Эстетические традиции народных промыслов жителей северо западного района плетение кружев и вышивка

Обновлено: 28.03.2024

«Промысел» — понятие широкое. Допустим, ловля трески, варка соли или добыча моржового клыка — это тоже промыслы, характерные для жителей Русского Севера. Но есть ремесла, занятия, которые переросли задачу «заработать на кусок хлеба», получить выгоду. Они настолько сами по себе красивы, эстетичны, что стали почти искусством. Точнее — прикладным искусством. Познакомимся с некоторыми видами северного прикладного искусства.

1. Вологодское кружево

Есть версия, что первые образцы кружева попали на Вологодчину в XVI веке по Северному морскому пути из Европы. Может быть, но ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России!

Наши мастерицы брали узоры из орнаментов традиционного ткачества, изгибов и переплетений резьбы по дереву, ажурных снежинок и геометрических орнаментов «вологодского стекла» — старинного искусства шитья белой бумажной нитью по белому полотну… Птицы и деревья, цветы и бытовые сценки — вологодские кружевницы на своих коклюшках умели делать всё. Вологодское кружево можно отличить по четкому делению «строения» на узор и фон. Работали кружевницы за станком по 16 часов в день. В одном узоре переплетали до ста нитей. Сегодня Вологду называют кружевной столицей России. Будете в городе — обязательно загляните в единственный в России Музей кружева!

Узнайте подробнее о вологодских кружевах и других интересных «фишках» Вологодчины:

2. Чернёное серебро

Древняя техника чернения серебра пришла на Русь с Кавказа и из Персии. Чернь для нанесения рисунка на серебряный фон готовится из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. Рисунок на серебряной пластинке процарапывается, углубления замазываются кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром. Лишнее счищают, рисунок остаётся. Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь.

О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь.

А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни:

3. Вологодский лён

Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.

Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия.

Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере:

4. Шемогодская резьба

Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России. Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле.

Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками.

Узнайте больше о Шемогодской резьбе:

5. Резьба по кости

Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый. Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку. И сразу — «вызываем в Москву!»: искусного «гребного мастера» Евдокима Шешенина и его брата Семена позвали в столичную Оружейную палату, где те стали лучшими косторезами!

За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели — изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

О промыслах поморов читайте здесь:

6. Мороз по жести

Уникальный промысел — «мороз по жести». С конца XVIII века он получил широкое распространение на устюжской земле. На тонкий лист жести наносился прочный рисунок с помощью особой химической обработки жести. Создавалась иллюзия морозного узора — радужные перламутровые «цветы» мороза. Из этой жести делались шкатулки и ларчики такой красоты, что мастера вывозили их на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где «мороз по жести» влет расхватывали персидские, турецкие и китайские перекупщики. Жестью с «морозными» узорами обивали деревянные сундуки, ларцы, шкатулки и украшали их просечными железными накладками. Секрет «мороза по жести», увы, утрачен — и сегодня мы можем любоваться лишь изделиями старых мастеров в музеях и хранилищах.

По ссылке — о народных промыслах и других секретах удивительного города Великого Устюга:

В Северо-Западном регионе народные промыслы сложились в первую очередь на базе местного льна. Наибольшей известностью пользуются Крестецкий строчевышивальный промысел (Новгородская область), где делают так называемую гипюрную вышивку на белом льняном полотне, и кружевоплетение в некоторых районах Вологодской области (Вологодский, Сокольский, Грязовецкий и другие районы), которая занимает первое место в стране по производству кружев. Крестецкая строчка - одно из ярких явлений в современном народном искусстве. Свое название она получила от поселка Крестцы, что под Новгородом. Сегодня этот промысел развивается в Валдайском и Крестецком районах, где трудится не одно поколение прославленных мастеров. Экспозицию составляли свыше 100 произведений из коллекций Русского музея, Новгородского музея-заповедника и промысла "Крестецкая строчка", которые иллюстрировали многолетнюю историю освоения сложнейших технических приемов ажурной вышивки и становления орнаментальной традиции. Вышивка строчкой создается при заполнении узором сетки, подготовленной путем выдергивания нитей утка и основы ткани или путем выреза отверстий определенной формы. Таким образом украшают постельное белье, скатерти, салфетки, блузы и сорочки. Вышивкой в Новгородской губернии занимались целыми семьями - не были исключением и мужчины. В начале XX века усилиями Новгородского земства началось формирование местных особенностей крестецкой строчки. В это время происходит техническое освоение различных гипюров, распространенных и в других центрах, а также их творческая переработка, создание уникальных "сновочных мотивов", многочисленных вариантов виртуозно интерпретируемого "вологодского стекла". Эти изысканные по рисунку квадратные клейма, напоминающие морозные узоры на окнах, до сих пор составляют "золотой запас" крестецкого промысла. Их изготовление, требующее огромного терпения и технического совершенства, связывается исследователями в своем происхождении не только с Вологодской землей, но и с Италией.

Вологодское кружево - «Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы». До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы. Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

Особое место среди народных промыслов Северной России занимает резьба по кости. Этот оригинальный промысел сложился в Холмогорском районе Архангельской области (с.Ломоносове, где работает единственная в России школа косторезов). В прошлом холмогорские косторезы в основном обрабатывали добываемую на крайнем севере мамонтовую кость, а также моржовую кость. Сейчас обрабатывают наряду с моржовой костью и обычную кость.

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.
Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.
Невозможно коротко рассказать о знаках и символах мезенской росписи. Это предмет научных исследований. Несколько более подробно вы можете ознакомиться со значениями символов мезенской росписи в разделе "символика" сайта. Или же просто можем положиться на внутреннее знание мастеров мезенской росписи и насладиться всем тем великолепием, что предлагает нам этот добрый старый народный промысел.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.[12]

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Вологодское кружево Выполнила Прусова Евгения – ученица 8 В класса АОУ гимназ.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 193 человека из 55 регионов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вологодское кружево Выполнила Прусова Евгения – ученица 8 В класса АОУ гимназ.

Вологодское кружево Выполнила Прусова Евгения – ученица 8 В класса АОУ гимназии № 13 г. Долгопрудного Московской области Руководитель Ясова Н.Ю.

История возникновения промысла Кружевоплетение как народный промысел возникло.

История возникновения промысла Кружевоплетение как народный промысел возникло в первой четверти ХIХ века на русском Севере – в Вологде. В помещичьих усадьбах губернии находились маленькие «фабрики", поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой недалеко от Вологды в селе Ковырино в 20-е годы XIX века. Там крепостные девушки выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев распространилось среди простых людей и стало одним из видов народного искусства.

Плетение на коклюшках Кружево плетётся на коклю́шках. Это деревянная катушка.

Плетение на коклюшках Кружево плетётся на коклю́шках. Это деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки изготавливаются из дерева (береза, ясень, клен, бук).Кроме коклюшек, для плетения кружева мастерице необходимы другие инструменты: подставка (станок), подушка- валик ( куфтырь ), рисунок кружевного узора (сколок), булавки. Для плетения кружев используют хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные и капроновые нитки. Материал для вологодских кружев – лён, отбеленный или суровый.

Музей кружева В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева на территории Кр.

Музей кружева В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева на территории Кремля. В музее представлены работы русских и западноевропейских кружевниц. Музей бережно хранит традицию кружевоплетения на Вологодской земле.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре.

Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

При ткачестве используется всего две нити - основная и уточная, при вязании - одна, а при плетении - множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку. Плетея - именно так называлась на Руси мастерица - закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря - набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках.

Вологодское кружево сегодня - это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Народные промыслы. Вологодские кружева.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 1

История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева.

Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».

304

Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 3

Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 4

Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 5

За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 6

Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 7

Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 8

В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 9

В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 10

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 11

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 12

За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 13

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 14

Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 15

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: