Новгородское плетение из бересты

Обновлено: 03.05.2024

Плетение из бересты пришло к нам из глубокой древности. Плетеные изделия делают из ленты, которую вырезают из берестяного пласта или снимают с берёзы, используя спиралеобразный способ.

Существует два вида плетения: косое и прямое в зависимости от того, какой угол образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое, которое является основным видом плетения, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Плетеные изделия разнообразны по форме и по размерам. Это может быть маленькая солонка или огромный заплечный короб или корзина, для переноски тяжестей, изящные шкатулки и вазочки, детские игрушки, лапти.

Техника плетения бересты используется для изготовления бытовой берестяной посуды и утвари, в которой удобнее и полезнее сохранять продукты, т.к. в такой таре продукты «дышат», а береста обладает бактерицидными свойствами.

Увидеть, выбрать и купить плетеные берестяные изделия можно, просматривая карточки ниже.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.


Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. При раскопках в Новгороде, проходивших под руководством А.В. Арциховского, было найдено более четырехсот берестяных грамот, относящихся к XII–XIV векам. Народности Сибири – ханты и манси – для превращения бересты в писчий материал кипятили ее в воде. Эти же народы во время медвежьих праздников надевали слегка подкрашенные берестяные маски.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI веков. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Испокон веков использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. В каждой северной крестьянской избе на надлавочнице (полка) хранился клубок берестяной заготовки. Смастерить пастуший рожок, «подкотельник» (подставка под котелок), сплести берестяной мячик или птичку детям на забаву (тот же мячик с камешком внутри превращался в погремушку для самого маленького в семье) – все это было делом обычным.

На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, туеса (короба) для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу и многое другое. Из берёсты делали чехлы для луков и колчаны (тулы) для стрел. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами).

В крестьянском быту было очень много берестяных изделий. Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготовлялись из бересты. Они были основой будничной, а в некоторых районах и праздничной летней обувью. Иногда их носили зимой. Старинные лапти делали с одной острой пяткой, а позже возник новый тип – с двойной пяткой, с заострениями по углам. Наиболее распространен «московский» тип лаптей. Их плели с крупной головкой и толстыми бортами. А вот на северо–западе (в Псковской и Новгородской губерниях) был распространен «северный» тип лаптей. Северные лапти плели косым плетением, с низкими бочками.

В жизни крестьян большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солонка. На севере ее часто плели из бересты или корней. Соль – продукт в старину очень ценный и связанный с целым рядом народных обрядов и суеверий. Солонки должны быть устойчивыми или плотно закрываться. Разнообразию форм даже одного этого вида посуды можно удивляться и судить о богатой фантазии крестьянских мастеров. Бытовали солонки в виде коробочки с крышкой, в форме бутылочки, в виде кобуры. Такую закрытую солонку было удобно брать с собой в дорогу, в лес, на рыбную ловлю. Очень распространена солонка в виде уточки. Когда-то утицу воспринимали люди как покровительницу дома, семьи. На скатерть свадебного стола солонку-утицу ставили первой. В Архангельской губернии финский исследователь Н. Валонен наблюдал даже рукомойник, плетенный из бересты в виде уточки.


Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Республиках Башкортостане, Коми и Якутии.

Основными способами декорирования берестяных изделий у разных народов являются роспись, тиснение и резьба, которые уже были известны в середине XVIII века.

Роспись на бересте широко распространена на Севере. Особое развитие получил графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.


Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику - на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Большую известность получила шемогодская прорезная береста. В течение многих лет она была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную (шкатулка) или токарную (бурачок) заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с изображением птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, блюд. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. Характерно сочетание элементов якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир.


Кировская область славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в XVII веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья XVIII – XIX столетия. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков (сосуд из берёсты цилиндрической формы) на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.

Библиотека работает
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Последний день месяца -
Санитарный день 1, 2, 8, 9 мая - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
2, 3, 4 марта: с 09.00 до 19.00
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
Библиотека работает
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта -
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Санитарный день Последний день месяца -
В СВЯЗИ СО СЛОЖНОЙ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
с 8 по 28 февраля 2022 года Библиотека работает
понедельник - пятница: с 10.00 до 18.00
суббота, воскресенье - выходные дни
4, 5 января - с 10.00 до 17.00
30 декабря: санитарный день
31 декабря, 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 января –
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
--->

Библиотека работает
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Последний день месяца -
Санитарный день 1, 2, 8, 9 мая - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
2, 3, 4 марта: с 09.00 до 19.00
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
Библиотека работает
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта -
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Санитарный день Последний день месяца -
В СВЯЗИ СО СЛОЖНОЙ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
с 8 по 28 февраля 2022 года Библиотека работает
понедельник - пятница: с 10.00 до 18.00
суббота, воскресенье - выходные дни
4, 5 января - с 10.00 до 17.00
30 декабря: санитарный день
31 декабря, 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 января –
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
--->

С 1991 года в областном Доме народного творчества работает мастерская плетения из бересты. Приоритетными направлениями деятельности мастерской стали:

  • исследовательская работа, по изучению состояния и развития мужских ремесел Новгородской области,
  • освоение различных техник плетения из бересты, характерных для новгородской деревни XIX – первой половины XX вв.,
  • сбор этнографических подлинников и изготовлению аналогов.

В фонде мастерской находится более 500 экспонатов. Это богатая коллекция этнографических образцов домашней утвари, посуды, обуви, привезенная из экспедиций по территории Новгородской области, а также копий подлинников, изготовленных руками нынешних мастеров. Эти предметы – бесценный наглядный материал для трансляции традиций ремесла нашим современникам. Большой интерес у посетителей мастерской вызывает коллекция современной плетеной игрушки из бересты.

На базе мастерской более десяти лет работает студия «Береста» для взрослых. На занятиях изучаются традиционные приемы плетения из бересты, разрабатываются современные формы. Участники студии активно участвуют в выставках, ярмарках и других мероприятиях, которые проводит для жителей и гостей города областной Дом народного творчества.
На базе мастерской проводятся семинары-практикумы по обучению плетению из бересты работников районных и сельских учреждений культуры Новгородской области и других регионов. В основном это руководители кружков и студий декоративно-прикладного творчества. Программа обучения плетению из бересты рассчитана на три года. За время занятий учащиеся приобретают навык работы с берестой, осваивают различные техники плетения, процесс обучения идет от простых изделий к более сложным. На занятиях происходит обмен опытом работы, материалами этнографических экспедиций.

Сегодня мастерской руководит ведущий методист отдела ремесленной культуры Ильина Лариса Александровна.

Мастерская доступна для всех желающих. Здесь можно получить интересную информацию об истории ремесла, советы по использованию берестяной утвари в быту, всего за 40 минут обучиться основным приемам берестоплетения. Опытный мастер поможет сделать вам на выбор шаркунок, закладку в книгу, берестяную бусинку или рождественскую звездочку…

Читайте также: