Плетение на дощечках история

Обновлено: 02.05.2024


Ткачество - это целая Вселенная, со своими законами, символикой, различными техниками исполнения, за каждой из которых стоит нечто большее, чем просто мастерство и терпение. Сегодня мы расскажем о ткачестве на дощечках, технике, которая была развита по всему миру, но у нас получила особое развитие.

Давайте рассмотрим пояс и тесьму как частный случай тканого полотна. По сути, многие приспособления для ручного ткачества похожи на детали станка для широких тканей. Сволочок, бёрдо, челнок… всё это можно встретить в соразмерном или увеличенном варианте в нехитрой конструкции кросен. Однако, есть и другой приём ручного ткачества, более самобытный.

Про кружки и топки

По всей России плоть до XX века был распространен необычный способ делать пояса – заправлять нитки в набор тонких деревянных дощечек и вращать их в зависимости от потребностей орнамента. Такие дощечки ещё называли «топки» или «кружки». По-видимому, слово «топки» произошло от «топить», то есть, это любые маленькие, легко сгорающие кусочки дерева.

Со словом «кружки» всё немного сложнее, ведь дощечки должны быть одинаково угловатыми. Граней могло быть не только четыре, но и более, по свидетельствам археологии, однако, в России традиционны только квадратные. Существуют находки в виде плоских кругов с отверстиями, но ткать на них тесьму было бы слишком затруднительно, такая версия до сих пор под большим вопросом. Более очевидно, что квадрат и ромб в традиционных ремёслах нередко воспринимались как круг, ведь в узорном ткачестве не так просто изобразить настоящий, гладкий кружок. Или другое предположение: «кружки» - от слова «кружить», вращать.

Гениальная древность

Исторически дощечки могли быть не только из дерева, но и из кости, рога, металла, как это было древней Скандинавии, даже из раковин и осколков глиняной посуды. Выточить их достаточно тонкими было непростой задачей, поэтому наборы, чаще всего, были средними – 20-30 штук, а большее число уже не было так удобно в обращении и популярно. Соответственно, и тесьма была узкой, но зато в нашем распоряжении есть реликтовые образцы возрастом более тысячи лет с орнаментами.

Различался в разные времена на разных территориях и подход к механизации процесса. На старых краеведческих фотографиях видно, как девушка натягивает основу, далеко отходя от опоры и работает стоя. В средневековой Европе конструкция выглядела сложнее: ткачиха скрупулёзно подбивает деревянным ножом каждый зев и сидит сбоку, а то и натягивает не горизонтальную, а вертикальную раму. В Белоруссии этнографами зафиксирован гениально простой способ: начало и конец работы связывались одним узлом и натягивались при помощи собственных ног.

Процесс образования тесьмы больше похож не на ткачество, а на свивание. Сначала насновываются нитки нужной длины и цветов, затем продеваются в отверстия на уголках дощечек. Ткач натягивает основу и строго проверяет порядок их расположения. Если всё верно, то делается несколько пробных поворотов. Уток пролегает в каждый раскрытый зев, как и в обычном ткачестве, но затем при повороте дощечки образуется что-то больше похожее на витую верёвочку, чем на ткань. Из таких продольных верёвочек и состоит всё полотно. Их поверхность напоминает ложащиеся в заданном направлении наклонные стежки, поэтому так важно следить не только за цветом нитей, но и за способом заправки: слева или справа. Если чередовать направления, то полотно получится, как говорят, «в ёлочку».

Скандинавы, инки и славяне

Возвращаясь к вопросу о территориальных особенностях, поговорим о различии в приёмах создания орнамента. Скандинавские простые и сложные узоры, в основном, получались за счёт вращения в разных направлениях каждой топки. Таким образом, у пояса было лицо и была изнанка. Либо использовали два утка, один из которых суровый, конструкционный, а другой золотный или яркого цвета, им выкладывался орнамент.

В России был более распространён другой вариант: «перекидная» техника. По ходу ткачества, дощечки менялись местами и цветные полосы то встречались, то расходились, то пропускали вперёд соседние, образовывая двухсторонний узор. Такие пояса бытовали на русском севере и соревновались между собой по сложности переплетений. Ещё один распространённый приём позволял выкладывать не только ромбы, косы и меандры, но и буквы. На поясе могла красоваться молитва, пожелание, имя мастера и владельца, а то и стандартное «Кого люблю – того дарю», «Носи, не теряй».

Конечно же, весь потенциал дощечек не опишешь в двух словах, он огромен. В Воронеже уток низали бисером, в Бирке натягивали сразу по 40 штук, в Новгороде в дощечках проделывали всего 2 отверстия, в Смоленске любили простые узоры, а в Перу очень сложные, где-то брали только три нити вместо четырёх, где-то наоборот, отверстий и нитей было ещё больше.

Ткачество на дощечках – ремесло необычное и настолько древнее, что сроднило в себе культуры индейцев, славян, викингов и даже древних греков.


Ткачество - это целая Вселенная, со своими законами, символикой, различными техниками исполнения, за каждой из которых стоит нечто большее, чем просто мастерство и терпение. Сегодня мы расскажем о ткачестве на дощечках, технике, которая была развита по всему миру, но у нас получила особое развитие.

Давайте рассмотрим пояс и тесьму как частный случай тканого полотна. По сути, многие приспособления для ручного ткачества похожи на детали станка для широких тканей. Сволочок, бёрдо, челнок… всё это можно встретить в соразмерном или увеличенном варианте в нехитрой конструкции кросен. Однако, есть и другой приём ручного ткачества, более самобытный.

Про кружки и топки

По всей России плоть до XX века был распространен необычный способ делать пояса – заправлять нитки в набор тонких деревянных дощечек и вращать их в зависимости от потребностей орнамента. Такие дощечки ещё называли «топки» или «кружки». По-видимому, слово «топки» произошло от «топить», то есть, это любые маленькие, легко сгорающие кусочки дерева.

Со словом «кружки» всё немного сложнее, ведь дощечки должны быть одинаково угловатыми. Граней могло быть не только четыре, но и более, по свидетельствам археологии, однако, в России традиционны только квадратные. Существуют находки в виде плоских кругов с отверстиями, но ткать на них тесьму было бы слишком затруднительно, такая версия до сих пор под большим вопросом. Более очевидно, что квадрат и ромб в традиционных ремёслах нередко воспринимались как круг, ведь в узорном ткачестве не так просто изобразить настоящий, гладкий кружок. Или другое предположение: «кружки» - от слова «кружить», вращать.

Гениальная древность

Исторически дощечки могли быть не только из дерева, но и из кости, рога, металла, как это было древней Скандинавии, даже из раковин и осколков глиняной посуды. Выточить их достаточно тонкими было непростой задачей, поэтому наборы, чаще всего, были средними – 20-30 штук, а большее число уже не было так удобно в обращении и популярно. Соответственно, и тесьма была узкой, но зато в нашем распоряжении есть реликтовые образцы возрастом более тысячи лет с орнаментами.


Различался в разные времена на разных территориях и подход к механизации процесса. На старых краеведческих фотографиях видно, как девушка натягивает основу, далеко отходя от опоры и работает стоя. В средневековой Европе конструкция выглядела сложнее: ткачиха скрупулёзно подбивает деревянным ножом каждый зев и сидит сбоку, а то и натягивает не горизонтальную, а вертикальную раму. В Белоруссии этнографами зафиксирован гениально простой способ: начало и конец работы связывались одним узлом и натягивались при помощи собственных ног.


Процесс образования тесьмы больше похож не на ткачество, а на свивание. Сначала насновываются нитки нужной длины и цветов, затем продеваются в отверстия на уголках дощечек. Ткач натягивает основу и строго проверяет порядок их расположения. Если всё верно, то делается несколько пробных поворотов. Уток пролегает в каждый раскрытый зев, как и в обычном ткачестве, но затем при повороте дощечки образуется что-то больше похожее на витую верёвочку, чем на ткань. Из таких продольных верёвочек и состоит всё полотно. Их поверхность напоминает ложащиеся в заданном направлении наклонные стежки, поэтому так важно следить не только за цветом нитей, но и за способом заправки: слева или справа. Если чередовать направления, то полотно получится, как говорят, «в ёлочку».

Скандинавы, инки и славяне

Возвращаясь к вопросу о территориальных особенностях, поговорим о различии в приёмах создания орнамента. Скандинавские простые и сложные узоры, в основном, получались за счёт вращения в разных направлениях каждой топки. Таким образом, у пояса было лицо и была изнанка. Либо использовали два утка, один из которых суровый, конструкционный, а другой золотный или яркого цвета, им выкладывался орнамент.


В России был более распространён другой вариант: «перекидная» техника. По ходу ткачества, дощечки менялись местами и цветные полосы то встречались, то расходились, то пропускали вперёд соседние, образовывая двухсторонний узор. Такие пояса бытовали на русском севере и соревновались между собой по сложности переплетений. Ещё один распространённый приём позволял выкладывать не только ромбы, косы и меандры, но и буквы. На поясе могла красоваться молитва, пожелание, имя мастера и владельца, а то и стандартное «Кого люблю – того дарю», «Носи, не теряй».


Конечно же, весь потенциал дощечек не опишешь в двух словах, он огромен. В Воронеже уток низали бисером, в Бирке натягивали сразу по 40 штук, в Новгороде в дощечках проделывали всего 2 отверстия, в Смоленске любили простые узоры, а в Перу очень сложные, где-то брали только три нити вместо четырёх, где-то наоборот, отверстий и нитей было ещё больше.

Ткачество на дощечках – ремесло необычное и настолько древнее, что сроднило в себе культуры индейцев, славян, викингов и даже древних греков.


Ткачество - это целая Вселенная, со своими законами, символикой, различными техниками исполнения, за каждой из которых стоит нечто большее, чем просто мастерство и терпение. Сегодня мы расскажем о ткачестве на дощечках, технике, которая была развита по всему миру, но у нас получила особое развитие.

Давайте рассмотрим пояс и тесьму как частный случай тканого полотна. По сути, многие приспособления для ручного ткачества похожи на детали станка для широких тканей. Сволочок, бёрдо, челнок… всё это можно встретить в соразмерном или увеличенном варианте в нехитрой конструкции кросен. Однако, есть и другой приём ручного ткачества, более самобытный.

Про кружки и топки

По всей России плоть до XX века был распространен необычный способ делать пояса – заправлять нитки в набор тонких деревянных дощечек и вращать их в зависимости от потребностей орнамента. Такие дощечки ещё называли «топки» или «кружки». По-видимому, слово «топки» произошло от «топить», то есть, это любые маленькие, легко сгорающие кусочки дерева.

Со словом «кружки» всё немного сложнее, ведь дощечки должны быть одинаково угловатыми. Граней могло быть не только четыре, но и более, по свидетельствам археологии, однако, в России традиционны только квадратные. Существуют находки в виде плоских кругов с отверстиями, но ткать на них тесьму было бы слишком затруднительно, такая версия до сих пор под большим вопросом. Более очевидно, что квадрат и ромб в традиционных ремёслах нередко воспринимались как круг, ведь в узорном ткачестве не так просто изобразить настоящий, гладкий кружок. Или другое предположение: «кружки» - от слова «кружить», вращать.

Гениальная древность

Исторически дощечки могли быть не только из дерева, но и из кости, рога, металла, как это было древней Скандинавии, даже из раковин и осколков глиняной посуды. Выточить их достаточно тонкими было непростой задачей, поэтому наборы, чаще всего, были средними – 20-30 штук, а большее число уже не было так удобно в обращении и популярно. Соответственно, и тесьма была узкой, но зато в нашем распоряжении есть реликтовые образцы возрастом более тысячи лет с орнаментами.

Различался в разные времена на разных территориях и подход к механизации процесса. На старых краеведческих фотографиях видно, как девушка натягивает основу, далеко отходя от опоры и работает стоя. В средневековой Европе конструкция выглядела сложнее: ткачиха скрупулёзно подбивает деревянным ножом каждый зев и сидит сбоку, а то и натягивает не горизонтальную, а вертикальную раму. В Белоруссии этнографами зафиксирован гениально простой способ: начало и конец работы связывались одним узлом и натягивались при помощи собственных ног.

Процесс образования тесьмы больше похож не на ткачество, а на свивание. Сначала насновываются нитки нужной длины и цветов, затем продеваются в отверстия на уголках дощечек. Ткач натягивает основу и строго проверяет порядок их расположения. Если всё верно, то делается несколько пробных поворотов. Уток пролегает в каждый раскрытый зев, как и в обычном ткачестве, но затем при повороте дощечки образуется что-то больше похожее на витую верёвочку, чем на ткань. Из таких продольных верёвочек и состоит всё полотно. Их поверхность напоминает ложащиеся в заданном направлении наклонные стежки, поэтому так важно следить не только за цветом нитей, но и за способом заправки: слева или справа. Если чередовать направления, то полотно получится, как говорят, «в ёлочку».

Скандинавы, инки и славяне

Возвращаясь к вопросу о территориальных особенностях, поговорим о различии в приёмах создания орнамента. Скандинавские простые и сложные узоры, в основном, получались за счёт вращения в разных направлениях каждой топки. Таким образом, у пояса было лицо и была изнанка. Либо использовали два утка, один из которых суровый, конструкционный, а другой золотный или яркого цвета, им выкладывался орнамент.

В России был более распространён другой вариант: «перекидная» техника. По ходу ткачества, дощечки менялись местами и цветные полосы то встречались, то расходились, то пропускали вперёд соседние, образовывая двухсторонний узор. Такие пояса бытовали на русском севере и соревновались между собой по сложности переплетений. Ещё один распространённый приём позволял выкладывать не только ромбы, косы и меандры, но и буквы. На поясе могла красоваться молитва, пожелание, имя мастера и владельца, а то и стандартное «Кого люблю – того дарю», «Носи, не теряй».

Конечно же, весь потенциал дощечек не опишешь в двух словах, он огромен. В Воронеже уток низали бисером, в Бирке натягивали сразу по 40 штук, в Новгороде в дощечках проделывали всего 2 отверстия, в Смоленске любили простые узоры, а в Перу очень сложные, где-то брали только три нити вместо четырёх, где-то наоборот, отверстий и нитей было ещё больше.

Ткачество на дощечках – ремесло необычное и настолько древнее, что сроднило в себе культуры индейцев, славян, викингов и даже древних греков.

Самотканый белорусский пояс.

В жизни славян от древних времен до начала 20 века пояс был необходимой деталью костюма, причем как повседневного, так и праздничного. Считалось неприличным появиться на людях без пояса. Потому что, по поверьям, человек без пояса был легкодоступен для нечистой силы. Отсюда пошло выражение – распоясаться. Также пояс нес в себе глубокий символизм, что отражалось участием пояса во многих ритуалах. Его наделяли магическими свойствами, приписывали ему функции оберега и украшали специальными символами. Пояс замыкал символический круг, поэтому всё, что должно было быть одним целым – повязывалось поясом, например, молодожены. В предсвадебную пору девушки ткали пояса, дабы одарить всех родственников жениха на свадьбе.

Ширина и длина тканого пояса определялась многими факторами в зависимости от того, кому он предназначался – для мужчины или для женщины, для девочки или для мальчика, для праздничной одежды или повседневной, либо ритуальной.

Наши предки использовали при ткачестве поясов в основном шерстяные и льняные нити . В современных условиях можно также использовать эти материалы, а также хлопчатобумажные нити и нити из синтетических волокон, что позволяет делать пояса яркими, необычными.

Также для работы понадобятся дощечки – рис. 1, деревянный нож для прибивания утка (рис. 2), челнок для уточной нити (рис. 3), 2 английские булавки для скрепления дощечек.

Дощечки и деревянный нож для прибивания утка.

Дощечки представляют собой пластинки размером 60х60 мм, сделанные из дерева, металла или пластмассы. В каждом углу дощечки есть отверстие диаметром до 5 мм.

Ребра дощечек и края отверстий должны быть отшлифованы, иначе во время процесса ткачества нити будут быстро перетираться и рваться. Углы дощечек также необходимо скруглить и отшлифовать по той же причине.

Дощечек может быть от 4 до 30-ти и более в зависимости от необходимой ширины пояса и сложности рисунка.

Ткачество поясов на дощечках было характерно не только для белорусов, но и для многих других народов западной Европы, Древнего Египта, где также использовались дощечки с тремя и шестью отверстиями (рис. 4).

челнок для уточной нити, дощечки с тремя и шестью отверстиями, «мотовильце.

В домашних условиях дощечки можно вырезать из тонкого пластика или плотного картона, а отверстия проделать дыроколом.

Челноки для уточной нити также можно изготовить самостоятельно из пластика, плотного картона, пластмассовой линейки или жести, а также приспособить специальное рыболовное «мотовильце» (рис. 5). Наиболее удобная длина челнока – 15-20 см. На челнок нужно намотать уточную нить – это может быть либо нить, используемая для основы, подобранная в цвет кромки, либо более тонкая (льняная или синтетическая).

Изготовление поясов на дощечках сочетает в себе элементы витья (дощечки в процессе работы поворачиваются, образуя из нитей жгутики) и ткачества (жгутики фиксируются уточной нитью). Каждый поворот образовывает на поверхности пояса рисунок (рис. 6).

1. Составление заправочной схемы.
2. Расчет длины ниток для снования.
3. Снование.
4. Заправка нитей в дощечки.
5. Ткачество.
6. Оформление концов пояса.


Осваивать технику ткачества на дощечках лучше всего на изготовлении неширокого, с несложным рисунком пояса. При этом разнообразие узоров зависит от цветового сочетания ниток основы, от направления заправки (сверху или снизу) и от направления поворота дощечек.

Заправочная схема пояса.


Схема пояса выглядит следующим образом (рис. 7), где А, Б, В, Г представляют собой отверстия в самой дощечке (подписанные по часовой стрелке), а цифры представляют собой порядковый номер дощечки.


Длина нитей основы рассчитывается по следующей формуле:
длина готового изделия + 15-20% на уработку + 30-40 см на концы пояса.
Например, необходимо соткать пояс длиной 2 метра. Соответственно, понадобятся нити длиной 2,8 метра каждая: 2 метра (длина изделия) + 40 см (20% от длины готового пояса) + 40 см (концы пояса).

Снование или сновка – это процесс подготовки нитей основы: упорядоченное их расположение в количестве, необходимом для изготовления определенной ширины изделия. Количество нитей каждого цвета считается по схеме. В данном случае (по сх. на рис. 7) это будет 6 нитей красного цвета и 18 – белого.

После того, как нити отмерены или наснованы, их снимают с приспособления и разрезают. Так как нити длинные, для удобства в дальнейшей работе их надо заплести цепочкой, как при вязании крючком (рис. 8). При этом они могут перепутаются, но после процесса заправки в дощечки нити станут каждая на своё место.


Подготовив необходимое количество дощечек, разложить их на столе в ряд. Положить плетёнку перед собой на столе и продеть концы нитей в отверстия дощечек по схеме. Стрелки на заправочной схеме показывают направление заправки ниток в дощечки: наклон вправо означает, что нити в отверстие вдевают сверху, с лицевой стороны дощечки (рис. 9.1), наклон влево означает, что нити вдевают снизу, с изнаночной стороны дощечки (рис. 9.2). Соответственно, в готовом изделии жгутики из ниток будут укладываться согласно заданному направлению, образуя узор.

Заправка нитей в дощечки.

Итак, согласно нашей схеме все дощечки будут заправлены следующим образом (рис. 10).Когда все нити заправлены, дощечки аккуратно сложить одна на одну, не переворачивая, и закрепить двумя булавками (рис. 11).

Затем необходимо распутать плетёнку: конец сновки, с которого велась заправка, необходимо связать и закрепить на неподвижном предмете. И, постепенно распутывая нитки, дощечки продвигать вперёд. Можно помогать себе расчёской с редкими зубцами. Таким образом, все нити становятся каждая на своё место. После этого протянуть дощечки в тот конец, с которого начинали заправку.

Заправка нитей в дощечки.

Когда нитки закреплены и натянуты, дощечки приобретают вертикальное положение и нити разделяются на два слоя, образуя зев.

Снять булавки, с помощью челнока между нитями основы проложить нить утка (рис. 12) и повернуть все дощечки одновременно на 90°, так, чтобы отверстия А заняли положение отверстий Б. При этом часть ниток из нижнего зева перейдет в верхний, а из верхнего – в нижний. Получится новый зев (рис. 13). Снова проложить уток, повернуть дощечки на 90° в эту же сторону и прибить нить утка.

Процесс ткачества пояса.

Выполнить полный оборот дощечек вокруг своей оси (рис. 14) – при этом образуется раппорт рисунка. Для повторения узора выполнить следующие 4 поворота с прокладыванием уточной нити между нитями основы.

Процесс ткачества пояса.

В процессе ткачества нити основы одной дощечки, расположенные за ней, скручиваются между собой в жгутики. Это происходит, когда повороты дощечек осуществляются только в одном направлении. Для устранения перекручивания дощечки скрепить булавками, дальний конец сновки отвязать и распутать жгутики. Затем продолжить ткачество в том же порядке. Можно раскрутить жгутики и по-другому: путём поворачивания дощечек в обратном направлении то же количество раз. Но при этом поменяется направление раппорта узора.

На время, когда работа с поясом прекращается, дощечки закрепить булавками, чтобы нитки основы не перепутались между собой. Когда пояс готов, необходимо закрепить уточную нить и оформить концы.

Самотканый белорусский пояс.

Ниже даны заправочные схемы для ткачества белорусских поясов. Но существуют также различные европейские техники ткачества. В них повороты дощечек в одном зеве осуществляются в разных направлениях, за счёт чего получаются более сложные орнаментальные рисунки.

Заправочные схемы для ткачества белорусских поясов.

Заправочные схемы для ткачества белорусских поясов.

Ткачество поясов на дощечках было характерно не только для белорусов, но и для многих других народов Западной Европы, Древнего Египта. В европейских техниках повороты дощечек в одном зеве (в одном шаге) осуществляются в разных направлениях, за счёт чего получаются более сложные рисунки.


Вспомним, что процесс изготовления тканых поясов состоит из нескольких этапов:
1. Составление заправочной схемы пояса , где А, Б, В, Г представляют собой отверстия в самой дощечке (подписанные по часовой стрелке), цифры представляют собой порядковый номер дощечки (рис. 1). Стрелки (или наклонные палочки) на заправочной схеме показывают направление заправки ниток в дощечки: наклон вправо означает, что нити в отверстие вдевают сверху, с лицевой стороны дощечки (рис. 2.1), наклон влево означает, что нити вдевают снизу, с изнаночной стороны дощечки (рис. 2.2).
2. Расчёт длины нитей основы делают по формуле: длина готового изделия + 15-20 % на уработку + 30-40 см на концы пояса).
3. Снование – подготовка нитей нужной длины, цвета и количества.
4. Заправка нитей в дощечки – концы нитей продевают в отверстия дощечек согласно направлению, заданному схемой.
5. Ткачество – сложив дощечки по порядку, концы нитей натягивают горизонтально и закрепляют на неподвижных предметах. В результате нити распределяются, образуя зев, в котором после каждого поворота дощечек прокладывают уточную нить (рис. 3).
В процессе работы дощечки крутят под углом 90 градусов, нити перевиваются в жгутики, образуя узор, жгутики закрепляются уточной нитью.

Заправка нитей в дощечки.


– это более сложная технология, освоить которую можно, научившись предварительно ткать узоры с поворотом дощечек в одну сторону.
Как и при ткачестве белорусских поясов, нити заправляются в дощечки по заправочной схеме и выполняется раппорт узора (поворотом в группе одних дощечек вперёд, других – назад определённое количество раз – рис. 5). Простые узоры, раппорт которых состоит из нескольких поворотов, описываются словами, сложные – схемой.

Заправочная схема пояса.

Заправочная схема пояса.

Заправочная схема пояса.

Для поясов со сложными орнаментальными узорами существует ещё один способ записи поворотов дощечек – схематичный. При этом способе повороты изображены штрихами, которые расположены рядами над заправочной схемой. Количество рядов составляет раппорт узора, наклон штрихов задаёт направление поворота дощечек: там, где штрихи меняют направление по отношению к заправочной схеме, те номера дощечек соответственно меняют направление поворота.

Самотканый пояс.

В данной схеме дощечки, которые меняют направление поворота, дополнительно отмечены серым цветом.
Схема заправки может являться первыми 4-мя рядами раппорта узора, тогда в этих рядах все дощечки поворачиваются только вперёд. Для симметричных узоров, соответственно, последние 4 ряда раппорта все дощечки (кроме кромочных) поворачиваются только назад.

Самотканый пояс.


Для выполнения используйте Урок 1 и Урок 2 по ткачеству поясов.
Вам потребуется:
- нити 2-х контрастных цветов;
- нить для утка в тон кромки.

Самотканый пояс.

Исходник: журнал "Ксюша"
_____________________________________________

А вот что у меня получилось с первого раза ( я попробовала ткать на 9 дощечках):





Вот здесь узор меняла по-разному.


В плетении на дощечках есть один минус, который мне не понравился - нитки за дощечками закручиваются - это очень неудобно. Надо постоянно останавливаться и их расплетать или время от времени вращать дощечки в обратном направлении, но тогда это не очень аккуратно смотрится на пояске (смена направления поворота).

Попробую следующую технику - ткачество на бёрдо. Мне муж бёрдышко и челнок настоящий уже заказал! Жду посылку. Как только придет, сразу займусь!

1 комментарий:

Все очень подробно и интересно. Здорово. Вот только нет окончания пояса, только обещание "в следующий раз". Для начинающего человека( я, например) это очень важно. И нигде нет.



Ткачество — это искусство создавать ткани из нитей, переплетая их между собой в определённой последовательности. Ткачество, как и строительство, — самая древняя профессия человека.

Очень давно, много тысячелетий тому назад, так же как и сейчас, одежда была необходима человеку. Ведь у человека нет такой теплой шкуры, как у зверей. Вначале для защиты от холода он использовал шкуры убитых зверей. Но шкуры были хороши в холод и неудобны в теплую погоду. Кроме того, кожа, на которой росла шерсть, портилась от времени, коробилась в стужу и гнила в жару.

Одним словом, одежда была нужна человеку, даже первобытному! И опять на помощь человеку пришла природа. Ну, если уж быть точным, не природа «пришла», а человек научился у нее многому, в частности плетению. Приглядитесь к паутине: она гибка и прочна, не рвется ни от порывов ветра, ни от судорожных усилий вырваться попавшей в нее мухи. Отчего такая прочность? Да оттого, что продольные нити паутины переплетены поперечными.

Так вот, используя куски коры, кожу рыб, листья, камыши, перья птиц и переплетая такие продольно расположенные материалы с поперечно расположенными, человек научился получать плетеные материалы. Они использовались для одежды, в качестве циновок, покрывал и т.д. Именно плетение следует считать прообразом ткачества.

Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX − начала XX веков

Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX − начала XX веков

Исследование В.Г Кунташовой «Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX − начала XX веков» выполнено на основе изучения богатейшего собрания русской крестьянской одежды Смоленского государственного музея-заповедника. В музейной коллекции автор изучила и систематизировала обширный материал, связанный с конструкцией и технологией изготовления и украшения одежды крестьян Севера и центра России.

Читайте также: