Вышивание золотой нитью

Обновлено: 23.04.2024

Золотное шитье занимает особое место в истории вышивки, и по сей день остается одним из самых трудоемких и кропотливых видов рукоделия. Мастерицы, владеющие техниками золотного шитья, ценятся по всему миру, а работы стоят достаточно дорого. Если раньше вышивка создавалась из золотых и серебряных нитей, и называлась «золотой», то сейчас она получила название «золотной», значимость которой придает уже не материал нитей, а искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью); (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Из-за материала используемых нитей, наряды получались не только дорогими, но и тяжелыми – вес одного изделия мог превышать 20 кг. После 16 века на смену чистому золоту в нитях пришли позолоченное серебро и латунь с добавлением золота, которые получили название «золотных нитей».

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Затем мастерские художественного шитья («светлицы») стали появляться при царских и боярских домах. Мастерицы расшивали головные уборы, воротники и манжеты, женские сумочки и футляры для оружия. Все эти вещи трепетно берегли, передавали по наследству и дарили молодоженам в качестве приданого.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Вышивка Мукаиш - разновидность золотного шитья

Одной из разновидностей золотного шитья является вышивка Мукаиш (Мукеш, Мукейш) - вышивка плоской тонкой металлической нитью. Также известна как Бадла.

Занимались таким видом рукоделия преимущественно в городе Лакхнау в Индии и украшали одежду королевской семьи, поскольку нити изготавливали из чистого золота и серебра. Так как сари, украшенное только Мукаиш, было само по себе очень дорогостоящим, то её начали объединять с вышивкой Чиканкари, где используется более 30-ти различных видов стежков.

Традиционно работа Мукаиш состояла из трех этапов:

Первым делом переводили рисунок на ткань с помощью трафарета из перфорированной бумаги или печатали на ткани, используя смесь жевательной резинки и специальный порошок индиго «neel».

Далее работали с проволокой для вышивки: ее растягивали на полосы и пропускали через огонь, чтобы металл приобрел разные оттенки. Затем проволоки разрезали еще на более тонкие отрезки и отбивали при помощи небольшого молотка. Так получали нити, плотностью как бумага. Именно такой тонкий материал можно было вплетать в ткань.

Третий этап – вышивка битью. После ткань расправлялась, выравнивалась и тщательно осветлялась стеклянной бутылкой или ракушками каури. Все эти процессы устраняли комки на вышивке, полировали металл, делая его более ярким и блестящим.

Самые известные приемы техники Мукаиш:

Это самый основной, известный и широко используемый вид мукаишских работ для создания узоров. Размер точек определяет ширина проволоки, чем точнее точки, тем они дороже.

Проволока, прикрепленная к небольшой длине нити, протягивается через ткань иглой, красиво образуя мотивы. Чтобы облегчить процесс заправки нити в иглу, проволока прикрепляется к небольшой длине нити. Можно создавать любое количество узоров и мотивов, благодаря чему они становятся популярными как «причудливый каам».

В период колонизации Индии эти виды вышивки стали известны в Европе и использовались при украшении роскошных нарядов дам и камзолов кавалеров. В 19 веке в России битью в сочетании с другими материалами расшивали церковные облачения и бальные платья.

Длительное время эта уникальная вышивка использовалась крайне редко, но сейчас многие знаменитые дизайнеры используют ее в своих работах: Alexander McQueen, Georges Hobeika, Azzi &Osta и другие.

Чиканкари и Мукаиш

Вышивка Мукаиш широко используется с техникой Чиканкари, поскольку обе формы ремесла родом из Лакхнау и всегда были спутниками друг друга. На подиумах, в бутиках и в Домах Мод работа Мукаиш теперь рассматривается как часть Чиканкари. Вышивка используется на различных тканях - от жоржета до крепа, хлопка, шифона и тюссера. Однако сочетание белого чистого жоржета и вышивки Чиканкари и Мукаиш остается любимым среди ремесленников.

Вышивка в технике «Or Nue»

Еще одной вариацией золотного шитья является испанская вышивка «Or Nue», которая с английского переводится как «нюанс на золоте». Данная техника пришла к нам из Средневековья и в некоторых источниках называется как бургундская вышивка или итальянская теневая гладь.

Изделие, выполненное в технике Or Nue, получается эффектным за счет того, что вышивка переливается. Достигается это за счет разной частоты стежков. Узор вышивается непрерывно в одном направлении, снизу вверх, сверху вниз или спирально из центра. Золотые нити накладывают параллельными рядами и прикрепляют их стежками шелковых нитей или нитей крученого хлопка.

Нити в золотном шитье применяются следующих видов:

    . В их основе лежит хлопковая нить, обвитая металлизированной. представляют собой очень тонкую металлическую нить, по целостности похожую на мононить или проволоку. – тонкие металлизированные нити, скрученные между собой. .

Традиционное золотное шитье сегодня сохранилось не только в церковной вышивке, но и активно используется на мировых подиумах.

Alexander McQueen

Такие дизайнеры как Dolce & Gabbana, Guo Pei, Elie Saab, Alexander McQueen, Elsa Schiaparelli, Georges Hobeika декорируют платья, жакеты броши, клатчи и эполеты вышивкой золотом.

Guo Pei

Особенности золотного шитья

Отличительной чертой золотной техники вышивки являются:

1. Использование разного вида подложек:

Используется, когда края фигуры необходимо сделать четкими. Кусок картона вырезается четко по размеру вышиваемой фигуры.

Используются для создания объемных элементов.

2. Вышивка жемчугом

Жемчуг пришивают двумя способами:

  • Отдельно каждую бусину;
  • Нанизывая бусины на длинную нить.

Золотное шитье: вышивка жемчугом

3. Вышивка канителью, трунцалом и битью

Какое золотное шитье без канители, трунцала и бити? Стоит сказать, что вышивка данными материалами проще, чем золотными нитями, но для этого нужно учитывать следующие тонкости:

  • Мягкую канитель необходимо нарезать чуть больше ширины настила, чтобы она полностью закрыла край. Возьмите иголку с рабочей нитью, закрепите и выведите с изнаночной стороны на лицевую.
  • Жесткую канитель перед работой необходимо растянуть и выложить по рисунку, а затем прикреплять рабочей нитью через край за витки.
  • Бить похожа на тонкую узкую полоску фольги, но только прочную. Ее пришивают либо специальной широкой иглой, либо швом «вприкреп».

Вышивка канителью, трунцалом, битью

Освоить все вышеперечисленные техники самостоятельно довольно трудно. Неспроста в давние времена все секреты золотошвейного искусства передавались от мастерицы к мастерице. Сегодня вы можете познакомиться с основами золотного шитья в Школе ручной вышивки «EMBcentre» на очных и онлайн курсах. Мы уверены, что как начинающая, так и опытная вышивальщица откроет для себя золотную вышивку с новой стороны.

Изначально этот вид вышивки был по‑настоящему драгоценным — он выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур , шёлк , «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.

Аватар

Драгоценное шитьё: история

Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.


22 редких и необычных вида рукоделия

Золотное шитьё сегодня

На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.



Фото: @nazarkinamasha

По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.



Фото: @submarina707



Фото: imperiya. by

Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.



Фото: @juliet_mikecharlie



Фото: @submarina707


Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих


Золотное шитьё: учимся азам



Фото: @submarina707

1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Последовательность работы


1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.

3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.

Шов в прикреп:

Вышивка по настилу:

Вышивка по картону (подложке):


Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.

Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое золотная вышивка


Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.

Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

золотное шитье

Вышивка

Вышивка золотом золотыми нитями известна с древних времен. В наши дни она не утратила популярности, а завораживающие узоры продолжают украшать одежду и аксессуары.

Как называется вышивка золотыми нитками

Вышивка золотыми и серебряными нитями называется золотное шитье.

Вышивка золотыми и серебряными нитями

Первые упоминания о нем датируются вторым веком до нашей эры. На Руси искусство появилось позже. В старинных документах и летописях записи о золотном шитье появляются, начиная с 11 века.

Поначалу применялись тонкие проволоки из натурального металла, а работа выполнялась на дорогих тканях: бархате, парче, атласе, тафте. Стоимость изделий была высокой, а узоры украшали исключительно церковные принадлежности: образы, знамена, хоругви, иконостасы, наряды священнослужителей.

Сейчас этот вид рукоделия снова возрождается. Материалы стали доступнее, и заняться обучением может любой желающий.

Основные техники

Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:

  • Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
  • С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
  • Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
  • Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
  • «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.

Техника золотного шитья

Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.

Как научиться вышивать

Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.

Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.

Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:

  • тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
  • иглы;
  • наперстки;
  • ножницы;
  • витейка;
  • шило;
  • пяльцы;
  • калька.

Инструменты можно купить по-отдельности или заказать набор, включающий все необходимое для новичка, в том числе простые схемы с фото готовых работ.

Вот несколько мастер-классов по основным техникам.

Вышивка на подложке:

Вышивка по настилу:

Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.


Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов

3 года ago Enottt Комментарии к записи Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов отключены

COSTUME cap; nightcap circa 1640-1660 overall: 180 mm Man’s night cap made from red silk velvet cut in six conical sections embroidered in metal threads with pomegranates and embellished with spangles. Said to have belonged to Major Buntine.

Золотное шитье — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.

Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе — в основном, золотом шили церковные облачения. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.

Для золотого шитья нужно выбирать прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк.

История

На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.

История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. В ХII-ХIII веках, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии — вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.

Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.

Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.

Техники золотного шитья

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».

В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.

Канитель

Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.

Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре

Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.


Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.

Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.


Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Центры

Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском


Шитые золотом сафьяновые сапоги

монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.

Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.

Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Читайте также: