Вышивание шерстяными нитками

Обновлено: 19.04.2024

Такая вышивка позволяет сделать картину более объемной и рельефной. Поэтому вышивка шерстяными нитками часто используется еще и для украшения одежды.

  1. Сила в традициях
  2. Практическое применение
  3. Необходимые инструменты и материалы
  4. Подготовка к работе
  5. Начало творчества
  6. Особенности техники “крестик”
  7. Работа со схемой
  8. Окончание работы

Вышивка во все времена была самым эффективным способом украшения одежды и предметов быта, не предполагающим больших затрат. Владея искусством вышивания шерстью, можно создать неповторимый интерьер в жилом помещении и придать собственному гардеробу уникальный стиль.


Вышивка шерстяными нитками и в век электронных технологий остается одним из любимейших видов рукоделия. Ведь в нем важен как процесс, благотворно влияющий на нервную систему, так и результат, способствующий развитию творческого потенциала, повышению самооценки, получению дополнительного заработка.

Сила в традициях

Практически в каждой семье бережно хранятся вышитые бабушками или прабабушками вещи: носовые платочки, салфетки, диванные подушки-думки, подзоры для кровати. Чаще всего эти работы выполнены с использованием хлопчатобумажных ниток, в связи с их доступностью. Но можно встретить роскошные, хорошо сохранившиеся шерстяные гобелены и ковры, которые до сих пор не потеряли своей привлекательности и используются в современном интерьере.

Практическое применение

Поведем разговор о древнейшей технике — вышивке крестом шерстяными нитками, интерес к которой не угасает среди новичков и опытных вышивальщиц. Ведь в данной технике можно вышить:

Шикарная картина шерстяными нитками

  • уникальную картину, основанную на авторской разработке для вышивания;
  • произведение искусства по готовой схеме, способное украсить самый изысканный интерьер;
  • простенький рисунок, который после оформления в рамку становится милым украшением или эксклюзивным подарком.

Вышивка на одежде — способ реанимировать вышедшую из моды вещь или украсить простенькое платьице, купленное по случаю в магазине. Стоит попробовать, чтобы убедиться в том, что создать цветы из пряжи в технике “крестик” или объемной вышивки проще, чем кажется.

Использование шерстяных нитей позволяет создать объемную работу, с плавным переходом оттенков, способную передать пространственную глубину и световоздушную среду. Вышивка шерстяными нитями весьма успешно конкурирует с живописью. К тому же, мастера при работе с шерстью получают удовольствие от прикосновения к мягкому покладистому материалу.

Необходимые инструменты и материалы

Может показаться удивительным, но специально вышивке крестом учиться не требуется. Первый опыт, в который вложено желание, обречен на успешность. Отличным подспорьем станет готовый набор начального уровня сложности. Пусть это будет небольшая картина или открытка, в которой использовано всего несколько оттенков ниток.

Преимущество набора в том, что он включает в себя все необходимое для ожидаемого результата:

  • канву необходимого размера, позволяющую не напрягать зрение;
  • гобеленовую иглу с большим ушком и тупым кончиком, способствующую безопасной работе и быстрому вдеванию нити, даже при вышивке толстыми шерстяными нитками ;
  • схему для вышивания, в которой каждый квадратик обозначает цвет нити и тип стежка;
  • шерстяные нитки требуемого оттенка (всегда с запасом).

Самостоятельно требуется приобрести необходимые инструменты:

  • Пяльцы для закрепления ткани, выбор которых по материалу, размеру, форме, способу натяжения широк. Новичкам стоит сразу приобрести пяльцы из дерева — надежные и простые в использовании.
  • Игольницу, исключающую возможность потери основного инструмента — иглы.
  • Ножницы — небольшие с длинными тонкими лезвиями и острыми концами. Вполне подойдут маникюрные.
  • Наперсток — верный защитник нежных пальцев от неприятных проколов.

Неплохо было бы обзавестись лупой и водорастворимым карандашом для разметки на ткани . А вот в качестве органайзера для рукоделия можно использовать шкатулку или обувную коробку.

Подготовка к работе

Правильно следует организовать свое рабочее место. Можно, конечно, расположиться в удобном кресле перед телевизором, но в таком случае придется пяльцы держать на весу и постоянно тянуться за материалами и инструментами. При желании тратить на хобби значительное время — не самый удачный вариант.

Заниматься вышивкой лучше всего за столом, расположенным так, чтобы дневной свет или свет лампы освещения падал, прежде всего, на схему и работу.

Все необходимое для вышивки необходимо положить под рукой. Нитки для удобства рекомендуется разместить в файловую папку: каждый цвет в отдельный, пронумерованный файл.

Начало творчества

Первый шаг при вышивке шерстяными нитями не столько творческий, сколько технический — подготовка и разметка канвы:

  1. Обработайте края канвы, чтобы в процессе работы она не осыпалась.
  2. Найдите середину и поставьте отметку.
  3. Натяните ткань на пяльцы, хорошо отрегулировав степень натяжения.

Всегда начинайте рукоделие с центрального элемента и двигайтесь:

Особенности техники “крестик”

Существуют разные методы вышивания. Самый распространенный — традиционный. Это когда вышивается каждый крестик отдельно. Данный способ эффективен только в случае, когда требуется на участке ткани использовать множество разных оттенков.

Рассказала все, что знала, о вышивке шерстяными нитками


Если одним цветом следует закрыть значительный участок, то продуктивнее использовать датский способ вышивания:

  • вышиваете ряд половинками крестов, с наклоном вправо;
  • возвращаетесь, формируя “крестик” недостающей половинкой, с наклоном влево.

Сразу следует учиться правильно вышивать крестик:

  • Вденьте шерстяную нитку, длиной 50-60 см в иголку — примерно расстояние от кисти до локтя. Если нитка будет длиннее, то ею будет сложнее управлять.
  • Выведите иголку из верхнего правого угла клетки и, не вытягивая нить, сразу введите в нижний левый угол клетки.
  • Сделайте требуемое количество “полукрестиков” одним цветом.
  • Выведите иголку из верхнего левого угла клетки и, не вытягивая нить, сразу введите в нижний правый угол клетки.

Можно часто наблюдать, как неопытные вышивальщицы, вытягивают пряжу на всю длину как за канвой, так и над канвой. Этот неэргономичный способ ведет к:

  • неровным стежкам;
  • усталости рук;
  • нерациональному расходу времени.

Важно! При вышивке никогда не делают узелков — придерживают нить пальцем и закрепляют пряжей в момент первого и последнего стежка. Маркером того, что мастерица все делает правильно, является аккуратная изнанка изделия, зеркально отображающая лицевую сторону.

Работа со схемой

Схемы бывают как цветные, так и монохромные. Обязательно перед началом работы разберитесь, какой цвет нити, каким символом обозначается.

Вышивка лица шерстяными нитками

На заметку. С целью создания качественной работы и сохранения зрения можно посоветовать отмечать простым карандашом символы на схеме, которые были уже вышиты. Наверное, эта процедура займет какое-то время, но зато не позволит совершить ошибку и запутаться.

Окончание работы

Вышивание — процесс длительный, поэтому материал теряет форму и цвет. После того, как вышивка шерстяными нитками картины на канве или рисунка на одежде завершена, требуется непременно:

  • Постирать изделие в теплой воде, использовав жидкость для стирки шерстяных изделий.
  • Удалить лишнюю влагу, промокнув махровым полотенцем.
  • Прогладить вышивку с изнаночной стороны, постелив предварительно на гладильную поверхность махровую ткань.

Рассказала все, что знала, о вышивке шерстяными нитками

Чтобы картина надолго сохранила первоначальный вид, рекомендуется поместить ее под стекло, обратившись в багетную мастерскую. Здесь же рукоделию подберут достойную оправу.

Вышивка шерстяными нитками — занятие невероятно увлекательное. Благодаря нехитрой технике можно без специального образования и без больших капиталовложений создавать дизайнерскую одежду и художественные полотна. Изделия с вышивкой пользуются огромным спросом, поэтому увлечение с течением времени может стать источником дополнительного дохода.


Вышивка шерстяными нитками на одежде позволяет украсить наряд и сделать его эксклюзивным. Такую технику используют преимущественно на вещах из шерстяного материала, иногда на джинсах.

На тонких тканях или хлопке вышивка шерстяными нитками будет выглядеть неуместно, так как нити стежков должны сочетаться по качеству с тканью основы. При работе с шерстью важно учитывать некоторые особенности этого материала, который по ряду своих качеств отличается от привычного для большинства рукодельниц хлопкового мулине.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Когда можно использовать шерсть и зачем это делается


Вышивка пряжей на ткани используется для украшения новой вещи или для преображения и восстановления старой любимой одежды, когда ней появились пятна или зашитые места, которые хочется спрятать.

Узор, выполненный шерстью, получается более плотным и объемным, чем при использовании хлопковых ниток. Рисунок для вышивки шерстяной пряжей стоит выбирать достаточно крупный.

Шерсть подходит для многих видов вышивки. Техника, в которой будет вестись работа, выбирается в зависимости от того, какой толщины пряжу используют. Классическими шерстяными нитками для вышивания получится создать узор в любой технике – от крестика до глади и объемного рококо. При работе толстой нитью чаще выбирают крест и различные строчки.

Виды швов


Вышивать на одежде шерстью можно достаточно большим количеством швов. Выбор зависит от предпочтений мастерицы и толщины ниток, используемых для создания узора. Чаще всего для работы применяют объемные техники, так как они позволяют получить сложный рисунок, который делает вещь нарядной. Узоры крестиком и другими плоскими швами выбирают для детской одежды, когда важно, чтобы декор не цеплялся и не мешал во время игр.

  • Крест. Классическая техника, которая относится к счетным. На трикотаже использовать ее нежелательно. Работу шерстью таким способом лучше вести на плотной, нетянущейся ткани. Техника вышивки крестика шерстью не отличается от мулине.
  • Объемная гладь. В этой технике вышивка ведется по настилу. В начале элемент заполняют длинными стежками, особенно густо в центре, а после уже по ним прошивают вертикальными стежками глади. В результате получается добиться выраженного объема.
  • Рококо. Вышивка в такой технике смотрится особенно интересно и выразительно. Выполняется шов при помощи накручивания нити на иглу. В технике рококо особенно красиво смотрятся цветы, которые благодаря мягкости шерсти получаются нежными. В большинстве случаев при использовании техники рококо применяют также французский узелок и некоторые строчные швы.
  • Стебельчатый шов. Его используют как дополнение к основной технике, чаще всего при необходимости вышить тонкий стебель. При этом приеме новый стежок начинается от середины предыдущего.
  • Тамбурный шов. Достаточно часто используется при работе с шерстяными нитками в качестве дополнительного элемента. В большинстве случаев данный шов сочетается с объемной гладью или иными строчными базовыми швами: стебелек, козлик, назад или вперед иголку.
  • Петельный. Используется для вещей с крупной вязкой, на которой хорошо просматриваются петли. В этом случае вышивку в счетной технике ведут строго по петлям, цветная нить повторяет их. Такой способ позволяет избежать сложной задачи вывязывания цветного рисунка.
  • Французский узелок. Как и рококо, вышивается при помощи накручивания нити на иглу, но в этом случае делается только 2 витка, в то время как при рококо их 5-7, а иногда и 12.
  • Счетная гладь. Распространенный прием вышивки, используемый уже много веков. Работа ведется счетным количеством стежков глади, которые располагаются вплотную друг к другу. В этой технике особенно эффектно выглядят геометрические узоры и орнаменты.

Крест Гладь Рококо
Стебельчатый Тамбурный Петельный

Выбирая технику для вышивки шерстью, надо учитывать плотность ткани основы. На тонкой вещи тяжелый объемный узор будет провисать.

Необходимые инструменты и материалы

Для работы потребуется стандартный набор инструментов и материалов для вышивания. Нитки надо выбирать только высокого качества, которые не линяют при стирке. Лучше всего отдавать предпочтение специальной шерсти для вышивания. Она достаточно прочная и пушистая, у нее богатая цветовая палитра, которая позволит подобрать цвета таким образом, чтобы получились плавные переходы.

Из инструментов для работы с шерстью необходимы острые ножницы, гобеленовая игла с широким ушком и самоисчезающий маркер, если планируется разметка ткани.

Пяльцы использовать можно только в том случае, если работа ведется на нетянущейся ткани. Заправлять при вышивке в пяльцы или рамку трикотажную вещь нельзя, так как она растянется и деформируется.

Мастер-класс по вышивке шерстяными нитками

Для первой работы стоит выбрать небольшую схему. Не следует сразу же украшать вышитым узором большую вещь. Удобнее всего осваивать шерстяную вышивку на варежках.

  1. В варежку вставляют картон, чтобы при работе не допустить случайного сшивания вещи, из-за которого придется распускать часть вышивки.
  2. Шаблон по форме основного элемента вышивки вырезают из бумаги и при помощи булавки закрепляют на изделии.
  3. Контур шаблона обводят самоисчезающим маркером или прошивают наметочным швом. После этого шаблон убирают и приступают к вышивке.
  4. Шерстяную нить, которой заканчивают работу, закрепляют потайным узлом на изнаночной стороне.
  5. Для придания объемности стоит использовать последовательно несколько цветов ниток.
  6. Прошивают дополнительные мелкие детали узора, которые располагаются на глаз.






Вышивка на вязанных вещах может обновить изделие или сделать его ярче, добавить изюминку. Есть множество способов вышивки на трикотажном полотне – гладью, лентами, крестом, в стиле «рококо».

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Особенности вышивки на вязаных изделиях


Вышивка по вязанному полотну имеет свои особенности. Одна из них – выбор ниток. Если они будут тонкими, вязанная основа будет просвечиваться сквозь них. Если выбрать очень толстые нитки, это утяжелит изделие, участок с узором будет провисать, особенно если вязка выполнялась тонкой пряжей. Поэтому главное правило – подбирать нити так, чтобы они соответствовали по толщине вязанному изделию.

Важный момент – натяжение нитей. Оно должно соответствовать фактуре основы, иначе результатом будет стянутая неопрятная вещь.

Иглы для вышивания по вязанному полотну должны быть с тупым кончиком – они не расслаивают пряжу, ими легче искать промежутки между петлями. Есть специальные пластиковые иголки с большим ушком, в которые удобно заправлять толстые шерстяные нити или шелковые ленты для вышивки.

Вышивка на вязанных изделиях делается после стирки, особенно если это новая вещь. После контакта с водой и сушки петли становятся ровными, изделие приобретает свою конечную форму. Если сделать узор на неподготовленном полотне, после первой стирки он деформируется.

В зависимости от используемых швов и техник, вышивка может выглядеть как вязанный узор (по петлям или тамбурным швом) или быть объемной (рококо, гладь, ленты, крест).

Приемы, которые можно использовать при вышивке на вязанном полотне:

  • Одноцветная или многоцветная вышивка.
  • Сочетание техник, например, гладь и рококо.

Один из самых трудных моментов при подготовке к вышиванию на вязаной вещи – перенос рисунка. Если вязка однородная и ровная, проще применить технику счетного креста. Используя схему, определяют центр изделия и совмещают его с центром рисунка. Если рисунок крупный, понадобится копировальная бумага для перенесения контуров на полотно.

Простые швы

Самый простой шов для вышивки на вязанном полотне – тамбурный. Он состоит из закрепленных одна за другую петель. Обычно тамбурный шов используют для создания контуров рисунка, чтобы потом зашить его крестом или гладью. Выбирают контрастную по отношению к трикотажному полотну нить.

Тамбурный шов не утяжеляет изделие, выполняется быстро. Однако он хорошо смотрится только на ровной вязке, где нет ажура или выпуклых элементов.

В вышивке на вязанных вещах отлично смотрится шов «козлик» Определяют полоску для вышивки и выполняют слева направо.

Шов «козлик»:

  1. Закрепить нить с изнанки приемом «в петлю».
  2. Первый стежок вправо в верхнюю часть полоски.
  3. Второй небольшой стежок назад иголку, вывести нить на лицевую сторону.
  4. Третий стежок вправо вниз.
  5. Четвертый – назад иголку.

Таким образом стежки чередуются в верхней и нижней части полоски.

Для двойного козлика нужно сделать то же самое в промежутках предыдущего ряда нитью другого цвета.


Козликом часто вышивают орнаменты, что хорошо подходит для вертикальных и горизонтальных контрастных узоров.

Вышивка «рококо» смотрится очень богато, но сам шов не представляет сложности. Выполняется он следующим образом:

  1. Нить выводится на лицевую сторону.
  2. Делается один стежок назад иголку, игла выводится в место первого прокола.
  3. Игла почти полностью выводится, в полотне остается только ушко.
  4. Делается обвитие иглы несколько раз. Далее, придерживая намотку левой рукой, протягивают сквозь нее иглу, затягивая нить. Получается петля с намотанной ниткой.

Шов «медовые соты» подходит для украшения полотна, связанного лицевой гладью, ромбами или изнаночной гладью с полосками лицевых петель. Обычно для контраста используется нить другого цвета.

  1. Определить, какой высоты будут соты, через сколько рядов будут повторяться затяжки.
  2. Контрастной нитью соединить два параллельных ряда лицевых петель.
  3. Прошить 2 – 3 раза и обрезать нить.Так выполнить стежки по всему ряду.
  4. Следующий ряд – стежки ложатся в шахматном порядке.







Вышивка «медовые соты» имеет недостаток: изделие может уменьшиться в размере в длину и в ширину за счет натяжения рядов.

Вышивка по петлям на вязаных изделиях

Вышивка по петлям создает ощущение, что узор связан спицами. На самом деле на однотонной основе сделана вышивка иглой разными нитками.

Есть несколько петельных швов:

  • Для вышивки в горизонтальной плоскости (петля в петлю) выбирается ряд и далее по очереди обшиваются нити основы вертикальными стежками.
  • Для выполнения вертикального шва выбирается вертикальный ряд и лицевые петли обшиваются вышивальной нитью.
  • Петля вприкреп. Этим швом обычно вышивают мелкие цветы. Делается петля по размеру лепестка на лицевой стороне, но полностью не затягивается. С изнаночной стороны вводится игла вверху лепестка и делается закрепка.

Петельные швы позволяют украсить изделия, не увеличив его вес.

Вышивка крестом

Техника вышивки крестом на вязанных изделиях подразумевает использование нескольких видов креста:

Итальянский Болгарский Простой

Для ориентира: каждый крест рекомендуется выполнять поверх двух петель и трех рядов чулочной глади.

Вышивка гладью

Гладьевой шов выполняется плотно уложенными параллельными стежками, поэтому они смотрятся выпукло и возвышаются над основным полотном. Подходят для вязанных изделий, выполненных изнаночной гладью.

Основные гладьевые швы, которые можно использовать для вязанного полотна:

Преимущество гладьевых стежков в том, что ими можно быстро сделать узор. Важно перед началом работы смочить трикотаж, чтобы выровнять петли.

Мастер-класс по вышивке снежинки

На лицевой вязке можно вышить снежинку в петельной технике. Сложность будет заключаться в подсчете петель, а также соблюдении рисунка схемы.

  1. Найти центр изделия и пометить его булавкой.
  2. Вышивать с соблюдением рядов.
  3. Если заканчивается нить, протянуть ее с обратной стороны под стежками.

В конце должно получиться вот так:


Мастер-класс по вышивке цветов

Цветы можно вышивать несколькими техниками – рококо, петельными стежками, гладью и крестиками.

Предлагается совместить гладь и рококо в одном узоре.


Цветы можно делать разными по цвету нитями. В данном мастер классе используется только 2 цвета – зеленый и розовый. В таком же стиле можно вышить узор на шапке.


Объемная вышивка гладью – направление художественной вышивки, которое позволяет создавать сложные объемные узоры. Используются приемы, которые не применяются в других видах рукоделия. Выпуклые узоры можно создавать при помощи шерстяных ниток или техникой гладь, взяв для нее хлопковые или атласные нитки.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое объемная вышивка


При объемной вышивке создаются отдельные элементы, которые затем нашиваются на основу, уже имеющую задний план (фон для них), что позволяет создать неповторимый декоративный эффект. Также объем создается с помощью нитей, лент, жгутов в различных техниках.

Первоначально такой вид рукоделия возник в Англии. Изобретена объемная вышивка во второй половине 17 века. В это период вышивальщиц привлекали для украшения церковных одежд и создания вышитых икон. Рукодельницы старались сделать работы особенными, непохожими на вышивки, выполненные в традиционных техниках, известных в других странах. Со временем вышивка стала входить в светскую жизнь: ею украшались дорогие наряды, скатерти, шторы, покрывала и мебель. Появлялись новые приемы и классические узоры, которые уже не имели отношения к церковным традициям.

Сегодня объемная техника используется для украшения авторских сумок и шкатулок, одежды и брошей. Также ее применяют для создания картин. В объемной работе можно сочетать различные виды стежков и материалов, а также добавлять ленты и бисер. Это позволяет проявить максимум фантазии для уникального узора.

Инструменты и материалы

Чтобы освоить технику объемной вышивки, необходимо приобрести ряд инструментов и материалов.

  • Иглы. Выбирать следует максимально тонкие, чтобы они не оставляли в ткани значительных проколов. Если нить особенно тоненькая, удобнее будет работать иголкой для бисера.
  • Основа. Ткань для основы берут натуральную – хлопковую, льняную или шелковую. Последний вариант наиболее дорогой и обычно используется при украшении легкой одежды, на которой другие ткани в основе объемной вышивки будут выглядеть неуместно.
  • Нитки. В зависимости от предпочтений рукодельницы и предназначения объемного узора выбирают нитки, которыми будет вестись работа. Это может быть хлопковое мулине высокого качества, шелковые нити или специальная шерсть для вышивки. Она используется, когда требуется выполнить крупный объемный узор для плотных вещей или авторских сумок. Нередко выбирают шерсть для украшения шкатулок, так как она, в отличие от иных материалов, дольше сохраняет чистоту. Объемная вышивка шерстяными нитками выглядит пушистой.
  • Мягкая проволока. Необходима для придания отдельным элементам жесткости по контуру. Использовать надо только тонкую проволоку, которая не подвержена коррозии, иначе при появлении ржавчины нитки пострадают, вышивка будет испорчена.
  • Ножницы. При работе объемной техникой необходимо иметь очень острые ножницы, которые смогут легко разрезать нитки и ткань.

Для удобства процесса понадобятся пяльцы, на которых будет растянута ткань. Удобен органайзер, на котором можно развесить нитки разных цветов. Эти приспособления помогут вести работу быстрее.

Основные приемы

Техники объемной вышивки можно классифицировать следующим образом:

  • классическая техника stumpwork;
  • вышивка лентами;
  • итальянская техника Трапунто;
  • бразильская техника;
  • комбинирование разных техник.

При классической объемной технике используются гладь и обметочный шов для края элементов. К контуру прикрепляется проволока, чтобы сделать вышитый элемент жестким. Далее деталь вырезается и пришивается к основе.

Лентами создаются объемные узоры с помощью различных петель, узелков, перекрученных, изогнутых стежков.


В технике Трапунто сочетается вышивка и стежка. Тонкими нитками на основу нашиваются элементы из ткани. Для придания еще большего объема может использоваться ватин.


В бразильской вышивке применяются объемные стежки:

  • румынский брид;
  • рококо;
  • фриволите.

Объем бразильской техники достигается за счет стежков, которые приподняты над тканью. Однако работу, выполняемую в таком стиле, назвать классической нельзя.

Процесс создания вышивки

Объемная вышивка требует навыков. Для получения опыта выбирают простые узоры, которые позволят набить руку без затрат.

Этапы вышивки бабочки гладью в технике stumpwork:

  1. Создание проволочного контура. Отрезав кусочек проволоки, его сгибают по контуру нужного элемента. Для этого проще всего приложить проволоку к рисунку и по нему согнуть ее.
  2. Закрепление проволоки на ткани. В иглу вдевается одинарная нить, которой закрепляют короткими стежками проволочный каркас на ткани. Нитка обязательно должна быть такого же цвета, каким будет выполняться элемент.
  3. Заполнение области внутри проволочного контура гладью. Стежки делают в зависимости от выбранного стиля глади. Чаще всего применяются короткие разной длины в одном ряду. Благодаря такому приему при переходе от цвета к цвету внутри одного элемента не будет резких границ.
  4. Оформление края элемента. Вся проволока, образующая контур детали, закрывается петельчатым швом. Это скрывает основу и делает вид элементов эстетичным и законченным.
  5. Вырезание готового элемента. Используя острые ножницы, готовую деталь узора вырезают впритык к петельчатому шву, чтобы не было видно свободных участков ткани. Для удобства часто деталь вырезают сначала из основного куска ткани, оставляя по контуру отступ в несколько миллиметров. После этого уже полностью убирают лишнюю ткань, отрезая ее маленькими кусочками.



Для работы гладью хлопковыми, шелковыми и шерстяными нитками разницы в процессе не будет. Таким образом, классическая объемная вышивка будет видоизменяться, но при этом выполняться одинаково.

Советы для начинающих

Мастерицам, начавшим осваивать такую технику, стоит придерживаться простых рекомендаций.

  • Если нет навыков вышивки гладью, перед началом объемной вышивки стоит попрактиковаться в обычной технике. Это позволит отточить навыки и добиться ровных стежков необходимого размера. Благодаря этому при заполнении области внутри проволочного элемента не будет возникать сложностей.
  • Не следует экономить на материалах. Если они будут низкого качества, готовая работа, даже выполненная очень искусно, будет смотреться непривлекательно, так как нитки окажутся тусклыми, ткань с высокой долей вероятности провиснет.
  • Ножницы для вырезания элементов вышивки должны иметь острое лезвие по всей длине. Если оно будет частично затупленным, при вырезании ткань будет размусоливаться, что придаст элементам неопрятность.
  • Браться сразу за большую схему объемной вышивки не следует. Длительная сложная работа может легко надоесть.

Рукоделие всегда должно приносить удовольствие. Вышивать в плохом настроении не стоит.

В число любимых художников круга наших друзей входит интересный дизйнер-прерафаэлит Уильям Моррис (24 марта 1834 г. — 3 октября 1896 г.). Его орнаменты очень и очень напоминают… наверняка люди, знающие творчество Морриса и разбирающиеся в искусстве вышивки, уже догадались, о чем сейчас пойдет речь.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 1

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 2

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 3

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 4

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 5

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 6

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 7

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 8

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 9

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 10

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 11

Когда в первый раз я увидела вышивку Crewel (Крюил), мне подумалось, что это еще одна серия картин Уильяма Морриса. Но, вглядевшись и почитав, – оказалось, что это далеко не нарисованные орнаменты, а… вышитые. Некоторым слово «Крюил» может показаться странным, непонятным, но на самом деле его перевод – со старо-валлийского слова «cruell», которое просто означает «шерсть».

Мой интерес не угас, а скорей наоборот, возрос. Оказалось, что история вышивки шерстью, которая потом получит название Crewel, насчитывает уже тысячи лет.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 12

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 13

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 14

Все-таки люблю я вышивки, которые зародились еще в глубокой древности, пережили времена забвения, но дошли до наших дней! Почему же вышивка не исчезла по прошествии стольких лет? Как кажется мне, причина выживания — в общедоступных материалах на протяжении всего её существования. Достать дорогие материалы в те времена было очень трудно, а вот вышивка Крюил совсем не располагала к большой трате денег: полотно и шерсть были чуть ли не самыми общедоступными материалами во всех странах.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 15

С наступлением холодов всегда тянет к чему-нибудь теплому. И вышивка Крюил была нам в некотором роде подарком в холодные дни. Ведь она вышивается шерстяными нитками! Как кажется мне, от нее прямо веет домашним теплом и уютом. Вышивка, как ни удивительно, объемная, обладает некой глубиной, текстурированной фактурой, что эффектно выделяет Крюил среди подобных.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 16

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 17

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 18

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 19

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 20

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 21

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 22

Во многих странах в разные времена Крюил оставалась модным увлечением. До сих пор сохранились старые фотографии мастериц из прошлого, увлеченно вышивающих Crewel.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 23

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 24

Порой в домах господствовал и такой стиль: украшалось все, что было возможно. Вышивалась церковная утварь, одежда, аксессуары и, конечно же, предметы интерьера.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 25

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 26

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 27

Крюил в современном интереьере

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 28

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 29

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 30

Наибольшей популярностью среди интерьерной вышивки пользовались шторы, покрывала и балдахины для постели, которые призваны были спасать от лютой стужи и ужасных сквозняков как владельцев роскошных каменных замков, так и хозяев домов поскромнее.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 31

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 32

То, что я смогла особо отметить: среди изделий вышивки Crewel — великолепные ситцевые пологи с экзотическими цветочными узорами известные под названием «palampore» (от «palang posh» — роскошное покрывало). Английские дворянки были очарованы этими узорами и нанимали вышивальщиц для копирования рисунков при изготовлении всевозможных предметов домашнего интерьера. Самыми популярными из рисунков стали: «Дерево жизни, «Елизаветинские завитки» с обвивающими стебли цветами и листьями и «Волнистые края».

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 33

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 34

Вплоть до начала XVI века шерстяная вышивка, как, впрочем, и все другие, «работала» в основном на высшие эшелоны власти. Но в XVI веке в Англии было налажено производство доступных по цене стальных игл. Вот была радость засидевшимся мастерицам! Ведь появившиеся 150 лет назад немецкие иглы стоили очень дорого, и, естественно, не способствовали широкому развитию рукоделия. Как и следовало ожидать, с появлением дешевых игл вышивка Crewel набирает новый, небывалый доселе размах, и большой станок для вышивания становится уже «родным предметом» в доме каждого.

Если посмотреть глубже в историю, можно обнаружить, что (как и многие другие) шерстяная вышивка появилась где-то на Востоке (Япония или Индия), оттуда попала в Египет, Древнюю Грецию и Рим. Из Рима, вместе с римскими завоевателями, Crewel и распространилась по странам Европы и Азии.

К наиболее древним, хорошо сохранившимся европейским образцам вышивки Crewel, относится знаменитый «Гобелен из Байё», датированный XI веком н.э., вышитый шерстью по льняному полотну шириной 53 см и длиной 68,38 м. Сейчас он находится в музее во Франции.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 35

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 36

По мне, вышивка Крюил несколько аристократична. И неспроста мне так кажется: ведь одни из самых известных королев мира увлекались и обожали её. Королева Мария Стюарт (1542-1587 гг.), проводила за шерстяной вышивкой бесконечные дни заточения. Большой поклонницей и популяризатором этого вида рукоделия стала королева Елизавета I (1533-1603 гг.). Известен интересный факт времен правления Елизаветы I: после завершения работы ремесленники выставляли свои творения на суд членов Гильдии Вышивальщиков. В том случае, если вышивка была не по нраву суровым судьям, работу… сжигали, и вышивали заново, но еще с большим усердием.

Многим рукодельницам наверняка будет интересно узнать, какие швы использовались в те времена для вышивки Crewel. В отношении швов мастерицы могли проявить полную свободу, и дать простор творческой фантазии. Но все же наиболее популярными были шов цепочка, французские узелки, стебельчатый шов, плоская гладь, перышко, елочка, сатин, ну, и – куда без него? – шов вперед иголку.

Если речь зашла о швах, тогда не лишним будет упомнить и о материи. С самого начала мастера не слишком пеклись о материалах для Крюила: суровое льняное полотно, да плотно скрученные двухслойные шерстяные нитки – что может быть проще для такого изящного, аккуратного рукоделия, как Crewel? Однако рукодельницы со временем стали всерьез задумываться о том, что на таких материалах далеко не уедешь. И вот в Средние века на смену приходит сложная, кропотливая вышивка шерстяными нитями по шелку, льну или шерсти. В цветовой палитре отдавали предпочтение шерсти сине-зеленой гаммы с небольшими вкраплениями желтого и приглушенного красного.

Кроме обычного «стандартного» Crewel, есть несколько «подвидов». В этой статье я хочу вам рассказать о Якобинской вышивке, основное отличие которой – характерная стилистика растительных мотивов.

Кому же мы обязаны изобретению нового вида Crewel? Начнем с того, что сейчас мы уже не можем представить вышивку Crewel без запоминающихся узоров, цветов, птиц, фруктов, причудливых растений и прочих узоров. И такая вот вышивка называется Якобинской.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 37

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 38

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 39

Откуда появилась якобинка? Как ни удивительно, снова в нашу статью вернулась Индия. В момент правления Якова 1 стали чрезвычайно «модными» индийские ткани ярких расцветок с изображением животных, птиц, растений. И эти вот орнаменты и положили начало замечательной «Якобинской вышивке». Почему «якобинской»? Да потому что вышивку назвали в честь короля! А разве она этого не заслужила??

Теперь Якобинка хорошо узнается по витиеватому растительному орнаменту, причудливым птицам и животным. И главная особенность якобинской вышивки – орнамент, широко имитирующий рисунки восточных, в большей степени индийских тканей, который с течением времени становился более ярким и сложным в плане количества используемых швов.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 40

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 41

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 42

Все-таки не зря мы нашли сходство работ дизайнера Уильяма Морриса с крюилом. Ведь он в свое время тоже увлекался этой вышивкой и сделал множество орнаментов для Crewel. И в конце XIX века вышивка вновь была возрождена из прошлого. Дочь Уильяма Мери тоже участвовала в совершенствовании вышивки, и – небезрезультатно. В 1872 г. с их активным участием была основана Королевская школа вышивания. Ручная вышивка Школы достигла небывалых высот и успешно конкурировала с самыми новыми веяниями.

Кажется, я уже рассказала обо всех странах, которые заняли достойное место в развитии и совершенствовании Crewel. Ой, так как же Америка?

Между прочим, Новый Свет сыграл особенную роль в истории Crewel. Если читать историю с самого начала, в Новом Свете у переселенцев было слишком много забот помимо вышивки. И вот таким образом шерстяное шитье стало на некоторое время уделом дам из «благородного сословья». Если бы все так и продолжалось, традиционные приемы классической вышивки были бы навсегда забыты, но к счастью… в конце XVII века украшение своего жилища стало беспокоить американских женщин. Для вышивания стали выкраивать больше времени. Поначалу даже никто и не думал, что Америка сыграет такую роль в развитии Crewel. Но вот постепенно находились энтузиастки, которые приложили максимум усилий для того, чтобы вышивка Crewel не только не была утеряна, но и приобрела своеобразный американский стиль. Женщины-американки разработали свой собственный неповторимый бело-голубой стиль и открыли школу по обучению вышиванию.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 43

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 44

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 45

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 46

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 47

Параллельно они занимались восстановлением традиционных приемов и дизайнов классической вышивки Crewel.

Американский вариант вышивки Crewel стал поистине национальным увлечением. От старинного английского стиля новый стиль отличала большая реалистичность изображаемых объектов – кроликов, белок, кур, винограда, садовых фруктов или обычных сосен. Всего того, что окружало женщину в ее обычной повседневной жизни. Не зря рукодельницы-американки трудились! И по сей день их работы не перестают удивлять любителей Crewel в художественных и этнографических музеях.

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 48

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 49

На современном этапе традиционной основой для вышивки Crewel остается хлопковое или льняное полотно. При желании можно использовать и другую пригодную для работы ткань, за исключением слишком тонкой, которая не сможет держать тяжелую шерстяную нитку. Тем более что теперь нет ограничений в выборе ниток. Комбинировать можно разные виды нитей самых удивительных цветов и оттенков.

Мне хочется обратить ваше внимание на то, что по вышивке «Crewel» есть и множество книг, полных великолепных иллюстраций и содержательного текста. Самые лучшие и известные, на мой взгляд: Erica Wilson, Susan Swan, Mildred Davis, Elsa Williams и Betty Ring.

Выберите понравившийся вам орнамент, и, используя знакомые виды швов, вы создадите свой маленький шедевр, который согреет своим теплом в дождливые дни поздней осени!

rewel красота, тепло и уют вышивки шерстью, фото № 50

Публикацию для нашей студии подготовила 12-летняя девочка, Людмила Рогозянская.

Спасибо, Людочка, за такой замечательный труд, просто не верится, честное слово!

Читайте также: