Вышивание 8 класс технология

Обновлено: 27.01.2023

- простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки двусторонней и цветной художественной гладью.

Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.

Гладь – один из вариантов вышивки контурными швами. Как выполняется?

Заполните внутреннюю часть фигуры короткими прямыми стежками, прилегающими один к другому. Стежки должны лежать ровным рядом Приложение 1.

Рассмотрим технику смещенной глади. Выполним первый ряд гладью. Последующие ряды выполняются так, чтобы нижние стежки начинались между основаниями верхних стежков Приложение 2.

Чтобы выполнить двустороннюю гладь, вденьте в иглу две контрастные нити. Выполняйте стежки, как обычно, вышивая нитью то одного, то другого цвета. При этом «отдыхающая» нить должна находиться над иглой.

Двустороннюю гладь можно выполнять настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Используют нитки одного цвета. Стежки располагают по форме мотива в лепестках от края к центру. Мелкие листики выполняют косой гладью под углом 45̊ к оси симметрии. Для ягод и плодов используют прямую гладь. Стебельки и веточки выполняют стебельчатым швом Приложение 3.

Цветная художественная гладь выполняется нитками трех, четырех тонов одного цвета. Особенности вышивки – плавный переход одного цвета в другой Приложение 4.

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

Организация рабочего места

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Выбор материалов, инструментов, приспособлений

Иглы должны быть острыми.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

III. Практическая работа

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
  3. Не шить ржавой иголкой.
  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить

внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др. Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой – вышивают двусторонней гладью и цветной художественной гладью, с соблюдением технологии, техники безопасности и правильности выполнения приемов работы.

IV. Целевой обход учителя

Обходя рабочие места учащихся, контролирую правильность приемов

работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

В середине выполнения практической работы провожу с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 3-4 раза.
  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 3-4 раза.

V. Анализ и оценка урока

Показываю лучшие работы учащихся, отмечаю типичные ошибки,

оцениваю работу учащихся по следующим критериям:

  1. интересный и оригинальный выбор мотива (орнамента, рисунка);
  2. техническое и конструктивное решение изделия;
  3. уровень сложности способа вышивки и степень овладения им;
  4. использование материалов по назначению, их соответствие художественному замыслу;
  5. гармоничное сочетание цветов в вышивке;
  6. композиционное решение работы;
  7. стилевое своеобразие;
  8. аккуратность исполнения.

Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии освоения.

– Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему я научилась?

- формировать знания о применении вышивки в жизни человека.

- формировать знания о многообразии ручных швов в вышивке гладь

- учить выполнению основных приемов вышивки.

- продолжать работу по коррекции и развитию правильной, фразовой речи, памяти, навыкам культуры труда,

-развивать мелкую моторику пальцев рук, координировать движения рук.

- воспитывать творческий интерес к работе,

-воспитывать интерес к предмету,

-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.

-формировать умение правильной организации рабочего пространства.

Оборудование: образцы вышитых изделий, образцы вышивки элементов, схемы рисунков, нитки для вышивки, ткань, пяльцы, литература.

Инструменты и материалы:

  1. ткань одного цвета,
  2. нитки для вышивки (мулине, полушерсть, шелк),
  3. иголки (с увеличенным ушком),
  4. ножницы (маленькие),
  5. копировальная бумага,
  6. карандаш ТМ,
  7. пяльцы,
  8. образцы вышивки, образцы швов,
  9. инструкционная карта.

2. мультимедийная установка.

1. презентация «Вышивка гладью»,

2. инструкционные карты с видами швов,

3. образцы вышивок гладью.

Девиз урока : глаза страшатся, а руки делают.

I. Организационный момент.

II. Повторение. На прошлом занятии мы познакомились с видами ручных швов, применяемых в вышивке «Гладь».

Давайте вспомним какие это швы? (стебельчатый, крестообразный «козлик»,

тамбурный, петельный, петля «вприкреп».

Вышивка – это вид декоративно-прикладного творчества. Вышивка может применяться для украшения интерьера, отделки швейных изделий.

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью вышивки был Восток.

Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, т.к. рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.

Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов.

На нашем уроке мы рассмотрим один из видов вышивки, который называется «Гладьевая вышивка» или «Вышивка гладью».

- Что такое гладь?

Гладь – это вышивка, при выполнении которой узор заполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.

Шагает мастерица по шелку и по ситцу

Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек).

Существует несколько видов глади:

Задание : Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:

выш…вка, ст…жки, одност…ронняя, к…сая гла…ь.

Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данную вышивку. Учащиеся описывают вышивку (какой рисунок, какие стежки, какой цвет нити и т.д.). Чтобы начать выполнять гладьевые стежки ответьте на вопрос: с чего нужно начать работу по вышивке? (подготовить ткань, рисунок, инструменты). Какую нужно брать ткань? Какими инструментами вы будете пользоваться?

IV. Текущий инструктаж

Перед тем, как приступить к работе, необходимо правильно организовать рабочее пространство, подобрать ткань, нитки, инструменты, приспособления и материалы для перевода рисунка (калька с рисунком, копировальная бумага), выбрать рисунок для вышивки.

Для выполнения практической работы нужно повторить правила безопасной работы с инструментами. Давайте их вспомним:

1. ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе,

2. ножницы должны быть заточены со смыкающимися лезвиями,

3. без необходимости не перемещаться с ножницами по классу,

4. иголки должны находиться в игольнице,

5. иголки нельзя закалывать в одежду, брать в рот,

6. нельзя шить затупленной или ржавой иглой, шить с наперстком,

7. ножницы передавать кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Важное значение при выполнении вышивки имеет место следующее:

1. сидеть на всей поверхности стула, чтобы свет падал слева, расстояние от глаз до работы должно быть 25-30 см.

2. сидеть, не опираясь локтями на стол, слегка наклонившись вперед или опираясь на спинку стула.

V. Практическая работа

Как выполняется гладь. На выбранном элементе вышивки выполнить гладьевые стежки:

-двухсторонняя гладь. Заполнить внутреннюю часть элемента стежками, плотно прилегающими друг к другу. Направление стежков должно соответствовать естественному направлению линий (в соответствии с вариантом разукрашивания карандашом данного элемента). Стежки проходят как по лицевой стороне, так и по изнаночной;

-двухсторонняя гладь с настилом. На элементе прокладываются предварительные стежки более толстой нить, чтобы в дальнейшем получилась выпуклая гладь;

-смещенная гладь. Выполнение стежков рядами, когда стежки следующего ряда заходят на стежки предыдущего ряда;

-косая гладь. Стежки выполняются под углом к вертикали, применяется для мелких элементов.

Нитку в ткани нужно закреплять без узлов, прокладывая ее в ткани.

Учитель показывает приемы выполнения. Учащиеся выполняют работу на своих рисунках

Требования к качеству вышивки:

- на изнаночной стороне не должно быть узлов;

- ткань не должна быть стянута;

- контуры элементов должны быть четкими.

- в вышивке должна сочетаться цветовая гамма.

Физкультминутка. Выполнение упражнений по 1-2 минуты.

Упражнения для глаз:

1. открывать и закрывать глаза,

2. вращать глазами по часовой и против часовой стрелке, двигать вправо и влево,

3. прикрыть руками глаза, не надавливая на них,

Упражнения для шейно-воротниковой зоны:

1. поднимать плечи вверх-вниз,

2. вращать плечами вперед-назад,

3. растереть правой рукой левую часть воротниковой зоны, а левой – правую часть.

VI. Заключительная часть

Проверка выполнения работы. Выставление оценок. Лучшие работы. Рефлексия: что узнали нового, что понравилось на уроке, что было интересного, что больше запомнилось.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок технологии 8класс

Тема Вышивание пейзажа. Работа над эскизом вышивки.

Планируемые результаты.

Предметные. Обучающиеся научатся выполнять эскиз для вышивки.

Метапредметные.Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением общих признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме простых суждений.Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.Коммуникативные:учитывать позицию собеседника и осуществлять сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Личностные. Ориентация на понимание причин успеха в деятельности, развитие эстетических чувств.

I . Мотивация(самоопределение к деятельности)

-Глубоко вдохните и выдохните.Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей,

Мои, друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз

II .Актуализация знаний .

-Я принесла с собой на урок работы своих учениц, таких же девочек как вы. Вам нравятся эти вышитые картины? Я горжусь своими талантливыми девочками, но знаю, что вы тоже способны создавать рукодельные чудеса.

Скажите, а в каких вышивальных техниках созданы эти работы? (Вышивка бисером, лентами, простым крестом.)

-А что объединяет эти работы? (На всех изображена природа.)

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется –пейзаж.

Слайд1.Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и

фотоискусстве — тип картины, изображающийприроду или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня,город

-Вы, наверное, уже догадались, что ключевым словом в теме урока будет слово «пейзаж»

А так как вы занимаетесь на протяжении последних уроков вышиванием, следовательно, тема урока? (« вышивание пейзажа».)

-Вы когда- нибудь пробовали вышивать пейзаж? (нет.)

-Тогда вам повезло, вы ещё сможете сделать для себя много интересных открытий.

Видеть и делать новое – это большое удовольствие.

Давайте вытащим из тайников памяти кое-что ценное, что понадобиться нам на сегодняшнем уроке

Повторим с помощью тестов материал прошлых уроков, занесем данные в опросно –оценочные листы (Виды вышивальных швов)

Работа с карточками на столе.

Проверка по эталону .Слайд2

Оцените свои знания

III . Проблема.Целеполагание.

-Мы повторили виды швов, знаем что-такое пейзаж .

Значит можно начать вышивать? (Нет, не определились, какой рисунок будет на вышивке?)

- Как же решить проблему?

-Как называется рисунок,на котором изображается буд. вышивка.?(Эскиз)

-Какова же цель нашего урока?( Выполнить эскиз для вышивки пейзажа.)

IV .Открытие нового знания.

-Пейзаж – это прежде всего изображение пространства.

А как передать пространство в пейзаже?

Вам знакомо слово перспектива?

. Прямые параллельные прямые линии на рисунке сходятся в одной точке

Линии схода - это линии, образующие края формы объекта

и показывают положение объекта в перспективе.

Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.

Предметы ,уходящие в даль уменьшаются в размере.

Близкие предметы надо изображать обьёмно, а дальние плоско

Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке

Как происходит изменение цвета в пространстве?

Горы, которые находятся близко – яркие и темные, а удалённые – бледные и голубоватые, холодные.

По мере удаления предметов цвет теряет свою форму, светлеет.

Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удаленные одноцветными.

Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

В пейзаже большое значение имеет «главный герой». Им может быть дерево, интересное здание или группа зданий, необычной формы облако, яхта или что-тоиное.

Слайды14-15
V . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Групповая работа

Составление памятки после просмотра презентации на доске. Дополни предложения,обсудив в группе.

Памятка.Основные правила линейной и воздушной перспективы:

1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.

2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.

3. Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.

4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

5. Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско.

6. Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые – одноцветными

VI . Знакомство с понятием «Графическая вышивка. »

-Посмотрите на изображения вышивок. Слайд16

А что их различает?

-Посмотрите в окно.

Много ли цвета сейчас в природе ?

Зима и ранняя весна - время черно-белой графики, т.к в природе мало цвета.

Язык графики и главные его выразительные средства- это линия, штрих. контур. пятно, тон

Какие вышивальные швы мы можем использовать в данном случае? (штриховую гладь, узелки, стебельчатый, тамбурный, вперёд иголку.

Групповая работа (составление инструкционной карты)

-На уроке вам предстоит выполнить работу над эскизом. Определим порядок работы над эскизом пейзажа

Инструкционная карта.

Определи правильный порядок своих действий при создании

Организуем рабочее место;

Определим планы (верхний, средний, нижний)

Расположим лист горизонтально или вертикально

Заполним средний план;

Заполним нижний план.

Заполним деталями верхний план поверхности, соблюдая правила линейной и воздушной перспектив;

Относительно линии горизонта определим место основных элементов композиции в верхней части (небо, облака, солнце, тучи, птицы и т.п.)

1. Организуем рабочее место;

2. Расположим лист горизонтально.

3. Определим линию горизонта (высокая, низкая);
4. Определитм планы (верхний, средний, нижний);
5. Относительно линии горизонта определим место основных элементов композиции в верхней части (небо, облака, солнце, тучи, птицы и т.п.)

6. Относительно линии горизонта определим место основных элементов композиции в верхней части (небо, облака, солнце, тучи, птицы и т.п.)

7. Заполним деталями верхний план поверхности, соблюдая правила линейной и воздушной перспектив;
8. Заполним средний план;
9. Заполнитм нижний план.

VIII . Практическая работа

(Во время практической работы для фона звучат музыкальные произведения, учитель делает целевые обходы, контролируя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролирует объем и качество выполненной работы. )

Гимнастика для глаз.

-Найдите яркое пятно на вышивке ,на которое было бы приятно смотреть,несколько секунд посмотрите на него.

Теперь на кончик носа, вновь на вышивку, на кончик носа. Несколько раз посмотри попеременно вверх-вниз, влево-вправо,

Потрите ладони, чтобы они были теплыми .

Закройте ладонями глаза, посидите, возьмитесь за руки, подарите тепло своих ладоней друг другу. Можно мне присоединиться к вами и подарить вам свою дружбу.

I Х.Рефлексия учебной деятельности.

Справились ли вы с поставленной задачей урока?

Что было задумано, что удалось, что менее удалось. Как вы думаете, сможете ли вы применить знания и умения полученные на уроке в будущем?

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест. Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

ВложениеРазмер
proekt_na_temu_vyshivka_krestom_kz.docx 31.69 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 8Б КЛАССА

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА____________4

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ВЫШИВКИ___5

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА____6

КОНТРОЛЬ ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ_____6

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет (реже всего).

Виды вышивальных техник :

  • Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении.
  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
  • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
  • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
  • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
  • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
  • Двойной, или «болгарский», крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
  • Саккинин крест - сакнитский вид вышивания
  • «Звёздочка» — ещё один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
  • Крест Левиафан — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
  • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырёх разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
  • Итальянский крест — состоит из 8 стежков, первые 4 повторяют болгарский крест, остальные «окаймляют» его по периметру клетки, соединяя верхние, правые, нижние и левые углы между собой.

Методы вышивания

  • По цветам — последовательное вышивание по цветам, при котором путь нитки проходит по всей непрерывной области данного цвета в вышивальной схеме. Вышивание по цветам удобно для схем с большим количеством цветов.
  • Рядами (Парковкой) — вышивание цвета ограничено одним рядом и не продолжается, пока ряд не будет закончен полностью. Вышивание рядами подходит для более простых схем с небольшим числом цветов.

Главное, чтобы «крестики» были ровными, а изнанка — гладкой, без «протяжек» и узелков.

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА

Я недолго думала, какую тему мне выбрать, моё внимание сразу привлекла вышивка крестом. Я довольно таки давно занимаюсь этой деятельностью, мне очень нравится это. Тем более, это совсем не сложно.

Как мне кажется, изделие должно быть аккуратно вышито, чистым и поглаженным.

ПЕРЕЧЕНЬ ИДЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

МОДЕЛЬ №1 Вышить котёнка в сине-голубых тонах. Мне нравится именно этот вариант, потому что на нем изображено одно из моих любимых живностей, а так же, приятные для глаз цвета.

МОДЕЛЬ №2 Вышить три розы в красно-розовых тонах. Цветы, как никак, классика, тем более розы, да и еще в такой цветовой гамме.

МОДЕЛЬ №3 Вышить вишню в бардовых тонах. Очень красивый рисунок, как по мне, да и главное простой!

Но все же я выбираю МОДЕЛЬ №1, потому что эта картина меня больше всего импонирует.

  1. Купить материалы для вышивки (канва, нити, иголка).
  2. Вышить картинку крестом.
  3. Написать проект.
  4. Показать учителю технологии.

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ВЫШИВКИ

К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Она берет начало в 9-10 веке. Об этом говорят многочисленные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами, выполнены золотыми нитями. Это было очень популярно в те времена, им украшали одежду и предметы быта, но только знатные особы. А уже самый расцвет вышивки крестом на Руси пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.

Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы России используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.

Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей.

Самый главный инструмент вышивания. Для вышивки крестом используют тупые гобеленовые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вставить нить.

Нити, произведенные специально для вышивания или других видов рукоделия.

  • Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвия, кольцами вперед.
  • Нельзя шить ржавой иголкой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней след и, кроме того, может сломаться.
  • Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке, а булавки – в коробочке с крышкой.
  • Не прикусывать нитки зубами – можно испортить эмаль и поранить губы.

организация рабочего места

Чтобы работать с вышивкой было удобно и приятно, нужно правильно организовать свое рабочее место.

Рабочая поверхность должна располагаться по левую строну от источника света. Предпочтительней яркий дневной свет, а в вечерние время – лампа дневного света (холодный свет).

Положение вышивальщицы тоже имеет значение: корпус во время работы должен быть слегка наклонен вперед, при этом не сутулится и не опускать голову низко над работой. Если Вы работаете за столом, придвигайте стул так, чтобы можно было опираться на его спинку.

Расстояние между глазами и работой приблизительно 25-30 см. Обратите внимание на постановку рук при работе: левая рука должна находиться под работой, а правая – сверху.

Если у Вас есть свое постоянное «рабочее» место – это очень хорошо. Вы можете все инструменты и материалы распределить по ящикам и папкам (если они есть). В моем случае не было постоянного рабочего места , поэтому для простоты и удобства размещения рабочих материалов я использовала файл для документов.

Теперь, когда моё рабочее место готово и все материалы для работы собраны, можно приступать к изготовлению изделия. Я делаю свою работу с соблюдением правил при вышивании крестом.

Выполненная мною вышивка мне самой очень понравилась, также она понравилась моим друзьям и

родственникам. Она отлично украсила интерьер моей комнаты.

Плюсом вышивки является то, что на её изготовление я потратила всего 150 рублей. А в магазине мне

пришлось бы потратить намного больше.

Я довольна результатом, и всегда буду стараться делать всё своими руками.

Я покупала готовый набор для вышивания. Всего он мне обошелся в 150 рублей. В него входят канва "nitex", нитки "angel" и игла 28.

Использование ткани, ниток, иголок, ножниц, пялец и т.д., вредных воздействий на организм

человека в процессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьем для

получения хлопчатобумажной ткани, ниток, является растение хлопок, возделываемое

На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего

проекта не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности


На этом уроке мы познакомимся с художественной вышивкой. Немного поговорим о технике вышивания и основных правилах её выполнения. А также познакомимся с такими известными российскими вышивками, как «владимирский верхошов», «мстёрская белая гладь» и «золотное шитьё» Торжка.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Художественная вышивка"

Искусство вышивания возникло глубоко в древности и передавалось из поколения в поколение.


Вообще, вышивка – это, наверное, самый распространённый и любимый вид декоративно-прикладного искусства.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX–X векам.


Это были фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.

Затем на протяжении нескольких веков традиции вышивального искусства начинают развиваться, и вышивка приобретает ещё большее распространение в украшении костюма, а также предметов обихода.


Однако вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. С приходом XVIII века вышивание распространяется повсеместно и начинает входить в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.


Теперь вышивкой украшают предметы быта – полотенца, подзоры, столешники (скатерти), а также праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы. Правда в то время изделия выполнялись из простых и недорогих материалов, но отличались своим высоким художественным мастерством.


В старину на Руси все женщины владели искусством вышивания. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.


С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.


И, кстати, русская вышивка отличается от вышивок других народов.


Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой.


В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица – символизировала приход весны.


Расположение узора и приёмы вышивки были связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани.


Швы выполнялись по счёту нитей и назывались счётными.

Напомним, что вы уже знакомы со счётной вышивкой. Ранее мы с вами рассматривали приёмы следующих видов счётной вышивки: наборы, русская гладь, роспись, гобеленовый шов, крест, счётная гладь.


Кроме счётной вышивки существует ещё и свободная. Её отличием является то, что сначала на ткани рисуется контур узора, а затем он заполняется, чаще всего, вышивкой гладью, причём тамбурным или стебельчатым швом.


Как правило, узор имеет форму цветов, листьев, веток растений, зверей или птиц. Такую вышивку принято называть художественной гладью.

Вышивку художественной гладью порой сравнивают с живописью, правда только на ткани и с помощью цветных ниток. Так как гладьевые стежки являются заполняющими, то они целиком заполняют определённый участок мотива.


И тогда полностью вышитая разноцветными нитками основа напоминает живописное полотно. Красоту этой вышивки зачастую составляет игра света, переливы ниток, стежки которыми выполнены в разных направлениях.


Нитки для вышивания гладью берут самые разные – от люрекса и шёлка до мулине и ковровой шерсти.


И получают самый разный результат. Например, шерстяные нити дают возможность придать вышивке рельефность и объём. Однако лучшим выбором для глади считаются нитки с шелковистым блеском – именно они создают наиболее впечатляющий эффект. Гладь используют также для заполнения самых разных форм, в том числе и монограмм.


Вышивка гладью легка в выполнении, а выглядит бесподобно. Главное – неукоснительно соблюдать при вышивании несколько несложных правил.

Во-первых, ткань должна быть хорошо натянута на пяльцы.


Во-вторых, прежде, чем приступить к выполнению стежков, нужно начертить на ткани контурные линии мотивов.


В-третьих, начинать работу следует с самого узкого места элемента.


В-четвёртых, стежки должны размещаться один за другим и полностью покрывать ткань.


Художественная вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа.

Наиболее известны вышивки гладью из Китая и Японии.


Мастерицы этих стран достигали настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские и японские мастерицы смогли передать тончайшие оттенки и переливы красок. Отличиями их вышивки являются плавность цветовых переходов и реалистичность изображений.


Что касается других стран, то рукодельницы в области вышивки гладью также не оставили этот приём без должного внимания. По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна и по своей технике одна не похожа на другую.


Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приёмы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники её исполнения. Так можно назвать широко известные российские вышивки: владимирский верхошов, мстёрская белая гладь, александровская цветная гладь, золотое шитьё.


Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью – владимирским швом.


По плотному неотбелённому холсту красной пряжей с добавлением жёлтой, синей и зелёной нити вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов». Особенностью владимирского верхошва являлось то, что по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки – переход нити на лицо. В итоге изображение получалось плоскостным, без особых световых и светотеневых переходов. Владимирским швом чаще всего расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти и портьеры.


Во Владимирской области в посёлке Мстёра родилась и другая разновидность глади – «мстёрская белая гладь».


Эта изысканная белоснежная вышивка чаще всего выполняется по очень тонкому полотну, по батисту или маркизету. Но иногда и используют более плотные ткани. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. Хотя сейчас уже вышивают и по цветной ткани самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета.


Нити используют в тон ткани. Изделия мстёрских мастериц всегда выглядят необычно лёгкими и воздушными.


При вышивании тщательно продумывается каждая деталь узора. В основном мстёрской белой гладью вышивают скатерти, декоративные панно, женскую и детскую одежду.


А вот в городе Торжок Тверской области появилась вышивка совсем другого характера. Она дорогая, а выполняется только серебряной и позолоченной нитью. Называют такую вышивку «золотное шитьё».


Этот вид вышивки пришёл в славянский обиход из Византии и стран Востока. Искусство золотного шитья по-новому зазвучало именно у русских мастериц. Золотношвейные изделия выполняют, как мы уже отметили, серебряными и позолоченными нитями на коже, замше, бархате, шёлке, шерсти и других материалах.


И ещё одной особенностью золотного шитья является то, что рисунки для вышивки составляют сами мастерицы.


Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых выступает ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненными завитками, усиками, блёстками.


Но встречаются и фигурки зверей, птиц, фантастических животных. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями.


Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые, а золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.

Со временем мода изменилась и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокское золотное шитьё упал.


Однако золотые руки мастериц Торжка смогли и по сей день не только сохранить, но и развить вековые традиции народного искусства золотного шитья. Вы можете увидеть косметички, сумочки, очечники, картины или просто украшения для дома, выполненные в этой технике.


Конечно, мода на вышивку со временем меняется. Но обратите внимание, что она никогда не исчезала, и до сих пор остаётся с нами. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку.


Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого.


Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: столового и постельного белья, покрывал, занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.


Итоги урока

На этом уроке мы с вами познакомились с художественной вышивкой. Немного поговорили о технике и основных правилах её выполнения. А также познакомились с такими известными российскими вышивками, как «владимирский верхошов», «мстёрская белая гладь» и «золотное шитьё» Торжка.

Читайте также: