Плетение из сосновой щепы

Обновлено: 27.04.2024

Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива.

Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную.

Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.

Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.

К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, фасоль, ягоды, орехи, конфеты.

Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.

Поверхность корневушек третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько велика, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Разумеется, такие корневушки могут плести только опытные мастера из отборного материала.

В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой. Опытные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели свои корневушки «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.

Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку. Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким.

Как уже отмечалось, это явление, характерное и для ствола, и для веток, называются сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов. Дно корневушки может быть овальным или круглым. Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила. Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом.


Рис. 33. Спиральное плетение из корней: а, б, в – этапы работы: 1 – плетение овального донышка; 2 – плетение круглого донышка; 3 – плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали; 4 – оплетение края корневушки

Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита. Мягкую древесину применять не следует, – соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Чтобы шило было более прочным и не боялось влаги, пропитайте его два-три раза горячей олифой. Шило при работе следует постоянно держать в правой руке.

Начало плетения дна – наиболее сложная часть работы, но как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, дело пойдет более споро (рис. 33).

Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками. Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30° к середине. Под тем же углом срежьте ножом конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше.


Рис. 34. Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока

Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности. Получив дно необходимого диаметра, начинайте выплетать стенки корневушки. Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми. Если форма стенок сосуда более сложная, ее получают, увеличивая или уменьшая диаметр каждой последующей спирали. У крупных сосудов спирали можно делать из заготовленных заранее ивовых прутьев. Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым. Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке. Однако, красивые изделия можно сплести и из обычной соломы культурных и дикорастущих злаков, при этом также спиральным плетением. Жгуты из соломы можно оплетать самыми различными материалами, имеющими хорошую гибкость и прочность: мочалом, ивовой корой, берестой, конопляными и льняными нитями. В виде примера на рис. 34 показан декоративный коврик, выполненный плетением с помощью челнока.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Заготовка соломы

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

Спиральное плетение

Спиральное плетение Спиральное плетение – один из самых распространенных в недавнем прошлом видов плетения. Именно таким способом изготавливали предметы домашнего обихода, утварь – корзины, короба, миски.Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели

Корни ели, сосны, кедра и пихты

Корни ели, сосны, кедра и пихты В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья – выворотни. Обычно их много на полянах или ближе к опушке – здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых

Плетение из соломы

Плетение из соломы Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним

Игрушки, фигурки и картинки из соломы

Игрушки, фигурки и картинки из соломы Соломка – интересный растительный материал, дающий большие возможности для развития и творчества. Из соломки делают множество различных изделий: картины и панно по принципу аппликации, соломкой украшают изделия из дерева, делают

Изделия из рогоза и соломы

Изделия из рогоза и соломы Изделия из рогоза Простая ажурная кошелка из рогоза. Плетение кошелки (рис. 38, а) начинают с изготовления дна. Берут четыре уточины первого сорта (сердцевину), сгибают каждую вдвое и кладут их рядом концами в левую сторону. Затем в загибы этих

Изделия из соломы

Изделия из соломы Изделия из прошивной соломки. Косички из соломки – хороший материал для расширения ассортимента изделий. Рис. 40. Сшивание косичек: а – встык; б – уступом; в – плоскостьюСшивая их вручную или на машине, можно изготовить шляпы, сумки и другие изделия.

Подготовка корней и веток

Подготовка корней и веток Как правило, корни и сучки требуют совсем незначительной доработки. Иногда для того чтобы скульптура ожила, бывает достаточно одного штриха.Доработка включает полирование, подрезку и подточку отдельных деталей, а если необходимо, то и

Изделия из веток и корней

Изделия из веток и корней Если вглядеться в причудливый сук или корень дерева, то можно увидеть в них знакомые, уже полюбившиеся образы народных сказок – Бабу Ягу или Змея Горыныча и т. д. А может быть, корень напоминает грациозного оленя…Природа дает нам огромное

А если проще — сосновая щепа. Судогодский умелец Сергей Кузнецов из села Мошок возрождает промысел предков: плетет из сосновой щепы короба, корзины и лапти. Да такие, что залюбуешься!

Лубок, дранка, дрань, гонтина.

Фото: Аннета Татарникова

Чем плетюха от набирушки отличается

Плетение коробов для него — хобби. Лет 10 назад, говорит, увидел, как дед короба плетет и попросил научить, чтобы не ушло это умение. Плести короба оказалось несложно, новое дело оказалось настолько по душе, что затянуло надолго.

От деда перенял не только практику, но и теорию. Оказалось, что название «короб» произошло от слова «коробить», так как при изготовлении щепу гнули и коробили.

Сто и даже пятьдесят лет назад плетеные из щепы короба использовали более широко, соответственно и видов их было гораздо больше, чем сейчас. Короба из сосновой лучины наши предки использовали повсеместно, изготавливали их также из коры, корней, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть прямоугольными, квадратными, овальными, полусферическими, с открытым верхом и закрытым, с крышками различных конструкций или без крышек. Были, например, специальные «модели» для травы или сена – «плетюхи», для сбора ягод, грибов - «набирушки». Короба с ручкой предназначались для перевозки овощей и фруктов на базар, двуручные — для переноски дров. Другие короба плели специально для хранения белья и даже для. проращивания картофеля!

- Плетюхи были удобны тем, что вещи, которые в них хранились, очень хорошо проветривались, - рассказывает Сергей. - А вот этот - самый большой короб – мерная корзина. Сколько в этой корзине сена умещается, столько одной корове на день надо дать. Такими корзинами мерили, какое количество сена надо запасти, чтобы на всю зиму хватило.
Летом щепу не коробили, это было зимнее занятие и - преимущественно мужское. Работали в жилом доме, у печки, или бане. Инструментами мастера были топор и нож. А уж потом везли поделки на Масленичную ярмарку.

Короба, как сказано выше, были разные, а иногда мастеру хотелось отойти от дедовских канонов и придумать что-то свое. Например — декоративный лапоть-короб! Чем не украшение для избы? Да в современной квартире неплохо смотрелся бы.

- Вообще, наши предки были очень умными и практичными, - считает Сергей. - И все у них было продумано до мелочей. Сами подумайте, насколько это приятно - взять в руки, пахнущую сосновой смолой, новенькую корзинку-короб для похода в лес.

«Договориться» с деревом

Теперь немного о том, каким образом такие короба делаются. У сосны, как и у всех прочих деревьев есть годичные кольца, каждое такое кольцо отщипывается ножом — вот и получается щепа.

Главное здесь, по словам Сергея, выбрать нужную сосну. Многие километры приходится пройти, чтобы только найти подходящее для изготовления дерево, ведь не всякое и подойдет. Секретов выбора сосны много, но мастер открыл только один: если трещина прямая на дереве, то и щепа отменная получится. Если трещина идет вкривь, такую сосну для поделки лучше не брать. Удивительный факт: гнется сосновая щепа только в одну сторону, совсем как ладонь. А в другую – ломается.

- А вообще, надо уметь «договориться» с деревом, найти с ним общий язык, - продолжает Серей. – Если не нашел, почитай пропал материал, все в отходы пойдет. Нужно понимать, что дерево – оно теплое, живое, мягкое…


Фото: Аннета Татарникова. Сергей Кузнецов

Одним словом, сначала правильно выбирает дерево, а затем распиливает его так, чтобы сердцевины вообще не оставалось. Наколотые куски сосны длиною чуть больше двух метров на сутки кладутся на печь, «чтобы помякли», а затем щипают ножом. Ручки для коробов Сергей также делает из сосны. Иногда украшает берестой и крашеными деревянными фигурками — для настроения.

- Некоторые, увидев мои работы, заинтересовались, попросили научить и их тоже, - рассказывает мастер. - Так что обучаю.

Сколько коробов сплел за 10 лет, Сергей Кузнецов и сам не знает – не считал. На плетение короба уходит час-полтора. Мерную корзину плетет с утра до вчера. А набирушки с берестяным пояском – меньше часа.

Но дома, в хозяйстве, признается, есть всего один сосновый короб, да и то сплетенный кем-то из учеников. В ней хранятся резные игрушки из липы, потому что второе хобби мастера – резьба по дереву.

- У меня сейчас в голове – сани для лошади, - говорит Сергей. - Очень хочу к зиме сладить. Тянет меня к старине. Там все было правильно, размеренно. Не то что теперь…

Плетение из бересты — одно из самых древних занятий карел, которым занимались преимущественно мужчины. Заготавливали бересту обычно в начале лета, срезая ее лентой со ствола березы по спирали. Берестяную ленту «саргу» хранили в клубках на полках — надлавочницах в избе. Плели чаще всего из свежей бересты в 3-4 слоя, используя специальный костяной клинообразный инструмент — кочедык. Если плетение велось из сухой бересты, то в момент работы ее смачивали льняным маслом или теплой водой.

Берестяные изделия имели разное назначение: кошель, заменявший современный рюкзак, брали с собой, отправляясь в дорогу или на работы в лес, в кужонках — берестяных емкостях без ручек — хранили в избе крупу и муку, в больших берестяных бутылях сохраняли зимой семена льна для посева. В рыболовстве применяли различного вида поплавки и грузила. Форма карельских поплавков и грузил восходит к форме новгородских поплавков и грузил X-XIII вв [1] . Поплавки имеют форму треугольника или квадрата, береста свернута в несколько слоев и прошита по краям или в центре узким берестяным ремешком. Основу грузила представляет камень, оплетенный берестой, иногда соединенный четырьмя связками с окружностью, выполненной из согнутой в круг ивовой ветки.

У олонецких карел, по свидетельству этнографа Р.Ф.Тароевой, бытовали берестяные дудки (tuohitorvi), являвшиеся неотъемлемым атрибутом пастуха. Дудку делали гибкой, чтобы ей можно было придать любую форму. Очень распространенным изделием из бересты у карел были лапти. «Берестяные лапти — писал краевед К.Петров в 1881 г, — носят на работах как мужчины так и женщины» [2] . Лапти южные карелы плели «косым плетением с ушками, в которые продевались веревочные длинные, доходящие до 3-4 метров оборы» [3] . При ношении лаптей ноги обертывали холщовыми портянками (hattara), а поверх них натягивались холщовые или суконные наголенки [4] . На подсеку крестьяне брали по две пары лаптей, на сенокос — пару на две недели.

У южных карел бытовали разнообразные изделия из бересты: дорожные солонки в форме утки или бутылки, детские мячи, коробки с крышками, подкотельники, корзины, туеса. Особый интерес представляет туес — цилиндрический сосуд со съемной крышкой, легкий и прочный незаменимый для хранения во время pабот в лесу или на покосе молока, просток ваши или кваса. Стенки туеса изготавливались из нескольких цельных слоев бересты донце и крышка — из дерева. Береста обладает терморегулируюгцими свойствами, что позволяло стенкам туеса долго не пропускать тепло и служить праобразом маленького крестьянского холодильника XIX в.

Следует отметить, что южные карелы не украшали бересту росписью или прорезью. Постоянная близость к природе позволяла им ценить ее за естественную красоту материала и богатство цветовой фактуры.

В Олонецком уезде в конце XIX — начале XX в. существовал целый ряд мастерских, производивших берестяные изделия на продажу. В Важинской, Неккульской, Вид лицкой и Коткозерской волостях изготав ливали туеса, берестяные корзины и дорож ные кошели. В Сямозерской волости Петрозаводского уезда делали туеса и лапти [5] .

Помимо берестяных изделий в быту карел использовались изделия из сосновой щепы. Из щепы изготавливались двуручные корзины для белья, корзины, в которых задавали корм лошадям, емкости для транспортировки бутылей с дегтем, детские мячи. Интересным предметом карельского крестьянского быта являлась корзина для сушки ложек. Вымытые деревянные ложки бросали на дно корзины, и они быстро просыхали благодаря воздуху, свободно проходившему сквозь щели между лентами щепы.

Характерными для карел были изделия из луба. Луб — тонкий слой живой древесины под корой дерева. Его снимали со ствола, распаривали, делали на внутренней поверхности насечки, чтобы было легче сгибать. Для изготовления лубяных коробеек, маленок — мер для зерна, лукошек, люлек использовался осиновый луб. Карельские люльки в отличие от русских почти всегда делались из луба и имели овальную форму. Этнограф Лесков в 1892 г. писал об олонецкой люльке: «Люлька (katkut) делается из осинового дерева и сшивается ивовыми прутьями. В ней вы не найдете ни одного гвоздика, ни винтика,— ничего, что бы напоминало о металле» [6] . Это абсолютно верное замечание, основанное на знании технологии изготовления лубяных изделий, где наложенные друг на друга края луба прошивались тонкой лубяной лентой или ивовой лозой.

Изделия из луба, бересты и щепы в большом количестве представлены в собрании музея. Они демонстрируют многообразие форм, технических приемов и функционального назначения предметов крестьянского быта, изготовленных из этих материалов.

1↑ Константинова Т.М. Археологические работы Новгородского музея в послевоенный период // Новгородский исторический сборник. Вып.9. Новгород, 1959. С.109.

2↑ Петров К. Краткое описание Олонецкой губернии. Ро- диноведение. Петрозаводск, 1881. С.27.

3↑ Тароева, 1965. С.153.

4↑ Разновидность чулок без ступни, прикрывавших ногу от колена до щиколотки.

5↑ Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905. С.20.

6↑ Лесков Н. Отчет о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 года // Живая старина. Вып.3. С.26.

Плетем корзинки. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 07.09.2020

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Сергей Кузнецов 20 лет плетет кузовки из сосновой щепы. Раньше в Судогодском районе Владимирской области все с такими ходили по грибы-ягоды. Потом пошли ведра, пакеты — ремесло стало угасать. Вот и решил Сергей забытому мастерству поучиться. Теперь за корзинами к мастеру приезжают со всей округи.

Николай Тактаев из села Старое Захаркино Пензенской области кузовки плетет из ивовой лозы. Со мхом! Хранить в такой таре можно что угодно. Но белые с подосиновиками — первое дело.

Евгений Батарейный из села Ленинское в Крыму сначала пытался научиться плести корзинки по книгам, потом нашел учителя. Работа кропотливая, на один кузовок – шесть часов. Крымская лоза, в отличие от материковой, быстрее сохнет и ломается. Нужно все время смачивать. Зато корзинки — загляденье!

Там на сайте два вида корзин, такие как мои - тоже есть, у них плетение отличается тем, что полоски дранки не вертикально и горизонтально расположены, а под 45 градусов, поэтому они прочнее, т.к. нагрузка равномерно распределяется на всю корзину, а не только на ту полоску дранки, к которой ручка привязана.

Условия продажи - могу по почте отправлять наложенным платежом, доставка по стране стоит рублей 200-300, сама корзинка рублей 500 - 700 - в зависимости от размера. Есть также корзины очень боьшого размера, ребёнок помещается.

Делать от деда научился. Делаю их сосны, выбирается в лесу особое дерево (сложно выбрать, таких мало), и "ловкими движениями рук" превращаю в красивое (на мой взгляд) изделие, с которым удобно по грибы-ягоды ходить.

Видел когда то такие же примерно корзины из шпона - они тяжелее, и гниют быстро, т.к. когда станок шпон нарезает, он перерезает трубчатую структуру дерева, разрезая волокна.



Интересуют плетеные корзины лукошки из шпона разного объема. Изготавливаете?

Корзина из шпона 1л 1000шт 14*12*11
Корзина из шпона 5л 700шт 7.5*21.5*13 и 26*19*17
Корзина из шпона 10л 700шт 27*22*18
Корзина из шпона 12л 420шт 32*24*17
Корзина из шпона 16л 420шт размера нет точного

Интересуют плетенные корзины из сосновой лучины
квадратная с откидной ручкой на 15х27х27 х

Здравствуйте) хочу купить у вас пару корзин из дранки. Мой тел. 89110163045

Здравствуйте, интересуют плетенные корзины из сосновой лучины
с ручкой по объему12-15 литров для грибов 89164455505

Читайте также: