Плетение из соснового корня на вятке

Обновлено: 27.04.2024

Чтобы отписаться от новостей другого пользователя, щелкните на значке настроек в этом событии и выберите нужный пункт.

Плетение из соснового корня

Этот самобытный и весьма оригинальный вятский промысел получил известность в конце XIX века. Большее количество плетеных изделий производилось мастерами-умельцами, живущими в селе Бобино. В здешних местах было достаточно много материала для работы (сосновые и еловые корни), который заготавливали сами кустари. Кроме того, совсем неподалеку находился основной центр сбыта изделий из соснового корня – город Вятка.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатики», «кореноватки», «корневатики». Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия.

Основными районами развития этого промысла можно назвать территорию Архангельской, Кировской областей, республики Мордовии. Это лесная зона, и населяющие ее люди издавна рачительно использовали уникальные свойства корней хвойных пород деревьев: сосны, ели, пихты и кедра.
Плетение является одним из наиболее древних русских ремесел. Веками, в процессе его развития, мастера-умельцы разработали большое количество различных приемов и вариантов плетения. Само ремесло плетения имело свойство легко подстраиваться под житейские нужды простого народа.
Особенно плетение из соснового корня было распространено в северных регионах нашей страны, в частности, на Вятской земле.
В традиционной народной среде это было чисто мужским ремеслом, так как оно требовало применения большой физической силы. Изделия из соснового корня всегда отличались красотой и прочностью, но для того, чтобы их изготовить, требовалось много труда, времени и терпения. Так, например, для того, чтобы сплести небольшую солонку, мастеру требовалось два дня, а на крупный короб у него уходило от трех до четырех месяцев. Все изделия хранились долгое время, благодаря смолистой природе самого материала.
Красота и практичность этих изделий поражала многих. Так, в 1890 году в местной газете «Вятские губернские ведомости» был дан следующий комментарий: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне…» Основными изделиями из соснового корня являлись сундуки, корзины для белья, дорожные корзины с отделкой из камыша (круглые, овальные, с разнообразными ремнями и замками), баулы, «чаруши» для выпечки хлеба, сухарницы, корзины для хранения бумаг, а также различные мелкие изделия. Наиболее качественные плетеные изделия отправлялись на продажу в Москву, Петербург, Одессу и Харьков.
Самым известным и талантливым мастером того времени являлся Николай Тимофеевич Бабинцев, уроженец села Бобино. Экспонаты его работ были представлены на выставке и удостоены высших наград.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла. Изделия из корня очень красивые и прочные.
Изготовление таких предметов требует много времени и труда. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд.
Промысел плетения из соснового корня не отличается повышенным уровнем сложности. Кроме того, для него не требуется крупных приспособлений и большое количество инструментов, что позволяет заниматься плетением из соснового корня в домашних условиях.



На уроках технологии, изобразительного искусства в нашем классе мы часто изготавливаем поделки своими руками. За два года обучения, благодаря моему педагогу Галине Дмитриевне Дегтеревой — творчество, рукоделие, создание вещей, поделок своими руками очень полюбилось мне и стало частью моей жизни. Я также с удовольствием посещаю уроки краеведения Ольги Леонидовны Фокиной. В моей коллекции работ есть и традиционные промыслы Вятского края, например, Дымковская игрушка.


Вятский край — самобытный центр народных промыслов России. Народные художественные промыслы на Вятке зародились в крестьянской среде. Неустойчивость климата, неплодородие земли заставляли крестьян искать подспорье главному занятию — земледелию. Такой поддержкой для вятчан стали ремесла. В начале XX века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами промыслов овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Прекрасная глина, рожь и лен, пушнина и другие природные ресурсы служили и служат основой для создания рукотворных изделий. И, конечно, главное богатство Вятского края — лес — щедро одаривал умельца сырьем.

Промысел плетения из соснового корня — яркий пример традиционного промысла Вятского края. Изделия из соснового корня — это красивые, экологически чистые предметы быта — посуда и различные емкости для хранения. Средний срок службы изделия — более ста лет. Плетеные изделия привлекают людей своей красотой, изящностью и разнообразием форм, возможностью использования изделий в быту, своей долговечностью, экологичностью и редкостью данного ремесла.

Многие молодые люди обращаются к истории и возражают традиции промыслов Вятского Края. В нашем городе живет молодой мастер по плетению из соснового корня — Евгений Соловьев. Ему всего 19 лет, родом он из Подосиновца, Кировская область. Он студент Вятского Государственного Университета. Евгений Соловьев является руководителем студии по плетению из соснового корня в «Областном Доме Народного Творчества» города Кирова.


В Народную самодеятельную студию «Наследие» при «Подосиновском Доме ремесел» Евгений Соловьев пришел заниматься в 2009 году. Начальные сведения по плетению из соснового корня получил самостоятельно. Евгений заинтересовался этим ремеслом, подумал о его перспективах и пришел на занятие к мастеру. Учителем Евгения стал Нагаев Николай Михайлович — народный мастер Кировской области. За первый год обучения Евгений добился хороших результатов, стал участвовать в мастер-классах в школах, среди взрослых в районе, областном центре и в соседней Вологодской области (Великий Устюг, К.Городок, Никольск). После трех лет обучения Евгения приняли на работу методистом «Дома ремесел» в г. Киров. Евгений Соловьев проводит выездные мастер-классы в г. Кирове, Вологодской области, Костромской области, Свердловской области, Московской области, Новосибирской области, Республике Коми.

В первые годы обучения молодому мастеру хотелось просто понять все принципы и особенности данного ремесла, так как это очень древний и почти забытый вид промысла. В последующие годы он осознал, что в нашей области ремеслом занимается очень мало людей, и с 2012 года стал активно заниматься обучением желающих этому ремеслу. С мастер-классами Евгений Соловьев побывал почти во всех крупных областях России и сейчас старается помочь освоить это ремесло тем людям, которые проявили к нему интерес. Своей целью Евгений считает развитие и поддержание данного ремесла в нашем крае.


Мне посчастливилось встретиться с этим мастером. Он рассказал много интересного и показал мне основы работы с сосновым корнем. Сосновый корень добывают и заготавливают осенью в сосновых борах. Его вымачивают и просушивают. Основой изделий служит ивовый прут. Для плетения мастеру необходим нехитрый инструмент — нож и шило. Данное ремесло требует усидчивости, аккуратности и большого терпения.

Я с огромным интересом общалась с Евгением Соловьевым. Рассказ и мастер-класс по плетению из соснового корня стали частью моего исследования «Игра-лото «Вятские народные промыслы»», которое я представляла на научно-практических конференциях школьников в г. Кирове.

Основные термины (генерируются автоматически): сосновый корень, Вятский Край, киров, евгения Соловьев, Кировская область, молодой мастер, Россия, плетение, ремесло.

Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.

На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.

Вятская чаруша на фото:

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 1

В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.

Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 2

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 3

Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет

. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.

Подробнее о ремесле:

Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.

Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.

На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.

Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.

Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 4

Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.

Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.

Подробнее о них…

Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 5

Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 6

Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.

Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 7

Забытое Ремесло - Плетение из Соснового Корня, фото № 8

Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .

Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .

В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.

Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.

На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.

Вятская чаруша на фото:

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 1

В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.

Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 2

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 3

Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет

. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.

Подробнее о ремесле:

Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.

Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.

На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.

Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.

Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 4

Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.

Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.

Подробнее о них…

Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 5

Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 6

Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.

Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 7

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 8

Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .

Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .

В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 9

Всё многоообразие изделий из соснового корня можете посмотреть в моем магазине. С уважением Евгений.

Чаша с крышкой.

Вятский край издревле славился мастерами. В числе прочих кустарных промыслов получило своё развитие плетение изделий из корня хвойных деревьев. Техника плетения пришла из далекой древности.

Выбор сосны, в качестве основы для изделий оказался самым рациональным. Хорошим корнем считался такой, который при очистке получался длинным, тонким, ровным по всей длине и гибким. В XIX веке заготовка корня была тяжелым, ручным, мужским трудом. Ремесло плетения из корня сосны и сегодня остается уникальным потому, что добыть сырьё промышленным способом не удается и современным мастерам.

Хлебница. Начало ХХ века.

Развитие вятскими кустарями техник плетения из соснового корня позволило обеспечить отменную долговечность изделий. С годами они не теряли своего вида, лишь слегка темнели, приобретая приятный охристо-коричневый оттенок. Мастера разработали большое количество различных приемов и вариантов плетения.

Рабочее место мастера

Само ремесло плетения легко подстраивается под житейские нужды. Несложность изготовления, и незначительное количество инструментов давали возможность работать прямо в крестьянской избе, без необходимости устраивать отдельные помещения для мастерских.

На Вятке мастеров плетения корня сосны звали «чарушечниками». Название происходило от главного изделия промысловиков – «чаруши», в которых выпекали хлебные караваи.

Шкатулка круглая

Газета «Вятские губернские ведомости» в 1892 году писала: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне: в большом количестве выделывают «чаруши», употребляемые для печения хлеба, а также сундуки, корзины для белья, баулы, корзины для бумаг и мелкие изделия. Хорошие сорта плетеных изделий идут через скупщиков в Петербург, Москву, даже Харьков и Одессу. Чарушников в Вятском уезде считается 101 человек. Лучшим мастером считается Николай Тимофеевич Бабинцев, уже экспонировавший на выставках и имеющий награды»

Средний срок службы вещей из соснового корня составляет сто и более лет. Изделия из соснового корня, изготовленные в конце XIX и начале XX веков, представлены в музеях и центрах традиционной народной культуры в Кировской и Архангельской областях и Республики Коми. В основном, это различные емкости для хранения продуктов, корзинки, тарелки, чаши, вазы и другая посуда.

Початков Евгений Иванович в мастерской

С 2008 года в МКУК ЦНК «Подосиновский Дом ремесел» работает народная самодеятельная студия «Наследие» по плетению из соснового корня. Руководит студией Народный мастер Кировской области Нагаев Николай Михайлович. В студии обучаются дети и взрослые. Принимая участие в выставках, конкурсах, ярмарках районного, областного, межрегионального и всероссийского уровня мастера плетения из соснового корня проводят огромную работу по популяризации традиционных ремесел как части огромного культурного наследия предшествующих поколений.

Читайте также: