для вас такой размер неудобнен, так можно сделать несколько рам, поменьше и побольше.
Так выглядят мои пяльца в разобранном виде


Обычно кладу пяльца на край стола и спинку стула, можно использовать и специальные стойки деревянные. Здесь просто на диван и на стул положила .

На деревянных круглых планках (называю их «валики») - сквозные овальные отверстия.


По четыре отверстия в валиках нужно сделать под размеры вертикальных планок «линеечек»- не большие, но и не очень узкие.

Для отверстий отмечаем точки и дрелью просверлить, а тонкой пилочкой потом подпилить.
Можно и два отверстия сделать, но четыре дают больше возможности для закатки ткани: то ли полоборота закатить, то ли на целый оборот.

К валикам приклеены белые закаты - обычная х/б ткань. Приклеиваем клеем ПВА, будет очень прочно.

Берем нашу канву для вышивания.
Пришивать лучше нитками мулине, всей пастмотчкой в 6 ниток. Получается очень прочно и шов не рвет пришитую ткань .
Ведь натягивать мы будем очень туго, и если обычными прочными нитками пришить, то канва может порваться.


Пришиваем обычной наметкой, только шаг почаще.
Когда пришиваем вторую сторону - главное ровно совместь края валиков. И на втором закате точно ровно пришить второй край, чтобы при запяливании (натягивании) не перекосило ткань.

Пришивать, желательно, краем вниз, чтобы край не мешал при вышивке, да и так красивее выглядит.


Если отрез для вышивания большой - мы закатываем край ткани на валик настолько насколько нужно. Подкатывая ткань очень плотно на валик наматывайте, а то в процессе вышивки начнет ткань болтаться, придется переделывать.



Когда оба края пришиты вставляем в отверстия валиков планки-«линеечки».
Планки можно купить с строительном магазине, хорошо ошкурить наждачкой и просверлить дырочки в линейке через каждые 5 см в шахматном порядке. Это - отверстия для фиксирующих гвоздиков. Можно у гвоздиков острый край сточить, чтобы не уколоться или не испортить мебель. Дырочек в линеечке много, поэтому натянете настолько сильно - как вам будет удобно.


С одного края натягиваем ткань и вставляем гвоздики. Сильно в разные стороны валики не натягивайте, просто растяните на полную длину ткани и вставьте гвоздики.
А вот со второй стороны вставьте один гвоздик, а второй гвоздик вставляйте сильно натянув валик на себя на линеечке, даже можно помочь - придавить коленкой и натянув до упора вставьте четвертый гвоздик, ткань даже может немного собираться от натяжки.


Потом пришиваем «сумочки» к свободным краям канвы.
Делаются сумочки так: берем кусочек ткани примерно 15 см на 40 и сострачиваем вдвое сложенный по краю, и желательно оверложить, выворачивать не надо. Так удобнее пользоваться.
Потом со стороны сгиба надрезаем не до конца, чтобы можно было продернуть веревку (разрезать примерно через 6-7 см) и пришиваем к ткани.

Если у вас пяльца узкие, то сумочку тоже можно сделать узкую, главное палочку вставить, тогда ткань натягивается везде равномерно.

Когда пришиваете сумочки - захватывайте с краев и закатик, так удобнее потом вышивать.



Когда сумочки пришиты, вставляем в сумочку палочку см 50-55, завязываем веревку на краю и начинаем натягивать ткань, продергивая веревку через прорези в сумочке, а потом обхватывая линеечку.

Натягивайте осторожно, чтобы ткань не порвать, но и в то же время чем сильнее - тем лучше, вышивать будет - одно удовольствие.

Когда веревку туго натянули, закручиваем ее вокруг валика и по веревочке на линейке заправляем пару раз - она будет держать крепко.

Так же делайте с другой стороны.

Вот вы и запялили (идеально натянули) ткань. Канва готова к вышиванию.



Для кого 1,5 метровые пяльца большие, можно сделать и меньше, вот на пяльцах у меня лежат маленькие, разобранные. Маленькую раму отдала знакомой маленькой девочке, она вышивает маленькие салфетки, ей удобно. Все-таки я пользуюсь в основном большими, в них и большую и маленькую вышивку разместить можно.


Вот на пяльцах, видите, лежит такая длинная палочка плоская, очень удобно под руку класть, если канва для вышивания очень большая, чтобы локтем не продавливалась ткань.

Если за время долгого вышивания натяжение ткани немного начинает ослабевать, нужно просто еще раз перенатянуть веревочки.

Когда я училась в училище, у нас делали пяльца из липы, самое легкое дерево и в то же время прочное. Сейчас можно в хозяйственном магазине купить деревянные планки и сделать самому.
Купите ровненький черенок лопаты, без сучков и не изогнутый желательно хорошо высушенный, распилите его напополам, а в строительных магазинах всякие рейки есть, распилить и ошкурить вы их и сами сможете. Отверстия сделать труднее, но если мужчина-помощник в наличии имеется, то вообще проблем нет. А подставки можете придумать самим или поставить, используя мебель как у меня.


Работая на фабрике, а там мы вышивали именно в таких (их изобретению более 200 лет), за день запяливать и выпяливать приходилась по 2-3 раза, вещи небольшие были в работе и сдать мастеру надо, чтобы нигде дырочки не было от запялки, на фабрике просто не пропустили бы. Поэтому все липучки и зажимы оторвутся на второй день. А как изнанка? Просто мне даже в голову не приходит туда заглядывать, все операции делаются с лица, сзади переходы допускаются не более 4 мм, а с лицевой стороны все заделывается так, чтобы комар носа не подточил.

Я так за свои пяльца ратую, это наверное еще и патриотизм, вышивали на них в деревнях 200 лет, ни одной лишней детали, проще некуда, а натяжка-класс.
И почему бы не сделать такие же и для наших современных вышивальщиц-любительниц.

"Как крепить канву на раму"
Подготовка к вышиванию на раме. Как натянуть канву на раму. Пришивание, клипы, липучки. Боковая натяжка канвы на раме с помощью зажимов, шнуровки и проч.

Читайте также: