Балахонский манер плетения кружева

Обновлено: 03.05.2024

Находясь под глубоким впечатлением после посещения вологодского музея кружева, по возвращении из Вологды, буквально через несколько дней ваша покорная слуга собралась в Балахну. На сайте Балахнинского музейного историко-художественного комплекса к своему разочарованию обнаружила, что музей кружева в Балахне прекратил свое существование. Списалась с сотрудниками комплекса по электронной почте и узнала, что теперь экспозиция упраздненного музея выставлена в другом здании, а именно – в «Доме А.А. Плотникова». И это уже не специализированный музей кружева, и выставленная здесь экспозиция – лишь малая толика собрания кружев, хранящегося в запасниках.

Музей в целом очень хороший, но как разителен контраст с Вологдой! Само здание снаружи выглядит весьма плачевно, а экспонаты – уникальные, неповторимые шали и косынки XIX – начала XX вв. – находятся не в специальных выставочных стендах под стеклом, а просто висят на стенах. Хотелось бы поблагодарить сотрудниц музея за доброжелательность, за стремление рассказать об экспозиции – ведь экскурсию я не покупала, а просто самостоятельно ходила по залам. О замечательной коллекции старинных икон и об экспозиции работ художника Николая Ростовцева я уже писала в рамках этого проекта . Поговорим, наконец, о кружевах, о знаменитом «балахонском манере».

На стене музея висит под стеклом статья «Кружевная Балахна» – ее текст я привожу здесь полностью:

«История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция.

Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц.

Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII–XIX веках был древний город на Волге – Балахна.

С незапамятных времён славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством… Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития, и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность.

Промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.

Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения – самая сложная и трудоёмкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более. Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества используемых коклюшек.

Балахнинские плетеи создали особый «балахонский манер». Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые «виноградные» косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.

Хороши также известные мотивы «балахонская роза» и «огурец». «Балахонская роза» стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев. Существует предание, что блонды с алыми розочками, обведёнными белой шёлковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахонским мастерицам самой Екатериной II.

В начале XX в. кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоёмкая технология плетения и дороговизна исходного сырья – тонкого шёлка. Несмотря на хороший вкус на кружева, на Нижегородской ярмарке цены держались невысокие.

В 1912 г. Земская управа предприняла попытку возродить самый красивый промысел Балахны. На Большой Христорождественской улице была открыта школа кружевниц. Сначала в ней обучались 23 ученицы, затем с каждым годом число учащихся уменьшалось, а в 1915 году школа была закрыта.

В настоящее время богатая коллекция балахнинского кружева, насчитывающая более 500 экспонатов, хранится в городском краеведческом музее.

На выставке-экспозиции представлено около 100 образцов балахнинского кружева середины XIX – начала XXI века, среди них: косынки, шарфы, жилеты, салфетки, наволочки, подзоры, дорожки, воротники, манжеты… Старинные кружевные изделия, бережно собранные сотрудниками Балахнинского краеведческого музея, и через сто лет удивляют современников своим изяществом и красотой.»

Честно говоря, я не пересчитывала экспонаты, но мне кажется, я увидела много меньше, чем «около 100 образцов». И как мне удалось выяснить уже в январе 2015 года, у музея просто нет возможности показать коллекцию во всей красе из-за банального отсутствия помещений. Согласитесь, очень обидно! И очень странно, что городские и областные власти абсолютно не уделяют внимания сохранению и популяризации промысла, некогда бывшего гордостью Нижегородской губернии. Ведь балахнинское кружево, в отличие от того же вологодского, более мягкое, тонкое и нежное, потому что плелось из шелковых нитей. Мне удалось украдкой потрогать это кружево. Да, разница существенная!

Следует отметить также, что отличительной чертой балахнинской школы коклюшечного кружевоплетения является использование в большей мере многопарной техники. Иногда количество пар коклюшек доходит до 500! Причем, в процессе работы количество пар не меняется, изделие выполняется по всей ширине, что чрезвычайно усложняет саму технологию, но позволяет создавать необычайно тонкий и мягкий тюль. Предлагаю посмотреть интереснейший сюжет, снятый еще в 2011 году телеканалом «Загородная жизнь». Мастер кружевоплетения, член союза художников России, руководитель народной мастерской «Балахнинские узоры» Котова Галина Александровна рассказывает об искусстве, которому посвятила свою жизнь.

«Балахонский манер» не умирает благодаря лишь настоящим подвижницам, энтузиасткам - таким как Галина Александровна Котова и Галина Викторовна Муравьева, которые не просто сохраняют секреты старинного искусства, но и новаторски развивают его, обучают всех желающих этому непростому ремеслу, проводят мастер-классы и обмениваются творческим опытом с коллегами-кружевницами не только из других городов России, но и из-за рубежа. Галина Викторовна занимается историей русского кружевного промысла, выступает с докладами на международных конференциях. Ее статьи вы можете прочитать в открытой группе Клуб любителей кружева в социальной сети ВКонтакте.

Я серьезно заболела народными промыслами. А точнее - кружевоплетением. Наверное, потому, что я не умею этого делать.

Справедливости ради отмечу, что это один из немногих видов рукоделия (если не единственный), которым я не занималась)) Хорошо, что у меня есть Люся-всезнайка!

Сегодня на повестке дня - балахнинское кружево . Особенный рисунок, тонкие шелковые нити - и вот оно, легкое, воздушное и невероятно красивое. Начнем с него. Да, Люся?

- Да, давай. Мне оно тоже очень нравится. Вообще надо сказать, что в XIX веке в России уже в 17 губерниях серьезно занимались кружевоплетением. Это Московская и Тульская, Новгородская и Орловская, Нижегородская и Вологодская.

- Люся, а Балахна - это же где-то на Волге?

- Точно. Балахна - городок в Нижегородской губернии . И кружево там плетут особенное - из шелковых нитей, чаще всего кремовое или черное (как шантильи).

Те, кто читал нашу предыдущую статью про Мариинскую Практическую школу кружевниц (а кто не читал, найдут ссылку в конце), уже знают, что в Санкт-Петербурге готовили мастериц кружевного дела. Все для того, чтобы они обучали других.

Одна из выпускниц Мариинской школы, Дарья Ивановна Сергеева, стала начальницей школы кружевниц Балахны .

- Люся, скажи, а чем балахнинское кружево так отличается от других? Ну, кроме шелковых ниток?

- Ой, знаешь какая сложная у них техника плетения! Для создания кружева в технике многопарного плетения - «балахонский манер» - потребуется много пар коклюшек - от 60 до 600!

Балахнинское кружево цельноплетеное - рисунок и фон выплетаются одновременно.

А выглядит как чудесно! На ажурных решетках расположены густые растительные орнаменты: цветы, гроздья винограда, вазоны, стилизованные дубовые листья, балахонская роза и огурец.

Нижегородская область славится многими народными промыслами. Они знамениты далеко за пределами России. Город Балахна стал центром самых разных ремёсел, но поистине мировую известность ему принесло кружево. Оно не похоже на то, что плетут в других краях. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть воздушную шёлковую сеточку с россыпью сказочных цветов и причудливых листьев. История у промысла тоже очень интересная.

Сплав традиций

В экономике края большую роль играла Макарьевская ярмарка. Нередко туда привозились образцы европейского кружева. Там же можно было приобрести подходящие нитки. Это способствовало распространению кружевоплетения в тех краях. Начало промыслу было положено в последние десятилетия XVII века. Первоначально кружево плелось по европейским рисункам.

В XVIII – XIX веках половина женского населения Балахны занималась этим утончённым рукоделием. Самобытный стиль формировался постепенно. В нём причудливо слились европейские и русские мотивы – это стало одной из его ярких особенностей. Окончательно промысел сложился в XIX веке. Изготавливалось как простое льняное кружево, так и очень изысканное – из тонких шёлковых нитей.

Выплетались самые разные изделия – шарфы, косынки, пояса, воротники. Мастерицы выполняли заказы самой Екатерины II. Известен и другой интересный факт: балахнинскими кружевами было украшено свадебное платье королевы Виктории. До наших дней сохранились имена замечательных мастериц. В их числе – Екатерина Константиновна Соколова, Анна Павловна Фурина, Ефания Алексеевна Анохина, Мария Михайловна Щугаева.

На пути к возрождению

В начале XX века промысел угасает. Одной из причин стала дороговизна шёлковых нитей. Предпринимались попытки сохранения традиций – с этой целью в 1912 году была создана школа кружевниц. Просуществовала она всего три года. Уже во второй половине XX века был открыт цех кружевоплетения – он стал филиалом Городецкой строчевышивальной фабрики. Старейшие мастерицы делились секретами ремесла. Цех функционировал с 1968 по 1994 год.

В настоящее время мастер Лидия Фёдоровна Васильева ведёт занятия в коррекционной школе. Выпускницы нередко становятся профессиональными кружевницами. Кроме того, действует мастерская, где преподаёт Галина Александровна Котова. Там желающие могут освоить это искусство. Полученные навыки позволяют плести кружево как для себя, так и на продажу. Благодаря старанию энтузиастов стало возможным возрождение традиций знаменитого промысла.

Плетёные мелодии

Композиции построены очень ритмично, в них ощущается некоторая музыкальность. Ветви, цветы, стилизованные дубовые листья, геометрические фигуры выглядят на редкость изысканно. Букеты в вазах и виноградные гроздья тоже очень характерны для кружева из Балахны. Можно встретить и «огурцы» - каплеобразные фигуры, от которых веет восточным колоритом.

Секрет балахнинского кружева заключается в многопарной технике плетения. Виртуозное владение ею позволяет создавать сложные композиции. В работе одновременно используется много пар коклюшек – их число может доходить до нескольких сотен. Сначала создаётся сколок – технический рисунок. Он закрепляется на валике. Подбираются нитки, наматываются на коклюшки. Дальше начинается кропотливая работа.

Самобытные штрихи

Балахнинское кружево – цельноплетёное: фон и рисунок выплетаются одновременно. Это одна из особенностей промысла. Фоном служат тюлевые решётки-сетки – лёгкие и прозрачные. Существует около десяти вариантов их плетения. На тюлевой решётке располагаются всевозможные узоры. Контуром для них служит толстая нить. Она очерчивает каждую деталь, как будто карандашом.

Чаще всего в работе используются шёлковые нити – кружево из них кажется почти воздушным. Хлопок и лён также находят применение, хотя популярны меньше. Интересно, что большая часть изделий делается из чёрных ниток. Бежевые и белые используются реже. Чёрные кружева выглядят необыкновенно изящными. Они привлекают какой-то особой загадочностью.

Сейчас действует Музей кружева Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Там представлено около 500 уникальных экспонатов. Удивительные по красоте изделия продолжают создаваться руками замечательных мастериц. Традиции промысла сохраняются. Поэтому можно ожидать новых откровений – ведь очень важно, чтобы кружевные узоры стали мостиком между прошлым и будущим.

История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения сейчас оспаривают Италия, Бельгия и Франция. По теме: Мценское и вологодское кружева


Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции европейских мастеров, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого состоит в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц! Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII—XIX веках был древний город на Волге - Балахна, в котором плели балахнинское кружево.

С незапамятных времён славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством. Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития, и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность.

Промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.

Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения - самая сложная и трудоёмкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более! Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества используемых коклюшек.

Балахнинцы создали особый «балахонский манер»». Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые «виноградные»» косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.

Хороши также известные мотивы - «балахонская роза» и «огурец»». «Балахонская роза» стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев.

В начале XX в. кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоёмкая технология плетения и дороговизна исходного сырья - тонкого шёлка. Несмотря на хороший вкус на кружева, на Нижегородской ярмарке цены держались невысокие.

В 1912 году Земская управа предприняла попытку возродить самый красивый промысел Балахны. На Большой Христорождественской улице была открыта школа кружевниц. Сначала в ней обучались 23 ученицы, затем с каждым годом число учащихся уменьшалось, а в 1915 году школа была закрыта.

В настоящее время богатая коллекция балахнинского кружева, насчитывающая более 500 экспонатов, хранится в городском краеведческом музее. На выставке представлено около 100 образцов балахнинского кружева середины XIX - начала XXI века, среди них: косынки, шарфы, жилеты, салфетки, наволочки, подзоры, дорожки, воротники, манжеты. Старинные кружевные изделия, бережно собранные сотрудниками Балахнинского краеведческого музея, и через сто лет удивляют современников своим изяществом и красотой.

 photo IMG_9503-2.jpg


2.

photo IMG_9504-2.jpg


3.

 photo IMG_9505-2.jpg


4.

Сколок и барабан.

 photo IMG_9507-2.jpg


5.

 photo IMG_9509-2.jpg


6.

Результат труда и процесс.

photo IMG_9515-2.jpg


8.

 photo IMG_9516-2.jpg


9.

photo IMG_9524-2.jpg


10.

 photo IMG_9525-2.jpg


11.

photo IMG_9530-2.jpg


12.

 photo IMG_9511-2.jpg


13.

 photo IMG_9546-2.jpg


14.

 photo IMG_9533-2.jpg


15.

 photo IMG_9534-2.jpg


16.

 photo IMG_9545-2.jpg


17.



Мировую известность городу Балахна на Нижегородчине принесло кружево. Воздушная шёлковая сеточка балахнинского кружева с россыпью сказочных цветов и причудливых листьев неповторима.

География продажи кружев была весьма обширна: Москва, Казань, Орел, Астрахань и другие города. Кружевами, сплетенными особым «балахонским манером», любовались Москва и Париж, Лондон и Вена. Многие зарубежные исследователи и мастерицы считают его лучшим русским кружевом.

История

Балахна – один из древнейщих городов Нижегородского Поволжья, расположенный на правом берегу Волги в 32 километрах вверх от Нижнего Новгорода. В настоящее время официально признанной условной датой основания города считают 1474 год.

В Балахне кружевной промысел появился в начале XVIII века. Укоренившись, промысел мало-помалу распространился по окрестным селениям, и к XIX веку Балахна становится кружевным центром всей Нижегородской губернии.

В XVIII веке самым востребованным кружевом были балахонские блонды, которыми украшались носовые платки, манжеты, жабо, мужские головные уборы, а на женских головных уборах ими украшались вуали и маленькие вуалетки. Большое влияние на развитие кружевоплетения оказала близость Нижегородской ярмарки, где приобретались не только шелковые нити, булавки, сколки с новыми рисунками, но и образцы западноевропейского кружева.

Уже в 40-е годы XIX века кружевоплетение упоминается наряду с самыми прибыльными промыслами жителей балахны: солеварением, судостроением, выделкой кирпича. В 1858 году по Балахнинсколму уезду насчитывали 52 мастерицы и 8 учениц. В 1880-х годах Балахна знала много видов кружевных работ. Здесь готовили всевозможные концы для полотенец, подзоры простынь, каймы платков, кружево для подносов, подушек, скатертей, дорожек, на женский туалет, широко использовавший тогда такие отделки. На главным образом плелись вошедшие в моду косынки черного, реже кремового шелка. В XIX – начале XX веков практически все женщины Балахны и Балахнинского уезда плели кружева на продажу. В сельской местности женщин-кружевниц называли плетеями. В старину про Балахнинских мастериц говорили: «Балахонки до слепу кружева плетут». Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества коклюшек, используемых при плетении.

В начале XX века кружевной промысел в Балахне переживает упадок. Причиной его стала трудоемкость плетения и высокие цены на сырье - тонкий шелк, из-за чего заработок балахнинских мастериц был меньше, чем в других центрах кружевоплетения. В 1912 году Земская управа сделала попытку возродить кружевной промысел: была открыта школа кружевниц, которой заведовала Дарья Ивановна Сергеева, окончившая специальную Мариинскую практическую школу кружевниц в Петербурге. Балахнинская школа просуществовала лишь 3 года.

В советское время практически все старинные балахнинские промыслы угасли. Единственным не утраченным промыслом осталось кружевоплетение. Однако рынков сбыта и материалов для плетения (шелковых ниток) не было, и поэтому плетением кружев женщины занимались лишь дома для себя. Лишь в 1968 году в поселке Правдинск был открыт цех кружевоплетения - филиал Городецкой строчевышивальной фабрики. Старейшая кружевница города Балахны Быкова Варвара Ивановна передала свой богатейший опыт по плетению кружев «балахнинским манером» девушкам этого цеха.

Состояние

Балахнинское кружево – многопарное, для него требуется большое количество коклюшек. В кружеве важнейшим элементом является декоративный фон, образованный сеткой или решеткой кружева. Вариантов декоративного фона было множество: московская, рыбчатая, жемчужная, клюневая и т.д. Узоры многопарного кружева близки к природе, в них четко различаются цветы, листья, виноградные гроздья. Визитной карточкой кружевного растительного орнамента стала «Балахонская роза». Важное место в промысле занимали «виноградные» косынки, шали и шарфы. Кружево легкое, тонкое, неудивительно, что на Нижегородской ярмарке «балахонский манер» особенно ценили.

В настоящее время балахнинские кружевницы – участники многих региональных, всероссийских и международных выставок и фестивалей. Известная кружевница Г.А. Котова получила специальный приз «Серебряная коклюшка» на II Международном фестивале «VITA LAICE». Современные мастерицы, выплетая кружева, бережно сохраняют в своих работах узоры старинных платков, косынок, шарфов. Эти изделия украшают необычайно красивые элементы: «вазоны», «гранаты», «огурцы», «дубовые листья», «гроздья винограда», знакомя любителей кружева с неповторимым «балахонским манером».

С 2019 открыто ООО «Балахнинские кружева»

Впечатления

Большую работу по популяризации кружевоплетения проводит Балахнинский музейный историко-художественный комплекс. В филиале музея «Дом Плотникова» можно познакомиться с богатой экспозицией «Балахонский кружевной манер»: шарфы, косынки, платки, мерное кружево второй половины XIX – XX вв. В настоящее время при музее работает мастерская, в которой проводятся показательные и учебные мастер-классы по плетению многопарного кружева.

В 2019 году в Балахне прошел I Всероссийский фестиваль-конкурс «Кружевная рапсодия». II и III места получили мастера из Балахны Л.Е. Шкарина и С.В. Пухова. Г.В. Муравьева выплела ажурную косынку, повторив рисунок изделия второй половины XIX в. Т.И. Чечерина создала платок из черного шелка с традиционными «балахонскими вазонами».

Читайте также: