Проект плетение из лозы

Обновлено: 27.04.2024

Цель проекта : Научиться плести корзины, вазы и другие изделия из лозы, используя опыт старых и современных мастеров.

• Изучение истории возникновения ремесла.

• Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы по изучению темы.

• Исследования различных способов плетения, применимых к данной теме.

• Изучение технологий плетения хозяйственной корзины и ваз для цветов.

• Реализация теоретических знаний на практике.

Гипотеза: Изучить развитие творческого мастерства лозоплетения, любви к прекрасному в изготовлении изделий из лозы.

Основные положения проекта :

1. История возникновения и развития промысла лозоплетения.

2. Инструменты и приспособления необходимые для осуществления лозоплетения.

3. Заготовка, хранение и подготовка к дальнейшей работе материала для плетения.

4. Некоторые способы плетения, применяемые в изготовлении корзин и ваз.

5. Методика плетение корзин и ваз с круглым дном.

6. Технологические карты, по изготовлению корзин и ваз.

7. Фотографии прилагаемых работ.

8. Список используемой литературы.

Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается плетение. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение.

Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев. Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.

Плетеные изделия из лозы не только легки, прочны и удобны, но и радуют глаз естественной красотой и теплотой материала, выразительным ритмом и разнообразием плетеного узора.

Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки, занимают мало места. Люди, занимающиеся профессиональным плетением, предпочитают свои собственные самодельные инструменты. Материалы для плетения также доступны, многие из них могут находиться прямо «под рукой» - в вашем саду, огороде, в пойме реки. Создание красивой вещи из пучка высушенных растений, без сомнения, увлечет вас.

Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетённых изделий в нашей стране, являются прутья ивы (лоза). В наше время, как и в старые времена, плетельщики применяют для плетения побеги различных ив. При этом чаще всего предпочтение отдается так называемой трехтычинковой иве, ветле и корзиночной иве. Любители плетения, как правило, заготавливают иву по берегам рек, прудов и озер, в оврагах и других низких местах. Для плетения корзин примёняют однолетние и двулетние побеги ивы.

Если возникнет необходимость срочно сплести корзину, то лозу для нее можно заготовить практически в любое время года. Но нужно иметь в виду, что летом, в период бурного роста побегов, так называемой вегетации, древесина довольно хрупкая и легко ломается. Поэтому лучшим временем заготовки прутьев считается ранняя весна (когда рост растения еще не начался) и поздняя осень (когда он полностью прекратился). Выбрав куст с тонкими молодыми побегами длиной не менее 60—70 см, срезают одну из веток и внимательно рассматривают срез. По одному побегу можно довольно точно определить качество всех остальных. Если на срезе у побега древесина имеет красновато-коричневый оттенок, а сердцевина большая и рыхлая, то заготавливать прутья с такого куста не следует — они, как правило, бывают

ломкими. При заготовке лозы нужно срезать по возможности более прямые побеги, без болезненных наростов, повреждений и сучков.

Для плетения большинства корзин, за исключением корзин для сбора картофеля и других корнеплодов, применяют очищенные (окоренные) прутья. Если заготовку производят весной или в начале лета, то кора легко снимается без какой-либо дополнительной обработки. Прутья, заготовленные поздней осенью или ранней весной, необходимо предварительно вымочить в течение 3—4 ч, а затем пропарить 20—30 мин. Обычно не так-то просто подобрать подходящую посуду, в которой могли бы свободно уложиться прутья длиной подчас более метра. Если замачивать прутья можно в тазу, глубокой кадке, то пропарить и проварить в такой посуде их почти невозможно. Но, оказывается, обрабатывать прутья все же можно и в небольшой посудине, если прибегнуть к небольшой хитрости. Прутья осторожно свертывают в кольцо, связывают бечевкой и опускают в ведро. В бак или чугун прутья можно уложить без предварительного связывания, по одному или небольшими пучками, сворачивая кольцом вдоль боковых стенок.

Затем прутья заливают водой и проваривают. После проварки их охлаждают в холодной воде и приступают к снятию коры, так называемой окорке. Окоряют прутья щемилкой — удобным самодельным приспособлением. Если при первом протаскивании прута через щемилку кора отделилась не полностью, прут поворачивают вокруг своей оси и пропускают через щемилку еще раз.

Прутья для декоративного плетения нужно заранее окрасить и высушить. Дубильные вещества, содержащиеся в ивовых прутьях, обычно препятствуют равномерному их окрашиванию. Устранить нежелательное воздействие дубильных веществ можно вымачиванием их в течение нескольких часов в горячей воде с поташом (на литр воды потребуется 40—50 г поташа).

В сельских условиях удалить дубильные вещества из ивовой лозы можно простым способом, используя вместо поташа древесную золу. Ее нужно насыпать в тряпичный мешочек и, завязав, опустить в бак или ведро с кипящей водой. Примерно через 15—20 мин воду снимают с огня, отстаивают и заливают ею приготовленные прутья.

Примерно через час щелочную воду сливают и заливают прутья заранее составленным красящим раствором. В звучные яркие цвета прутья можно окрасить анилиновыми красителями, применяемыми для окраски тканей. Красящий раствор составляют из расчета: один пакет красителя в стандартной упаковке на 3 л воды. Чтобы прокрашивание было более глубоким и прочным, в краситель добавляют 1—2 ложки уксусной кислоты. Прутья нужно держать в красителе около 3 ч. Время от времени их нужно приподнимать палкой, чтобы они равномерно окрасились со всех сторон. Через 3 ч, слив красящий раствор, в посуду заливают холодную чистую воду и ополаскивают ею окрашенные прутья. При этом воду меняют несколько раз, до тех пор пока она не перестанет окрашиваться. Если окрашенные, а также и неокрашенные прутья не собираются тотчас пускать в дело, то их высушивают и хранят связанными пучками в сухом помещении, а непосредственно перед плетением замачивают. Как только прутья вновь обретут эластичность, их заворачивают во влажную тряпку, а вынимают уже по мере надобности в процессе плетения. При этом нужно иметь в виду, что замоченные прутья во влажном состоянии могут находиться не более суток, потом на них появляется плесень и древесина чернеет.

Следующая работа -изготовление форм, которые определяют размер и вид корзины. Формы делаются из древесины и толстых прутьев. Без формы трудно сплести ровную, красивую корзину.

В течение многих веков мастера-корзинщики разработали несколько видов плетения, которые применялись в зависимости от назначения изделия и тех декоративных задач, которые при этом решались. Чаще всего применяется так называемое простое плетение. Этот вид плетения экономичен, несложен и выполняется быстро. Переплетение идёт слева на право. Возьмите один пруток и вставьте его в любом месте между двумя стойками корзины.

Исследовательско-творческий проект «Волшебная осень» группа № 2 «Звездочки Воспитатель: Шушлебина Е. А Тихонова Л. В. Вид проекта: Исследовательско-творческий. Возраст детей:.

Конспект НОД по лепке из солёного теста «Вазы для цветов» • продолжать учить детей моделировать вазочки на основе готовой формы, путем дополнения её различными деталями. • развивать мелкую моторику.

Мастер-класс «Декорирование цветочной корзины цветами»

Мастер-класс «Декорирование цветочной корзины цветами» Свербина Татьяна Викторовна. Мастер класс «Декорирование цветочной корзины цветами». Хочу рассказать, как просто и легко можно задекорировать.

Мастер-класс по изготовлению вазы с оформлением из бумажного шпагата

Мастер-класс по изготовлению вазы с оформлением из бумажного шпагата ВАЗА. В настоящее время все большую ценность приобретают детали интерьера, сделанные своими руками. Именно они подчеркивают индивидуальность.

Творческий проект «В гостях у сказки» Приложение №3 К проекту «Комната сказок» Творческий проект «В гостях у сказки» Автор проекта: музыкальный руководитель Толкачева Э. Е.

Сценарий осеннего праздника «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Корзины Осени» Действующие лица: Ведущая – Осень Грибы Рябинка Мухомор.

Творческие работы родителей с детьми «Картины из мусорной корзины»

Творческие работы родителей с детьми «Картины из мусорной корзины» Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к миру,.

Творческий проект «Цирк» Творческий проект «Цирк» Автор проекта: Зюкова И. В. Продолжительность проекта: краткосрочный (с 1 февраля по 17 февраля) Тип проекта: творческий,.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ презентация Данил.ppt

Лозоплетение Панно «Солнышко» Выполнил: ученик 8 класса Пронин Даниил

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лозоплетение Панно «Солнышко» Выполнил: ученик 8 класса Пронин Даниил

Лозоплетение Панно «Солнышко» Выполнил: ученик 8 класса Пронин Даниил

Ивовый прутик Из ивовой лозы плели корзины И мастерили звонкие свистки. Свист.

Ивовый прутик Из ивовой лозы плели корзины И мастерили звонкие свистки. Свисток в низину кинешь — из низины Полезут во все стороны ростки.

Очень интересный материал для работы – лоза. Многих людей изделия из лозы зав.

Очень интересный материал для работы – лоза. Многих людей изделия из лозы завораживают своими плавными изгибами.

 Создание изделия из лозы начинается с заготовки ивовых прутьев.

Создание изделия из лозы начинается с заготовки ивовых прутьев.

Обработка лозы. Для более легкого снятия коры необходимо заливать лозу кипятк.

Обработка лозы. Для более легкого снятия коры необходимо заливать лозу кипятком, а затем доводить все это до кипения и варить не менее 20 минут.

Плетение лозой

Изделия из лозы не только практичны и красивы, они экологически чистые, что.

Изделия из лозы не только практичны и красивы, они экологически чистые, что особенно важно в наш техногенный век.

Выбранный для просмотра документ проект Данил.docx

Министерство общего и среднего образования Ставропольского края

Творческий проект

по технологии

панно «Солнышко»

i?id=fe2dfe6dd58eefd1c007a1ecbb1d118a-85-144&n=21

Выполнил: ученик 8а класса

МКОУ СОШ №6 с.Гофицкое

Пронин Даниил

Учитель: Гриднева Н.И.

2014-2015 учебный год

Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается плетение. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение.
Почти каждоый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев. Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.
Плетеные изделия из лозы не только легки, прочны и удобны, но и радуют глаз естественной красотой и теплотой материала, выразительным ритмом и разнообразием плетеного узора.

1.1 Выбор и обоснование проекта

Очень интересный материал для работы – лоза. Многих людей изделия из лозы завораживают своими плавными изгибами. Но мне больше всего нравится в плетении то, что эти изделия уместны везде, в любом интерьере. С детства меня привлекала работа с древесиной. Я занимался выжиганием, резьбой по дереву. А в последнее время увлекся плетением из лозы. Уже много лет плетением занимается мой папа, он же и увлек меня этим необычным и почти забытым делом.

Плетение изделий из лозы – увлекательное и полезное занятие. Лозоплетение – хорошо забытый и возрождающийся вновь старинный промысел. Работа с податливым и гибким природным материалом приносит мне радость и удовлетворение. Занимаясь этим промыслом я отвлекаюсь от сложностей, проблем. Когда вдыхаешь жизнь в тоненький ивовый прутик и в результате получаются добротные и красивые вещи, то работа захватывает и вдохновляет.

1.2 Цели и задачи моей работы.

Цель проекта:

сплести изделие из лозы, используя опыт старых и современных мастеров,

принять участие в олимпиаде по технологии.

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения ремесла.

Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы по изучению темы.

Исследования различных способов плетения, применимых к данной теме.

Изучение технологий плетения панно и корзины для фруктов.

Реализация теоретических знаний на практике.

2. Основная часть

Много проблем и вопросов возникает при работе с лозой. Это необходимость правильной заготовки лозы, выбор инструментов для работы. Важно точно представлять последовательность выполняемых операций, при выполнении работ соблюдать технику безопасности. И как итог уметь оценить созданное собственными руками изделие. А чтобы это изделие на самом деле было конкурентоспособным на рынке сбыта, надо правильно и грамотно организовать его рекламную компанию

2.1 Исследовательский раздел

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине….

2.1.1. Выбор вариантов

Так как я увлекался различными видами обработки древесины, передо мной стоял выбор изделие в какой технике сделать.

Вариант №1. Выжигание по дереву. (рис. №1)

Вариант №2. Резьба по дереву. (рис. №2)

Вариант №1. Плетение из лозы. (рис. №3)

http://struzhki.ru/img/rezba/rez_177_s.jpg
Выжигание по дереву

Рис.№1 Выжигание по дереву

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_20141121_111909.jpg

Рис. №2 Резьба по дереву

Рис. №3 Плетение из лозы

Я выбрал изделие под №3 Плетение из лозы, так как в настоящее время мне интересно заниматься лозоплетением.

1.2. Звёздочка обдумывания.

Рис. 4. Звёздочка обдумывания

2.1.4. Историческая справка

Лозоплетение является одним из древнейших ремесел, освоенных человеком, и уходит своими корнями в бронзовый и каменный века. По сохранившимся на сегодня археологическим находкам ученые установили, что изделия из лозы активно использовались нашими пращурами. Например, при производстве глиняной посуды из лозы плелись сосуды и емкости, облеплявшиеся снаружи глиной. После обжига лоза выгорала, и получалась глиняная посуда, годная к употреблению. Кроме того, лозоплетение использовалось при постройке жилищ и в быту – например, из лозы производились рыболовные крючки.

Показательно, что лозоплетением занимались и занимаются жители всех континентов нашей планеты. Более того, с лозой связаны многие мистические ритуалы древности, поскольку считалось, что лоза хорошо проводит энергетику Земли и может служить своеобразным «детектором». Например, в древнем Китае при выборе участка для постройки дома, люди ходили по нему, держа в руках прутики лозы и наблюдая за их возможными колебаниями.

С искусством лозоплетения хорошо были знакомы во многих древних высокоразвитых культурах, таких, как египетская, ближневосточная и римская. В гробнице фараона Тутанхамона найдены плетеные стулья, сохранившиеся и до сегодняшних дней. Упоминания о лозоплетении есть и в Библии – так, Моисей был найден плывущим по реке в плетеной тростниковой корзине.

Бурно развивалось данное искусство в эпоху Ренессанса. Художники изображали плетеные изделия на своих картинах, знатные и простые люди стремились обустроить свои жилища с помощью плетеных изделий. Ассортимент же изделий, производимых из лозы, включал в себя не только традиционную кухонную утварь и кресла, но и коляски, качели, дорожные сундуки, плетеные корзинки для белья и прочую мебель.

К началу 20-го века лозоплетение было очень развито и на Украине, и в России. С момента образования СССР и вплоть до Второй мировой войны, в стране насчитывалось около восьмисот артелей, производивших изделия из лозы. После войны развитие лозоплетения остановилось, так как власти и население Союза направили все силы на восстановление страны и отстройку мощной оборонной промышленности. В ходе массовой урбанизации большинство лозоплетенческих артелей прекратили свое существование.

Мода на изделия из лозы вновь стала возрождаться в районе 70-х годов. К тому времен мастеров по изделиям из лозы осталось немного, потому плетеные изделия были в дефиците и пользовались спросом. Сегодня изделия из лозы занимают почетное место в убранстве жилищ и различных мест отдыха, таких как кафешки и рестораны, салоны и офисы.

В наши дни в людях, окруживших себя вещами из синтетических материалов, таких, как пластмасса, пенопласт, полиуретан и прочие, просыпается тяга к Природе и желание быть к ней ближе. Наверное, поэтому изделия из лозы, как и само искусство лозоплетения, сегодня увлекают многих.

Внедрить в работу детского сада новую технологию «Интерактивная мастерская», как средство развития субъективности детей дошкольного возраста, организовать работу постоянно действующих интерактивных площадок, посещаемых детьми других групп. Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-Иве. Развивать познавательный интерес.

ВложениеРазмер
proekt_lozopletelshchiki.docx 29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПИнтерактивная мастерская «Лозоплетельщики».

Цель проекта: внедрить в работу детского сада новую технологию «Интерактивная мастерская», как средство развития субъективности детей дошкольного возраста, организовать работу постоянно действующих интерактивных площадок, посещаемых детьми других групп. Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-Иве. Развивать познавательный интерес.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, коллективный

Продолжительность: долговременный (сентябрь – апрель)

Участники: воспитатели, дети, родители, социум.

Актуальность: поскольку ФГОС ДО образования направлен на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, внедрение в образовательный процесс новой технологии «Интерактивные мастерские» позволит создать условия, необходимые для реализации принципов ФГОС, развить уровень субъективности детей и педагогов, а также возродить традиции, повысить интерес к редким профессиям. На протяжении столетий наши предки помогали себе, используя самые простые природные средства. Наши прапрабабушки хранили и передавали детям лучшие рецепты из всего, что можно было найти в лесу, в частности использование лозы деревьев. Изделия из лозы, а это амулеты, обереги, вазочки, предметы кухонного обихода, плетень в казачьем уголке. Оформление интерьеров вызывает интерес искусствоведов, как о красоте и самовыраженности. Пользуясь корзинками для грибов, туесками для ягод, не приходится забывать, как об экологически чистом материале.

- создать в группе условия для исследовательской и творческой деятельности детей, развития их инициативности и активности в познании и преобразовании действительности;

- формировать умения воспитанников произвольно управлять своим поведением при непосредственном общении с природой.

- формировать практические умения, вести наблюдения за деревьями;

- знакомить детей с интересными и редкими профессиями в области экологии;

- развивать первоначальные умения детей, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по срезу веток лозы, плодов; изготовлении

предметов плетения из лозы;

- формировать понятия о быте и здоровом образе жизни;

- знакомить детей с деревьями Кубани , произрастающими на территории детского сада;

- осуществлять контакт с природой в течение всего пребывания ребенка в детском саду с включением его в различные виды совместной деятельности;

- открыть мастерскую лозоплетения в группе, доступную для посещения детьми с других групп, познакомить детей с такой профессией как лозоплетельщик.

Предварительная работа: разработка конспектов занятий, презентаций, интерактивных игр, рассматривание деревьев (ивы), знакомство с использованием лозы как художественное творчество интерьеров, поделок, различного предназначения лозоплетения.

Алгоритм реализации проекта: подготовительный, исследовательский, обсуждение результатов и подведение итогов.

Предполагаемый результат: освоение профессии лозоплетельщика, заготовка лозы. Создание психолого-педагогических условий для развития субъективности детей и педагогов.

Продукт проектной деятельности: плетень, амулеты из лозы для ярмарки к 30-летию ДОУ;

Презентация проекта: апрель

Используемые и необходимые ресурсы: книги о деревьях (лозе), ЭОР, наглядный материал, методическая копилка детского сада.

Итог: участие в ярмарке к 30-летию ДОУ

1. «Сборник нравственно-экологических проектов для детей дошкольного возраста»

План реализации проекта:

Вид деятельности, содержание, тематика

1.Знакомство с деревом ивой. 2.Знакомство с историей лозоплетения. 3.Срез веток и их обработка. 4.Знакомство с изделиями. 5.Подготовка материалов, атрибутов к с/р игре «Мастера-лозоплетельщики».

Итог: Подготовка лозы для дальнейшего использования .

1.Составление писем- заданий от Старичка-Лесовичка.

2.Экскурсия по экологической тропе детского сада. 3.Знакомство с процессом изготовления плетения. 4.Оформление альбома изделий из лозы.

Итог: составление календаря среза ветвей ивы.

1.Осенние работы на участке: обкапывание деревьев. 2.Составление писем-заданий от Старичка-Лесовичка. 3.Акция «Плетение амулетов из лозы для группы и для ярмарки».

Итог: открытое мероприятие для сотрудников д/сада.

1.Оформление выставки поделок из лозы. 2.Работа с родителями и детьми (поделки разных мастеров из лозы).

Итог: выставка, принесённых изделий из лозы.

1.Обновление «Кубанского уголка». 2.Знакомство с основными правилами хранения лозы.

Итог: Изготовление книги заготовок лозы (техника безопасности).

1.Знакомство с литературным словом. 2.Картотека стихотворений, загадок об иве.

Итог : оформление фото-стенда «Поделка моими руками из лозы по художественному произведению»

1.Плетение плетня «Забор для цветов» (на участке).

Итог: изготовление книги рекомендаций по использованию веток лозы.

1.Экологические практикумы на участке детского сада: весенние работы.

2.Занимательная викторина «Что вы знаете об иве?». 3. Оформление фотоальбома: «Ива на участке нашего детского сада». 4. Фотоотчет: «Настоящие мастера своего дела».

Знакомить детей с историей своего народа, с ремёслами, которые находят применение в современной жизни. Учить работе с природным материалом – лозой. Участники проекта: Ученики 3 класса, классный руководитель Папенчук Э. Л. Продолжительность проекта: 2013 – 2014 учебный год. Цели:

Задачи: Пробуждать стремление познавать и осваивать что-то новое для себя. Учить делать открытия в повседневной жизни. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей земли, патриотические чувства, любовь к своему краю. Знакомить с людьми мастеровыми, которые могут передать своё умение и поделиться своим мастерством с другими. Учить уважительному отношению к людям, к чужому труду. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, учить видеть красоту и создавать её своими руками.

Обоснование выбора темы проекта Над темой «Воспитание и укрепление народных традиций» я как классный руководитель работаю уже не первый год. Считаю , что эта тема актуальна всегда. Воспитать достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину, свою историю, невозможно не обучая и не воспитывая детей в этом направлении. Интерес и приверженность к истории земли на которой ты живёшь можно и нужно воспитывать у ребёнка с раннего детства, чтобы в его сердце всегда теплился этот живой огонь и согревал душу прелестью окутанной тайной русской старины. Только в этом случае человек может быть патриотом, душа его будет щедрой на добрые дела. Очень важным считаю приобщение детей к созидательной деятельности, человек, который способен к созиданию обычно не стремится к разрушению.

Основные этапы проекта 1. подготовительный этап. (классные часы, беседы, посещение этнографических музеев школы и Возовского Д/к) 2. основной этап. (теоретическое и практическое знакомство с приёмами плетения из лозы, овладение практическими навыками плетения) 3. рефлексивный этап. (структурирование собранного материала. Выход: презентация.)

Древний русский промысел . Плетение – один из древних промыслов русского народа. Люди мастеровые и талантливые несут это умение через века и годы, удивляя нас неброской красотой плетёных изделий и возвращая нас в седую старину. Самый доступный материал для плетения – лоза. Тонкие гибкие ветки в руках мастера могут превратиться в корзины, лукошки, панно и другие интересные и нужные в быту вещи.

Большое дело для маленьких исследователей Лоза отсортирована Первое знакомство

Первые шаги Сначала посмотрим Потом Попробуем сами

Начинать трудно, но очень интересно Сначала помогут, А дальше я сам

Мастер плетения из лозы Бельчиков Анатолий Васильевич – мастер на все руки. Он не прячет своё мастерство, а щедро делится им с окружающими. Всегда готов оказать свою помощь и хорошей интересной затее тоже всегда рад. Живёт и старается жизнь вокруг себя сделать красивей и интересней. Чтоб не просто дни пролетали, а чтобы каждый самому доставлял радость и других радовал. Самое необычное его увлечение – плетение из лозы. Учился этому он ещё в детстве у своего отца. Плетёт корзины, кошелки, кубари для рыбы, есть у него и кресло плетеное. Теперь Анатолий Васильевич передаёт своё умение молодому поколению, чтобы не угасло среди людей это замечательное дело – созидательная творческая работа с живым природным материалом – лозой.

А дело – то оказалось увлекательным !

Вот так и идёт работа Прямо сидя на полу Увлечённо и сосредоточенно

Каждый за своим изделием

И работа и отдых

Учиться никогда не поздно

Первая радость Дорогу осилит идущий Терпенье и труд всё перетрут

Корзина для грибов готова

Наши изделия служат в быту И коту хорошо, И хозяйке удобно

Для хорошего настроения

Неброская красота, не лишённая вкуса Плетёные изделия – это и функциональные предметы быта и декоративное украшение домашнего интерьера. Использование разнообразных элементов плетёного декора позволяет создать индивидуальный облик жилища и ни с чем не сравнимое очарование.

Плетёный декор в доме Кухня может быть разной

Плетёный декор в доме

Красиво и функционально

Изделия из соломы и болотных трав

Букет цветов Плетение может быть и таким утончённо – изысканным. Сочетание лозы и соломы .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку технологии плетение

Эта презентация может быть использована на уроке технологии по теме "Плетение из лозы и бересты".

«Урок-проект: Прямое плетение из бумаги»

Урок по технологии в 4 классе( УМК "Гармония") с использованием проектной технологии.

Презентация Плетение фигурок из бисера

Плетение объемных фигурок из бисера - крокодил, мышка, стрекоза.

Бисероплетение на уроках труда в начальных классах."Алые розы"(плетение на проволоке).

Презентация знакомит учащихся с историей бисера, видами бисера. Видами работ из бисера. Поэтапно показывается, как сплести розу на проволоке.


Плетение виноградной лозы из фольги

Технология изготовления виноградной лозы из фольги.


Мастер-класс "Виноградная лоза"

Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям. Используя кожу вышедших из моды вещей, в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плетение из газетных трубочек. Использование техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги в работе с детьми школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Эко плетение» Использование техники плетения из газет.»

Областное государственное казенное учреждение

Социального обслуживания «Социально-реабилитационный центра

Для несовершеннолетних «Планета детства» в г. Барыш»

Использование техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.


Автор: Воспитатель стац. Отделения

Князькина Ирина Борисовна

Срок реализации: 1 год.

Полное название проекта- социальный проект «Эко плетение». (Использование техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги при работе с детьми школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних).

Краткая аннотация проекта:

Название проекта: Социальный проект «Эко плетение»

География проекта : Проект реализуется по адресу: 433751, Ульяновская область, город Барыш, площадь Фабричная д.26.

Стадия реализации проекта: Проект находится на стадии реализации.

Срок реализации: начало –октябрь 2016года, окончание – октябрь 2017г.

Руководитель организации: Рыженкова Людмила Михайловна.

Руководитель проекта: Князькина Ирина Борисовна.

Проект задуман и реализуется воспитателем и воспитанниками ОГКУСО СРЦН «Планета детства».

Актуальность разработки проекта.

«Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Когда сгущаются сумерки жизни, в наступившей тьме неприкаянно блуждают маленькие огоньки, заплутав на перекрестках дорог. Эти огоньки и есть чистые детские души, потерявшие родителей и отчаявшиеся найти тихую спокойную гавань, где им подарят тепло, уют, а главное – любовь. Наш детский центр, это не просто «добрый дом», это семья, это свет в окне и тепло домашнего очага, это уверенность в том, что тебя здесь всегда ждут и встречают с радостью. Одним словом, дом, где согреваются детские сердца. Здесь жизнь обретает смысл, здесь любят, заботятся, воспитывают и всегда готовы прийти на помощь. Здесь царит атмосфера добра, понимания и сострадания, которая не возникает сама по себе, которую создают работающие в центре люди. Основные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр - социально-опасное положение в семье, трудная жизненная ситуация. Дети поступают с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития, много педагогически запущенных детей.

Своеобразие развития таких детей состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. При всём этом процессы сравнения и обобщения у таких детей затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов. И поэтому такому ребёнку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идёт освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты, гармонии. Такие занятия помогают развивать мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы дети, которые пришли ко мне развивались не зависимо от степени тяжести дефекта. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача: дети радуются результату своего труда.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь, и гармония войдут в его жизнь.

Создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. К тому же плетение из газет — это один из способов превратить кучу ненужной бумаги в настоящее произведение искусства.

Плетение из газетных трубочек — йога для мозга. Объяснение невролога оказалось абсолютной неожиданностью! Петля, петля и еще одна петля… Ритмичный темп плетения делает свое дело: во время этого увлекательного занятия человек будто бы впадает в транс. Руки заняты, голова свободна от лишних мыслей, сознание находится в стабильном состоянии равновесия. Плетение — созерцательная практика медитации и сосредоточения. Неврология признала плетение новой йогой — настолько сильно это хобби влияет на своих поклонников. Йога для мозга… Звучит очень впечатляюще!

Исследования показывают, что плетение из газет, так же как и шитье, ткацкое дело и вышивание, развивают внимательность и имеют очень много общего с медитацией. Во время медитации и занятий рукоделием становятся активными одинаковые зоны головного мозга. Позитивное влияние медитации на здоровье и умственные способности доказано не раз. Во время опроса, в котором участвовали более 20 воспитанников Центра выяснилось, что состояние счастья очень часто возникает во время плетения. Релаксация, снятие стресса, творческая реализация становятся доступными для детей, вовлеченных в рукоделие.
Вот почему в древности всех женщин было принято обучать рукоделию: это невероятно успокаивает эмоциональную сферу и дает долгожданное чувство равновесия в жизни.

Улучшится психическое состояние, решение психологических проблем будет отнимать меньше душевных ресурсов.
Внимательность и концентрация станут постоянными спутниками, тем самым повысится учебная мотивация школьников.
Творческие способности будут развиваться и радовать неожиданными проявлениями.
Самооценка достигнет нового уровня — чувство гордости за красиво выполненную работу и уверенность в своих силах дадут почувствовать свою значимость.
Простой путь развить терпение и настойчивость — занятия рукоделием.
Память станет намного лучше, а мозг будет работать в разы быстрее.

Полное поглощение, которое дарует плетение, не сравнить с тем, что предлагают другие хобби. Ясность и чистота разума поразительны, многие ученые считают, что занятия ручным трудом помогает людям в преклонном возрасте оставаться в здравом уме и жить дольше.

Проект предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (кашпо, корзины и т.д.).

Цель проекта: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги в условиях социально-реабилитационного центра с привлечением социально-значимых объектов Барышского района с целью совершенствования навыков плетения и сохранения исчезающего народного промысла- лозоплетение.

-ознакомление с основными понятиями и базовыми формами плетения;

-обучение различным приемам работы с бумагой;

-создание композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.

-развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; -развитие мелкой моторики рук, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

- повышение интереса воспитанников к исследовательской деятельности по данной теме;

- развитие способностей работать руками, приучение к точным движениям пальцев.

- воспитание интереса к искусству лозоплетение;

- воспитание любви к истории своей малой Родины;

- воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважать людей труда и культурное наследие;

- расширение коммуникативных способностей детей;

- воспитание навыков общения и сотрудничества между детьми и работниками социально – значимых объектов МО «Барышский район»;

Вторая очень важная цель проекта- это историческая связь с исчезающим видом народного промысла- лозоплетение. В 2016 году Акшуатский краеведческий музей им. В.Н. Поливанова при поддержке администрации Барышского района, Ульяновского областного краеведческого музея и Культурного фонда им. И.А. Гончарова начал трудную работу по сохранению промысла в селе. На средства Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» создаётся мастерская лозоплетения и экспозиция по истории промысла. Своим проектом «Эко плетение» и работой наших воспитанников мы хотим сохранить и поддержать как можем промысел лозоплетения. Воспитание любви к своей малой Родины, ее историческим корням как никогда актуальна и важна в наше время. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Немаловажная сторона проекта- это ее экологичность. Для своих работы мы с воспитанниками используем уже никому не нужную газетную бумагу, которая валялась бы под ногами и никому ничем полезным не служила, а превращалась бы в скопление мусора. А плетение из газет становится своего рода переработкой сырья. И кстати, для производства газетной бумаги уже используется на 80 процентов вторичное сырьё, а в некоторых случаях даже и на все 100)) Бумага – это чисто экологический материал, и используя его во вторичном сырье мы помогаем сохранить леса! Мы же даем ей вторую жизнь в наших творческих работах, которые будут радовать нас своей красотой, так же они могут быть отличными подарками, сделанными своими руками, для ветеранов ВОВ, сотрудников и родителей, престарелых людей и т.д. Сейчас уже используют не цинк для печати, а типографскую краску, которая не опасна для здоровья.

Цель проекта: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги в условиях социально-реабилитационного центра с привлечением социально-значимых объектов Барышского района с целью совершенствования навыков плетения и сохранения исчезающего народного промысла- лозоплетение.

Задачи проекта:

-ознакомление с основными понятиями и базовыми формами плетения;

-обучение различным приемам работы с бумагой;

-создание композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.

Развивающие:

-развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; -развитие мелкой моторики рук, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

- повышение интереса воспитанников к исследовательской деятельности по данной теме;

- развитие способностей работать руками, приучение к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

-воспитание интереса к искусству плетения;

- расширение коммуникативных способностей детей;

- воспитание навыков общения и сотрудничества между социально – значимыми объектами МО «Барышский район»

-совершенствование трудовых навыков, формирование культуры.

Направленность -художественно эстетическая.

Концепция проекта

Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

Основные направления проекта

Организационные:

1.Создание в СРЦН предметно развивающей среды, отражающей специфику работы, участие по реализации проекта.

2. Определение уровня знаний и сформированных представлений по данному направлению методом педагогической диагностики.

Профилактические:

Закрепление основ правильного и безопасного поведения и использование колющих, режущих предметов.

Образовательные:

1.Накопление образно символического и демонстративного материала для проведения мероприятий познавательного цикла.

2.Решения образовательных задач посредством использования информационного банка данных.

Методы реализации проекта:

*Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

*Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

*Демократичность и гуманизм (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

*Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

*«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Принципы реализации проекта:

1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

2. Принцип гуманности основан на уважении к личности воспитанника, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощённости ребенка во время занятий.

3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.

4. Принцип вариативности дает возможность развивать у воспитанников вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание данного проекта направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Проектом предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из газет. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам.

Содержание проекта определяется возрастными особенностями воспитанников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Дети имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность воспитанникам тренировать различные виды своих способностей.

Читайте также: