Как плести белорусские пояса

Обновлено: 18.04.2024

Мастер класс ткачества поясов на бердо.

Ткачество поясов на бердо сходно с ткачеством на ниту – процесс заключается в попеременном перемещении ниток верхнего слоя вниз, а нижнего вверх. Особенность состоит в том, что для зевообразования используется специально изготавливаемое приспособление – бердо (или бердечко). Оно представляет собой тонкую пластину размером около 13–14 см в высоту и 24–26 см в ширину, поделенную на перегородки щелеобразными прорезями шириной 1,5 –2 мм. Посреди каждой перегородки имеется круглое отверстие диаметром 1,5–2 мм (рис. 1). Бердо может быть выполнено из дерева, пластика либо очень плотного картона.
Процесс изготовления тканых поясов на бердо, так же, как и при других способах ткачества, состоит из нескольких этапов: расчет длины ниток для снования; снование; заправка нитей в бердо; ткачество и оформление концов пояса.


Расчёт длины нитей для снования.


Длина нитей рассчитывается по формуле: длина готового изделия + 20% на уработку + 60 см на на свободу передвижения бердо и оформление концов пояса.


Снование и заправка в бердо, как и при ткачестве на ниту, может вестись «пучками» (получится рисунок с продольными полосками), «парками» (получится рисунок из поперечных полосок) и «тройками» (можно выполнить орнаментальный рисунок).
В последнем случае для снования необходимо посчитать количество узорных нитей (оно определяется орнаментальной схемой), затем к каждой узорной нити насновать по 2 фоновые нити + 2 нити по краям узорных и добавить нити для кромки.
Например, по схеме на рис. 2 необходимо насновать 5 узорных нитей (красных) + 12 фоновых (белых) и нити кромки (коричневые).
Нити снуются в необходимом количестве по кругу (фото 1), а заправляются в бердо «тройками».
Для этого сновку необходимо разрезать, на одном конце завязать узел и заплести нити в косу (фото 2) для уменьшения длины и избежания спутывания.

Мастер класс ткачества поясов на бердо.

Заправка (пробор) нитей в бердо.

фото 6.
После того, как все нити заправлены, собрать их в один пучок, завязать дальний конец узлом и привязать его к чему-то неподвижному. Выровнять нити при помощи бердо – при этом они чётко распределяются на слои (фото 7).
Завязать узел с рабочего конца, привязать его к поясу или спинке стула, на котором ведётся ткачество.

Мастер класс ткачества поясов на бердо.


При ткачестве на бердо зев образуется за счет того, что нити, которые протянуты в прорези, перемещаются по длине отверстия, поднимаясь или опускаясь над нитями, которые заправлены в круглые отверстия.
Для выравнивания ширины пояса вначале необходимо соткать несколько рядов заработки.
- Открыв зев, проложить нить утка (фото 8).
- Затем поменять зев, опустив или подняв бердо (фото 9).
- Разделить слои ладонью и прибить нить утка предыдущего ряда (фото 10). Проложить новый уток и опять поменять зев.
- Так повторить до нужной ширины заработки (фото 11).

Мастер класс ткачества поясов на бердо.


Перебор рисунка при заправке тройками происходит точно так же, как и при ткачестве поясов на ниту (об этом подробнее читайте в Уроке №4): при закрашенной клеточке схемы узорная нить должна находиться вверху зева (её необходимо пальцами поднять с нижнего слоя вверх), при пустой клеточке – снизу (пальцами опустить с верхнего слоя вниз).
Рисунки (орнаментальные схемы) для ткачества поясов на ниту и на бердо одинаковые, здесь отличаются только способы механизма зевообразования. Однако бердо, в отличие от нита, имеет ограничение по количеству нитей. Их может быть ровно столько, сколько прорезей и круглых отверстий в сумме.

YouTube
Instagram


Сколько в вашем гардеробе поясов: два-три или четыре? В былые времена невеста считалась готовой к замужеству, если в ее сундуке хранилось полсотни плетеных аксессуаров. Их она дарила своим подружкам, а также всей родне жениха. Пояс сопровождал человека с момента рождения до самой смерти. Можно было выйти из дома босым или без шапки, но только не без этого элемента одежды.

Чтобы сплести пояс, даже опытному мастеру нужен не один день

От Полоцка до Аргентины

Пояса мастера Полоцкого районного центра ремесел и национальных культур Нины Ярмух носят в России, Украине, Японии, Америке, Польше, Испании, Аргентине, Германии. Первый она сплела более 20 лет назад. Ремесленница согласилась передать секреты мастерства ученице полоцкой школы № 10 имени В. М. Азина Екатерине Трасковой. Пятиклассница обожает рукоделие: расписывает витражи, шьет игрушки, занимается вытинанкой, валянием, а также изучает орнаменты.

Пока мы с Катей беседуем, Нина Иосифовна заправляет нитки в дощечки – тонкие шлифованные деревянные пластинки с четырьмя отверстиями. Их считают прародителем ткацкого станка. В зависимости от того, как продета пряжа, получаются разные узоры. Какой орнамент вый­дет у нас, мы пока не знаем. Обычно мастерица заранее готовит специальные схемы, но сейчас полагается на судьбу:

– Вряд ли Катя с первого раза сможет сделать сложный нарядный пояс. Скорее это будет аксессуар на каждый день. Плетеная тесьма была элементом не только праздничного костюма – ею оборачивались даже когда шли работать в поле. Прадеды верили, если рубаха прилегает плотно, доступ нечистой силы к телу закрыт.


Технологию Катерина поняла с первого раза

На здоровье, счастье и богатство

Искусство, которое у нас считается исконно славянским, на самом деле было широко распространено в Европе и Азии. Первая тесьма, сотканная на дощечках, – пояс Рамзеса III, датируемый 1199 годом до нашей эры. Наши предки делали вначале шнуры из кожи, а когда появились нитки, начали заплетать их в косы. Пояс использовали не только как предмет гардероба, но и как полезную вещь в хозяйстве. Если семья, например, переезжала в новую хату, корову не перегоняли кнутом (считалось, что от этого у нее пропадет молоко). Животное переводили за тесьму, повязанную на рога.

Минимальное количество дощечек, необходимое для плетения пояса, – четыре, максимальное – сколько поместится в ладони. Чем их больше, тем красивее и богаче будет узор. Кате предстоит орудовать шестью дощечками с заправленной в них пряжей красного и синего цветов.

Чтобы начать плетение, конструкцию из нитей и деревяшек завязываем за деревянный столбик, стоящий посреди комнаты, и натягиваем. Делать основу пояса мастер ученице не доверяет – слишком сложно. А вот когда процесс налажен, усаживает Катю за станок:

– Тебе нужно найти промежуток между верхними и нижними рядами нитей, а потом пропустить в него челнок (пряжу синего цвета, которая будет «рисовать» диагональные полоски на тесьме). Когда сделаешь, разом поверни весь набор дощечек к себе. Так ты сплетешь первый ряд. Найди новый промежуток и повтори операцию. Когда этим делом занимались твои прабабушки, они наговаривали тканое полотно на здоровье, счастье, богатство. Считалось, что человек передает нитям свою силу. Потрогай тесьму, чувствуешь – нагрелась? Это потому, что она зарядилась твоей энергией.

У школьницы, на удивление, все сразу получилось. Мастер подмечает, что это большая редкость:

– Нынче у детей слабо развита моторика. Например, девочки, которые приходят ко мне на мастер-классы по лоскутному шитью, ни иголку в руках держать не умеют, ни узелок завязать не могут. Между тем мелкие и точные движения пальцев очень важны для работы мозга. На ладонях расположено множество рефлекторных точек, импульсы от которых идут в центральную нервную систему. Японцы верят, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательный связан с желудком, средний – с кишечником, безымянный – с печенью и почками, а мизинец – с сердцем.


Самые нарядные пояса – с богатыми кистями

Чтобы дети не распоясались

Процесс продолжается точно так же, как и начинался: поворачиваем пластинки то от себя, то к себе. В зависимости от того, сколько раз и в какую сторону перекрутить дощечки, вырисовывается узор. Поначалу нужно контролировать каждое движение, а потом, когда от рук отскакивает, плетешь с закрытыми глазами.

До автоматизма Кате еще далеко. Ей приходится сильно стараться, чтобы ничего не напортачить. Уже через час от напряженной статичной работы у подмастерья начинает ныть спина:

– Это только со стороны кажется, что рукоделие – простое занятие: сидишь себе на месте. На самом деле устают руки, мышцы спины и плечи. Несмотря на все сложности, изготовление поясов во все времена считалось почетным. Бабуля рассказывала, что в старину за дощечками работали только самые способные из девиц, остальные шли трудиться в поле.

Мало кто знает, но изначально плетение тесьмы, как и ткачество, было исключительно мужским занятием. Барышни к нему подключились лишь со временем. Почерк у всех мастеров разный: цветовая гамма поясов представителей сильного пола гораздо более сдержанная, в ней преобладают зеленый и коричневый. Самые нарядные плетеные аксессуары были у девушек, ими они удивляли кавалеров.

Первый пояс ребенку дарили на крещение. Не плетеный, а крученый, обязательно красного цвета. Несмотря на то, что выглядел он довольно скромно, считался одним из главных оберегов в доме. Предки верили, что человек должен носить его всю жизнь: спать в нем и не снимать даже в бане. Особенно неприличным считалось молиться и обедать без пояса. Ребенок, севший за стол без этого аксессуара, мог схлопотать от отца. Из глубокой древности до нас дошло слово «распоясаться». Сейчас так говорят о тех, кто ведет себя распущенно и несдержанно.

Чтобы сплести полноценный пояс, опытному мастеру нужно трудиться несколько дней. Длина готового изделия – от одного метра до четырех. Конечно же, столь длинную тесьму Катерина соткать не успела: не хватило сил и опыта. Зато она сделала стильную фенечку на запястье, которую планирует носить не снимая.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

YouTube
Instagram


Татьяна Зданевич из Березы — штучный мастер. Себя она посвятила редкому делу — плетению традиционных поясов. Много лет Татьяна перенимала навыки сельских мастериц, а сегодня охотно передает все, что узнала и чему научилась, своим воспитанникам. В Березовской детской школе искусств Татьяна Зданевич заведует художественным отделением декоративно-прикладного искусства и живописи, руководит образцовой студией «Папараць». В 2015 году Министерство культуры присвоило педагогу звание «Народный мастер Беларуси».

За свою жизнь Татьяна ЗДАНЕВИЧ сплела более 400 поясов.

«Важно попробовать все»

— Мне повезло родиться в творческой семье. Многое из того, что используется в сельском быту, мы делали своими руками. Плели веревки, «кошыкі». Отец делал столы и стулья, украшал их узорами. Для меня это не было чем-то удивительным — обычное дело. Без многих этих вещей не обойтись, а купить их в магазинах было проблематично. Папа нас многому научил. Еще в школьные годы я точно знала, что стану художником и буду работать с детьми, — говорит Татьяна.

В небольшом кабинете — десяток учеников. На занятия в Березу они приезжают со всего района, даже из самых отдаленных деревень. Когда есть желание учиться, расстояние не помеха. В Березовской школе искусств ребята осваивают живопись, плетение, декоративную роспись стекла, ткани, дерева.



— Детям не важно, с чем работать, на чем рисовать. У них нет ступора, они легко переключаются с одного материала на другой. Это не проблема. Я ученикам постоянно говорю, что они не должны зацикливаться на каком-то одном направлении декоративно-прикладного искусства, — важно попробовать все. Да, я строгий учитель, но пытаюсь дать ребятам все, что могу.

Вместе с учениками мастер сохраняет традиции плетения поясов. Эта тема заинтересовала педагога больше 20 лет назад. Интерес не угасает и сегодня. За свою жизнь сплела больше 400 различных поясов. Их делают в разной технике: на бердечках, на колодочках, на дощечках. И у каждого — свое назначение. Ученики Татьяны Зданевич перенимают у нее опыт, лихо управляются с нитками и ремесленными приспособлениями.



— Мне всегда было интересно учиться тому, чего я не умею. С поясами вышла такая же история. Взявшись за это направление, я осознала, что мы попросту можем потерять наши традиции плетения поясов, — рассказывает народный мастер.

Потом были кропотливая работа в архивах, библиотеках, многочисленные экспедиции.


— В сундуках многих бабушек до сих пор хранятся пояса, но немногие из них могут рассказать о технике плетения, значении узоров и назначении каждого отдельно взятого пояса. Мне повезло встретить Ульяну Степановну Шульгу, которая жила в деревне Пески. Она многому научила. 10 лет назад я сняла об Ульяне Степановне фильм, чтобы сохранить то, что она помнила и знала.


Мастер часто берет с собой в экспедиции учеников. Вместе узнать и освоить что-то новое — важная, но далеко не единственная задача.

— Не менее важно научить ребят ценить чужой труд, привить уважение к старикам, к нашим традициям, культуре. Люди уходят, а тебе остается сожалеть, что не успел расспросить, не узнал. Дети это осознают и с большим вниманием начинают относиться к своим бабушкам, дедушкам, к прошлому своих семей.

Со «спавівачом» по жизни

Найти общий язык с сельскими мастерицами удается далеко не всегда. К незнакомцам полешуки относятся настороженно. Как правило, сначала приходится пройти своеобразную проверку.


— Когда я начинаю расспрашивать бабушек о поясах, многие из них сразу ищут в этом какой-то подвох. Приходится долго разговаривать, объяснять, отвечать на многочисленные вопросы: «А чого ты ходыш? А нащо тоби знаты? А одкуль ты, чыя ты будэш?» Это нормально, бабушек несложно понять. Ну и свои пояса многие показывают неохотно. Для людей старшего поколения этот, на первый взгляд, обычный предмет гардероба остается чем-то сакральным.


С поясами у наших предков было связано действительно многое. Они сопровождали белорусов от рождения до могилы. Первый пояс у человека появлялся сразу после рождения и назывался «спавівач». Плели его по одному принципу: чем больше ярких ниток, тем лучше. Девушки повязывали «спавівач» под свадебное платье как оберег.

— На свадьбу невеста должна была подарить родственникам мужа 30 поясов. Еще около 100 обязательно добавлялись к приданому. Если меньше — это не приданое. Когда молодых сажали в сани или телегу, лошадей тоже украшали поясами. Ритуальные пояса клали в гроб, — рассказывает Татьяна Зданевич.

В некоторых регионах пояс мог многое рассказать о своем владельце. Например, незамужние девушки носили тоненькие пояски, в которых присутствовали бледно-красная, зеленая и желтая нити. После замужества в пояс добавлялась черная нить — символ плодородия. Раньше гости на сельских свадьбах не надевали яркие ленты с надписями вроде «сват» или «друг жениха». Узнать, кто есть кто, можно было, взглянув на пояс. К примеру, брат невесты носил пояс, сотканный из трех ниток — белой, голубой и васильковой. Его длина строго регламентировалась — 4 метра 20 сантиметров.



— Со временем символизму поясов стали уделять не столь существенное значение, — продолжает Татьяна Зданевич. — Например, в споровском крае мы нашли розовые пояса. Начали расспрашивать о символизме, значении. Бабушки ответили просто: «Якы цвет був, таки и робылы». Все-таки достать нужные нитки в годы дефицита было сложно.

Народная мастерица мечтает о том, чтобы вернуть традиционным поясам хотя бы частичку былой славы. Разумеется, не в качестве ежедневного предмета гардероба, а как оберега, национального символа, нашего культурного достояния:

— Есть идея создать пособие по ткачеству поясов. Простое, доступное, чтобы его могли использовать в школах и детских садах. Любовь к нашей культуре важно прививать с детства. А белорусский пояс — ее важная и неотъемлемая часть.

В начале XX века один из исследователей быта белорусов записал: «Пояс, как видно, составляет необходимую принадлежность какого бы то ни было костюма. Внимательный мужчина без пояса не переступит порога своего дома и не появится на улице, а женщины носят на поясе свою поневу, юбку и фартук».

Самодельные узорчатые пояса еще в 1920-х годах много где носили в будни и в праздники, взрослые и дети, мужчины и женщины. Поясом подпоясывали рубашку, сермягу, кожух. По давнему обычаю мужчины на поясе крепили калиту, ножик, огниво. Идя на работу, за пояс затыкали топор.

Внимание, которое уделяли белорусы поясу в традиционном костюме, объясняется не только функциональной необходимостью, но также и глубоким символическим содержанием. В древности пояс часто служил символом, олицетворявшим то или иное представление об окружающем мире, взаимоотношения с ним человека. Повязывание пояса означало готовность к действию и способность это действие осуществить.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

YouTube
Instagram

«На дощечках», «на бердечках», «на ниту», «на колодочках», «на кроснах». Непонятные сегодня слова еще в прошлом веке были в повседневном лексиконе жильцов каждого крестьянского дома. Мое поколение их не знает.

Беру в руки нечто похожее на пробку из–под шампанского. Это — колодочка, которую Татьяна и сама живьем–то не видела, но восстановила по рисункам и выжгла по бокам птиц, зверей и цветы. Чтоб непоседам ученикам забавнее было работать.

— Нить должна познакомиться со всеми зубцами по кругу, потом поворачиваем колодочку, натягиваем нитку, берем палочку, аккуратно перекидываем ею петельку и дергаем — сильно дергаем.

«На колодочке» пояс получается полым внутри. Можно засыпать лечебную траву или сено, как делали наши бабушки, желая вылечиться от недуга.


Как работать «на бердечках», показала младшая дочь Татьяны — Даша. Привязала к талии веревкой нитки — и пошла резво шевелить пальцами! А из–под пальцев — ровненькая тесемочка с полосками разного цвета.

Обязательно нужно прикрепить нити к себе? Да. Раньше наши предки привязывались к креплению в доме, в хлеву или даже к дереву. Сегодня увидеть такое в обычном дворе невозможно. Эта технология кажется простой, но если слабо натягивать нить, «бердечко» начинает крутиться.

— Это не слуцкие пояса. Не путайте. Пояса народные. На Березовщине в основном «полосковые», то есть в полоску. Использовали красный — обереговый цвет, символ жизни, здоровья и возрождения. А также синий, белый, зеленый. В деревне Спорово — малиновый, розовый. Нити были из овечьей шерсти. Я же нити покупаю, а краску иногда готовлю сама — по старинным технологиям, используя отвар трав.


Как в ширину, так и в длину пояса бывают разные: тоненькие, словно ниточки, и широкие — мужские, которыми обычно мужчины подвязывались. Главное — одинаковых не получается! У каждой мастерицы своя фантазия, своя техника и сила рук. Эксклюзив.

Отец Татьяны — Николай Говенчик — ее первый учитель. С детства учил дочь рисовать — птиц, животных, украшать рисунками стульчики и лавочки.

Неспроста Татьяна окончила Бобруйское художественное училище, отделение художественной росписи и инкрустации соломкой.

В книге Евгения Михайловича Сахуты «Народнае мастацтва Беларусi» Татьяна увидела роспись Елены Маковчик из деревни Совино Березовского района и поехала к ней в гости. Профессору же написала письмо.


— Роспись — моя душа, но и пояса — моя святая любовь. Когда Евгений Михайлович ответил, поняла, что за пояса нужно браться основательно. Нашла архивные документы в Национальной библиотеке, сидела в краеведческих отделах, ездила и ходила пешком по деревням, встречалась с бабушками, которые хранят пояса. Не все могли рассказать, как ткать, увы. А вот Ульяна Степановна Шульга из деревни Пески многому научила. Она — ткачиха. Показала мне, как основу заправлять и как ткать пояс.

— Не подарю пояс, если не знаю, зачем он человеку нужен. Считаю, что наши пояса, белорусские, где бы ни были, в любой стране — это реликвия. Ценность, которую мы никогда не должны терять. Какие же мы потомки, если не сохраняем прошлое? Вся моя жизнь — возрождение ремесел и традиций. Таких, как я, должно быть много. Поэтому разрабатываю программу по развитию ткачества. Раз могу поделиться опытом, буду это делать.

Белорусский орнамент — как знак качества и знак моды в последнее время в молодежной среде. Мода на «вышиванки» рождает моду на пояса. Где рубаха или народный строй — там и пояс. Где льняная сумка — там тоже должен быть пояс.


Во всех делах и начинаниях лучшие помощницы Татьяны — дочери. Старшая Кристина учится в БНТУ на архитектора. Ткачеством увлеклась с 9 лет. Принята в Союз мастеров народного творчества. Младшая Даша тоже к общему делу относится трепетно.

Татьяна с дочерьми сейчас готовят первую семейную выставку, где будут представлены пояса, а также роспись.

Обряды и поверья, связанные с поясом

«Сповывач» — красный пояс, которым в Беларуси опоясывали новорожденного. С этим магическим талисманом проходила вся жизнь человека. Пояс хранили в семье и передавали потомкам.

Были обряды с поясом и при погребениях: на покойника надевали синий пояс. Если вдова намеревалась еще выйти замуж, то не должна была завязывать на умершем супруге пояс. После того как гроб выносили со двора, калитку перевязывали поясом, чтобы в этом доме не было повторных смертей.

Самотканый белорусский пояс.

В жизни белоруса от древних времен до начала 20 века пояс был необходимой деталью костюма, причем как повседневного, так и праздничного. Считалось неприличным появиться на людях без пояса. Потому что, по поверьям, человек без пояса был легкодоступен для нечистой силы. Отсюда пошло выражение – распоясаться. Также пояс нес в себе глубокий символизм, что отражалось участием пояса во многих ритуалах. Его наделяли магическими свойствами, приписывали ему функции оберега и украшали специальными символами. Пояс замыкал символический круг, поэтому всё, что должно было быть одним целым – повязывалось поясом, например, молодожены. В предсвадебную пору девушки ткали пояса, дабы одарить всех родственников жениха на свадьбе.

Ширина и длина тканого пояса определялась многими факторами в зависимости от того, кому он предназначался – для мужчины или для женщины, для девочки или для мальчика, для праздничной одежды или повседневной, либо ритуальной. Мужчины носили пояса высоко под грудью, на поясе либо ниже пояса, а женщины – на талии.

В современной жизни пояс играет по большей части роль украшения. Однако старинные техники изготовления поясов дают большие возможности для творчества и самовыражения. Тканый пояс может быть отличным аксессуаром и к современной одежде.

По технологии изготовления ткачество поясов подразделяется на 3 вида:

на дощечках, на ниту и на станке.

Ткачество поясов на дощечках.

Наши предки использовали при ткачестве поясов в основном шерстяные и льняные нити . В современных условиях можно также использовать эти материалы, а также хлопчатобумажные нити и нити из синтетических волокон, что позволяет делать пояса яркими, необычными.

Также для работы понадобятся дощечки – рис. 1, деревянный нож для прибивания утка (рис. 2), челнок для уточной нити (рис. 3), 2 английские булавки для скрепления дощечек.

Дощечки и деревянный нож для прибивания утка.

Дощечки представляют собой пластинки размером 60х60 мм, сделанные из дерева, металла или пластмассы. В каждом углу дощечки есть отверстие диаметром до 5 мм.

Ребра дощечек и края отверстий должны быть отшлифованы, иначе во время процесса ткачества нити будут быстро перетираться и рваться. Углы дощечек также необходимо скруглить и отшлифовать по той же причине.

Дощечек может быть от 4 до 30-ти и более в зависимости от необходимой ширины пояса и сложности рисунка.

Ткачество поясов на дощечках было характерно не только для белорусов, но и для многих других народов западной Европы, Древнего Египта, где также использовались дощечки с тремя и шестью отверстиями (рис. 4).

челнок для уточной нити, дощечки с тремя и шестью отверстиями, «мотовильце.

В домашних условиях дощечки можно вырезать из тонкого пластика или плотного картона, а отверстия проделать дыроколом.

Челноки для уточной нити также можно изготовить самостоятельно из пластика, плотного картона, пластмассовой линейки или жести, а также приспособить специальное рыболовное «мотовильце» (рис. 5). Наиболее удобная длина челнока – 15-20 см. На челнок нужно намотать уточную нить – это может быть либо нить, используемая для основы, подобранная в цвет кромки, либо более тонкая (льняная или синтетическая).

Изготовление поясов на дощечках сочетает в себе элементы витья (дощечки в процессе работы поворачиваются, образуя из нитей жгутики) и ткачества (жгутики фиксируются уточной нитью). Каждый поворот образовывает на поверхности пояса рисунок (рис. 6).

Процесс изготовления тканых поясов состоит из нескольких этапов:

1. Составление заправочной схемы.
2. Расчет длины ниток для снования.
3. Снование.
4. Заправка нитей в дощечки.
5. Ткачество.
6. Оформление концов пояса.


Осваивать технику ткачества на дощечках лучше всего на изготовлении неширокого, с несложным рисунком пояса. При этом разнообразие узоров зависит от цветового сочетания ниток основы, от направления заправки (сверху или снизу) и от направления поворота дощечек.

Заправочная схема пояса.

1. Составление заправочной схемы пояса.


Схема пояса выглядит следующим образом (рис. 7), где А, Б, В, Г представляют собой отверстия в самой дощечке (подписанные по часовой стрелке), а цифры представляют собой порядковый номер дощечки.

2. Расчет длины нитей основы.


Длина нитей основы рассчитывается по следующей формуле:
длина готового изделия + 15-20% на уработку + 30-40 см на концы пояса.
Например, необходимо соткать пояс длиной 2 метра. Соответственно, понадобятся нити длиной 2,8 метра каждая: 2 метра (длина изделия) + 40 см (20% от длины готового пояса) + 40 см (концы пояса).

Снование или сновка – это процесс подготовки нитей основы: упорядоченное их расположение в количестве, необходимом для изготовления определенной ширины изделия. Количество нитей каждого цвета считается по схеме. В данном случае (по сх. на рис. 7) это будет 6 нитей красного цвета и 18 – белого.

На фото виден процесс снования с помощью специального приспособления, которое вполне могут заменить домашние подручные средства.

Снование или сновка – это процесс подготовки нитей основы.

После того, как нити отмерены или наснованы, их снимают с приспособления и разрезают. Так как нити длинные, для удобства в дальнейшей работе их надо заплести цепочкой, как при вязании крючком (рис. 8). При этом они могут перепутаются, но после процесса заправки в дощечки нити станут каждая на своё место.

4. Заправка нитей в дощечки


Подготовив необходимое количество дощечек, разложить их на столе в ряд. Положить плетёнку перед собой на столе и продеть концы нитей в отверстия дощечек по схеме. Стрелки на заправочной схеме показывают направление заправки ниток в дощечки: наклон вправо означает, что нити в отверстие вдевают сверху, с лицевой стороны дощечки (рис. 9.1), наклон влево означает, что нити вдевают снизу, с изнаночной стороны дощечки (рис. 9.2). Соответственно, в готовом изделии жгутики из ниток будут укладываться согласно заданному направлению, образуя узор.

Заправка нитей в дощечки.

Итак, согласно нашей схеме все дощечки будут заправлены следующим образом (рис. 10).Когда все нити заправлены, дощечки аккуратно сложить одна на одну, не переворачивая, и закрепить двумя булавками (рис. 11).

Затем необходимо распутать плетёнку: конец сновки, с которого велась заправка, необходимо связать и закрепить на неподвижном предмете. И, постепенно распутывая нитки, дощечки продвигать вперёд. Можно помогать себе расчёской с редкими зубцами. Таким образом, все нити становятся каждая на своё место. После этого протянуть дощечки в тот конец, с которого начинали заправку.

Заправка нитей в дощечки.


Прикрепить один конец сновки на неподвижном предмете, нити натянуть и закрепить

2-й конец на стуле с высокой спинкой, на котором, сидя, ведётся ткачество.

Когда нитки закреплены и натянуты, дощечки приобретают вертикальное положение и нити разделяются на два слоя, образуя зев.

Снять булавки, с помощью челнока между нитями основы проложить нить утка (рис. 12) и повернуть все дощечки одновременно на 90°, так, чтобы отверстия А заняли положение отверстий Б. При этом часть ниток из нижнего зева перейдет в верхний, а из верхнего – в нижний. Получится новый зев (рис. 13). Снова проложить уток, повернуть дощечки на 90° в эту же сторону и прибить нить утка.

Процесс ткачества пояса.

Выполнить полный оборот дощечек вокруг своей оси (рис. 14) – при этом образуется раппорт рисунка. Для повторения узора выполнить следующие 4 поворота с прокладыванием уточной нити между нитями основы.

Процесс ткачества пояса.

В процессе ткачества нити основы одной дощечки, расположенные за ней, скручиваются между собой в жгутики. Это происходит, когда повороты дощечек осуществляются только в одном направлении. Для устранения перекручивания дощечки скрепить булавками, дальний конец сновки отвязать и распутать жгутики. Затем продолжить ткачество в том же порядке. Можно раскрутить жгутики и по-другому: путём поворачивания дощечек в обратном направлении то же количество раз. Но при этом поменяется направление раппорта узора.

На время, когда работа с поясом прекращается, дощечки закрепить булавками, чтобы нитки основы не перепутались между собой. Когда пояс готов, необходимо закрепить уточную нить и оформить концы.

Самотканый белорусский пояс.

Ниже даны заправочные схемы для ткачества белорусских поясов. Но существуют также различные европейские техники ткачества. В них повороты дощечек в одном зеве осуществляются в разных направлениях, за счёт чего получаются более сложные орнаментальные рисунки.

Читайте также: