Плетение на рукояти катаны

Обновлено: 25.04.2024

у какого меча.
Например у японских, традиционно всадной монтаж (если так можно сказать) с заклепками.

А у сувенирного г-на из магазина на сургуче

Ну например у японских 😊
В часности у нидзя-то

Ниндзя-то бывает только в голливудских фильмах.

Интересно а кто то видел нинзя то старше 40 лет?

Это случаем не ножичек для херакири? 😊
Там короткий походу такой.
Чира

Это вроди вакадзаси. Больше него катана, меньше - танто. Если ничего не путаю конечно. 😛

На сколько я знаю рукоятки мечей приимущественно всадные. Только типы фиксаций клинка (в рукояти) разные. У японских - заклепка с середине рукояти, у русских на конце (заклепка или наболдажник, который очень крепко сидит на хвостовике). Теоретичеки есть цельнометаллические мечи (лично я таких сам не видел), которые сродни скелетным ножам. т.е. намотал кожу на ркоять и доволен. 😛 Истерлась/сгнила - перемотал.

У японских, всех, от Танто до Тачи, бамбуковая шпилька примерно в дюйме от Цубы, которую легко выдавить и вставить обратно. Рукоять легко снимается и разнимется на составляющие.
У европейских- на штырь надето перекрестие, потом рукоять и конец расклёпан, или стянут гайкой. У сабель такой же штырь, или накладки по бокам фигурного контура рукояти. Штыри у многих ножей на клее, или на смоле.
Кажется, это все исторические системы.

Вакидзаси - чуть больше 30см, катана - около 90см, танто - нож а не меч.
А ведь еще была классная вещь против всадников - нагай-катана, с очень длинной рукоятью (типа европейской алебарды).

Ага, нагай-катана была, и с не по моему трое управлялись. А танто именно меч. Самый маленьки, но _меч_.

Ну и ладно, меч так меч. Из-за етих ямабуси еще и ссориться. Все равно самый маленький ножик - кодзуки. 😛

YANKEE
У японских, всех, от Танто до Тачи, бамбуковая шпилька примерно в дюйме от Цубы, которую легко выдавить и вставить обратно. Рукоять легко снимается и разнимется на составляющие.
У европейских- на штырь надето перекрестие, потом рукоять и конец расклёпан, или стянут гайкой. У сабель такой же штырь, или накладки по бокам фигурного контура рукояти. Штыри у многих ножей на клее, или на смоле.
Кажется, это все исторические системы.

Почти все верно, только деталей у европейских клинков может быть поболе ( например 2 гайки).

2DisPetcher Про нож не знал. Ето что за чудо такое? 😛 Кстати, мож подскажешь толковый ресурс по ХО японии? А то все найти не могу. ;(
А про танто где-то читал, что это именно меч. Маааленький, но меч. 😛

Hunt11, я о принципах, не о деталях.

buranov
2DisPetcher Про нож не знал. Ето что за чудо такое? 😛 Кстати, мож подскажешь толковый ресурс по ХО японии? А то все найти не могу. ;(

Не, ресурс не знаю, сейчас этим уже не интересуюсь - "переболел". Но вот когда интересовало - всякие книжки где-то находил, людей каких-то.
по поводу кинжала кодзуки. Если посмотреть на цубу катаны - по обеим сторонам клинка у нее есть отверстия. с одной стороны был кодзуки, а с другой - такая хрень, что-то среднее между зубочисткой и заколкой. Хранилось все это в тех же ножнах, и доставалось через отверстия в цубе. Это примерно уже 15-16 века, то есть когда самураи стали выпендриваться.

Ну я не спорю что так называемый нидзя-то - это голливудская придумка 😊
но:
1. Этож блин детство моё - виделсалоны. фильмы "Американский нидзя".
2. Этот мечура, что на фотке, привлекает ещё. как бы это. технологичностью чтоль 😛

Кстати не подскажет кто как латунная/бронзовая втулка (между клинком и гардой) там соединяется с гардой и на кой она (втулка) нужна?

2DisPetcher Про кодзуки спасибо! Не слыхал о таком. А по изгибам катан ничего не известно? А то у меня эта тема вообще пуста 😞 . Знаю только что они (изгибы) бывают разные, а больше ничего. Кстати, про "втулку" тоже интересно. Предположения есть, но не факт что они верные. По моему она просто на клинок надевается, перед рукоятью и служит для фиксации меча в ножнах. Но это только мое предположение.

А как она правильно называется? 😊

Я всегда думал что танто - нож, с длинной клинка менее 33см. Вакидзаси - кинжал длинной 34-66см, а катана - сабля 67-99см. Но может я и не прав, просто меч или сабля предполагает возможность фехтования, а танто это несколько затруднительно.

Вот терминология рукояти японского меча. Дальше фото цуб, разобранной рукояти, подписанный вакизаши (Кунишира, 1661г.)и ручки козук.








Кстати, а из чего именно делаются рукояти японских мечей?

Если не ошибаюсь - дерево,иногда с обклейкой рыбьей ну или там акульей кожей и с последующей обмоткой шнуром по специфической схеме

U menia mech tak sebe,dlia treninga.Problema-rasplelas opletka iz shnura.Mojet kto podskajet i pokajet kak plesti samomu opletku.Spasibo.

но в последнее время что то он недоступен бывает

АНДРЮХА
U menia mech tak sebe,dlia treninga.Problema-rasplelas opletka iz shnura.Mojet kto podskajet i pokajet kak plesti samomu opletku.Spasibo.


Рукояти делают из дерева магнолии, из двух половинок, которые потом склеивают рисовым клеем.
В желоба по бокам накладываются полосы шкуры ската (Манта-рэй). Более ценные мечи имеют хотя бы одну такую полосу с центральной линией, т.е. с несколькими крупными зёрнами в узоре шкуры. Оплетается в подавляющем большинстве случаев жёстким, плоским шёлковым шнуром, по установленным правилам. Процесс сложный и требует навыка.
Иногда оплетают пучком медной, или серебряной проволоки, иногда китовым усом.Всё по той же схеме.
Из магнолии делают и ножны. В состав рукояти входят металлические детали: Цуба, Сеппа(ы), Фучи, Кашира и Менуки (пара). Хибаки ассоциируется с клинком, в неё упирается рукоять. Часто весь металлический ансамбль сделан одним мастером в одном стиле и на одну тему, иногда все разные (Менуки всегда парные).
Отверстий в языке рукояти меча может быть несколько, это значит, что его укорачивали (всегда со стороны рукояти), или приспосабливали какую-то другую рукоять с иным положением Мекуги-ана. В любом случае дополнительные отверстия свидетельсьвуют о долгой жизни меча.
Ещё одно правило- никогда не чистят язык рукояти. Он ржавеет, по качеству и цвету ржавчины эксперты устанавливют возраст и аутентичность меча. Сам клинок регулярно протирается рисовой бумагой с специальной пудрой, похожей на тальк и смазывается гвоздичным маслом.

Сайт Баженова не работает, а жаль. Там много статей про изготовление мечей, отдельные статьи про намотчиков рукоятей, полировщиков, современных японских кузнецов и так далее + на русском языке.

правда по конской цене продают, но и тираж маленький.

Спасибо всем! Разобрался слегка 😊
Не ожидал что у катаны такое на мой взгляд хливкое крепление рукоятки.

А ты попробуй сломай бамбуковую палочку 2 см длиной.
Кроме того эта схема обеспечивает то что возможно ТО меча так как климат очень влажный и все гниет недаром все доспехи у японцев были лакированные.
Кроме того на каждый случай была специальная оправа меча что регламентировалось правительственными указами. Такое крепление позволяло без проблем сменить оправу у любиго клинка

Вовсе не хлипкая конструкция, учитывая то, что меч был, как бы очень большой бритвой. В отличии от европейского, им, действительно, бриться можно.

У боевого средневекового европейского меча толщина режущей кромки колебалась от примерно 0,8 до 1,3 мм. Особо не побреешься 😊

buranov
2DisPetcher Про нож не знал. Ето что за чудо такое? 😛 Кстати, мож подскажешь толковый ресурс по ХО японии? А то все найти не могу. ;(
А про танто где-то читал, что это именно меч. Маааленький, но меч. 😛

Источники на русском языке:

Атлант, СПб, 2001 А.Г. Баженов "История
японского меча"

Атлант, СПб, 2003 А.Г. Баженов "Экспертиза японского меча"

Тати и катана - мечи примерно одинаковой длины 60 - 70 см. Тати носится на портупее лезвием вниз, катана затыкается за пояс лезвием вверх. За исключением незначительных деталей сая - ножен и рукояти - цука разницы между ними нет.
Вакидзаси - часть парной системы дайсё, носится за поясом вместе с катаной, оба лезвиями вверх, длина вакидзаси менее 60 см, иногда носится отдельно женщинами и чиновниками.
Нагината - меч на длинной рукояти - аналог европейской алебарды, иначе копьё с непрямым клинком в отличие от яри - копья с прямым клинком. Длина клинка нагината достигает 90 см, длина древка до 180 см.
Танто - меч, но короткий. Все мечи могут быть с цуба - гардой и без неё. Меч без цуба называется айкути.

Крепление рукояти - цука на японском мече осуществляется одним (на парадном мече) или двумя (на боевом) клинышками - мэкуги через отверстия в железном хвостовике - накаго меча. Отверстия так и назывались - мэкуги-ана и синоби-ана. Клинышек состоит из двух частей, которые соединяются через отверстие резьбой.

Рукоять выполняется из кожи морского ската - самэ. Может оборачиваться шелковым шнуром или нитью - цука-ито и дополняться объёмными и плоскими фигурками-талисманами - мэнуки.

Современное техническое состояние японского меча было достигнуто в первом тысячелетии нашей эры.

Читал, что клинок тати от клинка катаны отличается тем, что клеймо мастера ставятса на разные стороны. Клеймо должен быть обращён впередом. А так, как тати и катана носятся по разному, то и клйма стоит по разному.

можете полюбоваться на меч, он же нагитану.

[QUOTE]Originally posted by Aimed:
[B]

Источники на русском языке:

Атлант, СПб, 2001 А.Г. Баженов "История
японского меча"
Танто - меч, но короткий. Все мечи могут быть с цуба - гардой и без неё. Меч без цуба называется айкути.
.
Именно Танто может быть без цубы, или с маленькой цубой.Нет цубы ни у Казуки, ни у Айкучи.

.
Крепление рукояти - цука на японском мече осуществляется одним (на парадном мече) или двумя (на боевом) клинышками - мэкуги через отверстия в железном хвостовике - накаго меча. Отверстия так и назывались - мэкуги-ана и синоби-ана. Клинышек состоит из двух частей, которые соединяются через отверстие резьбой.
.
Мэкуге всегда только один и никаких составных частей с резьбой.
.
Айкучи - очень маленький нож, похожий на танто, носили женщины и дети.

YANKEE
[QUOTE]Aimed
[B]

Источники на русском языке:

Атлант, СПб, 2001 А.Г. Баженов "История
японского меча"
Танто - меч, но короткий. Все мечи могут быть с цуба - гардой и без неё. Меч без цуба называется айкути.
.
Именно Танто может быть без цубы, или с маленькой цубой.Нет цубы ни у Казуки, ни у Айкучи.

.
Крепление рукояти - цука на японском мече осуществляется одним (на парадном мече) или двумя (на боевом) клинышками - мэкуги через отверстия в железном хвостовике - накаго меча. Отверстия так и назывались - мэкуги-ана и синоби-ана. Клинышек состоит из двух частей, которые соединяются через отверстие резьбой.
.
Мэкуге всегда только один и никаких составных частей с резьбой.
.
Айкучи - очень маленький нож, похожий на танто, носили женщины и дети.

В СПб до середины июля в Музее Артиллерии, Инженерных Войск и Воск Связи уникальная выставка клинкового оружия. Там много чего есть, чего по Вашему нет. Представлена, в том числе, и конструкция рукояти. Не так безапеляционно, уважаемый. То чего по Вашему нет, я в руках сейчас держу. С наилучшими.

Кстати, тот же Атлант выпустил великолепный буклет этой выставки. Рекомендую.

Пишу, о чём знаю, потому, что регулярно бываю на шоу японского оружия, знаком с членами Intern. Club of Jap. Sword, имею неплохую библиотеку по теме, наконец больше дюжины клинков - казуки, танто, вакизаши катаны и мечи шин-шинто. От 14в. до 1930-х годов.

YANKEE
Пишу, о чём знаю, потому, что регулярно бываю на шоу японского оружия, знаком с членами Intern. Club of Jap. Sword, имею неплохую библиотеку по теме, наконец больше дюжины клинков - казуки, танто, вакизаши катаны и мечи шин-шинто. От 14в. до 1930-х годов.

Экземпляр тати, о котором написал, изготовлен в 17 веке в Ямато. Бибилиотеку также собираю, оценивать ее не берусь, случается бью молотом по горячей стали.

Photo, please.
У него два отверстия в языке ручки, или две мекуги в рукояти?
У Тачи Кашира иная, чем у Катаны. В центре трубка- втулка, в которую вставлена рамка для шнура.
Видел только один флотский меч Второй Мировой в котором эта трубка проходит через отверстие в конце языка, дополнительно к обычной мекуге-ана. Меч был НЕ традиционный. Все армейские мечи, независимо, со старым клинком, или современным, были одеты в "униформу" стиля Тачи.
Вот Вакизаши в стиле Тачи. 17 в.


То есть два отверстия в языке, или две мекуге?
У Тачи Кашира иной конструкции, чем у Катаны. В центре трубка, в которую вдевается шнур, или рамка для шнура. Трубка с языком не имеет ничего общего, хотя видел флотский меч 2МВ, у которого эта трубка проходила через отверстие в конце языка. Абсолютное исключение.
Вот Вакизаши в стиле Тачи.

Glam, то чо вы поместили на ветку форума под названием "ниндзя то" это фантазия испанских (теперь еще и китайских) производителей сувениров. У ниндзя были прямые мечи, но назывались они Сикоми-дзуэ и маскировались под трость и естественно не имели Цуба вообще. Меч же с квадратной Цуба был, но он был больше похож на вакидзаси назывался не "ниндзя то", а Синоби-гатана, хотя небольшие толичия были и от вакидзаси. А недоразумение вышло после посещения испанцами Ниндзяясики - дома-музеи ниндзя, где в витрине рядом лежали Цуба от Синоби-гатана (который похож на вакидзаси) и прямой клинок от Сикоми-дзуэ. Вот они и слились в "истинно ниндзюковский меч".

Простите что встреваю, но сердце кровью обливается. Таши, это длинный кривой меч, древних самураев, длинна была до 1.5 метра и в отличии от более позних мечей он не засовывался за пояс, а подвешивался к нему, ему на смену пришел меч Катана, длинна его колеблется от 60 до 80 см. Затем появился более короткий меч Вакидзаси (от 30, до 55 см.), его носили в паре с Катана и служил он для добития врага. Танто, то же меч, хоть и короче чем Вакидзаси до 30 см, его чаще использовали женщины из самураиских родов, так же Танто из за своих размеров, был в большей популярности у Ниндзя. Аикуши и Танто, это разные вещи (один "мечевед" доказывал мне что это одно и то же, с цуба (гардой) мол называется Танто, а без неё Аикуши). Аикуши это скорее нож, чем меч, хотя по форме, часто его напоминает. Кодзука, это маленький кинжал, который вставлен в Сая (ножны) и использовался самураями для хозяйственных целей. А на Ниндзя то, я вообще без смеха смотреть немогу. У Ниндзя, действительно был специальный меч, назывался он Синобигатана и в отличии от Ниндзя то, он не был прямым. А Японская алебарда, называется Нагината, есть ещё один вид, под названием Нагамаки. Это лезвие наподобе меча, длинной от 60 см. до 1 м, насаженное на 1.5 метровую рукоять. Изгиб лезвия, по Японски называется Сори. Если кого интересует могу поделиться материалами по этой теме.

Вау, Asata, и вы здесь! Здравствуйте. Всегда приятно встретить родственную душу.

Привет. Тоже приятно. Но все же чуток поправлю. Ниндзя больше любили как меч именно вакидзаси (если не было синоби-гатана) и только как дополнение шло танто, если же необходимо было использовать короткое оружие, то предпочитали Айкути, у него не было Цуба и легче было прятать и носить, но при использовании его всегда в паре с Айкути шла Дзё - палка. Кстати видел образцы Айкути и Танто длинна которых (лезвия) была около 40-45 см.

Ninjutsu ⬛ Ninpo ⬛ Budo ⬛ Ниндзюцу

Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.

Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.

Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки — орнамент на рукояти меча.

Сагэо — шнур на ножнах меча.

Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.

Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Фути — муфта на рукояти.

Цука-ито — обмотка рукояти

Ninjutsu ⬛ Ninpo ⬛ Budo ⬛ Ниндзюцу

Ninjutsu ⬛ Ninpo ⬛ Budo ⬛ Ниндзюцу

Катана - длинный самурайский меч, длина меча 90-120 см, длина рукояти 25-30 см или 3 охвата руки, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Рукоять обтягивается кожей ската или акульей кожей. Гарда катаны называется цубой и имеет чаще всего круглую форму.

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 — 90 = 85 см, 85 — 8 = 77 см.

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана (дайто) и вакидзаси (сёто). Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана. Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё — пары мечей, носившихся самураями, — этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно).

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури, могли иметь особые детали украшений:

кольцо, охватывающее вход в ножны — кои-гути («рот карпа») или кутиганэ, если оно металлическое;
урагавара — укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана;
облицовка прорезей для ко-гатана и когай. Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;
куриката («форма каштана») — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ, через который проходит шнур сагэо;
сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ, — маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси, но его присутствие часто говорит о хорошем
клинке;
кодзири — наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси, и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира.
Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Ninjutsu ⬛ Ninpo ⬛ Budo ⬛ Ниндзюцу

Сагэо — это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату, которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо. У ярких и пёс­ трых оправ сагэо соответствующий.

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго), называемое цука-гути. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ — узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура, и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ.

Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-химо шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати. Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ, а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира, ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки.

При использовании дешевой х/б нити получается бюджетная оплетка без хишигами

Для начала нужны три отрезка нити для плетения "косички".

Для расчета длины нити сделайте несколько (от 20 и более) плотных витков (виток к витку) в самом широком месте цуки.
Измерьте длину обмотки - h
Размотайте нить и измерьте длину использованной нити - l
Длина цуки (полная длина оплетки) - H
Необходимую длину нити вычисляем по формуле:
L = 0.1 * l * H / h



Плетем косичку.



Нам потребуется 4 таких ленты - косички.


Переплетаем ленты в их середине между собой на длину 3 - 5 сантиметров.
(Традиционно переплетаются только 3 ленты, а 4-тая укладывается отдельно.)


В качестве цуки использован макет-болванка.

Сплетеные ленты располагаем на омоте-стороне.


Переворачиваем изделие и начинаем плести нижний слой первого узла.







Затягиваем малый узел.

Плетем наружный слой первого узла.






Затягиваем готовый узел.

Переворачиваем изделие и повторяем для следующих узлов.

Завершающий узел.











Изображение

Вам бы марудай,а еще лучше такадай в помощь,плетение было бы ровнее.Можно использовать готовую тесьму,-сутаж.

Устройство рукояти японской катаны, это знание необходимое заказчику при заказе катаны, мастеру при изготовлении катаны, да и любому, кто углубляется в тему совершенного японского холодного оружия — катаны.

Тут мы рассмотрим один из элементов этого оружия, а именно устройство рукояти катаны.

Общее название рукоять: цука.

Устройство рукояти японской катаны

Устройство рукояти японской катаны

И так приступим:

Цука – рукоять катаны.

Цука – рукоять катаны

Цука – рукоять катаны

Касира – навершие. Скорее даже, крышка, которая имеет декоративное и практическое назначение. Касира – завершает рукоять металлической крышкой и имеет отверстие под пропуск ленты, которая используется при оплетке рукояти.

Касира – навершие

Касира – навершие

Самэ – кожа ската, традиционный материал обтяжки деревянной рукояти катаны. Дорогостоящий материал.

Самэ – кожа ската

Самэ – кожа ската

Хо — деревянные накладки рукояти катаны.

Мэнуки – декоративный элемент, используемый при отделке рукояти катаны.

Мэкуги — отверстие и штырь, используемый для удержания рукояти катаны.

Накаго – это основание лезвия, на которое монтируются элементы рукояти.

Фучи – крепежная и декоративная муфта рукояти, вместе с касирой удерживает деревянные накладки рукояти, собранными.

Сэпа — металлические шайбы, несут как декоративную, так и практическую функцию. Всего две штуки устанавливаются с двух сторон от цубы.

Цуба – гарда катаны. В отличии от европейского меча, у японского меча функция защиты кисти руки при ударе с помощью цубы, было последним делом.

Цуба – гарда катаны

Цуба – гарда катаны

Хабуки – крепежная муфта, основная задача создавать плотное соединение клинка и ножен.

На изображении не отмечено. Но не менее важно указать и такой элемент, как:

Цука-ито – лента при помощи, которой делается обмотка рукояти.

Рукоять катаны мастерской «Зброевы фальварак»

Теперь, мы знаем терминологию. И понимаем из чего состоит рукоять японской катаны. Теперь, использую эти знания, мы можем разобрать, в чем состоит стилизация рукояти у изготавливаемых мастерской «Зброевы фальварак» — катан.

Для примера возьмём одну из ранее изготовленных катан:

Рукоять катаны мастерской

Рукоять катаны мастерской «Зброевы фальварак»

Как видите, мы делаем не разборную рукоять, но при этом, сохраняем значительное количество, характерных элементов оригинальной рукояти катаны .

Мэнуки, фучи, сэпа – это литье из латуни.

Цука-ито – кожаная лента, что не менее характерно для катаны.

Самэ- обычная кожа.

Отсутствует: мэкуги и хабуки.

Вот фото стандартного набора на рукоять катаны, мастерской «Зброевы фальварак» (отстствует мэнуки, но она также входит в набор)

Стандартный набор на рукоять катаны, мастерской

Стандартный набор на рукоять катаны, мастерской «Зброевы фальварак»

В целом, это высокий уровень стилизации. Однако, мы стремимся к большему.

Ситуация проста как мир - другу подарили сувенирную катану. Ну, а у дарёного коня как всегда кариез, т.е. меч с дефектом небольшим - болтается на клинке рукоять. Болтается не сильно, но люфт ощутимый. Вот и попросил он меня помочь. Глянул я, в надежде что рукоять сниму элементарно. Ан не тут то было. Менуки оказались просто декоративными наклейками. Сама рукоять довольно монолитно выглядит. К тому же портить ее совсем не хочется. Думается мне крепление где-то в навершии, запрятано под головой дракона. Или нет? Кто сталкивался с такими девайсами, не откажите в совете!

Заранее всем спасибо!


Вы если в России - то укреплять клин нельзя. Потому как закон такой.

а что до техники как раз не разобрав не понять. но врятли там такие навороты с навершием и резьбой, раз люфтит так скорее всего на плевок клея засунули и порядок. у меня такой косяк был с серым поксиполом - канал не успел нормально набить и получилось что в районе больстера держит отлично, а как клинок шевелишь внутри рукояти явно свободно гуляет

Про нарушение закона тут и речи быть не может. Эту сувенирку даже со стены вряд ли снимать будут. Но я говорю не об укреплении в смысле усиления, а именно об удалении люфта. Сувенир ведь хотя бы выглядеть должен приемлемо.

Одну такую шелезяку в руки брал, там косяк был, кашира на клею плохо держалась, слетела.
Под каширой обычная гайка на неровно обрезанном хвостовике.
Дальше не разбирал, но думаю, что в нутри бр-р-р-р.

Ну, с точно такими не доводилось, но однажды с камрадом "убили" сувенирную катану 😊
Конечно, ничего делать не стали - закон есть закон!
Но, думаю, если бы дело происходило в Гондурасе, то, разобрав девайс, мы бы увидели, что накаго там (хвостовик) - отнюдь не до конца рукояти, а всего-то сантиметров десять 😊 Ежели б посадить это всё на эпоксидку - то держалось бы нормально. При этом, конечно, конструкция становится неразборной, но о следовании канону, думаю, тут и так говорить не приходится 😊
Как укрепить, не вынимая клин из рукояти - ХЗ.

Да расслабьтесь вы с гондурасом.
Такое в каждом магазине сувенирном продается, "изделие по внешнему виду сходное. "

Сделать рентген больному.
Определившись с габаритами и местоположением пустоты, просверлить два отверстия диаметром 1,5-2,0мм с противоположных сторон оной, закачивать через шприц подогретую отечественную эпоксидку до заполнения. Отверстия заделать эпоксидкой с опилками.

Жалко просто так сверлить. Имхо, если снять эти боковые нашлепки, то можно просверлить нормальные отверстия, залить смолой. А потом нашлепки обратно вклеить. Внешне будет незаметно.

снимается навершие - там шпилька м6 приваренная к хвостовику (он сантимертов 5-7 не больше) - затянули гайку, подлили эпоксы и все. 99% я прав. 1% оставлю на вероятность иной конструкции, но те 12-15 сувенирок что я разбирал сам были именно такой конструкции.

Читайте также: