Как сплести японскую шляпу

Обновлено: 04.05.2024

Сегодня я хочу рассказать о видах пряжи и материалов для изготовления своими руками летних шляп и сумочек.

Лет 30 назад я помню, что в магазинах с пряжей для таких изделий было тяжко, и я вязала летнюю шляпку для себя из толстых №20 катушечных ниток в 2 сложения.

Сейчас в этом нет необходимости, потому что можно купить практически любую пряжу и ассортимент пряжи для самостоятельного изготовления летних аксессуаров достаточно велик.

Достаточно много видов пряжи производится в России, но часть их производится за рубежом и стоимость такой пряжи, конечно выше отечественной.

Очень интересной пряжей для изготовления шляп и сумочек является пряжа рафия .

Эта пряжа изготавливается из целлюлозы пальмовых листьев и имеет золотистый оттенок, ее потом еще и красят в различные цвета, она натуральная и ленточная. Ее часто называют соломенная пряжа .

Вяжут из нее крючком, эта пряжа ленточного типа. Чаще всего изделия из рафии вяжут столбиками без накида или любыми другими плотными узорами.

В одном мотке 40 г 90 м, рекомендуемый производителем размер крючка 4-7 мм.

Изделия из такой пряжи не рекомендуют стирать, их для очистки протирают влажной тряпочкой или обрабатывают паром.

Вот такие изделия можно из нее связать.

Для вязания летних шляп и сумочек можно использовать льняную пряжу . Производится она и в России. Лен издавна славился своими холодящими свойствами( низкой теплопроводностью) и в такой шляпе Вам будет не жарко. А голова и волосы будут защищены от лучей солнца.

Пряжа пехорка льняная достаточно тонкая 330 м в 100 г, в составе 55% льна и 45% хлопка, рекомендуемые производителем размеры крючка 1-2.5 мм, спиц 1.5-2.5.

Из этой пряжи можно вязать крючком и спицами ажурные изделия: шляпы, сумочки, платья, топы, сарафаны.

Изделия из этой пряжи можно стирать и гладить. Если Вы свяжете шляпу с большими полями из такой пряжи, то возможно ее придется подкрахмалить или поджелатинить и делать это придется после каждой стирки. Желатинить белые изделия не рекомендуется, потому что желатин придает белой пряже желтоватый оттенок. Для белых изделий используют крахмал. В любом случае, изделие из льняной пряжи будет лучше держать форму, чем изделие из хлопковой пряжи. О хлопковой пряже отечественного производства для головных уборов я рассказывала в статье про летние вязаные береты. Прочитать можно здесь .

Вместо шляпной болванки можно использовать обычный воздушный шарик, который надувают до нужного размера, потом обклеивают клеем ПВА кусочками бумаги. Изделие после окунания в раствор крахмала или желатина отжимают, встряхивают и надевают на полученную из шарика форму. Для формовки полей можно использовать тарелку большого диаметра.

Уплотнить поля шляпы можно добавляя при вязании полей тонкую леску для бисероплетения.

леска для бисероплетения бывает разных цветов и толщины. Оптимально использовать леску 0.3 или 0.5 см толщиной в зависимости от толщины пряжи.

леска для бисероплетения бывает разных цветов и толщины. Оптимально использовать леску 0.3 или 0.5 см толщиной в зависимости от толщины пряжи.

А контур полей можно обвязать, используя специальный шляпный регилин. Регилин просто обвязывают столбиками без накида в процессе вязки последнего ряда.

шляпный регилин часто применяют при оформлении края полей шляпы (в последнем ряду). За счет этого получается ровный и боле прочный край шляпы.

шляпный регилин часто применяют при оформлении края полей шляпы (в последнем ряду). За счет этого получается ровный и боле прочный край шляпы.

Пряжа джутовая продается в наших магазинах и импортная, и отечественная. Пехорка производит пряжу Аграмант и Кавандоли.

состав 100% джут, в 100 г 360 метров, нить немного шероховатая, подходит для вязания шляп, сумочек.

Эта пряжа в 2 раза толще, чем Амарант, для шляп, на мой взгляд, она толстовата в 100 г 180 м. А вот для сумочек , корзинок в самый раз.

Из джутовой пряжи шляпы и сумочки вяжут, как правило, плотной вязкой. Узоры крючком столбиками без накида с небольшими участками ажурного вязания.

Честно говоря, не смотря на натуральность данной пряжи, я не люблю изделия из нее в виду плохой совместимости с моим гардеробом. Мне кажется, что изделия из нее выглядят грубовато. Такие изделия хороши с одеждой в стиле этно или бохо , я это не ношу. Но есть женщины, которым это нравится и подходит.Никогда из нее не вязала, поэтому рекомендации по уходу за такими изделиями дать не могу.

Ну, а теперь еще несколько моделей шляп и сумочек из различных видов пряжи, которые Вы сможете связать для себя сами.

Не лишним будет напомнить о том, что самостоятельное изготовление вязанных шляп и сумочек позволит Вам не только дополнить свой гардероб эксклюзивными и красивыми аксессуарами, но и существенно сэкономить средства на их приобретении.

О видах пряжи с лечебным эффектом будет статья через неделю. Не пропустите. На этой неделе будет статья со схемами ажурных летних шляп крючком и спицами. Подпишитесь на канал .

Спасибо всем, кто прочитал статью до конца. Спасибо за лайк .

Получать удовольствие от изготовления и ношения изделий, связанных своими руками, желает Вам Ваша Экономка

Большинство людей, услышав о японской традиционной шляпе, сразу представят образ солнечно-жёлтого конусовидного головного убора, при том гладкого на ощупь. Однако многообразие японских соломенных шляп поразит воображение самого смелого фантазёра! В этой статье мы подробно рассмотрим несколько видов традиционного головного убора Японии и расскажем, чем один отличается от другого.

Японская традиционная соломенная шляпа называется 笠 каса.

Считается, что каса очень похожа на те, которыми пользуются и в других азиатских странах: это головной убор конической формы, с заострённым кончиком и широкими круглыми полями. Это действительно так: муссонный климат с продолжительными дождями, ветер и необходимость работать на безжалостном солнце привели к тому, что в глубокой древности подобные шляпы возникли по всей Восточной и Юго-Восточной Азии.

Тем не менее японская каса — это и своеобразная “корзина” на голову, и стальной шлем для сражений. Видов каса очень много.

В зависимости от статуса владельца и функции, которую должно было исполнять изделие, менялась форма, размер, и, конечно же, название. Такое разнообразие каса позволяло окружающим без труда определять, что представляет из себя тот или иной прохожий.


Некоторые виды каса в Японии: амигаса, ориамигаса (подвид ториоигаса), фукаамигаса, тэнгай

Техника изготовления

Большинство традиционных соломенных шляп в Японии сплетены из соломы или полосок бамбука, кипариса, бумаги и т.д. и нитей, которые удерживают эту конструкцию. Первым делом материал для шляпы нарезается на полоски одинаковой длины и ширины.

Далее первые полоски выкладываются в форме «звёздочки» — они станут основой изделия и его верхушкой.


Основа каса

Далее следует постепенно добавлять всё новые полоски материала, чередуя стороны и переплетая их между собой. Потом — начать подгонять плетёное полотно к форме конуса или чаши, в зависимости от того, что требуется для определённого вида шляпы. Следует продолжать плетение, пока поля каса не достигнут необходимой длины (обычно около 50 см). Потом концы либо обрезаются и сшиваются вместе, чтобы шляпа не расползлась, либо они сплетаются воедино.


Плетётся цельное полотно.


. или к основе бережно пришивается солома

Заказчик-мужчина попросил сплести ему шляпу по фото, которая оказалась японским головным убором и называется "Каса".

Я такую шляпу никогда не плела, да и шляпы вообще. Но мне самой стало интересно как это будет выглядеть на голове.

Глаза боятся, а руки делают - это правильная пословица. Потихоньку, помаленьку и сплелась шляпа. Плела я ее стоя, т.к. поля очень широкие, а лоза идет вниз.

Еще я поинтересовалась в интернете, что же это за шляпа? Оказалось, что Каса представляет собой конусообразную шляпу. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Касу в Японии могли носить все сословия, но традиционно каса ассоциируется с самураями. Касу носили самураи в повседневной жизни и в путешествии.

В такой шляпе было маленькое плетеное окошко, позволявшее скрывать лицо и при этом видеть окружающих.

Может, конечно, у меня в точности не получилась эта шляпа, но очень похожа. Ощущение, когда надеваешь - ты все видишь, а твоего лица не видно)).

Внизу шляпы сделала тесемки для лучшего удержания шляпы на голове. Заказчик остался доволен моей работой.

Сделать соломенную шляпку – нет ничего проще! Берем ленту из соломки, болванку и шьем шляпку нужной формы… Однако, так легко все только для профессионалов, а для начинающих шляпников подойдет способ попроще.

Шляпа, которую я предлагаю сделать, руководствуясь этой статьей – канотье. Канотье (фр. canotier — гребец) — французская соломенная шляпа жесткой формы с цилиндрической тульей и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий была популярным головным убором и модным аксессуаром.

Для того, чтобы шляпка была более ровной, а также для ускорения процесса предлагаю воспользоваться полуфабрикатом – соломенной круглой салфеткой или донышком от ненужной человеческой шляпы (в этом случае очень желательно, чтобы самая большая окружность шляпки (поля) умещались в донышке человеческой шляпы, т.е от нее нам подойдет для этого способа только самая верхняя часть.

Материалы: соломенная салфетка или соломенная человеческая шляпа, подходящие по цвету и фактуре нитки, клей для закрепления концов соломенной ленты, черная бархатная лента (или другая, по вашему желанию), украшение для шляпки – букетик, кружево и т.д.

Инструменты: ножницы маникюрные и обычные, сантиметр, швейная машинка (если вы с ней друзья), игла с узким ушком.

  1. Определение размеров шляпки: измерим окружность головы куклы, затем разделим полученное число на 3.14 (число пи) и получим диаметр верхней части шляпки, высоту тульи и ширину полей определяем по своему вкусу.
  2. Начало работы: На исходном предмете (шляпе или салфетке), отмеряем через центр отрезок (1), равный диаметру верхней части шляпы, отпарываем круг нужного диаметра (2). Прикидываем размер полей шляпы и отпарываем лишнее, можно приложить к кукле, чтобы убедиться, что все вас устраивает (3). Оставшийся материал распарываем, чтобы получить одинарную соломенную ленту, из которой мы сделаем тулью (4).

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 1

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 2

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 3

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 4

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 5

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 6

Мое наблюдение: на машинке получается быстрее и ровнее сама шляпа, однако ровный шов сделать не очень легко, т.к. материал скользкий, кроме того, ширина стежка на исходном материале и на той части, которая прошита вами, может не совпасть. Вручную медленнее, но ровнее шов, однако, он более рыхлый. Важно как можно точнее подобрать цвет ниток. А еще не забывать, что если что-то пошло не совсем так, эта часть шляпы может быть почти полностью задекорирована.

4. Поля: Когда высота тульи достаточная, закончите шов, обрежьте нитки. Убедитесь, что 2 элемента шляпы подходят друг к другу по диаметру (7). Возьмите колечко, которое будет полями шляпы и соедините тулью с полями (8), на машинке или вручную. Концы соломенной ленты скрепите капелькой клея, прихватите ниткой, частично спрятав под последний ряд соломенной ленты, из которой сделаны поля.

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 7

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 8

5. Украшение шляпы: Выберите ленту, для украшения шляпы, прикрепите ее нитками, оставив концы свободно свисать, или завязав пышный бант, украсьте переднюю часть шляпки кружевом или цветами из ткани (9).

Соломенная шляпка прекрасной эпохи для куклы своими руками, фото № 9

Вот и все. Дело в шляпе!

Мастер-класс опубликован в журнале "Антикварная кукла" №8. Публикация этого материала возможна только с разрешения автора и редакции журнала.

Соломенная шляпка, своими руками.

Традиционны на Украине соломенные шляпы (по-украински — брыли). Они хорошо защищают голову от палящего солнца, от дождя. Было время, когда, уступая моде, эти красивые, легкие и прочные головные уборы потеснились перед шляпами фабричного изготовления. Но в последнее время идет как бы возрождение этого незаслуженного забытого, древнего и такого современного народного искусства — плетения из соломки.

На Украине есть истинные народные мастера — умельцы, в совершенстве владеющие тонкостями своего дела. А вообще- то, плести, помню из детства. у нас умел почти каждый. Азы мастерства мы постигали среди своих ровесников. Я, как и другие, усвоила нехитрые премудрос ги плетения где-то в шести-семилетнем возрасте. Много воды утекло с той поры. менялись моды и стили, а брыли так и остались, по сути, без изменений, доступные в изготовлении любому. Предлагаю теперь всем освоить секреты соломоплетення и обзавестись легким, удобным и красивым головным убором.

Для работы будут необходимы соломка различных злаков, ножницы, иголка с ниткой (нитки белые № 20 и 40), ванночка для замачивания соломки (фото- кювета), утюг или молоточек (лучше деревянный).

Заготовка материала.

Для плетения используется солома различных злаковых растений. Лучше всего ржаная. Но можно использовать стебли пшеницы, овса, ячменя.

Стебель состоит из узлов и междоузлий. Подготавливая солому к плетепию, узлы надо удалить. Для плетения используются именно междоузлия — полые трубчатые части стебля. В дальнейшем для удобства будем называть их соломинками.

Стебли ржи имеют наиболее длинные междоузлия, достаточно прочные и эластичные. Поэтому их удобнее всего использовать для плетения. Красивый нежный светло-золотистый цвет, причем очень стойкий, имеют стебли овса. Пшеничная и ячменная солома погрубее и менее блестящая.

Но именно пшеничная используется чаше всего как наиболее распространенная и доступная для заготовки.

Заготовленную солому надо подсушить на воздухе, связать в снопики диаметром 15 — 20 см.

В таком состоянии в сухом помещении она может сохраняться длительное время (несколько лет).

Подготовка материала к работе.

Заготовленные стебли разделать: удалить узлы, междоузлия освободить от покровных листьев. После этого соломинки желательно рассортировать по толщине и цвету. Для плетения какой-то вещи лучше использовать соломку одного цвета и приблизительно одного диаметра.

На стебле несколько междоузлий. Не все они равноценны. Для нашей работы лучше второе и третье сверху. Верхнее тоже хорошее, длинное. Но придется улялить ближнюю к колоску часть, более тонкую и темноватую. Нижние, очень короткие междоузлия, имеющие толстые стенки, для плетения менее удобны. Но мы и их не выбрасываем. Они пригодны для других поделок, например для инкрустации, аппликаций, картин-панно. Подготовленные и рассортированные соломинки можно связать в пучки или положить в коробки, в таком виде они могут сохраняться очень долго.

Не стоит сохранять такие заготовки в полиэтиленовых пакетах и других герметичных емкостях. Даже незначительное количество влаги вызовет появление черных пятен на соломинках.

Перед плетением соломинки (для начала небольшое количество: десятка два-три) замочить в воде, лучше в теплой, на 20- 30 минут. Готовые к работе соломинки свободно сжимаются пальцами, не растрескиваются.

Вынуть их из воды, дать стечь, поставив соломинки вертикально в сосуд или отряхнув и положив на ткань или газету. Не давать пересушиваться. Замоченную соломку надо сразу же использовать.

В основу изготовления плетеных поделок положено плетение ленточки. Из нее в дальнейшем можно выполнить изделия самых различных форм и назначения путем сшивания. Есть несколько способов плетения. Наиболее простой — прямое плетение четырьмя соломинкими.

Плетение

Возьмем две соломинки. Положим крест-накрест (рисунок 1).

Нижнюю соломинку загибаем вправо наискось и кладем сверху поперечной соломинки (рисунок 2). Затем с левой стороны крайний конец соломинки загибаем вниз, огибаем снизу соседнюю соломинку в направлении слева направо (рисунок 3). Кончиками пальцев правой руки берем соломинку, оказавшуюся крайней справа, и загибаем вверх налево, огибая соседкою слева соломинку через верх, подкладываем ее под низ средней соломинки (рисунок 4). В дальнейшем движения рук будут повторяться.

Прямое плетение четырьмя соломинками

При этом способе плетения крайнюю левую соломинку всегда загибаем под низ, огибаем снизу соседнюю справа соломинку и так оставляем. расположив рабочую соломинку слева направо (рисунок 5). Крайнюю правую соломинку всегда загибаем вверх, в направлении справа налево, огибаем через верх соседнюю соломинку и кладем под низ средней (рисунок 6). В такой же последовательности продолжаем работу (рисунки 7, 8). Постепенно образуется плетеная ленточка, показанная на рисунке 9.

Чтобы продолжить плетение, надо подсоединять новые соломинки. Делать это надо, когда у участвующей в работе соломинки остается конец 12 — 15 мм. Подсоединять можно по-разному. Если концы соединяемых соломинок неодинаковой толнцины, их можно вставить одну в другую. Можно соединить соломинки и способом расщепления. При плетении места соединений могут выделяться. Концы соломинок остаются свободными, не заплетенными. Их надо аккуратно подрезать ножницами (рисунок 10).

Для изготовления соломенной шляпки среднего размера (56-57) нужно около 15м ленточки, плетенной из соломинок средней толщины.

Приобретя навыки в плетении, четырьмя соломинками, можно — попробовать ввести в работу шесть, восемь, десять и более (парное количество) соломинок. Плетение аналогичное. Сложно тут начало введения соломинок в работу. Увлекаться плетением большим количеством соломинок не следует. Это рекомендуется, если соломинки тонкие.

Привлекательнее смотрятся изделия из ленточки, плетенной меньшим количеством соломинок.

Кроме прямого плетения есть и другие приемы работы с соломкой. Для интересующихся ими мы показываем (без описания) один из возможных — плетение четырьмя соломинками «зубчиком».

Плетение четырьмя соломинками «зубчиком».

Несколько советов начинающим .Плетут всегда в направлении от себя. В плетении участвуют в основном только кончики пальцев. Движение кистей рук незначительно.Чтобы плетение было прочным и имело привлекательный вид, нужно, чтобы соломинки в ленточке ложилисьплотно друг к другу. Для этого соломинку не просто перекладываем, а четко заламываем, расплющив и разгладив ее немножечко пальцами на месте изгиба.

Сплетенная из соломки ленточка служит основанием для изготовления самых различных поделок, бытовых вещей, настенных и других украшений, используется как декоративная отделка.

Сшивание шляпы.

В шляпе можно выделить такие части: донышко, стенки (или тулья), поля.

Шляпу надо начинать сшивать с донышка. Берем хорошо увлажненную ленточку. Тупой конец ее загибаем через 5 — 6 см (там, где было начало плетения). Сшиваем согнутый конец и длинную часть (рисунок 11). Шить лучше швом «вперед-иголка назад». Стежки размещать так, чтобы сверху (с лицевой стороны) были маленькие, менее заметные стежки, а широкие оказались снизу, с изнаночной стороны. Потом ленточку согнуть еще раз (рисунок 12) и прошить. В дальнейшем донышко можно сшивать вкруговую (по спирали — рисунок 13). Еще раз напоминаю, что плетенка должна быть хорошо увлажненной, податливой, чтобы не растрескивалась при сшивании, а изделию можно было придать желаемую форму.

Донышко для брыля может быть ориентировочно 14х18см, для канотье — 15х19 (16х20) см. Донце у нас выходит немного вогнутым. Для брыля его можно оставить в таком виде. Если же вы задумали сшить шляпу-канотье, ro донышко должно быть совершенно ровным. Выровнять его можно. приладив аккуратно горячим утюгом сначала с изнанки, а затем с лицевой стороны. Перед глажением увлажнить сшитую часть. Гладить внимательно, чтобы не прижечь соломку, чтобы она не потемнела, не потеряла вид.

Донышко подготовлено. Начинаем сшивать стенки шляпы. У брыля переход плавный, края закругленные. В канотье переход от донышка к стенкам резкий, почти под прямым углом. Такие стенки пришить сложнее, но надо постараться. Высота боковых стенок у брыля — 9-10 см. Они идут чуть-чуть наискось, расширяясь к низу. В канотье высота стенок от 4 до 8 см. Они совершенно прямые.

Заканчивая сшивание, крепите оставшуюся ленточку несколькими стежками. Остающийся конец обрежьте.

Для облегчения формирования шляпы можно пользоваться специальными шляпными формами (болванками) по размеру головы. Их может заменить какой-либо сосуд (например, перевернутая стеклянная банка). Но мастера-умельцы всем этим, как правило, никогда не пользуются.

Ангелина МЫЦЫК, методист Звенигородский
районной станции юннатов, Черкасская область.
Журнал «Семья и Школа»

Читайте также: