Лесть как кружево плели средство выразительности

Обновлено: 30.04.2024

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое "как кружево плесть" в других словарях:

Как кружево плесть — Какъ кружево плесть ( тонко). Ср. Женщины за недостаткомъ ума. посредствомъ хитрости плетутъ какъ кружево, свою домашнюю политику. И. А. Гончаровъ. Обломовъ. Ср. Кому нужда, тѣмъ спесь, лежи они въ пыли. А тѣмъ, кто выше лесть какъ кружево… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

плести — (иноск.) болтать Кружево (языком) плести (иноск.) льстить Ср. А коли ты посланником прислан, так басен то не плети! Не малым ребятам сказки сказываешь . Мельников. В лесах. 4, 7. См. как кружево плесть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Плести — (иноск.) болтать. Кружево (языкомъ) плести (иноск.) льстить. Ср. А коли ты посланникомъ присланъ, такъ басень то не плети! Не малымъ ребятамъ сказки сказываешь. Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 4, 7. См. Как кружево плесть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

в сердце льстец всегда отыщет уголок — Лестью и душу вынимают. Ср. Обольстить (обмануть лестью). Ср. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Крылов. Ворона и Лисица. См. как кружево плесть. См. льстец под… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

В сердце льстец всегда отыщет уголок — Въ сердцѣ льстецъ всегда отыщетъ уголокъ. Лестью и душу вынимаютъ. Ср. Обольстить (обмануть лестью). Ср. Ужъ сколько разъ твердили міру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрокъ, И въ сердцѣ льстецъ всегда отыщетъ уголокъ. Крыловъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Равно презрен и лесть внимающий и льстец; Наемная хвала — бесславия венец — Равно презрѣнъ и лесть внимающій и льстецъ; Наемная хвала безславія вѣнецъ. М. В. Милоновъ. Къ Рубеллію. Ср. Хвалы приманчивы; какъ ихъ не пожелать. Крыловъ. Обезьяна. Ср. Si les hommes ne se flattaient pas les uns les autres, il n’y aurait guère … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПЛЕСТИ — и плесть, плетать что, вить, перевивать, решетить впереборку, пропуская под низ и наверх; | сращивать. Косу попросту в три пряди плетут, а по ученому и больше. Лапти плести, на хлеб не выплести. Мастера немцы корзины плести. Балахонки дослепу… … Толковый словарь Даля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Музыкальные средства выразительности

Методическая разработка урока музыки в 3 классе. Цель:Развитие и закрепление темы «Средства выразительности в музыке». Задачи: - научить определять динамические оттенки; - позн.

«Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

Урок по теме «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ» проведен в 10 классе. Цели: 1)Повторить, расширить и обобщить знания по темам «Синтаксис» и «Текст». 2) Ра.


Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к.


Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово.

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах.


Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3.


Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Средства выразительности в «Слове о полку Игореве» присутствуют в большом количестве. Знаменитое произведение было написано в последней четверти седьмого века. Неизвестный автор постарался максимально красочно описать Русь. Придать ее образу выразительность, особенность помогают постоянные эпитеты в «Слове о полку Игореве». В тексте встречается множество сравнений, олицетворений, метафор.

Киев – центр русской земли, описан автором жизненно, оригинально. Структура всего произведения построена на контрастных соотношениях. Писатель использует народный, поэтический язык, совмещая его с книжными элементами. Это позволяет сформировать уникальный, своеобразный стиль. Народный художественный опус относительно небольшой по размеру, однако отличается богатым содержанием, оригинальной стилевой концепцией.

Эпитеты в произведении «Слово о полку Игореве» гармонично соединяются с феодальной символикой, военными оборотами дружины. Автор упоминает стремена, копья, стяги, мечи и другие атрибуты.

Слове о полку Игореве

Олицетворения в «Слове о полку Игореве»

Олицетворением называют разновидность литературного инструмента. Он используется для наделения неодушевленных предметов человеческими качествами, способностями. Олицетворение вставляется в предложение для придания тексту яркости, передачи эмоционального состояния героев, природы, птиц, животных. В рассказе про полок Игорев употребляются следующие олицетворения:

  • Кровавые зори свет поведают;
  • Соловьиное пение уснуло;
  • Никнет трава;
  • Веселье развеивается;
  • Тоска разливается;
  • Молнии трепещут.

Сравнения в «Слове о полку Игореве»

Русский язык позволяет использовать сравнения для создания максимально точного представления о персонаже, природе, обстановке, ситуации. Сравнения помогают читателю представить изображение яснее.

Сравнение – стилистическая концепция, используемая в литературе. Автор сопоставляет два или несколько предметов, образно проводя между ними параллель. Это достаточно сложное задание для писателя. Важно правильно составить уравнительную взаимосвязь. Литературное средство добавляет тексту необычность, оригинальность. Рассмотрим на примере «Слова о полку Игореве»:

  • Разбрелись полководцы, как пардусов выводок;
  • Ярославна – кукушка;
  • Скачет, как серый волк;
  • Поскакать горностаем.

Автор сравнивает русских воинов с соколами, Полоцкого – с волком. По тексту произведения Игорь часто приравнивается к животным, могучим героям.

Эпитеты в «Слове о полку Игореве» – примеры

Эпитеты в «Слове о полку Игореве» выступают в роли важного художественного определения. С их помощью автор описывает различные явления, людей, ситуации в ярком, эмоциональном контексте. Средство выразительности относится к одному конкретному слову. Оно используется для создания выразительного отображения. Эпитет – наречие, существительное, прилагательное.

Особенность художественного приема – неожиданная область использования слова. Как показывает тест, эпитеты являются наиболее частыми средствами выразительности, употребляемыми в литературе. Примеры из «Слова о полку Игореве»:

  • Молодой месяц;
  • Дерзко тело;
  • Серебряные берега;
  • Каленые стрелы;
  • Чистое поле;
  • Кровавые зори.

Метафоры в «Слове о полку Игореве» – примеры

Метафоры в «Слове о полку Игореве» помогают выделить основные моменты произведения, передать чувства персонажей. Средство выразительности переносит название, явление, действие реального объекта на другой предмет. Обязательно наличие общих качеств между предметами. Допускается контрастное использование.

Литературный прием часто путают со сравнением. Метафора проводит скрытое сравнение явлений, людей, предметов. Например: земля – кормилица. Сравнение – открытое сопоставление вещей. Рассмотрим метафоры в произведении:

Обещанные примеры, набранные для изучения тропов с детьми. Спасибо А.С.Грибоедову.

6 примеров антитезы:
Упал он больно, встал здорово.
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
Кто служит делу, а не лицам.
Дома новы, но предрассудки стары.
Я правду об тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи.

Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.

и 8 (!) примеров градации, а ведь она редкая гостья:

Принять его, позвать, просить, сказать, что дома,

Что очень рад. Пошел же, торопись.
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Чтоб мыслям были всем, и всем его делам Душою - вы, вам угожденье.
Чтоб равнодушнее мне понести утрату, Как человеку вы, который с вами взрос, Как другу вашему, как брату, Мне дайте убедиться в том;
А! знаю, помню, слышал.
Хлестова Шампанское стаканами тянул. Наталья Дмитриевна Бутылками-с, и пребольшими Загорецкий (с жаром) Нет-с, бочками сороковыми.
А у меня к тебе влеченье, род недуга, Любовь какая-то и страсть, Готов я душу прозакласть, Что в мире не найдешь себе такого друга, Такого верного, ей-ей; Пускай лишусь жены, детей, Оставлен буду целым светом, Пускай умру на месте этом, Да разразит меня Господь.
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.
В Сенат подам, министрам, государю. . Не говоря уже о:
литоте ("шпиц, не более наперстка"),
переводе собственных имен в нарицательные
( В нем Загорецкий не умрет! Молчалины блаженствуют на свете!)
и прочих метафорах-сравнениях-гиперболах и т.д.

Нашелся также один оксюморон, причем ситуационный, окказиональный: Потом, подумайте, член Английского клуба, Я там дни целые пожертвую молве Про ум Молчалина, про душу Скалозуба.
В общем, благодатный материал для работы с детьми.

Произведение создано в 1915 году. Сергей Александрович Есенин вступил в гражданский брак и впервые стал отцом. К большим переменам в жизни поэта привел и его переезд в Петроград, где он расширил круг общения в литературной сфере, в том числе и познакомился с Александром Блоком.

Автор в творении объединяет тему красоты природы с православной духовностью населения Руси. Для лирического героя окружающий мир и религия представляют одно целое. Вера и любовь невидимы, но они наполняют каждый сантиметр родного края. Поэт испытывает искренние и сильные чувства к российской земле.

Читайте по теме:

Композиция

В основе стихотворения разностопный ямб и перекрестная рифмовка. Произведение состоит из шестнадцати строк. Первые три строчки вынесены в отдельную строфу, в которой содержится нежное обращение к своей стране. Остальная часть не делится на абзацы. В ней поэт чередует отсылки к библейским сюжетам с описанием прекрасных природных картин.

«Тебе одной плету венок»– удивительное творение Есенина, где религиозная тематика гармонично переплетется в пейзажной лирике.

Средства выразительности

Тропы создают интересные образы и помогают донести идею автора по читательской аудитории.

Читайте по теме:

Эпитеты

«Стежку серую», «тропинка склизкая», «болотная купель» - определения точно характеризуют то, что видит герой.

Олицетворение

«Тебе плету», «тебя люблю», «звенит купель» - живой дух присутствует повсюду, а Родина приобретает черты женского образа.

Метафоры

«Ты вся далекая и близкая», «крылато дующих», «цветет купель» - произведение очень метафорично и не может оставить читателя равнодушным после прочтения.

Читайте также: