Вышивание в начальной школе

Обновлено: 26.04.2024

Вышивка и вышивание как древнее рукоделие Презентация урока в 3-Б классе Подготовила учитель начальных классов Макарина Ю.А.

СЕГОДНЯ МЫ УЗНАЕМ: О вышивке как об одном из видов декоративно-прикладного творчества О видах вышивки, значении понятий «орнамент», «колорит» О технологическом процессе подготовки к вышиванию О правилах организации рабочего места и безопасных приемах труда НАУЧИМСЯ : Выполнять операции подготовки к вышиванию

МЫ БУДЕМ: СОВЕРШЕНСТВО ВАТЬ: Приемы научной организации труда Навыки работы в парах Способность к осознанному выбору Приемы само- и взаимоконтроля РАЗВИВАТЬ: Творческие способности Эстетический вкус Самостоятель ность Аккуратность

ВСЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОРОШИ. ЭТО ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК И ДЛЯ ДУШИ. ВЫШИВАНИЕ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ТЕРПЕНЬЯ, НАВЫКОВ И СПОСОБОВ ЕГО ОВЛАДЕНЬЯ: КАК РАБОЧЕЕ МЕСТО ОРГАНИЗОВАТЬ, РИСУНОК КАК ПРАВИЛЬНО КОПИРОВАТЬ, КАК ЭСТЕТИЧНО ЦВЕТ НИТОК ПОДОБРАТЬ, КАК В ИЗДЕЛИИ ГАРМОНИЮ СОЗДАТЬ. ИТАК, ИСКУССТВУ ВЫШИВАНИЯ БУДЕМ УЧИТЬСЯ, МЫ ПОМНИМ: В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВСЕ ПРИГОДИТСЯ.

Актуализация знаний Разгадайте кроссворд, представленный слева: По горизонтали: Моток ниток для вышивания Самые распространенные нитки для вышивания Основа для вышивания Инструмент для вышивания По вертикали: Держат ткань в натянутом виде Материал для вышивания 1 2 2 3 4

Давайте проверим ваши ответы Поменяйтесь карточками, проверьте кроссворд, запишите в карточку контроля количество ошибок: По горизонтали: По вертикали Пасма 1. Пяльцы Мулине 2. Нитки Ткань Игла

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов. русские чуваши мордва украинцы башкиры белорусы

Виды вышивок Счетные Свободные Вышивки делятся на счетные (вышиваются по счету нитей ткани) и свободные (вышиваются по контуру рисунка )

Виды вышивания Вышивание может быть: Плоскостное (не создает ощущения объема) Декоративное (плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц) Орнаментальное (ритмически чередуются элементы узора)

ОРНАМЕНТ Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-то элементов Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, листьев, цветов, ягод, фигур зверей, птиц

КОЛОРИТ Очень важное значение в вышивке имеет расцветка. Подбирая нитки для вышивания, необходимо учитывать сочетание цветов, их влияние друг на друга, цвет ткани. Колорит - сочетание, соотношение красок, создающее определенное единство вышивки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ИГРА «ТЕАТР - ЭКСПРОМТ» Правила просты: изображайте действия персонажей . Придумаем композицию для вышивки: Погода стояла ясная и солнечная. Деревья протянули свои ветви навстречу солнышку ( руки вверх ). Вдруг набежала маленькая тучка, подул ветерок. Деревья закачались ( наклоны влево, вправо с поднятыми руками ). Листочки затрепетали ( движения кистями рук ). Но тучка быстро улетела. Опять стало тепло и спокойно ( руки вверх – вдох, руки вниз - выдох )

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Инструменты Материалы Иглы для вышивания Наперсток Ножницы Сантиметровая лента Пяльцы Миллиметровая бумага Калька Копировальная бумага Ткани Нитки

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА Давайте подумаем над вопросами: Какой рукой мы держим инструменты? Где должна быть укладка с инструментами? В какой руке мы держим пяльцы с тканью? Где должны располагаться материалы? Листы с узорами удобнее хранить в . Как нужно сидеть, чтобы меньше уставать? Какое расстояние должно быть от глаз до работы? Откуда должен падать свет?

Разметка рисунка на ткани Сложи ткань вчетверо и зафиксируй сгибы По полученным линиям наметь осевые линии стежками «вперед иголку» Найди осевые линии рисунка Совмести осевые линии рисунка и ткани

Перевод рисунка на ткань

Заправка ткани в пяльцы

Закрепление нитки на ткани Способов закрепления рабочей нитки на ткани без узла несколько.

ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ, ЗАПОЛНИТЕ КАРТОЧКИ САМО- И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ. Успехов!

Обобщение и закрепление Давайте вспомним: О каких видах вышивки вы узнали на уроке? Что означает термин «Орнамент»? Что означает термин «Колорит»? Какие операции вклю - чает процесс подготовки к вышиванию?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку.

Тема урока: Вышивка крестом. Изготовление мешочка из конвы.

Мультимедийная презентация урока технологии в 3 классе.

Дистанционный урок "Вышивка крестом"

Дистанционный урок-презентация по теме "Вышивка крестом".

Презентация для урока технологии в 4 классе на тему "Вышивка в технике "Изонить".

Презентация знакомит учащихся с образцами работ в технике изонить, инструментами и материалами для работы, историей возникновения этой техники, с правилами техники безопасности при выполнении ра.


Презентация к уроку технологии по теме: "Оформление изделий вышивкой простым крестом".

Презентация к уроку технологии по теме: "Оформление изделий вышивкой простым крестом" с этнокультурным компонентом.УМК "Перспективная начальная школа".


Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.

quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм".


Презентация к уроку технологии по теме: «Вышивка.Стебельчатый шов»

Цель урока:1.Познакомить с историей возникновения вышивки, как одним из самых древних видов народного искусства;2.Научить вышивать стебельчатым швом;3.Воспитывать любовь к ручному труду.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ОБУЧЕНИЕ ВЫШИВКЕ КРЕСТИКОМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности обучения вышивке крестиком учащихся начальной школы. Представлены виды стежков, изучаемых в начальной школе, техники вышивания крестиком. Раскрывается художественное восприятие и значимость данного вида творчества для подрастающего поколения. С помощью данной техники вышивания дети развивают мелкую моторику пальцев, внимание, усидчивость, фантазию.

Ключевые слова: урок технологии, начальная школа, вышивание, вышивка крестом, техника вышивания, канва.

Annotation: This article discusses the features of teaching cross stitch primary school students. The types of stitches studied in elementary school, cross stitch techniques are presented. The artistic perception and the importance of this type of creativity for the younger generation are revealed. With the help of this embroidery technique children develop fine motor skills of fingers, attention, perseverance, imagination.

Key words: technology lesson, elementary school, embroidery, cross-stitch, embroidery technique, outline.

Вышивание – один из самых известных видов народного искусства. Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Изначально, вышивка предназначалась только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение - декоративное. Вышивкой занимались всегда исключительно женщины, так как не хотели ходить в одинаковых нарядах. Они начали украшать свои наряды разнообразной вышивкой. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки по сей день сохраняется в интерьере жилых помещений, а также присутствует в украшении одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.

Вышивку крестиком дети начинают изучать еще в младшем школьном возрасте, начиная свою работу с самых простых стежков. Но сначала учитель должен ознакомить детей с техникой безопасности. Это важная составляющая урока технологии. Ученики должны уметь пользоваться инструментарием: ножницами и иголками.

На уроках технологии учащиеся начальных классов знакомятся с такими швами, как:

1 класс – «вперед иголку», «через край»;

2 класс – «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный»; 3 класс – «строчкой», «петельный»;

4 класс – «крестиком», «гладью».

Рассмотрим особенности обучения учащихся начальных классов вышивке крестиком.

Существуют несколько техник вышивания крестиком:

- простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх; все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении;

- полукрест – первый стежок шитья «простого» крестика;

- удлинённый крест – техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально;

- удлинённый крест со строчкой – удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре;

- славянский крест – перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики;

- прямой крест – состоит из вертикальной и горизонтальной линий;

- чередующиеся крестики – эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых; начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз;

- двойной, или "болгарский", крест – чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.

Первоначально дети учатся технике вышивания на бумаге по заранее изготовленной учителем схеме со стрелочками, которые указывают, в каком направлении двигаться ученику.

Следующий этап в освоении данной техники – это ознакомление с канвой. Это специальным образом выработанное полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Для наиболее эффективных результатов в дальнейшем, детям лучше сразу упражняться на канве. Также нужно подобрать удобные пяльца, которые регулируются, чтобы были удобны в работе.

На уроках разбираются небольшие схемы вышивания. Педагог подробно объясняет технику вышивки крестиком, не забывая о некоторых нюансах, если необходимо сделать ряд одного цвета, то вышивать его нужно целиком или же, что при вышивке крестом работу не переворачивают, к изнаночной стороне обращаются лишь тогда, когда надо закрепить нить, то есть сделать узелок.

Однако при обучении вышивке младших школьников возникает ряд трудностей.

Ряд трудностей связан со сложившейся системой обучения в начальной школе, которая предполагает проведение уроков технологии целым классом, не подразделяя на группы и по половой принадлежности, как в средних классах.

Во-первых, для демонстрации основных приемов вышивки и отработки навыков вышивания крестиком у детей младшего школьного возраста целесообразно использовать небольшие группы по 6-8 человек, тогда как заполняетмость классов 25-30 человек. На помощь приходят видео-мастер- классы с демонстрацией приемов. Однако мы знаем, что даже после просмотра видео остается много непонятных моментов для детей, которые необходимо решать незамедлительно индивидуально с каждым ребенком. Следовательно, необходимо подготовить как можно больше вариантов помощи ребенку: видео, инструкционные карты, изображения и т.д., раскрывающие основные моменты и варианты решения возможных трудностей.

Во-вторых, занятие вышивкой принято считать женским делом. А отсутствие деления класса предполагает обучение вышивке и девочек, и мальчиков. Это, с одной стороны, может усложнить процесс из-за отсутствия желания и мотивации научиться вышивать у мальчиков, но, с другой стороны, позволит у них формировать аккуратность, внимательность, привить любовь к ручному труду. Для того чтобы у мальчиков возникла мотивация к обучению вышивке, можно выбрать интересные для них сюжеты схем, либо разработать самим; можно изготовить какой-то предмет интерьера или принадлежность, например, календарь, брелок, закладку для книг с вышивкой и т.п.

Также очень важно обратить внимание на гигиену труда, соблюдение техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, рабочее место учеников и на освещение во время вышивания. Необходимо постоянно напоминать ученикам о том, что надо держать спину прямо, периодически делать гимнастику для глаз или физкультминутку; проводить вводный, текущие и заключительные инструктажи.

В процессе обучения дети знакомятся с закономерностями взаимодействия и сочетания цветов, различными техниками вышивания. Развивается фантазия и творческая активность, мелкая моторика пальцев, что немаловажно в младшем школьном возрасте. Также дети становятся более усидчивыми, внимательными, трудолюбивыми, терпеливыми. Со временем у детей появляется желание доводить начатое до конца, это очень важно, так как проявляется это желание, не только на уроках, но и в повседневной жизни. Для

многих девочек вышивка становится любимым занятием, хобби, в котором, стараются развиваться и в дальнейшем.

1. Akhmetov L.G. Forming student design culture as the art and pedagogical training goal / Faizrakhmanova A.L., Akhmetov L.G. // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. − 2016. − Т. 20. − № Special Issue 2. С. 204-209.

2. Миронова Т.В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров / Т.В. Миронова, С.О. Ермакова, Е.В. Доброва. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010 – 224 с.

3. Сергеева А.Б. Инновационные формы приобщения детей к народным художественным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству / А.Б. Сергеева // European Social Science Journal. − 2016. − № 5. − С. 234-239.

4. Файзрахманова А.Л. Социализация учащихся средних классов национальных школ на культурологических традициях в процессе профессиоанльного самоопределения // Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л. // Теория и практика общественного развития. − 2013. − № 10. − С. 206- 208.

5. Файзрахманова А.Л. Формирование проектной культуры студентов как цель художественно-педагогической подготовки / А.Л. Файзрахманова // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 120-123.

6. Чижик Т.Б. Учим детей вязать и вышивать / Т.Б. Чижик. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015. – 160 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по обучению детей вышивке «Волшебный крестик» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Актуальность программы

Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Внеурочная деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Обучающиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия.

Цель программы

Ознакомление младших школьников с одним из видов художественного труда – вышиванием.

Задачи программы

Обучить приёмам и способам вышивки ; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса, привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 3-4 классов.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов, 1 час в неделю.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий - 45 минут.

Гибкая форма организации детского труда во внеурочной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультурные минутки.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

Ожидаемые результаты

Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;

планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

закреплять ткань в пяльцах;

вдевать нитку в иголку;

принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;

эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.);

использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество.

Формы подведения итогов

подготовка и проведение выставок детских работ;

дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

отбор лучших работ для портфолио;

творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с правилами безопасной работы с ножницами и иглой. Задачи и план работы кружка. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды.

2 занятие. Вышивание горизонтального ряда стежков. Особенности вышивания в горизонтальном направлении.

3 занятие. Правильный переход к следующему ряду. Соблюдение правил перехода к следующему ряду.

4 занятие. Вышивание вертикального ряда. Особенности вышивания в вертикальном направлении.

5 занятие. Вышивание по диагонали.

6-10 занятия. Вышивание домика. Использование вышивки стежками в разных направлениях.

11 – 15 занятия. Вышивание салфетки «Снежинка». Использование в работе диагональных стежков.

16 занятие. Оформление салфетки. Знакомство с правилами оформления готового изделия. Как правильно разгладить вышивку?

17 – 24 занятие. Вышивка «Царство цветов». Упражнение в подборе ниток мулине, в выполнении стежков диагонального, горизонтального

и вертикального направления.

25 занятие. Оформление работы. Правила и приемы стирки готового изделия с вышивкой.

26 – 31 занятия. Вышивка повторяющегося орнамента. Использование повторяющегося элемента вышивки.

32 занятие. Закладка. Оформление закладки. Упражнение в выполнении краевой бахромы на канве.

33 – 34 занятия. Подведение итогов работы за год. Выставка и обсуждение работ.

Выставка готовых вышивок крестом. Побуждение к работе по овладению приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды.

История вышивки. Вышивка на Руси – значение. Народная вышивка.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий.

Знакомство с пяльцами. Заправление ткани в пяльца. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).

10-11 занятие.

Самостоятельный выбор рисунка. Вышивание простым крестом и полукрестом.

Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

13-15 занятие.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

Презентация детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .

Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

19-20 занятие.

Подбор схемы и мулине для вышивки . Вышивание по выбранным схемам на тему «Любимые животные»

21-24 занятие.

Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

Презентация готовых работ учащихся.

Подбор схемы и мулине для вышивки . Вышивание по выбранным схемам на тему «Герои русских сказок».

27-30 занятие.

Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

31-32 занятие.

Вышивка в интерьере. Оформление подарка с помощью вышивки.

Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.

Выставка работ. Награждение учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Элементы содержания

Вид контроля, измерителя

Информационно-методическое обеспечение

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения вышивки.

Презентация, образцы изделий с вышивкой.

Вышивание горизонтального ряда стежков.

Подготовка ткани, подготовка мулине. Вышивание горизонтального ряда слева направо, справа налево.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Правильный переход к следующему ряду.

Каждый следующий ряд обычно сдвигается наружу или внутрь. В этом случае на изнанке будет соединительный стежок двойной длины, но лежать он будет косо.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Вышивание вертикального ряда.

Вышивание вертикального ряда сверху вниз, снизу вверх.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Вышивание по диагонали.

Ряд крестиков можно выполнять и по диагонали. Каждый крестик вышивается целиком - и верхний, и нижний стежок.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Чтение схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали (пол, потолок), по вертикали (стены дома), по диагонали(крышу дома).

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Вышивание салфетки «Снежинка».

Чтение схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

Оформление салфетки по краям бахромой.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Вышивка «Царство цветов».

Выбор рисунка, чтение схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Разглаживание изделия, оформление работы в рамку.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Вышивка повторяющегося орнамента. Закладка.

Выбор картины, чтение цветной схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

Инструкционные плакаты, материалы для работы.

Стирка и разглаживание вышивки, оформление края закладки бахромой.

Подведение итогов работы за год. Выставка и обсуждение работ.

Организация и оформление выставки работ обучающихся.

Презентация, работы обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Элементы содержания

Вид контроля, измерителя

Информационно-методическое обеспечение

Знакомство с работой кружка. Техника безопасности.

Выставка готовых вышивок крестом. Побуждение к работе по дальнейшему овладению приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды.

Готовые работы, презентация по ТБ, фото с видами одежды.

История русской вышивки.

История вышивки. Вышивка на Руси – значение. Народная вышивка.

Презентация «Вышивка на Руси»

Орнамент, цвет, композиция – что это?

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

Образцы орнаментов, образцы канвы.

Такие разные нитки. Классификация мулине.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

Нитки разных видов и производителей.

Куда иголочка – туда и ниточка.

Повторение правил обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Практическая работа, тест

Иголки, нитки,презентация по ТБ, ножницы.

Повторение приемов выполнения простого креста, полукреста. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий.

Иголка, нитки, ножницы, канва.

Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий.

Иголка, нитки, ножницы, канва.

Знакомство с пяльцами.

Работа с пяльцами. Заправление ткани в пяльца. Повторениес правил работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).

Пяльца, ножницы, игла, нитки, канва.

Правила работы с пяльцами.

Знакомство с пяльцами. Заправление ткани в пяльца. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).

Пяльца, ножницы, игла, нитки, канва.

Выполнение шва «крест» и «полукрест».

Самостоятельный выбор рисунка. Вышивание простым крестом и полукрестом.

Пяльца, игла, ножницы, нитки.

Выполнение шва «крест» и «полукрест».

Самостоятельный выбор рисунка. Вышивание простым крестом и полукрестом.

Пяльца, игла, ножницы, нитки.

Выполнение шва «крест» и «полукрест».

Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

Пяльца, игла, ножницы, нитки, инструкционные плакаты.

Выполнение шва «крест» и «полукрест».

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

Пяльца, игла, ножницы, нитки.

Подготовка выставки работ.

Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

Готовые работы учащихся.

Презентация детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ.

Готовые работы, презентации.

Как читать схемы?

Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

Подбор схемы и ниток для вышивки.

Подбор схемы и мулине для вышивки . Вышивание по выбранным схемам на тему «Любимые животные»

Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.

Подбор схемы и мулине для вышивки . Вышивание по выбранным схемам на тему «Любимые животные»

Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.

Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.

Презентация готовых работ учащихся.

Готовые работы, фотографии.

Что за прелесть эти сказки!

Подбор схемы и мулине для вышивки . Вышивание по выбранным схемам на тему «Герои русских сказок».

Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.

Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.

Вышивка в интерьере. Оформление подарка с помощью вышивки.

Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема. Предметы интерьера, украшенные вышивкой.

Вышивка в интерьере. Оформление подарка с помощью вышивки.

Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема. Предметы интерьера, украшенные вышивкой.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: «Виды швов в ручной вышивке, технология их выполнения»


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: «Виды швов в ручной вышивке, технология их выполнения»

Тема урока: «Виды швов в ручной вышивке, технология их выполнения»

История вышивки. 2. Классификация вышивок. 3. Инструменты, материалы и прис.

2. Классификация вышивок.

3. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания.

4. Композиционное построение узоров. Швы вышивки.

Вопросы: 1. Что такое вышивка? 2. Какие виды вышивки вы знаете? 3. Для чего.

Вопросы:
1. Что такое вышивка?

2. Какие виды вышивки вы знаете?

3. Для чего нужна вышивка?

История вышивки. Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали.

История вышивки.
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить
для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить,
что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем.
Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века.
Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой.
В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов.
Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, Растение символизирует плодородие, птица – наступление весны.
Вышивкой занимались и крестьянские девушки, и знатные дамы. Были и среди мужчин великие мастера. Английские моряки во время долгих плаваний вышивали своим любимым девушкам сувениры. Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки и ее применением.
В наше время вышивка наиболее распространенный вид народного искусства. Это изысканное женское хобби удовлетворяет потребность в прекрасном, желании украсить свой быт и досуг.

Виды вышивок.Вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного и.

Виды вышивок.
Вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине.
Вышивка синелью
Вышивка крестом
Вышивка полукрестом (англ.) (гобеленовое шитьё)[2]
Вышивка гладью
Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
Вышивка лентами
Вышивка шёлком
Золотное шитьё (золотыми нитями)
Вышивка бисером
Изонить
Орловский спис
Аппликация

Открытое занятие по рукоделию для младших школьников.

Тема: ручная вышивка.

Цель: познакомить с вышивкой, её видами.

Задачи: - научить отличать декоративные швы от счётных;

- развивать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества;

- воспитывать уважение к русской культуре, любознательность, аккуратность в работе, усидчивость.

Межпредметная связь: история, русский язык, математика, биология, зоология.

Наглядность: образцы изделий по видам вышивки, схемы, рисунки.

Принадлежности: листы бумаги, простые карандаши, ножницы, пяльцы, нитки мулине, калька, копировальная бумага, иглы и игольницы.

- введение в тему;

- изложение нового материала;

- разделение схем на счётные и декоративные швы;

- подготовка ткани к работе;

Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также бисером, блёстками, стеклярусом и т. п.

Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.

Бесконечно разнообразны виды швов вышивки

Теперь рассмотрим каждый из видов вышивания.

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Мастера этой вышивки создают невероятные шедевры, на которые уходит по 20 лет их жизни.

Вышивка Ришелье – самый известный вид ажурный вышивки, который отличается красотой и изысканностью. С помощью этой вышивки создают великолепные салфетки, скатерти, постельное белье и отделку одежды. Вышивают на любых тканях – как на плотных, так и на тонких. Особенностью ришелье является то, что линии узора обшиваются гладью и лишь после этого вырезается ткань.

Вышивка крестом. Один из древнейших и разнообразнейших видов вышивания. Об искусстве мастера принято судить по изнанке, на ней не должно быть никаких узелков. Имеет множество видов. Используется для украшения всевозможных текстильных и галантерейных изделий, для вышивки картин.

Вышивка шелковыми лентами — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент. Насчитывает огромное количество видов швов и техник. Находится на пике популярности из-за сравнительно простой техники и неимоверной красоты результатов. Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков, букеты цветов и прочее.

Вышивание бисером известно еще с глубокой древности. С давних времен российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

На сегодняшним занятии мы с вами только подготовимся к началу изучения выполнения простейших элементов швов в разных техниках. Сначала мы зарисуем схему выполнения рисунка в простых декоративных швах: стебельчатым, петельным.

Для этого возьмём лист бумаги, нарисуем на нём простую веточку. Перерисуем на кальку. А далее с кальки при помощи копирки перерисуем свой рисунок на ткань. Делается это в такой последовательности. Вначале на стол кладём кусок ткани, на неё накладываем копирку и кальку с рисунком. Надо убедиться, что рисунок на кальке будет точно перерисован по центру ткани.

Сейчас проведём небольшую физминутку.

Приступим подготовку ткани к работе. Для этого закрепим ткань в пяльцы рисунком вверх. На следующем уроке будем вышивать.

А сейчас все вместе вспомним названия видов вышивки и где данный вид можно применить. Я понимаю, что не все вы будете вышивать во взрослой жизни. Но отличить технику выполнения изделия вы сможете.

Читайте также: