Авторская программа по бисероплетению в дополнительном образовании

Обновлено: 18.04.2024

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-стетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки из бисера на проволоке и нитке. Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей младшего школьного возраста, начиная с 7 лет (все программы, просмотренные автором, были разработаны для детей, начиная с 8 лет). В программе впервые спланирована работа по обучению детей такого возраста изготовлению игрушек на проволоке.

Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса на условия строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Это подтверждает особо большой интерес к занятиям по данной программе детей именно 1 класса. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми - “перспективными” - это английский язык, информатика, пение, танцы, теннис и т.п. А вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, т.е. профессионалов, творящих руками. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.

Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром руда взрослых.

развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.

воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Отличительные особенности программы от уже существующих программ.

Было проведено сравнение данной программы со следующими программами аналогичного направления: 1 - “Бисерная фантазия ”. Программа напечатана в сборнике “Программы для учреждений ДОД” выпуск № 11. М. ГОУ ЦРСДОД 2004 г. Автор не указан 2 - “Бисероплетение и орнаментальная вышивка”. Ефимова С.В.(программа имеет сертификат авторской программы, является лауреатом городского конкурса образовательных программ) 3 - “Бисероплетение”. Селивахина В.А.(далее эти программы будут обозначаться, как 1, 2, 3 - соответственно)

Все вышеперечисленные программы были напечатаны в сборниках “Программы для учреждений ДОД” М. ГОУ ЦРСДОД. Уже указывалось отличие со всеми программами в возрасте детей, участвующих в реализации программ. Следующим отличием является содержанием обучения, а точнее выбор техники плетения, материала и тематике работ. В данной программе, которая расчитана на 2 года обучения (360 уч.ч.), 145уч.ч . отводится обучению детей изготовлению поделок из бисера на проволоке; ведущая тема поделок - игрушка. В вышеуказанных программах эта техника либо совсем не изучается, например в программе 3, либо изучается значительно меньше. Выбор проволоки, как основного материала (для низания бисера, конечно), обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причём быстрый, а не на процесс. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, т.к. по тематике, технике выполнения, назначению поделок “проволока очень разнообразна”.

Механизм реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7-12 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 2-х годичный. Данная программа рассчитана на два этапа обучения: I этап – 1-й год обучения, II этап – 2-й год обучения.

Режим работы детского объединения:

I этап – 2 занятия в неделю по 2 учебных часа, за год – 144 уч. ч.. II этап – 2 занятия в неделю, одно занятие – 2 уч.ч., другое – 3 уч. ч. (желательно, чтобы второе занятие проходило в выходной день). За год – 180 уч. ч.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Прогнозируемые результаты

К концу I этапа обучения:

учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.); основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

учащиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.; подготовить рабочее место.

у детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения.

К концу II этапа обучения учащиеся:

должны знать: основные положения теории цветоведения и композиции; основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течении первого года обучения, и новые – “станок”, “пяльца”); технологические этапы изготовления изделий из бисера.

должны уметь: изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус; применять более сложные технические приёмы низания: “сеточка ромбом”, “мозаичное”, “кирпичный стежок” , “коралловое” и др; творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы:“вышивка”,“ткачество”; самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.

должно быть воспитано: ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца; культура взаимоотношений с детьми и взрослыми; желание выполнять творческие задания; оказывать уважение к труду взрослых.

Методика выявления, диагностики образовательных результатов и оценки.

Выявление уровня освоения учебного материала, а также степени развитости личностных качеств, происходит путем мониторинга на основании положения об аттестации. Мониторинг проходит по разработанному плану (смотри приложение 2). В ходе данного мониторинга происходит учёт усвоения учебного материала, анализ развития личностных качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность, ответственность, уважение к сверстникам и труду взрослых, художественный вкус, творческий потенциал. Оценка выполнения заданий, предусмотренных мониторингом, постоянного наблюдения за поведением учащихся, берётся во внимание посещаемость занятий. Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена баллами и не доводится до детей а учитывается при анализе усвоения ребёнком учебного материала при аттестации, и вторая та, что выражается в виде “образной отметки” и доводится до детей. Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с результатами других, которое неизменно возникают при “бальной системе”. Система “образной отметки” помогает формировать адекватную самооценку собственных достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего. Должный уровень трудолюбия, ответственности характеризуется, как “пчёлка”, хорошие показатели практических навыков оцениваются званием “мастер”, знания теории оцениваются категорией “теоретик”, и высшая степень достижений – “творец”. На итоговой аттестации общий балл ребёнка переводится в показатель степени усвоения программы – “низкий”, “средний”, “высокий”.

Критерии оценки детских работ, по ним же определяется степень развития творческих способностей, трудолюбия и др.- качество выполнения работы; разнообразие технических приёмов; цветовое сочетание; композиционное решение; новизна, оригинальность.

1 этап обучения. Цель обучения.

Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.

обучающие - дать некоторые знания из истории развития бисероплетения; ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами; научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др.; научить низанию на иголку с ниткой простейшими способами: “бугорки”, “крестик”, “зигзаг” и др.; научить использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ; научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).

Развивающие - развить внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук, формировать умение замечать красивое вокруг себя; развивать познавательную мотивацию. Воспитывающие - воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам; воспитывать заботливое отношение к близким людям.

2 этап обучения. Цель обучения.

Формирование творческих способностей личности ребенка, способной реализовать свои индивидуальные качества, путём обучения более сложной технике низания бисера.

обучающие - закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее; познакомить с новым инструментом – ткацким станком, пяльцами; научить новым практическим приемам – вышивке бисером, ткачеству; научить самостоятельно составлять простые схемы изделий по готовому образцу и собственному замыслу; познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.

Развивающие - закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее; познакомить с новым инструментом – ткацким станком, пяльцами; научить новым практическим приемам – вышивке бисером, ткачеству; научить самостоятельно составлять простые схемы изделий по готовому образцу и собственному замыслу; познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.

Воспитывающие - воспитывать целеустремлённость, уважение к труду взрослых; воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса вынесен в приложение 1.

Методическое обеспечение программы

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Несомненно, большим воспитательным потенциалом обладают занятия – праздники (“Татьянин День”, “Детство – это смех и радость” и др.) В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшееработе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

Условия реализации программы.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Кадровые условия: педагог, владеющий необходимой техникой бисероплетения, методикой обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по бисероплетению составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Мастерица» автор: Блохина А.Ф. и изучению существующей литературы по декоративно-прикладному творчеству, а также на основе собственного опыта по работе с бисером.

Предлагаемый в данной программе вид рукоделия – бисероплетение. Бисероплетение является традиционным для народного творчества, а, следовательно, имеет свои технические и художественные особенности.

Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению изделий, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколения передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет своё значение и в наши дни. Занятие бисероплетением вызывает у детей большой интерес. Вызывать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из главных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов изделий постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывал в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

В ходе кружковой работы, учащиеся знакомятся с основными способами бисероплетения, основами дизайна, углубляют знания по цветоведению. У них развивается мелкая моторика, эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе и материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, ‹‹культуру творческой личности››. Формирование ‹‹культуры творческой личности›› предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточна развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребёнок на занятии займёт позицию ‹‹я хочу это сделать сам››. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребёнка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводится меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только ‹‹ под диктовку›› учителя по принципу ‹‹делай как я››, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего как связать между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя ‹‹работу ума и рук››, а педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцов дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Изделия могут выполнятся как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются конкурсы, выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определённую роль в их воспитании.

Дополнительная образовательная программа ‹‹Волшебный бисер›› является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развитие познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и т.п.

Актуальность программы в том, что её освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером. Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка. Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребёнка. А также бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства содержит в себе огромный потенциал для приобщения воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.

Педагогическая целесообразность программы

Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.

Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.

За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения.

Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования бисероплетение »

Государственное образовательное учреждение

Тульской области

«Тульская общеобразовательная школа-интернат»

Директор школы-интерната

____________________А.И. Душкин

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение»

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Направленность: художественно-эстетическая

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Составитель программы: педагог-организатор

Свирцова О.А.

2013-2014 год

на рабочую программу дополнительного образования по курсу «Бисероплетение»

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Курс разработан на основе программы дополнительного образования "Бисероплетение" автора Свирцовой О.А. (педагога-организатора).

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 10-15 лет. На занятия отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Программа обязательного занятия по выбору “Бисероплетение”, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Коррекционно – развивающие:

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Курс разработан на основе программы дополнительного образования "Бисероплетение" автора Свирцовой О.А. (педагог-организатор).

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 10-15 лет. На занятия отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Актуальность, педагогическая целесообразность

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.

Программа дополнительногообразования по курсу“Бисероплетение”, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Общая характеристика учебного курса

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей на занятиях по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области "Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Коррекционно – развивающие:

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащегоя. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы работы:

выставка творческих работ.

Основные методы обучения:

метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся);

монологический, диалогический, показательный;

работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий

рассказ, беседа, дискуссия.

Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:

технология проблемного обучения;

технология развивающего обучения;

технология личностно-ориентированного образования;

технология моделирующего обучения;

Текущий и итоговй контроль

Текущий контроль уровня усвоения материала, который осуществляется по результатам:

наблюдения за детьми

организации и участия в выставках

анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы;

анализа практических работ.

Итоговый контроль.

По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Формы и методы образовательной деятельности

Теоретические и практические занятия, мониторинг развития детей, индивидуальная и коллективная творческая работа, участие в культурно-массовых мероприятиях, конкурсах.

Творческая карта учащихся, аттестации учащихся, банк достижений учащихся, конкурсы разного уровня.

Результативность реализации программы

Дата утверждения и последней корректировки прогаммы

2. Учебный (тематический) план………………………………………………. 9

3. Содержание программы…………………………………………………… 10

4. Планируемые результаты…………………………………………………. 12

5. Организационно-педагогические условия реализации программы………. 13

6. Формы аттестации и контроля………………………………………… . 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 29.08.2013 г. №1008 и Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р. В разработке программы «Бисероплетение» учтены методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242) и требования СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41.

Программа имеет художественную направленность.

Декоративно прикладное творчество-это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.

Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала. В связи с этим актуальным становится интерес детей к бисероплетению в дополнительном образовании.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Работа с детьми по бисероплетению является составной частью общего направления по приобщению детей к народной культуре и возрождению национальных традиций. Это имеет огромное значение для последующего художественного развития каждого ребенка.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет выявить и развить творческие способности учащихся, создает условия для самореализации личности.

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционных решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.

На занятиях создаются условия для интеллектуального и духовного развития личности учащегося, обеспечения эмоционального благополучия, профилактики асоциального поведения, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности учащегося.

Данная программа помогает ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Обучающие – формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; искусства бисероплетения; с миром труда взрослых.

Воспитательные - привитие интереса к истокам народного творчества, формирование эстетического художественного вкуса, воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, фантазии, развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса.

Адресат программы. Программа обучения рассчитана на детей

младшего и среднего возраста. В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Срок реализации. Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа).

Форма занятий групповая. В группу набирается не менее 15 человек, 144 часа занятий (2 раза в неделю по 2 часа). Между занятиями предусмотрен перерыв 15 минут).

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы включают в себя личностные результаты, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты, формируемые у учащихся:

Учащиеся могут развить:

- Аккуратность, терпение, волю, ответственность доведения начатого дела до конца;

- Бережное отношение к используемым материалам;

- Познакомится с основами культуры труда

- Мотивацию и интерес к бисероплетению;

- Самостоятельности и личной ответственности;

Метапредметные результаты, формируемые у учащихся:

Учащиеся могут развить:

- Моторные навыки руки;

- Сформировать образное мышление;

- Внимание, творческую активность;

- Развить познавательный интерес к деятельности;

- Развивать любознательность в области декоративно – прикладного искусства

- Развивать смекалку и устойчивый интерес к бисероплетению

Предметные результаты, формируемые у учащихся

Учащиеся смогут знать:

- Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами;

- Основные сведения о бисероплетении;

- Инструменты и материалы, используемые на занятии;

- Основные способы плетения изделий на проволоке (объемный, параллельный, игольчатый, низание) по усложненной схеме;

- Виды простейших цепочек Учащиеся смогут знать

Учащиеся смогут уметь

- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

- Выполнять простые техники плетения в изделии (низание, игольчатый, параллельный);

- Выполнять основные приёмы бисероплетения на проволоке по усложненной схеме;

- Выполнять сборку изделий по усложненной схеме;

- Выполнять оплетение яиц на леске (сетка);

- Экономно использовать материалы;

- Изготавливать простые цепочки;

Система оценки образовательных и личностных результатов:

наблюдение за детьми;

тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;

организация и участие в выставках;

анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы;

индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он

обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

от «___ «_______20____г. «____»___________20____г. от «___»_________20____г.

Программа дополнительного образования детей

«Волшебная бусинка»

объединения изобразительного и декоративно-прикладного творчества

педагог дополнительного образования: Байбордина Ольга Николаевна

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 8 - 13 лет

Программа составлена на основе методических рекомендаций педагога городского центра технического творчества город Ростов на Дону Гашицкой Риммы Петровны.

А так же в основе программы лежит систематизация и обобщение автора по энциклопедии по бисероплетению М.Я.Ануфриева (Культура и традиции).

Пояснительная записка

Два мира есть у человека,

Один – который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Эти слова можно уверенно отнести ко всем художникам, мастерам и просто любителям декоративно- прикладного искусства, которые своими руками творят красивые вещи, творят свой, неповторимый и причудливый мир.

Декоративно прикладное творчество-это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.

Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.

Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала.

Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В связи с этим актуальным становится организация кружка бисероплетения в рамках дополнительного образования.

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.

Образовательная программа "Волшебная бусинка", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Обучение детей бисероплетению по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа рассчитана на работу с детьми от 8 до 13 лет. Учебный курс занятий запланирован на три года обучения. Программа способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественного вкуса и любви к декоративно- прикладному искусству.

Занятия проходят 2раза в неделю по 2 часа.

Целью программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.

Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса.

Содержание образовательного процесса

1 год обучения

Основой занятий кружка первого года обучения является: ознакомление учащихся с бисерным рукоделием. Планом занятий. Демонстрацией изделий. Основная работа ведётся с проволокой, так как начинающим с ней работать легче. Это: плетение цветов, плоских фигурок, маленьких объёмных игрушек.

История развития бисероплетения. Использование бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Основные приемы бисероплетения. Зарисовка схем.

По итогам изучаемых тем проводятся выставки городские, отчётные.

К концу первого года обучения дети приобретают навыки:

Работы с проволокой и немного с леской;

Самостоятельной работы по схемам плетения цветов;

Прикрепления нового конца проволоки при необходимости;

Заработки концов проволоки при завершении работы.

Учебно - тематический план

I год обучения

Темы занятий

Всего часов

Вводное занятие.

Бисеронизание. Плетение цветов на проволоке.

Плетение цветка фиалка.

Плетение цветка клевер.

Плетение листьев к клеверу.

Плетение цветка колокольчик.

Плетение листьев для колокольчика.

Плетение лепестков розы.

Плетение лепестков розы.

Плетение листьев и чашелистика для розы.

Плетение ягодки и чашелистика.

Плетение листьев для ягодки.

Плетение декоративной зелени.

Плетение декоративной зелени.

Плетение плоских фигурок животных и бабочек.

Плетение одного крыла бабочки.

Плетение второго крыла бабочка.

Плетение третьего крыла для бабочки.

Плетение четвёртого крыла для бабочки, плетение туловища и соединение всех частей.

Плетение мордочки кота.

Плетение мордочки кота.

Плетение фигуры плоского зайчика.

Плетение фигуры плоского зайчика.

Плетение фигуры плоской розовой пантеры.

Плетение фигуры плоской розовой пантеры.

Плетение фигуры плоского Пяточка.

Плетение фигуры плоского Пяточка.

Плетение объёмных игрушек проволокой и леской.

Плетение мышки и прикрепление фурнитуры.

Плетение крыльев для пчелы и сбор частей игрушки.

Плетение объёмной стрекозы.

Плетение крыльев для стрекозы и сбор частей игрушки.

Плетение крокодила, присоединение фурнитуры.

Плетение браслетов, колец, серёжек и заколок проволокой и леской. Основные приёмы бисероплетения.

Плетение браслета из бусин с оплёткой из бисера.

Плетение браслета способом восьмёрка.

Плетение цепочки способом цветок из восьми из 8 лепестков.

Плетенее браслета «косичка» из 6 нитей.

Плетение браслета «косичка» из 6 нитей. Второе занятие.

Соединение нитей в браслет. Прикрепление фурнитуры.

Плетение ажурного браслета двух цветов с цветочками.

Плетение ажурного браслета. Второе занятие.

Плетение ажурного браслета, заработка концов.

Плетение кольца из бусин и бисера.

Плетение кольца из бусин и бисера.

Плетение серёжек из бусин и бисера.

Плетение серёжек из бусин и бисера.

Плетение заколок с цветочками.

Плетение заколок с цветочками.

Плетение заколок с цветочками.

Плетение заколок с цветочками.

Комплект украшений: колье, серьги и браслет.

Плетение цепочки для колье по шее.

Плетение цепочки по шее, прикрепление фурнитуры.

Плетение подвесок или бахромы.

Плетение подвесок. Второе занятие.

Плетение подвесок. Третье занятие.

Плетение подвесок. Отпаривание.

Плетение серёжек, прикрепление фурнитуры.

Плетение браслета, прикрепление фурнитуры.

Итоговое занятие.

Содержание программы

I год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, а так же различные виды проволоки, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила по техники безопасности, правила дорожного движения.

2. БИСЕРОНИЗАНИЕ. ПЛЕТЕНИЕ ЦВЕТОВ ПРОВОЛОКОЙ (26ч.)

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками, и проволокой, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы, а так же проволоки для работы. Знакомство с цветком и его средой обитания. Просмотр цветов, сплетённых более сложным способом плетения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное плетение, петельное плетение, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев для цветка. Правила, заработки оставшихся концов проволоки. Анализ моделей. Зарисовка схем. Правила составления букетов из цветов и изготовления картин из цветов. Просмотр изделий, которые так же можно украсить цветами, сплетенными из бисера и проволоки.

Практическая работа. Плетение таких цветов как: фиалка, клевер, колокольчик, роза, плетение ягодки и декоративной зелени. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий и составление букетов из цветов. Составление композиций из цветов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов. Изготовление картин из цветов. Изготовление вазы для цветов.

3. ПЛЕТЕНИЕ ПЛОСКИХ ФИГУРОК ЖИВОТНЫХ И БАБОЧЕК (28 ч.)

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности, подбор нужного бисера нужного цвета и проволоки для работы. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных и обитателей моря на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Беседы о жизни животных и бабочек и их среде обитания. Беседы о жизни морских обитателей: о рыбах, раках, морских звёздах и т.д. Беседа об аквариумах, и аквариумных рыбках и правилах содержания аквариума дома. Показ изделий, которые можно украсить при помощи плоских фигурок, сплетённых из бисера и проволоки.

Практическая работа. Плетение бабочек, плоских фигурок животных, плоских фигурок обитателей моря и аквариумных рыбок. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брелков из плоских фигурок животных и кольца. Составление композиции из сплетённых ранее цветов и бабочек. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Изготовление подставки под карандаши. Обшивка баночки тканью и пришивание на неё обитателей моря: рыбок, морских звёзд, водорослей и камушек. Изготовление коллективной работы: аквариум с аквариумными рыбками и водорослями.

4. ПЛЕТЕНИЕ ОБЪЁМНЫХ ИГРУШЕК ПРОВОЛОКОЙ И ЛЕСКОЙ (22 ч.)

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности, подбор нужного бисера нужного цвета и формы, лески и проволоки для работы. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных игрушек из проволоки и лески: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем. Подбор фурнитуры. Правила присоединения изделий к фурнитуре. Правила, заработки оставшихся концов лески и проволоки.

Практическая работа. Плетение мышки, удава, пчелы, стрекозы, крокодила и жука. Изготовление брелков из получившихся игрушек на подарки друзьям. Выполнение отдельных элементов объёмных игрушек. Сборка изделий.

5. ПЛЕТЕНИЕ БРАСЛЕТОВ, КОЛЕЦ, СЕРЁЖЕК И ЗАКОЛОК ПРОВОЛОКОЙ И ЛЕСКОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (34 ч.)

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности, подбор нужного бисера нужного цвета, подготовка лески или проволоки для работы. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в одну нить». Простая цепочка. Цепочка с бусинками. Цепочка с бугорками. Цепочка с петельками. Цепочка "зигзаг”. Цепочка "змейка”. Цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки "мозаика”, "восьмёрка”, "соты”, ромбы, "фонарики”. Низание из бисера "в две нити”: цепочка "в крестик”, "колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек "в крестик”. Наплетения на цепочку "колечки”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), "веточки”, "кораллы”. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно "в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Разновидность фурнитуры, которая используется для серёжек, колец, заколок, браслетов и колье.

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Плетение цепочки на руку из бусин с оплёткой из бисера. Плетение браслета способом «восьмёрка». Плетение браслета «косичка», заработка концов. Плетение браслета ажурным способом с цветочками. Плетение кольца из бисера, бусин и проволоки. Плетение заколок или невидимок с цветами из бисера. Присоединение фурнитуры.

6. КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ: КОЛЬЕ, СЕРЬГИ И БРАСЛЕТ. (30 ч.)

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, серьги). Выбор нужного бисера. Цветовое решение. Виды застёжек и фурнитуры. Зарисовка схем для выполнения украшений. Измерение длины цепочки для колье. Расчёт цепочек и их длины. Правила присоединения нового конца лески при необходимости. Правила заработки оставшихся концов лески. Правила прикрепления замочка к колье. Расчёт длины цепочек для серёжек. Присоединение фурнитуры к серёжкам. Расчёт длины браслета. Разновидности браслетов: с замочком и сплошной. Правила прикрепления замочка к браслету и заработка оставшихся концов лески. Что делать если цепочка у колье не гладкая, а в борах. Правила по технике безопасности при работе с утюгом. Как правильно наколоть изделие для отпаривания. Как правильно отпарить готовое изделие при помощи утюга и мокрой плотной ткани.

Практическая работа. Изготовление схемы плетения колье, серёжек и браслета на основе личных подсчётов. Плетение комплекта украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Накалывание и отпаривание колье серёжек и браслета. Прикрепление застёжки и фурнитуры.

7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)

Читайте также: