Гобелен изделие создаваемое на основе использования нескольких видов плетений например репсового

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Гобелен – один из видов декоративноприкладного искусства. Гобелен – это вытканный вручную ковер-картина (шпалера). Слово «гобелен» - французского происхождения (от фамилии семейства Гобеленов, XVII в.). Так назывались фабрика и местность, где фабрика была устроена, а потом и ее изделия. В классическом представлении гобелены – это декоративные ткани, вырабатываемые ручным способом, с

сюжетными и орнаментальными композициями.

Инструменты:

1. Деревянная прямоугольная рамка

2. Распределительная палочка

5. Челнок Материалы :

Шерсть, шелк, хлопок – традиционные материалы для ткачества. Но пользуются и синтетическими волокнами.

Эскиз гобелена выполняют в натуральную величину на картоне или другой плотной бумаге.

Обычно это линейный рисунок, выполненный тушью. Главное, чтобы контуры рисунка были четко

видны, поэтому их обводят тушью или темными линиями показывают границы цвета . Эскиз устанавливают за натянутыми нитями основы и закрепляют.

Для создания зева, в который прокладывается нить утка, необходимо проложить круглую палочку между четными и нечетными нитями. Четные нити выделены теперь с помощью палочки вперед. Чтобы сменить зев, нужно ко всем нечетным нитям привязать прочные хлопчатобумажные или льняные нити. Получились так называемые ремизки. Потянув за узел, связывающий 4—8 ремизок, изменяют расположение зева.

Вверху и внизу рамы прокладывают уравнительную плетенку. Такие плетенки помогают распределению нитей на пары и фиксации расстояний между ними. Концы плетенок привязываются к боковым планкам рамы.

После плетенки прокладывают 5—10 рядов обычного утка из хлопчатобумажной нити для образования края, который потом загибается и подшивается к изнанке в готовой работе.


3. Палас

Каждую цветовую плоскость выплетают отдельно, не соединяя нити утка между собой.

4. Компенсированное соединение утков

Полно выделяют фактуру тканой поверхности, позволяя добиться плавных переходов цвета. Нити не соединяются между собой, они вторгаются в соседнюю плоскость цвета.

Репсовое плетение.

Уточная нить последовательно прокладывается по четному зеву слева направо и по нечетному — справа налево.

Отличается от репсового частотой прокладывания утка. Если в репсовом плетении одна нить основы нечетная, одна четная, то в саржевом — обе нити нечетные.


Создает фактуру в виде рельефных столбиков. Египетским плетением можно выполнять весь гобелен или отдельные участки композиции для создания разнообразной фактуры .

Напоминает изнаночное вязание. Нить берут объемнее, чем нить для репсового плетения, а иногда контрастного цвета. Образуются выпуклые цепочки.

Шпалера – один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей, образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна. Шпалеры ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис – вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис – на горизонтальных станках.

Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал в предместье этого города Сен-Марсель на ручье Бьерв (Bіеrve) красильню для шерсти.

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия.

По представлению великого Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу.

В то время стали широко использовать достижения техники и разделение труда, и производство гобелена стало более эффективным – каждый цех отвечал за свой этап производства.

Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны.

В производстве гобелена в различные эпохи применялись различные техники. К примеру, шпалера создавалась только вручную. На первом этапе на специальном станке натягивались льняные нити, а затем они особым образом переплетались.

Причем для переплета использовали цветные нити – как правило, шерстяные или шелковые. Самые лучшие мастера использовали простую рамку с натянутыми на нее нитями. Ткацкие станки появились намного позднее, когда стали расцветать мануфактуры.

Арраци или аррас (по названию города Арраса, где в XIV веке производились яркие шпалеры с использованием золотой и серебряной нити).

Вердюра (слово возникло в XVI веке, образовано от фр. Verdure) – зелень, трава, листва. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями.

В XX веке появились новые названия: текстильное панно, таписсерия.

Условия хранения шпалер и поддержания их в хорошем состоянии – примерно те же, что и для всех ковровых изделий. Если шпалера не экспонируется, она должна быть свернута в рулон, но ни в коем случае не сложена; для развески необходима жесткая тканая лента, к которой прикрепляются кольца.

Старые шпалеры и гобелены должны иметь подкладку, которую следует хорошо укрепить диагональной стёжкой. Они должны висеть свободно, без натяжения; обрамление сильно вредит полотну гобелена.

Ох, часто когда я говорю: "Мой дипломный проект - гобелен".

Слушатели удивляются: "Что? Га. "

И я объясняю: "Ну как шпалеры в Эрмитаже".

Понимания после этих слов не прибавляется, и тогда я сдаюсь и говорю: "Ковёр на стену".

И все всё сразу понимают, почти.

Но что же такое гобелен и шпалера? С чем их едят? Как делают? Попробуем разобраться простым не искусствоведческим языком)

Так все таки гобелен или шпалера как правильно?

- Правильно шпалера, но в современном мире можно и так и так. Это как ватман и бумага. Ксерокс и копировальная машина.

Уже догадались? Да, гобелен - это сокращенное название Французской королевской мануфактуры Гобеленов в XVII веке. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества.

Шпалера - это декоративное панно на стену. Это не вышивка и не жаккард. Это картина выполненная посредством переплетения ниток между собой (шерстяными, шелковыми, хлопковыми, льняными и т.д.). Раньше шпалеры выполнялись только гладким ткачеством (без ворса), а сейчас ткачи экспериментируют с разными фактурами.

Гобелен – отличный вариант для украшения дома. Картины, выполнены в этой технике завораживают взгляд.

Гобелены машинного производства очень сильно уступают гобеленам, сделанным вручную. Но, увы, стоят очень и очень дорого.

Намного дешевле сделать гобелен своими руками. Кроме того, такое решение позволит максимально гармонично вписать гобелен в интерьер помещения.

История возникновения гобелена

Гобелен – это односторонний ковер, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Само слово гобелен имеет французские корни.

В XVI веке Жиль Гобелен открыл красильню. Позже к ней пристроили ткацкую фабрику.

Людовик XIV выкупил эту фабрику и начал массовое производство ковров из окрашенных нитей. Фабрика называлась «Королевская гобеленовая мануфактура», а ковры – гобеленами.

Нельзя сказать, что гобелены появились в XVI веке. Еще в III в. до н.э. были найдены первые образцы гобеленов. В Древней Греции и Египте гобеленами украшали дворцы фараонов и государственных правителей. Мастера для изготовления гобелена использовали только натуральные нити, иногда практиковались вставки из золота и серебра.

Эпоха Возрождения относится к рассвету гобеленов. Мастера изготовляли целые ряды полотен, выполненных в одной тематике.

Только аристократы позволяли себе такую роскошь. До XVIII века в качестве материала для изготовления гобелена использовали шерсть.

Чуть позже начали делать гобелены из шелка и льна. Сейчас гобелены ткут как из синтетических нитей, так и из натуральных.

Для производства самых ранних гобеленов использовалась деревянная рама, на которую натягивали нити и специальный крючок, который позволял надежно закрепить узлы.

С середины ХХ века появляются ткацкие станки, которые упрощают работу над гобеленами. Гобелены, сделаны машинным способом имеют более низкую цену и качество, по сравнению с ручным гобеленом.

Разновидности гобеленов

Гобелены ручной работы подразделяются на:

Тканый гобелен более сложный в изготовлении. На деревянную раму наматывается нить-основа из хлопковых ниток.

Для закрепления используют сумаховый узел. Уточная нить переплетается с основной нитью по всей ширине ковра, таким образом соединяя и закрепляя основные нити между собой.

Процесс изготовлении тканого гобелена– это наматывание уточной нити через основную, при этом используют самые разнообразные техники и узлы.

Петельный или нетканый гобелен более легкий. На плотный кусок ткани наносится рисунок, и с помощью иголки прошивается шерстяными или синтетическими нитками.

Технология изготовления тканного гобелена

Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:

  • нити – различных цветов и фактур,
  • деревянная рамка или ткацкий мини-станок,
  • вилка,
  • ножницы.
  • Для начала берем деревянную рамку или доску. Размером в 2 раза больше по длине и 3 раза по высоте, чем будущий гобелен. По краям рамки забиваем гвозди. Расстояние 2-5 мм, в зависимости от толщины нитей.
  • Делаем нить-основу. На гвозди поочередно наматываем нить. Далее, горизонтально закрепляем уточную нить, с помощью узелка. Начинаем плести гобелен. Меняя нити, в зависимости от желаемого рисунка. Вилка поможет уплотнить структуру гобелена. В конце гобелен облагораживают бахромой, косичками или кисточкой.
  • Чтобы сделать кисточки для оформления краев гобелена, нужно сложить 4-6 нитей пополам, обвязать нитью и прикрепить к краю гобелена, с помощью любого узла.
  • Для бахромы следует нарезать нити длиной в два раза больше, чем требуемая бахрома. Эти кусочки пряжи прикрепляют к концу гобелена с помощью вязального крючка или иголки. По желанию бахрому украшают бусами.

Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:

  • Полотняный — самый распространенный способ плетения. Уточная нить пропускается через основную одна через одну.
  • Узорообразующий – уточная нить сделана из шерсти, каждая нить обкручивается вокруг основной два раза.
  • Саржевый – уточная нить прокладывается только между нечетными основными нитями.
  • Египетский – справа налево оплетаем основную нить уточной, а затем уточная нить уходит вниз. Получается фактура в виде столбиков. Хорошо подходит для изображения рельефных объектов.
  • Греческий способ используется в сочетании с гладким плетением, потому что сам по себе очень рыхлый. Используют яркие и объемные нити. Уточные нити переплетаются между собой в виде плетенки.
  • Вязка – шерстяные нити прокладывают справа налево. Первый ряд плетем полотняным способом, затем уточная нить заводится за основную и создается петля, через которую выводится уточная нить. Создается рельефная поверхность, напоминающая плетение.
  • Сумаховый – две основные нити обкручиваются уточной два раза с изнанки наружу и выводятся через две основные нити вперед. Создается фактура столбиков.
  • Ковровый – уточная нить разрезается на небольшие кусочки 4-6 см. На две основные нити прикладываем такой отрезок серединой, а концы заворачиваем. После одного такого ряда следует выполнить ряд полотняного плетения. Излишки ворса обрезаются и плетению придается желаемая форма.

Способы соединения уточной нити между собой:

  • Для создания четкой границы рисунка используют соединение уточной нити, при котором плетение нужного цвета доводят до границы, а потом соединяют между собой, продолжая плетение.
  • Возможен способ, когда основная нить лежит на границе переплетения двух цветов. Нить основы прокладывают до границы, а потом отгибают и плетут назад и так далее. С другой стороны уточную нить другого цвета прокладывают также.
  • Паласовое соединение используют для получения четкой и ровной линии. При этом уточные нити вообще не соединяются и между ними образовывается промежуток. Такой способ применяют редко, так как щели между разными цветами приходится зашивать обычными нитками.
  • Способ компенсированного соединения – уточные нити соединяются между собой и плавно переходят с одного цвета в другой.

Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения.

В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.

Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:

  1. Картон.
  2. Пряжа для вязания и хлопковые нити. Обязательно разных цветов и структуры.
  3. Толстая игла для пряжи.
  4. Вилка деревянная, если нету – обычная.
  5. Ножницы.

Этапы работы над гобеленом:

  • По диаметру круга делаем надрезы на 2 см. Расстояние между надрезами 2-3 см.
  • Натягиваем хлопковую нить-основу на круг. Нить-основа не будет видна в конце, поэтому ее цвет неважен.
  • Продеваем нить в иголку и закрепляем нить-основу в центре круга. Делаем стежки, затем переходим на полотняное плетение.
  • С помощью вилки уплотняем и разравниваем нити.
  • Меняем цвет нити. Чтобы закрепить новую нить, делаем узел или закручиваем за нить-основу.
  • Пропускаем белую нить через две нити основы.
  • Чередуем цвета по своему усмотрению.

Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.

Фото гобелен круглый:

Работа над вышивкой гобелена

Инструменты для работы:

  1. Игла.
  2. Нити.
  3. Плотная ткань.
  4. Рамка для закрепления ткани.

Этапы работы над нетканым гобеленом:

Как сделать гобелен объемный

Существует несколько способов изготовления объемного гобелена:

  • «Косичка» — с помощью обкручивания нитками основы через одну или две нити. Если нужно добиться выпуклой текстуры, цветка например, необходимо чередовать эту технику с обычной, когда уточную нить продевают через одну нить-основу.
  • «Узелки» — сначала делаем нижний ряд, который послужит фоном. Далее иголкой с ниткой вяжем узелки, плотно прилегающие друг к другу. Узелки разравниваются на поверхности и создают нужную текстуру. Таким образом, рисуем картину, например, ромашки.
  • «Вышивка» — делаем фон. А на него нашиваем будущий рисунок, используя различные способы плетения. Получается двойной гобелен.

Рекомендации по работе над гобеленом:

  • Перед началом работы определитесь с картинкой. Для начинающих мастеров лучше выбрать не сложную картинку, без мелких элементов.
  • С помощью карандаша и кальки сделайте набросок основного рисунка. Обведите основные контуры.
  • Нити натягивают сильно, но они не должны быть как гитарные струны. Пальцы между нитями должны проходить свободно.
  • Пряжу подбирают согласно рисунку и желаемой фактуре.
  • Определитесь, в какой цветовой гамме будет выполнена картина, подберите нити необходимых цветов.
  • Лучше всего начинать плетение с нижнего правого угла.
  • Надежно прикрепите рисунок под нитью-основой.
  • Используйте вилку для уплотнения узлов. Похлопывающими движениями вбивайте узлы после плетения каждого ряда.
  • В процессе работы проверяйте ширину гобелена.
  • Свободный край нити следует держать свободно.
  • В завершении работы проверьте, чтобы верхний и нижний ряды были одинаковой ширины.
  • Когда гобелен готов, его прибивают к большой раме или растягивают. Затем накрывают мокрой тканью и оставляют на день.
  • Через ткань гобелен проглаживают утюгом.

Гобелен – интересное дизайнерское решение для интерьера

Техника гобелен не теряет своей популярности уже более двух тысячелетий, современные гобелены завораживают взгляд и придают интерьеру особую уникальность. Гобелены отлично вписываются как в классические, так и в современные дизайнерские стили.

Чаще всего гобелены используют в загородных домах. Большие стены и потолки позволяют разместить целые серии гобеленов, объединенных одной тематикой.

Разнообразные орнаменты сочных и сбалансированных цветов, мифологические и средневековые сцены, стилизованные картины растений и животных гармонично вписываются в любой интерьер.

Гобелены не только висят на стенах, но и присутствуют в оформлении дома или квартиры в виде гобеленовых покрывал, чехлов для подушек, скатертей, салфеток, картин. Даже мебель и стены обшивают гобеленами. В этих случаях используют, конечно, машинный гобелен.

Гобелен придает общему стилю изысканность, роскошь и универсальность. Отличным дополнением к гобелену станет мозаика, витражное стекло и фьюзинг. А вазы, подсвечники и статуэтки сделают стиль более классическим.

Гобелен своими руками: подробные мастер классы для начинающих с фото и пошаговым описанием работы

Изначально во Франции гобеленами называли односторонние ковры, которые ткали вручную, переплетая нити крест-накрест. Позже производство таких ковров стало массовым.

Сейчас в технике гобелена изготавливают изящные картины, которые высоко ценятся дизайнерами. Особенно дорого ценится ручной труд.

Но совсем не обязательно платить большие деньги, ведь гобелен быстро и просто своими руками можно сделать и в домашних условиях.

Для того, чтобы ткать гобелен нужен ткацкий станок. Конечно, для большинства рукодельниц купить готовый – проблема, ведь найти его сложно и стоит дорого для работы своими руками. Но эту проблему можно решить с помощью простой конструкции из подручных материалов.

Как сделать ткацкий станок для гобелена своими руками?

Нам понадобится крепкая деревянная рамка и небольшие гвоздики. Гвозди нужно вбить в 2 ряда в шахматном порядке, чтобы расстояние между ними в ряду было 1 см, а между нитями в итоге – 5 мм. Это расстояние оптимально для начинающих, но можно вбивать и чаще.

Очень важно, чтобы нить основы была прочной, ведь натягивать её нужно очень сильно, практически как струну.

Существует ещё один, ещё более простой способ – просто намотать нити на горизонтальные части рамки. Однако это не очень удобно – нити будут сдвигаться, и ткать будет сложнее. Хотя на таком станке можно сделать сразу 2 гобелена с обеих сторон.

Для плетения узора понадобятся уже цветные нити желаемых оттенков.

Способов переплетения нитей существует много, от самых простых до сложных. Схемы возможных плетений можно увидеть на этом рисунке:

Самый простой и чаще всего встречающийся способ – полотняный. В этом случае рабочая нитка пропускается через нити основы одна через одну. В нашем мастер классе этот способ и будет основным.

При узорообразующем способе рабочая нить дважды обвивает каждую нить основы. В саржевом способе рабочую нитку прокладывают только между нечетными основными. Существуют и другое способы, но изучать их лучше постепенно, когда будет освоено более простое плетение.

Так как плести нужно будет рядами, то важно научиться менять цвет нити в ряду, или правильно их соединять. Для этого существуют несколько способов.

Самый простой способ, который применяют редко – паласовый, его применяют очень редко. В этом методе нити не соединяют, а просто, доходя до границы цветов поворачивают, и плетут назад. А ряд продолжают другой нитью. Главный недостаток в том, что в работе появляются промежутки, которые приходится сшивать.

Немного более сложный способ, который позволяет сплести рисунок без промежутков – основная нить на границе переплетения двух рабочих. Нить проплетают до границы, огибают её и поворачивают. С соседней нитью поступают точно так же, огибая ту же основную нить.

Кроме этого распространен способ, когда на границы обе нити перекручиваются между собой.

Для начинающих в качестве тренировки рекомендуют сначала сплести несложную картинку, чтобы понять смысл и научиться соединять нити.

Как сплести свой первый простой гобелен дома?

Эскиз работы можно нарисовать самостоятельно. Хорошим вариантом будет рисунок, содержащий круг (например, солнышко), так же простые соединения по горизонтали.

Перед работой эскиз нужно установить на рамку позади нитей основы.

Для детей круг лучше сделать более крупным, например, можно обвести чашку, а взрослым полезнее будет потренироваться на более мелком рисунке.

Черными крестиками обозначены те места, в которых рабочие нити нужно перекручивать между собой. Как вы видите, это нужно сделать в 6ти средних рядах. Верхняя и нижняя части солнышка плетутся без соединений. Для этого сначала работаем фоновой (синей) нитью, оставляя «углубление» для круга, а затем заполняем пространство нитью круга (желтой).

Для объемного плетения можно использовать способ «косичка». Ряды косички чередуют с обычными рядами, которые мы делали ранее. Это показано на схеме ниже. Нужно, чтобы через ряд обкручивались те нитки основы, которые не были задействованы в прошлый раз.

Однако вполне допустимо обкручивать каждую основную нить, ничего не пропуская. Тогда фактура рисунка будет мельче.

Ещё один способ добавить объемных элементов в картину – завязывание узелков, как показано на схеме:

После тренировки можно приступать к плетению более сложных картин. Например, таких:


Несколько советов новичкам:

Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет более подробно и наглядно изучить процесс изготовления гобеленов, мы подготовили подборку видео уроков:



Гобеленом называют подвесную или обивочную плотную декоративную ткань с сюжетными, пейзажными или орнаментальными композициями. Как правило, они создаются вручную.

Это слово произошло от французского gobelin — по фамилии основателей известной мануфактуры Жана и Филибера Гобеленов. В XVII веке их предприятие выкупила французская корона и преобразовала в королевскую мануфактуру. Ее продукция пользовалась огромным спросом, и со временем подобные изделия, изготовленные и в других странах, стали также называть гобеленами. Однако в отечественной научной литературе для ковров, которые произведены не на оригинальной мануфактуре, используют термин «шпалера».

В процессе работы над гобеленом ткач переплетает нити особым образом — так, чтобы одновременно получить и изображение, и саму ткань. Эскизы будущих изделий в натуральную величину называют картонами, а их авторов — картоньерами. Раньше для шпалер в основном использовали шерстяные, льняные или шелковые нити, реже — золотые или серебряные. В наши дни чаще применяют синтетические материалы.

В прошлом гобелены часто выставляли в церквях по особым праздникам, ими драпировали стены дворцов и замков как в качестве декора, так и для дополнительного утепления зимой. Во время коронаций и королевских свадеб самые изысканные и дорогие изделия выставляли и наружу. Позже ткани такого вида стали использовать в качестве обивки для мебели, занавесок и покрывал для кроватей.

Шпалеры изготавливали еще в древности. Одни из самых ранних экземпляров ученые обнаружили в гробницах древнеегипетских фараонов. Выдающиеся работы из шелка производили и в Древнем Китае. Расцвет этого вида декоративно-прикладного искусства в Западной Европе пришелся на эпоху Возрождения. После продолжительного перерыва интерес к гобеленам вернулся в конце XIX века в Великобритании — во многом благодаря английскому художнику Уильяму Моррису. А в следующем столетии эскизы для гобеленов нередко создавали знаменитые мастера, в том числе Анри Матисс, Хуан Миро и Пабло Пикассо.

В России шпалеры впервые начали производить в начале XVIII века на мануфактуре в Санкт-Петербурге. Для обучения местных ткачей пригласили французских мастеров. Изделия выполняли по картинам из коллекции Эрмитажа и западноевропейским картонам. Особой популярностью на отечественной фабрике пользовался жанр портрета — в основном ткали изображения представителей царской династии и их приближенных. А впоследствии, уже в СССР, художник по текстилю Рудольф Хеймратс основал школу латышского гобелена.

Читайте также: