Вышивание в детском саду

Обновлено: 17.04.2024

Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам вышивания.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность проблемы: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Пояснительная записка: В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.

Цель: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.

♦ Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для вышивания.

♦ Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

♦ Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приёмы шва «вперёд иголка», шва «петельный», шва «тамбурный».

♦ Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

♦ Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

Этапы воспитательно-образовательного процесса:

Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.

Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.

Третий этап: Подражания и творчества. Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам

Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.

Режим образовательной деятельности: При наполняемости группы 20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день –другие 2 подгруппы по 5 детей.

Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).7.Нитки мулине.

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.

9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

Предполагаемый результат: К концу года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый»;

‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.

Работа с родителями:

‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.

‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно - творческих способностей ребенка посредством вышивки.

*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.

*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва шов назад иголка; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).

*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.

*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок маме на 8 марта.

1. Материалы: пяльцы, нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения, иглы с широким ушком, ножницы,игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками.

1. Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки., мулине, канва, схема.

2. Иллюстрации, корзинка с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой : платочки, полотенца, наволочки, дидактическая игра.

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация»,

«Социализация», «Здоровье», «Познание».

Ход занятия:

- Ребята сегодня вас в русской избе встречает бабушка (звучит русская народная мелодия, воспитатель надевает шаль, берет в руки корзинку с рукоделиями).

- Милости просим, детушки! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней.

- Посмотрите, ребята, вокруг. Видите, какие красивые вещи здесь разложены? Как вы думаете, кто их выполнил? Настоящие мастерицы! Знаете, как называются эти работы? (вышивки).

Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю; на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы : народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.

Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?

Воспитатель достает вышитые изделия (старинная вышивка).

Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли.

Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.

Крест, ромб, круг, квадрат - символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы). Вышивают иголкой (достаёт из сундучка иголку).

Вышивают специальными нитками – мулине.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

Одноглазая старушка узоры вышивает.

Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.

(Иголка с ниткой)

- Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком.

- Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала рисовали узор, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой.

Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков на полоске бумаги».

Да, ребята, про рукодельниц и мастериц говорят, что у них золотые руки.

Какое наслаждение для души.

Когда в тиши сижу за рукоделием.

Давно уж за полночь.

И сон стоит за дверью.

Над пяльцами склонясь сижу.

С атласной канителью.

Цветы все ярче расцветают.

Пускай таких в природе нет.

Шелковой нитью вышиваю

- Вот и закончились наши посиделки. Что сегодня нового вы узнали?

Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе


Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» Пояснительная записка Программа «Вышивка шелковыми лентами» предназначена для занятий по рукоделию для воспитанников детского дома и учитывает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие Программное содержание:.

Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» (краеведение) Цель: Расширять представления детей о коренных жителях.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих.

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года». Вышивка крестиком

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года». Вышивка крестиком Мастер-класс для детей подготовительной группы "Символ Года- вышивка крестиком". Идея такой открытки пришла в голову из встречающихся.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Фотоотчет о занятиях «Роспись на ткани» и «Смоленская вышивка»

Фотоотчет о занятиях «Роспись на ткани» и «Смоленская вышивка» Дети имеют представление о создании повторяющихся элементов - орнаменте. Но работать с тканью не так легко, как с бумагой. Ткань нужно.

Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении»

Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении» В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками»

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками» Вышивание было известно с древних времён. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с.

Фотоотчет «Вышивка в детском саду»

Фотоотчет «Вышивка в детском саду» Я хочу поделится своим опытом работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством – вышивкой. Многолетний опыт работы с детьми.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

Программа кружка художественной вышивки

«Волшебная иголочка»

для детей 5 –7 лет

hello_html_m596baeef.jpg

Воспитатель:

Стрельченко С.Н.

1.7. Продолжительность реализации программы………………………………. …. стр.4

1.10. Педагогическая диагностика ………………………………………………. …..стр.5

1.11.Формы подведения итогов реализации программы…………………………. стр.5

3.1. Соответствие работы кружка требованиям государственного образовательного стандарта

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса………… …..стр.8

4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий………………. …стр.8

1. Пояснительная записка.

1.1. Концепция программы .

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

1.2. Актуальность.

Занятия в кружке художественной вышивки позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышивке (см. список литературы), выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Программ работы кружка по данному виду труда – художественной вышивке - не найдено.

Опыт работы с детьми позволит систематизировать и обобщить “наработанный” материал в

программу кружка художественной вышивки “Волшебная иголочка” для детей 6-7 лет.

hello_html_m68bc484b.jpg

Предполагается форма организации ручного труда детей в мини-группе (не более 10 человек).

1.4. Цель программы

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

1.5. Задачи программы

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

hello_html_66770c4.jpg

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.6. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.7. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 3 года.

1.8. Формы и режим занятий

При наполняемости группы 15 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, по 8 – 7 человек в один день. В первый день занимается первая подгруппа 8 детей и во второй день – вторая подгруппа 7 детей.

Дни занятий кружка выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутка. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

1.9. Ожидаемые результаты

В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

смогут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

научатся разрезать ткань по нанесенным меткам;

делать бахрому на салфетке;

закреплять ткань в пяльцах;

вдевать нитку в иголку;

шить швами “вперед иголку”, “строчка”;

использовать пооперационные карты;

пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

принимать участие в оформлении вышивок на выставку (располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;

смогут экономно расходовать материалы;

бережно обращаться с инструментами;

поддерживать порядок на рабочем месте;

использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом индивидуальные творческие способности в вышивании.

1.10. Педагогическая диагностика

Смотреть Приложение №1.

1.11. Формы подведения итогов реализации программы

Выставки детских работ в детском саду.

Участие в городских выставках детского творчества.

Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.

2. Учебно-тематический план

Смотреть Приложение №2

3. Краткое описание тем

1 занятие. Выставка вышитых изделий, рассказ воспитателя о вышивке (с показом вышитых изделий) – Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием.

2 занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой, организация рабочего места – Познакомить с материалами, инструментами и их назначением для вышивания.

3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка – Ознакомление детей с нитками, освоить приём вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.

4 занятие. Правила работы с пяльцами.

5 – 7 занятие. Шов «вперед иголку», использование модели шва. Шов «вперед иголку» по кругу – учить распределять стежки равномерно. Шов «вперед иголку» двойной – показать приемы выполнения двойного шва.

8 - 9 занятие. Вышивание индивидуальной салфетки, шов «вперед иголку» - учить планировать свою работу, действовать в соответствии с намеченным планом, использовать в работе знакомые приемы вышивки.

10 занятие. Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия, демонстрация действия воспитателем.

11 -13 занятие. Вышивка по контуру, силуэтное вышивание – Предложить выбрать себе несложный предмет (листок, яблоко, мяч… другое).

14 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

1 5 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

16 – 17 занятие. Салфетка с использованием пуговиц – учить детей использовать в одной работе несколько техник, показать необычный прием использования пуговиц.

1 8 - 20 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва – Упражнять в выполнении правильного действия, обратить внимание на технику безопасности труда.

21 – 22 занятие. Подставка под горячее с пуговицами в подарок маме – развивать у детей стремление сделать полезное и приятное окружающим его людям, закрепление ранее сформированных умений.

23 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем.

24 - 26 занятие. Вышивание салфеток различными швами по выбору детей: “строчка”, “вперед иголку”.

27 занятие «Шов через край» - знакомить детей с новым швом, рассказ воспитателя об использовании такого шва в практических целях, показ приемов работы.

28 - 30 занятие. «Веселая закладка» - научить детей изготавливать

необходимый предмет необычным способом, сочетая в

нем различные техники.

31 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми.

Расположение изделий на демонстрационном стенде.

32 занятие. День презентации детских работ родителям и

работникам детского сада.

33 занятие. Диагностика - Проверить, как дети хорошо владеют

иглой, ниткой, завязывание узелков.

3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта

Работа кружка вышивания “Волшебная иголочка” основана на нормативных документах, в том числе:

hello_html_42f4b65b.jpg

П риложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;

Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т.

Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003.

Преемственность

Программа кружка предполагает:

* сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

развить личностные качества;

дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

создать основу для дальнейшего знакомства детей с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка - дошкольника и развивает

накопленный им потенциал.

Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе – и вышивания.

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

hello_html_cce5c29.jpg

В работе кружка широко используются практические методы обучения:

упражнение (при освоении приемов вышивания),

моделирование (пооперационные карты),

Из словесных методов применяются

Из словесных приемов обучения необходимо использовать

Применяются и наглядные методы и приемы:

рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение

Ткань белая хлопчатобумажная, размер 25/25 см. (на каждого ребенка).

Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные), мулине.

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).

Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

К арандаши (на каждого ребенка) простые.

1.Подборка готовых вышивок.

3.Иллюстрации вышивок в различной технике.

5. Список литературы

Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.-240с.

Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.

Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.

hello_html_19e0e90f.jpg

Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.

Педагогическая диагностика

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения коррективов в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.

Таблица №1

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

Умеет принять цель деятельности

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Программа работы кружка
«Вышивка крестом»

воспитателя
Антипенковой Марины Николаевны

МБДОУ Детский сад «Золотой ключик»

2017-2018 год

1. Пояснительная записка.

1.6. Возраст детей.

1.7. Продолжительность реализации программы.

1.8. Формы и режим занятий.

1.9. Ожидаемые результаты.

1.10.Формы подведения итогов реализации программы.

2. Учебно-тематический план

3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

5. Список литературы.

1. Пояснительная записка.

1.1. Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

1.2. Актуальность.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

1.3. Новизна.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

1.4. Цель программы.

Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

1.5. Задачи программы.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.6. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.7. Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы - 2 года.

1.8. Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 10-20 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

1.9. Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще-трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

После 1 этапа.

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- делают бахрому на салфетке;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- шьют швами “крестик», “строчка”;

- используют пооперационные карты.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда - вышивания.

После 2 этапа

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- делают “мережку” на ткани;

- переводят рисунок на ткань;

- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

экономное расходование материала;

бережное обращение с инструментами;

поддержание порядка на рабочем месте;

- используют пооперационные карты;

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;

- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

1.10. Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ;

- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ;

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

Учебно-методическое планирование

Краткое описание тем.

Сентябрь

Выставка работ – готовых вышивок. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке . Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Вышивание на картоне.

Октябрь

4-5 занятие.

Шов “полукрест, крест”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

Знакомство со свойствами ткани. Канва. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

Ноябрь-Декабрь

Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

10-13 занятие.

Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

Январь

14-15 занятие.

Знакомство со схемами вышивки крестом.

Февраль-Март

16-17 занятие.

Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “крестом”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.

Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “крестом”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.

22 занятие.

Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

Апрель - май

23-25 занятие.

Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

26 занятие.

Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

27-28 занятие.

Вышивание салфеток по желанию детей. Выставка детских работ.

Сентябрь-Октябрь

Совместная организация выставки вышивок (работы детей, родителей, сотрудников). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.

2-3 занятие.

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

4-5 занятие.

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

6-7 занятие

. Вышивание “крестиком” цветка. Демонстрация действия воспитателем.

Ноябрь -Декабрь

Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.

10-11 занятие.

Вышивание цветка крестиком. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

Январь

12-13 занятие.

Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

Февраль

14-15 занятие.

Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

16-17 занятие.

Вышивание салфетки крестиком в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)

Апрель

22-23 занятие.

Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

24-25 занятие.

Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

26-28 занятие.

Вышивание салфеток различными швами по выбору детей.

29 занятие.

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

30 занятие. День презентации детских работ родителям.

3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Работа кружка вышивания “Волшебная нить” основана на нормативных документах.

3.2 Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания),

моделирование (пооперационные карты),

игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

Ткань белая хлопчатобумажная(канва), размер 20/20 см.(на каждого ребенка).

Нитки мулине (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).

Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

Карандаши (на каждого ребенка) простые.

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы .

Подборка готовых вышивок.

Образцы рисунков для вышивания.

Иллюстрации вышивок в различной технике.

5. Список литературы.

1. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,2012г.- 96с.

2. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.4.

Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему я взяла эту тему по самообразованию «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста», это являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивка, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

ВложениеРазмер
programma_po_vyshivaniyu.docx 712.08 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Детский сад (работа)\Группа Весёлые гномы\Кружок по вышиванию\154015-9a-m.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления п. Синий Утёс»

по художественной вышивки

для детей 6 –7 лет

1205435091892b1f98288a

Павлова Людмила Сергеевна

1.7. Продолжительность реализации программы…………………………..7

1.9. Предполагаемый результат………………………………………………8

1.10. Педагогическая диагностика…………………………………………. 10

1.11.Формы подведения итогов реализации программы……………..…. 11

2. Учебно-тематический план………………………………………………..11

3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта………………………………………………………………………. 14

5. Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса…….15

5.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий…………. 16

1. Пояснительная записка

1.1. Концепция программы

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему я взяла эту тему по самообразованию «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста», это являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивка, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

1.3. Педагогическая ценность - новизна

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Программ работы по данному виду труда - вышиванию не найдено. В нашем детском саду, собрав материал и опыт по вышиванию, мы решили создать кружок по вышиванию крестиком для детей 6-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах, во второй половине дня.

Занятия будут посещать дети 6-7 лет. Занятия планируются проводится один раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Вначале учебного года необходимо выявить, умеют ли дети работать с нитью, иглой и ножницами, выяснила, кто из детей уже шил, умеет пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать узелок. На основе полученных данных я составила план на весь учебный год.

В зависимости от поставленных задач я использовать различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие будет включать объяснение нового материала, но основное время отводится практической работе.

Вначале работы с детьми я внимательно буду следить за качеством выполнения заданий, затем предоставляла детям всё больше самостоятельности и лишь направляла на творческую деятельность. С каждым ребенком стараться прорабатывать индивидуально. Поделки тех, кто успешно справляется с заданием, показывать всем в качестве образца того, как правильно выполнять ту или иную операцию.

Каждая работа будет выполнятся с определенной целью: закладка для книги, игольница для бабушки, одежда для кукол и т. д. Чтобы дети не утомлялись, чтобы у них не пропал интерес, ввела в занятия аппликацию из ниток и вышивку. Детей к работе не принуждать: чтобы они работали кто сколько пожелает - от 10 до 30 минут.

Выстроить свою работу так чтобы дети с желанием занимались, так как они в любое время могли переключиться на другую деятельность: поиграть, почитать, а во время работы могли беседовать делиться впечатлениями.

Основное внимание необходимо уделить на правила безопасности труда.

Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка.

Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.

Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.

Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.

1.4. Цель программы

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики рук.

1.5. Задачи программы

Обучающие: расширять словарь детей (нитки: малине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.); закреплять цвета и оттенки; познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия); знакомство с понятием «стежок», «шов»; овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы; познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ.

Развивающие: развивать умение доводить работу до конца; развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно - двигательную координацию; навыки ручной умелости; творческое мышление, воображение, фантазию, внимание; интерес к русскому народному творчеству; стремление ребенка к самостоятельности; творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду; воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей; воспитывать эстетический вкус и умение радоваться совместному творчеству; доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий; формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда; формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

1.6. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.7. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года.

1.8. Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, группа состоит не более 6-7 человек в один день.

Дни занятий кружка выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий не более 25-30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутка. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

1.9. Предполагаемый результат

В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

Читайте также: