Технологическая карта вышивание крестиком

Обновлено: 18.04.2024

Выполнение технологических операций. Шов «Крест» широко используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей, блузок, картин. Я выбрала простой односторонний крест. В этом случае крест образуется только с одной стороны ткани - лицевой. В зависимости от того, как вышивают крестики по горизонтали или по вертикали - определяют технику выполнения.

  1. Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам и по счету ниток.
  2. В начале работы необходимо определить центр полотна. Совместить его с центром вышивки, указанным на схеме стрелками.
  3. В начале работы необходимо определить центр полотна. Совместить его с центром вышивки, указанным на схеме стрелками.
  4. Шов выполняют слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут ее по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки, и крестик готов.
  5. Если вышивают ряд крестиков, то сначала делают ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходе — ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.
  6. Вышивка дополняется «стежком» в 3 нитки мулине.
  7. Бисер пришивается тонкой бисерной иглой и простыми нитками.

Заключение


За время своей работы я значительно углубила знания в истории вышивки. Узнала много нового и интересного о рукодельницах старшего поколения моей семьи. Глубже узнала историю своей семьи.

Доказала, что изготовленные мной и моей семьей изделия не принесут никакого вреда окружающей среде, так как изготовлены из экологически-чистых материалов.

Но чтобы удовлетворить свои желания и задумки потребовались выдержка, терпение, ну и конечно материальные средства, без которых в наше время никуда.

По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной. Я узнала, сколько учащихся в нашей школе № 9 увлекается вышивкой крестом, таких оказалось очень много.

Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным, и я считаю, что выполненная мною вышивка «На лугу» очень понравиться бабушке, так как, выполняя, её я соблюдала все рекомендации, работала аккуратно.

v Если перед началом работы провести по ниткам смоченной в воде губкой, они станут гладкими и плоскими. Этот совет не стоит применять к деликатным материалам, например шелку.

v Если вы вышиваете нитями в несколько сложений, они могут скручиваться во время работы. Чтобы избежать этого, достаточно перед тем, как вставить в игольное ушко, сначала разъединить их, а после соединить вновь. После подобной процедуры вас также не будут беспокоить нежелательные узелки.

v Более аккуратные крестики получаются при работе с короткими нитями, так как ограниченная длина не позволяет им перекручиваться.

v Распутать скрученную нить можно, если дать иголке свободно повиснуть на несколько секунд. Повторение данной процедуры через определенное количество стежков поможет и вовсе избежать перекручивания.

v Высшим показателем мастерства вышивальщицы считается умение прокладывать стежки параллельными друг другу нитями. Чтобы добиться подобного результата, следует применить небольшую хитрость: наложить нить на линию планируемого стежка и закрепить пальцем за местом предполагаемого прокола, после чего ввести иглу между нитями.

v Недостаток способа состоит в том, что его применение возможно лишь при работе с четным количеством нитей.

v Хранение вышивки в пяльцах между сеансами вышивания может привести к деформации изделия. Чтобы избежать этого, следует вынимать ткань из пялец каждый раз, как вы заканчиваете работать.

v Чтобы ткань основы вышивки не пачкалась и не терлась о пяльцы, рекомендуется прокладывать между обручем и вышивкой тонкую материю.

v Чтобы облегчить вышивание мелких деталей орнамента, лучше всего сначала выполнить стежки на крупных участках одного цвета.

v При вышивании крупных участков одного цвета рекомендуется выполнить сначала половинки всех крестиков. Это позволит закончить вышивку без обращения к счетной схеме. Искажение орнамента в данном случае исключается.

v Наиболее загрязненные участки вышитого изделия перед стиркой рекомендуется потереть кусочком хозяйственного мыла или зубной щеткой.

v Если диаметр пялец превышает размеры ткани основы вышивки, следует пристрочить к ее краям полоски плотной материи, которые удаляются после завершения работы.

v Если нижний обруч пялец обмотать клейкой лентой, ткань не будет скользить и провисать в процессе работы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта урока

Тема: Вышивание

Образовательная: способствовать формированию знаний об инструментах и материалах для вышивки крестом, подготовки материалов к работе, технологии выполнения вышивки крестом;

Развивающая : Создать условия для развития сенсорных и моторных навыков: сноровки, координации движений при выполнении счётных стежков ; развивать творческие способности.

Воспитательная: Содействовать воспитанию трудолюбия, терпения, внимательности и аккуратности.

Средства : учебник п.25, рабочая тетрадь, канва, пяльцы, пряжа, наборы для вышивки, презентация «Вышивка».

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный

Тип урока: комбинированный.

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Выявляет отсутствующих на уроке, заполнят журнал;

- Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Объявляет тему и цель урока.

Настраиваются на урок, проверяют

наличие необходимых учебных принадлежностей

Л: самоорганизация, мотивация к учебной творческой деятельности;

Р: принятие учебной цели.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Предлагает проверить полученные знания «Проверь себя»:

При вышивании прямые стежки могут быть различного размера

Петлеобразными стежками можно выполнить стебельчатый шов

Тамбурный шов получается из косых стежков

Крестообразными стежками можо вышивать шов «козлик»

Петельными стежками можно вышивать мелкие листики и лепестки цветов.

Ответы: да, да, нет, да, да.

Организует обмен обучающихся карточками с соседом по парте; предлагает проверить и оценить.

Что такое «лицевое шитьё»?

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства , распространённый в эпоху Древней Руси.

Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески , сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.

Отвечают на вопросы.

Обмениваются карточками и осуществляют взаимопроверку:

Систематизация , структурирование знаний:

Л: самооценка, личная ответственность, адекватное понимание причин успеха и неуспехав учебной деятельности.

3. Проблематизация. Изучение нового материала.

Предлагает изучить новый материал самостоятельно по учебнику, отвечая на вопросы и составляя конспект:

Что значит швы счётные?

Какая игла нужна для вышивки крестом и почему?

Как выглядит схема для вышивки?

Какие нити используют?

Что такое гобеленовый стежок?

Для чего может пригодиться компьютер?

Почему последние стежки крестика должны лежать в одном направлении?

Проверяет составленный конспект

Вышивание счётными швами

В народных вышивках большое распространение получили счётные швы (счётная вышивка). Популярны они и в наше время.

Для выполнения счётной вышивки в старину использовали домотканое полотно, у которого легко было считать нити. Современная ткань для вы шивки по счёту нитей — канва с чёткой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков размеща ется на 1 см ткани, тем «тоньше», сложнее и меньше по размеру будет работа.

Остриё иглы для вышивки по канве должно быть закруглённым, чтобы игла легко проскальзывала в нужное отверстие, не раскалывая нити ткани.

Для счётной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например хлопчатобумажное мулине, шёлк, шерсть. Толщина ниток зависит от плотно сти ткани и величины стежка.

При вышивании счётными швами пользуются схемой для вышивки листом бумаги в клетку, на котором с помощью цвета или условных значков нанесён рисунок (рис. 93).

1 ' — светло- зелёный

2 — тёмно- красный

Подготовка к вышивке

Обработать края канвы, как было описано выше. Определить центр тка ни, сложив её пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии прямыми стежками ниткой контрастного цвета или специальным маркером (следы со временем исчезнут). Натянуть ткань в пяльцах.

Вышивание швом крест

Шов крест — самый любимый и распространённый из всех вышиваль ных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик состоит из двух пересекающихся косых стежков (рис. 94). Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков ниткой од ного цвета, то сначала выполняют все ко сые стежки, двигаясь от точки 1 слева на право (рис. 95, а), а затем покрывают их косыми стежками, двигаясь справа нале во (рис. 95, б).

hello_html_m2d4cafa.jpg

На лице вышивки эти швы выглядят одинаково, основное их отличие в изнаночных стежках. При вышивке полукрестом на изнанке получаются вертикальные стежки, а вышивая гобеленовый стежок диагональные.

Переход к следующему горизонтальному ряду, такому же по длине, вы полняют по вертикали вниз (рис. 96, а). Переход к следующему ряду, сме щённому на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис. 96, б, в).

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полно стью (рис. 98).

При выполнении шва крест по диагонали каждый крестик также выши вают полностью (рис. 99).

Необходимо следить, чтобы во всей работе наклон верхних покрываю щих стежков был одинаковым, иначе вышивка будет выглядеть неряшливо. При этом с изнаночной стороны все стежки должны быть вертикальными, за исключением переходов с одного ряда на другой.

hello_html_m2def8fa8.jpg

hello_html_m4bcc625d.jpg

белый; коричневый, оранжевый, черный, розовый, красный.

Использование компьютера в вышивке крестом

Современные технологии позволяют создать вышивку счётными стежками по авторским рисункам или фотографиям. Для этого нужна специальная программа «Вышивка крестом», записанная на СD. Сканер считывает изображение и передаёт его в компьютер, пользователь задаёт необходимые параметры: вид ниток, тип канвы, размер и вид стежков, и программа автоматически создаёт схему, которую можно распечатать на цветном принтере.

Озвучивают найденную информацию, рассуждают, задают вопросы, приводят примеры из личного жизненного опыта. Составляют конспект.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта урока

Предмет

УМК

«Развивающая система Занкова»

Класс

Тема

Тип урока

«Открытие нового знания»

Цели урока:

Создать условие для формирования умения вышивать крестом.

Планируемый результат ( для выпускника)

Выпускник научится:

Изготавливать несложные конструкции изделий по ри сунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям; применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

Планируемый результат урока

Знает историю и традиции русской народной вышивки, владеет техникой вышивания крестом.

Предметно-развивающая среда

Нитки, ножницы, пяльца, канва, карточки с заданием, образцы вышивок, смайлики

Основные термины, понятия

Формирование предметных и УД (в виде планируемых результатов)

Мотивационный этап

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя:

- Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь же друг другу,
Поприветствуйте друзей
И начнём урок скорей.

- А с каким настроением вы пришли? Покажите свое настроение (предварительно на парте лежат смайлики)

Приветствуют учителя. Садятся за парты.

Показывают с помощью смайликов своё настроение.

К. Строит учебное сотрудничество со сверстниками

Р. Оценивает и контролирует свою готовность к уроку.

Постановка учебной проблемы.

Актуализация:

Учитель организует совместное целеполагание на основе зашифрованного слова.

- Сегодня мы переходим к новому разделу технологии. Для того чтобы узнать к какому, вам нужно отгадайте зашифрованное словосочетание на карточке.

Подсказка: необходимо вычеркнуть буквы Р, С, О.

- Что же за слово получилось?

Целеполагание:

-Ребята, что вы знаете о вышивании?

-Чтобы вам хотелось узнать на уроке?

- Ребята, как вы думаете, какова же тема урока?

Тема на слайде 2 : «Вышивание крестом».

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (слайд 3)

Сегодня на уроке, ребята, вы познакомитесь с историей и традициями русской вышивки и с приемами выполнения одного из самых красивых и древних швов русской вышивки - вышивкой крестом.

Отгадывают слово, которое зашифровано на карточке.

Озвучивают тему урока: «Вышивание крестом»

Озвучивают цели урока: узнать историю и традиции русской народной вышивки; овладеть техникой вышивания крестом; научиться приемам выполнения вышивки крестом.

К. Оформляет свои мысли в устной форме; строит учебное сотрудничество с учителем.

Р. Определяет и формулирует тему и цели урока вместе с учителем.

Решение учебной проблемы.

- А сейчас вы узнаете немного из истории русской народной вышивки. Для этого поработаем в парах. У вас на столах лежат тексты и даны вопросы. (приложение 1)

Как вы думаете, какое задание будет?

Приступайте к выполнению задания.

Организует проверку задания.

-Что вы узнали о русской народной вышивке?

Вышивка крестом, является одним из самых популярных видов рукоделия. В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей.

Рассказ учителя сопровождается презентацией (слайд 4-10).

- Существует множество видов вышивки: простейшими швами, крестом и гладью. (11 слайд)

- Давайте вспомним, какие материалы, инструменты и приспособления, необходимы для вышивания (их демонстрация учащимся). А поможет сделать нам это наша “волшебная” шкатулка с загадками, которые вы сейчас отгадаете.

1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

- Правильно. Это ножницы.

- А как нужно пользоваться ножницами?

2. Всё пришьёт умело, ловко, ниткой острая .

- А какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с иголкой? Давайте сейчас вместе с вами вспомним эти правила.

3. Материал, изготовленный путём плотного соединения переплетённых нитей

- А как называется ткань для вышивания?

4. На пальце одном ведёрко вверх дном

- Почему во время шитья, вышивания одевают на палец напёрсток?

5. Ткань держать устали пальцы, мне пришли на помощь .

Я длинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок.

- А как называются нитки для вышивания?

Подготовка к вышиванию включает ряд этапов:

1. Подготовка ткани

2. Заправка ткани в пяльца

3. Вставка нити в иглу

- Какие правила по технике безопасности ручных работ и организации рабочего места вы знаете?

Учитель включает видеоролик «Технологию выполнения шва крест».

Откройте учебник на стр 30. Посмотрите на первый рисунок. Как ложатся стежки в этом шве?

У вас на столах лежит пособие из картона. Попробуйте выполнить горизонтальную полоску из крестиков слева на право.

Перед тем как мы приступим к работе, мы поработаем с канвой. Попробуйте обозначить на ткани крест.

А теперь на ткани выполните горизонтальный ряд крестиков. (заранее учитель раздает готовый продукт)


Творческая проектная работа по технологии "Вышивка" содержит поэтапное описание работы по вышиванию картины, которая состоит из выбора модели будущего изделия, экономического расчета, изучения требований, предъявляемых к вышивке и выбора материалов и инструментов, необходимых для вышивания картины.

Подробнее о проекте:


Автор индивидуального проекта по технологии для девочек "Вышивка" поставила перед собой задачу создать картину для бабушки в технике вышивки. Для этого ученицей была изучена история вышивки и рассмотрены теоретические сведения о вариантах вышивки и приспособлениях для вышивания. В творческой работе перечислены основные правила техники безопасности и культуры труда во время вышивания, которых придерживается автор проекта.

В ходе работы над ученическим творческим проектом по технологии для девочек автор изучила несколько вариантов вышивания картин швом "простой крест", эскизы которых представлены в приложении к проекту. Детский творческий проект является образцом для выполнения проектной работы по технологии о вышивании.

Оглавление

Введение
1. История вышивания.
2. Что такое вышивка?
3. Работа по вышиванию.
3.1. Выбор модели.
3.2. Экономическое обоснование.
3.3. Требования к вышивке.
3.4. Материалы, инструменты и оборудование для вышивания.
3.6. Техника безопасности и культура труда во время вышивания.
3.7. Выявление основных параметров и ограничений при вышивании.
4. Технология выполнения вышивки.
Заключение
Литература
Приложение

Введение


У моей бабушки скоро будет день рождения, а я ещё не приготовила ей подарок! Что ей подарить? Одно я знаю точно, что подарок, выполненный своими руками в два раза приятней.

В России с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом вышивкой. Именно поэтому темой своего творческого проекта я выбрала выполнение изделия в технике вышивки крестом.

К тому же, моя бабушка настоящая рукодельница, она очень любит вышивать. В молодости она увлекалась этим видом рукоделия, вышивая подзорники, рубашки, салфетки и полотенца. Кроме того, у нее есть картины, выполненные в этой технике. И сейчас мы, приходя, к ней в гости любуемся ими. Я хочу пополнить её коллекцию своей работой. Мой подарок должен обязательно порадовать бабушку.

  • Технология, для выполнения практической части проекта и написания правил техники безопасности.
  • Литература, для правильной формулировки фраз.
  • Русский язык, для грамотного написания текста.
  • История, для написания исторической справки.
  • Математика, для подсчета результатов анкетирования и расчета себестоимости изделия.
  • Информатика, для оформления творческого проекта и создания презентации.

вышитая картина в подарок.

недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.

объединение взрослых и детей через совместную деятельность.

  • развить творческий потенциал моей личности;
  • научиться планировать деятельность - время, ресурсы;
  • уметь выбирать лучшее решение;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • учиться выступать перед аудиторией.
  • изучить историю появления вышивки;
  • заинтересовать взрослых и детей занятиями вышивкой;
  • найти общее интересное дело;
  • сплотить семью;
  • сделать подарок любимому человеку;
  • сделать выводы, подвести итоги исследования.

- если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, классный коллектив.

Из истории вышивания


Вышивание — общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, газ, тюль и т.п.

Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.

У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы: когти, зубы, мех животных, змеиную кожу. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. В Канаде некоторые индейские племена вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Желание украсить себя и свою одежду было свойственно человеку даже в первобытном состоянии. Индейцы с древнейших времен украшали свои одеяла различными вышивками. Лапландцы и чукчи покрывали свои одежды из оленьих шкур самыми разнообразными узорами.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. Легенда об Арахне, переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на соревнование, победила в вышивании большой композиции, изображающей похождения богов.

Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упомина­ется о вышивании и рассказывается о богато украшен­ном золотым шитьем плаще Улисса. Так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою краси­вые вышитые одежды из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена этим искусством, а в третьей песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани.

Более развитое искусство вышивания было заимство­вано греками у персов, когда, во время походов Алек­сандра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.

Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоцен­ными камнями, а также тонких индийских тканей, бо­гато разукрашенных разноцветными вышивками. Алек­сандр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам кип­риоткам.

У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея осо­бенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослу­жений состояла из ткани, выделанной из полотна, вы­шитого разноцветными узорами. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами.

Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными хе­рувимами. Евреи и ассирийцы вероятно заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значитель­но распространено в одеждах фараонов и знати.

Так как древние народы в основном занимались ско­товодством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волок­нистые свойства некоторых растений, в основном пень­ки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во мно­гих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышив­ками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ни­ток.

Вышивание золотыми нитками было очень популяр­но в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно при­нимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.

Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха дос­тавили ему в Византию в своих бамбуковых посохах не­сколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.


Вообще при византийских царях искусство вышива­ния достигло высокой степени совершенства, как по бо­гатству, так и по технике исполнения. Вышивками по­крывали не только одежду, но и конские сбруи и седла. При византийских царях были впервые введены в вы­шивание серебряные нитки. В VII в. быстро распрост­раняющееся мусульманство стало наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, но оно нис­колько не повлияло на дальнейшее развитие и процве­тание искусства вышивания.

Наоборот, роскошь хали­фов в этом отношении доходила до баснословных раз­меров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышив­кой. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще до этого, благодаря хорошим торго­вым отношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты были заимствованы исключительно из Библии.

Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусст­ва. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и его дочерей, были искусными вышивальщица­ми. Его сестра Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавалось различное рукоделие.

Талантливой вышивальщицей была Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, вышившая все эпизоды за­воевания Англии нормандским герцогом, но уже за­долго до этого вышивание в Англии стояло на высо­кой степени совершенства и вскоре отсюда перешло в Германию, Венгрию. Широкому распространению об­разцов, приемов техники вышивания в Европе способ­ствовали Крестовые походы. Трофеи, привозимые ры­царями из стран Востока, прежде всего скапливались в монастырях и при дворах королей. И естественно, что этим видом искусства стали заниматься в женс­ких монастырях, а также знатные дамы в свободное время, когда их супруги были в походах или на ры­царских турнирах.

В эпоху Возрождения, когда при великолепии дво­ра Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло со­вершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искус­ством.

Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах,.в основном, вы­шивали, по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.

Сначала узоры для вышивания переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечата­ния узоры сделались более общедоступными, они соби­рались и издавались в специальных книгах. Первый сбор­ник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художни­ки старались быть ближе к природе и перенимать оттен­ки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.

В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток - мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярыш­ни, заключенные в терема и окруженные сенными де­вушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, до­полняя их бисером, жемчугом. Особенно старались ук­расить кокошники и сарафаны.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубаш­ках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основ­ном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вы­шивки восточного происхождения, ясно доказывают узо­ры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунка­ми.

Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Ви­зантийской империи, но так как и Византия заимство­вала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ран­няя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка.


По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки. Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи.

И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег.

Не все знаки-обереги дошли до нас. Многие безвозвратно утрачены, растеряны на огромном, трудном и сложном историческом пути русского народа. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него.

«Язык» этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту. Играя роль оберега яркие, нарядные вышивки имели четко определенные места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, бёдра, поле рукавов. Вышивки делались также на поясе и на головных уборах. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Например, крестьяне делали специальные вышивки на рукавах, чтобы урожай, посеянный и возделанный их руками, был богатым…

Когда умелица вышивала орнамент, она непременно произносила при этом заклинания. Заговор, молитву читали несколько раз, чтобы злые ветры не принесли с собой новую напасть. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла.

Чаще всего использовались нитки красного, оранжевого и черного цветов, так как они «сжигали» злые помыслы и порчу, направленные на человека. Желтые и красные нитки символизировали солнце, которому поклонялись практически все язычники. Черный цвет – это цвет земли, признак плодородия.

Для украшения рубах использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и основная ткань. Таким образом, узор вышивки и его цвет служили магическим защитным барьером от проникновения к телу всевозможной нечисти, они были призваны отгонять зло и призывать добро.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые моти­вы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения рас­тений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).

В древности образное решение русской народной вышивки за­частую было связано с религиозными верованиями славян, глав­ным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в обра­зе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зве­рями или всадниками. (приложения № 4 - 7).

Вышивки выполнялись различными нитками: льня­ными, шерстяными, шелко­выми, реже - металличе­скими. Иногда вышивку до­полняли блестками, бисе­ром, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисе­ром расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор переда­вался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисун­ки, узоры, способы выши­вания. Кроме того, они раз­рабатывают новые компо­зиции, новые мотивы, проч­но связанные с русским на­родным орнаментом. [2, c.85].

В начале XIX в. начались попытки механизировать ручную вышивку, было сделано несколько не совсем удачных машин, и только в 1854 г. на французской выставке была представлена машина, которая произ­вела переворот в производстве вышивок. За прошед­шее время многое в технологии машинного вышива­ния претерпело изменение и усовершенствование, но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, так как фанта­зия вышивальщицы не стеснена узкими рамками ма­шинного производства и имеет полный простор для творчества. [1, c.149].

Читайте также: