Плетение из лыка у чувашей

Обновлено: 20.07.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Липа – живой символ Чувашии

В Чувашской Республике липа растёт во всех районах и занимает очень большую площадь. Это дерево можно увидеть в городских парках, аллеях городов Чувашии, в скверах, в рощах, в ботаническом саду г. Чебоксары, в лесах Чувашии. Липа может расти при любых почвенных условиях.

Чувашский народ очень любил липу, относился к ней бережно, как к матери: «Посреди поля развесистая липа, не матушка ли это наша?» Они считали, что она, как матушка, оберегает и защищает их. Священными деревьями у чувашей считались липа, дуб, в народной культуре они являлись объектом поклонения.

Липа всегда имела большое значение в жизни чувашей. В традиционных представлениях чувашей липа олицетворяет женское начало. Если дуб величался батюшкой, то липа – матушкой (анне). Липа – çă ка, заключающая в себе женское начало, способствовала деторождению и оберегала детство. Липе испокон веков приписывалась волшебная сила. Липу использовали в качестве универсального оберега.

Во многих народных песнях она зовется «матерью» и почитается как хранительница домашнего очага:

«Стоящую на опушке леса старую липу

Не рубите, чтобы снять с нее кору,

А вдруг это наша матушка?» (Чувашская народная песня).

Посреди поля – красивая липа,

Мама, наверное. Пошел я к ней.

«Иди ко мне, сынок», – не сказала она;

Душа моя опечалилась – заплакал я…

В «Словаре чувашского языка» Н.И.Ашмарина зафиксированы следующие строчки: «Уй варринче ват çă ка, апи тесе кайр ă м та, килех ыв ă л ă м темер ĕ ».

Липа широко использовалась в подсобном хозяйстве чувашей. Липа после распаривания становится мягкой, а высыхая, приобретает высокую прочность. Использовали липу для изготовления деревянной посуды, так как у нее мягкая и плотная древесина красивого золотистого цвета, она легко поддается обработке, мало подвержена растрескиванию, не усыхает, отличается чистотой и однородностью, хорошо режется. Из распаренной древесины липы вырезали столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины, изготовляли долбленки, кадушки, корыта, ступы, маслобойки и другие предметы быта.

И з липового лыка плели кошели (пешт ĕ р, кушел), чаши для формовки хлеба, формы для домашних сырков, чехлы для топоров. Широко использовали луб – кору липы. Вымоченный в воде луб превращается в мочало – прочный и дешевый материал, идущий на изготовление решет, коробов. Кора липы отмачивалась в речках и запрудах на мочало. Мочалкой (кур ă с мунчала) из расщепленного и обработанного внутреннего слоя коры липы наши бабушки и прабабушки мылись в бане. Из мочала ткали рогожи, циновки, вили прочные веревки и канаты. Из коры делали музыкальный инструмент çă ка с ă рнай.

Липовый луб использовали при изготовлении детских колыбелей, зыбок с ă пка, куда укладывали младенцев. « Ват ă личчен, й ÿ тиччен пур ăн малла ту, çă патине кут ă н т ă х ă ниччен усра», т. е. «дожить до глубокой старости» (Молитва о новорожденных).

У чувашей было распространено лыкоплетение. Сырьём служило лыко (внутренний (лубяной) слой коры деревьев) липы, вяза, которое заготавливали в начале сокодвижения. Из лыка липы плели лапти, которые были повседневной обувью вплоть до 50-х годов XX века. Лапти – çă пата – это древнейший вид обуви у многих народов. Они распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, татар, украинцев. Их носили зимой и летом с портянками или онучами. Они были легки и удобны при ходьбе на дальние расстояния, но быстро изнашивались. Лапти мало спасали от холода и морозов, носили лапти все: дети и взрослые. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, мужчины этим ремеслом занимались «между делом», обеспечивали лаптями всю семью.

Лапти были обувью, принятой на вооружение Красной Армии во время Гражданской войны. На фронт были отправлены тысячи пар лаптей. Изготовление лаптей в 20-е годы и позднее она была очень распространенной, плетение и торговля лаптями считались престижным делом. В Великую Отечественную войну этот вид обуви снова был востребован. Старшее поколение жителей Чувашии помнит чувашскую песню « Çă пата».

Липа широко использовалась и до сих пор используется в народной медицине. В качестве лекарственного сырья используют почки, плоды, листья, цветки, кору липы. Плоды липы применяют в качестве наружного средства в виде порошка при лечении кровотечений из ран, носа, рта. Наши предки липовые листья применяли наружно при головной боли в виде компресса на голову. Липовый цвет – одно из самых старинных средств и самое эффективное целебное средство от простудных заболеваний, используется в качестве смягчительных лечебных припарок при кашле, при гриппе и бронхите. В домашних условиях липовый цвет чаще всего применяется как потогонное, мочегонное и отхаркивающее средство в виде горячего напитка, заваренного как чай, прекрасного тонизирующего средства.

Липа является одним из лучших медоносов, царицей медоносных растений. Целебен душистый липовый мед, он обладает бактерицидными свойствами, улучшает работу почек, печени и желчного пузыря.

С липой связано множество примет, поверий и обрядов. Она использовалась знахарями в лечебных целях. Если ребенок заболел, то знахарь протопит печь в избе, положит младенца на широкую липовую лопату и с молитвой и заклинаниями отправляет дитя в жаркую печь, прогревая его, приговаривая, чтобы тот рос здоровым. Ветки липы связывали в веники, которыми знахари рекомендовали пользоваться в банях.

В старину христиане не боялись прятаться под липой во время грозы и верили, что в нее никогда не попадет молния.

Чувашей липа – çă ка сопровождала всю жизнь – от рождения до смерти. После рождения младенца готовили колыбель с ă пка, после смерти на могилах женщин ставили необычный памятник – липовый столб юпа в рост человека. Чуваши в гроб покойникам клали кочедык с лыком. Человек научился всесторонне применять липу – универсальный клад, приготовленный самой природой. Липа в настоящее время используется в строительстве домов и хозяйственных построек, широко используется в резьбе по дереву.

У дpевних славян, греков, германцев липа была почитаемой и священной. У древних греков это дерево было символом супружеской любви, а у славян – символом женственности, мягкости. Античные писатели называли липу «золотым деpевом».

В настоящее время липа незаменима. Она легко переносит загрязнение воздуха газами, очищает воздух от пыли и копоти. Летом в жару липа с ее густой кроной дает много тени. В любое время года липа прекрасна и дарит нам свою красоту. Весной мы любуемся розовыми мелкими чешуйками на ветвях. Летом вдыхаем медовый аромат. Осенью восхищаемся золотыми листьями. Зимой любуемся заснеженными ветками.

Люди с древних времен пользуются чудесными свойствами липы. Она сопровождала чувашей всю жизнь, от рождения до смерти. Липа обувала, обогревала, оберегала, лечила, давала сырье для изготовления домашней посуды и утвари, строительный материал. Таким образом, липа играла огромную роль в жизни чувашей.

Липу в своих произведениях воспевали многие писатели и поэты, о ней сложены песни. Ее название сохранилось и в топонимике чувашского края. В томе XIII «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина зафиксирован следующий топонимический материал: Çă ка вар ĕ , название местности; Çă ка ката, липовая роща; Çă ка куч ĕ , название поля; Çă калл ă ç ырма, название урочища; Çă ка-Тав ă ш, название речки, впадающей в М.Цивиль; Çă кал-ой, название поляны; Çă кал-вар , название лога, рощи и луга; Çă кал-вар çă л ĕ , название родника; Çă ках ял, название деревни, Липовая. На территории Чувашии в нескольких районах есть деревни Липово, Липовка.

В Чувашии почитали липу как дерево-мать, дарующее своим детям всё необходимое для жизни. Липа – это символ мягкости, нежности и женственности. Липа – это символ здоровья и жизни, источник вдохновения. Липа – любимое дерево чувашского народа. И в настоящее время люди пользуются дарами этого дерева. Липа – живой символ моей малой родины!

Использованная литература, ресурсы сети Интернет:

Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Т. 11-12, 13, 17. – Чебоксары, 2000.

Енькка Е. Родной край. Учебное пособие для 6-7 классов. – Чебоксары, 2004.

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена
Кладоискательство Металлоискатель Нумизматика.

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена
АрКон

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчет пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела - оставь еще на часок потомиться, перепрела - стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плевым делом я бы воздержался.
Показать полностью.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.
Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут еще бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст.
Предвидим вопрос. Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которо-го нельзя играть пьесы из русской истории.
Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка".
Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке 157. Еще проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые - одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А еще проще из пеноиласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъемные (рис.158). Разъемную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Ведь все равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъемной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой
Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.
Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа - хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет - прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, .если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы Угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трех плотно стоящих, вы не нанесете ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться, на простор.
Хотим поделиться одним наблюдением. Раньше почти в каждом доме были лапти. Из луба старых лип плели рогожи. В рогожных кулях перевозилась половина грузов. Но не скудели липовые рощи. С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека, однако липнягов не прибавилось, наоборот, они перевелись. Например, в окрестностях города Владимира ях не встретишь. Но сохранились и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые.
" Мы тоже не лыком шиты".-Знаем дело и имеем достоинство.
"Не всякое лыко в строку". - Не упрекайте за пустяшный промах.
"Ободрал как липку". - Взял непомерно высокую цену.
"Поменял ремешок на лычко". - Взял плохое вместо хоро-шего.
"Надрал лыка". - Строго расправился.
"Лыка не вяжет". - Пьян. Говорит заплетающимся языком.
Мы привели лишь малую толику, еще не вышедших из употребления. А сколько уже забытых. Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.
На рогожу, на решета идет старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол ее должен быть тоньше чайного стакана - в рюмочку, как говаривали старые мастера.
По лыко ходят весной, когда тронется сок, в до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На.вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трех стволов.
Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными вет-ками - прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из луто-шек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.
Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда "баранки" придется замочить в ведерке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование - ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо, каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведет не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твердо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной "баранки" обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь, придется делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устра-няющий косину.
Потом все нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвертая - с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стесывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.
Продернутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру - верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.
Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырех.
Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы. Кто сплетет бахилу, тот запросто сплетет и лапоть.
Мы все время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть ее совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетете, когда окажетесь в краях, где растет липа. Сплетете уже со знанием дела.
Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырье" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону.
Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заостренные концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.
При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели темным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.
Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово "лыко" брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идет о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырье. Последовательность операций и все приемы ничем не отличаются.
Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплетка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырех лык. Все наши рисунки построены на четырех лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины (рис.159). Будем плести проплетку (стельку). Все верхние концы лык сгоните вниз (рис.160, 161). Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть - в двенадцать). Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.
Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Это говорит о том, что плетете вы пра-вильно, нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого краяю. Не: надо слишком перетягивать, но я не давать слабинку. И еще вы заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.
Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку - на поллыка - длиннее колодки. Если не хватает - добавьте, лишнее - расплетите.

Так, проплетка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок. Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы. И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так.
До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано на рисунках 162, 163, 164.
Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите вер
хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Еще раз пройдите глазом по до-рожке и уж тогда под-девайте кочедыком. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая. И дальше все пой-дет наперекосяк. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.
Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой (рис. 166).За ними переплетите все остальные (рис. 167).
Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы.

Берем крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем между остальными тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.
Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам.

На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены.
Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот "недоплат", надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Когда проплетете все концы от края до края, резберетесь, какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело те концы, которые "просятся

Лозоплетение – народное чувашское ремесло

Особое значение в настоящее время имеет возрождение народных промыслов и традиций. В наш век новых технологий и бешеного темпа жизни постепенно забываются элементы национальной культуры. Люди теряют связь с прошлым, забывая о народных традициях и обычаях.

Традиционные чувашские народные промыслы представлены множеством ремесел, одно из которых - лозоплетение. Плетеные изделия практичны, а в некоторых случаях незаменимы. И хотя применение ряда плетеных изделий устарело, плетеная вещь в наши дни не утратила своей актуальности и привлекательности.


Владимир Александрович Васин родился в Воронежской области и с самого детства путешествовал по России и странам СНГ. Получил три высших образования по техническим специальностям, но при этом всю жизнь занимается народными ремеслами: керамикой, резьбой по дереву. После переезда в Чувашскую Республику он активно изучал культуру и занялся лозоплетением.

Как все начиналось? В детстве родители подарили ему перочинный ножичек. Гуляя по берегу реки в пионерском лагере, он увидел корягу, похожую на русалку, отломал её и вырезал свою первую работу, которую до сих пор бережно хранит на своем рабочем месте.

В Чувашии Владимир Александрович основал студию «Лоза-Арт» в которой занимается обучением лозоплетению детей и взрослых. Его ученики - это взрослые женщины и даже бабушки. Почему же они этим занимаются? Во-первых, они понимают важность сохранения народного ремесла. Во-вторых, им хочется иметь уникальные и такие необходимые в хозяйстве предметы. Вещи ручной работы придают дому уютную атмосферу. В-третьих, они получают удовольствие от своего труда.


Чем же характерно лозоплетение Чувашии? Владимир Александрович отвечает на этот вопрос так: «Для плетения могут использоваться все материалы, имеющие гибкость, например: орешник, корень сосны, джут, ива, береста, лыко, липа. Но для Чувашии характерно плетение именно из ивы, в других местах из нее почти не плетут».

Перед плетением ивовые прутики проходят несколько этапов обработки: сбор материала, варка в котле, чтобы прутики стали мягкими и хорошо чистились, очистка прутиков от кожуры, колка прутиков на три части (шинки) специальным инструментом, который называется колунок, строгание на специальном станке, с помощью которого можно получить ленту нужной толщины После прохождения всех этапов начинается плетение самых разных вещей, начиная от мебели и посуды и заканчивая предметами одежды и сувенирами.

Лозоплетение - творческая работа, для нее необходимо вдохновение. Владимир Александрович черпает свое вдохновение во время общения со своими друзьями, занимающимися разными ремеслами. Очень много у нас хороших мастеров, которые делятся своими работами, идеями.


Недавно маленькие плетеные велосипеды, изготовленные Владимиром Александровичем и его учениками, отправились в Индию в качестве сувениров. Их заказал Платонов Вячеслав, руководитель движения «Солнце на спицах», который часто ездит в командировки.

В свободное от лозоплетения время Владимир Александрович занимается пчеловодством и проводит работу по патриотическому воспитанию молодежи, проводит беседы со школьниками о Великой Отечественной войне.

Сейчас перед Владимиром Александровичем стоит очень важная задача. Национальное ремесло находится на грани исчезновения. На сегодняшний день лозоплетением занимается только старшее поколение и то в основном в деревнях. Он старается изо всех сил популяризировать свое дело посредством многочисленных выставок своих плетеных изделий. Сейчас студия «Лоза-Арт» ютится в здании благотворительной организации «Красный крест», до которого очень тяжело добираться. Этой статьёй я надеюсь обратить внимание на проблемы национальной культуры, которая постепенно превращается в пережиток прошлого.

Культура – это память человека о самом себе. Необходимо с малых лет прививать детям знания о родной культуре, интерес к творчеству и искусству, чтобы избежать проблем, связанных с потерей народных ценностей. Через передачу культурного наследия сохраняется преемственность поколений.

Чувашское культурное наследие: чувашская старинная посуда и утварь

Деревянная посуда. У народов лесной полосы, в том числе чувашей, была сильно развита обработка дерева. По­чти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Инстру­ментов по деревообработке было много: бурав (пăра), ко­ловорот (çаврам пăра) служат для сверления отверстий и ямок в сплошном материале; долото, стамеска (ăйă) – инст­рументы для выдалбливания отверстий, гнезд, пазов (ыра); долото большое (кăра) применяется для выборки пазов бре­вен, досок, при изготовлении ступ, корыт, кадушек и дру­гих долбленых изделий.

6 февраля 2020 года в Вутабосинской сельской библиотеке состоялся краеведческий час на тему «Чувашская старинная посуда и утварь»

По способу изготовления и характеру использования деревянную утварь можно разделить на несколько групп: 1) утварь долбленая с цельным дном; 2) долбленые сосуды со вставным дном; 3) клепаные изделия; 4) посуда из бере­сты, луба, коры; 5) плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней.

Долбленые сосуды были удобны для обработки и хра­нения зерна, круп, муки и многих других продуктов. В ос­новном, цельнодолбленой была столовая посуда – чаши, со­лонки, ковши, ложки. Долбленые орудия использовались при толчении зерна (пшена, полбы, ячменя, проса), семян конопли, соли, а также обработки сырья (кудели, сукна). Для этих целей использовали ступы (килĕ) и песты (кисĕп). Нужную форму долбленым сосудам придавали техникой выжигания, доводку и расчистку в таких случаях произво­дили с помощью долот. Уменьшенную форму ступы имели солонки (тăвар килли). Этот предмет часто украшали резь­бой – геометрическими узорами. Солонка-ступка была в каждом доме, так как раньше каменную соль продавали не­молотой.

Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выби­раемый для нее, диктовались ее назначением. Большая де­ревянная чаша (тирĕк, пысăк чашăк, чара) служила для по­дачи первого (яшка, шÿрпе) или второго блюда – каши (пăтă), мяса (аш) на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках (чаплашка). В зависимости от подавае­мых блюд применялись чаши пологие или глубокие, малой, средней или большой величины, например: çăкăр тирки – чаша для хлеба, яшка тирки – миска для супа, çу савăчĕ – чашка для масла, чара – чаша для замешивания пресного теста и т.д. Древние формы чаш сохранились до XX в. Одна из них – тарелка необычной формы (как бы чашка в чаше) для подачи вареных яиц (çăмарта), сыра (чăкăт). В древно­сти она являлась ритуальной чашей для гаданий и магичес­ких действий.

Столовую посуду изготовляли из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей – братин (алтăр), малых ковшей для пива (курка). Они имеют форму ладьи. Носо­вая сторона большого ковша поднята кверху и, переходя в узкую шейку, расчленяется, образуя завершение в виде двух конских голов (ут-курка). Интересны своеобразные двух­- и трехвыемочные ковши «тĕкелтĕк» и «янкăлтăк». В них одновременно наливали мед и пиво, а в трехсекционный ковш еще и «пылсем» (бальзам) из разнотравья. Эти «пар­ные ковши» (йĕкĕрлĕ курка) предназначались только мо­лодоженам. Красивой причудливой резьбой украшались малые ковши, которые являлись гордостью семьи. Они также часто имеют ладьевидную форму. Рукоять высо­кая с прорезной петлей, заканчивающейся крючком для подвешивания. Узоры на рукояти бывают разные: это со­лярные мотивы, жгут, выемка, желобки, скульптурные формы.

Долбленой была корытообразная утварь – начевки для муки (такана), корыта (валашка, кункăра, шан).

Долбленая посуда со вставным дном использовалась для хранения и переноски продуктов. Замечательное изде­лие этого вида – çÿпçе – выдолбленная из толстой липы кадушка – укладка для хранения одежды. Çÿпçе входило в качестве обязательного элемента в приданое невесты, оно украшалось резьбой. К этому же типу относится пахтаница (уйран çÿпçи), которая используется и в наши дни для сби­вания масла.

Изделия, выполненные долблением со вставным дном, известны под общим названием чĕрес. Основные их виды: чĕрес – кадушка для хранения продуктов, кăвас чĕресĕ – квашня, пăт чĕресĕ – пудовка (мера сыпучих тел в один пуд), патман, касмак – емкости для меда или зерна в 4 пуда, сĕт чĕресĕ – ведро для молока, чилек, ленкес, хăлаш – долбленые ведерки и др. Некоторые сосуды предназнача­лись для пива и имели длинные и узкие горлышки: чăрхат, чарак, талпар, янтав, камшаяк, çавраяк. Чирясы изготовляли из стволов липы или осины высотой от 20 см до 1 м и более.

Деревянные клепаные ведерки с крышкой и ручкой, как и долбленые ведра, назывались чĕрес. Специально для воды и доения коров предназначались клепаные ведра с носи­ком (витре, шайка). Для ношения воды они делались с уш­ками и с привязанными к ним веревками или сыромятны­ми ремнями. Кадушечки для ношения турăх уйранĕ (молочного напитка) имели плотно закрывающуюся крыш­ку – это чилек, лакăм.

В быту чуваши широко пользовались посудой из бере­сты – сшивными туесами и кузовками (пурак) цилиндри­ческой формы.

Для хранения и переноски продуктов и разных вещей применялась плетеная тара; широкий набор плетенок из лыка известен под общим названием кошель (кушел). В кушел – аккуратно сделанную плетеную сумку с крышкой – укладывали продукты и мелкий скарб на дорогу. Пестерь (пушăт, такмак, пештĕр) являлся кое-где сумкой распоря­дителя свадебного поезда (туй пуçĕ). В эту сумку клали об­рядовые блюда – хлеб (çăкăр) и сыр (чăкăт). Наряду с сум­ками в употреблении было плетеное лыковое ведро шăпаня для воды и пива. В плетеных чашках расстаивались хлеба перед выпечкой, плетеные коробки использовали в качестве солонки. Сосуд для воды (шыв савăчĕ) и туесок для пороха брали с собой на охоту.

Многие предметы утвари плели из лозы. Из черемухо­вых или ивовых прутьев изготовляли корзину для ложек (çăпала пĕрни). Бытовали сосуды, плетенные из дранки, лозы и полосок бересты, лыка, пучков травы. Так делали, например, чаши для хлеба. Из ивовой лозы плели сенной кошель (лăпă), различные корзины (çатан, карçинкка), ку­зовки, курманы, сундучки, мебель, рыболовные снасти.

Глиняная посуда. Изготовлением глиняной посуды люди занимались издревле. Ее производство в Волжской Булгарии стояло на высоком уровне. Однако с XVI в. мест­ные традиции в изготовлении высокохудожественной ке­рамики постепенно забываются. После присоединения к Русскому государству потребность в гончарных изделиях удовлетворялась в основном продукцией городских ремес­ленников.

Глиняную посуду изготовляли из заранее заготовлен­ной глины. Глину клали в деревянный ящик и основатель­но мяли ногами, руками, чтобы она была мягкой, эластич­ной и при скручивании из нее жгута не разрывалась. После этого из глины делали заготовки различных размеров в за­висимости от величины посуды. Заготовки – это неболь­шие куски глины, скатанные в толстый и короткий жгут.

Формовка сосуда производилась на ручном или нож­ном гончарном круге. Изготовленная посуда после про­сушивания покрывалась глазурью, что придавало ей прочность и блеск. После этого она обжигалась в специ­альной печи.

Чувашские гончары изготовляли разнообразную посу­ду: горшки, корчаги (чÿлмек, куршак), кувшины для моло­ка (мăйлă чÿлмек), для пива (кăкшăм), плошки (çу плаш­ки), миски (тăм чашăк), жаровни, рукомойники (кăмкан).

Они были самых разных форм и стилей. Абашевские, именьковские, булгарские и другие стили различались ви­дами и формой, орнаментом.

В домашнем хозяйстве чувашей использовалась и ме­таллическая посуда (чугунная, медная, жестяная).

Одним из древних сосудов, без которого не могла обходить­ся ни одна семья, являлся чугунный котел (хуран). В хозяй­стве имелось несколько видов котлов различных размеров.

Котел, в котором готовили обед, висел над очагом в избе. Котел большого размера для варки пива, пищи во время больших праздников, подогрева воды подвешивался над очагом лачуги (летней кухни). Чугун в чувашском хозяй­стве появился сравнительно поздно. К числу старинной посуды относится сковорода (çатма, тупа).

Наряду с чугунной посудой использовали медную: мед­ный жбан (чăм), рукомойник (кăмкан), ендова (янтал), со­суд для питья медовки и пива, по форме напоминавший в некоторых случаях коня-инохода (çурхат). В составе ку­хонного инвентаря были и другие металлические предме­ты – кочерга (турчка), ухват, косарь (кусар), ножи (çĕçĕ), треножник (такан).

В зажиточных семьях приобретали самовар. С конца XIX в. под городским влиянием в деревне появляются же­лезные ведра, стеклянные бутылки. Металлические лож­ки, половники, чашки, кастрюли, тазы, корыта получили распространение уже в советское время.

Желающие с интересом ознакомились с литературой и электронными материалами по теме.


В глубокой древности предки чувашей носили только кожаную обувь. Позднее, с обеднением народа, стали одевать лапти — древнюю обувь всего Поволжья. Первыми «изобретателями» лаптей ученые считают финноугорские народы — древних марийцев, мордву.
Лапти (çăпата) плели из лыка (пушăт) — нижнего слоя коры деревьев, обычно липы. Мужские лапти плелись из 7 лычек (полосок лыка) , женские, особенно девичьи, делались более изящными из 9, 12, даже 18 лычек. Для плетения использовалась колодка (калăп) и кочедык (шĕшлĕ).
В летнюю пору одной пары лаптей хватало на неделюдругую, поэтому всю долгую зиму мужчины семейства плели для всех своих домашних лапти.
В дождливое, грязное время к подошве лаптей приделывали деревянные брусочки. Перед обуванием лаптей ногу обертывали портянками, сделанными из холста (пир тăла) или онучами из сукна (тăла) и повязывали оборами.


Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть – у мокши, карть – у эрзи) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Торговля лаптями на базаре в мордовском селе. 1926 г.

у поволжских народов — мордвы, чувашей и татар — лапти не различались по ноге.

Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска, из бересты и мочала.

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Плели русские лапти из трех лык в три ряда. Плести начинали с пятки, потом заплетали подошву и "головяшку" (носок) , после чего вставляли колодки, разные для правой и левой ноги, загибали головку и делали "ушки" для продевания обор. Русские крестьяне носили лапти русского типа - косого плетения с тупой головкой и высокими бортами, а также мордовские, татарские и чувашские Они имели низкие борта и плелись на прямую колодку, то есть в отличие от русских, каждый лапоть можно было надеть на любую ногу. Это последнее обстоятельство, видимо, и обусловило широкое распространение у русских лаптей народов Поволжья. Дело в том, что при износе одного лаптя не нужно было выбрасывать другой, еще годный к носке, это было удобно, имело практический смысл. Лапти носились недели две, поэтому отец и дед вынуждены были всю зиму плести их для семьи, состоящей часто из большого количества детей. В районах, где русские живут с татарами, они носили татарские лапти, с чувашскими - чувашские и т. д. Однако в русских лаптях хоронили, одевали их, если не позволял доход купить кожаную обувь, на свадьбу, праздники. Праздничные лапти украшали "бортиками" - верхняя часть их окантовывалась цветным лыком
Лапти надевались на ноги летом с холщовыми портянками, а зимой еще и с суконными онучами, которыми ноги обертывались до колен

Читайте также: