Елецкое кружево как плести

Обновлено: 28.03.2024

Елецкие кружева происходят родом из города Ельца, являвшегося наравне с Орлом и Мценском центром кружевоплетения Орловской губернии, территориально упраздненной и поделенной на вновь образованные административные единицы в 1928 году.

В июле 2011 года Елецким кружевам исполняется 210 лет, поскольку первое упоминание об этих кружевах датируется 1801 годом. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где государственные крестьяне (потомки служилых людей) начали активно осваивать ремесла.

В начале крестьянские женщины занимались плетением из шерстяной нити шнура «гаруса», шедшего на отделку солдатских мундиров. Но с изменением армейской формы спрос на гарус упал, и основным ремеслом женщин стало плетение мерного кружева.

Кружево преимущественно плелось под заказ торговцев, и реже само по себе (в данном случае сработанное продавали в Ельце, на женском базаре). Торговцы являлись и поставщиками новых рисунков. Так однажды они занесли сюда с севера сцепное Вологодское кружево.

Число узоров с того времени непрерывно росло и к концу XIX века их насчитывалось уже более двухсот. Но с того же времени подлинно елецкое многопарное плетение, требующее иногда сотни коклюшек, постепенно стало исчезать. В Ельце стало преобладать самое простое парное кружево.

Как оценить качество сплетённого кружева? Ответ в бесплатной книге "8 ошибок в кружевоплетении или как испортить всё впечатление от кружева". Получить книгу!

Stariy Elec_Старый Елец

Общий вид на город Елец

Конец XIX века стал для елецкого кружевного производства настоящим расцветом. В это время по своему объему производимых изделий оно вышло в Российской Империи на почетное первое место.

oduvanchik_shapka_Одуванчик

[frame align="center"] [/frame]

Вот и наступила весна, и уже в апреле на проталинах, под теплыми солнечными лучами, отражаясь солнцу, появятся первые желтенькие лучики. Мать-и-мачеха порадует нас своими цветами. А на смену ей придет еще один солнечный цветок, одуванчик, — любимец ребятишек, сдувающих с него белые зонтики.

Именно об одуванчике, а точнее о кружевном одуванчике моя сегодняшняя статья.

В Елецком кружеве, есть такое украшение, как кружок из полотнянки в середине которого сходятся вытянутые петли. Этот элемент выполняется по сколку, того самого одуванчика. (Сколок можно скачать ниже под статьей).

Одуванчик плетется на 8 пар коклюшек, полотнянкой в перевив крайних долевых пар. Скань в кружевном изделии одуванчик — «веревочка».

Начинаем плести одуванчик с нижней части цветка, там зашивка будет менее заметной.

pletenie_oduvanchika01_Плетение Одуванчика. Шаг 1

[frame align="center"] [/frame]

Как оценить качество сплетённого кружева? Ответ в бесплатной книге "8 ошибок в кружевоплетении или как испортить всё впечатление от кружева". Получить книгу!

Проплетаем листок одуванчика и его стебелек до кружка из полотнянки. Для того что бы продолжить плетение вилюшки и делать вытянутые петли, проплетем маленький кружек внутри одуванчика.

Маленький кружок будет плестись плетешком. Поэтому ставим булавку, и крайней долевой и ходовой парой начинаем плетение плетешка.

pletenie_oduvanchika02_Плетение Одуванчика. Шаг 2

[frame align="center"] [/frame]

После того, как доплели плетешок до маленького кружка, начинаем его проплетать, тем же плетешком.

pletenie_oduvanchika03_Плетение Одуванчика. Шаг 3

[frame align="center"] [/frame]

При плетении ставим булавки, чтобы сформировать маленький кружок.

pletenie_oduvanchika04_Плетение Одуванчика. Шаг 4

[frame align="center"] [/frame]

Сцепляем конец и начало кружка и возвращаем пары обратно в плетение, проплетая плетешок до полотнянки.

pletenie_oduvanchika05_Плетение Одуванчика. Шаг 5

[frame align="center"] [/frame]

Здесь сцепляемся за петельку от булавки. Сплетаем пары в полный заплет и продолжаем плетение полотнянки в перевив крайних долевых пар, пока ходовая пара вновь не окажется на внутренней стороне полотнянки.

pletenie_oduvanchika06_Плетение Одуванчика. Шаг 6

[frame align="center"] [/frame]

Здесь необходимо сделать вытянутую петлю. Ее выполняем следующим образом: ходовую пару перевиваем 4-5 раз (в зависимости от размера одуванчика).

И делаем сцеп за кружочек из плетешка. Далее пара вновь перевивается 4-5 раз и продолжает плетение полотнянки.

pletenie_oduvanchika07_Плетение Одуванчика. Шаг 7

[column size="1-2" last="0"][frame align="left"] [/frame][/column]

Так делаем сцеп за кружочек из плетешков каждый раз, когда ходовая пара будет оказываться на внутренней стороне полотнянки.

pletenie_oduvanchika09_Плетение Одуванчика. Шаг 9

[column size="1-2" last="0"][frame align="left"] [/frame][/column]

pletenie_oduvanchika10_Плетение Одуванчика. Шаг 10

[column size="1-2" last="1"][frame align="right"] [/frame][/column]

Таким образом, проплетаем весь кружок из полотнянки.

pletenie_oduvanchika11_Плетение Одуванчика. Шаг 11

[column size="1-2" last="0"][frame align="left"] [/frame][/column]

pletenie_oduvanchika12_Плетение Одуванчика. Шаг 12

[column size="1-2" last="1"][frame align="right"] [/frame][/column]

Заканчиваем плетение одуванчика, проплетая его вторую половину, делая в конце зашивку.

Вот такой Елецкий одуванчик должен у Вас получиться.

pletenie_oduvanchika13_Плетение Одуванчика. Итог

[frame align="center"] [/frame]

Желаю Вам теплой весны и звонкой капели!

Мастер-класс провела, Елена Русакова.

Денежка или гречишка

В одной из прошлых статей я рассматривала выполнение кружевного элемента «денежка». В частности, речь шла о плетении данного элемента простой полотнянкой.

Но на днях мне попался сколок, где данный элемент в условном обозначении был указан сеткой, т. е. автор сколка задумал плетение этого элемента сеткой.

Денежка сеткой

Мне стало любопытно узнать, как данный элемент будет смотреться в таком исполнении, поэтому я проплела его, а заодно и подготовила сегодняшнюю статью.

Что из этого получилось — смотрите ниже.

Для плетения нам понадобиться сколок элемента «денежка» и шесть пар коклюшек с нитками.

Как оценить качество сплетённого кружева? Ответ в бесплатной книге "8 ошибок в кружевоплетении или как испортить всё впечатление от кружева". Получить книгу!

Приступаем к плетению. Вкалываем три булавки и навешиваем на них по две пары.

Начало плетения денежки

Проплетаем три плетешка и приступам к плетению сетки.

Проплетаем три плетешка

Ставим булавку в левый угол прямоугольника и заплетаем его в полный заплёт.

Левая пара после заплёта булавки будет крайней долевой, а правая ходовой.

Плетение денежки

Правой парой сплетаемся с двумя парами от среднего плетешка в ползаплета (перевить-сплести) и с левой парой от правого плетешка в пол заплёта (перевить-сплести), т.к. в середине «денежки» будет сетка.

Плетение денежки

С последней парой сплетаемся в полный заплёт (перевить-сплести-перевить-сплести).

Плетение денежки

Ставим булавку и заплетаем ее в полный заплёт.

Плетение денежки

Далее продолжаем плетение сетки.

Плетение сетки в денежке

Плетение сетки в денежке

Плетение сетки в денежке

Плетение сетки в денежке

До левого угла «денежки» сплетаемся с крайней долевой парой в полный заплёт. Ставим булавку и начинаем плетение плетешка.

Плетение денежки

Теперь берем две пары с правой стороны и также проплетаем плетешок.

Плетение денежки

У нас остались две пары в середине плетения. Мы ими также начинаем плетение плетешка.

Плетение денежки

Доплетаем три плетешка до следующего условного обозначения элемента «денежка» и снова его повторяем.

Вот такой результат у вас должен получиться в итоге.

Сплетённая денежка

P.S. На заметку. В Елецком кружеве элемент «денежка» носит название «гречишка», поэтому если увидите где-то другое определение помните об этом.

P.P.S. Я не перестаю удивляться новым и интересным сочетанием различных элементов в кружеве. А как Вы?


Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!


Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.


Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.


Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.


Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.


Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.



Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик


Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.


Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.


Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

2057929 Набор перьев для декора

SKBE-3013/20 Нить Silk Bella

18112 Бисер прозр. solgel 10/0, 20гр Preciosa


О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!


Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.

Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.

Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках.

Кому желательно освоить эту технику?

Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения.

Сплести на коклюшках можно не только воротнички,

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 1

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 2

манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.

Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов!

Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером!

Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю.

Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды.

Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности.

В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 3

В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку.

Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку.

Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике.

Ну, что ж, начнем?

Что нам потребуется для кружевоплетения?

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 4

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 5

Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук.

Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.

Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева!

Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу.

Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 6

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 7

Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 8

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 9

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 10

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 11

Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 12

И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.

Намотка ниток на коклюшки.

Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 13

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 14

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 15

Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.

Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 16

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 17

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 18

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 19

На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии.

На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом.

Вверху вы видите примеры таких разработок сколков.

А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места.

Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку».

Чертим на миллиметровке размер сетки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 20

Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 21

Приклеиваем чертеж на пенопласт.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 22

Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську.

Вкалываем в верхний торец иголочки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 23

Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 24

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 25

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 26

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 27

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 28

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 29

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 30

Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 31

Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 32

Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.

На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!

Читайте также: