Вышивание счетными швами план конспект урока 7 класс

Обновлено: 28.03.2024

Цель - создать условия для формирования умения вышивать крестом по диагонали.

Предметные результаты обучения – формировать представления о вышивке крестом по диагонали, совершенствовать умения владеть различными способами вышивки крестом, представления о переплетении нитей в тканях.

Метапредметные – совершенствовать навыки общения с помощью диалога, поиск и выделение необходимой информации, умение создавать и применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач (изготовление схем), осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки.

Личностные – способствовать саморазвитию, самосовершенствованию ученика на основе целенаправленной познавательной деятельности, воспитывать ответственное отношение к учению, к труду, формирование осознанного доброжелательного отношения к другому человеку.

Межпредметность:

  • математика – диагональ, параллель,
  • история - историческая справка вышивка на Руси.

Комментарий - комбинированный урок через системно-деятельностный подход

Работа класса в паре.

Методическое оснащение урока – образцы разных тканей по переплетению нитей, коробки с ножницами, игольницами, нитки мулине, канва в пяльцах; словарь

Методы обучения - словесный, наглядный, практический.

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель – Прочитайте поговорку.

Обучающиеся - Не учась, и лаптя не сплетешь.

У. – Как вы понимаете смысл этой поговорки?

О – …….

У. – Сегодня на уроке мы выясним, это действительно так?

3. Вводная беседа, постановка учебной задачи.

У. – что вы видите на слайде?

О. – разные предметы того времени (печка, полотенце с вышивкой, кровать, подушки…)

У. – совершенно верно, видим изделия, оформленные вышивкой. На Руси техника вышивания крестом известна давно, но широко распространилась во второй половине 19 века. Сейчас она одна из самых популярных вышивок.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы будем делать на уроке?

О. – продолжим говорить о вышивке крестом, будем вышивать крестом.

Учитель записывает тему урока на доске.

У. – мы сформулировали тему и цель урока. Скажите, где можно применить знания, полученные на уроке ( учитель ориентирует девочек на постановку задач урока)?

О. – при оформлении интерьера, при оформлении своего проектного изделия…

У. – попробуем доказать это на уроке. Как можно поработать на уроке, чтобы достичь цели (ориентирует детей на планирование урока)?

Ведь урок чему-то учит.

О. – предлагают схему урока, учитель поправляет, направляет, корректирует, фиксирует на доске.

1) должны узнать что-то новое,

2) должны выяснить, что я знаю, чего еще не знаю,

3)должны вышивать крестом – практическая работа,

5)суметь выполнить запланированный объем работы,

6)оценить свою работу и получить оценку на уроке.

У. – в конце урока вы дадите оценку своей работе, заполните лист самооценки (мотивирует детей на деятельность через оценочный лист).

У. – Девочки, как вы считаете, ткани все одинаковые?

О. – нет.

У. – прочитайте в словаре, что такое переплетение нитей в тканях. Что выяснили? (Учитель ориентирует на поиск информации – познавательные УУД)

О. - переплетение нитей – это взаимное расположение нитей в тканях, определяющее структуру, внешний вид и свойства материала.

У. – из уроков материаловедения вы знаете, что самым простым является полотняное переплетение. В нем нити утка переплетаются с нитями основы в шахматном порядке, через одну.

Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные, ткани, некоторые шерстяные и шелковые ткани.

У тканей с саржевым переплетением заметны косые полоски (рубчик), которые располагаются слева вверх направо. Такое переплетение чаще имеют шерстяные ткани.

Сатиновое и атласное переплетение более сложные, чем предыдущие. Ткани с таким переплетение имеют с лицевой стороны гладкую, блестящую поверхность. Это х\б ткани – сатин, шелковая ткань – атлас.

У. – Рассмотрите образцы разных тканей, лежащие на столах, обратите внимание на переплетение нитей в тканях.

А что вы можете сказать о переплетении канвы? Посмотрите на канву.

О. – у канвы полотняное переплетение, оно хорошо видно на канве.

У. На прошлом уроке мы говорили про счетные швы, что кроме счетной глади, росписи, гобеленового шва, к счетным швам относится и вышивка крестом. Поэтому в качестве материала для этой вышивки лучше всего подойдет канва. Почему?

О. – потому что нужно просчитать все крестики на схеме и на ткани, на канве лучше считать. Крест выполняется в квадратике, а квадратики хорошо видны на канве.

У. – ткани, с каким переплетением нитей подойдут тоже для вышивки крестом?

О. – с полотняным переплетением – х\б, лен, шерсть.

У. – мы доказали, что, да, действительно, можно оформить вышивкой свое швейное изделие.

У. – девочки, но не про все переплетения в тканях я вам рассказала (ориентирует детей на формулировку нового определения – познавательные УУД). Если существуют простые переплетения нитей в тканях, значит, существуют и КАКИЕ?

О. – сложные переплетения.

У. – вы найдете их на сайте в интернете, например, жаккардовое переплетение ( концентрирует внимание, мотивирует через поиск информации – познавательные УУД).

У. – Вышивка является одним из самых любимых видов рукоделия. В старину все женщины на Руси владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведения искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Русская вышивка отличалась от вышивки других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометрические формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей – занавесей для окон, салфеток, наволочек на диванные подушки, панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

5. Выбор материалов, инструментов, приспособлений

Учитель – Мы выяснили, что в качестве материала нам понадобиться канва. Какие еще необходимо приготовить материалы и инструменты, чтобы оформить вышивкой изделие?

Обучающиеся перечисляют – нитки мулине, пяльцы, ножницы, иглы с большим ушком, наперсток, линейка…

У. – Помнить нужно правило – в вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков

У. – Вспомним правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать. Внимание на экран – прокомментируйте иллюстрации….

У. – у вас на рабочем столе лежат все необходимые материалы, инструменты, приспособления ( ориентирует на организацию рабочего места).

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Учитель объявляет, что в качестве физминутки можно встать и пройти посмотреть, какие нитки лежат на столах, какого цвета, потому что в ходе работы можно обменяться нитками нужного цвета…(воспитание отношений друг к другу, личностые УУД).

7. Практическая работа

У. – рассмотрим и вспомним прием выполнения простого креста… (беседа по слайду).

В русской вышивке большую роль играет геометрический орнамент. А как быть в этом случае (на слайде изображена схема домика)? Как вышить крышу домика, не нарушив основного правила в вышивке крестом? (Ориентирует детей на дефицит знаний о способе вышивки крестом по диагонали).

О. – предлагают варианты, способы вышивки в данном примере.

У. – Существует способ, который называется вышивка крестом по диагонали.

У. – Простая диагональ.

1. Первая половина.

Покрыть открывающим диагональным стежком первый квадрат, указанный на схеме.

2. Закрывающим диагональным стежком выполнить второй квадрат: игла расположена омтрием вверх.

3. Открывающим диагональным стежком начать третий квадрат схемы.


4. Выполнить закрывающий диагональный стежок в четвертом ряду.

5. Продолжить чередовать открывающие и закрывающие диагональные стежки до последнего обозначенного квадрата.

6. Проконтролировать изнаночную сторону работы – стежки должны быть вертикальными и параллельными между собой.

Вторая половина

7. Пропустив иглу под последним стежком, выполнить открывающих диагональный стежок, закончив крестик.

9. Выполнить закрывающий диагональный стежок, чтобы закончить крестик, и продолжите выполнение с пункта №7.


10. Продолжить, чередуя открывающий стежок, пропуская его под стежком первой половины, и закрывающий стежок, который пройдет поверх предыдущего.

11. Проконтролируйте изнаночную сторону работы – все стежки вертикальные, а линии параллельные.


У. – Девочки, сейчас мы с вами сделаем еще одно открытие – кроме простого креста существует…

О. – Сложный крест?

У. – обратите внимание на следующий слайд. Какое определение можно дать сложному кресту? ( ориентирует детей на самостоятельность в определении – познавательные УУД)

О. – На простой крест накладывается знак +.

У. – На любом сайте в интернете вы можете познакомиться с техникой выполнения сложного креста и дома сделать упражнения по данной технике.

8. Работа в паре

Первая ученица готовит схему с геометрическим орнаментом, вторая ученица выбирает цвет, в котором будут работать.

У. – Что такое орнамент? Выясните в словаре?

О. – Орнамент – это последовательное повторение узоров или целой группы узоров.

У. – Сложные узоры сегодня не выбираем. Для вышивки возьмите из пасмы две нитки мулине. Что такое пасма? Выясните в словаре?

О. – Пасма – одна из частей, на которые делится моток.

У. – Закрепите нить на канве петлей. Вышейте рисунок, срезать лишний материал, по краю готового изделия сделайте бахрому.

Учитель следит за деятельностью обучающихся, консультирует, контролирует.

9. Итог урока

Лист самооценки. Выставка работ.

Учитель объявляет об истечении времени практической работы и о заполнении листа самооценки. Выставляет оценки в журнал за работу на уроке, комментирует. Девочки прикрепляют свои изделия на доску при помощи магнитов.

10. Рефлексия

У. – Можно ли теперь сказать, что поговорка «Не учась, и лаптя не сплетешь» действительна?

О. – Да, мы трудились, ….

У. – добились цели на уроке?

О. – да, мы научились вышивать крестом по диагонали.

У. - Проверим свои знания.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как давно существует данный вид рукоделия на Руси?
  • Какие орнаменты используют в вышивке крестом?
  • Что можно украсить вышивкой крестом?

11. Домашнее задание – записывают в дневники: упражнения вышивки сложным крестом, поиск информации – сложные переплетения нитей в тканях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вышивка счетными швами. Народная вышивка счетными швами. Современные центры народных промыслов по вышивке. Материалы и инструменты для вышивки счетными швами. Схемы для вышивки. Подготовка к вышивке. Изготовление схем для вышивки по компьютеру и с помощью ПЭВМ. Приемы выполнения счетных швов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Вышивка счетными швами"»

Класс: 6-Б (девочки)

Урок: трудовое обучение

Тема. Вышивка счетными швами. Народная вышивка счетными швами. Современные центры народных промыслов по вышивке. Материалы и инструменты для вышивки счетными швами. Схемы для вышивки. Подготовка к вышивке. Изготовление схем для вышивки по компьютеру и с помощью ПЭВМ. Приемы выполнения счетных швов.

познакомить обучающихся с историей возникновения вышивки, вышивкой Донецкого края,

дать представление о видах счетных швов, изготовлением схем для вышивки на компьютере;

создавать условия для формирования умений и навыков при выполнении шва «крестик»

сформировать понятия «счетные швы» «творческий проект»;

содействовать развитию познавательного интереса к работе, логического и пространственного мышления, коммуникативных способностей;

формировать умения и навыки давать самооценку результатам своей деятельности.

создавать условия для воспитания у обучающихся уважения к труду, желания принимать участие в трудовом процессе;

воспитывать аккуратность в работе, культуру труда, чувство ответственности за работу.

познакомить с историей возникновения вышивки; вышивкой Донецкого края;

сформировать понятие «счетные швы», какие бывают виды счетных швов, как изготовить схемы для вышивки с помощью компьютера;

научить выполнять шов «крест», продолжить формировать умения и навыки давать самооценку и взаимооценку результатам деятельности;

воспитывать интерес и аккуратность в работе.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, образцы вышивок, иглы, ножницы, нитки, пяльцы, наперсток, карандаш, бумага в клеточку, карточки «Правила безопасной работы с иглой и ножницами».

Методы обучения: познавательный рассказ, демонстрация, инструктаж, практическая работа, интерактивная физкультминутка, игра «Блиц – опрос», самооценивание, взаимооценивание.

Тип урока: урок изучение нового материала и применение умений на практике.

Вид урока: урок – путешествие

Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний.

Есть ли у вас дома вышитые изделия?

Какие изделия можно украсить вышивкой?

Приходилось ли Вам самим вышивать?

Любите ли вы путешествовать?

Мотивация. Сегодня мы с вами совершим путешествие в чудесную страну, которая называется «Вышивка».

Мы переходим к изучению большого раздела (7 ч). Декоративно – прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект. В течение этого времени мы с вами должны самостоятельно разработать и изготовить вышитое изделие счетными швами.

Поэтому тема нашего урока: «Вышивка счетными швами». (Записать тему в тетрадь).

На протяжении нашего путешествия мы с вами посетим 9 станций, на которых будем выполнять определенные задачи:

познакомимся с историей возникновения вышивки; вышивкой Донецкого края;

сформируем понятие «счетные швы», какие бывают виды счетных швов, как изготовить схемы для вышивки с помощью компьютера;

научимся выполнять шов «крест», продолжим формировать умения и навыки давать оценку и самооценку своей деятельности;

воспитывать интерес и аккуратность в работе.

Изучение нового материала.

2. Станция «Краеведческая».

3. Станция «Познавательная». Понятие счетные швы. Счетные швы – это швы, выполняемые по счету нитей ткани по основе и утку. (записать в тетрадь). Виды счетных швов: набор, счетная гладь, косая стежка, «козлик», гобеленовый шов, роспись или полукрест, крест и др.

4. Станция «Узорная».

5. Станция «Материально – инструментальная».

6. Станция «Технологическая».

VI. Практическая работа.

Повторение правил безопасной работы с иглой и ножницами.

Выполнение шва «крест» на бумаге в клеточку.

Станция «В гостях у Пети» (физкультминутка).

Продолжение выполнения шва.

Подведение итога урока.

Станция «Игровая» (Блиц – опрос).

Оценивание результатов опроса.

Взаимооценивание практической работы.

Оценивание результатов урока.

Что понравилось, запомнилось на уроке?

Какие трудности у вас возникли на уроке?

Как вы их преодолевали?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Домашнее задание. Подготовить информацию о профессиях вышивальщицы, утюжильщицы. Принести ткань для вышивки, иглу, ножницы, нитки, простые схемы для вышивки крестом. Маленький секретик.

Цель: совершенствовать навыки ручного вышивания на примере счетных швов.

  1. Ознакомление учащихся с многообразием счетных швов. Формирование навыков выполнения счетных швов. Обучение самоконтролю выполненной работы.
  2. Воспитание положительного и ответственного отношения к труду. Формирование интереса к культуре и искусству, эстетического вкуса.
  3. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления, мелкой моторики рук.

Объект труда: сувенир, салфетка или игольница (по выбору учащихся).

Материальное оснащение: учебник, рабочая тетрадь, канва, нитки мулине, иглы для вышивки крестом, игольница, ножницы для подрезания нитей, пяльцы, схемы для вышивки; альбом с образцами вышивок, таблицы с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий.

Оснащение: компьютер, проектор, презентация “Счетные швы”.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  3. Актуализация знаний.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала. Практическая работа.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

1. Организационный момент. (3–5 мин.)

Проверка учащихся по журналу; проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимых для урока материалов, инструментов и приспособлений (см. материальное оснащение урока). Дежурные раздают технологические карты счетных швов.

2. Повторение. (5–7 мин.)

Учащимся предлагается разгадать кроссворд по теме предыдущего урока слайд 2–13>. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Повторяющийся элемент в орнаменте.
2. Инструмент для вышивки.
3. Объединение элементов изображения в одно художественное целое единой формы и содержания.
4. Одноглазая старушка узоры вышивает (загадка).
5. Нитки для вышивки.
6. На пальце одном ведерко вверх дном (загадка).
7. Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
8. Световой тон, окраска чего-нибудь.
9. Место соединения деталей строчкой, способ вышивки (множественное число).
10 в . Часть строчки между двумя проколами иглы.
10 г . Швы, которыми выполняют рисунки, отсчитывая нити ткани.

3. Актуализация знаний. (3–5 мин.)

Итак, тема урока – “Счетные швы”. Учащиеся записывают тему и новый термин в рабочие тетради. Учитель сообщает цель урока.

Для того чтобы работа доставляла удовольствие, нужно удобно расположиться на рабочем месте, правильно и безопасно ее выполнять слайд 14–17>.

Подготовка к вышивке состоит из следующих этапов:

  • Подбор материалов, инструментов и оборудования.
  • Организация рабочего места. Посадка.
  • Перевод рисунка на ткань.
  • Заправка ткани в пяльцы.
  • Заправка нити в иглу.
  • Техника безопасности.

Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей. Самый же распространенный вид ткани для вышивки крестом – канва.

Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом. По такой ткани обычно вышивают через две нити. Благодаря своей плотной структуре, лен хорошо подходит для вышивок, где остается много незашитого фона.

Накладная канва используется для вышивания по тканям, не имеющим равномерную структуру. Обычно это предметы одежды из трикотажного полотна. Такая канва грубее, чем обычная, и имеет разметку по 10 клеток, синей нитью. Канва приметывается сверху, делается вышивка, канва удаляется.

Страмин – это крупная, жесткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине. [1]

В счетной вышивке используют следующие нитки (учитель демонстрирует образцы, дает краткую характеристику ниток).

Вышивальные нитки (мулине) используются в различных техниках вышивания, особенно для вышивки крестом и гладью.

Мягкие вышивальные хлопковые нитки – толстая матовая нить. Как правило, используются для вышивки на тяжелых тканях, например, для вышивания настенных гобеленов, для выполнения шнурковых или сложных обмоточных стежков.

Мерсеризированные нитки – крученная хлопковая нить с характерным сильным блеском различной толщины в виде мотков и клубков.

Металлизированные вышивальные нитки – нить, похожая на маленькую блестящую проволочку. Применяется отдельно или в сочетании с хлопчатобумажными или шерстяными нитками.

Шелковые и вискозные нитки используются в вышивании для создания сильного блеска и придания готовой вышивке мягкости и шелковистости.

Тонкая шерстяная пряжа – нить в 2 сложения, широко применяющаяся в вышивке шерстью по ткани как отдельно, так и в соединении с другими нитками.

Гобеленовая шерсть – тяжелая пряжа, которой вышивают в целое сложение гобелены по счетным схемам.

Учащиеся повторяют организацию рабочего места, технику безопасности при работе с ручными инструментами и ВТО, способы перевода рисунка на ткань, посадку при вышивании, правила заправки ткани в пяльцы и положение рук при вышивании.

4. Объяснение нового материала. (10–15 мин.)

Теперь вы знаете, что швы, которыми выполняют рисунки, отсчитывая нити ткани, называют счетными швами. Учащиеся открывают учебники [1] на странице 96, §15 “Счетные швы”.

К счетным швам относятся: косая стежка, набор, полукрест или “роспись”, счетная гладь, “козлик”, крест, гобеленовый и другие. Учащиеся записывают названия счетных швов в рабочие тетради .

Мотивы узоров и приемы выполнения счетных швов применяют для оформления занавесей, диванных подушек, салфеток, панно, одежды.

Учитель дает краткую характеристику счетных швов, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов Слайды 19–26> и обращает внимание учащихся на технологические карты счетных швов Приложение, Рисунки 1–12> и содержание учебника.

Набор (брань) – двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество, выполняется стежками разной длины шва "вперед иголку" по счету нитей. Прямыми стежками ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении – вдоль (по горизонтали) или поперек (по вертикали) узора, от одного конца до другого и обратно. Узоры набора составляют параллельные ряды горизонтальных или вертикальных стежков, уложенных на расстоянии одной или двух нитей. Особое место занимает "набор" в древней технике народного вышивания орловский "спис", где контур рисунка выполняется стебельчатым или тамбурным швом, а внутри – мелкими стежками "набора" – "бранками". Таким же способом вышивают и "русскую гладь". Основной цвет – красный с незначительным добавлением черного и синего .

Шов "роспись" или "полукрест". Выполняется швом “вперед иголку”. Сначала обводят контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура. Затем движением иглы в обратном направлении заполняют пропущенные места и детали узора расположенные внутри контура. Разновидности шва "роспись": чешуйка; клетка; шашечка; кустики; птичка .

Счетная гладь бывает односторонняя (а) и двусторонняя (б, в). Вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. В прямой глади стежки кладутся вдоль ниток ткани по горизонтали и вертикали, а в косой – с различным наклоном .

Косая стежка – глухой односторонний счетный шов. Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы .

Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины. Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4–8–12) в два раза больше, чем по вертикали (2–4–6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия – “куриный” или “сорочий брод”.

Шов "козлик" или "бархатный" выполняют слева направо. Игла при работе всегда повернута острым концом налево. Нитку закрепляют в точке 1, делают стежок 2–3 на верхней линии, затем стежок 4–5 на нижней линии и т.д.

Шов “крест” в один ход выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Первый стежок ложится из левого нижнего угла клетки в правый верхний или наоборот. Перекрывает его стежок, проходящий из левого нижнего угла клетки в правый верхний. Шов “крест” в два хода вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема. Следует помнить о том, что все верхние стежки вышивки должны ложиться в одном направлении .

Гобеленовым швом вышивают по холсту, рогожке или канве. Выполняют слева направо так, чтобы стежки ложились наискосок от левого нижнего угла к правому верхнему. Высота стежка 2-4 нити ткани, а между стежками – 1 нить или соответственно 1 или 2 нити канвы .

Профессии, связанные с вышиванием: вышивальщица, художник-мастер по тканям. Учитель дает краткую характеристику профессиям, называет правила ВТО вышитых изделий.

Цель урока: Научить технике выполнения счетных швов- шов крест;

  • Воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке;
  • привлечь любовь к художественному творчеству, воспитать чувство красоты;
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, самостоятельности учащихся.
  • Компьютерное оборудование; игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы; нитки швейные или мулине, разных цветов, канва; рабочая тетрадь, таблицы с инструкциями по технике безопасности при работе с ножницами, иголками; готовые изделия, журналы.

Ход урока

1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку

Доведение до учащихся плана урока

  1. Какие виды счетных швов вы знаете?(набор(брань), русская гладь, роспись, гобеленовый шов, крест)
  2. Почему они называются счетными?(при заполнении узора отсчитывают нити ткани)
  3. Какую ткань используют для выполнения счетной вышивки и почему?(ткани полотняного переплетения, имеющие равное кол-во ниток по основе и утку)
  4. Что такое канва?(специальная ткань с четкой сеткообразной структурой)
  5. Что представляет схема для вышивки? (лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок)
  6. Почему после каждого сеанса вышивания необходимо снимать пяльцы?(чтобы ткань не деформировалась)

3. Изучение нового материала

Слово учителя

Шов крест – самый любимый и распространенный шов из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует равные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне допустимы протяжки ниток в пределах трех клеток.

4. Практическая работа.

Ребята, прежде чем приступим к работе, давайте вспомним о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглами.

Приступим к работе: заправьте ткань в пяльцы, вденьте нитку в иголку и закрепите ее на ткани (3 слайд)

Одиночный крестик выполняют в два приема: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево.(4 слайд)

Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы – в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка. Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие – справа налево (5 слайд)

Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз. Переход к следующему ряду смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (6 слайд)

При вышивке вертикальными рядами и по диагонали каждый крестик вышивают полностью (7,8 слайд)

При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка (9 слайд)

Двойной (болгарский) крест выполняют в один прием четырьмя стежками: сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальные стежки. После выполнения двойного креста иголку выкалывают в углу и вышивают следующий двойной крест и т.д. (10 слайд)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Современные технологии позволяют создавать вышивку счетными швами по авторским рисункам или фотографиям. В этом случае можно выполнить действительно творческую, авторскую работу гобеленовым швом или крестом. Для этого нужно иметь компьютер и программу для вышивания, записанную на лазерном диске. С их помощью легко превратить любое изображение в проекты для вышивания. Сканер считывает выполненное на бумаге изображение и передает его в компьютер. Пользователь задает компьютеру выбранные набор ниток, тип канвовой ткани, размер и вид стежков, программа автоматически создает проект, отвечающий всем заданным параметрам. Компьютер подберет наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране и распечатать в виде образца вышивки вместе со списком необходимых материалов. Кроме того, эта программа содержит готовые проекты и схемы для вышивки.

Презентация по технологии

В презентации показаны образцы для вышивания счётным швом, образцы дидактического обеспечения на уроке для учащихся. Также есть краткое описание об этом виде рукоделия, кто им занимается, какой вид ткани используется для вышивания, а также какие виды игл и пяльцев используются при выполнении работы.

Презентация по технологии "Дидактическое обеспечение на уроках технологии с учётом ФГОС ООО. Раздел "Художественные ремёсла, урок вышивание счётными швами" (7 класс)

Презентация по технологии

Дидактическое обеспечение на уроках технологии с учётом Раздел: «Художественные ремёсла», урок вышивание ФГОС ООО. счётными швами. Выполнила: учитель технологии Герасимова Е.Е. МОУ Шарловская СОШ 2017 год.

Презентация по технологии "Дидактическое обеспечение на уроках технологии с учётом ФГОС ООО. Раздел "Художественные ремёсла, урок вышивание счётными швами" (7 класс)

Презентация по технологии

Презентация по технологии "Дидактическое обеспечение на уроках технологии с учётом ФГОС ООО. Раздел "Художественные ремёсла, урок вышивание счётными швами" (7 класс)

Презентация по технологии

Цели и задачи урока: ­ ознакомить с историей возникновения вышивки; ­ ознакомить с видами вышивки крестом; ­ научить технике выполнения счётных швов; ­ воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно. ­ изготовить картину в технике «вышивка крестом»

Презентация по технологии "Дидактическое обеспечение на уроках технологии с учётом ФГОС ООО. Раздел "Художественные ремёсла, урок вышивание счётными швами" (7 класс)

Презентация по технологии

Вышивка ­ это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, создавались образцы вышивки с национальными чертами. Вышивка крестом – самый распространённый из видов декоративных швов.

Читайте также: