Проект плетение из соломки

Обновлено: 14.05.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Как можно творчески использовать солому? Загрызенко Ольга обучающаяся 3«а» класса МОБУ Ирбейская СОШ № 2. Я занимаюсь в школьном кружке «Соломка». Мне очень нравится выполнять аппликации из соломки. Солома- это не просто разбросанные кучи её на полях после сбора урожая, а что-то большее. Мне стало интересно, когда и где родились первые картины из соломы, где ещё использовали солому на Руси.

Я выдвинула гипотезу, если к использованию соломы подойти творчески, то можно получить необычные картины.

Цель моей работы :творческое использование соломы

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести опрос среди обучающихся.

3.Обобщить и систематизировать собранный материал, применить его в выступлениях.

  • 1 Анализ литературы
  • 2. Анализ информации из интернета
  • 3. Наблюдение.
  • 4.Анкетирование
  • 5. Сравнение.

Свою работу я начала с опроса учеников нашей школы.

На вопрос: «Знаете ли вы, куда девают солому с полей?» ученики ответили так:

На вопрос: « Что можно изготовить из соломы?» ученики отвечали следующим образом:

Стало ясно, что многие не знают, что из соломы можно делать много полезных, нужных и красивых вещей.

Изучив литературу и источники сети интернет, я узнала следующее.

Солому подстилают скотине.

В центральных и южных районах России сечёную солому раньше добавляли в глину, из которой сбивали кирпичи.

Плетут корзины, шляпы.

Соломкой украшали шкатулки,

В Западной Европе из соломы делают брикеты для отопления жилых домов.

В наше время работают предприятия, которые выпускают соломит – теплоизоляционный материал.

Из соломы делают скульптуры!

Выводы: 1. Солома находила самое различное применение в жизни крестьянина и очень широко использовалась в хозяйстве. 2. В наше время солома является очень важным сырьём в строительстве, в скульптурной мастерской, как топливо. 3.Солома, имеющая золотистый цвет, переливчатый блеск, лёгкость, пластичность, используется народными умельцами для создания картин-аппликаций, для плетения необходимых в быту изделий. 4.Хочу отметить ещё немаловажный фактор, что, солома самый доступный и дешёвый материал для изготовления шикарных подарков для своих близких и друзей. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Соломка прекрасный материал для создания картин и аппликаций. P. S. Работа с соломкой меня продолжает вдохновлять. Сейчас я хочу научиться делать уже не только аппликации, а полноценные картины и кукол из соломки.

Список используемой литературы

1.Г.Е.Булыгина «Чудо-соломка ». г. Екатеринбург. Издательство: "Формат", 2004

2. В. Б. Зайцев «Поделки из соломки». Москва. Издательство: Рипол,2012.

3. О. Лобачевская «Плетение из соломки. Техника. Приемы. Изделия». Москва. Издательство: АСТ-ПРЕСС, 2008.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ проект маша солома.docx

Распрощалось лето с нами

И ушло, тепло забрав.

Под притихшими ветвями

Слышен шёпот грустных трав.

И прощально хороводят

Журавли сквозь листопад:

"Лето! Мы тебя проводим. "

И летят за ним, летят.

Автор: М. Мишакова

Актуальность

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Любая работа с природным материалом не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность развивать собственные творческие способности, приобщаться к эстетическому восприятию.

Одним из самых дешёвых природных материалов является соломка. Работа с соломкой очень интересна и увлекательна. Нет пределу фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры.

Работы по созданию композиций из соломки расширяют представления об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Цель: познакомиться с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок и передавать красоту природы через создание куклы, используя соломку.

• применение соломки для создания красоты вокруг себя;

• умение передать красоту природы через создание куклы;

• подарить людям радость и хорошее настроение.

Инструменты и материалы.

3. Соломка (пшеницы).

Охрана труда

Опасности в работе:

- травма руки ножницами;

Заготовка соломы

Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку зелёного цвета. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей.

Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты.

ЕС и ООН запустили в Молдове проект по стимулированию произв…

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=3d6656587c9027ec02be95f20458245f-02-144&n=21

В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

снопик

Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

вырезка узла

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

стопка соломки

Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Использовать в работе солому прошлого года нельзя, потому что она пересыхает и становиться очень хрупкой, что не даёт возможность выполнять качественно плетение. Солому прошлых лет можно использовать только для аппликаций.

Приготовление соломы к работе.

Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки.

Для этого подбираю круглые, ровные стебли и кладу их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливаю кипятком. Затем посуду с запаренной в ней соломой закрываю крышкой и оставляю на несколько часов. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной и легко сгибается и плетется.

Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это очень доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Соломенный стебель делится на 4–5 междоузлий – колен. Ржаная соломка имеет широкую природную гамму оттенков зеленого, желтого, золотистого цветов. Натуральная окраска ее зависит от условий произрастания растения, времени заготовки и условий хранения. В замоченном виде она мягка и эластична. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но, к сожалению, недостаточно длинный стебель.

Презентации знакомят с историей соломоплетения, свойствами соломы, правилами заготовки материала и подготовкой его к работе, с технодлогией изготовления соломенного голубка. Материал используется на занятиях по художественной обработке природного материала, будет интересен педагогам дополнительного образования.

ВложениеРазмер
pletenie_iz_solomki.pptx 2.83 МБ
pletenie_iz_solomki._izgotovlenie_suvenira_ptichka.pptx 1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ По программе «Художественная работа с природным материалом» (2 год обучения )

История соломоплетения Человек научился изготавливать из соломы полезные вещи так же давно, как выращивать хлеб. Соломоплетение изначально было связано с жатвенными обрядами. Существовали обычаи украшать первый « зажиночный » и последний « дожиночный » сноп, сплетать из хлебных колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Этим действиям придавали магический смысл.

Солома обувала, одевала крестьянина, утепляла его дом и была ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, половики, корзины и другую хозяйственную утварь.

Приемы плетения из соломки знакомы почти всем народам, занимающимся земледелием. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломы превращались в руках мастеров в кукол, фигурки животных и птиц.

Традиции народного соломоплетения совершенствуются. Использование различных видов плетения позволяют добиться выразительного образного и пластического решения изделий из соломки.

Традиции народного соломоплетения совершенствуются. Использование различных видов плетения позволяют добиться выразительного образного и пластического решения изделий из соломки.

Свойства соломы Сухая солома – материал хрупкий и ломкий, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность изгибаться, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют достигать в работе с соломой высоких художественных результатов.

Заготовка материала Наилучшими качествами для плетения обладает солома ржи, заготовленная в период молочновосковой спелости зерна, но можно также использовать для плетения солому других злаков.

Высушенную солому предварительно обрабатывают. С каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, а затем разрезают её на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют и делят на части в зависимости от длины и толщины. Рассортированные соломины хранят в пучках или в отдельных коробках.

Подготовка соломы к работе Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Если солома заготовлена недавно, достаточно замочить ее на 30 минут в воде комнатной температуры.

Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80-100°С), накрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Пластичность распаренной соломы можно еще больше повысить, если перед началом плетения погрузить солому на 2-3 часа в 2% раствор нашатырного спирта. Размягченную солому тщательно промывают в чистой воде, заворачивают во влажный холст или кладут в полиэтиленовый пакет. Если замоченную солому не удалось использовать за время работы полностью, оставлять ее влажной нельзя, лучше ее просушить, а перед продолжением работы замочить заново.

Данная презентация даёт возможность познакомиться с народным творчеством.

ВложениеРазмер
Аппликация и плетение из соломы. 925 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Аппликация и плетение из соломы. Презентация учителя начальных классов ГБОУ гимназии №116 Приморского района г. Санкт-Петербурга Рягузовой Наталии Ивановны.

ИСТОРИЯ ПЛЕТЕНИЯ ИЗ СОЛОМЫ. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведёт оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу зерна и соломы. Поэтому , так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

КРЕСТЬЯНСКИЕ ОБРЯДЫ С СОЛОМОЙ. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях: * зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям.

НЕМНОГО О СОЛОМЕННЫХ БОЖЕСТВАХ. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далёких языческих времён и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы, каждый из них связан с человеком, создавшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМЫ. Соломенные «пауки», одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Хаос множества соломенных трубочек в руках творящих мастеров превращается в космически упорядоченные диковинные конструкции, будто в руках мастера создаётся МИР. В крестьянских семьях соломенного «ПАУКА» вывешивали в канун Нового года, на самом почётном месте дома – Красном углу.

Соломенные «ПАУКИ». * Строгая гармония форм и движения призваны были оберегать дом и его хозяев. Вбирая в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счастливому течению жизни семьи. * Каждый год повторялся цикл. Старый «ПАУК» сжигался и на его место вывешивался новый.

Соломенные «ПАУКИ». «Паука» подвешивали над колыбелькой ребёнка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, давать возможность любоваться – такое назначение этих удивительных конструкций.

КОНИ из соломы. КОНЬ – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником.

КОЗЫ, БАРАНЫ И КУКЛЫ. КОЗА, БАРАН – символ урожая и плодовитости . КУКЛА – МАТЬ – Прородительница, защитница женщин.

ПТИЦЫ. Птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на ЗЕМЛЕ. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники.

УПАДОК В СОЛОМОПЛЕТЕНИИ. Упадок в соломоплетении начался с середины 19 века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени на изготовление которых не всегда находилось в нелёгкой повседневности крестьянской жизни. (продолжение следует).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку технологии плетение

Эта презентация может быть использована на уроке технологии по теме "Плетение из лозы и бересты".


Презентация к уроку технологии по теме: "Плетение" 4 класс

Презентация к уроку технологии по теме: "Плетение" 4 класс.


Презентация к уроку по ФГОС технология 3 класс Роговцева "Бутерброды. Радуга на шпажках"

Презентация к уроку по ФГОС по технологии "Радуга на шпажках" 3 класс УМК "Перспектива" Н.И. Роговцева и др.

Урок технологии, «Аппликация с плетением».

Цели урока:1. Воспитывать интерес к предмету;2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей;3. Познакомить детей с новым изделием из бумаги;4. Развить навыки мыслительного анализа последователь.


Презентация к уроку технологии в 4 классе "Плетение"

Презентация к уроку технологии в 4 классе "Плетение из бумаги. Корзиночка".


Конспект урока «Аппликация с плетением» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Аппликация с плетением».


Презентация творческого мастер-класса по технологии "Аппликация медуза"

В данном материале представлена простая и интересная поделка из бумаги и картона. Мастер-класс подходит для любого класса начальной школы, так как материалы доступны каждому.

Засорина Елена Александровна

Данный проект посвящен созданию декоративных панно из соломки.

ВложениеРазмер
ne_khlebom_edinym.docx 518.04 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования Клинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОУ – СОШ №17

Московская область город Клин, ул. 50 лет Октября, д.13А

( юридический адрес образовательного учреждения, контактная информация)

История аппликации соломкой…………………………….………………. 3

1.1От плетения до аппликации……..………………………………………..3

1.2 Виды декоративного применения соломки…………………………..…4

2.2 Используемые материалы и инструменты………………………..…….5 2.3 Технология выполнения аппликации…..………………………..………6

Эколого-экономическая оценка проекта…………………………………. 7 3.1 Экономическая оценка проекта…………………. …………………. 7 3.2 Экологическая оценка проекта………………………….……………….8

Библиографический список литературы………..………………………….10

«Грандиозные вещи делаются

одна природа делает великое даром»

А. Герцен «Былое и думы»

В настоящее время художники в своем творчестве все чаще обращаются к природным материалам. Украшение изделий соломкой известно у многих народов мира не одну тысячу лет. Это ремесло ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с почитанием зерновых культур. Наши предки верили в божественную силу зерна. Накопленная в стеблях и колосьях живородящая сила природы самым благотворным образом воздействует на каждого, кто так или иначе соприкасается с ними. Ценился не только хлебный колос, но и его стебель - великолепный поделочный материал, из которого изготавливались плетеные корзины, шкатулки, лари для хранения зерна, посуда, игрушки и др.

Искусство создания изделий из соломки наиболее успешно развивалось в Польше, Чехословакии, Литве, на Украине, в России. Самая известная - белорусская школа.

Приемы инкрустации соломкой ведут свое начало от интарсии (инкрустации по дереву) и мозаики. Интарсия применялась для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева. При создании мозаики использовали кость, перламутр, металл. Дорогой отделочный материал народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Достаточно было аккуратно наклеить ее на поверхность, чтобы получить желаемый результат.

При создании узоров и разнообразных изображений на ткани или бумаге применяется техника аппликации. Народные умельцы с давних времен создавали удивительной красоты настенные панно, украшая жилища. Еще в середине XIX века можно было встретить такие изделия в селах Белоруссии, России, Польши. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декорированные панно, отличающиеся значительными размерами и, соответственно, техникой и стилем исполнения.

Цель проекта – создание коллекции панно выполненной из соломки в технике аппликация.

  1. Изучить необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении для выполнения данной работы
  2. Выработать навыки выполнения аппликации, научится подбору материала для ее выполнения.
  3. Развить художественный вкус, аккуратность и точность, внимание, креативное мышление и творческое воображение.
  4. Обеспечить высокое технологическое качество изготовленных изделий

Глава 1. История аппликации соломкой.

За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.

Соломоплетение было житейской необходимостью с тех пор, как люди научились возделывать злаковые культуры, и только во второй половине ХХ века это ремесло выступило на сцену народного творчества.

Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.
Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков. Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах, делал из соломы циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения.

В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой. Знал бы где упасть, соломки подстелил - в этой поговорке заключена народная благодарность и любовь к необыкновенному месту соломы в жизни народа.

Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

1.1 От плетения до аппликации
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла.

Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора.

Нанесение узора соломкой на предметы из дерева или других твердых материалов принято называть инкрустацией, а на ткань или бумагу - аппликацией.

Так возникла аппликация соломкой. Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами.

1.2 Виды декоративного применения соломки

Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием.

Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.

2. Вышивка соломой по ткани

Вышивка по ткани может соперничать с вышивкой золотыми нитями.
Вышивка соломкой по ткани – вовсе необычная сфера применения соломки. Стежки при вышивании соломенными полосками и косичками точно такие же, как при вышивании обычной нитью, но результат применения такого необычного для этого вида рукоделия материала, восхищает даже бывалых вышивальщиц. Работы старых мастеров, выставленные в музее Виктории и Альберта в Лондоне, до сих пор восхищают посетителей своим великолепием.


3. Вышивка соломой по сетке

Для вышивки можно использовать различные тканевые основы: шёлк, атлас, сетку, органзу, муслин, хлопчатобумажные ткани. Ею украшают не только картины или панно, она использовалась в украшении праздничной одежды обычных крестьян, которым не доступна была вышивка золотыми нитями используемая в костюмах знати.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

2.1 Эскизы панно

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации. В эскизе надо нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Но придется придерживать некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

В результате различных зарисовок были выполнены эскизы панно и выбраны для следующей работы панно представленные в приложении 1:

1. Венок (см. Приложение 1 Рис. 1)

2. Лесная сказка (см. Приложение 1 Рис. 2)

3. Жар-птица (см. Приложение 1 Рис. 3)

2.2 Используемые материалы и инструменты

Для аппликаций подойдет солома практически любых злаков: пшеницы, овса, ржи, проса, риса, ячменя и т. д. Кроме того, можно использовать такие растения, как куриная слепота, пырей, тимофеевка, мятлик и овсяница луговая. Они по строению очень сходны с соломой и вполне годятся для поделок. Еще можно упомянуть про оставшиеся в земле короткие соломенные стебли — их тоже можно использовать для изготовления аппликаций .

Для аппликаций применяют соломенные ленты, которые необходимо заранее приготовить. Ленты можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент - выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60-80 о С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

В данной работе был использован холодный способ подготовки соломенных лент к работе.

Также для выполнения аппликации необходимы:

1. Клей ПВА или обойный клей для клейки деталей.

2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) палочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Простой карандаш и фломастеры.

4. Нитки и иголка, леска, ленты.

5. Ножницы разного вида: не тугие и с прямыми концами, полукруглые.

6. Нож с коротким, заточенным под углом лезвием.

7. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

8. Калька для приклеивания соломенных лент.

9. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей.

11. Пресс для выравнивания изделий.

12. Декоративные элементы для дальнейшего украшения изделий.

2.3 Технология выполнения аппликации

При работе с соломкой необходимо придерживаться следующих несложных правил:

1. Работать лучше всего у низкого стола (на уровне колен), поскольку большая часть работ осуществляется на весу.

2. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.

3. Рабочее место можно оборудовать полками или коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.

4. На столе должно находиться только самое необходимое: слева – коробка с соломкой, брусок, рисунки, шаблоны; справа – скальпель, нож, кисти, баночка с лаком, ванночка с губкой, пропитанной водой, карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус.

Читайте также: