Чем плели лапти инструмент

Обновлено: 27.06.2022

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Областной конкурс учебно – исследовательских работ и проектов

«Этнические традиции отношения к природе»

Номинация: «Традиционные народные промыслы»

Тема: Народные ремесла нашего края. Плетение лаптей.

Автор работы: Крутов Александр Вадимович, 9 класс

МОУ Рожковская средняя общеобразовательная школа,

село Рожок Сосновский район Нижегородская область,.

Руководитель: Крутова Нина Александровна

Глава 1. «Эх, лапти мои, лапти липовые…» 2

1.1. Лапти – распространенный вид обуви. 2

1.2. Мой прадед – мастер по изготовлению лаптей. 2

1.3. Технология плетения лаптей. 3,4

Приложение 1. Елизаров Михаил Васильевич – мой прадед. 6

Приложение 2. «Эх, лапти мои, лапти липовые…» 6

Приложение 3. Заготовка лыка. 7

Приложение 4. Когда лыко сдерут с лутошки, его сворачивают в катки, корой внутрь. 8

Приложение 5. Перед работой катки замачивают. 9

Приложение 6. Инструменты, без которых не сплетешь лапти. 10

Приложение 7. Обрезка боков лыка. 10

Приложение 8. Разрезаем лыко на полоски 1 - 1,5 см. 11

Приложение 9. Счищаем кору – «полусину». («Чиним» концы). 11

Приложение 10. Заплетаем лапоть из 4 полосок – концов. 12

Приложение 11. Лапоть готов. Одевали лапти на портянки и завязывали крест-накрест. 15

Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит.

(Русская пословица)

Наше село Венец – старинное русское село, расположенное среди лесов. Земли вокруг села бедные. Людям часто приходилось заниматься лесным промыслом: жгли угли, рубили срубы, били мочала , для того чтобы прокормить семью. Село издавна славилось народными умельцами. Они изготавливали толкачи, тележки, детские качели, кадушки, санки, плели корзины, лапти. В округе все знают Елизарова Михаила Васильевича –мастера по плетению лаптей . Это мой прадед./ Приложение 1./

Мы часто всей семьей навещаем прабабушку и прадедушку. Долгими зимними вечерами прадедушка сидит и «ковыряет» лапти, а мы помогаем ему чистить и разрезать лыки, и перенимаем его умение. Я хочу научиться плести лапти, чтобы продолжить это ремесло.

Я задумался, из чего же и как плетут лапти, и какие инструменты для этого нужны. Я поставил перед собой цель - изучить технологию плетения лаптей и систематизировать имеющийся материал.

Задачи: 1. Понять, почему возникло это ремесло.

2. Узнать, когда заготавливают лыко и что необходимо для плетения лаптей.

3. Научиться самому плести лапти.

Актуальность работы заключается в том, что я хочу сохранить народную традицию плетения лаптей в нашей семье Елизаровых – Крутовых.

Потому что в настоящее время мало остается умельцев плести лапти.

Глава 1. «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

1.1. Лапти – распространенный вид обуви.

Среди множества крестьянских промыслов и домашних производств нашего края изготовление лаптей занимало особое место / Приложение 2/ . Лапти – самый распространенный вид обуви, который использовался почти в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Лапти плели повсюду. Это было поздней осенью и зимой, когда у крестьянина появлялось достаточно свободного времени, чтобы заготовить обувь впрок для всей семьи, а нередко и на продажу. Плели лапти в избе с привлечением всех членов семьи от мала до велика. Но чаще всего занимались этим ремеслом, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7-8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5-6 каждому. Ходили в лаптях круглый год.Обували лапти на портянки: полосой холста обматывали ногу от пальцев ступни до подколенной впадины и закрепляли оборами. В холодное время и зимой поверх портянок надевали бахилы (чулки) – из овечьей шерсти. В нашем крае лапти изготавливали и носили вплоть до начала 50-х годов 20 века. Они были рабочей, повседневной и праздничной обувью.

1.2. Мой прадед – мастер по изготовлению лаптей.

Одним из традиционных народных промыслов, до сих пор распространенных в селе Венец, является плетение лаптей. Мастер, который плетет лапти - это мой прадедушка. Он родился 26 ноября 1928 года в крестьянской семье. Он вспоминает:

«Закончил три полных класса, а потом началась Великая Отечественная война. Летом работал в колхозе, пололи просо да овес, а осенью с другими ребятишками копал картошку. Мне тогда было лет 10. Лапти плести научился от отца. А когда его не стало, то со своим другом Гришкой Белкиным любил ходить к и учился у нее, так и научился этому ремеслу. Через некоторое время районный военкомат назначил в ФЗО (Фабрично-заводское обучение), проучился полгода.

Потом попал в Ростовскую область, жил в городе Новошахтинск в больших бараках около 4 лет, работал на фабрике на строгальном станке. А потом вернулся на родину. Нашел вторую половину-жену ».

В 1949 году прадедушка женился на Старовой Раисе Степановне (1930г.р.). Семья осталась в селе Венец. У них родилось пятеро детей: Надя, Таня, Вася, Сергей и Тамара. У дочери Татьяны четверо детей. Моя мама Нина старшая дочь Татьяны.

1.3. Технология плетения лаптей.

Лапти плетут зимой. Чтобы их сплести, нужно заготовить лыко.

/ Приложение 3. / «Лыки дерут», т.е. заготавливают весной и летом, когда идёт сокодвижение, с молодых лип снимают кору толщиной 5-7 см (примерно до Петрова дня – 12 июля). Когда лыко сдерут с липы (с лутошки длиной 1,5 метра), его сворачивают в каток – корой внутрь и хранят до зимы на чердаке, в чулане./ Приложение 4. / Перед работой катки (лыки) замачивают: узкие - на день, а широкие – на сутки. / Приложение 5. / После того как катки размокнут, можно начинать работу.

На один лапоть надо 1-2 катка.

А еще нужны инструменты: топор – чтобы срубить лутошку, кочедык – толстое, слегка изогнутое шило, вставленное в деревянную рукоятку, конец которого заострен (им снимают кору с лутошки, «ковыряют» подошву), деревянная колодка, нож./ Приложение 6/.

Берут лыко - один каток, развязывают, выпрямляют и выравнивают – срезают края ножом / Приложение 7/ , затем ее разрезают на полоски шириной 1 - 1,5 см / Приложение 8/ . С каждой тонкой полоски – «конца» счищают кору – «полусину», т.е. полоски «чинят» / Приложение 9/ . «Полусину» сгребали, сматывали и выбрасывали. У местных жителей была примета:

«Её в подтопке не жгли, а то заведутся клопы».

Лапти плетут с пят, а заканчивают носом – «головой». Для одного лаптя нужно семь полосок – концов. Заплетают лапоть из четырех полосок с середины, затем – концы, левые в правую сторону, правые в левую сторону / Приложение 10/ . Так 3 ряда. В 4 ряду приплетают по бокам: справа и слева – 5 - ю и 6 -ю полоски. Теперь плетут 11 рядов из 6 «концов» (длина подошвы 20-24 см). Когда подошва готова начинают плести нос – «голову».

Оставляют два конца справа, берут третий конец и загибают второй конец справа, его не переворачивают. Потом первый конец загибают. Также с левой стороны поочередно загибают полоски. Получается плетень, который сажают на колодку и сильно утягивают полоски носа. Седьмую полоску перевивают, она называется «оборник». Ее надевают на нос колодки и переплетают с полосками носа. Среднюю полоску загибают справа в подошву, из середины берут вторую полоску, выворачивают в обратную сторону и загибают в подошву. Все концы постепенно прячут в подошву. Кочедыком поддевают – «ковыряют» полоску одного ряда, под нее пропускают конец и утягивают, затем один ряд пропускают и опять поддевают следующий третий ряд, через который пропускают остаток полоски и так до тех пор, пока весь конец не будет заплетен. Два конца остаются вдоль подошвы, один пойдет на «ухо», а другой – на оборку вдоль подошвы. Оставшиеся концы будут вплетаться в подошву напротив «головы». Затем берут оборник и крайнюю полоску, привязывают их к подошве. Далее нужно развязать оборник, скрутить его и свить этой полоской. Кочедыком отгибают крайнюю полоску на пятке с края и пропускают веревочку. Также делают с другой стороны. Затем берут полоску вторую с края, потом третью, и т.д. Каждую полоску перевивают и сплетают, четыре конца нужно свивать гладкой стороной вверх. Завязать по две полоски и стянуть. Один конец переплетают с ободком и при помощи кочедыка пропускают полоску к подошве, получаются «уши». Берут две полоски справа, пропускают одну в четвертый ряд и утягивают, также с левой стороны. В «голове» кочедыком поднимают полоску и пропускают оборник. Затем отгибают второй ряд на «голове» и пропускают полоску, утягивают. Затем поднимают четвертый ряд слева и утягивают полоски. Концы, чтобы не мешались, спрятать под полосы пяты. Сначала поднимают кочедыком 1 ряд, пропускают концы, затем 3 ряд, пропускают остаток полоски.

С другой стороны отгибают полоску от пяты, пропускают полоску под 1 ряд, ведут поверх второго ряда, пропускают под 3 ряд, и т.д. Утягивают полосы на «голове». Украшают лапоть «бровями» на «голове». Лапоть готов. /Приложение 11/.

Берут «веревочки», свитое лыко, завязывают за оборник на пяте лаптя (в середине) и запутывают ноги крест-накрест.

Лапти, сплетенные из семи лык, называются «семерчики». Другое их название – «ладанки», по народному поверью они помогали ладу в семье.

Лапти – самая распространенная обувка в деревнях на Руси с древности и до 30х годов прошлого века. Причем с древности глубокой, специальные приспособления для плетения – кочедыки, находят при раскопках многих славянских поселений. В Мещере, по свидетельствам Паустовского, в деревнях лапти носили большинство крестьян, которых он поэтично называл лангобардами.

Разновидностей лаптей, а также названий, было очень много. Во-первых , обувь именовали по материалу изготовления. Были вязовики , дубовики и берестяники , но самым распространенным материалом считалось липовое лыко. Такие лыковые лапти были весьма прочными и мягкими, к ним крепилась обора - пеньковая или шерстяная (черная праздничная) тесьма для крепления на ноге и поддержки онучей.

Во-вторых , лапти называли по количеству лыковых полос. Так в ходу были семеряки , шестярики и пятерики , плетенки с бОльшим числом лыка использовали в холодное время года, полос могло быть и десять, и двенадцать. Кстати, летом крестьяне использовали лапти меньше всего, ходили босиком, а для холодного и сырого времени приторачивали подковырку (подметку). За год изнашивалось примерно 50 пар лаптей.

Наконец, по технике плетения различали так называемую «решетку косую» и «решетку прямую», лапти могли иметь носок разной формы, а еще могли быть сделаны из конского волоса, ивовых прутьев и даже тонких корней. Почти в каждой семье были умельцы плетения, они могли за день сделать от двух до десяти пар, а навык передавали из поколения к поколению.

Заготавливали лыко весной, часто обдирая липку полностью, отсюда кстати и известная поговорка, а хранили связанное в пучках на чердаке или в сенцах. К плетению приступали после укрытия земли снежным покровом и, вместе с конской упряжью и другими подобными занятиями, посвящали им долгие зимние вечера.

Промысел был на первый взгляд совсем не сложный и трудоемкий, но это не так. Петр Первый, который к зрелому возрасту владел тремя десятками ремесел, как известно, был прекрасным плотником и кузнецом, техникой плетения лаптя овладеть хотел, но до конца не смог. Лапоть, недоплетенный первым императором, хранился в кунсткамере.

А с Петром связана легенда о появлении на рязанской земле Николо-лапотного монастыря. А было это в 1695 году, когда царь по Оке возвращался из Азовского похода. В деревеньке на реке возле Шилова царь встретил местного умельца лапотных дел, посмотрел, как тот ловко управлялся с работой и тоже «загорелся» научиться нехитрому ремеслу.

Но, скорее времени у Петра было не много, а любой навык за пару часов не освоишь, приказал царь своей свите купить лапти у умелого мужика, да все что у него были и цену назначил «царскую». А крестьянин мудро оставил честную стоимость себе, а остальное пожертвовал на храм. Так появилась церковь Николая Угодника при впадении реки Пары в Оку, также называемая Николой Лапотным, а позже и монастырь Николо-Лапотная пустынь.

В начале 20 века лапти были в ходу на всех рынках и в Клепиках, и в Касимове и в Рязани, просили за пару от 10 до 15 копеек. Насколько это было много и какие тогда были цены можно прочитать в статье о смолокуренном промысле, которую любопытный читатель без труда сможет найти на канале.

В первые годы советской власти было создано даже особое подразделение по скупке лаптей и валенок у крестьян со звучным и модным тогда названием - ЧеКВаЛап. Правда существовала эта ЧК не долго, да и сам промысел через пару десятков лет остался только, как и многие другие, у единиц-производителей сувениров.

Буду благодарен Вашим оценкам и комментариям. Всем удачи! О других промыслах и красотах Мещеры можно почитать ниже и в других статьях канала:

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчёт пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела - оставь ещё на часок потомиться, перепрела - стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плёвым делом я бы воздержался. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. Форма и приёмы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут ещё бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечёвками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи вёрст.

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчёт пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела - оставь ещё на часок потомиться, перепрела - стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плёвым делом я бы воздержался. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. Форма и приёмы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут ещё бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечёвками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи вёрст.

Инструмент для плетения лаптей и бахил . Вверху слева - кочедык металлический, в средине - сучок крепкого кустарника с подходящим отростком, из которого можно сделать деревянный кочедык, какой показан внизу, справа - мялка для лыка.

Предвидим вопрос: Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своём домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которого нельзя играть пьесы из русской истории.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдётся, а кочедык придётся сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чём вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка".

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке. Ещё проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Колодки для лаптей (верхняя) и для бахил.

Потребуются ещё колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые - одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А ещё проще из пенопласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъёмные. Разъёмную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Ведь всё равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъёмной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой.

Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа - хорошее и полезное дерево, любимое пчёлами. Липовый цвет - прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трёх плотно стоящих, вы не нанесёте ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться на простор.

Хотим поделиться одним наблюдением. Раньше почти в каждом доме были лапти. Из луба старых лип плели рогожи. В рогожных кулях перевозилась половина грузов. Но не скудели липовые рощи. С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека, однако липнягов не прибавилось, наоборот, они перевелись. Например, в окрестностях города Владимира их не встретишь. Но сохранились и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые:

" Мы тоже не лыком шиты" - Знаем дело и имеем достоинство.

"Не всякое лыко в строку" - Не упрекайте за пустяшный промах.

"Ободрал как липку" - Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко" - Взял плохое вместо хорошего.

"Надрал лыка" - Строго расправился.

"Лыка не вяжет" - Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Мы привели лишь малую толику, ещё не вышедших из употребления. А сколько уже забытых? Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.

На рогожу, на решета идёт старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол её должен быть тоньше чайного стакана - в рюмочку, как говаривали старые мастера.

По лыко ходят весной, когда тронется сок, и до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трёхгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают её, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелёк, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трёх стволов.

Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными ветками - прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из лутошек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда "баранки" придётся замочить в ведёрке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование - ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно не надо каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведёт не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твёрдо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной "баранки" обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь, придётся делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устраняющий косину.

Потом всё нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвёртая - с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стёсывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.

Продёрнутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру - верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.

Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырёх.

Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы. Кто сплетёт бахилу, тот запросто сплетёт и лапоть.

Мы всё время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть её совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетёте, когда окажетесь в краях, где растёт липа. Сплетёте уже со знанием дела.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырьё" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повёрнут на лицевую сторону.

Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заострённые концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.

При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели тёмным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.

Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово "лыко" брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идёт о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырьё. Последовательность операций и все приемы ничём не отличаются.

Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплётка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырёх лык. Все наши рисунки построены на четырёх лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.


Популярная

Несколько веков назад сложно было найти деревенскую семью, у которой дома не стояла бы пара лыковой обуви на каждого жильца. Но в прогрессивном 21 веке легкие, удобные изделия, в которых, как говорили старцы, «нога радовалась», утратили свою функциональность. Сегодня лапти – лишь музейный экспонат, но иногда бывают ситуации, когда современному городскому жителю хочется воссоздать историческую обувь, например, чтобы преподнести пожилым родственникам оригинальный презент или подготовить костюм для детского утренника. Какими бы ни были причины, побудившие разобраться, как плести лапти, освоить технику создания этой обуви сможет каждый. Несмотря на кажущуюся простоту процесса, здесь есть свои тонкости и секреты, поэтому стоит строго следовать инструкции и быть предельно аккуратным.

Особенности изделия

Ученые считают, что лапти – один из самых древних видов обуви, не зря ведь археологи находят крючки для плетения времен неолита. Откровенно говоря, ни лапти из бересты, ни уж тем более изделия из лыка не были особо удобной и практичной обувью, но доступность материалов и простая технология изготовления обеспечили им повсеместное распространение в деревнях Древней Руси. Популярными и востребованными эти изделия оставались в течение нескольких веков.

Преимущественно лапти изготавливались из волокон растений, в каждой губернии были свои традиции плетения и особые способы выделки сырья. В качестве повседневной обуви они уже давно не используются, даже несмотря на экологическую чистоту. Но лапти вполне могут пригодиться на тематических мероприятиях: утренниках в садах и школах, стилизованных вечеринках и исторических реконструкциях. Также они часто используются как интересный сувенир с истинным славянским духом, в качестве декора в этно-интерьерах. Легко повторить изделие старины можно самостоятельно, освоив плетение лаптей своими руками.





Подготовка материалов и инструментов

Перед тем как сплести лапти, нужно определиться с материалом. Его стоит выбирать в зависимости от назначения изделия. В старину лапти плели из лыка, бересты и соломы. Прочными изделия получаются из липы, пеньковой веревки, а вот ивовые разрушаются уже после 5-10 носок.

Лыком называют любые полоски коры, но удобнее всего работать с липой. Сырье заготавливается весной из молодых деревьев. Подготовка коры проходит следующим образом:

  1. Ствол низко срезается.
  2. Кора вспарывается, после чего вытаскивается сердцевина.
  3. Материал сворачивается в кольцо.
  4. Нарезаются полоски шириной по 10 мм.
  5. Сырье высушивается в хорошо проветриваемом месте без прямых солнечных лучей.

Прежде чем начинать плетение лаптей из лыка, материал нужно сутки выдержать в воде, распарить и полностью почистить полоски от остатков коры.

Для изготовления декоративных изделий подойдут и другие материалы для плетения лаптей – газетные трубочки, шпагат, мешковина. При создании этой обуви из бумажных трубочек для их подготовки понадобятся:

  • стопка газет;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • карандаш;
  • спицы длиной 2-3 мм;
  • вода в емкости.

Интересно смотрятся изделия из березовой коры. Перед тем как сплести лапти из бересты, нужно правильно подготовить сырье. Делать это нужно весной, когда распустятся листочки. Сбор материала производится спиралью, лучше выбирать деревья не более 15 см в диаметре. Кору понадобится срезать лентой, клубки собрать белой стороной наружу, отделив внутренний слой. Перед плетением полоски рекомендовано вымочить сутки в воде, а затем убрать излишки коры, сделав их шириной 10 мм.

До начала работы нужно подготовить инструменты для плетения лаптей. Понадобятся нож, кочедык, мялка, а также колодка для будущего изделия. Ее можно сделать из пенопласта или дерева.

В качестве макета стоит воспользоваться гладкой обувью без замков и дополнительных декоративных элементов.

Для лаптей из газет Подготовка сырья для плетения из бересты Обработанная береста для плетения лаптей Материалы для плетения из лыка

Мастер-классы по плетению

Практически все уроки плетения лаптей содержат алгоритмы наращивания дополнительного слоя материала. Для повышения прочности используется двойное переплетение – добавлять сырье можно на определенные участки или по всей поверхности стопы.

Стандартно для изготовления одного изделия потребуется 6 лык. Больше материала необходимо, если нужно укрепить пятку и носок, или же плетутся лапти из семи лычек. Длина одной полосы должна быть не менее двух метров. Для заготовки выбираются ровные, высокие деревья. Начинать плетение можно с носка или пятки, как удобно – в обоих случаях после доведения линии плетенки до изгиба способ работы меняется.

Для того чтобы сделать второй слой, когда лыки переплетутся и достигнут краев концами, их нужно перегнуть и продолжить работу. Полоска, если не хватило длины, дополняется. Для соединения используется клей. Таким простым способом можно изготовить отличные лапти ребенку на утренник или другое мероприятие.

Чтобы придать изделию праздничный вид, в верхнюю часть носка вплетается шерстяная тесьма. Техника не отличается от стандартной – украсить лапти своими руками получится даже у новичка.

Из лыка

Плетение лаптей из лыка своими руками – несложный процесс. Потребуется 6 полос материала на каждый тапок. Алгоритм работы:

  1. Взять по 2 лыка в правую и левую руки, переплести их посередине, верхние концы согнать вниз – получится уже по 4 конца на каждую руку.
  2. Сплести косичку из 12 полос. Поочередно брать один лык справа, второй слева, соединять с теми, которые лежат по направлению плетения. Если все получается правильно, левая полоска ложится всегда в начале, а правая – в конце. Укладывать полосы нужно плотно, без зазоров. Когда полотно достигнет нужной длины (на 5 мм больше колодки), стелька будет готова.
  3. Изготовление лаптей из лыка продолжается плетением носка. Стелька ложится под колодку – с обеих сторон выйдет по 4 лыка. Понадобится привязать середину пятки к нитке, закрепить к колодке.

До этого момента плетение велось от краев к центру. Чтобы сделать носок, понадобится сменить направление на обратное:

  1. Взять 2 средних лыка, справа и слева, переплести. Поставить оставшиеся полоски в линию и работать по макету. После переплетения всех лык их понадобится натянуть.
  2. Для плетения пятки взять все полоски материала и собрать их вместе. Отделить верхние лыки, слева и справа по одному. Через них проплести второй слой в противоположном направлении с помощью кочедыки. Переплести оставшиеся лыки между собой.
  3. Развернуть верхнюю полоску под прямым углом и соединить с остальными частями стельки. Перекрыть другое лыко. Оно переплетается с остальными, ушедшими на противоположную сторону. На подошве получается второй слой за счет лыка, которое закручивается напротив первого узора.

Оставшиеся части сами выйдут к носку в конце плетения. Если не хватает длины, ее понадобится нарастить, а затем вывести и согнуть концы в разные стороны, чтобы вышла одна линия.

Берем по два лыка в каждую руку и переплетаем посередине Стельку плетем косичкой, переплетая лыко справа налево Ставим на стельку колодку и плетем носок Собираем все полосы лыка и плетем пятку Соединяем верхние полоски с остальными частями стельки и сплетаем вместе

Из соломы

Технология изготовления лаптей из соломы схожа с техникой плетения из газетных трубочек. Каждый раз после очередного переплетения нужно соединять шов – он должен быть плотным, без огрехов.

ПВА и вода берутся в пропорции 3:1.

Подробная инструкция по плетению лаптей для начинающих поможет изготовить изделие легко и без ошибок. Алгоритм действий следующий:

  1. Подготовить длинные соломины без изломов и трещин.
  2. Соединить с помощью клея, чтобы получилась одна длинная полоска, протяженностью не менее 2-х метров. Их понадобится 6 штук.
  3. В каждую руку взять по 2 полоски, скрестить их в центре.
  4. Загнуть все концы, идущие посередине, вниз – получится 8 соломин.
  5. Переплести полоску с той, которая идет выше.
  6. Положить готовый коврик под колодку, по размеру он должен быть больше.
  7. Сплести носок. Плетение идет уже от центра к крайним линиям. Получатся границы, материал начнет заворачиваться в стороны.
  8. Собрать и равномерно натянуть лыки в месте пятки на макете. Просунуть 2 полоски с помощью кочедыка в центр. Переплести их.
  9. Сплести косичками боковые стенки, плетение направлять вверх.

Разобравшись, как плести лапти, важно укрепить готовое изделие, сделав второй слой на подошве. Вплетать полосы соломы нужно прямо в структуру, по завершении спрятать оставшиеся концы внутрь. Можно подклеить их подготовленным раствором ПВА к внутренней стороне.


Схема плетения лаптей из соломы

Из газетных трубочек

Мастер-класс по плетению лаптей из газетных трубочек начинается с подготовки сырья. Нужно взять газетные листы и согнуть их пополам по длине. Дальше разрезать по линии сгиба ножом, накрутить на карандаш лист газеты с угла. Удобней начинать справа сверху. Один кончик должен получиться немного шире другого.

Поэтапное плетение лаптей происходит в порядке, идентичном изготовлению лаптей из лыка или соломы. Важно придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. С помощью клея закрепить полоску, чтобы она не раскручивалась.
  2. Трубочки вставить друг в друга, скрепляя клеем. Всего сделать 5 штук.
  3. Когда плетение закончится, загнуть концы с помощью спиц. Продевать их по всей длине подошвы.
  4. Для прочности лаптей понадобится проплести еще один слой по всей поверхности.

Для красоты можно покрасить изделие акриловой краской либо смешать клей ПВА с водой в соотношении 3:2 и покрыть лапти этим составом – после высыхания они затвердеют. Льняной ниткой и иглой обмотать края, чтобы укрепить поверхность.

Газетные листы разрезаем на длинные полосы и накручиваем от угла на карандаш Угол заклеиваем Трубочки вставляем друг в друга, скрепляя клеем Плетем лапти Для прочности проплетаем еще один слой, покрываем лаком или морилкой

Из бересты

Для плетения лаптей из бересты понадобится подготовленное запаренное сырье. Действовать нужно согласно следующему алгоритму:

  1. Взять в каждую руку по 2 полоски, скрестить их посередине.
  2. Все концы, которые идут вверх, через середину загнуть вниз – получится 8 штук.
  3. Переплетать каждую полоску с той, которая получается выше. Укладывать их плотно, без зазоров.
  4. Готовый коврик положить под колодку. Длина плетения и колодки должны примерно совпадать. Если разница существенная, подогнать края.
  5. Дальше плетется носок. Для этого понадобится сменить направление работы, двигаясь от центральных полосок к крайним, – постепенно они образуют границы.
  6. Полоски равномерно натянуть и собрать в горсть вокруг пятки на макете. Кочедыком подцепить 2 из них и просунуть их в середину пятки. Переплести, скрестив полосы, которые находятся посередине.

Берестяные лапти почти готовы. Остались боковые стенки, которые плетутся косичками. Работа ведется по описанным примерам, только направляя плетение вверх. Чтобы укрепить поверхность, следует сделать второй слой по всей площади или только на носках и в пятках. Лапти из шпагата плетутся по такому же принципу, что и берестяные.


Берем по две полоски бересты, скрещиваем в середине и плетем, загибая концы внутрь

Плотно переплетаем полоски бересты Выплетаем боковые стенки косичками, направляя плетение вверх Переворачиваем подошвой вверх и выплетаем пятку

Видео


Виды

Самой распространенной обувью на Руси историки называют лапти, которые плели из бересты, лыка, дуба, ракиты – словом, специальным образом заготовленной коры дерева. Почему использовался именно этот материал, объясняется просто – он всегда был под рукой. Существовало множество разновидностей изделий, а традиции плетения имели региональные отличительные черты. К сожалению, многие современные жители мегаполисов даже не знают, что такое лапти, как и для чего их изготавливали. А ведь это важная часть российской истории, разобраться в которой поможет собранный в статье материал.

Что собой представляют

Лапти в Древней Руси умели делать в каждой семье. Создавали их из древесного лыка. Легкая и гигиеничная обувь предназначалась для повседневного использования. Носилась она вместе с портянками (онучами). Для удержания тепла, повышения прочности и придания привлекательности внешнему виду лапти проплетались дважды. Для этих же целей использовалась кожаная подметка. В морозную погоду изделия служили до 10 дней, летом стаптывались примерно за 4 дня.

Конструкция лаптей состоит из пяточной зоны, мыска (головки или головяшки), дна (подошвы). По краям располагались бока (бочки или берцы). Для продевания шнурков (оборок) в боковинах оставлялись специальные отверстия – проушины.

Сегодня сложно представить, как носили лапти наши далекие предки. Между тем благодаря специальным лыковым шнуркам изделия надежно фиксировались на ногах, подобно древнегреческим сандалиям. Крепления присоединялись за говенник обуви, располагались вокруг щиколоток и предотвращали разматывание онучи.

Крестьяне ценили лапти, считали их комфортными и удобными. Это подтверждается поговорками тех временем – «В этой обуви нога радуется, просит ходу».



История обуви

Самые давние упоминания о плетеной обуви, датируемые концом Х века, можно найти в «Повести временных лет». История появления лаптей связана с экономическим состоянием, которое вынуждало людей использовать подручные средства для изготовления обуви. Территория, где они активно использовались, совпадала с районами сильнейшего крепостнического гнета. Широкое распространение лапти на Руси получили в связи с обнищанием крестьянства, крайней бедностью. Даже самые зажиточные жители села не могли позволить себе кожаные сапоги. В деревне их носили в любое время года, по праздникам и будням, в них венчали молодоженов, хоронили мертвых.

Сплести лапти мог каждый крестьянин, но работа считалась исключительно мужской. Древнейшие модели делали из лыка – самого распространенного и дешевого сырья.

Первые лапти состояли из одной подошвы, затем мастера стали оплетать верх изделий, создавать задник и носок, придавая форму башмака. Свободные края лыковых полос загибались внутрь и фиксировались для получения ровной поверхности, которая не натирала ноги. По краям оставлялись отверстия для размещения фиксирующих ремешков.

До начала ХХ века Россию называли не иначе как «страной лапотной», вкладывая в это выражение оттенок отсталости и примитивизма. Плетеная обувь была олицетворением самых бедных слоев населения. Возможной причиной отказа от подобных моделей стала их недолговечность.

Не все знают о значении слова лапти. Вероятно, оно появилось от названия «лапа», так наши далекие предки называли ступни и ладони.



Разновидности

Древние славяне создавали лапти с разным количеством лыковых полосок. В зависимости от этой особенности появились разновидности: пятерики, шестерики, семерики. Последний вариант обычно использовался для ношения в холода. Для надежности и лучшей защиты от морозов изделия дополнялись подошвой из кожи. Парадные лапти плели из тонких полосок вязовой коры, украшали шерстяной тесьмой черного цвета, которая эффектно выделялась на фоне белоснежных портянок. Мастера использовали оригинальные узоры, красили отдельные ленты, создавая эффект росписи.

Форма и конструктивные особенности лаптей разнились в зависимости от региона. Так, древнерусские изделия создавались при помощи косого плетения, белорусские и украинские мастера применяли прямую технику. Русские умельцы начинали процесс изготовления с задника, украинцы и белорусы – с носка.

Московские лапти создавались из лыка, имели высокие боковины и округлый мыс. Новгородские изделия выполнялись из бересты, имели треугольный носок, низкие бортики. В Мордовии использовали кору дерева, в основном вяза, придавая головяшке трапециевидную форму.

В ХХ веке лапотным промыслом активно занимались в Костромской губернии, где росло множество липовых рощ.

Пятерики Парадные Древнерусские Белорусские и украинские Московские Новгородские

Аналоги лаптей у разных народов

Окситанские и каталонские крестьяне с XIV века носили обувь, напоминающую современные эспадрильи – легкие лапти с задником. Главная отличительная особенность – ровная веревочная подошва, изготовленная из джута. Модели были актуальны для мужчин и женщин, надевались на босу ногу. Слово «эспадрильи» имеет французское происхождение, но подобный термин существует в Каталонии, Испании. Значение указывает на растение эспарто. Именно из его волокон изначально создавались веревки, которые впоследствии использовались для подошвы обуви. Недолговечность моделей компенсировалась дешевизной производства.

Традиционная швейцарская обувь из соломы – штрошу – напоминает русские лапти. В Корее широкое распространение получили чипсин – сандалии, сплетенные из стеблей трав. Аналогичные изделия встречаются у карелов, татар, финнов, мордвы, чувашей, эстонцев, австралийцев, североамериканских индейцев, японцев.

Штрошу Чипсин Эспадрильи

Из каких материалов изготавливали

Наши предки плели лапти из коры различных лиственных деревьев. Название изделия получали в зависимости от использованного материала: из липового лыка – лычники, из бересты – берестянники, из ивы – ивняки. Дубачи создавались из дубовой коры, соломенники – из соломы, волосяники – из конских хвостов и грив.

Самыми мягкими и долговечными являлись лыковые лапти, изготовленные из липовой коры. Худшим вариантом были ивовые изделия, а также мочалыжники, которые выполнялись из мочала. Использование такого сырья считалось зазорным делом. Из какого материала носили чуни в жаркую погоду, так это из очесов пеньки и ветхих веревок. Соломенные изделия были более прочными, не замерзали и не боялись воды. Для производства зимней обуви использовалась древесная кора, которая проплеталась двойным слоем.

Материалом для изготовления лаптей нарядных служила кора вяза. После замачивания в горячей воде полоски розовели, приобретали твердость. По праздничным дням молодые девушки надевали писаные лапти с носками из розового и белого липового лыка, края бортиков отделывались самыми узкими лентами.

Лычники Берестянники Ивняки Волосяники

Традиции плетения

В древности существовали целые артели лапотников, которые занимались заготовкой материалов и последующим изготовлением обуви. Выбрав подходящее дерево, они аккуратно снимали лыко специальным инструментом – пырком. Лучшим сырьем считалась кора, добытая в весеннее время, когда только начинают распускаться почки. После процедуры ствол оставался голым, что приводило к гибели растения, поэтому его требовалось срубить.

Полоски снятой коры связывали пучками и хранили в теплом месте с хорошей вентиляцией. Перед изготовлением лаптей ленты на протяжении суток отмачивались теплой водой. После этого материал тщательно соскабливался до тех пор, пока не оставался луб. Из полной телеги лык выходило до 300 пар обуви. За день у опытных лапотников получалось изготовить до 10 изделий.

Существовало множество техник плетения: в косую или прямую клетку, с носка, пятки – жители каждого региона использовали свои методы. Для работы применялись специальные инструменты – колчедыки из металла или костей животных. Плетение обуви считалось легкой работой, но требовало достаточных сноровки и опыта. Не случайно про пьяного человека и сегодня говорят, что он лыка не вяжет, то есть не способен на элементарные действия.

Есть у слова лапоть значение, не слишком приятное для человека, которого так называют, – невежественность, отсталость, глупость.



Современное использование

Молодые люди плохо представляют себе, что такое лапти, но могут увидеть их в сувенирных лавках в качестве декоративного элемента. Миниатюрные предметы обуви часто вешаются в доме или на даче, выполняя функцию оберега. Символизируют путешествие по жизни без чувства усталости, легкую дорогу. Это связано с тем, что наши предки, отправляясь в путь, брали с собой несколько пар этой обуви. По преданиям, в лаптях живет домовой, поэтому сувенир станет пожеланием здоровья и долголетия. Он оберегает семейные ценности, защищает домочадцев от сглаза, злых сил.

Талисман располагают над порогом, рядом с калиткой. Миниатюрные современные лапти часто украшают салон автомобиля.

Сегодня лапти как повседневную обувь, конечно, не плетут, но они активно применяются для фотосессий в русском народном стиле, которые выполняются на природе. Национальные костюмы, яркие краски, старинная обувь – все это привлекает внимание современного человека, позволяет ему сблизиться со своими корнями, почувствовать самобытность и глубину русской души.

Значение слова лапоть связывают также с народной медициной. Есть информация о лечебных свойствах бересты, из которой производится обувь. К ним относят успокаивающее действие, снятие головных болей, заживление ран, нормализацию кровяного давления. Изделия всегда остаются теплыми, якобы из-за их положительной энергетики. Традиционная медицина лапти, конечно же, не использует, поэтому сведения об их положительном влиянии на здоровье человека нельзя считать достоверными.




Видео

Читайте также: