Вышивание 5 класс технология

Обновлено: 19.04.2024

Возьму канву, к примеру цвет любой
И аккуратно, крестик за крестом
Без громких слов шедевр сотворю
И вышивкой украшу весь свой дом!
В доме друзей родителей, детей,
Буду сердца любовью наполнять!
Жизнь подарю я множеству идей
Я просто обожаю вышивать!

Учитель: Вышивка всегда привлекала женщин различных сословий: вышивали как крестьянки так и женщины высшего общества.

Учитель: Необходимо отметить, что вышивкой украшали не только домашнюю утварь и одежду, но и церковную одежду.

Учитель: Учитывая то обстоятельство, Российская империя имела большую территорию и добывались различные природные богатства, особое место занимает вышивка речным жемчугом.

Учитель: Еще в древности люди использовали для различных нужд узкие полоски ткани, а также с помощью ярких, красивых лент мастера отделывали и украшали одежду, мебель, занавески, скатерти, салфетки.

– Вспомните, где в быту вы встречали ленты?

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Учитель:Вы совершенно правильно назвалиинструменты, материалы и приспособления. Но есть свои особенности при вышивке атласными лентами. Обычно вышивают на канве, но могут использовать и другие изделия, на которых хотят выполнить вышивку; ленты могут использоваться атласные или капроновые, ширина от 3 мм до 5 см.; пяльцы могут быть от 25 см. до 45 см. закрепляя ткань нужно следить за тем, чтобы она не провисала; основное требование к иглам – наличие у них широкого ушка, через которое легко бы проходили бы ленты; необходимо использовать и простые иглы для закрепления лент в узоре; булавки используют для закрепления кальки на канве или ткани при копирования рисунка, для фиксации ленты; нитки хлопчатобумажные или шелковые для закрепления лент. Могут использоваться бусины, бисер для декорирования вышивки. Кроме того используются в работе игольницы, карандаши и маркеры, калька, ножницы, наперсток, соломинки для коктейля и шило.
Тест на внимательность и повторение техники безопасности при работе
Учитель: Верны ли утверждения, приведенные на слайде?

Ученики отвечают на вопрос учителя: наперсток, нитки, пяльцы, иглы, канва, ножницы.

Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж.

Учитель: Продолжим наше знакомство с ручными стежками и это шов «Петля» (используя слайд, комментируются этапы выполнения).

Слайды № 16 и №17

Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения элемента «Плетенка», самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №6.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вы.


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вы.

Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вышиванию.

Презентация урока в 5 классе
Подготовила учитель технологии
БОУ г.Омска «СОШ № 77»
Миклашова Татьяна Александровна

За окном февраль порошит, В доме тикают часы, А в моих руках иголка Вышивает.

За окном февраль порошит,
В доме тикают часы,
А в моих руках иголка
Вышивает для души.
Говорят, совсем немодно
Напрягать свои глаза-
Никого теперь не тронет
Полотняная краса.
Только я хочу сквозь иглы
Нитки яркие вдевать,
С наслажденьем и забвеньем
Вышивать и вышивать


Тема урока: Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства. П.

Тема урока: Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вышиванию.

ВведениеМир узоров и красок, воссоздаваемых с помощью наипростейшего оборудов.

Введение
Мир узоров и красок, воссоздаваемых с помощью наипростейшего оборудования – иглы, так многообразен в его истории, традициях и современных модификациях, что даже для беглого обозрения потребовалось бы очень много времени. Вышивание – один из самых массовых видов народного искусства. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до н.э. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебренными нитями. На территории нашей страны на Алтае, Пазарыкских курганах были найдены хорошо сохранившиеся ковры, седла, одежда, обувь, вышитые и украшенные аппликацией, изготовленные в VI-III вв. до н.э.
В настоящее время изменился темп, и стиль жизни, характеристика труда. Но вышивка словно живой цветок, одухотворяющая любую массового пошива вещь, тяготеет сегодня к лаконическим формам, довольно простой технике. Ведь даже небольшой, вышитый стебельчатым швом узор украсит пододеяльник и скатерть, наволочку и набор салфеток.

СЕГОДНЯ МЫ УЗНАЕМ: О вышивке как об одном из видов декоративно-прикладного тв.

СЕГОДНЯ МЫ
УЗНАЕМ:
О вышивке как об одном из видов декоративно-прикладного творчества
О видах вышивки, значении понятий «орнамент», «колорит»
О технологическом процессе подготовки к вышиванию
О правилах организации рабочего места и безопасных приемах труда

Выполнять операции подготовки к вышиванию

МЫ БУДЕМ: СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ: Приемы научной организации труда Навыки работы в.

Приемы научной организации труда
Навыки работы в парах
Способность к осознанному выбору
Приемы само- и взаимоконтроля

Творческие способности
Эстетический вкус
Самостоятель
ность
Аккуратность

ВСЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОРОШИ. ЭТО ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК.

ВСЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОРОШИ.
ЭТО ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК И ДЛЯ ДУШИ.
ВЫШИВАНИЕ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ТЕРПЕНЬЯ,
НАВЫКОВ И СПОСОБОВ ЕГО ОВЛАДЕНЬЯ:
КАК РАБОЧЕЕ МЕСТО ОРГАНИЗОВАТЬ,
РИСУНОК КАК ПРАВИЛЬНО КОПИРОВАТЬ,
КАК ЭСТЕТИЧНО ЦВЕТ НИТОК ПОДОБРАТЬ,
КАК В ИЗДЕЛИИ ГАРМОНИЮ СОЗДАТЬ.
ИТАК, ИСКУССТВУ ВЫШИВАНИЯ БУДЕМ УЧИТЬСЯ,
МЫ ПОМНИМ: В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВСЕ ПРИГОДИТСЯ.

Актуализация знанийОтветьте на вопросы: Вы вышивали на уроках технологии в на.

Актуализация знаний
Ответьте на вопросы:
Вы вышивали на уроках технологии в начальных классах?
Какими швами вы умеете вышивать?

Шов «Стебельчатый»

Монограмма

Шов «Тамбурный»

Шов «Петельный»

Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства. Искусство вышив.

Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства.
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов.
Русские Дагестанцы
чуваши
мордва
украинцы
башкиры
белорусы

Русская вышивкаРусская вышивка имеет свои национальные традиции. Она отличает.

Русская вышивка
Русская вышивка имеет свои национальные традиции. Она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент формы растений и животных: ромбы, птицы, деревья. В форме ромба, круга изображали солнце – символ тепла, света, жизни. Дерево олицетворяло плодородие земли, птица символизировала приход весны.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока «Вышивка крестом»МБОУ Гимназия №2, г.Краснознаменск Учитель техн.


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока «Вышивка крестом»МБОУ Гимназия №2, г.Краснознаменск Учитель техн.

Тема урока
«Вышивка крестом»
МБОУ Гимназия №2, г.Краснознаменск
Учитель технологии
Рыннова Светлана Вячеславна

Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в ко.

Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, стеклярусом, монетами и т. п.

История вышивки Искусство вышивания возникло много веков наз.

История вышивки
Искусство вышивания возникло много веков назад – отрабатывались и улучшались узоры и создавались образцы вышивок. Все передавалось из поколения в поколение.

Орнамент-это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. гармоничность всех его частей.

Колорит- отличительные особенности.

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помо.

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом

Вышивка крестом

Инструменты и материалы для вышивки крестомНитки для вышивания (мулине) Вышив.

Инструменты и материалы для вышивки крестом
Нитки для вышивания (мулине)
Вышивальные иглы (гобеленовые)
Пяльцы
Рисунки, схемы, готовые схемы вышивки
Наперсток
Ножницы, сантиметровая лента
Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специа.

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения.
Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и она растворится.
В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест».

Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется «счётным крестом» (вышивальщице приходится самой
отсчитывать количество крестиков).

Техника безопасной работы Во время работы Будьте внимательны. Во время работы.

Техника безопасной работы
Во время работы
Будьте внимательны.
Во время работы следим за положением корпуса, немного наклонен вперед, не сутулимся, не склонять низко голову.
Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.
Стул подвинут так, чтобы можно было опираться на спинку.
Иглы и булавки хранить в игольнице.
Ножницы следует передавать за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
Инструменты и приспособления хранить в специальном месте.
Не пользоваться ржавыми и кривыми иглами.
После работы

Сосчитать количество иголок, булавок.
Убрать свое рабочее место.
Вышивку хранить в прозрачном файле.
Нитки аккуратно сложить или смотать.
Ножницы убрать в чехол.

Виды вышивки крестом. Простой крест – представляет собой два диагональных пер.

Виды вышивки крестом.

Простой крест – представляет собой два диагональных перекрещивающихся стежка. Начинают его, как правило, справа сверху по диагонали налево вниз, завершают – справа снизу по диагонали налево вверх.
Важная особенность выполнения вышивки крестом: все верхние стежки должны лежать ровно и в одном направлении, нижние – в противоположном направлении.
Полукрест – это первый стежок при выполнении простого крестика.
Двойной («болгарский» крест)– техника, которая используется реже, из-за большей трудоёмкости. Представляет собой чередование простых крестов и между ними небольших прямых.

.

Техники вышивки крестом

2. Датский способ
Использование датского способа подразумевает выполнение в ряду всех нижних стежков, слева направо по горизонтали, далее, после завершения ряда, их закрытие верхними стежками, следуя в обратном порядке.

В большинстве случаев используют оба метода.
Например, «датский метод» для большинства стежков и «классический» для изолированных крестиков.

Выбирайте тот способ, который вам больше нравится!

Начало вышивания. Закрепление нити.Возьмите отрезок мулине длинной около 60 с.

Начало вышивания. Закрепление нити.
Возьмите отрезок мулине длинной около 60 см, сложите его вдвое и проденьте оба кончика в тглу нити.
Сдетайте один прокол иглы на лицевую сторону, чтобы петелька осталась на изнаночной стороне канвы.
Теперь выполните первый стежок и протяните иголку с ниткой через петельку.

Практическое задание Перед вами лоскут канвы, нитки м.

Практическое задание
Перед вами лоскут канвы, нитки мулине, иголка, ножницы.
Соблюдая технику безопасности, прошу вас выполнить элемент вышивки одним их изученных способов.

Метод 5 пальцевМ – мизинец. Мыслительный процесс. Какие знания, опыт я получ.

Метод 5 пальцев
М – мизинец. Мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я получил?
Б – безымянный. Близость цели.
Что я сегодня делал и чего достиг?
С – средний. Состояние духа.
Каким было мое преобладающее настроение, состояние духа?
У – указательный. Услуга, помощь.
Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б – большой. Бодрость, физическая форма.
Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

План - конспект урока

« Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме »

Класс : 5

Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 45 минут.

1. Организационно-подготовительный этап.

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу.

2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

- рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов (приложение 1). Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями . Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс-храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. (приложение 2)

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров. (приложение 3)

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, «Кормилица – мать-сыра Земля». матери-Земли.

Конь- оберег домашнего очага, символ доброты

Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. (приложение 4)

Орнамент это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть)

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

4. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

3. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

-хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (приложение 5)

4. Выдача домашнего задания.

5. Подведение итогов урока.

-Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

-Что относится в вышивании к материалам?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на данном занятии?

-Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Оттого, что мы забываем о солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых. Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ. Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и необходимое. Обряды играли раньше столь значительную роль в жизни народа, что переоценить их невозможно. Они не только поддерживали нравственный свод норм поведения, но во многом и сами составляли его. А в песенном, поэтическом, этническом облачении и украшениях одежды и жилищ, сопровождении тех или иных действий, народ не только воплотил представление о добре и зле, о прекрасном, безобразном, но и оставил свои, веками накопленные, педагогические, медицинские, бытовые познания.

Любая обрядовая одежда украшена вышивкой. Вышивка — способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.

Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение.

В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Такими знаками были руны – магические символы, в дальнейшем способствовавшие происхождению письменности. Неслучайно вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех местах, где тело человека было открыто. Определенные узоры предназначались для украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка.

В Х-ХII вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одним из наиболее распространенных видов стала вышивка крестиком

Вышивание было известно в глубокой древности, и, как для многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте были открыты волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.

В Азии это искусство процветало широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение Минерве, Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивке и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато украшена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за нее троян и греков.

Более развитое искусство вышивки заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивки золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до Р. Хр.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но по искусству исполнения самыми лучшими вышивками были фригийские.

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал разводить в нем самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, сделавшись принадлежностью правительства, стало называться "королевским садом". В 1626 г. ученому Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

Инструменты и приспособления.

Для вышивания потребуются несложные инструменты и приспособления: пяльцы, иглы, ножницы и некоторые другие.

Пяльцы. Вышивать гораздо удобнее, если ткань равномерно натянута. В этом случае отдельные стежки получаются ровными, а вышивка не стягивает полотно. Для натяжения ткани при вышивке используют пяльцы. Существует несколько их разновидностей, различающихся формой, материалом и конструктивными особенностями.

Круглые пяльцысостоят из двух обручей разного диаметра. На меньший кладут ткань, натягивают с помощью большего и закрепляют, регулируя винт. Круглые пяльцы изготавливают из пластмассы или дерева.

Иглы. Иглы для вышивки подбирают так, чтобы их размер соответствовал толщине используемых ниток и ткани. Чем тоньше ткань, тем меньше должен быть диаметр иглы. В то же время удобнее использовать иглы с широким ушком, так как чаще всего вышивку выполняют нитками в несколько сложений. Для вышивки гладью рекомендуются иглы с острым кончиком, для вышивки крестиком - с тупым. Длина иглы также имеет значение: для вышивки нитками удобнее использовать сравнительно короткие (до 3 см) иглы, для вышивки бисером — более длинные, вам понадобится игольница (небольшая подушечка, наполненная ватой или поролоном)

Ножницы. Ножницы могут понадобиться для обрезания нити. Удобнее использовать небольшие ножницы с острыми кончиками, которыми можно легко подцепить отдельные стежки. Если нет специальных, подойдут маникюрные ножницы с загнутыми кончиками. Чтобы при распарывании вышивки не повредить ткань, перед работой ножницы нужно хорошо заточить.

Дополнительные инструменты и приспособления. Кроме пялец, игл, канвы и ножниц, для вышивания вам могут понадобиться некоторые другие инструменты и приспособления, которые значительно облегчат работу.

Наперсток нужен для того, чтобы не поранить руки иглой, особенно если приходится работать с толстыми плотными тканями. Его надевают на средний палец, при этом он должен быть подобран по размеру.

Сантиметровая лента или линейка необходима для того, чтобы разметить на ткани размеры вышивки.

  • Калька и копировальная бумага понадобятся для переведения рисунка вышивки с бумаги на ткань. На кальку наносят рисунок, затем скрепляют ее с тканью, прокладывают по контурам рисунка стежки, после чего кальку удаляют. С помощью копировальной бумаги узор перенести еще проще. Достаточно проложить ее между тканью и листом бумаги с рисунком, скрепить булавками и обвести рисунок по контуру.
  • Способ перевода рисунка, выполненного специальной печатной краской: соответствующий узор положить стороной с печатным узором на ткань и подержать под утюгом не более 5 секунд при температуре нагрева 185 градусов С. При вышивке на синтетических тканях рекомендуется между утюгом и рисунком положить лист бумаги.
  • “На просвет”. На тонкие прозрачные ткани узор переводят с помощью подсвечивания или через стекло. Ткань кладут на бумагу с узором и скалывают. Затем через стекло карандашом переводят узор на ткань.
  • “Бабушкин”. На готовое вышитое изделие накладывают непрозрачный лист бумаги, закрепляют по краям и трут алюминиевой ложкой, пока не проявится контур рисунка.

Нитки для вышивки.

Мулине обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон)

Кроме хлопковых ниток, можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими Прекрасные нитки получаются из атласных лент, из шерстяной, шелковой тесьмы, если она распускается, а также из капронового шнура. Атласную ленту надо распустить по долевой нити, предварительно срезав кромку. Яркие нитки проверяют, линяют ли они.

Вышивают нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет, что преимущественно делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных народов в вышивку. входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки, когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц.

Орнамент. Термин происходит от латинского слова “украшение”. Орнамент - это условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы.

  • Геометрические (разные геометрические фигуры).
  • Меандровый (непрерывные ломаные линии).
  • Растительный (растения), Животный (фигуры зверей), Птичий (фигуры птиц).
  • Человекообразный
  • Шрифтовый (знаки., напоминающие восточную письменность).

Композиция: в переводе с латинского “составление”, “сочинение”, “соединение”. Композиция - это определенное расположение узора или отдельных его частей на ткани, т.е. единое целое.

Раппорт - абсолютно одинаковое повторение элементов или групп элементов орнамента.

Большое значение в вышивке придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определенные сочетания цветов являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

Шов “вперед иголку”, “назад иголку”, стебельчатый шов, тамбурный, петельный, узелки, “рококо”, счетные стежки, полукрест, крест, козлик, “владимирская гладь”(односторонняя гладь), “Александровская” и “белая” гладь” (двухсторонняя гладь.)

В наше время вновь завоевывает былую популярность вышивка бисером. В современных изделиях появились самые разнообразные виды бисера, пришивных стразов, бусин, пайеток, стекляруса, вызывающие восхищение

Читайте также: