Техника вышивания швом крест 7 класс

Обновлено: 25.04.2024

Цель - создать условия для формирования умения вышивать крестом по диагонали.

Предметные результаты обучения – формировать представления о вышивке крестом по диагонали, совершенствовать умения владеть различными способами вышивки крестом, представления о переплетении нитей в тканях.

Метапредметные – совершенствовать навыки общения с помощью диалога, поиск и выделение необходимой информации, умение создавать и применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач (изготовление схем), осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки.

Личностные – способствовать саморазвитию, самосовершенствованию ученика на основе целенаправленной познавательной деятельности, воспитывать ответственное отношение к учению, к труду, формирование осознанного доброжелательного отношения к другому человеку.

Межпредметность:

  • математика – диагональ, параллель,
  • история - историческая справка вышивка на Руси.

Комментарий - комбинированный урок через системно-деятельностный подход

Работа класса в паре.

Методическое оснащение урока – образцы разных тканей по переплетению нитей, коробки с ножницами, игольницами, нитки мулине, канва в пяльцах; словарь

Методы обучения - словесный, наглядный, практический.

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель – Прочитайте поговорку.

Обучающиеся - Не учась, и лаптя не сплетешь.

У. – Как вы понимаете смысл этой поговорки?

О – …….

У. – Сегодня на уроке мы выясним, это действительно так?

3. Вводная беседа, постановка учебной задачи.

У. – что вы видите на слайде?

О. – разные предметы того времени (печка, полотенце с вышивкой, кровать, подушки…)

У. – совершенно верно, видим изделия, оформленные вышивкой. На Руси техника вышивания крестом известна давно, но широко распространилась во второй половине 19 века. Сейчас она одна из самых популярных вышивок.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы будем делать на уроке?

О. – продолжим говорить о вышивке крестом, будем вышивать крестом.

Учитель записывает тему урока на доске.

У. – мы сформулировали тему и цель урока. Скажите, где можно применить знания, полученные на уроке ( учитель ориентирует девочек на постановку задач урока)?

О. – при оформлении интерьера, при оформлении своего проектного изделия…

У. – попробуем доказать это на уроке. Как можно поработать на уроке, чтобы достичь цели (ориентирует детей на планирование урока)?

Ведь урок чему-то учит.

О. – предлагают схему урока, учитель поправляет, направляет, корректирует, фиксирует на доске.

1) должны узнать что-то новое,

2) должны выяснить, что я знаю, чего еще не знаю,

3)должны вышивать крестом – практическая работа,

5)суметь выполнить запланированный объем работы,

6)оценить свою работу и получить оценку на уроке.

У. – в конце урока вы дадите оценку своей работе, заполните лист самооценки (мотивирует детей на деятельность через оценочный лист).

У. – Девочки, как вы считаете, ткани все одинаковые?

О. – нет.

У. – прочитайте в словаре, что такое переплетение нитей в тканях. Что выяснили? (Учитель ориентирует на поиск информации – познавательные УУД)

О. - переплетение нитей – это взаимное расположение нитей в тканях, определяющее структуру, внешний вид и свойства материала.

У. – из уроков материаловедения вы знаете, что самым простым является полотняное переплетение. В нем нити утка переплетаются с нитями основы в шахматном порядке, через одну.

Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные, ткани, некоторые шерстяные и шелковые ткани.

У тканей с саржевым переплетением заметны косые полоски (рубчик), которые располагаются слева вверх направо. Такое переплетение чаще имеют шерстяные ткани.

Сатиновое и атласное переплетение более сложные, чем предыдущие. Ткани с таким переплетение имеют с лицевой стороны гладкую, блестящую поверхность. Это х\б ткани – сатин, шелковая ткань – атлас.

У. – Рассмотрите образцы разных тканей, лежащие на столах, обратите внимание на переплетение нитей в тканях.

А что вы можете сказать о переплетении канвы? Посмотрите на канву.

О. – у канвы полотняное переплетение, оно хорошо видно на канве.

У. На прошлом уроке мы говорили про счетные швы, что кроме счетной глади, росписи, гобеленового шва, к счетным швам относится и вышивка крестом. Поэтому в качестве материала для этой вышивки лучше всего подойдет канва. Почему?

О. – потому что нужно просчитать все крестики на схеме и на ткани, на канве лучше считать. Крест выполняется в квадратике, а квадратики хорошо видны на канве.

У. – ткани, с каким переплетением нитей подойдут тоже для вышивки крестом?

О. – с полотняным переплетением – х\б, лен, шерсть.

У. – мы доказали, что, да, действительно, можно оформить вышивкой свое швейное изделие.

У. – девочки, но не про все переплетения в тканях я вам рассказала (ориентирует детей на формулировку нового определения – познавательные УУД). Если существуют простые переплетения нитей в тканях, значит, существуют и КАКИЕ?

О. – сложные переплетения.

У. – вы найдете их на сайте в интернете, например, жаккардовое переплетение ( концентрирует внимание, мотивирует через поиск информации – познавательные УУД).

У. – Вышивка является одним из самых любимых видов рукоделия. В старину все женщины на Руси владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведения искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Русская вышивка отличалась от вышивки других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометрические формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей – занавесей для окон, салфеток, наволочек на диванные подушки, панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

5. Выбор материалов, инструментов, приспособлений

Учитель – Мы выяснили, что в качестве материала нам понадобиться канва. Какие еще необходимо приготовить материалы и инструменты, чтобы оформить вышивкой изделие?

Обучающиеся перечисляют – нитки мулине, пяльцы, ножницы, иглы с большим ушком, наперсток, линейка…

У. – Помнить нужно правило – в вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков

У. – Вспомним правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать. Внимание на экран – прокомментируйте иллюстрации….

У. – у вас на рабочем столе лежат все необходимые материалы, инструменты, приспособления ( ориентирует на организацию рабочего места).

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Учитель объявляет, что в качестве физминутки можно встать и пройти посмотреть, какие нитки лежат на столах, какого цвета, потому что в ходе работы можно обменяться нитками нужного цвета…(воспитание отношений друг к другу, личностые УУД).

7. Практическая работа

У. – рассмотрим и вспомним прием выполнения простого креста… (беседа по слайду).

В русской вышивке большую роль играет геометрический орнамент. А как быть в этом случае (на слайде изображена схема домика)? Как вышить крышу домика, не нарушив основного правила в вышивке крестом? (Ориентирует детей на дефицит знаний о способе вышивки крестом по диагонали).

О. – предлагают варианты, способы вышивки в данном примере.

У. – Существует способ, который называется вышивка крестом по диагонали.

У. – Простая диагональ.

1. Первая половина.

Покрыть открывающим диагональным стежком первый квадрат, указанный на схеме.

2. Закрывающим диагональным стежком выполнить второй квадрат: игла расположена омтрием вверх.

3. Открывающим диагональным стежком начать третий квадрат схемы.


4. Выполнить закрывающий диагональный стежок в четвертом ряду.

5. Продолжить чередовать открывающие и закрывающие диагональные стежки до последнего обозначенного квадрата.

6. Проконтролировать изнаночную сторону работы – стежки должны быть вертикальными и параллельными между собой.

Вторая половина

7. Пропустив иглу под последним стежком, выполнить открывающих диагональный стежок, закончив крестик.

9. Выполнить закрывающий диагональный стежок, чтобы закончить крестик, и продолжите выполнение с пункта №7.


10. Продолжить, чередуя открывающий стежок, пропуская его под стежком первой половины, и закрывающий стежок, который пройдет поверх предыдущего.

11. Проконтролируйте изнаночную сторону работы – все стежки вертикальные, а линии параллельные.


У. – Девочки, сейчас мы с вами сделаем еще одно открытие – кроме простого креста существует…

О. – Сложный крест?

У. – обратите внимание на следующий слайд. Какое определение можно дать сложному кресту? ( ориентирует детей на самостоятельность в определении – познавательные УУД)

О. – На простой крест накладывается знак +.

У. – На любом сайте в интернете вы можете познакомиться с техникой выполнения сложного креста и дома сделать упражнения по данной технике.

8. Работа в паре

Первая ученица готовит схему с геометрическим орнаментом, вторая ученица выбирает цвет, в котором будут работать.

У. – Что такое орнамент? Выясните в словаре?

О. – Орнамент – это последовательное повторение узоров или целой группы узоров.

У. – Сложные узоры сегодня не выбираем. Для вышивки возьмите из пасмы две нитки мулине. Что такое пасма? Выясните в словаре?

О. – Пасма – одна из частей, на которые делится моток.

У. – Закрепите нить на канве петлей. Вышейте рисунок, срезать лишний материал, по краю готового изделия сделайте бахрому.

Учитель следит за деятельностью обучающихся, консультирует, контролирует.

9. Итог урока

Лист самооценки. Выставка работ.

Учитель объявляет об истечении времени практической работы и о заполнении листа самооценки. Выставляет оценки в журнал за работу на уроке, комментирует. Девочки прикрепляют свои изделия на доску при помощи магнитов.

10. Рефлексия

У. – Можно ли теперь сказать, что поговорка «Не учась, и лаптя не сплетешь» действительна?

О. – Да, мы трудились, ….

У. – добились цели на уроке?

О. – да, мы научились вышивать крестом по диагонали.

У. - Проверим свои знания.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как давно существует данный вид рукоделия на Руси?
  • Какие орнаменты используют в вышивке крестом?
  • Что можно украсить вышивкой крестом?

11. Домашнее задание – записывают в дневники: упражнения вышивки сложным крестом, поиск информации – сложные переплетения нитей в тканях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 45 минут. Способы выполнения швов крест и полукрест.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока : "Технология вышивки швом крест и полукрест."»

5 класс дата: проверено:

Тема: Технология вышивки .

Цель урока: формирование знаний и умений по выполнению швов полукрест и крест.

Задачи урока:

Образовательная: формирование и усвоение знаний и умений по выполнению швов полукрест и крест.

Развивающая: развитие функций мышления, внимания, памяти.

Воспитывающая: воспитание аккуратности, бережливости, культуры труда, усидчивости, терпения.

Оборудование урока: презентация, компьютер, мультимедиапроектор, доска, образцы различных вышивок (вышивка простейшими швами, крестом и гладью), образцы швов полукрест и крест, инструкционные карты «Выполнение шва полукрест» и «Выполнение шва крест», пяльца, нитки мулине, иглы для вышивания, белая хлопчатобумажная ткань (или канва), ножницы.

Тип урока: комбинированный.

Организационная часть урока – 1 мин.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих по докладу старосты.

Теоретическая часть урока – 10 мин.

Целеполагание и мотивация.

Учитель организует совместное целеполагание и первичную мотивацию учащихся на основе зашифрованного слова.

- Сегодня мы переходим к новому разделу технологии. Для того чтобы узнать к какому, отгадайте зашифрованное слово.

Изучение нового материала.

а) Учитель демонстрирует различные образцы вышивок: вышивка простейшими швами, крестом, гладью; знакомит учащихся с инструментами и материалами для вышивания; объясняет подготовку к вышиванию, включающая подготовку ткани к работе, разметку рисунка на ткани, перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка, заправка изделия в пяльцы.

История вышивания

Широко распространенным видом рукоделия является вышивание. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.н.

В курганах IX—ХП веков археологи часто находят эле­менты древней одежды, украшенной сверкающим золо­тым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют велико­лепием мотивов и безупречным исполнением узора.

В XVIII—XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада, Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу:

В течение нескольких сто­летий у народа вы­работались определенные приемы исполнения вышив­ки, характер орнамента и его колорит.

- Существует множество видов вышивки. Некоторые из них представлены на нашей выставке (выставка у доски). Здесь имеется вышивка простейшими швами, крестом и гладью.

- Какие вы знаете инструменты и материалы для вышивания?

- Итак, к инструментам для вышивания относят иглы, пяльцы, ножницы, наперсток, сантиметровая лента, карандаши.

Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания. Самые тонкие иглы №1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы №2 – 5 для работы на льняных тканях. Толстые иглы №6 – 12 для работы на плотных тканях.

Пяльцы бывают пластмассовые или деревянные, круглой или прямоугольной формы.

Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами – для подрезания ниток и большие – для раскроя.

Для перевода рисунка на ткань нужны остро заточенные твердый и мягкий карандаши.

- К материалам для вышивания относят ткани и нитки. Для вышивания подойдут однотонные хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и смешанные ткани. Лучшие нитки для вышивания – мулине. Также используются ирис, бумажный, шелковый и шерстяной гарус, шерстяные и синтетические нитки.

- Подготовка к вышиванию включает ряд этапов:

Подготовка ткани к работе:

А) выстирать ткань, высушить, отутюжить,

Б) выровнять срезы ткани,

В) обметать или промазать клеем ПВА срезы ткани, чтобы нити ткани не осыпались.

Разметка рисунка на ткани (рисунок может располагаться в центре, в углах, и др.) – наметить осевые линии.

Перевод рисунка на ткань. Перевод рисунка на ткань можно производить тремя способами: с помощью копировальной бумаги, по счету нитей или точечным способом.

Увеличение или уменьшение рисунка. Для этого нужно:

А) начертить клетки на выбранной композиции, как показано на рисунке,

Б) взять второй лист бумаги и выполнить еще один квадрат, нужного масштаба композиции,

В) воспроизвести линии рисунка клетка за клеткой, расширяя, если рисунок должен быть увеличен, и сужая их, если он должен быть уменьшен.

Заправка изделия в пяльцы.

Запяливание – заправка ткани в пяльца.

А) Положить меньший обруч пялец на стол, накрыть его тканью.

Б) Прижать большим обручем ткань к меньшему.

В) Подтянуть винт.

Г) Натянуть ткань в направлениях нити основы и по утку.

Один ученик рассказывает историю вышивания, остальные учащиеся внимательно слушают, запоминают. Затем, учащиеся внимательно слушают учителя, делают необходимые записи, задают вопросы, выполняют указания учителя, заправляют ткань в пяльца.

б) Учитель объясняет технологию выполнения шва полукрест.

- Шов полукрест (или простой гобеленовый шов, рис. 1) (рисунок в презентации).


Рис. 1

Технология выполнения простого гобеленового шва:

1. Вышивать начинают с левого верхнего угла работы: иглу с ниткой выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу первой клеточки канвы и вкладывают в правый верхний угол той же клеточки.

2. Далее, направив иглу вертикально вниз, выводят ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже.

3. Прием выполняют до конца первого ряда.

4. Второй, нижеследующий ряд выполняют так же, как и первый, повернув работу на 180 градусов, и т.д. На изнаночной стороне образуются ряды коротких вертикальных стежков.

Учащиеся внимательно слушают учителя, делают необходимые записи и рисунки, задают вопросы.

Практическая часть урока – 25 мин.

Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы, выдает учащимся инструкционную карту «Выполнение шва полукрест».

- Какие правила по технике безопасности ручных работ и организации рабочего места вы знаете?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

- Приступаем к работе.

Учитель проводит индивидуальный инструктаж, текущий инструктаж (по необходимости) по технологии выполнения шва полукрест.

Учащиеся выполняют практическую работу.

Учитель объясняет технологию выполнения шва крест.

- Шов крест – самый любимый и распространенных из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков (рисунки в презентации).

Технология выполнения шва крест.

Одиночный крестик выполняют в два приема: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево (рис. 2).

Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы – в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка (рис. 3).



Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз. Переход к следующему ряду, смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис. 4)


Рис. 4

При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью

При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью

Учащиеся внимательно слушают учителя, делают необходимые записи и рисунки, задают вопросы.

Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы, выдает учащимся инструкционную карту «Выполнение шва крест».

- Приступаем к работе.

Учитель проводит индивидуальный инструктаж, текущий инструктаж (по необходимости) по технологии выполнения шва крест.

Учащиеся выполняют практическую работу.

Подведение итогов урока – 4 мин.

Учитель подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся (ставит отметку) и степень достижения поставленных целей.

- Какие вы знаете счетные швы?

- Какие инструменты и материалы используют для вышивания?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- На этом наш урок окончен. Не забываем привести свои рабочие места в порядок, а дежурные заняться уборкой класса.

Инструкционная карта «Выполнение шва полукрест»

Задание. Вышить швом полукрест прямоугольник размером 34 см.

Технология выполнения шва полукрест:

1. Вышивать начинают с левого верхнего угла работы: иглу с ниткой выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу первой клеточки канвы и вкладывают в правый верхний угол той же клеточки.

2. Далее, направив иглу вертикально вниз, выводят ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже.

3. Прием выполняют до конца первого ряда.

4. Второй, нижеследующий ряд выполняют так же, как и первый, повернув работу на 180 градусов, и т.д. На изнаночной стороне образуются ряды коротких вертикальных стежков.

Инструкционная карта «Выполнение шва крест»

Задание. Выполнить образцы шва крест (различные случаи):

Переходы к следующим рядам

Наличие незаполненных участков.

Вышивание по диагонали.

Технология выполнения шва крест:

Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы – в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка.

Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикале вниз. Переход к следующему ряду, смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз.

При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка.

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью.

При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрасьте название шва в соответствии с видом вышивки.

Правильный ответ


Виды швов при вышивании крестом.

Виды швов при вышивании крестом.

Закрепление нити 1. Нить закрепляется на лицевой стороне ткани. 2. Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой поверхности кончик в виде петельки. 3. Введите иглу и затяните нить.

1. Нить закрепляется на лицевой стороне ткани.

2. Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой поверхности кончик в виде петельки.

Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.

Тема уроков. Вышивание швом крест.

Тип уроков. Комбинированный.

Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений выполнять вышивку в технике крест.

Материальные технологии
Технологии изготовления текстильных изделий
§46. Вышивание швом крест

В народных вышивках большое распространение получили счетные швы (счётная вышивка). Популярны они и в наше время.

Материалы и оборудование для счётной вышивки

Для выполнения счётной вышивки в старину использовали домотканое полотно, у которого легко было считать нити, отсюда и название вышивки. Современная ткань для вышивки по счёту нитей — канва с чёткой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков размещается на 1 см ткани, тем «тоньше», сложнее и меньше по размеру будет работа.

Остриё иглы для вышивки по канве должно быть закруглённым, чтобы игла легко проскальзывала в нужное отверстие, не раскалывая нити ткани.

Для счётной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например хлопчатобумажное мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.

При вышивании счётными швами пользуются схемой для вышивки — листом бумаги в клетку, на котором с помощью цвета или условных значков нанесён рисунок (рис. 167).

Остриё иглы для вышивки по канве должно быть закруглённым, чтобы игла легко проскальзывала в нужное отверстие, не раскалывая нити ткани.

Для счётной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например хлопчатобумажное мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.

При вышивании счётными швами пользуются схемой для вышивки — листом бумаги в клетку, на котором с помощью цвета или условных значков нанесён рисунок (рис. 167).

Подготовка к вышивке

Обработать края канвы, как было описано выше. Определить центр ткани, сложив её пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии прямыми стежками ниткой контрастного цвета или специальным маркером (следы со временем исчезнут). Если канва мягкая, натянуть её в пяльцах

Вышивание швом крест

Шов крест — самый любимый и распространённый из всех вышивальных, в том числе счётных, швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик состоит из двух пересекающихся косых стежков (рис. 168).

Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков ниткой одного цвета, то сначала выполняют все косые стежки, двигаясь слева направо, а затем покрывают их косыми стежками, двигаясь справа налево (рис. 169).

Переход к следующему горизонтальному ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз (рис. 170, а). Переход к следующему ряду, смещённому на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис. 170, б, в).

При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка (рис. 171).

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью (рис. 172).

При выполнении шва крест по диагонали каждый крестик также вышивают полностью (рис. 173).

Необходимо следить, чтобы во всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, иначе вышивка будет выглядеть неряшливо. При этом с изнаночной стороны все стежки должны быть вертикальными за исключением переходов с одного ряда на другой.

Использование компьютера в вышивке крестом

Современные технологии позволяют создать вышивку крестом по авторским рисункам или фотографиям. В этом случае можно выполнить действительно творческую, авторскую работу. Для этого нужно иметь компьютер и специальную программу «Вышивка крестом», записанную на CD. C помощью программы можно легко превратить любое изображение в проект для вышивания. Сканер считывает выполненное на бумаге изображение и передаёт его в компьютер (рис. 174).

Пользователь задаёт компьютеру необходимые параметры: вид ниток, тип канвы, размер и вид стежков — и программа автоматически создаёт схему, отвечающую всем требованиям. Схему можно не только увидеть на экране монитора, но и распечатать на цветном принтере вместе со списком всех необходимых материалов.

Практическая работа № 43

Внимание! Помним и соблюдаем правила безопасной работы.

Выполнение образца вышивки швом крест

Вам потребуются: канва, цветные нитки мулине, игла, напёрсток, пяльцы, схема для вышивки, программа «Вышивка крестом».

1. Выполните вышивку крестом нитью в два сложения по одной из предложенных схем (см. рис. 167, 175).

2. Пользуясь программой «Вышивка крестом», создайте схемы для вышивки по авторскому рисунку или фотографии.

Запоминаем опорные понятия

Счётные швы, схема для вышивки, шов крест.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

Проверяем свои знания

1. Какую ткань используют для вышивки счётными швами и почему?

2. Что представляет собой схема для вышивки?

3. Какие вы знаете старинные счётные швы? Какие из них были распространены в вашем регионе?

Цель урока: Научить технике выполнения счетных швов- шов крест;

  • Воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке;
  • привлечь любовь к художественному творчеству, воспитать чувство красоты;
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, самостоятельности учащихся.
  • Компьютерное оборудование; игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы; нитки швейные или мулине, разных цветов, канва; рабочая тетрадь, таблицы с инструкциями по технике безопасности при работе с ножницами, иголками; готовые изделия, журналы.

Ход урока

1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку

Доведение до учащихся плана урока

  1. Какие виды счетных швов вы знаете?(набор(брань), русская гладь, роспись, гобеленовый шов, крест)
  2. Почему они называются счетными?(при заполнении узора отсчитывают нити ткани)
  3. Какую ткань используют для выполнения счетной вышивки и почему?(ткани полотняного переплетения, имеющие равное кол-во ниток по основе и утку)
  4. Что такое канва?(специальная ткань с четкой сеткообразной структурой)
  5. Что представляет схема для вышивки? (лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок)
  6. Почему после каждого сеанса вышивания необходимо снимать пяльцы?(чтобы ткань не деформировалась)

3. Изучение нового материала

Слово учителя

Шов крест – самый любимый и распространенный шов из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует равные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне допустимы протяжки ниток в пределах трех клеток.

4. Практическая работа.

Ребята, прежде чем приступим к работе, давайте вспомним о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглами.

Приступим к работе: заправьте ткань в пяльцы, вденьте нитку в иголку и закрепите ее на ткани (3 слайд)

Одиночный крестик выполняют в два приема: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево.(4 слайд)

Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы – в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка. Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие – справа налево (5 слайд)

Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз. Переход к следующему ряду смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (6 слайд)

При вышивке вертикальными рядами и по диагонали каждый крестик вышивают полностью (7,8 слайд)

При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка (9 слайд)

Двойной (болгарский) крест выполняют в один прием четырьмя стежками: сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальные стежки. После выполнения двойного креста иголку выкалывают в углу и вышивают следующий двойной крест и т.д. (10 слайд)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Современные технологии позволяют создавать вышивку счетными швами по авторским рисункам или фотографиям. В этом случае можно выполнить действительно творческую, авторскую работу гобеленовым швом или крестом. Для этого нужно иметь компьютер и программу для вышивания, записанную на лазерном диске. С их помощью легко превратить любое изображение в проекты для вышивания. Сканер считывает выполненное на бумаге изображение и передает его в компьютер. Пользователь задает компьютеру выбранные набор ниток, тип канвовой ткани, размер и вид стежков, программа автоматически создает проект, отвечающий всем заданным параметрам. Компьютер подберет наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране и распечатать в виде образца вышивки вместе со списком необходимых материалов. Кроме того, эта программа содержит готовые проекты и схемы для вышивки.

Читайте также: