Кружево плетут или вяжут

Обновлено: 27.04.2024

— Наверно в жизни случайного ничего нет. Рукоделием начала заниматься с детства. В разные периоды жизни вышивала крестиком и бисером, вязала спицами и крючком, пробовала ришелье и мережку, шила платья себе и сестре, даже шила свадебное платье дочери. А однажды побывала на выставке кружевных работ сплетенных на коклюшках. Все остальные виды рукоделия мне стали не интересны. К сожалению, научиться "из рук в руки" не было возможности. Женщина, работы которой я увидела, уже в силу возраста не плела. Центры, где распространено кружевоплетение далеко, интернета у меня в то время не было. Училась плести по книгам и журналам. А потом интернет в помощь пришел.

— А какое основное отличие коклюшечного кружева от других?

— В отличие от других видов кружев, коклюшечные кружева плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на коклюшки. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное. Коклюшечное сцепное кружево плетется по сколку (техническому рисунку). В сцепном кружеве используются 6-12 пар коклюшек. Многопарные и численные плетутся без сколка.

Временем появления кружева в Европе принято считать 16 век, в это время появились металлические булавки, на которых строился технологический процесс. Булавки вкалываются вдоль линии рисунка, нанесённого на бумагу, и оплетаются нитями с коклюшек, создавая узор.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре.

Русское коклюшечное кружево практически не имеет изнанки — все ниточки зашиваются по окончании в работу как можно незаметнее. Т. е 12-24 ниточки нужно зашить. В Европе ниточки просто завязываются. У них в основном плетутся салфетки, косынки, разные аксессуары. Одежду и скатерти, к примеру, они не плетут.

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 1

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 2

— А какие еще эксклюзивные работы плетут русские кружевницы? И какие работы интереснее всего делать вам?

— Наши рукодельницы когда-то переняли европейскую технику плетения, а в их узоры внесли народные мотивы. Разнообразие узоров стало огромно: в каждой местности, где плели кружева, были свои особенности плетения. Каждое кружево имело свой характерный стиль. В связи с этим, коклюшечное кружево стали делить на виды по местности изготовления: московское, михайловское, елецкое, вологодское, киришское, балахнинское, кукарское, белевское и др.
В настоящее время кружева используются для создания одежды, аксессуаров и отдельных элементов. Например, колье, воротники, манжеты, оплечья, косынки. В качестве декора для украшения предметов интерьера: постельного белья, скатертей, подушек, салфеток.

Я плету в основном по вологодским и елецким сколкам. Вологодские кружева более плотные, чем елецкие. Цветочные узоры, абстрактные орнаменты образует непрерывная плавная линия из тесьмы (вилюшки) на фоне тонкой ажурной решетки. Часто вологодские кружева сравнивают с морозными узорами на окнах и снежинками.
Елецкое кружево элегантно, воздушно. Если сравнивать елецкий узор с вологодским, то он более тонкий и легкий. Хотя современный дизайн более разнообразный, включает в себя элементы различных стилей и традиций. Что касается конкретных изделий, то я люблю красивые узоры в разных изделиях — косынках, воротничках. Мне нравится сам процесс создания красоты. Такой волнительный момент — снятие изделия с иголок!

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 3

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 4

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 5

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 6

—Таня, какие у Вас работы красивые!
Клатч из кружева! Да я такое даже представить не могла. А галстуки, а жилет!

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 7

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 8

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 9

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 10

— Спасибо большое, мне приятно. Так много красоты, так много хочется сплести, показать девушкам эту сказку! Кружево трудоемко, быстро не получается обновить ассортимент. Но даже если модель одна и та же, в разном цвете — это уже другая вещь. Я столько отделок "Птица" и французских косынок сплела разного цвета! Все они смотрятся по-разному.

Не всем художникам — авторам сколков нравится вольное обращение с их работами, но с Ириной Зубаревой я согласовала применение дизайна ее отделки в своем колье. Такое же разрешение получила и от елецкой художницы Светланы Дорошенко в использовании дизайна ее отделки для своей броши "Льдинка".

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 11

«Кружево — праздник, который может случиться в вашей жизни», фото № 12

Художнице по кружеву Светлане Бондарчук однажды сказали в разговоре о кружеве: «Но оно никогда не сможет войти в быт обычных граждан. Ни по утилитарности своей, ни по стоимости.»
- Оно и не должно войти. Кружево - не повседневная вещь. Это праздник, который может случиться в вашей жизни, а может и не случиться.
- В Вашей случается?
- Я изредка позволяю себе такую роскошь, чего и вам желаю".

Плести кружева с кем. Прост. Ирон. Кокетничать, заигрывать с кем-либо. Пока Юрка плёл кружева с молоденькой продавщицей, Арсений поведал родственнику о своей беде, решив, что, быть может, этот с виду битый мужичок что-нибудь дельное да присоветует (В. Муссалитин. Помоги подняться).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Плести кружева" в других словарях:

Плести кружева — 1. Перм. Шутл. Болтать, пустословить. Подюков 1989, 150. 2. с кем. Прост. Шутл. Кокетничать, заигрывать с кем л. Ф 2, 49. 3. Жарг. угол., мол. Неодобр. Обманывать кого л. Балдаев 1, 209; ББИ, 118; Мильяненков, 149. 4. Жарг. угол. Убегать из мест… … Большой словарь русских поговорок

плести кружева — обманывать … Воровской жаргон

Плести кружева — Убегать, изворачиваться … Словарь криминального и полукриминального мира

ПЛЕСТИ — ПЛЕСТИ, плету, плетёшь, прош. вр. плёл, плела; плётший, несовер., что. 1. Соединять узкие полосы, нити чего нибудь, перевивая их и закрепляя в одно целое; изготовлять что нибудь из соединяемых таким способом полос, нитей. Плести корзину. Плести… … Толковый словарь Ушакова

КРУЖЕВА — Плести кружева. 1. Перм. Шутл. Болтать, пустословить. Подюков 1989, 150. 2. с кем. Прост. Шутл. Кокетничать, заигрывать с кем л. Ф 2, 49. 3. Жарг. угол., мол. Неодобр. Обманывать кого л. Балдаев 1, 209; ББИ, 118; Мильяненков, 149. 4. Жарг. угол.… … Большой словарь русских поговорок

плести — плету/, плетёшь; плёл, плела/, ло/; плету/щий; плётший; плетённый; тён, тена/, тено/; плетя/; нсв. см. тж. плестись, плетение 1) (св. сплести/ и заплести/) Перевивая полосы, нити чего л., соединять их в одно целое с целью сделать … Словарь многих выражений

ПЛЕСТИ — и плесть, плетать что, вить, перевивать, решетить впереборку, пропуская под низ и наверх; | сращивать. Косу попросту в три пряди плетут, а по ученому и больше. Лапти плести, на хлеб не выплести. Мастера немцы корзины плести. Балахонки дослепу… … Толковый словарь Даля

плести — плету, плетёшь; плёл, плела, ло; плетущий; плётший; плетённый; тён, тена, тено; плетя; нсв. 1. (св. сплести и заплести). Перевивая полосы, нити чего л., соединять их в одно целое с целью сделать его более прочным, красивым и т.п. П. венок. П.… … Энциклопедический словарь

КРУЖЕВА — КРУЖЕВА, кружев, ам, ед. (в одном знач. с мн.) кружево, а, ср. Узорное сетчатое плетение из нитей. Плести кружево на коклюшках. Кружево молодых листьев (перен.). | уменьш. кружевца, вец, вцам и кружевца, вцев и вец, вцам, ед. кружевце, а, ср. |… … Толковый словарь Ожегова

кружева — КРУЖЕВА, кружев, мн. Ложь, вранье, болтовня. кружева плести лгать, болтать ерунду, сплетничать, точить лясы … Словарь русского арго

1. Текстильное ажурное изделие, изготовленное приемами плетения, вязания или вышивания с использованием различных ниток (шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, металлических и др.). Главная особенность кружева - воздушность, прозрачность, декоративная узорность. Применяются кружева для украшения одежды, отделки белья в виде каймы (мерные кружева: полосы-прошивки (прошвы), зубчатые бордюры) или вставки (штучные кружева: треугольники, квадраты, овалы), как готовые штучные изделия (косынки, перчатки, платки, шали, декоративные салфетки, покрывала и пр.), а также предметы одежды (женские платья, блузки, туники, пелерины, тальмы и пр.)

Кружева появились на рубеже XV-XVI вв. в Италии. Они представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце XVI в. в Венеции и Милане получил распространение гипюр, в котором элементы шитого или плетеного узора имели характерные для барокко завитки и крупные цветы. В XVIII в. ведущими странами по изготовлению кружев становятся Фландрия и Франция. Во Фландрии сначала делали шитые кружева с геометрическими узорами, затем плетеные. Среди последних особенно славились тонкие К. типа "бенш", "валансьенн", "малин" (названия по городам, в которых делали данное кружево), для которых были характерны орнаменты, образованные плотным переплетением нитей на фоне сеток. Известен был французский шитый гипюр с изящными узорами из мелких растительных побегов, с фигурками амуров и др. В начале XVIII в. появилось легкое воздушное тюлевое кружево, в орнаменте которого использовались мотивы рококо: завитки, гирлянды и т. д. С середины XVIII в. центром кружевоплетения стал Брюссель. Здесь делали аппликацию по тюлю. Такой способ изготовления ускорил, удешевил производство кружев. Стало возможным появление крупных изделий - шалей, пелерин и т. д.

Термин "кружево" встречается в русских летописях уже в XIII в. при описаниях богато украшенной одежды князей. Но в то время понятие К. было другим. Так называли различные декоративные элементы, окаймляющие ту или иную одежду. Существовали следующие виды К.: металлическое кованое (золотое, серебряное), волочёное, плетеное, пряденое, низаное и шитое жемчугом. Западно-европейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII в. В начале XVIII в. кружево служило отделкой одежды особ дворянско-помещичьей верхушки в связи с европеизацией русского костюма и быта, предписанной Петром I. В крестьянском быту русского населения до XVII-XVIII вв. кружева для оформления костюма не применялись.

Введение в XVIII в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства К. в женских монастырях и помещичьих усадьбах. Ранние русские кружева нередко выполнялись из золотых и серебряных нитей с добавлением жемчуга, а иногда и драгоценных камней; русские кружева XVIII в. с геометрическими и растительными узорами (иногда близкими к орнаменту крестьянской вышивки и тканья) были очень живописны благодаря применению различных материалов: белого льна, цветного шелка, золотой или серебряной нити. Однако, кроме общих черт, наблюдаются особенности русских кружев, характерные для отдельных художественных центров: Вологды, Ростова, Торжка, Рязани, Балахны, Калягина и др. В начале XIX в. производство К. в России приняло форму промыслов. В советское время, начиная с 20-х гг. была организована промысловая кооперация, объединяющая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, в 60-е гг. появились объединения.

прошва (прошивка) - кружевная полоска с ровными краями. Обычно вшивается между двумя частями или деталями изделия;

мотив - кружевная вставка в форме треугольника, квадрата, овала или круга, имеющая иногда сложный тематический орнамент. Предназначается для отделки женского белья, детских простынок и др. изделий;

штучные изделия - кружевные воротники, манжеты, жабо, пелерины, накидки, салфетки, скатерти и т. д. Мотивы также относятся к штучным изделиям.

коклюшечные кружева - их выполняют при помощи коклюшек; наибольшее распространение получили кружева, плетеные на деревянных коклюшках. Коклюшечные кружева в свою очередь подразделяются на численные (подробнее см. Численные кружева) и сколочные (подробнее см. Сколочные кружева);

филейные кружева - их вышивают иглой по специально изготовленной нитяной сетке, которую навязывают или получают путем выдергивания из ткани в определенном порядке нитей основы и утка;

Современные мастерицы развивают богатые художественные традиции отечественных кружевниц, используют русские типы узоров, придумывают новые орнаментальные мотивы. Ручные плетеные кружева широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом (подробнее см. Вологодское кружево; Елецкое кружево; Киришское кружево; Михайловское кружево).

Машинные кружева подразделяют на басонные, вязаные и вышитые. Басонные, или плетеные кружева вырабатывают на многочелночных плетельных машинах с жаккардовым механизмом. Эти кружева делят на несколько типов (подробнее см. Басонное кружево).

Вязаные машинные кружева вырабатывают на основовязальных кружевных машинах. В отличие от плетеных, они более тонкие: по грунту из квадратных или шестигранных ячеек (тюлю) проходит неплотный узор. Рисунки имеют геометрический или растительный орнамент, иногда очень сложные. Ширина К. от 10 до 200 мм.

Вышитые кружева изготовляют на вышивальных автоматах. Тонкими искусственными или синтетическими нитями по тюлю, трикотажу или капроновой ткани вышивают широкое полотно, которое разрезают на полоски нужной ширины. Используют вышитые кружева для отделки трикотажного белья и блузок. Вышитые кружева имеют разновидности (подробнее см. Гипюр; Шитьё).

полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже 15-16 вв. Первое кружево шилось иглой, называлось оно «стежок в воздухе». Этим кружевом отделывались воротники фреза, на которые уходило 10-15 м. кружев. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции, в городе Алансоне, в Брюсселе.

Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетенное на коклюшках. Чем сложнее узор, тоньше нитка и шире кружево, тем больше коклюшек требуется для плетения. Например, в Бельгии, случалось, кружевницы плели с помощью 600 коклюшек.

В 16 в. кружево было в большой моде и поэтому многие города Франции занимались этим трудным, но выгодным делом; изготавливали брабантское, «малин», шантильи, валансьен, блонду, фламандское и др. кружево. Плелось оно из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево.

К концу 16 в. в моду вошел гипюр. Для того, чтобы кружево было тонким, как правило, использовали брабантскую нить. Плели ее маленькие девочки из влажной льняной кудели, так как только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Эту нитку закупали в разных странах для изготовления кружев.

В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей; ими отделывали одежды знати. В 18 в. крепостные девушки занимались плетением. Кроме русского, они плели кружева, подобные венецианскому и французским, отличить которые от настоящих было практически невозможно; впоследствии их стали называть «русский валансьен». К началу 19 в. появились кружевные промыслы - в Вологде, Ельце, Рязани, Новгороде, Туле, Вятке и др. городах. В каждом кружеве были свои приемы, по которым можно было определить, где оно было сделано.

С отменой крепостного права изготовление кружев резко сократилось, со временем отличительные черты различных промыслов сгладились, стали трудноразличимы.

В 1837 г. была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья. С этого времени кружева становятся обычным украшением белья и одежды, а не предметом роскоши, как раньше.

Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунками, образуемыми путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, получаемыми за счет плетения нитей. Идет на изготовление нарядных блузок, платьев, используется в качестве отделки.

Кружево блонда - шелковое плетеное кружево, исполнялось на испанский манер: по шелковой сетке большими матовыми цветами. Шло на мантильи, головные уборы испанок. Название дано ему по его суровому цвету.

Кружево брюссельское - одно из самых знаменитых кружев, тонкое, чрезвычайно изящное, шитое иглой; составлялось из фрагментов, скрепленных тонкими связками. Под названием «англетер» контрабандно ввозилось в Англию.

Кружево валансьен - стало знаменитым только в 18 в. Прозрачная тонкая правильная ромбическая сетка-фон плелась одновременно с узором, так что рисунок не имел никакой рельефности. Кружево названо по французскому г. Валансьен.

Кружево «малин» - тонкое ручное плетеное кружево с четким узором на сетке, напоминающей пчелиные соты.

Кружево фламандское - кружево, выполненное на тюле, отличалось необыкновенной тонкостью. В г. Бенш изготавливалось кружево на фоне сетки, напоминающей снежинки.

Кружево шантильи - черное шелковое плетеное кружево, производстве которого было основано в 18 в. Екатериной де Роган. Названо по французскому г. Шантильи.

Энциклопедия моды и одежды . EdwART . 2011 .

Полезное

Смотреть что такое "Кружево" в других словарях:

Кружево — текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчато бумажных, шерстяных, металлических и др.). Кружево применяется для отделки одежды, белья в виде … Художественная энциклопедия

Кружево — Кружево. Волан. Седан (Франция). Нач. 18 в. Эрмитаж. КРУЖЕВО, текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Применяется в основном для отделки белья,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КРУЖЕВО — текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Высококачественные шитые и плетеные кружева изготовлялись в Зап. Европе с кон. 15 в. (Италия). В России с 17 … Большой Энциклопедический словарь

кружево — ткань, кружева, блонда, блонда, гипюр, блонды, валансьен, кружевца, плетение, фриволите Словарь русских синонимов. кружево сущ., кол во синонимов: 12 • блонда (2) • … Словарь синонимов

КРУЖЕВО — сетчатая узорная ткань. Используется для отделки белья, одежды. В зависимости от способа изготовления кружева разделяются на ручные и машинные. Те и другие бывают плетёные, вязаные, вышитые; машинные кружева, кроме того, бывают и тканые.… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

КРУЖЕВО — КРУЖЕВО, текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Применяется в основном для отделки белья, одежды … Современная энциклопедия

Кружево — служащее для украшения или как декоративное ажурное полотно, в котором элементы узора (более или менее сложные), образованные переплетением нитей, соединяются либо ячейками обычно постоянного размера и формы, образуя видимое ажурное грунтовое… … Официальная терминология

Кружево — Ретичелло … Википедия

Кружево — текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). К. применяется для отделки одежды, белья в виде… … Большая советская энциклопедия

Кружево* — К. называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху. К. обыкновенно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине , хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины , перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Белое кружево на плече у девушки

Плетение кружева является одним из видов декоративно-прикладного искусства с давней историей. Чарующий рисунок наделен загадочностью и романтизмом. По витиеватости и замысловатости его сравнивают с морозными узорами на стекле.

Описание

Кружево – это ажурный текстиль без тканой основы. Рисунок формируется переплетением нитей. Особенность полотна в его воздушности, эластичности и сетчатой структуре. Для него характерно чередование ажурного фона и плотного узора, ритмическое строение рисунка.

Ткань выглядит нежно и роскошно. Отлично держит первоначальную форму, мало мнется, комфортна в носке. Чтобы оттенить очень тонкое и легкое полотно, придать контраст, используется подкладка из ткани.

Предназначено кружево для отделки сорочек и белья, как украшение интерьера, для изготовления предметов быта и нарядной женской одежды. Примером таких изделий являются салфетки, узорчатые покрывала и скатерти, дорожки. В качестве декора используются бордюры, прошвы, кружевные ленты, вставки по форме треугольников, полос или квадратов.

В чем привлекательность ажурной ткани:

  • интересная, красивая фактура;
  • придает одежде праздничный, торжественный вид;
  • хорошо драпируется и ложится в изделии;
  • не мнется и мало загрязняется;
  • отлично комбинируется с другими тканями;
  • большой выбор рисунков;
  • разнообразие и универсальность применения.

К недостаткам относится сложность и трудоемкость ручной работы. Нежная ткань требует бережного обращения и аккуратной носки, иначе быстро повреждается. Нитки легко вытягиваются, а сеточная основа рвется. Из-за прозрачности и легкости требует использования в одежде многослойности или комбинирования с другими тканями.

Виды по составу

Узкие кружева

Эффектные, ажурные изделия смотрятся по-разному в зависимости от вида используемых волокон. Для изготовления применяют нити хлопка, шерсти, льна, шелка и металлизированные. Для придания прочности и эластичности добавляют лайкру, эластан, полиэстер.

Текстильная промышленность предлагает полотна в белом тоне и цветные.

В зависимости от состава плетение бывает:

По плотности и ширине

Кружево широкое и узкое

Кружево может быть легким или плотным и прочным в зависимости от рисунка и типа нитей. Производится в виде полос для отделки или сплошного полотна для изготовления нарядов и предметов декора.

В магазинах тканей под кружевом понимают ажурную ленту шириной 10-100 мм. Полотно для пошива одежды называется гипюр.

Виды по плетению

Виды кружев по плетению

В зависимости от способа изготовления различают ручное и машинное кружево. Изначально оно было только результатом работы мастериц. С началом широкого применения появилось и усовершенствовалось механизированное производство на специальных машинах.

Ажурный материал классифицируется по технике и географии происхождения. Виды кружев по способу исполнения:

  • вязаное с помощью крючка или спиц;
  • узелковое, полученное методом макраме или фриволите;
  • плетенное на коклюшках;
  • шитое в игольной технике или хардангер;
  • ленточное.

Механизированное производство кружев появилось во Франции под конец XIX века. Основными представителями машинного плетения является гипюр и ажур.

Сплетенное крючком кружево делится на группы по типу инструмента.

С помощью короткого крючка получают:

  • обычное и немецкое;
  • брюггское;
  • венецианское (гипюр);
  • филейное;
  • ирландское;
  • Ретичелла;
  • Вилочное.

Длинным крючком изготавливают:

  • викторианское;
  • афганское;
  • тунисское.

Разновидности кружева

Плотное кружево

  • Популярным способом ручного вязания является крючок. Он позволяет создавать мелкие элементы из одной нити. Для работы подходит крепко скрученное сырье или тесьма. Когда-то такой стиль вязания называли тамбурным.
  • Узелковое плетение или макраме получается плотным и прочным. Имеет давнюю историю и своим возникновением обязано морскому промыслу.
  • Хартангер – это норвежское кружево из белой льняной ткани. Техника предполагает нанесение гладью контурного рисунка, а потом вырезание элементов ножницами. Паутинка с помощью стежков заполняется узорами. Базовым цветом является белый.
  • Фриволите – означает «легкий, воздушный». Плетение из Франции, получаемое кручением нитей с помощью челнока. Таким образом мастерицы создают скатерти, салфетки, бижутерию и отделку для постельного белья.
  • Ришелье – итальянское кружево, выполненное на тонком полотне. Например, на сетке, батисте, муслине или органзе. Рисунок наносится стежками разной глубины. Оставшееся незаполненным пространство основы удаляется. Плетение имеет объемный эффект с теневыми бликами.
  • Ленточное, ренессанс или меццо пунто – в отличие от традиционных способов узоры формируются лентами и украшаются игольным кружевом. По схеме подбирается материал нужной длины, ширины и цвета. Благодаря тесьме рисунок приобретает плавные, округлые переходы. Производится ручным и машинным способом.
  • Игольное кружево с классическим цветочным узором из роз, хризантем и завитков. Контур рисунка переносится с бумаги на ткань и постепенно заполняется тонкой иглой мелкими стежками.
  • Филейное кружево плетется на основе сетки с квадратными или ромбовидными ячейками. Бывает простое, косое, прямое и гипюр.

Видовое разнообразие

Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.

Французское кружево

Французское кружево

Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.

Кружева Алансонии

Кружева Алансонии

Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см 2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.

Первыми производство кружева освоили итальянские мастера в средине XVI века. Они называли полотно Punto Aria или «воздушные петли».

Ирландское кружево

Ирландское кружево

Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.

Бобинное (коклюшки) кружево

Бобинное (коклюшки) кружево

Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.

Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.

Полученное на коклюшках кружево различают:

  • численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
  • парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
  • сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.

Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.

Шантильи

Шантильи кружево

Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.

Гипюр

Гипюр разных видов

Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.

Кружева ручной работы

Кружева ручной работы

Что такое знаменитое вологодское кружево – это выразительный растительный орнамент в виде цветов, гребешков и вееров. Изготавливается из плотной нити и часто цветной.

Брюггское плетение многие сравнивают с вологодским. Его изготавливают крючком из толстой шерстяной или мохеровой нити.

Михайловское кружево – результат льняного рукоделия с отделкой цветным мулине. Рисунок состоит из фестонов, зубцов, веерных мотивов. Используется для украшения скатертей, полотенец, занавесок.

Вилочное плетение ведется крючком и вспомогательной вилкой или шпилькой. Ажурные работы получаются в фантазийном стиле.

Применение

Применение кружева

Кружевное полотно находит разнообразное применение. Воздушный материал используется для создания нарядов и платьев для торжественных событий – на свадьбу, выпускной бал, вечерний выход. Ажурные полотна успешно используют модные дизайнеры для эксклюзивных моделей.

Небольшие кружевные вещи способны украсить любую одежду и всегда пользуются спросом. Это может быть шарф или платок, палантин, воротники и манжеты.

Материал востребован для изготовления женских трусов, нижнего белья, пеньюаров, чулок и колготок. Ажурный элемент часто украшает сумочку, веер, брошь, шляпку, серьги, колье и даже обувь.

Без внимания не остался и домашний текстиль. Декоративные вставки или отделка украшают постельные комплекты, полотенца, занавески, скатерти, покрывала.

Накидки, шторы и салфетки изготавливаются полностью ажурными и украшают интерьер.

Зонтик из кружева

Кружевная ткань очень нежная и требует деликатного обращения. Для сохранения изящной структуры важно соблюдать правила ухода.

Читайте также: