Бисероплетение в детском саду

Обновлено: 01.05.2024

Программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделию. Возраст детей 7-14 лет. срок реализации программы 2 года.

Содержимое публикации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №61" г. Брянска

Кружок

«Бисероплетение»

возраст детей 7-14 лет.

срок реализации программы 2 года.

Давыдовой Натальей Юрьевной

Пояснительная записка

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.

Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.

Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия - бисер. Зародившееся еще в Древнем Египте, бисерное искусство развивалось в течение тысячелетий, иногда временно выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития.

Работа с бисером и стеклярусом вполне доступна для детей. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно низали цепочки - основы для украшений в четыре нити. К 10 -12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14 - 15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками работы с бисером.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой художественной направленности, разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования и с учетом опыта работы педагога дополнительного образования.

Программа предусматривает художественную направленность на развитие творческих способностей детей, составлена в соответствии с новыми требованиями организации образовательного процесса и опыта работы.

Актуальность программы состоит в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техника «ткачества», доступная для детей.

Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и при хорошем объяснений усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги сталкиваются с другой проблемой - развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В.Сухомлинский).

Педагогическая целесообразность программы позволяет пробудить интерес детей к художественно-прикладному искусству, творчеству и изготавливать сувениры из бисера, украшения из бисера, изготовление цветов, панно из бисера.

Цель программы - обучение детей основам бисероплетения, приобщение детей к возрождению, сохранению и развитию русских народных промыслов, национальных традиций.

Задачи программы:

Образовательные.

познакомить детей с историей мирового и русского искусства, с народными традициями, старинным укладом жизни, бытом, верованиями и обычаями русского народа, отразившимися в его декоративно-прикладном творчестве;

познакомить детей с различными способами плетения из бисера;

обучить правильному пользованию инструментами, необходимыми в процессе работы.

Воспитательные.

воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность;

воспитывать стремление к независимости и самостоятельности, чувство коллективизма и взаимопомощи;

Развивающие.

развивать мелкую моторику рук;

развивать творческое мышление, пространственное воображение, эстетический вкус, фантазию, наблюдательность.

Отличительные особенности программы состоят в том, что она не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 часть программы направлена на введение ребенка в мир народного искусства и овладение техническими приемами и навыками работы с бисером. Основная форма организации учебного процесса - фронтальная. Методы работы репродуктивные.

2часть программы направлена на обучение практическим навыкам работы с бисером, на развитие умения детей создавать своими руками художественную вещь не только на основе повтора, но и собственные творческие изделия в традициях народного русского искусства. На данном

этапе происходит активизация поисковой, исследовательской работы, требующей творческого мышления, высокого уровня мастерства.

Основная форма организации учебного процесса - групповая и индивидуальная. В процессе обучения можно применять проблемно-поисковые методы.

Возраст обучающихся детей - 7-13 лет. Продолжительность занятий для группы 1 года обучения составляет 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год), продолжительность занятий для группы 2 года обучения составляет 6 часов в неделю (2 раза в неделю по 3часа, 216часа в год). Количество детей в группе 10 - 12 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат имеет внутреннюю динамику развития, являясь итоговой характеристикой каждого этапа обучения.

В результате изучения программы первого года обучения

дети будут знать:

-Виды и свойства бисера;

- Роль бисероплетения в национальной культуре, историю развития про-

- Основные приемы плетения;

- Правила оформления и отделки готового изделия;

- Правила безопасной работы с инструментами ручного труда;

Дети будут уметь:

- Применять основные приемы плетения и составления узоров;

- Читать схемы выполняемых изделий;

- Планировать предстоящие трудовые действия;

- Иметь первоначальные навыки составления композиции;

- Декоративно оформлять готовое изделие;

- Осуществлять визуальный контроль качества изготавливаемого изделия.

Способы определения результативности программы:

Выявляется три уровня усвоения материала: высокий, средний, низкий. Используется десятибалльная система оценки знаний: 10-8 - высокий уровень; 7-5 – средний уровень; 4-1 – низкий уровень.

Формы подведения итогов

Помимо тестирования и разгадывания кроссвордов, используются: познавательные игры, викторины, конкурсы, выставки работ, коллективное обсуждение пройденных тем.

Из всех видов народных ремесел, наиболее интересным в дошкольном возрасте, является бисероплетение. Наш детский сад носит статус «казачьего», а бисероплетение было с давних времен казачьим женским рукоделием. Ювелирные украшения из бисера носили и девочки, и казачки старшего поколения, а также казаки, это были подвески, браслеты, гривны, бусы, серьги, пояса, кошельки, кисеты. Техника изготовления изделий из бисера в казачьих семьях передавались из поколения в поколение.

Бисероплетение является одним из любимых занятий детей, оно развивает творчество ребенка. В.А. Сухомлинский отмечал, что «источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Побуждением к творчеству являются образы действительности, чем больше ребенок воспринимает, чем богаче его опыт, тем больше в его работах разнообразия, неповторимости, творчества. Бисероплетение имеет большие возможности для накопления опыта ребенка. Например, работа с бисером дает возможность восприятия детьми признаков материала разными органами чувств, освоение величины, длины, ширины дает возможность получить представление о разнообразии материала, его свойствах, способах обработки, приемах изготовления поделок, развивает сенсорику, согласованность в работе рук и глаз, совершенствует координацию движений, точность выполнения действий, формирует комбинаторские способности, приобщает ребенка к казачьей культуре.

Исследования по проблеме развития творчества дошкольников в процессе бисероплетения в настоящее время отсутствуют, этот вид художественной деятельности мало используется в практике работы детских учреждений, потому что бисероплетение трудоемкое занятие, требует большой усидчивости и внимания. Не малую роль имеет личная заинтересованность воспитателя, умелые руки, внимание к организации самостоятельной художественной деятельности детей, знание специфики детского творчества. Ведя кружковую работу по бисероплетению, мне хочется не только научить детей старинному казачьему рукоделию, но и показать в работах красоту донской природы, родного края. Мой опыт позволяет детям освоить художественно-познавательные компетенции – способности познавать художественную сторону произведений искусства бисероплетения.

II. Цель:

- развитие у старших дошкольников художественно – познавательских способностей;

- ручной умелости в процессе освоения ценностей бисероплетения;

- приобщение детей к старинному казачьему рукоделию – бисероплетению.

Задачи:

- создание оптимальных условий для старинного казачьего рукоделия (бисероплетение) в процессе художественно – познавательного развития ребенка дошкольного возраста;

- комплексное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественно – познавательных, ценностных и технических компетенций;

- создание индивидуальной образовательной базы для «взращивания» одаренных детей, питающих интерес к декоративно-прикладному искусству;

- развитие познавательного интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства, окружающему миру и ценностно-значимым явлениям жизни, развития потребностей в познании позитивного отношения к жизненным ценностям;

- формирование социально-эмоционального устойчивого опыта поведения;

- формирование творческого субъективного опыта преобразования и реконструирования объектов действительности, эмоционально-волевой сферы, ручных умений.

III. История вопроса.

Бисер (араб. «бусра» - фальшивый жемчуг) – мелкие, круглые или многогранные бусины из стекла или металла с отверстиями для продевания нити. Бисероплетение – старинное искусство. А изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Древний человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков, клыков, перьев, костей птиц или животных, использовал ракушки. С развитием ремесел изготовляют металлические бусины. А около IV-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. Первыми изготавливать бисер научились египтяне. На территории России изделия из стекла и бисера были известны у народов в V-VI веке до нашей эры. Сарматы, скифы украшали свою одежду, обувь бисерной вышивкой. Во времена Киевской Руси IX-XII веков женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов, гайтанов. Начиная с XV века в России стали применять венецианский бисер с русским жемчугом, который добывали в реках России. Из него изготавливали церковную и царскую одежду, украшения для знати и зажиточных людей. Из бисера делали разнообразные украшения: браслеты, броши, колье, ожерелья, подвески, серьги. Женский головной убор имел поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели из белого или прозрачного бисера.

Первоначально, серьги были мужским украшением, которое позже сохранялось только у моряков, военных. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. До 1917 года серьги в ушах сохранились только у казаков. По серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей.

Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну или несколько нитей вручную или на специальном станке. Бисер в Россию завозили, хотя в 1752 году М.В. Ломоносов получил разрешение от сената на строительство Усть-Рудицкой фабрики, где изготавливали бисер, стеклярус, но фабрика была закрыта после смерти М.В. Ломоносова.

В настоящее время основным поставщиком бисера является Чехия, а также Япония, Тайвань, Китай. В России выпускается бисер в Подмосковье (Клинский бисер) и на фабрике в Костино.

В искусствоведческой литературе были выделены следующие виды бисерного искусства: вышивание, вязание, плетение, ткачество, мозаика.

Бисероплетение сохраняет традиции древнего мастерства, изделия мастеров отличаются разнообразием, неповторимостью, радуют красотой, передают традиции от старшего поколения к младшему, воспитывают уважительное отношение к мастерам бисероплетения. Бисероплетение позволяет овладеть ручной умелостью и приобщить детей к трудовой деятельности, создает художественную среду жизни, является средством для украшения одежды, жилища, развивает эстетические чувства, доставляет удовольствие другим людям.

Технический компонент бисероплетения позволяет детям изготовлять простые изделия из бисера, стекляруса, пайеток, которые выполняются одним или несколькими приемами низания, овладеть основными способами плетения.

Технология бисероплетения.

Плетение не требует особых приспособлений. Самый простой прием – нанизывание на одну нить. Здесь используется либо игла, либо лощеный (опущенный в клей или лак и высушенный) кончик нити. Детям, при работе, иглой лучше не пользоваться – это травмоопасно. Существует плетение на нескольких нитях, концы которых пропускают через одну бусинку. Работа получается двусторонней. В место нити можно использовать леску, проволоку, тонкую, круглую резинку.

Содержательный компонент художественно – познавательных компетенций представлен понятиями «бисер, бисероплетение».

- в бисероплетении используются следующие материалы: бисер, бусины, стеклярус, рубка, стразы, пайетки, блестки;

- выразительными средствами в бисероплетении является узор, орнамент, композиция, цвет, гармония, ритм, симметрия;

- свойствами бисера (блеск, сияние, блёсткость, матовость);

- инструментами, которые используются для работы с бисером.

Художественно – познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства бисероплетения и развитию интереса к данному виду искусства, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности бисера, стекляруса, бусин и обнаруживать красоту данных материалов, происходит освоение детьми ценностей бисероплетения.

Техника параллельного плетения.

Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Начинает плести с середины проволоки по схеме. Нанизывает три бусины, сдвигаем их на середину проволоки. Правый конец проволоки продеваем через две бусины навстречу левому концу проволоки, подтягиваем. Получается треугольник – конец лепестка. Концы проволоки поменялись местами. На левый конец проволоки нанизывает далее по схеме три бусинки. Правый конец проволоки продеваем через три бусинки навстречу левому концу. Оба конца подтягиваем. И так продолжаем по схеме.

Когда начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Так плели подснежники, нарциссы, лилии. И только когда дети освоили этот метод плетения, стали плести такие цветы, где лепестки наполовину соединены между собой – белоснежные ландыши, голубые колокольчики, яркие тюльпаны. Цветы – это самый лучший подарок. А вазочку для цветов дети лепили из глины и расписывали. После таких подарков некоторые мамы и сестры пришли к нам учиться плести из бисера. И дети с гордостью выступали в роли учителей.

При изготовлении бус, браслетов, «фенечек» мы воспользовались способом плетения «крестики». Этот способ очень популярен и доступен дошкольникам. Цепочка «крестики» - один из распространенных видов украшений из бисера. Элемент плетения – нанизанный в определенном порядке по заранее составленной схеме зафиксированный набор бисера, фиксирующая бисерина которого является началом следующего элемента.

Набираем на леску четыре бисерины, располагаем их посередине лески или нити. Продеваем левый конец нити в четвертую бисерину навстречу правому концу. Концы нити поменялись местами. Получаем первый крестик цепочки. На левый конец нити набираем две бисерины (5-ю и 6-ю), а на правый – одну (7-ю). Продеваем правый конец нити в 6-ю бисерину навстречу левому. Получаем второй крестик. Так же плетем все последующие крестики цепочки.

Звенья цепочки «крестики» можно расширить, удлинить или сделать и то и другое. Такие цепочки называют «колечки».

Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

Кроме того, занятия с бисером:

♦ способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

♦ знакомят с особенностями художественного языка;

♦ развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

♦ развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;

♦ способствуют обогащению словаря.

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой рук. Об этом редко задумываются, но способность работать обеими руками наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

А с каким восторгом дети готовились к выставке! При оформлении выставки вместе со взрослыми у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.

ПРОЕКТ: «Бисеринка»

ЦЕЛЬ:

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером.

Приобщение детей к основам рукоделия.

ЗАДАЧИ:

  1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «От простого – к сложному», индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации личности и создание мотивации.
  2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
  3. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с бисером и бусинами.
  4. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
  5. Установить такие взаимоотношения, которые позволяют создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
  6. Вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  7. Приобщить детей к дизайн-деятельности в создании кукольно-игрового интереса и в оформлении детского.
  8. Приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры.
  9. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
  10. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
  11. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
  12. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять ее, составлять свою.
  13. Способствовать развитию эстетических чувств – умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

Первый год обучения

Второй год обучения

месяц

тема

техника

тема

техника

Сентябрь

«Знакомство с бисером» «Плетем украшения для кукол»

Простое низание – чередование бусин и бисера по схеме

«Осенний букет из веточек рябины» (коллективная работа)

Петельное и параллельное плетение

Октябрь

«Осеннее деревце» (коллективная работа)

Простое низание – основа для петельного плетения

«Подвеска» - для украшения костюмов

Ноябрь

«Веселые игрушки» (из пластмассовых футляров от киндер-сюрпризов)

Простое низание – детали для игрушек (плавники, крылья и т.д.)

Новогодние фантазии – снежинки, украшения

Плетение с помощью иглы по кругу

Декабрь

«Игрушки на новогоднюю елочку»

Чередование бусин и бисера по схеме

«Символ года в подарок»

Сочетание знакомых техник

Январь

«Брелок для ключей в подарок папе»

Петельное, параллельное плетение

«Шнурок для сотового в подарок папе»

Февраль

«Цветы для мамы» (подснежники, лилии и т.д.)

«Браслет для мамы»

Крестики – колечки, техника мозаики

Март

«Украшения для модниц»

Петельное, параллельное плетение дугами

Апрель

«Фенечки для лета»

«Корзинка для пасхального яйца»

Крестики – колечки и плетение дугами

Май

«Игрушки из бисера» (змейка, сороконожка, червячок и т.д.)

Сочетание знакомых техник

Лето

Сочетание знакомых техник

«Фенечки с именами»

Составляя план работы, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности и мотивацию изготовления поделок.

С чего начинать?

Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Ознакомились с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. осваивать техники плетения начинали с мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. Нанизывали на проволоку (работа с проволокой безопасна для детей, так как не требуются иголки, и это очень податливый материал, изделиям из нее легко придать любую форму).

Сначала использовали прием простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, использую одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете. Нити или проволока с нанизанными на них бусинами называются снизки.

♦ как готовые изделия – бусы, цепочки, браслеты для детей или для кукол;

♦ как детали для игрушек из бросового материала – крылья и чубчик для цыпленка, плавники и хвост для золотой рыбки, крылья для стрекозы, ручка для корзинки и т.д.;

♦ как основа для выполнения листьев, лепестков, цветов, выполненных в технике петельного плетения – работа начинается с середины проволоки, на которой выполняется первая петля, затем на каждом из концов делаются еще петли или используются отдельные петли, концы которых соединяются и закручиваются;

♦ как основа для игрушек, например для новогодней елки, - бисеринки или бусины нанизываются на проволоку в определенной последовательности согласно схеме, и затем придается необходимая форма.

Одной из наиболее популярных разновидностей рукоделия является бисероплетение. В этом разделе мы собрали наиболее популярные плетения красивых украшений, сделанных руками детей из бисера: рыбки, деревья, дракончик, вкусные фрукты, рождественские ангелочки и многое другое. Все эти поделки вы можете смастерить вместе со своим ребенком.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей от 6 до 7 лет бисероплетению Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по обучению детей от 6 до 7 лет бисероплетению «Бисероплетение ». Срок реализации программы: 1 год Руководитель: Миронова Светлана Григорьевна г. Ижевск, 2020 г. Содержание 1.Пояснительная записка.

Проект «Фламинго из бисера» Обоснование возникшей потребности. После просмотра фильма о фламинго мне захотелось сделать эту птицу. Мне она очень понравилась. Очень яркая и красива. На занятиях я рассказала ребятам о фламинго, и преподаватель предложила сделать на эту тему проект. Мы учились плести объемные.

Бисер, бисероплетение - Мастер-класс по бисероплетению в группе

Мастер-класс по бисероплетению в группе

Публикация «Мастер-класс по бисероплетению в. » Мастер- класс по бисероплетению в группе «Ладушки». В настоящее время изделия из бисера стали популярными буквально на всей планете. Очень интересен тот факт, что из бисера можно сплести любую поделку своими руками. Очень нравится заниматься бисером детям. Создавая своими.

Обучение детей старшего дошкольного возраста бисероплетению « Обучение детей бисероплетению старшего дошкольного возраста» Всем известен такой материал для рукоделия, как бисер, а также великолепные украшения и аксессуары, которые можно из него изготовить. Но кроме этого, маленькие блестящие бусины могут иметь и другое применение. При.

Семейный проект «Волшебный бисер»

Семейный проект «Волшебный бисер» Цель проекта: формирование интегративных качеств дошкольников средствами образовательной области «Художественно - эстетического развития» через освоение бисерного искусства. Задачи проекта: 1.Привить интерес к работе с бисером и побудить желание заниматься декоративно-прикладным.

Конспект занятия «Вышивка бисером. Брошка»

Конспект занятия «Вышивка бисером. Брошка» Тема: Вышивка бисером. Брошка. Цель: освоить приемы вышивания бисером, выполнить брошку в технике «вышивка бисером». Задачи: учить создавать изделие своими руками, развивать навыки работы с бисером, совершенствовать технику вышивки бисером, воспитывать эстетический вкус.

Бисер, бисероплетение - Мастер-класс «Снеговичок» из бисера

Мастер-класс «Снеговичок» из бисера

Статья «Мастер-класс «Снеговичок» из. » Необходимые материалы: бисер № 6 необходимых цветов, 160 см проволоки На проволоку нанизываем 9 бисеринок голубого цвета, опускаем вниз и набираем на один конец проволоки бисеринки второго ряда: голубая, 9 белых, голубая. Затем вторым концом проволоки проводим навстречу через.

Мастер-класс «Кленовый листочек из бисера»

Мастер-класс «Кленовый листочек из бисера» Для данного мастер-класса нам понадобятся: Ножницы Проволока металлическая №3 Бисер коричневый Бисер янтарный Отрезаем проволоку длиной 40 см Нанизываем на неё 1 бисерину янтарного цвета, располагаем её посередине и один конец проволоки проводим в противоположное отверстие.

Конспект НОД для средней группы «Знакомство с бисером»

Конспект НОД для средней группы «Знакомство с бисером» Цель: познакомить детей с искусством бисероплетения Задачи: обучение приемам набирания бисера на проволоку. Ознакомление с техникой плетения игрушек из бисера; Развитие мелкой моторики посредством работы с бисером, развитие усидчивости, терпения; Воспитание положительного.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством бисероплетения для дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 44 КГО Консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики по средством бисероплетения для дошкольников» Приготовил: Воспитатель первой квалификационной категории Стогова Ирина Рашитовна Бисероплетение доступно.

В последнее время тех, кто хочет заниматься бисером становится все больше и больше. Огромный выбор бисера позволяет этому виду рукоделия обретать огромную популярность. К тому же, занимаясь плетением развивается мелкая моторика, что положительно сказывается на развитии ребенка. Подарки из бисера вы не найдете ни в одном магазине, так как это ручная работа, которая требует времени и усердия. Этот вид рукоделия доступен абсолютно всем.

Этот раздел постоянно обновляется интересными материалами. Если вы попробовали хоть раз это занятие, значит, что вы обязательно займетесь им еще, так как это очень заразно. Стоит лишь один раз зайти в магазин, где продают бисер, и вы станете постоянным покупателем. Но найти действительно интересные и оригинальные экземпляры найти не так уж и легко, тем более для начинающих. Поэтому, если вы здесь, то вам очень повезло. Мы поможем вам освоить технику бисероплетения и подскажем ответы на все интересующие вопросы

В образовательной области «Художественное творчество» выделены различные виды продуктивной деятельности, с которыми не обходимо познакомить ребенка-дошкольника. Помимо традиционных видов деятельности педагоги ДОУ осваивают и другие виды, в том числе и различные направления декоративно-прикладного искуства.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. К одному из направлений декоративно-прикладного искусства относится и бисероплетение.

Работа с бисером относится к древним видам рукоделия. Зародившееся еще в Древнем Египте, искусство бисероплетения развивалось в течение тысячелетий, порой выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития. В России бисер появился еще в IX – XI веках, но наибольшего расцвета это рукоделие достигло в 18 веке и частично в начале 19 века.

Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста вполне способны осваивать приемы работы с бисером в условиях дошкольного образования и воспитания. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно низали цепочки-основы для украшений в четыре нити.

Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена.

Дети, при желании и при хорошем объяснении, усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги ручного труда, воспитатели детских садов и учителя начальных классов сталкиваются с другой проблемой – развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В. Сухомлинский). Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Для решения данной проблемы можно использовать разработанную технологию бисероплетения для дошкольников, направленную на развитие ручной умелости, сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, вырабатывается усидчивость, аккуратность, эстетический вкус. Результаты многолетнего опыта показали: при обращении к нетрадиционным видам художественно-творческой деятельности, а также при соблюдении соответствующих средство обеспечения в результате усилий ребенка можно получить качественный, привлекательный, а, следовательно, ценный в глазах окружающих продукт.

Первые шаги в искусстве бисероплетения.

Весь курс обучения длится на три года: средний, старший и подготовительный возраст. Первый год заключает в себя обучение самому простому приему в бисероплетении – «нанизывание». Данный прием присутствует в каждом изделии как основа всей работы. Нанизывая бусины, ребенок практикуется в количественном и порядковом счете. Предлагаемый материал для плетения: проволока, бусины разного размера, формы и цвета. Забавные игрушки помогают ребенку освоить основные приемы работы с бусинками. На занятиях дети знакомятся в доступной форме с историей возникновения бисера, с техникой безопасности в работе с проволокой и бусинами. Каждое занятие сопровождается методической сказкой или художественным словом. Постепенно вводится новый прием плетения – «капелька». С помощью этого приема выполняются крылья насекомых, лепестки цветов, плавники и хвост у рыбы, и многое другое. Данный прием используется как самостоятельно, так и в сочетании с другими приемами.

На следующем этапе происходит знакомство с приемом «игольчатый», который используется в изготовлении стебельков, лап у животных, рук и ног у человечков, различных ответвлений. Этот прием также применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими приемами.

В конце года дети знакомятся с основным приемом, используемом в бисероплетении – «параллельное плетение». В данном возрасте обучение ведется по показу, схема прилагается для взрослого. Цикл занятий состоит из блоков, составленных по принципу от простого к ложному, по определенной тематике.

В работе с бисером дети рассматривают образцы, выполненные из бусин и бисера. Анализируют материал, количество, цвет, способы выполнения.

С каждого занятия ребенок уходит с выполненным изделием, с которым малыш может поиграть, подарить своим близким или украсить новогоднюю елку.

Бисероплетение для дошкольников или сказка своими руками

Закрепление приемов и знакомство со схемами.

Второй год обучения начинается с закрепления пройденного материала. Постепенно вводится самостоятельная работа со схемами разных изделий. Детям выдаются карточки, на которых изображена схема изделия с символами-указателями (начало плетения, цифры, указывающие количество бисера в каждом ряду ит. д.) дети анализируют схему и выполняют работу. Также используется частичный показ. Для некоторых изделий еще используются бусины в сочетании с бисером. Для работы дети самостоятельно выбирают цветовую гамму бисера.

Во второй половине года вводится новый прием – «подплетение проволоки». Данный прием используется с помощью взрослого.

Цикл занятий также разбит на блоки по сложности выполнения и по тематике.


Самостоятельное применение техники бисероплетения.

Третий год обучения включает в себя закрепление и автоматизацию усвоенных приемов. Детям предлагаются схемы на выбор, в которые они вносят свои изменения, тем самым, проявляя творчество. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».

Схемы могут быть подчинены определенной тематике. Например, тема «Дары природы» включает в себя изделия: яблоко, груша, ананас, вишня и т. д. Тема «Цветы» - разные виды цветов. Дети могут плести на предложенную тему не одно занятие, а несколько. В дальнейшем у детей получаются оформленные композиции, которые могут использоваться в оформлении интерьера. Дети, освоившие технику бисероплетения, свободно ориентируются в специальной литературе, доступной данному возрасту. Они могут самостоятельно придумывать свои изделия и выполнять их, а также модифицировать уже знакомые им схемы.


Требование к организации занятий по бисероплетению.

1. Учитывая психологические особенности детей 4-6 лет (первый и второй год обучения, когда для них наиболее важен не сам процесс деятельности, его конечный результат, следует работу построить так, чтобы продукт (изделие) к концу занятия детьми был реализован. У детей 6-7 лет (третий год обучения) достаточно высокий уровень мотивации на достижение результатов своего труда. Они способны выполнить сложные изделия за 2-3 занятия.

2. Дети дошкольного возраста не всегда способны овладевать с первого занятия некоторыми навыками бисероплетения (закрепление первой бусины в «замок», параллельное плетение и т. д.). Поэтому необходима автоматизация этих навыков, следует подбирать 2-3 одинаковых по сложности изделия.

3. Игра в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности, является главной движущей силой умственного и психического развития. Все занятия по бисероплетению сюжетные и изделия, которые можно использовать в играх или как украшение, находят отклик в сердцах маленьких творцов. В результате, трудоемкий процесс бисероплетения становится для дошкольников интересным и познавательным, развивая волевые качества, что необходимо в школьном возрасте.

4. Особенно важно – это соблюдение требований по охране зрения и осанке детей. Соблюдение этих требований важно, так как глазные мышцы у детей еще не окрепли, и длительная работа с очень мелкими предметами может привести к нарушению ряда зрительных функций (косоглазию, близорукости, астигматизму). Для профилактики таких нарушений предлагается выполнение комплекса гимнастических упражнений для глаз. Первые два упражнения из этого комплекса рекомендуется выполнять каждые 15-20 минут работы с бисером. Такая «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, циркуляцию внутриглазной жидкости, укрепляет глазные мышцы и хорошо снимает их усталость.

Авторская программа «Бисероплетение для дошкольников или сказка своими руками» основана на анализе и синтезе методической литературы разных авторов и дополнена авторскими разработками. Новизна проекта заключается в том, что впервые данная система разработана для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Весь материал систематизирован в соответствии с принципами непосредственной образовательной деятельностью (НОД) и принципами подхода к личности ребенка. Кроме того, на каждом занятии ребенок узнает что-то новое из общеобразовательной программы: математики, истории, географии, традиции разных стран и т. п. Это непременно разовьет его интерес к вышеперечисленным предметам, а также общую способность к самообучению. Ну и, конечно, дети учатся не только делать подарки своими руками, но и дарить их.

Консультация для родителей «Развивающие игры своими руками для дошкольников» «Внимание, родители! Развивающие игры своими руками для дошкольников». Игра в детском саду — неотъемлемая часть жизни дошкольников. Игра.

Игры для дошкольников «Атрибуты своими руками из бросового материала»

Игры для дошкольников «Атрибуты своими руками из бросового материала» Игры для дошкольников: атрибуты своими руками из бросового материала. Лето — время активного отдыха, игр, развлечений. Чтобы детям было.

Игры для дошкольников: спортивный инвентарь своими руками

Игры для дошкольников: спортивный инвентарь своими руками Лето – время активного отдыха, игр и развлечений. Чтобы разнообразить летние прогулки детей в ДОУ, мы сделали своими руками занимательные.

Куколки Дуняшка и Степашка на карандашик, или Сувениры своими руками к 1 сентября

Куколки Дуняшка и Степашка на карандашик, или Сувениры своими руками к 1 сентября Тепло приветствую коллег и друзей по сайту в этот августовский вечер! Совсем немного осталось до конца лета. А пока ещё есть время, предлагаю.

Лепбук «Весна» для дошкольников своими руками

Лепбук «Весна» для дошкольников своими руками Лэпбук «Весна» для дошкольников своими руками. Автор: Семёнова Надежда Анатольевна, воспитатель детского сада №1 г. Тюмень Лэпбук, или как.

Мастер-класс «Сказка своими руками» Развитие речи становиться все более актуальной проблемой в нашем обществе. Развитие связной речи в повседневной деятельности детей с использованием.

Оборудование для прогулки своими руками

Оборудование для прогулки своими руками Активизация двигательной активности детей напрямую связана с насыщением пространственной среды участка на котором они гуляют. В нашей группе.

Проект «Сказка своими руками» Проект «Сказка своими руками» Участники проекта: дети подготовительной группы, родители. Руководитель проекта воспитатель: Смольянинова.

Проект по сенсорному развитию детей с помощью логико-математической деятельности «Сказка своими руками» Участники проекта: дети подготовительной группы, родители. Руководитель проекта воспитатель: Смольянинова Вера Константиновна ЦЕЛИ ПРОЕКТА:.

Сказка «Теремок» своими руками

Сказка «Теремок» своими руками Сказка сделана из использованного пластилина, покрыты игрушки эмульсией, раскрашены гуашью Все дети любят сказки, мои дошколята.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

________________«Начальная школа - детский сад № 25»__ ______________

Россия, 456227,Челябинская область, город Златоуст, улица 40-летия Победы, д. 13а

_________Т. В. Кулевич

_________ У. В. Ягупова

Приказ № 8/36-о от

Директор МАОУНШДС № 25

______ А. А. Васильева

Дополнительная общеобразовательная программа

Художественно-эстетической направленности

"Бисероплетение"

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 1 год

педагог дополнительного образования

Шулятина Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной

жизни, как растительный и животный мир

для нашего биологического существования.
Академик Д. С. Лихачёв

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности – «Бисероплетение» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание. Д анная программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного развития, повышается познавательная активность и творческая самореализация воспитанников.

Бисероплетение как вид ручного труда не включено в основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения. Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.

Предлагаемая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Цель настоящей программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам бисероплетения.

Задачи: Образовательные – ознакомление с историёй и развитием бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.

Педагогические условия. В процессе реализации программы используются разнообразные методы и формы обучения: беседа, рассказ, иллюстративный, метод проблемного изложения материала, практическая работа репродуктивного и творческого характера, коллективный анализ творческих работ. Фор­мы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастер­ской.

Принципы содержания программы

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использова­ния в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ре­бенка создание эмоциональной вовлеченности его в творчес­кий процесс, что обеспечивает естественное повышение рабо­тоспособности.

4. Деятельность: переход от совместных действий взрос­лого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

5. Вариативность: создание условий для самостоятельно­го выбора ребенком способов работы, типов творческих зада­ний, материалов, техники и др.

6. Личностно-ориентированное взаимодействие: со­здание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каж­дого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Общие принципы, содержания и технологии программы

Содержание программы ориентировано на знакомство де­тей с разнообразием бисера (бисер, бусины, стеклярус, рубка), с разными материалами (иглы, фурнитура, ножницы, цветные карандаши, бумага), а также с основными приемами их применения.

Программа предполагает широкое использование иллюст­ративного, демонстрационного материала, предметов декора­тивно-прикладного искусства; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педаго­гов, родителей для создания тематических выставок, явля­ющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Программа дополнительного образования по бисероплетению рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Всего занятий в год-33 ч. Возраст обучающихся – 5 -6 лет . Количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек , так как руководитель группы много работает индивидуально с каждым.

Занятия комплексные, интегриро­ванные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными. Занятия целесообразно проводить с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена на протяжении нескольких занятий. В группу зачисляются дети, чьи родители изъявили желание посещать данный кружок. Планируя занятия, педагог может выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учи­тывая оснащенность и специфику творческой мастерской.

Занятия могут проводиться в групповой комнате или в спе­циально оборудованном помещении детского сада. Формы за­нятий должны быть подвижными, разнообразными и менять­ся в зависимости от поставленных задач.

Условия для занятий :

1. Занятия проходят в специально оборудованном помеще­нии.

2. Подбор материала и инструментов для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно-художественного матери­ала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью акти­визации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

4. Изготовление картотеки гимнастики для глаз, пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Составление фонотеки — подбор классических произве­дений, детского репертуара для музыкального фона, сопро­вождающего творческую деятельность детей.

6. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.

Одним из способов достижения цели программы является непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения бисероплетением.

Ожидаемые результаты

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать :

основы композиции и цветоведения,

классификацию и свойства бисера,

основные приёмы бисероплетения,

условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,

составлять композиции согласно правилам,

классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,

в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, иглами,

чётко выполнять основные приёмы бисероплетения,

изготавливать украшения, плоские фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов,

выполнять отдельные элементы и сборку изделий,

хранить изделия из бисера согласно правилам.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей осуществляется с помощью диагностики в несколько этапов:

поступление детей в группу,

в конце года обучения.

Форма подведения итогов реализации образовательной программы является выставка творческих работ дошкольников по бисероплетению .

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения навыков бисероплетения

Задание: «Сплети игрушку».
Цель задания: определить уровень умения плести из бисера плоскостные фигурки по заданной схеме.
Материалы: бисер мелкий, средний разного цвета, проволока, ножницы, салфетка.
Инструкция к проведению задания: детям показываются игрушки из бисера одинакового уровня сложности, где сочетаются знакомые техники плетения – параллельное, петельное, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают бисер нужного цвета и размера, проволоку, подготавливают рабочее место и начинают плести.
Анализ результатов:
Показатели:
- умение готовить рабочее место;
- умение самостоятельно выбирать необходимый материал;
- умение работать со схемой;
- владение техникой параллельного плетения;
- владение техникой петельного плетения;
- эстетичность.

Определение уровня усвоения навыков бисероплетения у дошкольников

Читайте также: