Виды крестиков для вышивания

Обновлено: 24.04.2024

Всеми нами любимая вышивка крестом так же, как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид. Ведь оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.
В России и Беларуси вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке и постепенно вышивка приобретала все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С ХVIII века она вошла в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до сегодняшнего дня сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц.
В каждой местности были свои особенности и приемы вышивки крестом. Наибольшее распространение получил односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной — вертикальные или горизонтальные стежки (важное значение при этом придавалось «чистой» изнанке).
Простой односторонний крест состоит из двух наклонных скрещивающихся стежков, при этом, как правило, нижний стежок направлен из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок — из левого верхнего угла в правый нижний.
Основные требования к вышивке:
1. Крестики должны быть одного размера. Вершины всех соседних крестиков должны совпадать.
2. Все верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении.
3. На лицевой стороне должны быть наклонные скрещивающиеся стежки, а на изнанке — или горизонтальные, или вертикальные, но лежащие только в одном направлении.
4. При замене ниток их концы следует прятать с лицевой стороны под крестиками, поэтому толщина вышивальной нити должна быть достаточной для того, чтобы прикрывать ткань в промежутках между стежками крестиков.
5. Стежки на изнанке должны быть короткими. Допускается делать протяжки ниток длиной не более 1 см, желательно перевивая нитку с соседними «попутными» стежками. При необходимости более длинной протяжки нитку нужно обязательно перевивать с соседними стежками. Если это невозможно, далеко отстоящую часть мотива следует вышивать отдельной ниткой.

6. При необходимости в крестике можно выполнить дополнительный стежок, то есть продублировать верхний или нижний стежок.
7. Переход в нужную точку узора следует выполнять на лицевой стороне под крестиками. Поскольку нить в этой точке должна выходить с изнанки, то после протягивания под крестиками следует вывести нить на изнанку в точке, ближайшей к нужной, и сделать изнаночный стежок с выходом на лицевую сторону в нужной точке. При невозможности перехода под крестиками кончик нити следует закрепить и нить отрезать.
Практические рекомендации перед началом работы.
Узоры геометрического характера отличаются высокой технологичностью. Для её повышения часто используют прием обрамления орнаментальной полосы швом «косичка», облегчающим переход от элемента к элементу.
Для выполнения конкретного узора нужно в первую очередь внимательно его рассмотреть и выбрать направление стежков на изнанке (горизонтальное или вертикальное), то есть проанализировать возможность и удобство перехода от элемента к элементу узора.
Большинство узоров возможно выполнить двумя способами (с горизонтальными или вертикальными стежками), для некоторых бывает пригоден только один из них.
В упражнениях рассмотрены варианты прохода вышивальной нити в различных ситуациях. Любой выбранный для вышивания рисунок можно разложить на элементы (горизонтальные, вертикальные, наклонные ряды крестиков и их сочетания) и свести к различным комбинациям этих элементов.
Один и тот же узор можно выполнить несколькими способами с одинаковым результатом. Выбирать следует оптимальный вариант, то есть наиболее удобный для конкретного человека.
Упражнения для освоения вышивания крестом с «чистой» изнанкой.
При вышивании крестом с «чистой» изнанкой используется способ неполного креста. Смысл этого способа состоит в том, что при первом проходе вышивальной нити в некоторых крестиках выполняются два стежка (верхний и нижний), в некоторых — только один из них, а некоторые крестики из технологических соображений вообще пропускаются. При втором, то есть обратном проходе вышивальной нити выполняются недостающие стежки в неполных крестиках, а также пропущенные крестики.
Схемы прохода нити в упражнениях приведены в определённом положении, исходя из их графического удобства, чтобы нагляднее проиллюстрировать последовательность выполнения элементов. При этом нужно учитывать, что при выполнении упражнений следует поворачивать работу так, чтобы рука двигалась справа налево (это наиболее эргономически целесообразное направление движения). Значок * на схемах обозначает точку начала следующего стежка. Стрелками показано направление движения нити.
1. Горизонтальные ряды.

1.1. Ряд сплошных крестиков выполнять справа налево в один проход нити без возврата в начальную точку.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 1

1.2. Ряд сплошных крестиков выполнять в два прохода нити (то есть с возвратом в начальную точку): сначала ряд нижних стежков крестиков прошить справа налево, затем повернуть работу на 180° и на обратном пути поверх нижних стежков прошить справа налево ряд верхних стежков крестиков.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 2

1.3. Ряд разреженных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата).

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 3

1.4. Ряд сплошных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата) аналогично ряду разреженных крестиков (см. упражнение 1.3), при этом каждый раз после выполнения нижнего стежка очередного крестика следует сначала выполнить крестик, покрывающий оставленный зазор, а затем верхний стежок неполного крестика.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 4

1.5. Двойной ряд разреженных крестиков выполнять слева направо без возврата в начальную точку.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 5

2. Вертикальные ряды.

Вертикальные ряды крестиков следует выполнять только в два прохода нити с возвратом в начальную точку.
2.1. Одиночный вертикальный ряд крестиков.
Сначала нужно выполнить ряд нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, затем перекрыть их верхними стежками в направлении сверху вниз.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 6

2.2. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа на уровне верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд наклонных нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, повернуть работу на 180° и перейти на соседний ряд, где выполнить ряд нижних стежков и перекрыть их верхними стежками. Затем снова перейти на первый ряд и, перекрывая сделанные нижние стежки верхними, вернуться в начальную точку.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 7

2.3. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся слева на уровне верхнего крестика выполнять аналогично упражнению 2.2.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 8

2.4. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева на уровне верхнего крестика.

Выполняя упражнение аналогично упражнению 2.2, целесообразно сначала перейти на соседний ряд, который находится справа, а затем на тот, что слева (см. упражнение 2.4.1). В противном случае на изнанке образуется протяжка длиной в три клетки (см. упражнение 2.4.2). И хотя это вполне допустимо, всё же в первом случае изнанка будет выглядеть чище.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 9

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 10

2.5. Прямоугольник, состоящий из нескольких вертикальных рядов крестиков.
Выполнять упражнение можно 3-мя способами.
В первом случае (упражнение 2.5.1) нить движется по пути, напоминающем змейку, в два прохода «туда — обратно», при этом выполнение вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, сочетается с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.2.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 11

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 12

Второй случай (упражнение 2.5.2) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.1.

Третий случай (упражнение 2.5.3) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.4.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 13

2.6. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа ниже уровня верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд нижних стежков, затем закрыть один крестик верхним стежком и перейти на соседний ряд. Далее поступать аналогично упражнению 2.2.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 14

2.7. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева ниже уровня верхнего крестика.
Здесь возможны три варианта.
В упражнении 2.7.1 сначала нужно выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью, затем перейти на левый ряд, выполнить его полностью. После этого вернуться на центральный ряд, выполнить сверху недостающий нижний стежок. Затем, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, по пути «туда» выполнить оба «довеска», а затем вернуться обратно).

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 15

В упражнении 2.7.2 сначала выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд, выполнить недостающий нижний стежок крестика, закрыть один верхний крестик вторым стежком. После этого перейти на левый соседний ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд и, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд крестиков, правый «довесок» выполнить по пути «туда», а левый — по пути «обратно»).

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 16

В упражнении 2.7.3 сначала выполнить все нижние стежки центрального ряда, затем закрыть один верхний крестик, перейти на правый ряд и выполнить его полностью. После этого перейти на левый ряд, выполнить его полностью, вернуться на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, оба «довеска» выполнить по пути «обратно»).

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 17

2.8. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа выше уровня верхнего крестика.
Здесь возможны два варианта.
В упражнении 2.8.1 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд, выполнить стежок крайнего верхнего крестика ряда. Так как он ложится в направлении не нижнего стежка, а верхнего, второй стежок этого крестика нужно не укладывать поверх первого, а протягивать под ним. Далее следует выполнить оставшиеся нижние стежки правого ряда, закрыть их верхними, перейти на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 18

В упражнении 2.8.2 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд и далее, двигаясь вниз, выполнить нижние стежки соседнего ряда, пропустив его верхний крестик. Затем выполнить верхние стежки этого ряда, а также верхний стежок недостающего крестика, «поднырнуть» нижним его стежком под верхний, перейти на первый ряд и закрыть неполные крестики.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 19

2.9. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева выше уровня верхнего крестика.
Выполнить нижние стежки центрального ряда, перейти на правый ряд и выполнить его аналогично упражнению 2.8.1 или 2.8.2. Затем перейти на левый ряд, таким же способом полностью выполнить его, вернуться на центральный ряд и закрыть неполные крестики.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 20

2.10. Закрепление навыков.
Это упражнения, обобщающие некоторые предыдущие.
В упражнении 2.10.1 нить при первом проходе (на пути «туда») следует вести по рядам «змейкой», как в упражнении 2.5.1, но переходы от ряда к ряду осуществлять по-разному, так как ряды по отношению друг к другу расположены либо на уровне крайнего крестика, либо со сдвигом (см. упражнения 2.2, 2.6, 2.8). После первого прохода часть крестиков оказывается выполненной полностью, а часть — не полностью. Во время второго прохода (на обратном пути) нужно закрыть все оставшиеся неполные крестики.

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1, фото № 21

В упражнении 2.10.2 второй ряд находится выше уровня первого ряда на 6 крестиков. В данном случае переход от первого ряда ко второму осуществлять способом, описанным в упражнении 2.8, нецелесообразно, так как 6 крестиков придётся выполнять в обратном порядке (сначала верхние стежки, затем нижние). Рациональнее будет пропустить эти 6 крестиков, выполнить в этом ряду только два нижних (из них первый — не полностью, второй — полностью) и перейти на третий ряд. Затем нужно выполнить все его нижние стежки и уже с третьего ряда вернуться на второй, где выполнить полностью недостающие шесть крестиков в обычном порядке (сначала нижние стежки, затем верхние), после чего перейти на четвёртый ряд и продолжить работу до последнего ряда. Во время второго прохода закрыть все оставшиеся неполные крестики.

Техника вышивания крестиком

Меня всегда интересовало, как вышивали наши бабушки и прабабушки? Какие такие техники вышивания крестом они знали? Не имея схем, они умудрялись создавать настоящие шедевры. И вот совсем недавно, я нашла небольшую разгадку. Оказывается, создать красивый узор по краю вышивки или рушника можно с помощью обычных крестиков. Надо всего лишь знать, как эти крестики сделать.

— Вы умеете делать крестики?

— Что за странный вопрос? Конечно! — ответят многие. Надо, всего лишь делать так, чтобы верхние стежки лежали в одном направлении.

Но это не единственная хитрость. Автор книги «Вышивка 100 видами крестика» Надежда Сотникова, предлагает целых 100 способов сделать обычный крестик!. А в результате получаются чудесные узоры.


Виды вышивки крестом:

* Крестики из двух стежков

Например, вот так:


* Крестики из трех стежков

Например, вот так:


* Крестики из четырех стежков

С помощью таких стежков получаются, например, такие узоры:


* Крестики из пяти и более стежков

Крестики могут показаться довольно сложными в исполнении, но результат того стоит:


Наверное, все уже слышали о таком виде вышивки, как вышивка крестом? Ну кто не слышал раньше - уже, наверное, за последнюю неделю на Ярмарке Мастеров, посвященной этой теме, начитался на полжизни вперед!

А знаете ли вы, что помимо самого распространенного косого крестика, есть еще очень много разных видов крестиков? Например, полукрест и болгарский крест, прямой крест и рисовый.

В этой подборке хочу вас немного познакомить с разнообразием вышивки крестом.

О самом распространенном виде крестика - косом, вы уже видели и слышали. Отмечу только, что его чаще всего вышивают двумя распространенными способами:

1. Английский способ - когда каждый крестик вышивают сразу, и только после этого приступают к следующему.

Такие разные крестики, фото № 1

2. Датский способ - когда сначала прокладываются нижние стежки, а затем, возвращаясь назад, верхние стежки. Именно с помощью такого метода можно добиться идеальной изнанки, когда все стежки направлены в одну сторону.

Такие разные крестики, фото № 2

Кроме косого крестика встречаются его разновидности.

1. Полукрест - когда делается только половина крестика, то бишь один стежок. Его направление (из левого нижнего угла в правый верхний, или из правого нижнего в левый верхний) зависит от дизайна схемы. Большинство вышивальщиц придерживаются правила совпадения направления этого стежка с направлением верхнего стежка полного крестика - если оба эти вида присутствуют в вышивке. Но есть мнение, что направление в другую сторону - придает объема картине. Если вышивка полностью состоит из полукрестиков, то абсолютно неважно направление стежка полукрестика.

Такие разные крестики, фото № 3

2. Четвертькрест - сложная конструкция из полукрестика и перпендикулярной половинки стежка. Но в красивых дизайнах картин без таких бывает не обойтись, особенно когда касается портретов и миниатюр.

Такие разные крестики, фото № 4

3. Петит - это когда на месте одного крестика вышивается четыре малюсеньких, иногда даже все разного цвета! Сложно, но можно - особенно ради красивого результата) Слева - обычный косой крест, справа - петит.

Такие разные крестики, фото № 5

4. Двойной крестик, или болгарский. Очень красиво смотрятся вышитые таким крестом подушки и ковры!

Такие разные крестики, фото № 6

Помимо косого крестика есть те самые другие крестики , о которых я намекала вначале.

1. Прямой крест - также как и косой состоит из двух перпендикулярно перекрещивающихся стежков. Только ориентация их другая.

Такие разные крестики, фото № 7

2. Крест "Звездочка" - это комбинация косого и прямого крестика, причем размер этих крестиков отличается. Посмотрите внимательно на фото - длина стежков прямого креста вдвое больше, чем длина стежков косого креста:

Такие разные крестики, фото № 8

Применяя такой крестик в декоративной вышивке, мастерицы часто используют два разных цвета для косой и прямой составляющей "звездочки"

Такие разные крестики, фото № 9

3. "Звездочка" в рамке. Думаю, такие крестики будут хороши в одиночном исполнении.

Такие разные крестики, фото № 10

4. Рисовый крестик. На фото показано два варианта последовательности стежков. Изнанка, конечно, будет разная, но в меру аккуратная и в первом, и во втором варианте.

Такие разные крестики, фото № 11

5. Итальянский двусторонний крест - вид и последовательность выполнения.

Такие разные крестики, фото № 12

6. Удлиненный крест. В противоположность нормальному косому крестику стежки делаются через большее количество нитей в высоту, чем в ширину (чаще в соотношении 2:1) - очень удобно заполнять большие поверхности.

Такие разные крестики, фото № 13

6а. К разновидности удлиненного крестика с длинным поперечным стежком снизу - я названия не нашла. Но думаю, этот вариант небезынтересен, особенно если поиграться с цветами, и стежок-подложку сделать отличным по цвету от самих крестиков.

Такие разные крестики, фото № 14

6б. Второй подвид удлиненного крестика можно называть удлиненным крестиком с закрепкой. Тоже интересен как вариант заполнения больших площадей.

Такие разные крестики, фото № 15

Отдельно хотелось бы пару слов сказать о крестикоподобных швах типа ретязь, козлик, алжирский и славянский переплетный швы. Визуально в вышивке они выглядят как сильно запутанные крестики, но у них, конечно же, есть свой ритм и последовательность вышивки. И одна особенность - это полосовые вышивки. Для картины они не подойдут, а вот оформить бытовую вещь - подол юбки, край салфетки, закладку - очень даже!

Козлик:

Такие разные крестики, фото № 16

Славянский переплетный шов:

Такие разные крестики, фото № 17

Алжирский переплетный шов (или ретязь):

Такие разные крестики, фото № 18

Возможно о каких-то крестиках я забыла упомянуть - или просто не знаю, - но уже даже с таким разнообразием работы вышивальщиц заиграют новыми красками!

За фото - спасибо интернету и их авторам, не пожалевшим выложить их в свободный доступ)

Вот что о ней пишет Википедия: «Вышивка, широко распространенный вид декоративно — прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную или на машинке на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми нитями, бисером, драгоценными камнями, блестками, монетами и т. д.» Это искусство зародилось еще в глубокой древности на Востоке. Самыми старыми сейчас считаются вышивки из древнего Китая, созданные еще в 4-5 веках до новой эры. Вот так выглядит вышивка из древнего Монгольского могильника:

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 1

А это сохранившиеся страницы из первой книги по вышивке, датированные приблизительно 1527 - 29 годами:

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 2

В этой публикации мне захотелось собрать воедино разные направления в этом виде творчества: потому, что в последнее время наравне с традиционными и общеизвестными видами вышивки, все чаще появляются новые, порой экзотические и очень необычные.

Начнем с некоторых из традиционных, наиболее известных и распространенных видов вышивки.

Вышивка крестом

Этот вид вышивки уходит своими корнями в эпоху еще первобытной культуры, когда люди стали украшать свою одежду из шкур. Вышивка крестом — это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей. Кроме креста, используются и другие виды стежков: полукрест, петит (часть креста) или бэкстич (контур). Используется для украшения различных изделий и создания вышитых картин.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 3

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 4

Вышивка гладью

Этот вид вышивки тоже один из древнейших. Но в отличие от вышивки крестом, в основе которой лежат схемы, вышивка гладью дарит неограниченную свободу действий. В вышивке гладью стежки наносятся на полотно вплотную друг к другу, не оставляя промежутков. В этой технике часто комбинируются различные швы и приемы, и получается, так называемая, художественная гладь.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 5

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 6

Вышивка шёлком

Этот вид вышивки является одним из видов глади, пришедшим к нам из Китая. За основу берется шелковая ткань и вышивается шелковыми нитями, которые обладают повышенной прочностью, блеском и очень яркими оттенками. Вышитые шелком картины сочетают в себе традиционную вышивку и живопись, десятки лет сохраняют свой первозданный вид.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 7

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 8

Вышивка синелью

Синель, что в переводе с французского, означает «гусеница» – это бархатный шелковый шнур. Таким видом вышивки декорировали одежду и ткани для обивки стен еще в 18 веке.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 9

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 10

Вышивка канителью или золотом

Канитель – это тонкая металлизированная нить, золотистого или серебряного цвета. Чаще всего такая вышивка используется при создании церковного облачения, икон, женской одежды. Вышивка золотом считается самой трудоемкой, из за сильной скручиваемости нитей.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 11

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 12

Вышивка ришелье

Это наиболее известный вид ажурной вышивки. Основные детали узора обшиваются гладью, а промежутки удаляются, образуя узор, похожий на кружево. Если прорези слишком большие, прокладываются специальные нитяные перемычки – бриды. Техника эта появилась в Италии, а затем переместилась во Францию, где очень полюбилась кардиналу Ришелье, за что и получила свое название. С помощью этого вида вышивки создаются скатерти, салфетки и различные элементы одежды.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 13

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 14

Вышивка-аппликация

Эта вышивка – разновидность накладного шитья, когда на основную ткань нашиваются различные кусочки, в соответствии с выбранным рисунком. Аппликация бывает плоской и выпуклой, одноцветной или разноцветной.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 15

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 16

Самые популярные направления в этом виде – это пэчворк (лоскутное шитье)

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 17

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 18

и квилтинг (создание орнаментов и целых картин).

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 19

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 20

Вышивка лентами

Особенно привлекательна тем, что позволяет придать вышивке объем. В вышивке используются разные виды стежков и техник, а так же различные виды лент. Очень часто этот вид вышивки используется при оформлении свадеб и для создания объемных панно.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 21

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 22

Вышивка бисером, стеклярусом, пайетками

Считается, что название «бисер» происходит от арабского «буера», что означает, маленькие капли стекла. Бисером не только вышивают картины, но и с его помощью создается множество украшений.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 23

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 24

Изографика

Иначе, изонить, вышивка по картону, нитяная графика. Это вышивка рисунка на плотной основе. Впервые такой вид вышивки появился в Англии. Создание таким способом поделок часто используется для детского творчества.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 25

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 26

Барджелло

Старинная флорентийская вышивка. Применяется для создания объемных красочных узоров и орнаментов. Барджелло легко спутать с гладью. Отличаются они тем, что барджелло имеет стежки одной направленности и одинаковые по размеру. В этой технике обычно создаются различные аксессуары, применяемые в интерьере.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 27

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 28

Гобеленовая вышивка

Эта вышивка с лицевой стороны напоминает полукрест. Но отличается гобеленовый шов от полукреста тем, что стежки с лицевой и изнаночной стороны располагаются в одном строго определенном направлении. Гобеленовый шов используется для создания панно, картин, элементов одежды и ковров. Гобеленовая вышивка получается ровной и рельефной, смотрится богато и оригинально.

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 29

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры, фото № 30

В следующий раз я постараюсь рассказать о новых, современных, порой экзотических видах вышивки.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Разнообразные стежки

Вышивка – очень красивый вид рукоделия, его основа – это разнообразные виды швов. Их комбинация создает неповторимые стили и техники вышивания. В этой статье мы разберем основные виды стежков, которые используются в вышивке и доступны даже начинающим рукодельницам.

Содержание

Крест, полукрест и гобеленовый шов

Вышивка крестом – популярный на протяжении многих лет вид творчества. Производители предлагают большое разнообразие схем для вышивки и даже целые наборы, где уже есть все необходимое для создания картины или элемента декора. В основе вышивки крестом лежит одноименный шов и его модификации (полукрест, крест 3/4).

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Вышивание крестом

Традиционный шов «крест» или «русский крест», представляет собой два перекрещивающихся между собой косых стежка. Удобнее всего вышивать на специальной канве, на ней стежки получаются аккуратными и одинакового размера. Важно следить, чтобы пересечение стежков осуществлялось строго по центру, в противном случае рисунок выглядит неряшливо

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Шов крест

На специализированных форумах ведутся горячие дискуссии о самой технике выполнения стежка. Однако по факту различия в них весьма незначительны, и мы рекомендуем выбрать ту, которая наиболее удобна именно вам.

В схемах для вышивки крестом часто используют «полукрест» и 3/4 креста. Такими швами создаются контуры изображения и сглаживаются углы. Полукрест может использоваться для отделения рисунка от фона, в этом случае необходимо следить, чтобы направление стежков шва «полукрест» не совпадало с направлением верхней нити обычного креста. Отметим, что полукрест используют на тонкой основе. В том случае, если основа имеет обычную толщину, шов выполняют шерстяными или акриловыми нитями, что позволит полностью закрыть всю клетку.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Полукрест

Гобеленовый шов используется в одноименной технике вышивания. Данный шов практически невозможно отличить от шва «полукрест»: готовые изделия будут выглядеть идентично. Есть несущественные отличия в технике выполнения обоих швов, но на конечный результат они не влияют. Например, гобеленовый шов выполняют слева направо, другое исполнение в классическом варианте шва не допускается. Для того, чтобы отличить два шва, необходимо посмотреть на изнаночную сторону полотна. Для шва «полукрест» на изнаночной стороне характерны горизонтальные или вертикальные стежки, тогда как у гобеленового шва они отсутствуют.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Гобеленовый шов

Таким образом, освоения швов «крест» и «полукрест» достаточно для того, чтобы создавать великолепные вышитые предметы интерьера: картины, панно, подушки, скатерти и салфетки. Более подробно о вышивке крестом для начинающих можно прочитать здесь. Главное помните – каждый человек творец по своей сути и у вас обязательно все получится!

Швы «вперед иголку» и «назад иголку»

Помимо вышивки крестом, весьма популярна техника вышивания гладью. На первый взгляд, чтобы её освоить нужно потратить много времени и сил. Однако это мнение ошибочно – достаточно освоить всего несколько базовых швов, и вы уже сможете вышить свою первую работу в данной технике. Для вдохновения и придания уверенности в свои силы советуем ознакомиться с этой статьей.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Вышивка гладью

Наиболее простой в своем исполнении декоративный стежок – это шов «вперед иголку». Многим из нас он известен даже не как декоративный, а в качестве популярного соединительного шва.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Шов вперед иголку

При вышивке гладью им выполняются контуры рисунка, аналогично он может применяться и в вышивке крестом. Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, игла движется все время вперед. Ошибочно считать, что швом «вперед иголку» можно вышивать только прямые линии, он используется для любых линий: волнистых, округлых или сложных узоров.

Стежок «назад иголку» выполняется уже справа налево, внешне напоминает строчку, выполненную швейной машинкой. При выполнении обоих видов швов важно следить за тем, чтобы длина стежков была одинаковая. Добиться аккуратности в выполнении стежков несложно: на первом этапе за длиной стежка действительно придется внимательно следить, но с накоплением практического опыта необходимость в постоянной концентрации внимания исчезнет.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Стежок назад иголку

Несмотря на простоту выполнения швов, с их помощью можно создать весьма эффектные узоры, особенно если использовать нить в два сложения: так мы добавим изображению дополнительный объем и фактуру.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Стежок назад иголку

Стебельчатый шов

Само название шва говорит о его предназначении – им вышиваются стебли на полотнах с растительными мотивами. Основной контурный шов в вышивке гладью. Шов образуют косые стежки, плотно прижатые друг к другу. Не существует единого правила для выполнения шва: он может вышиваться в любую сторону. При помощи данного шва заполняются сложные мотивы и детали неправильной формы.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Стебельчатый шов

Стебельчатый шов получил широкое распространение в вышивке лентами и бисером. С его помощью получаются великолепные фактурные элементы.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Стебельчатый шов

Стебельчатый шов нередко используется для вышивки прописных букв в надписях и инициалах. Мы же рекомендуем оттачивать технику выполнения стебельчатого шва, вышивая стебли растений на простых рисунках.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Стебельчатый шов

Тамбурный шов

Тамбурный шов представляет собой цепочку из петель, последовательно выходящих одна из другой. Внешне напоминает цепочку, связанную крючком. Шов относится к универсальным. При помощи этой техники можно выполнять как контур рисунка, так и полностью заполнить пространство. Тамбурным швом можно пришить аппликацию к одежде, сделать незаметный подгиб края изделия. Наиболее востребован при вышивке гладью, где используется более десятка его разновидностей.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Тамбурный шов

Папоротниковый шов

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Папоротниковый шов

Стежки гладью

Выделяют несколько разновидностей стежков: вприкреп, плоская гладь, теневая, гладь с настилом, художественная. Изделия, выполненные любым из перечисленных швов, обладают особым шармом.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Вышивание гладью

Гладь вприкреп используется для заполнения больших площадей узора нитками одного цвета или схожих оттенков. Выполняет вспомогательную функцию: чаще всего используется, когда рисунок уже вышит плоской гладью.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Гладь вприкреп

Гладь с настилом выполняется по предварительно наложенному настилу, который делается более толстой нитью. Таким образом, мы получаем более фактурный узор.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Гладь с настилом

Плоской гладью вышивают различные растительные элементы, настил, соответственно, не используется. Плоская гладь универсальна – используется для вышивки как широких, так и узких элементов.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Плоская гладь

Для оформления цветовых переходов опытные мастерицы используют художественную гладь. Выполняется нитками разных оттенков одного цвета. Художественная гладь представляет собой один ряд стежков разной длины, частично покрытых рядами более длинных стежков.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Художественная гладь

Расколотый шов

Другое название – расщепленный шов. В технике объемной вышивки им обозначаются контуры изображения. Для выполнения шва обязательно используется нить в два сложения. Сделав стежок, аналогичный шву «вперед иголка», необходимо вернуть иглу на лицевую сторону в конец стежка между двумя нитями. Используя данный прием, мы «расщепляем» стежок на две параллельные линии.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Расщепленный шов

Французский узелок

Опытные вышивальщицы ласково называют эту технику «французиками», используется она исключительно в декоративных целях.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Французский узелок

За счет привлекательного внешнего вида, им украшают вышивку, придавая ей объем и рельефность. Шов используется в вышивке гладью (например, для создания эффекта объемных серединок цветков).

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Французский узелок

В технике выполнения «фрузелков» (еще одно название шва в творческой среде) нет ничего сложного: игла выводится с изнаночной стороны, далее на лицевой стороне она дважды обматывается ниткой. Следующим этапом необходимо ввести иглу в ткань, придерживая витки. Вытягиваем нить до фиксации получившегося узелка. Интересный эффект может получиться, если для создания узелка использовать толстые шерстяные нити – они придадут дополнительный объем.

На фото изображено - Виды стежков в вышивке, рис. Французский узелок

Невероятно красиво выглядят вышитые атласными лентами цветы с использованием шва «французский узелок».

Этим швом можно украсить уже готовую вышивку крестом для придания акцентов элементам изображения.

Просто фантастическими получаются работы, выполненные с использованием бисера. Мелкие бусины или бисер размещаются по краям ленты (если она широкая) или в центре (если она узкая). Вышитые в такой технике цветы выглядят очень реалистично.

Декоративных швов для вышивки существует огромное количество и процесс появления новых швов не останавливается. Однако для того, чтобы вышить свою первую работу не требуется глубоких познаний и большого опыта: достаточно освоить несколько базовых швов. И то, что еще вчера казалось невероятно сложным, по факту окажется простым и доступным, стоит лишь немного поверить в себя!

Читайте также: