Плетение бусины из бересты

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Открытый урок по технологии

Учитель технологии - Смирнов А.А. вторая квалификационная категория

Тема: «Плетение из бересты. Изготовление декоративных бус».

Цель : знакомство учащихся с народным промыслом – плетение из бересты и значением оберега в жизни человека; изготовление берестяных бус.

- формирование представлений о северном народном промысле – плетение из бересты и оберегом в жизни человека;

- формирование представлений о заготовке и хранении бересты;

- знакомство со свойствами бересты, инструментами для плетения;

- развитие творческой активности и самостоятельности в работе;

- воспитание трудолюбия и привитие интереса к ремёслам родного края;

- использование современных компьютерных технологий.

Методы и методические приемы :

Оборудование урока:

- инструменты: ножницы, карандаши, иголка.

- материалы: берестяные полоски, бумажные полоски, нитки.

- образцы готовых изделий из бересты.

- компьютер и мультимедийный проектор.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: урок путешествие.

Организационный момент – подготовка к уроку.

Тема и цель урока.

- Ребята, вы, наверное, уже поняли, что у нас с вами сегодня будет необычный урок. На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие в русскую северную деревню.

- Ребята, а вы были, когда нибудь в деревне?

- А теперь поднимите руки те, у кого есть бабушка с дедушкой, которые живут в деревне.

Молодцы! А сейчас давайте представим себе такую ситуацию, вашим дедушке с бабушкой понадобилась помощь. Кровля на крыше дома прохудилась и стала протекать. И мы решили им помочь. Мы собрали необходимый инструмент и наш трудовой десант отправился в путь. (слайд 1 )

(слайд 2 ) И вот мы приехали. (слайд 3) Для осмотра кровли, мы забрались на чердак. Осмотрев кровлю внутри, оказалось, что всё было в порядке. И вот мы с вами решили осмотреться на чердаке, а что же ещё интересного тут есть! И вдруг мы наткнулись на большой короб. Он был весь в пыли. Ребята, давайте посмотрим, что в нём! ( достаю пестерь и из него вынимаю изделия из бересты) (выкл. проектор)

(При показе каждого изделия, задаю вопросы ребятам, как называется это изделие и для чего оно предназначено)

Пестерь – для переноски грибов и ягод

Корзинка – для сбора грибов и ягод;

Конфетница – для украшения стола;

Бутылка, оплетенная берестой – для переноски молока и других жидкостей;

Туес – для хранения молока;

Шаркунок – детская игрушка;

Солонки – для хранения соли;

Футляр для очков;

Оберег – оберегал от несчастий;

- Молодцы, ребята! Как вы думаете, из чего все эти изделия изготовлены? Правильно. Все эти изделия изготовлены из коры берёзы – бересты.

(слайд 4 ) Ребята, отгадайте загадку: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. ( береза )

- Ребята, скажите, как в народе называют берёзовую кору? (Береста)

- Берёза – это хвойная порода или лиственная? (лиственная)

- Скажите, что ещё относится к лиственным породам древесины? (осина, ольха, рябина, клен, дуб)

- Что относится к хвойным породам древесины? (сосна, ель, лиственница)

- Что относится к смешанным породам древесины? (таких пород нет)

Давайте по внимательнее рассмотрим бусы. Смотрите, они состоят из различных бусинок и подвески. Это красивый подарок на приближающиеся праздники! Посмотрите, на одних бусах не хватает нескольких бусинок, давайте сегодня попробуем доделать эти бусы! Для этого нам надо поподробнее узнать о бересте, о её свойствах, как и каким инструментом её заготавливали.

(слайд 5) Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. (слайд 6) Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты.

(слайд 7) Заготовка бересты - дело трудоемкое и даже опасное. Готовиться к лесным экспедициям необходимо заранее.

- Ребята, знаете ли вы в какое время года нужно заготавливать бересту? (в период сокодвижения, конец весны – начало лета)

Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной, во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него. Именно этот временной момент используют для ее заготовки. В этот же период наблюдается сокодвижение. В Архангельской области средние сроки заготовки бересты колеблются в пределах от 15-20 мая до 15-20 июня. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания березы, времени наступления и характера весны.

После того, как бересту заготовили, приступают к её обработке, подготавливают рабочее место для плетения, очищают бересту от грязи, нарезают необходимые полоски – лычки. Для таких работ мастера имеют необходимые инструменты

(слайд 8) Итак, для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий применяют следующие инструменты:

ножи: нож-косяк - для разрезания бересты; небольшой нож с изогнутым лезвием - для зачистки бересты ; нож-резак, заточенный на одну сторону, с длинной рукояткой - для работы с прорезной берестой;

ножницы : для нарезания берестяных полос и обработки бересты;

шилья : круглое прямое шило со слегка притупленньх, закругленным и отполированным кончиком - для разметки по бересте; шило сапожное с квадратным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты ; плоское шило с крючкообразным изгибом -так называемое шило-кочедык (коточиг), применяемое при плетении;

линейки деревянные и металлические длиной 30, 40, 50, 60 и 100 мм, два угольника (один - без боковой стенки, как столярный);

циркули столярный и чертежный, включая так называемую «козью ножку»;

- Ребята, а теперь подумайте и скажите мне, какие инструменты понадобятся нам для изготовления берестяных бус? (ножницы, иголка, карандаш)

-На какие инструменты надо обратить особое внимание? (ножницы и иголка)

- Молодцы! Ребята, все вы прекрасно знаете, что для работы с любым инструментом существуют свои правила техники безопасности. Вот и мы с вами сегодня поговорим о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Но так как сегодня у нас необычный урок, то правила ТБ мы с вами будем не читать, а пропоем их в частушках. (слайд 9)

Я ко всяческой работе

Вы меня не отвлечете

Ножницы я в руки взял

Буду резать материал.

Травму я не получил,

Правила ведь соблюдал!

Мне учитель говорит

Инструмент не так лежит

Концы ножниц ты сомкни

От себя их отверни!

С инструментом обращаться

Аккуратно буду я.

Ножницы всегда положим

Остриями от себя!

И работа тут пошла

Труд наш строго под охраной

Будем радовать мы маму!

Практическая работа

Учащиеся знакомятся с содержанием технологической карты по изготовлению плетеной бусины, выполняют тренировочное упражнение на плотной бумаге, вырезав полосу, длина которой в семь раз больше ширины. Затем получают полоску из бересты и изготавливают бусину в необходимой последовательности.

Последовательность конструирования бусинки:

- Заострить один конец ленты

- С другой стороны ленты согнуть четыре квадрата. Линии сгиба должны читаться четко.

- Первый квадратик лицевой стороной наложить на четвертый поперек

(слайд 11) - Держа левой рукой бусинку за 2 и 3 квадратики, 1 и 4 квадратики по диагонали перегибая, поднять вверх, закрывая полость бусинки

- Плотно затянуть, прижимая пальцами в местах перегиба.

Учитель осуществляет помощь в работе.

Каждый изготавливает по 2-3 бусинки, все бусинки нанизываются на нить и получаются бусы.

Ученики могут выполнить более сложный вариант украшения из нескольких бусинок разного размера и цвета. В этом случае их нужно нанизывать на нитку с помощью иголки. Бусинки можно украсить росписью кисточками.

Доброе всем весеннее утречко! Давно ничем не делился, поскольку. аки пчёл, всё в трудах да заботах))) Делаю я тут недавно очелье на заказ, и ломаю голову, как бы поинтереснее подать. И вот придумал такие бусики. А для этого приспособил дрель свою, в качестве токарного инструмента. Смею надеятся, что эти бусины смотрятся интереснее, чем традиционные. Хотя кому как, всё в этом мире субъективно.

Доброе всем весеннее утречко! Давно ничем не делился, поскольку. аки пчёл, всё в трудах да заботах))) Делаю я тут недавно очелье на заказ, и ломаю голову, как бы поинтереснее подать. И вот придумал такие бусики. А для этого приспособил дрель свою, в качестве токарного инструмента. Смею надеятся, что эти бусины смотрятся интереснее, чем традиционные. Хотя кому как, всё в этом мире субъективно. (фото 1)

Вот для примера традиционные, в кипятке скрученные. Простите, не хочу никого обидеть, но не впечатляют они меня. Не вставляет (как сейчас молодёжь изъясняется). Хочется чего-то новенького и свеженького.

Вот для примера традиционные, в кипятке скрученные. Простите, не хочу никого обидеть, но не впечатляют они меня. Не вставляет (как сейчас молодёжь изъясняется). Хочется чего-то новенького и свеженького. (фото 2)

Однако, так просто мне эти бусы не дались, пришлось подходец искать. И ушло на это две недели. И вот родились такие столбики, склеенные из кружков бересты (вырубаем пробойниками подходящего диаметра, от размера зависит размер бусины). Но что плохо, нет в них центрального отверстия, чтобы петли вставлять. Я сказал, именно центрального, то есть по центру. Можно конечно было бы на глаз пробить в каждом отдельно взятом кружке и после этого склеить. Но опять же"на глаз", а это не есть gut. И вот для этих целей пришлось выдумать центровальное устройство (Боже, устройство, как пафосно).

Однако, так просто мне эти бусы не дались, пришлось подходец искать. И ушло на это две недели. И вот родились такие столбики, склеенные из кружков бересты (вырубаем пробойниками подходящего диаметра, от размера зависит размер бусины). Но что плохо, нет в них центрального отверстия, чтобы петли вставлять. Я сказал, именно центрального, то есть по центру. Можно конечно было бы на глаз пробить в каждом отдельно взятом кружке и после этого склеить. Но опять же

Вот такое чудо-юдо получилось. Это конечно, живя в квартире, такую конструкцию воплотить сложно, а в частном доме - тьфу. Пустячок в сущности. Пошёл в гараж, "болгарочкой" железочку распилил, на наждаке выровнял, отверстия высверлил, кое-что к кое-чему приварил. Как говориться, бац-бац и готово))))

Вот такое чудо-юдо получилось. Это конечно, живя в квартире, такую конструкцию воплотить сложно, а в частном доме - тьфу. Пустячок в сущности. Пошёл в гараж,

Потом две половинки этого чудища меж собой стянул. И в отверстие сверлом крутнул. И получилось отверстие в берестяном столбике, ровно по центру. Красота.

Потом две половинки этого чудища меж собой стянул. И в отверстие сверлом крутнул. И получилось отверстие в берестяном столбике, ровно по центру. Красота. (фото 5)

Теперь в отверстие вкручиваем металлический болтик.

Теперь в отверстие вкручиваем металлический болтик. (фото 6)

И стягиваем специальной гайкой. Она такая длинная, чтобы резьбу у болта в патроне дрели не сорвало, чего доброго.

И стягиваем специальной гайкой. Она такая длинная, чтобы резьбу у болта в патроне дрели не сорвало, чего доброго. (фото 7)

Вот так в патроне эта конструкция выглядит.

Вот так в патроне эта конструкция выглядит. (фото 8)

Затем одной рукой включаем дрель, а другой рукой, с помощью наджачной бумаги начинаем, при вращении, скруглять нашу будущую бусину. Наждачку подбираем индивидуально, в зависимости от вкусов и пристрастий))) Чем крупнее, тем "задиров" больше.
Надо к процессу подходить имперически.

Затем одной рукой включаем дрель, а другой рукой, с помощью наджачной бумаги начинаем, при вращении, скруглять нашу будущую бусину. Наждачку подбираем индивидуально, в зависимости от вкусов и пристрастий))) Чем крупнее, тем

Затем вооружаемся выжигателем или паяльником и разогреваем его по максимуму. Пока патрон дрели вращается, подводим паяльник жалом к бусине, и оставляем тёмный ободок. И вроде как декор навели. И можно было бы успокоится, но нет покоя пытливому уму. И сказать по чести, не нравится мне конечный результат. И вот ещё неделя в трудах умственных, и ночью озарение. Боже мой проще нет ничего, только вникнуть нужно было в проблему. А по-сему, забудьте все мои сварные, высверленные и такие страшные металлические приспособления. Словом, выкиньте этого "монстра" из своей светлой головушки. Будем считать, что это неудавшейся попыткой приблизиться к разгадке тайны берестяных цельно-точенных бус.

Затем вооружаемся выжигателем или паяльником и разогреваем его по максимуму. Пока патрон дрели вращается, подводим паяльник жалом к бусине, и оставляем тёмный ободок. И вроде как декор навели. И можно было бы успокоится, но нет покоя пытливому уму. И сказать по чести, не нравится мне конечный результат. И вот ещё неделя в трудах умственных, и ночью озарение. Боже мой проще нет ничего, только вникнуть нужно было в проблему. А по-сему, забудьте все мои сварные, высверленные и такие страшные металлические приспособления. Словом, выкиньте этого

И вот ночью всё приснилось и всё встало на свои места. Встал с утра и наклеил вот таких "рулетиков". Да здесь и отверстие уже обозначено, и по центру вроде как. Вспомнились традиционные бусы (вот ведь оказывается, откуда ноги растут) А куда же без традиции. Нет таки без традиции культуры.

И вот ночью всё приснилось и всё встало на свои места. Встал с утра и наклеил вот таких

Здесь уже никаких болтов и никаких гаек. Просто острый гвоздь, подходящего диаметра, с отпиленной шляпкой. И в самом деле, зачем огород городить, если можно всё упростить. Забиваем гвоздь в центральное отверстие и вставляем в патрон дрели.

Здесь уже никаких болтов и никаких гаек. Просто острый гвоздь, подходящего диаметра, с отпиленной шляпкой. И в самом деле, зачем огород городить, если можно всё упростить. Забиваем гвоздь в центральное отверстие и вставляем в патрон дрели. (фото 12)

И так же как и в первом случае используем наждачную бумагу. Но самое классное, что в первом случае столбики могут расслаиваться, относительно слоёв, как бы не были склеены. А вот здесь действительно красота и полный ажур. Знай себе крути, да точи.

И так же как и в первом случае используем наждачную бумагу. Но самое классное, что в первом случае столбики могут расслаиваться, относительно слоёв, как бы не были склеены. А вот здесь действительно красота и полный ажур. Знай себе крути, да точи. (фото 13)

И вот оно, наше произведение искусства)))) Такое всё взъерошенное и всклокоченное. Надо причесать. Заодно и продекорируем.

И вот оно, наше произведение искусства)))) Такое всё взъерошенное и всклокоченное. Надо причесать. Заодно и продекорируем. (фото 14)

А вот это уже конечный результат. Неплохо, правда. Цвет мне кажется получился необычный. И самое главное, не морил и не красил ничем. Всё получилось в процессе)))). Что, интересно, как получилось? Ладно томить не буду. Возьмите кусок войлока и подержите вплотную к бусине во время вращения. Скорость вращения максимальна. От трения бусина начинает "подгорать". Вот и получается такая необычная боевая раскраска. И что самое интересное, не выцветит никогда. Пока бусы живы. Вот такие маленькие тайны в моём королевстве, вот такие секреты.

А вот это уже конечный результат. Неплохо, правда. Цвет мне кажется получился необычный. И самое главное, не морил и не красил ничем. Всё получилось в процессе)))). Что, интересно, как получилось? Ладно томить не буду. Возьмите кусок войлока и подержите вплотную к бусине во время вращения. Скорость вращения максимальна. От трения бусина начинает

И вот опять же в сравнении. Как поётся в старой советской песне: "Было хорошо, было хорошо. А теперь ещё лучше))))"

И вот опять же в сравнении. Как поётся в старой советской песне:

Я рад поделиться с Вами, дорогие мои своими наработками. Прогресс, как говорится, не стоит на месте. Чего удумал, то с пылу, с жару Вам и отдаю. Не жалко, пользуйтесь. Скоро будет готов мой сайт, а туда уж я, поверьте мне, набью полезностей под завязку. Да и книжка моя, слава Богу, служит людям, верой и правдой. Вроде не жалуется никто.

С огромным, межгалактическим приветом и уважением к Вам, народный мастер Ивановской области, Кутрынин Александр.


Благодарю за теплый отзыв.

Добрый день, Александр! Вот опять что-то новое изобретается - правильно говорят - "дурная голова покоя рукам не дает".. .

Ну первый вариант склееных слоями бусин - изготовление рукояток для ножей. Конечно в рукоятке они слоитья не будут - держат их с двух сторон упоры. А второй вариант интереснее - хотя где-то мне эта технология бусин попадалась. но шлифовку войлоком утащу в копилку.

Конечно для меня было бы интереснее попытаться разгадать способ изготовления таких бусин самой. но увы.

Интересно посмотреть каков будет вариант нового очелья.

Таня, не подумай, что всё так просто. Есть несколько нюансов, пренебречь которыми нельзя, но описывать мне было лень. Вот и гадай на здоровье, что, да как. А лучше всего попробуй сама. Пару-тройку, а может и больше раз запорешь. Вот и опыта наберёшься)))). А видеть и сделать, две больших разницы. Дерзайте, сударыня, на доброе здоровье


Классно! Очень нужный МК) Такие классные бусины получаются :)

Танечка, спасибо тебе, душа моя, за душевные слова.

Как, всё-таки, хорошо жить, смотреть и удивляться.

Серёжа, а ещё лучше смотреть и делать

Вот, вот, и я о том же.

Да, с такими украшениями хоть в пир, хоть в мир. Красота.

Я, правда, никуда не ходил ещё. Боялся, палками побьют

Бусинки красатулечки, блеск и переливчатость напоминают соломку))). Лишнее подтверждение к тому, что все гениальное просто. Понятен процесс, но повторить наверняка непросто, хотя бы тот факт, что от излишнего давления на бересту поверхность будет очень лохматой. Первые токарные станки так и работали, деталь вращалась, инструмент держали в руках. В токарной обработке есть фасонный резец для обработки сферы, может и здесь подойдет? Боковую поверхность шлифовального круга (или обломка))) обработать с нужным радиусом кривизны, проще - вогнутой скобкой))) и тогда бусинка будет симметричной, да и процесс возможно ускорится. Получила книгу))) рассматриваю картинки (в электронной книге фото изучать было удобней, эх еще раз вспомнила свой сгоревший комп и электронную книжку). Для того чтоб сляпать простою цепочку мне потребовалось немного времени))), но чтобы изготовить качественную цепочка , ровную, без задиров, с одинаковым размером колец, потребовалось куда больше времени. Если бы в описании были перечислены все возможные неприятности при изготовлении цепочки, наверное не взялась бы за работу))). Все Ваши работы удивляют в первую очередь качеством и конечно разнообразием. Спасибо за идеи и за то , что лишний раз не пугаете возможными сложностями при повторе ваших работ)))не отбиваете желание повторить, а раззадориваете))). Удач Вам , ну и нам конечно новых встреч с вашими работами)).

Прежде чем дать сюда материал, мой мозг перелопатил много всяких влзможномтей сделать этот продукт))) И по поводу нужного радиуса кривизны наждачного круга тоже мысль шевелилась, но вся беда в том, что береста при обработке образует много пыли, которая забивается между зернами абразива и спекается. Так что при проточке уже второй бусины, нужно будет выводить второй радиус такой же кривизны. И так из раза в раз. А наждачную бумагу не жаль, забилась - выкинул. Да, не спорю, при какой-нибудь мало-мальски приспособренной штуковине, процесс ускорился бы. Но чтобы сделать такую штуковину вручную, ушло бы времени очень и очень много, а мне его жаль. А в моём случае бусины получаются не так как под копирку, это и есть ручной труд Спасибо Вам за внимание к моему творчеству. И не бойтесь повторить. Ибо дорогу осилит идущий.

В ближайшее время я точно к бусинкам не подступлюсь)). А вот еще немного о шлифкругах повспоминаю. Есть круги с открытой структурой и закрытой. У закрытых пустоты между связкой и абразивом замкнуты, то есть круг не забивается, применяется при обработке вязких материалов. Чтобы закрыть поры применяют еще "купание" круга в парафине и периодически для очистки поверхности применяют правку круга - типа как размягченное масло снимают с ножа. Это ни в коем случае не совет мастеру))), а некоторое воспоминание о характеристиках шлифкруга)).

Очень интересно. И это целая наука. Было бы ещё время это всё впитать. Однако огромное спасибо за информацию.


Да, полно. Бусины, как бусины. Теперь всё просто уже.

Ух, какие бусЬки! А какая технология изготовления, Са- ша. С ума взбеситься. Меня вставило, хоть я и не молодёжь!

Последняя моя публикация была про игрушки, плетёные из бересты .

А теперь украшения!

Сначала я хотела распределить их, так сказать «по сортам», бусы — отдельно, серьги — отдельно, но очень скоро поняла, что украшений столько, что сортировать их просто невозможно. Да, думаю, и не нужно.
В глубокой древности люди не носили украшения из бересты или дерева вообще. Считалось, что дерево живое и мало ли какой «дух» мог в него вселиться. Поэтому прикладывать к «себе любимому» нечто неизведанное старались как можно меньше. Со временем изучив целебные свойства бересты, люди стали использовать такое украшение как «очелье».
Название произошло от слова «чело» — лицо значит. Очелье — вокруг лица.

О разнообразии берестяных украшений, фото № 1

Одевалось взамен ранее используемых кожаных ободков, придерживало волосы, впитывало пот стекающий со лба, во время работы и… отлично устраняло головную боль. А благодаря фитонцидам, входящим в состав бересты, предохраняло от вирусных заболеваний (аналог чесночных бусиков для детей в период эпидемии гриппа). В следствии всего этого, тут же было занесено в разряд «оберегов» и приобрело бешеную популярность по сей день. Плелось, да и плетётся вот так:

О разнообразии берестяных украшений, фото № 2

На фото кстати, хорошо видно, что делать, если одна из полосочек, закончилась раньше времени.

Следующим аксессуаром, завоевавшим доверие людское, а именно женское, стали бусы. Очелье изначально носили мужчины, в поле, на кузне. Женщинам тоже хотелось «приобщиться» и стали они плести из тоненьких полосочек бусинки и собирать всякие бусики, которые тоже помогали поддержать иммунитет во время заразных болезней в доме и мгновенно стали «целебным оберегом».

О разнообразии берестяных украшений, фото № 3

Шли годы и мало-помалу люди перестали бояться «кого-то там», кто якобы мог, но ещё не известно сделал ли, «вселиться» в дерево и украшения прочно заняли своё место в быту. Появилось великое множество, обручей, серёжек, заколок, браслетов, кулонов… Да, мало ли чего взбредёт в голову творческому человеку! Мастера стали не только плести украшения, но использовать смешанные техники и клеи и лаки и камни и сочетания с деревом. Словом, хватит теории, смотрите:

О разнообразии берестяных украшений, фото № 7

О разнообразии берестяных украшений, фото № 8

О разнообразии берестяных украшений, фото № 9

О разнообразии берестяных украшений, фото № 10

О разнообразии берестяных украшений, фото № 11

О разнообразии берестяных украшений, фото № 12

О разнообразии берестяных украшений, фото № 13

О разнообразии берестяных украшений, фото № 14

О разнообразии берестяных украшений, фото № 15

О разнообразии берестяных украшений, фото № 16

О разнообразии берестяных украшений, фото № 17

О разнообразии берестяных украшений, фото № 18

О разнообразии берестяных украшений, фото № 19

О разнообразии берестяных украшений, фото № 20

О разнообразии берестяных украшений, фото № 21

О разнообразии берестяных украшений, фото № 22

Этот ажурный «принт» вырезан на целом листе бересты. Похоже на выпиливание лобзиком, но сделано при помощи острого ножа, может скальпеля, некоторые мастера используют просто маникюрные ножницы, кому как удобно. Такой ажур можно использовать в оформлении папок, коробов, хлебниц. Одним словом тоже украшение. Ну, всё, умолкаю, умолкаю, любуйтесь:

О разнообразии берестяных украшений, фото № 23

О разнообразии берестяных украшений, фото № 24

О разнообразии берестяных украшений, фото № 25

О разнообразии берестяных украшений, фото № 26

О разнообразии берестяных украшений, фото № 27

Пусть и не «Фаберже», но ведь тоже очень тонкая работа.

О разнообразии берестяных украшений, фото № 28

О разнообразии берестяных украшений, фото № 29

И даже ёлочка зимой может остаться не без внимания.

О разнообразии берестяных украшений, фото № 30

О разнообразии берестяных украшений, фото № 31

О разнообразии берестяных украшений, фото № 32

Ну, вот как-то так! Понятно, что это далеко не все возможные варианты и изыски. Тут у кого на что фантазии хватит!
А вам, спасибо за внимание!

Привыкли мы видеть различные бусы из различных материалов, а вот из бересты подобных моим пока не встречала в Стране Мастеров. Все они сделаны на основе трех вариантов всем известных бусин из бересты - плоской квадратной и двух видов объемных бусин. Размер квадратной бусины варьируется от 0,5 до 0,7см. Как их плести - можно найти в интернете, поэтому покажу только некоторые свои варианты их сборки. В соединениях используются в основном деревянные бусины, но иногда использую бисер (этот вариант для меня менее интересен. )
Начнем с наиболее простого варианта из двух разных вариантов бусин.

Привыкли мы видеть различные бусы из различных материалов, а вот из бересты подобных моим пока не встречала в Стране Мастеров. Все они сделаны на основе трех вариантов всем известных бусин из бересты - плоской квадратной и двух видов объемных бусин. Размер квадратной бусины варьируется от 0,5 до 0,7см. Как их плести - можно найти в интернете, поэтому покажу только некоторые свои варианты их сборки. В соединениях используются в основном деревянные бусины, но иногда использую бисер (этот вариант для меня менее интересен. ) Начнем с наиболее простого варианта из двух разных вариантов бусин. (фото 1)

Усложняем вариант добавлением нового вида бусин.

Усложняем вариант добавлением нового вида бусин. (фото 2)

Добавляем еще одну нитку бусин.

Добавляем еще одну нитку бусин. (фото 3)

В другом цвете бересты и другим вариантом сборки.

В другом цвете бересты и другим вариантом сборки. (фото 4)

Вот такой вариант.

Вот такой вариант. (фото 5)

Еще . (фото 6)

Усложняем третьей ниткой.

Усложняем третьей ниткой. (фото 7)

Ну а здесь накручено из плоских бусин размером 0,4 см и вот в данном варианте подходят только бисеринки во вставках.

Ну а здесь накручено из плоских бусин размером 0,4 см и вот в данном варианте подходят только бисеринки во вставках. (фото 8)

Ну и как же без сережек будут смотреться наши бусы. Их делаю из различных оставшихся бусин и в разных вариантах на любой цвет и вкус.

Ну и как же без сережек будут смотреться наши бусы. Их делаю из различных оставшихся бусин и в разных вариантах на любой цвет и вкус. (фото 9)

Это небольшая коллекция вариантов сборки бус из берестяных самодельных бусин - попозже выложу еще с другими вариантами бусин.

Прошу прощение за фото - сделаны давно, да и то , только для сохранения вариантов сборки.

Прелесть. Уже хочу такие!

Неплохо, очень даже неплохо. Традиционно, русское народное. И я бы сделал такие, сомнения нет в этом, но это уже всё придумано, а я люблю что бы всё самому, да с нуля.

Для всех, кто хотел бы основать традиционную технику плетения из бересты и не только, мы предлагаем простые мастер классы, которые позволят освоить прямой и косой способы плетения. В качестве примеров мы выбрали закладку для книги и солонку, которые вы легко сможете сделать вместе с детьми. В качестве замены бересты для тренировки можно использовать бумажные заготовки.

Плетение из бересты

Закладка для книги. Прямое плетение

Закладка из бересты

Материалы и инструменты:

  • 2 бумажные или берестяные лычки длиной 60 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • клей

Изготовление плетеной закладки

Перегните лычки одну через другую и пронумеруйте их, как показано на рисунке.

Схема плетения

Лычку 2 заведите назад, за лычку 4, и уложите её параллельно лычке 3.

Схема плетения

Лычку 4 заведите назад, за лычку 2, и вперёд, поверх лычки 3.

Лычку 2 заведите назад, за лычки 4 и 3, и вперёд, поверх лычки 1.

Схема плетения

Лычку 3 перегните вперёд, через лычку 4, и под лычку 1.

Схема плетения

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и вперёд, на лычку 4.

Схема плетения

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 1, и под лычку 4.

Схема плетения

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 4, и на лычку 1.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 4, и под лычку 1.

Схема плетения

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и на лычку 4.

Схема плетения

Достигнув задуманной длины закладки, отрежьте лычки ножницами, придав концу закладки форму уголка, и подклейте их.

Солонка с квадратным дном. Косое плетение

Косое плетение

Материалы и инструменты:

  • 8 бумажных или берестяных лычек длиной 45 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • канцелярские скрепки
  • карандаш

Если работаете с бумагой, позаботьтесь, чтобы она была с ярко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Не берите белую бумагу, она не даст полной картины и дезориентирует вас.

Плетение солонки

Соберите полотно, как показано на рисунке. Правая, или лицевая сторона бумаги (бересты), должна быть сверху.

Плетение косое


Рисунок 1

Закрепите полотно канцелярскими скрепками.

Каждую лычку пронумеруйте и подрежьте на уголок (очините).

Около цифр 6 и 9 внизу поставьте заметные точки, чтобы не путать их в процессе плетения. Полотно должно получиться плотным, без щелей и находиться в центре, т. е. правый конец лычки должен быть примерно равен левому, а верхний — нижнему. При этом подравнивать ножницами ничего не нужно, требуется лишь подвинуть лычки. В полотне не должно быть никаких фигур, кроме квадратов. Лицевая сторона материала должна быть сверху.

Рассчитайте местоположение углов солонки. У изделия с квадратным дном углы всегда будут находиться посередине края полотна. Количе­ство лычек на стороне квадрата разделите пополам и поставьте точки А, Б, В и Г (рис. 1). Запомните, что для плетения изделия с квадратным дном в полотне всегда закладывается чётное количество вертикальных лычек на такое же количество горизонтальных лычек, например: 2×2; 4×4; 12×12 и т. д.

Как плести из бересты


Рисунок 2

На рис. 2 видно, что угол А у солонки сформирован переплетением в шахматном порядке лычек 1 и 2 с лычками 3 и 4. При этом дно осталось нетронутым, а лычка 2 переплелась с лычками 3 и 4 поочерёдно, затем лычка 1 переплелась с лычками 3 и 4. Пересечение лычек 4 и 1 зафиксируйте дополнительной скрепкой.

Следующим по порядку заплетите угол, противоположный углу А — угол В (это поможет сохранить плотность дна во время работы над углами). В точке В солонки переплетите в шахматном порядке лычки 10 и 9 с лычками 11 и 12. На пересечении лычек 12 и 9 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Угол Б солонки заплетается лычками 6, 5, 7 и 8. На пересечении лычек 8 и 5 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Перед плетением угла Г уберите щели на дне солонки, подтянув лычки. Последний угол в любом изделии удобно заплетать снаружи, с изнаночной стороны. Переплетите лычки 16 и 15 с лычками 14 и 13 в шахматном порядке. Поставьте дополнительную скрепку на пересечении лычек 13 и 16 (рис. 2).

Проверьте дно солонки, оно должно быть квадратным.

Дно солонки


Рисунок 3

Поверните солонку дном вниз и лычками 8, 7, 2 и 1 к себе (рис. 3).

Снимите нижнюю скрепку между лычками 7 и 2, переплетите лычку 7 с лычками 2 и 1, поставьте дополнительную скрепку. Переплетите лычку 8 с лычкой 2 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку лычками 4, 3, 14 и 13 к себе, дном вниз. Снимите нижнюю скрепку между лычками 3 и 14, переплетите лычку 3 с лычками 14 и 13, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 4 переплетите с лычкой 14 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, а лычками 16, 15, 10 и 9 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 15 и 10. Лычку 15 переплетите с лычками 10 и 9, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 16 переплетите с лычкой 10 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, лычками 12, 11, 6 и 5 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 11 и 6. Переплетите лычку 11 с лычками 6 и 5, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 12 переплетите с лычкой 6, поставьте дополнительную скрепку.

Проверьте плотность плетения, подтяните лычки. Покрутите солонку в руках, обратите внимание на соблюдение шахматного порядка в переплетениях. Если вместо квадратов получились прямоугольники, разберите этот сектор и заплетите правильно. Лицевая, более яркая сторона полотна должна остаться внутри.

Плетение солонки


Рисунок 4

Если вы делали всё точно по описанию, у вас получилась солонка с квадратным дном, правая сторона материала смотрит вовнутрь изделия (рис. 4).

Найдите пару лычек 6 и 12 (рис. 4). Снимите с неё скрепку.

Техника плетения


Рисунок 5

Лычку 12 перегните через лычку 6 вниз (рис. 5).

Лычку 6 перегните через лычку 12 и «проутюжьте» пальцами линии сгиба.

Как сделать солонку


Рисунок 6

Лычку 6 отправьте во второй карман (она временно нарушит шахматный порядок). Лычку 12 — в ближайший карман. Протащите лычки 6 и 12 по своим дорожкам в шахматном порядке, пока они не пройдут донышко солонки. Первый зубчик готов. Он получился такого же цвета, что и внутренняя поверхность солонки (рис. 6).

Лычку 15 перегните через лычку 9, лычку 9 — через лычку 15. «Проутюжьте» линии сгиба пальцами. Лычку 9 спрячьте под лычку 12, лычку 15 — в ближайший карман.
Проведите лычки по своим дорожкам в шахматном порядке (рис. 6).

Аналогично закройте все пары лычек, следите за линией зубцов, она должна быть ровной, ни один зубец не должен выделяться из этой линии, не должно быть высоких и больших зубцов.
Закрывая последнюю пару лычек 5 и 11, лычкой 11 перекройте нарушение шахматного порядка, допущенное лычкой 6. Лычку 11 уложите поверх лычки 6 и спрячьте под лычку 9.

Постепенно вся солонка стала лицевой снаружи, как и внутри. Идеальный случай, когда всё изделие обратным ходом лычек стало лицевым.

Если какая­то лычка порвалась или была короче других и некоторые квадраты остались изнаночной стороной наружу, возьмите дополнительную лычку, заведите её в том месте, где не доработала «родная» лычка, и пройдите ею изнаночные квадраты.

Торчащие хвосты обрежьте «под корешок».

Готовое изделие должно иметь вид колечка, у которого нет ни начала, ни конца.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: