Как называется человек который плетет из бересты

Обновлено: 07.05.2024

Изготовитель художественных изделий из бересты

Изготовитель художественных изделий из бересты – профессия творческая и предполагает деятельность руками, то есть использование разных способов работы с корой березы. Таким образом, с помощью переплетения, резьбы или тиснения можно создать из обычной коры дерева произведение искусства.

Обязанности

В зависимости от опыта, профессионализма, разряда специалист может выполнять те или иные обязанности:

изготовление изделий различных форм и узоров

использование другого сырья

добыча коры: сбор, очистка от мха, луба, а также выпрямление до нужной формы и просушка

подготовка наработок к работе

применение сложного плетения

Знания и навыки

Творческая специфика данной профессии предполагает наличие вкуса. Кроме того, сотрудник должен обладать знаниями о веществах, которые используются в труде, разбираться в орнаментах народов. Также представитель этой профессии должен иметь худобразование, знать основы черчения и уметь пользоваться разнообразными техниками.


Плюсы и минусы профессии Изготовитель художественных изделий из бересты

Плюсы:

созидательное занятие: каждый день работник собственными руками создает что-то новое;

возможность выполнения частных заказов: помимо основной деятельности можно выполнять коммерческие услуги;

возможность давать мастер-классы, преподавать уроки по изготовлению поделок из бересты, участвовать в выставках.

Минусы:

невысокий доход: зарплаты у творческих личностей, работающих в государственных учреждениях, не очень большие;

сидячая работа, которая неблагополучно сказывается на опорно-двигательном аппарате;

конфликтные ситуации с заказчиками: не всегда конечный результат устраивает клиента.

Где учиться?

из них - средних

из них - в ССУЗе

ТОП 5 учебных заведений по профессии изготовитель художественных изделий из бересты

Архитектура . Дизайн (по отраслям) . Графический дизайнер . Садово-парковое и ландшафтное строительство . Флористика . Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства . Строительство и эксплуатация зданий и сооружений . Кровельщик . Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) . Мастер общестроительных работ . Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности . Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции . Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования . Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства . Теплоснабжение и теплотехническое оборудование . Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) . Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома . Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования . Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке . Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий . Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования . Химическая технология органических веществ . Технология производства изделий из полимерных композитов . Водоснабжение и водоотведение . Лаборант - эколог . Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) . Исполнитель художественно-оформительских работ . Мастер сухого строительства . Мастер отделочных строительных и декоративных работ . Реставрация . Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) . Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ . Реставратор строительный . Реставратор памятников каменного и деревянного зодчества . Изготовитель художественных изделий из дерева . Станочник-обработчик . Технология деревообработки . Мастер столярного и мебельного производства . Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) . Информационные системы и программирование . Операционная деятельность в логистике . Реклама . Коммерция (по отраслям) . Документационное обеспечение управления и архивоведение . Техника и искусство фотографии . Финансы . Земельно-имущественные отношения


. соломку.. на полях.. собрали.. теперь.. до леса добрались. а дальше.. камни ..в ход пойдут. Не обижайтесь.. на самом деле. вы очень симпатичный человек. и хорошо.. что есть такие творческие натуры.

Береста — это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста — это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жили-Ща и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели) , лапти, игрушки Для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бе-Ресты.


Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках - и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление. Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.
Художественная обработка дерева на Руси была известна еще в IX - X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту у крестьян. Бересту использовали для изготовления посуды под сельскохозяйственные продукты. Берестяные туеса делали для хранения молока. Сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала.
Предметов из бересты чрезвычайно много. Наиболее просты по форме и изготовлению изделия из куска бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу — это ковшики, ложки, берестянки. Изготовление других — туесов, коробов, набирух — требует знаний о шовном материале, видах швов и соединений. Еще более сложным является изготовление туесов (бураков) — берестяных сосудов из целого, снятого в виде трубки отрезка бересты, так называемого сколотня. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров —от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом.

Береста – настоящий чудо-материал, который сочетает в себе положительные качества: пластичность, прочность, малый вес, простоту в эксплуатации, и устойчивость к гниению. Береста – мощный антисептик и природный абсорбент: она выводит яды и очищает продукты.

Берестяной туесок лучше всякого современного термоса.

Благодаря таким уникальным качествам, береста издавна применяется в народном быту. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много разной берестяной утвари, необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы, хлебницы.

Береста: книги, плетение
Также здесь
С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса незаменимы для хранения молочных продуктов, мёда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы.

У меня берестяные туески используются для трав и чаёв.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ СЕГОДНЯ
Новые времена диктуют новые технологии, меняется привычный быт, и из повседневного жизненного уклада уходят многие традиционные предметы обихода. Но надобность в изделиях из бересты высокохудожественного уровня сохраняется и сегодня, они сочетают красоту пропорций, умелый подбор материала по цвету и фактуре. Современные изделия из бересты – это как правило короба разных видов: берестяные туеса, хлебницы, конфетницы, шкатулки и даже кружки, сундучки, и наборы для бутылок из бересты.

Если живёте за городом и не хотите пользоваться пластиком - тут береста, глина, лоза, деревянная посуда и утварь - вне конкуренции, им до сих пор нет никакой замены, и наверное никогда не будет. А живёт такая качественная, красивая, настоящая утварь годами и десятилетиями, часто не меньше, чем сам человек, а иногда и больше, передаваясь по наследству.

Изделия из бересты изготавливаются только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Производство сувениров из дерева и бересты разработано в соответствии с технологиями, секреты которых передавались из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.

Береста - теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.

То, что это живой материал, доказывает тот факт, что береста по аналогии с человеческой кожей "загорает" на солнце, приобретая теплый, золотистый оттенок.

Береста – это верхний слой березовой коры. Этот природный материал, можно сказать, «добывается» в лесу. Но это не значит, что стоит браться за нож и прямо сейчас бежать в лес. Время среза бересты определяется циклом роста дерева, а конкретно – напрямую связано с током березового сока. В конце весны, когда начинается рост различной зелени, набухают почки, движение сока в растениях резко увеличивается. Это, соответственно, и есть срок «добычи» бересты: обычно это примерно конец мая – середина июня. Часто бересту берут на участках леса, которые предназначены для вырубки.

Срез бересты обычно производится следующим образом. На стволе дерева топором или ножом делается вертикальный надрез (от высоты надреза зависит ширина будущего пласта). Здесь стоит обратить внимание на то, что надрез не должен быть слишком глубоким, иначе вы можете повредить следующий, более мягкий и нежный слой, и дереву будет нанесен непоправимый вред. Строгих рамок тут нет, глубина зависит от размеров самого ствола – чем больше береза, тем толще кора. Затем для удобства можно сделать по краям пару горизонтальных надрезов. Теперь необходимо взяться за край и тянуть, снимая бересту вокруг ствола. Если все пройдет нормально, то круг замкнется на надрезе, и у вас на руках останется полоска (пласт) бересты.

Как правило, если все сделано правильно, то дерево спокойно переносит такие издевательства. Разве

Обложка для паспорта «Идиот»

Обложка для паспорта «Идиот»

Рюмка «Сними напряжение»

Рюмка «Сними напряжение»

Фотоальбом «Машина времени»

Фотоальбом «Машина времени»

Пасхальные яйца

Пасхальные яйца

Мороз и солнце.

Мороз и солнце.

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

История берестяного промысла.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

История берестяного промысла.

Технология изготовления

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки. Береста шла на изготовление туесов - сосудов с крышкой, которые делали из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы). Плетеные изделия выполняются в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имеют прямоугольную форму, лапти и ступни делаются по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и т. д.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.

Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.

В Архангельской губернии из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и прочие предметы домашней утвари и расписывали их живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта.

Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив ее. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из нее даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обернутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.

Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Специализация: изделия из бересты

Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

История берестяного промысла.

Береста и быт

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

История берестяного промысла.

Шемогодский промысел берестяных изделий

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: «Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки». Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Самым известным мастером этого промысла был И. А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев. В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в деревне . Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа. Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы. Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров. Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель. Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами. В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

История берестяного промысла.

С начала 30-х годов необходимость в золотой валюте падает благодаря подъему народного хозяйства страны. Экспортная деятельность художественных промыслов значительно сокращается, и они переключаются на работу для внутреннего рынка. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

История берестяного промысла.

Другие берестяные промыслы

Как и в Вологодской губернии, в Вятской губернии существовал промысел туесов. Они уступали во многом вологодским, особенно по декорированию. Но вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

Олонецкие берестяные промыслы - в очерке «Кустарная промышленность в Олонецкой губернии» авторы указывают на промысел берестяных веревок и дешевой конской упряжи. И, конечно, туесов. Интересно замечание, что туес служит до 25 лет, и продукцию крестьян с удовольствием покупают горожане. Лучшие туеса - Каргопольского уезда с Лодыгинской, Нифонтовской и Волосовской волостей.

Берестяной промысел Прикамья - в нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 году отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов. Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и «кисок». Киска - это своеобразный ковер (2-2,5х1 м), который использовался для защиты от дождя. Известны берестяные промыслы в Рязанской, Могилевской, Нижегородской губерниях и в Закарпатье.

История берестяного промысла.

Это интересно

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.

В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» - одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.

В Архангельском областном словаре в статье «Бурак» приведены предложения, записанные в разных районах области: «Из береста бурачков наладят. это уж ноне стал бурачок, а прежнее – туесок», «И может бурачок сделать, а прежнее – туесок», «Если занадобится что перенести, так туесок, а потом помодней - бурачками стали звать».

В словаре современного русского литературного языка в статье «Бурак» замечено, что шведское «Bark» - банка, коробка, похоже на наше «бурак», что указывает на иностранное происхождение слова. Сейчас в научной литературе чаще встречается «бурак». А «бурак» - это и корзина, и свекла, и остов печи, и одиночная камера, и сапог, и туча, и другие значения, так что справедливо бы называть промысел туесовым.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.


Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. При раскопках в Новгороде, проходивших под руководством А.В. Арциховского, было найдено более четырехсот берестяных грамот, относящихся к XII–XIV векам. Народности Сибири – ханты и манси – для превращения бересты в писчий материал кипятили ее в воде. Эти же народы во время медвежьих праздников надевали слегка подкрашенные берестяные маски.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI веков. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Испокон веков использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. В каждой северной крестьянской избе на надлавочнице (полка) хранился клубок берестяной заготовки. Смастерить пастуший рожок, «подкотельник» (подставка под котелок), сплести берестяной мячик или птичку детям на забаву (тот же мячик с камешком внутри превращался в погремушку для самого маленького в семье) – все это было делом обычным.

На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, туеса (короба) для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу и многое другое. Из берёсты делали чехлы для луков и колчаны (тулы) для стрел. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами).

В крестьянском быту было очень много берестяных изделий. Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготовлялись из бересты. Они были основой будничной, а в некоторых районах и праздничной летней обувью. Иногда их носили зимой. Старинные лапти делали с одной острой пяткой, а позже возник новый тип – с двойной пяткой, с заострениями по углам. Наиболее распространен «московский» тип лаптей. Их плели с крупной головкой и толстыми бортами. А вот на северо–западе (в Псковской и Новгородской губерниях) был распространен «северный» тип лаптей. Северные лапти плели косым плетением, с низкими бочками.

В жизни крестьян большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солонка. На севере ее часто плели из бересты или корней. Соль – продукт в старину очень ценный и связанный с целым рядом народных обрядов и суеверий. Солонки должны быть устойчивыми или плотно закрываться. Разнообразию форм даже одного этого вида посуды можно удивляться и судить о богатой фантазии крестьянских мастеров. Бытовали солонки в виде коробочки с крышкой, в форме бутылочки, в виде кобуры. Такую закрытую солонку было удобно брать с собой в дорогу, в лес, на рыбную ловлю. Очень распространена солонка в виде уточки. Когда-то утицу воспринимали люди как покровительницу дома, семьи. На скатерть свадебного стола солонку-утицу ставили первой. В Архангельской губернии финский исследователь Н. Валонен наблюдал даже рукомойник, плетенный из бересты в виде уточки.


Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Республиках Башкортостане, Коми и Якутии.

Основными способами декорирования берестяных изделий у разных народов являются роспись, тиснение и резьба, которые уже были известны в середине XVIII века.

Роспись на бересте широко распространена на Севере. Особое развитие получил графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.


Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику - на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Большую известность получила шемогодская прорезная береста. В течение многих лет она была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную (шкатулка) или токарную (бурачок) заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с изображением птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, блюд. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. Характерно сочетание элементов якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир.


Кировская область славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в XVII веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья XVIII – XIX столетия. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков (сосуд из берёсты цилиндрической формы) на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.


В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России берёзы растут практически повсеместно, что также явилось немаловажным фактором в развитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.

На всех базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты – скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один-два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и антисептическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нём тепло, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.

В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая её рубероиду. Ведь такая крыша служит не меньше сорока лет.

В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие переносные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свёрнутую в рулоны бересту. На месте привала из неё сооружали укрытие. Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманивания изюбров. Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, острого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в воду нож, если он не слишком тяжёлый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.

Рыбак тем более не откажется от такого ножа – ведь, постоянно находясь на воде, он рискует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли ещё дальше: они мастерили из бересты лодки.

Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса – для хранения молочных продуктов, мёда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.

Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоёв бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное время не нагревается. Поэтому туеса и бутыли-горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесённый с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметичности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коробе или закрытом кузовке.

Запасы муки размещали в берестяных ёмкостях, зная, что в них продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червём. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреет при изменении влажности воздуха, как это часто бывает в любой другой таре.

Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также оберегом и развивали мышление. В дальнейшем ребёнка окружали плетёные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки – мячики, лодочки и другие – он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как дневную делали из дерева. В берестяной колыбельке малыш не мёрз и спал крепким сном.

Бересту использовали для изготовления конской упряжи, верёвок и музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.

Этот материал столь лёгок, что крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовами крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причём у каждого члена семьи был свой кузов. Ведь большие кузова носили за спиной на лямках. Полныe, они весьма тяжёлыe, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, прилегая к спине, полностью повторяя её контур, подсыхала и поэтому на многие годы становилась самой удобной для её хозяина. И напротив, любому чужой кузов создавал массу неудобств.

Многие обиходные предметы также изготавливали из бересты. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком правки косы. Ноги были обуты в лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетённая из бересты обувь была на Руси в большом почёте – она долго носилась и не промокала.

Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали её удивительным образом, после чего она приобретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.

Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаменитые новгородские берестяные грамоты X-XV веков. Первая из них была найдена в 1951 году. К настоящему времени их насчитывается более тысячи. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образовывали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным жителями города.

Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента – стиля (по-древнерусски – писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бумага. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал её мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали её в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине.

Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголяли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тиснёной и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соленья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.

Сапожник, тачая сапоги, выкраивал специальные стельки из бересты и вшивал их между слоями кожи в подмётку. От этого сапоги становились теплее, меньше пропускали влагу, а самое главное – при ходьбе издавали тот самый щегольской скрип, который был чрезвычайно моден в те времена. Вот откуда пошло выражение «ботиночки со скрипом».

Береста - что это такое? Когда появилась береста на Руси?

Откуда появилось слово «береста» в русском языке? Этимология слова (по словарю).

Для чего на Руси использовалась береста? Сведения о берестяных промыслах России.

На чём стали писать на Руси в 10-14 веке: на бумаге, пергаменте, картоне или бересте?

Читайте также: