Кружок бисероплетения для детей 5 7 лет

Обновлено: 02.05.2024

Бисероплетение для детей - интересная возможность попробовать себя в кропотливом, требующем аккуратности и внимательности деле.

Для развития воображения и фантазии любое рукоделие полезно. Бисероплетение - занятие, которое способно посодействовать развитию очень важных для ребенка навыков.

Чем полезно для детей плетение из бисера:

1. Развивает мелкую моторику и укрепляет мышцы пальцев.

2. Развитие координации движения.

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие образного и пространственного мышления.

5. Развитие хорошего вкуса.

6. Выработка усидчивости, терпения, сосредоточенности.

7. Развитие целеустремленности довести начатое до конца.

8. Радость от создания бисерных поделок.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам бисероплетения; развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательная: Ознакомление с историей бисероплетения; формирование знаний по основам композиции и цветоведению; обучение плетению по схемам, изменять или дополнять их; освоение техник бисероплетения.

Развивающие: Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, творческих способностей, эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные: Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

Октябрь

1. Тема: Общие сведения о бисере (30 мин)

Цель: познакомить с программой кружка, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься рукоделием

2. Тема: Материалы и инструменты, принадлежности для бисероплетения. Организация рабочего места (30 мин)

Цель: показать инструменты и материалы для бисероплетения, рассказать об их назначении, научить организовывать своё рабочее место, провести инструктаж по технике безопасности работы с проволокой и ножницами.

3. Тема: Цветоведение и композиция. Низание бусин. (30 мин)

Цель: обучение правильного подбора цвета при выполнении работы из бисера, объяснение понятий: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона. Объяснить понятие – композиция, научить строить композицию. Обучение низанию бусин.

4. Тема: Низание цепочек и браслетов (30 мин)

Цель: продолжить обучать низанию бусин на проволоку. Рассматривание поделок – украшений из бисера. Вызвать желание и интерес у детей к работе.

Ноябрь

1. Тема: Цепочка «в крестик» (30 мин)

Цель: совершенствовать умение работать с бисером путем простого низания. Познакомить с низание из бисера “в две нити”. Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать.

2. Тема: Цепочка «колечки» (30 мин)

Цель: совершенствовать умение работать с бисером путем простого низания. Познакомить с низанием цепочки “колечки”. Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать.

3. Тема: “Ромбики” и «полоски» (30 мин)

Цель: продолжить знакомить с техникой плетения цепочки «колечки». Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать.

4. Тема: Полотно «в крестик» (30 мин)

Цель: продолжить знакомить с техникой плетения «в крестик».

Декабрь

Тема: “Новогодняя елочка” (120 мин)

Цель: обучить технике «петельного плетения», умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, плести по схемам.

Январь

1. Тема: “Мышка” (60 мин)

Цель: обучить технике «параллельного плетения» плоских фигурок на проволоке, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, учить плести по схемам, подбирая необходимые оттенки, развивать художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, привить умение с пользой проводить свободное время.

2. Тема: “Зайка” (60 мин)

Цель: продолжить обучать технике «параллельного плетения» плоских фигурок на проволоке, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, учить плести по схемам, подбирая необходимые оттенки, развивать художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, привить умение с пользой проводить свободное время.

Февраль

1. Тема: “Цветы из пайеток. Фиалка” (60 мин)

Цель: уточнить знания детей о комнатных растениях. Рассмотреть фиалку в горшке, обратить внимание на листья и цветы. Познакомить детей со способом плетения цветов из фигурных пайеток.

2. Тема: Цветы из пайеток. Анютины глазки” (60 мин)

Цель: уточнить знания детей о цветах “анютины глазки”; их строении и цветовой гамме. Сформировать знания, умения, навыки по выполнению цветочной композиции из пайеток в сочетании с бисером. Познакомить с круговой техникой плетения. Способствовать воспитанию бережного отношения к красоте окружающего мира, творить красоту своими руками.

Тема: “Букет для мамы. Мимоза” (120 мин)

Цель: уточнить знания детей о мимозе. Закрепить умение плести из пайеток в сочетании с бисером в технике «пнтельного плетения». Учить видеть красоту цветочных композиций. Вызвать желание порадовать маму красивым букетом.

Апрель

Тема: Фиалки в горшке (120 мин)

Цель: продолжать упражнять детей в нанизывании бисера на мягкую проволоку. Познакомить детей с техникой “французского плетения”. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Тема: Насекомые (120 мин)

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Закрепить умение плести из бисера в различных техниках, учить красиво, выполнять плетение, правильно подбирать цвета. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность при выполнении работы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на первый квартал В сентябре проводят диагностику по экологии. ОКТЯБРЬ ЗАНЯТИЕ №1 1. К ребятам приходит доктор Айболит. 2. Дидактическая игра: Чтение стихотворения.

Перспективное планирование работы по познавательному развитию детей 6–8 лет Общая цель для всех НОД по познавательному развитию: - расширять и закреплять представления детей о мире природы, мире человека. Сентябрь1.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется «культура творческой личности».

ВложениеРазмер
programma_volshebnye_businki.docx 70.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Умка»»

по обучению детей 5 – 7 лет

Содержание направлений деятельности

Примерное тематическое планирование

Список используемой литературы

Программа «Волшебные бусинки» по обучению детей 5 – 7 лет бисероплетению

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14 «Умка»

Юридический адрес учреждения

628681, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, ул. Нефтяников, д.3/1

Основной разработчик Программы

Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида №14 «Умка» Бикчантаева Людмила Владимировна

Научить детей различным техникам бисероплетения

1. Углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения.

2. Формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.

3. Осваивать элементарные техники бисероплетения.

4. Научить правильно, организовывать рабочее место.

5. Научить работать с различными материалами: бисер, стеклярус.

6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.

7. Прививать основы культуры труда.

8. Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности.

9. Развивать зрительную и слуховую память, образное мышление.

10. Формировать эстетический и художественный вкус.

Сроки реализации Программы

Исполнители основных мероприятий Программы

Воспитатель ДОУ, педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности

Дошкольник должен знать:

• основные виды и особенности декоративно – прикладного искусства

• правила подготовки рисунка (схемы) для бисероплетения

• виды и свойства тканей, ниток и других материалов, пригодных для бисероплетения

• правила работы с бисером

Дошкольник должен уметь:

• выбирать и подготавливать материалы для бисероплетения

• работать в различных техниках бисероплетения

• применять при изготовлении изделий различные виды материалов.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).

И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.

Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы, тинейджеры плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

Актуальность программы «Волшебные бусинки» в создании условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется “культура творческой личности”.

Цель программы: Научить детей различным техникам бисероплетения.

  • углублять и расширять знания детей об истории и развитии бисероплетения;
  • формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • научить элементарным техникам бисероплетения;
  • научить правильно организовывать рабочее место;
  • научить работать с различными материалами: бисер, стеклярус;
  • прививать основы культуры труда;
  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • развивать зрительную и слуховую память, образное мышление;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.

Дошкольник должен знать:

  • основные виды и особенности декоративно – прикладного искусства;
  • основы цветоведения;
  • правила подготовки рисунка (схемы) для бисероплетения;
  • виды и свойства тканей, ниток и других материалов, пригодных для

Дошкольник должен уметь:

  • выбирать и подготавливать материалы для бисероплетения;
  • работать в различных техниках бисероплетения;
  • применять при изготовлении изделий различные виды материалов.

Отличительные особенности программы:

  • темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
  • в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
  • данная программа рассчитана на 2 года обучения (старший и подготовительный возраст).

На первом году работы дети получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения - параллельный, игольчатый, объемный. Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать сюжетные работы.

На втором этапе дети закрепляют умения и навыки работы с проволокой, полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. По окончании каждого проекта дети оформляют большую выставку.

Реализация мероприятий по программе «Волшебные бусинки» осуществляется 1 раз в неделю, продолжительностью 25 – 30 минут.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

________________«Начальная школа - детский сад № 25»__ ______________

Россия, 456227,Челябинская область, город Златоуст, улица 40-летия Победы, д. 13а

_________Т. В. Кулевич

_________ У. В. Ягупова

Приказ № 8/36-о от

Директор МАОУНШДС № 25

______ А. А. Васильева

Дополнительная общеобразовательная программа

Художественно-эстетической направленности

"Бисероплетение"

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 1 год

педагог дополнительного образования

Шулятина Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной

жизни, как растительный и животный мир

для нашего биологического существования.
Академик Д. С. Лихачёв

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности – «Бисероплетение» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание. Д анная программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного развития, повышается познавательная активность и творческая самореализация воспитанников.

Бисероплетение как вид ручного труда не включено в основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения. Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.

Предлагаемая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Цель настоящей программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам бисероплетения.

Задачи: Образовательные – ознакомление с историёй и развитием бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.

Педагогические условия. В процессе реализации программы используются разнообразные методы и формы обучения: беседа, рассказ, иллюстративный, метод проблемного изложения материала, практическая работа репродуктивного и творческого характера, коллективный анализ творческих работ. Фор­мы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастер­ской.

Принципы содержания программы

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использова­ния в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ре­бенка создание эмоциональной вовлеченности его в творчес­кий процесс, что обеспечивает естественное повышение рабо­тоспособности.

4. Деятельность: переход от совместных действий взрос­лого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

5. Вариативность: создание условий для самостоятельно­го выбора ребенком способов работы, типов творческих зада­ний, материалов, техники и др.

6. Личностно-ориентированное взаимодействие: со­здание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каж­дого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Общие принципы, содержания и технологии программы

Содержание программы ориентировано на знакомство де­тей с разнообразием бисера (бисер, бусины, стеклярус, рубка), с разными материалами (иглы, фурнитура, ножницы, цветные карандаши, бумага), а также с основными приемами их применения.

Программа предполагает широкое использование иллюст­ративного, демонстрационного материала, предметов декора­тивно-прикладного искусства; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педаго­гов, родителей для создания тематических выставок, явля­ющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Программа дополнительного образования по бисероплетению рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Всего занятий в год-33 ч. Возраст обучающихся – 5 -6 лет . Количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек , так как руководитель группы много работает индивидуально с каждым.

Занятия комплексные, интегриро­ванные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными. Занятия целесообразно проводить с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена на протяжении нескольких занятий. В группу зачисляются дети, чьи родители изъявили желание посещать данный кружок. Планируя занятия, педагог может выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учи­тывая оснащенность и специфику творческой мастерской.

Занятия могут проводиться в групповой комнате или в спе­циально оборудованном помещении детского сада. Формы за­нятий должны быть подвижными, разнообразными и менять­ся в зависимости от поставленных задач.

Условия для занятий :

1. Занятия проходят в специально оборудованном помеще­нии.

2. Подбор материала и инструментов для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно-художественного матери­ала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью акти­визации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

4. Изготовление картотеки гимнастики для глаз, пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Составление фонотеки — подбор классических произве­дений, детского репертуара для музыкального фона, сопро­вождающего творческую деятельность детей.

6. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.

Одним из способов достижения цели программы является непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения бисероплетением.

Ожидаемые результаты

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать :

основы композиции и цветоведения,

классификацию и свойства бисера,

основные приёмы бисероплетения,

условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,

составлять композиции согласно правилам,

классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,

в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, иглами,

чётко выполнять основные приёмы бисероплетения,

изготавливать украшения, плоские фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов,

выполнять отдельные элементы и сборку изделий,

хранить изделия из бисера согласно правилам.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей осуществляется с помощью диагностики в несколько этапов:

поступление детей в группу,

в конце года обучения.

Форма подведения итогов реализации образовательной программы является выставка творческих работ дошкольников по бисероплетению .

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения навыков бисероплетения

Задание: «Сплети игрушку».
Цель задания: определить уровень умения плести из бисера плоскостные фигурки по заданной схеме.
Материалы: бисер мелкий, средний разного цвета, проволока, ножницы, салфетка.
Инструкция к проведению задания: детям показываются игрушки из бисера одинакового уровня сложности, где сочетаются знакомые техники плетения – параллельное, петельное, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают бисер нужного цвета и размера, проволоку, подготавливают рабочее место и начинают плести.
Анализ результатов:
Показатели:
- умение готовить рабочее место;
- умение самостоятельно выбирать необходимый материал;
- умение работать со схемой;
- владение техникой параллельного плетения;
- владение техникой петельного плетения;
- эстетичность.

Определение уровня усвоения навыков бисероплетения у дошкольников

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Н. Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов. И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей».

М. И. Кольцова, Е. И. Исена, А. В. Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т. д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А. А. Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, почувствовать радость творчества».

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы :

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы :

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

- подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска);

- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

- аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к

себе, вперед, вверх, убирать иглу в игольницу;

- правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т. д.

Методические рекомендации к программе.

• Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы, по основным напрвлениям содержания программы.

• В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически.

• Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.

• На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

• Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.

• Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

• Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки.

• Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

• С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.

• Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать специальные выставки детских работ.

Содержание программы.

1 год обучения- 30 часов

1. История бисероплетения. Виды бисера. – 1 час 40 мин.

Рассказ об истории появления украшений из стекла, бус и бисера. О появлении бисера на Руси, о том какие предметы декоративно-прикладного творчества делались и делаются сейчас в технике бисероплетения. Знакомство с видами, достоинствами и недостатками бисера. Демонстрация иллюстраций и образцов. - 1час 15 мин.

2. Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности. - 1час 15 мин.

Теория. Правильная организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

3. Техника простого низания бисера на леску и проволоку. – 2 часа 5 мин.

4. Техника «параллельное плетение» и его возможности – 24 часа.

Теория. Принцип плетения на проволоке. Способы плетения в технике «параллельное плетение» на проволоке. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности «параллельного плетения» для украшения интерьера и внешнего облика человека.

Практика. Выполнение упражнений по выплетанию отдельных деталей и скреплению их.

5. Знакомство с техникой плетения «колечки». – 1 час.

Теория. Принцип плетения на леске. Способы плетения в технике «колечки» на леске. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности техники плетения «колечки» для украшения интерьера и внешнего облика человека.

Организация выставок детских работ по окончании каждого проекта.

2год обучения- 36 часов.

1. История бисероплетения. Виды бисера. – 1 час

Теория. Рассказ об истории появления украшений, стекла, бус и бисера. О появлении бисера на Руси, о том какие предметы декоративно-прикладного творчества делались и делаются сейчас в технике бисероплетения. Знакомство с видами, достоинствами и недостатками бисера. Знакомить со способом плетения на леске «крестик». Демонстрация иллюстраций и образцов.

Практика. Плетение украшений для кукол способом плетения на леске «крестик».

2. Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности. - 2 ч.

Теория. Правильная организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Продолжать знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

3. Метод «параллельное плетение» и его возможности. - 33 часа

Теория. Принцип плетения на проволоке. Способы плетения в технике «параллельное плетение» на проволоке, создание объемной фигурки. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности «параллельного плетения» для украшения интерьера и внешнего облика человека.

Практика. Выполнение упражнений по выплетанию отдельных деталей и скреплению их, создание объемной игрушки.

Организация выставок детских работ по окончании каждого проекта.

Специфика дошкольного возраста не предполагает жестко регламентированного (как в школьной практике) учебного плана, поэтому в программе предлагаются примерные тематические планы работы с детьми.

Список используемой литературы:

1. «Бисер. Уроки, приемы и схемы» - Н. Л. Ликсо.

2. «Бисер. Игрушечки». – Берлина Н. А., Mari – ClaudeBurel «Petitsanimauxsenperles» (30 моделей из бисера).

3. Дошкольное педагогика №8 2008г.

4. Домоводство для девочек – «Все о бисере» - М. С. Зимина.

5. «Игрушечки из бисера»- Изд. «Культура и традиции». - Москва.

6. «Книга для девочек – «Украшения из бисера и бусин»- Е. П. истратова.

7. «Объемные фигурки из бисера» - ИзабельКасап – Селье.

8. Фигурки и игрушки из бисера ГёрС. ,Кох С. ,Рёр Г. ,РёрГ. ,СоболеваО. ,Серке А. Астрель, «Академия развития,», «АСТ «Подарок своими руками»

Дополнительная общеобразовательная программа художественного направления. Кружок по бисероплетению МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая.

Фотоотчет о работе кружка по бисероплетению

Фотоотчет о работе кружка по бисероплетению Однажды увидев на Ярмарке Мастеров изделия из бисера, я буквально влюбилась в это искусство и решила попробовать себя в бисероплетении.

План-конспект занятия №2 кружка по бисероплетению «Бусинка» Сентябрь Занятие №2. Тема: «Виды бисера. Калибровка бисера» Цель: познакомить детей с разновидностями бисера. Учить различать бисер по размеру.

Программа фольклорного кружка «Ивушка»

Программа фольклорного кружка «Ивушка» Введение Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление.

Программа кружка «Логоритмика» Программа кружка «Логоритмика». воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова Н. Г. Карпенко Пояснительная записка Актуальность.

Программа танцевального кружка МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Рабочая программа кружка «Краеведы» Утверждаю Зав. МБДОУ ДС № 15 ___Т. М. Денисенко __ ___ 2015 г Рабочая программа кружка «Краеведы» на 2015-2017 учебный год.

Рабочая программа кружка «Обучалочка» Рабочая программа кружка «Обучалочка» На 2016 – 2017 уч. год Содержание 1. Пояснительная записка 2. Календарно – тематический план 3.

Рабочая программа кружка «Забавушка» Пояснительная записка Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные возможности. Фольклор - это и.

Тематический план работы кружка по бисероплетению в ДОО План работы кружка по бисероплетению «Бусинка» 1 год обучения (старшая группа) 2016-2017 учебный год 1. Знакомство с искусством бисероплетения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.

Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.

Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе. А на 8 – Марта подарить цветы из бисера маме.

Актуальность:

1. Занятия в кружке по бисероплетению способствуют развитию творчества, воображения, пространственного мышления, художественного вкуса, эстетических чувств;

2. Знакомят с особенностями художественного языка;

3. Развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

4. По желанию ребёнка бисер и бусинки могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.

5. Способствуют обогащению словаря;

6. Способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук;

7. Развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её.

Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через увлекательное искусство плетение из бисера. Приобщение детей к основам рукоделия и ознакомление с историей промысла. Обеспечение досуга детей.

Задачи:

-научить приемам бисероплетения;

-научить работать по схеме, дополнять или изменять её, составлять свою;

-обогащать речь детей, расширять словарный запас.

-Способствовать развитию внимания, мышления, памяти;

-Развивать физические качества у детей;

-Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями;

-Содействовать развитию эстетических чувств.

-Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

-Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему своей культуры;

-Приобщить детей к основам рукоделия.

Формы реализации программы:

- Беседа с детьми

- Показ Воспитателем способы действия

Принципы содержания программы:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.

В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Условия для занятий в кружке «Бусинка»:

1. Занятия проходят в групповой комнате.

2. Подбор материала для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.

5. Подбор комплекса упражнений для глаз.

6. Подбор репродукций, открыток, работы мастеров.

7. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

Основные ожидаемые результаты:

1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.

2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

3. Стремление детей к созданию украшений для кукол, для себя и близких.

4. Усвоение правил техники безопасности на рабочем месте.

Содержание программы «Бисероплетение»

1. Тема: Общие сведения о бисере (30 мин)

Цель: Познакомить с программой кружка, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься рукоделием

1. История возникновения бисера и бисероплетения

2. Правила техники безопасности.

Уметь: безопасно работать с проволокой, ножницами.

Беседа «История возникновения бисера и бисероплетения». Знакомство с программой обучения. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.

2. Тема: Материалы и инструменты, принадлежности для бисероплетения. Организация рабочего места (30 мин)

Цель: Показать инструменты и материалы для бисероплетения, рассказать об их назначении, научить организовывать своё рабочее место, провести инструктаж по технике безопасности работы с проволокой и ножницами.

Знать: Инструменты и материалы для бисероплетения, их назначения

Уметь: Организовывать своё рабочее место, безопасно работать с проволокой, ножницами

3. Тема: Цветоведение и композиция. Составление узоров и схем (30 мин)

Цель: Обучение правильного подбора цвета при выполнении работы из бисера, объяснение понятий: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона. Объяснить понятие – композиция, научить строить композицию. Обучение плетению по схеме.

Знать: Понятия: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона, композиция

Уметь: Строить композицию, плести по схеме

4. Тема: Низание цепочек и браслетов (150 мин)

Цель: Познакомить детей с приёмами нанизывания бисера на леску. Рассматривание поделок – украшений из бисера. Вызвать желание и интерес у детей к работе.

Знать: Приёмы нанизывания бисера на леску

Уметь: Самостоятельно нанизывать бисер на леску

Тема: Фенечки (240 мин)

Цель: Показать несколько способов плетения. Совершенствовать умение работать с бисером путем простого низания. Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

Знать: Способы плетения на леске

Уметь: Работать с бисером, самостоятельно выполнить работу

Тема: Ёлочные игрушки (240 мин)

Цель: Обучить технике плетения объемных фигурок на леске, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, развивать художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, привить умение с пользой проводить свободное время.

Знать: Технику плетения объемных фигурок на леске

Уметь: Нанизывать бисер по счёту, определять количество бисера в одном элементе

Тема: Необычное дерево (240 мин)

Цель: Познакомить детей с новой техникой плетения – петельное плетение. Обучить технологии изготовления дерева из бисера на проволочной основе. Развивать внимания, воображения, творческие способности.

Знать: Новую технику плетения – петельное.

Уметь: Самостоятельно изготовить дерево на проволочной основе петельной техникой

Тема: Розы для мамы к празднику (240 мин)

Цель: Продолжать упражнять детей в нанизывании бисера на мягкую проволоку. Познакомить детей с французским способом плетения. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Знать: Французский способ плетения путём нанизывания бисера на проволоку

Уметь: Выполнить самостоятельно работу французским способом плетения

Тема: Весенняя фантазия (240 мин)

Цель: Повторить французский способ плетения. Познакомиться с новым способом плетения – параллельным. Учить видеть красоту цветочных композиций. Учить плести по схемам, подбирая необходимые оттенки. Вызвать желание порадовать маму красивым букетом.

Знать: Параллельный, французский способы плетения

Уметь: Видеть красоту цветочных композиций, плести по схемам

1. Тема: Пасхальное яйцо(120 мин)

Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями подготовки. Вспомнить способ простого нанизывания на леску. Развивать художественный вкус, эстетические чувства. Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.

Знать: Историю праздника пасхи.

Уметь: Нанизывать бисер на леску

2. Тема: Весенняя картина (120 мин)

Цель: Сформировать знания, умения, навыки по выполнению мозаики из бисера. Развивать способности через активную учебно-познавательную деятельность. Способствовать воспитанию бережного отношения к красоте окружающего мира, творить красоту своими руками.

Знать: Способ выполнения мозаики из бисера

Уметь: Самостоятельно выполнить весеннюю картину из бисера

Тема: Насекомые (240 мин)

Цель: Уточнить знание детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Повторить умения и навыки работы с бисером, учить красиво, выполнять плетение, правильно подбирать цвета. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность при выполнении работы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Знать: Насекомых и их характерные признаки, вспомнить различные способы плетения

Уметь: Красиво выполнить плетение, правильно подбирать цвета.

Рабочая программа кружка МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227" Саратов 2014-2015уч. г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Читайте также: