Плетение из лозы корня рогоза

Обновлено: 25.04.2024

Яндекс.Погода

Плетение из лозы, корня, рогоза.

Плетение из лозы, корня, рогоза.

Плетение - это одно из старинных ремесел.
Тысячелетиями совершенствовались приемы и способы плетения,
по наследству передавались секреты мастерства этого искусства.

Чем привлекает это мастерство, так это тем, что люди легко приспосабливали
его к потребностям своей жизни.
Разнообразие плетеных изделий удивительно: от жилищ до шляпок и шляп,
от плетеных кошевок до мебели и тары.
Ошибаются те, кто считает, что плетение уходящее ремесло.
Да мало остается мастеров, знающих все секреты этого
удивительного искусства.
Но спрос на плетеные изделия не ослабевает, возрождаются центры
по изучению и обучению этому ремеслу.
Основное достоинство этого ремесла состоит в том, что мастерской
может служить любое помещение, не требующее особых условий.
В теплое время мастерской может быть сад, берег пруда, реки, лес.

Работы производятся с применением экологически чистым
природным материалом, растущим повсеместно.
Самые древние плетения встречаются в культурах Ближнего Востока,
даже в пирамидах Египта отлично сохранилась плетеная мебель.

Древние римляне применяли технику плетения при изготовлении
боевых щитов, прочные лестницы.
Изготавливали из прутьев ивы, корней деревьев мебель, предметы быта.
В богатых дворцах Европы стояла позолоченная плетеная мебель.

Особенно золочение применялось во Франции.
В России также были свои мастера золочения и серебрения
деревянных и плетеных изделий.
Славятся своими мастерами Поволжье, Костромская, Владимирская обл.,
a какие мастера были в Кинешме, создающие настоящие произведения
искусства, востребованные и в наше время.
Развитие плетения в основном зависело от естественных зарослей ивы, но в
настоящее время применяется искусственное выращивание
на специальных плантациях.
С течением времени изменялись и отрабатывались все новые и
прогрессивные методы плетения.

Применялись все новые материалы, например в Англии применяется
ратан завозимый из Юго-Восточной Азии.
Изделия из него часто поставляются в нашу страну из Вьетнама.
Плетение - этот традиционный индейский промысел сейчас приобрел
вполне современные формы.
Применение техник плетения из ленты ратана достигают порой
небывалого эффекта.
Сложные и порой головоломные переплетения достойно могут
именоваться произведениями искусства.
Так что плетение можно причислить к наиболее простым и полезным
занятиям на досуге, приносящее не только радость творчества,
но и приносящим определенную пользу и доход.
Научиться технике плетения не так уж и трудно, труднее достичь
высот настоящего мастерства, которое приходит со временем.

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты

Яндекс.Погода

Плетение из лозы, корня, рогоза.

Плетение из лозы, корня, рогоза.

Плетение - это одно из старинных ремесел.
Тысячелетиями совершенствовались приемы и способы плетения,
по наследству передавались секреты мастерства этого искусства.

Чем привлекает это мастерство, так это тем, что люди легко приспосабливали
его к потребностям своей жизни.
Разнообразие плетеных изделий удивительно: от жилищ до шляпок и шляп,
от плетеных кошевок до мебели и тары.
Ошибаются те, кто считает, что плетение уходящее ремесло.
Да мало остается мастеров, знающих все секреты этого
удивительного искусства.
Но спрос на плетеные изделия не ослабевает, возрождаются центры
по изучению и обучению этому ремеслу.
Основное достоинство этого ремесла состоит в том, что мастерской
может служить любое помещение, не требующее особых условий.
В теплое время мастерской может быть сад, берег пруда, реки, лес.

Работы производятся с применением экологически чистым
природным материалом, растущим повсеместно.
Самые древние плетения встречаются в культурах Ближнего Востока,
даже в пирамидах Египта отлично сохранилась плетеная мебель.

Древние римляне применяли технику плетения при изготовлении
боевых щитов, прочные лестницы.
Изготавливали из прутьев ивы, корней деревьев мебель, предметы быта.
В богатых дворцах Европы стояла позолоченная плетеная мебель.

Особенно золочение применялось во Франции.
В России также были свои мастера золочения и серебрения
деревянных и плетеных изделий.
Славятся своими мастерами Поволжье, Костромская, Владимирская обл.,
a какие мастера были в Кинешме, создающие настоящие произведения
искусства, востребованные и в наше время.
Развитие плетения в основном зависело от естественных зарослей ивы, но в
настоящее время применяется искусственное выращивание
на специальных плантациях.
С течением времени изменялись и отрабатывались все новые и
прогрессивные методы плетения.

Применялись все новые материалы, например в Англии применяется
ратан завозимый из Юго-Восточной Азии.
Изделия из него часто поставляются в нашу страну из Вьетнама.
Плетение - этот традиционный индейский промысел сейчас приобрел
вполне современные формы.
Применение техник плетения из ленты ратана достигают порой
небывалого эффекта.
Сложные и порой головоломные переплетения достойно могут
именоваться произведениями искусства.
Так что плетение можно причислить к наиболее простым и полезным
занятиям на досуге, приносящее не только радость творчества,
но и приносящим определенную пользу и доход.
Научиться технике плетения не так уж и трудно, труднее достичь
высот настоящего мастерства, которое приходит со временем.

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты

Яндекс.Погода

Заготовка корней сосны, рогоза, камыша,ситника.

Заготовка корней сосны, рогоза, камыша,ситника.

Их заготавливают в июле - августе.
В это время корни эластичны, хорошо очищаются и разделываются по длине.
Для плетения пригодны корни толщиной от 1 мм до 3 см.
Сосну (в возрасте 10- 30 лет) окапывают в радиусе до 5 м на глубину 20-40 см. Обнаруженные корни обрубают и вытягивают крюком.


Подойдут для работы и корни вывороченных деревьев.
Заготовленные корни очищают от коры щемилкой или протянув через отверстия,
заранее просверленные в доске.
Толстый корень расщепляют с помощью щепала на равные части, а тонкие
используют в плетении целыми.
Подготовленные таким образом корни сортируют по толщине и длине, связывают
в пучки и хранят в прохладном, слегка влажном помещении.
Перед использованием корень предварительно размачивают в воде комнатной температуры, а затем заворачивают в мокрую тряпку.

В лозоплетении наряду с ивовым прутом кроме корней сосны довольно часто
применяются некоторые виды болотных растений - рогоз, камыш, ситник и др.

Эти материалы используют в комбинации с лозой или отдельно.
Заросли рогоза встречаются на мелководье рек, озер, прудов.
Стволик тонкий и прямой, заканчивающийся темно-коричневым бархатистым початком. Листья саблевидные.
Наиболее распространены рогозы широколистный (высота до 2,5 м и ширина до 2,5 см)
и узколистный (высота до 3 м и ширина листьев до 1 см).
Заготовляют рогоз летом или осенью.
Рогоз летней заготовки - зеленый, осенней - бурый.
Чтобы сохранить зеленый цвет и эластичность, рогоз сушат в тени.
Из его листьев плетут корзинки, циновки, коврики.


Камыш для изготовления плетеных изделий используют чаще всего
широколистный или узколистный.
Высота его стебля составляет от 0,8 до 4 м.
Срезают камыш в конце августа и в сентябре, как только пожелтеют листья,
причем только ту часть стебля, которая находится в воде и 20 см над водой.
Сушат в тени.
Для плетения корзин используют камышовую косу, сплетенную из трех стеблей.
При изготовлении мебели камыш комбинируют с ивовым
прутом или другими материалами.

Ситник произрастает на заливных лугах, по берегам рек, на заболоченных участках. Стебли цилиндрические, полые, длиной до 1 М.
В плетении используются, как основной и вспомогательный материал при
изготовлении циновок, корзинок, сувенирных изделий.
Заготовленные стебли болотных растений перед хранением надо просушить в естественных условиях (не у отопительных приборов!), разбросав,
например, на чердаке или развесив пучками под навесом:
от солнца стебли выгорают, теряя натуральный красивый цвет,
и становятся слишком хрупкими.
Нельзя хранить стебли в полиэтиленовых мешках - от этого они покроются
черными пятнами, станут пористыми и непригодными для работы.
Во время работы стебли могут оставаться завернутыми в мокрую ткань
не более суток, иначе они потеряют хороший цвет.
Чтобы подготовить стебли к работе, их следует подержать в воде 10 мин.
Намокшие стебли заворачивают в мокрую плотную ткань и выдерживают так 2 - 3 часа. Нельзя вымачивать стебли слишком долго, иначе они дадут значительную усадку после того, как изделие будет готово.
Подготовленные к работе стебли берут из пучка только по нескольку
штук, чтобы они не успевали высохнуть.
До начала плетения каждый стебель надо вытереть мокрой тряпкой,
чтобы удалить воздух и излишки воды, очистить его и сплющить.
Кроме этого, необходимо оборвать тонкие и слабые концы.

Опытным мастерам, конечно же, весь материал, изложенный в этой статье, давно известен. А вот начинающим плетельщикам, не сомневаюсь, — всё изложенное будет весьма полезно. Все остальные, обычные люди получат новые для них (и, возможно, довольно любопытные) сведения, так сказать, для общего развития.

Так что такое ивовая лента и для чего она, вообще, нужна?

Строгаем лозу на ленту, фото № 1

Ивовая лента — это тонкая полоска (шинка), изготовленная из лозы. Она используется для плетения так же, как и обычные прутья, но область применения ленты несколько ограничена. Ей оплетают боковые стенки, донышки, некоторые узлы и декоративные элементы плетёнок. Плетёные изделия, выполненные с использованием ленты, имеют очень важное преимущество — они обладают минимальным весом. Немаловажным является и такое обстоятельство, как удобство самого процесса плетения лентой. Ивовая лента очень эластична, практически не ломается и может с успехом применяться в узких и проблемных местах.

Строгаем лозу на ленту, фото № 2

Для изготовления ленты берут более толстый прут, чем для обычного плетения. Диаметр в комле может составлять от толщины мизинца (и меньше) до толщины среднего пальца (и даже больше). А длина этого прута — от метра до полутора и даже двух метров. Все эти параметры зависят от наличия в данный момент соответствующего сырья (прута) и от дальнейшего применения полученной шинки. В конце концов, готовая лента всё равно будет отсортирована по толщине и ширине и связана в пучки.

Процесс изготовления ивовой ленты начинается с раскалывания прута вдоль, по всей длине, на две, три, или четыре части. Для этого применяются так называемые колунки. Каждый мастер отдаёт предпочтение своему варианту этих инструментов — они могут быть металлическими, деревянными, пластиковыми или комбинированными. Я, например, сделал для себя деревянные колунки из яблони — они меня полностью устраивают — лёгкие, удобные и очень плотные.

Строгаем лозу на ленту, фото № 3

Перед раскалыванием я хорошо замачиваю толстые прутья — оставляю их в воде на ночь. Затем, прямо в сыром виде начинаю процесс. Очень хороший результат даёт раскалывание сразу после варки и окорки — в этом случае прут становится полностью, вдрызг промокшим. Торец верхушки наживляю ножом — делаю продольный надрез длиной два-три сантиметра. Таким образом, я, как бы, уже начинаю расколку на две, три или четыре части. Потом, раздвигая эти части в разные стороны, вставляю колунок и веду его дальше до самого комля — постепенно прут трещит вдоль сердцевины, образуются несколько длинных, «неотёсанных» полуфабрикатов. В дальнейшем они постепенно превратятся в рабочую ивовую ленту. Очень важно — колунок надо стараться вести строго параллельно длине прута (или сердцевине), иначе раскол уходит к краю прута и образуется брак.

Строгаем лозу на ленту, фото № 4

Когда сырьё после раскалывания высохнет (но не до конца), приступаем к следующей операции. Мы «сбиваем сердцевинку» с этого неотёсанного длинного материала. Дело в том, что с одной стороны у него находится «глянец» — это будет рабочая сторона при плетении, а с другой стороны — неровная, «драная» после расколки поверхность с сердцевиной прута. Вот эту «драную» сторону мы и уменьшаем, чтобы в дальнейшем полуфабрикат без труда вошёл (поместился) в шоф. Впрочем, эту операцию можно и не делать, если сам прут и расколотые части достаточно малы и спокойно разместятся под ножом шофа.

«Сбиваем сердцевинку» с помощью обыкновенного маленького рубаночка. В левой руке держим рубанок и плотно прижимаем большим пальцем к ножу нашу неотёсанную ленту, а правой рукой тянем ленту от себя. Таким образом, за несколько приёмов, меняя положение комля и вершинки, наш полуфабрикат примет приемлемый вид. Само собой — рабочий палец должен быть защищён — я отрезаю от перчатки один из пяти выступов и надеваю его на большой палец, фиксируя резинкой.

Между прочим, с помощью рубанка можно добиться довольно высокого качества ленты, приемлемой толщины и ровности. Некоторые мастера этим и ограничиваются. Но я иду дальше — использую шоф и шмол.

С помощью шофа мы добиваемся более ровного по всей длине среза и очень тонкой по толщине ленты. Гоняя ленту, меняя положения (от комля к вершинке и наоборот), мы постепенно добиваемся нужных размеров по толщине. Глянцевая сторона остаётся нетронутой — строгается только внутренняя часть прута. Ленту иногда поэтому и называют — «глянцем».

Строгаем лозу на ленту, фото № 5

Для калибровки глянца по ширине применяется шмол. Точно так же, прогоняем ленту через него, прижимая пальцами к платформе перед ножами.

Строгаем лозу на ленту, фото № 6

Конечно же, какой-то брак при работе на шофе и шмоле проскакивает, как же без него. Надо «поиграться» с влажностью материала. Полуфабрикат не должен быть очень сухим. На пересохшей ленте появляются продольные трещины, даже при сжимании в руке сухой материал может потрещать.

На мой взгляд, для строгания на ленту подойдёт любая порода ивы. Прекрасный результат даёт дикая (трёхтычинковая) ива, чернотал (пятитычинковая). Из сортовых — идеальны Американка Гигантская и Литовская.

Сейчас существует множество совершенно разных и оригинальных приспособлений, оснасток и автоматов для строгания прута на ленту. Но я работаю по старинке — объём у меня небольшой, поэтому справляюсь. У меня всего несколько плетёных изделий, в которых используется глянец. Это белорусские корзины (кошики) и несколько плетёнок с элементами из ленты.

Строгаем лозу на ленту, фото № 7

Строгаем лозу на ленту, фото № 8

Не могу не упомянуть и об изделиях, которые изготавливаются из ленты методом узелкового плетения (китайский и этнографический узелок). Эти изумительные предметы требуют большого количества идеального, ровного, тонкого ленточного материала — глянца. Такой опыт у меня имеется — но это уже другая история…

Народные мастера исстари использовали для плетения различных вещей листья и стебли рогоза, камыша, ситника, аира, а также листья початков кукурузы.

В нашей стране произрастает около 10 видов рогоза. Наиболее распространены два вида — широколистый и узколистый.

У широколистого рогоза синевато — или серовато-зеленые листья, а у узколистого — желтовато-зеленые.

Но различают эти виды не только по цвету листьев, но и по их ширине, получившей отражение в видовом названии растений, а также по початкам на вершинах стеблей.


У узколистого рогоза они расположены на значительном расстоянии друг от друга, а у широколистого почти соприкасаются.

Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах.

Заросли камыша встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.

В сырых местах, на болоте и заливных лугах густыми пучками растет невысокая трава — ситник. Стебли ситника можно на первый взгляд принять за молодые побеги камыша, однако это самостоятельный вид.

Ситник — прекрасный материал для тонкого плетения. Используется мягкий круглый стебель, имеющий, как и у камыша, губчатую внутреннюю структуру.

Заготавливать листья рогоза или стебли камыша для плетения можно только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения, ближе к середине лета, а также во второй его половине.

Растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро даже в тени под навесом. Достаточно одного-двух дней, чтобы получить нужный для работы материал.

Но прежде чем приступить к сушке, у рогоза и камыша отрезают комлевые участки стволов, имеющие белый или слегка кремовый цвет. Раньше их никогда не выбрасывали, а использовали в пищу.

В свежем виде прикорневые отбеленные побеги по вкусу и запаху напоминают огурцы. Если же их обвалять в муке и поджарить с растительным маслом, то это будет уже настоящий деликатес.

Предназначенные для сушки стебли камыша и ситника освобождают от прилипших к ним прикорневых листьев.

Рогоз перед сушкой обязательно лущат, то есть собранные вместе листья разъединяют и обрезают поврежденные насекомыми места. Лущеные и очищенные травы укладывают тонким слоем, а чтобы высыхание происходило более равномерно, их ворошат несколько раз в течение дня.

Высушенные под навесом листья рогоза, стебли камыша и ситника сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Трава, высушенная на солнце, выгорает и приобретает золотисто-палевый оттенок.

Разницу окраски трав, высушенных различными способами, мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении. Но поскольку высушенные на солнце травы становятся менее прочными, их применяют очень осторожно, и то лишь для отделочных работ.

Сушить травы удобно на чердаке. Там же их можно и хранить всю зиму.

Перед тем как развесить траву на хранение, ее связывают в небольшие пучки-снопики жгутами-перевяслами, скрученными из той же самой травы. Следует помнить, что в снопе, стянутом тонкой бечевкой, листья и стебли, расположенные сверху, сильно деформируются и рвутся в местах стяжки. Хотя травяные жгуты и не будут оставлять вмятин, все же и их не следует затягивать слишком туго.

Отбеливание травы

В декоративном плетении, кроме травы с естественной окраской, широко используется отбеленная и окрашенная трава. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках продается 3%-ный раствор перекиси водорода и 30%-ный пергидроль.

3%-ный раствор перекиси водорода водой разбавлять не надо, а пергидроль необходимо растворить в чистой воде (1 весовую часть пергидроля на 10 весовых частей воды).

Раствор готовят в эмалированной посуде, в которую затем погружают травы и кипятят на слабом огне не менее часа. Потом их тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько раз.

Всю работу ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными деревянными щипцами. Отбеленные и промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а в зимнее время — в помещении.

Окрашивание синтетическими красителями

Для крашения заготовленной травы в яркие цвета можно использовать обычные текстильные красители, а также цветные чернила «Радуга». Чтобы добиться равномерного окрашивания, травы предварительно кипятят в легком мыльном растворе примерно в течение получаса.

Одного пакета анилинового красителя хватает на полкилограмма сухих трав.

Красят так. Травы укладывают в эмалированную посуду и заливают теплой водой. В пол-литровую стеклянную банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды.

Тщательно перемешивают деревянной палочкой и доливают теплой воды почти доверху. Еще раз размешивают раствор.

Потом выливают краситель в эмалированную посуду с водой и размешивают.

Кипятят травы в красильном растворе примерно 15 минут. Чтобы закрепить краситель, в раствор добавляют 2 столовых ложки поваренной соли и 5 столовых ложек уксуса. Потом окрашенные травы тщательно промывают в чистой воде и просушивают.

Подготовка к плетению

Перед началом плетения травы опускают на 10—15 минут в воду, имеющую комнатную температуру. Вынув из воды, их завертывают в мокрую мешковину и дают так полежать 2—3 часа.

После такой выдержки влага в достаточном количестве проникает во внутренние волокна, не переувлажняя их. Перенасыщенные водой стебли и листья сильно усыхают и нарушают плотность, а следовательно, прочность и красоту плетева.

Во время плетения из мешковины вынимают по два-три стебля и, прижав влажной тряпкой к краю стола, протягивают их с некоторым усилием в одну сторону.

Таким способом из увлажненных стеблей и листьев удаляют не только влагу, но и частицы воздуха.

Видео по теме

Читайте также: