Проект по технологии бисероплетение 5 класс

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Горки-Х»

« ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ »

Цветы из бисера

(выполненные в технике параллельного плетения)

Каширина Наталья Павловна

учитель ИЗО и технологии

средней общеобразовательной школы «Горки-Х»

1. Паспорт проектной работы ………………………………………………. 3

3.1.1. История и современность.……………………………………………. 6

3.2.1. Подготовительный этап ………………………………………. 9

3.2.3. Этап по осуществлению проекта ………………………………………………..10

3.2.4. Этап представления (защиты) проекта и оценка его

5. Список литературы и Интернет-ресурсов ………………………………………………..12

1. Паспорт проектной работы

ученица 5 класса

МБОУ СОШ «Горки-Х»

«Подарок своими руками»

Своими руками изготовить подарок маме .

Каширина Наталья Павловна, учитель ИЗО и технологии МБОУ СОШ «Горки-Х»

Тип проекта по предметно-содержательной области (учебные дисциплины, близкие к теме проекта)

Межпредметный — изобразительное искусство, технология.

Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение

ИЗО: « Декоративное искусство в современном мире»

Технология: « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

Практико-ориентированный интегрированный проект

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

Тип проекта по характеру деятельности учащихся

Тип проекта по масштабу применения

Тип проекта по продолжительности выполнения

Мотивационный компонент обучающегося

Развитие универсальных компетентностей, общеучебных навыков, проектных умений

Каширина Наталья Павловна, учитель ИЗО и технологии

Цель проекта для учителя

Приобщить учащихся к мировой культуре через декоративно-прикладное искусство, развить универсальные компетентности, общеучебные навыки, проектные умения

1.1.Познакомиться с историей бисероплетения.

1.2. Изучить технику параллельного плетения.

2. Практическая часть

2.1. Освоить основные приёмы бисероплетения.

2.2. Сплести ветку вьюнка.

2.3. Оформить работу.

2.4. Актуализировать знания по работе с программами Word и Microsoft Power Point

1. Подготовительный этап

2. Этап планирования.

3. Этап по осуществлению проекта.

4. Этап. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Работа представляет собой проект создания конечного продукта ─ подарка маме. Содержание работы полностью раскрывает заявленную тему и соответствует ей. Работа имеет прикладное значение, воспитывает любовь к труду, природе через межпредметные связи.

2. Введение

Бисероплетение в последнее время стало популярным видом рукоделия. Рукотворная красота бисерных изделий требует усидчивости и фантазии ─ это творчество, приносящее радость. Чувство прекрасного и хороший вкус формируются более успешно, когда человек сам творит красоту. В моей работе я раскрою секреты и тонкости этого вида рукоделия.

Актуальность

Бисер может отобразить любое природное явление, потому что оно состоит из многих мелких частичек так же, как и бисер. Работа с бисером требует больших затрат времени и терпения. Несмотря на это, те, кто полюбил бисерное рукоделие, люди, несомненно, очень счастливые, ведь эти крошечные сверкающие шарики обладают удивительной способностью делать нашу жизнь ярче и радостней.

своими руками изготовить подарок маме в технике бисероплетения.

1. теоретической части:

1.1.познакомиться с искусством бисероплетения.

2. практической части:

2.1. освоить основные приёмы бисероплетения;

2.2. изготовить ветку вьюнка в технике параллельного плетения;

2.3. актуализировать знания по работе с программами Word и Microsoft Power Point .

Процесс проблематизации:

смогу ли я изготовить изделие своими руками? Овладею ли я простой, но кропотливой и новой для меня техникой бисероплетения? Доставлю ли я радость своей работой маме?

Характеристика работы

В качестве источников использовались учебная литература [1 - 5], интернет-источники [6], фото изделий из бисера.

3. Основная часть

3.1. Теоретический раздел

3.1.1. История и современность.

Бисер — материал древний и вечно юный. В отличие от вышивки, тканых изделий он не теряет чистоты цвета с течением времени.

История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, оказались в Сирии. Однажды они высадись на берег и, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (соединения натрия) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струей жидкого стекла. Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.

По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зеленого и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.

Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесен в её восточную часть, в Византию.

После взятия Константинополя турецкими войсками, Византия перестала существовать. Часть мастеров переселилась в другие государства. Особенно много их оказалось в Венеции, благодаря чему изготовление стекла и бисера достигло здесь небывалого расцвета. Венеция надолго осталась центром бисерного производства.

В 1221 году стеклодельные мастерские, во избежание пожаров, были перенесены на остров Мурано. Мастера-стекольщики, жившие здесь, с одной стороны пользовались большими привилегиями, с другой — под страхом смертной казни и конфискации имущества им запрещалось выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было бы узнать секреты его изготовления. Так Венецианская республика охраняла свою монополию на производство стекла. Венеция снабжала бисером страны Европы, Азии. Африки, а после открытия Америки стала и здесь его поставщиком.

Венецианским бисером мастера всего мира украшали одежду и предметы интерьера.

В VIII веке мощную конкуренцию Венеции составили стеклоделы Богемии (Северная Чехия). Они открыли свою технологию изготовления стекла, которое получило название «лесное стекло». Вместо соды они использовали поташ, древесную золу. Стекло получалось тугоплавким. Работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолепными оптическими свойствами, твердостью, легче поддавалось обработке и шлифованию.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией бисерное производство совершенствовалось, и бисер становился все более разнообразным — менялся его размер и цвет.

Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в XIX веке. В это время во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений. При этом брали бисер и стеклярус в тон ткани, а для отделки других туалетов участвовали бисер и стеклярус разных цветов, а также из «молочного» стекла, имитирующий жемчуг.

При украшении современной одежды известные модельеры активно используют бисер, стеклярус и бусины.

Изделия из стекла были известны на территории нашего государства с древних времен. В скифо-сарматскую эпоху бусы использовали в качестве украшения племена Причерноморья. Любили носить мелкие бусы, напоминающие бисер, женщины Киевской Руси. Стеклоделательные мастерские существовали в Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных центрах ремесленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы прервало развитие ремесла на Руси.

В XVII столетии русские активно использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири.

Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одежды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились невысоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицынской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.

В это же время были предприняты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Измайлово построили стеклянный завод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки — нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли венецианские стеклоделы. Завод проработал до 1706 года.

В XVIII веке применение бисера и стекляруса стало более разнообразным. Появились предметы повседневного обихода, украшенные чехлами, сплетенные из бисера. Бисерно-стеклянные вышивки использовали в качестве картин, панно, настенных покрытий, заменяющих обивку. Примером может служить стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Бисер и стеклярус стали все чаще встречаться на предметах культового назначения. Ими расшивали оклады икон, образки, ленты, на которых подвешивали лампады и паникадила, появились бисерные четки.

Шло время и уже М. В. Ломоносов, доказывая необходимость создания фабрики по изготовлению бисера, писал: «В 1748 году через Санкт-Петербургский порт в страну было привезено 472 пуда бисера и два пуда стекляруса, в 1752 году — бисера привезено в четыре с половиной раза больше, а стекляруса в четыре раза больше». Наконец в 1754 году фабрика была открыта в Усть-Рудице под Ораниенбаумом. Здесь наладили производство бисера, стекляруса, граненых камней, стекла для мозаики по особой технологии на оборудовании, придуманном самим ученым. В 1755 году была выпущена первая продукция. Производство сдерживалось отсутствием квалифицированной рабочей силы. В 1765 году, после смерти Ломоносова, фабрика была закрыта.

XIX век связан с расцветом бисерного рукоделия в России. Светские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Причем увлекались им не только женщины, но и мужчины. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Порой это были поистине уникальные вещи. Например, в имении графа Тарановского в Черниговской губернии была мебель. У которой, по воспоминаниям современников, «все сиденья были затянуты изумительными вышивками бисером. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты. Работа исполнена тончайшим бисером в Качановке крепостными».

Во второй половине XIX века интерес к бисеру и стеклярусу постепенно затухал, но в конце века вспыхнул с новой силой. Появилась мода использовать бисер и стеклярус в отделке предметов интерьера.

Значительно шире использовали бусы, бисер и стеклярус в отделке одежды в начале XX века. Именно в это время мастеров бисерного рукоделия начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. После революции 1917 года все они были закрыты. Но остались люди, любящие бисер и умеющие создавать из него прекрасные произведения искусства.

Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались и развивались известные техники, создавались новые. К 1990 году бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества. Именно в это время была предпринята последняя попытка наладить производство бисера отечественного производства. В Харькове организовали производство бисера хорошего качества, разных цветов и размеров. После распада Советского Союза производство было закрыто.

Характеристика используемых материалов

Бисер — мелкие круглые или гранёные шарики из стекла, металла, фарфора с отверстием. Размер бисера обозначают номером. Чем крупнее бисер, тем меньше его номер. Нельзя использовать бракованные бисерины.

· я приобрела навыки в отборе, анализе и систематизации информации из различных источников и носителей;

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Исполнитель проекта Нечаева Валерия ученица 5-а класса МБОУ СОШ №1 г.Алекс.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 843 человека из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исполнитель проекта Нечаева Валерия ученица 5-а класса МБОУ СОШ №1 г.Алекс.

Исполнитель проекта
Нечаева Валерия
ученица 5-а класса МБОУ СОШ №1
г.Александровск - Сахалинского

Октябрь 2015
Презентация работы по проекту
«Моё увлечение – бисероплетение»
сувенир «Старостоцвет»
Руководитель проекта: Максименко Татьяна Егоровна – учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 1


Цель изготовить сувенир в технике бисероплетения.

Цель
изготовить сувенир в технике бисероплетения.

Задачи- познакомиться с историей возникновения бисера; - рассказать о своем.

Задачи
- познакомиться с историей возникновения бисера;
- рассказать о своем увлечении и работах из бисера, сделав презентацию работы;
- продемонстрировать на выставке детского творчества в рамках «Неделя технологии» в нашей школе для привлечения на занятия кружка «Увлекательное рукоделие»

ГипотезаРукоделие – один из самых доступных способов проявления индивидуально.

Гипотеза
Рукоделие – один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения. Изделия ручной работы несут положительную энергетику «тепло»

Актуальностьсостоит в том, что освоив технику бисероплетения, можно создавать.

Актуальность
состоит в том, что освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные предметы интерьера, украшать трикотажные изделия. Мы надеемся, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность.

Название «бисер» происходит от арабского «бусра» или «бусер». Так называли ма.

Название «бисер» происходит от арабского «бусра» или «бусер». Так называли маленькие бусинки из непрозрачного матового стекла, изготовлявшиеся в Египте. Дословно «бусер» переводится как «фальшивый жемчуг». Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания

Что такое бисер?

История бисера и бусин увлекательна. У современных стеклянных бусин и бисера.

История бисера и бусин увлекательна. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Большую роль в распространении стекла, а также стеклянных бусин и бисера сыграли финикийцы, превратившие их в предмет меновой торговли по всему Средиземноморью
Недавно вновь интерес к бисеру захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества. Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато - пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан - целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

История цветка пассифлоры - старостоцветаПассифлора – растение теплолюбивое.

История цветка пассифлоры - старостоцвета
Пассифлора – растение теплолюбивое, растет в Южной Америке, Гвинее, Австралии, Новой Зеландии, на Мадагаскаре и т.д. Это одно из красивейших и необычных растений мира. Описать не возможно. Его надо видеть. Изумительно красивый цветок воспевали поэты, рисовали художники. УВ него ароматные и съедобные плоды, лекарственные корни и листья. Мякоть сочная и ароматная, напоминающая спелый крыжовник. Из его кисло-сладких душистых плодов длиной до 9 см делают желе, мороженое, шебрет и разные напитки.


В творческом проекте по технологии "Изделия из бисера" ученица 5 класса рассматривает своё любимое хобби бисероплетение. Ученица изготовила из бисера изделие "Сирень", изучила историю бисера, а также изучила пользу и вред бисероплетения.

Автор творческой работы по технологии "Изделия из бисера" уделила особое внимание подготовительной части творчества, а именно - проверке качества бисера, технике безопасности во время изготовления изделия из бисера.


Созданный автором творческий проект по технологии на тему "Изделия из бисера" способствует развитию художественных и исследовательских способностей у детей, а также внимания и усидчивости школьника.

По итогам выполнения творческого проекта по бисероплетению на тему "Изделия из бисера" обучающаяся 5 класса планирует изготовить из бисера прекрасное изделие "Сирень", провести анализ полученного изделия и сделать соответствующие выводы.

Оглавление

Введение
1. Бисер - материалы, история и многое другое.
1.1. Материалы, необходимые для создания изделия.
1.2. История изделий из бисера.
1.3. Бисероплетение - полезно или вредно?
1.4. Проверка качества материала.
1.5. Техника безопасности при изготовлении изделия из бисера.
2. Изделие из бисера - "Сирень".
2.1. Изготовление изделия "Сирень".
2.2. Анализ изделия из бисера.
Выводы
Реклама
Список использованной литературы
Приложения.

Введение

Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо - свет.
Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.
И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом…

Торопчина З.М. « Ода бисеру»


Я не случайно для своего проекта выбрала тему «Бисер. Сирень» потому, что изделия из бисера во все века притягивали к себе восхищенные взоры. Женщины всегда стремились подчеркнуть свою индивидуальность с помощью красивых серег, колец, ожерелий. Также люди пытались украсить и свое жилище, придумывая всевозможные картины, фрески, статуэтки, панно и т.д.

Для этого они использовали различные материалы: дерево, глину, ткань, металлы, стекло и еще множество других. Их цена менялась так же, как и уровень развития человечества. Одним из самых экономичных материалов в современно мире является бисер, он доступен практически всем. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка, а достаточно лишь фантазии.

Я выбрала эту тему для своего проекта, потому что я увлекаюсь бисероплетением. Мне стала интересна история этого рукоделия. Я люблю работать с бисером, делать поделки своими руками, дарить их, украшать ими дом. Из литературы я узнала, что бисерное рукоделие - один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества.Изделия из бисера во все века притягивали к себе восхищенные взоры.

Женщины всегда стремились подчеркнуть свою индивидуальность с помощью красивых серег, колец, ожерелий. Также люди пытались украсить и свое жилище, придумывая всевозможные картины, фрески, статуэтки, панно и т.д. Для этого они использовали различные материалы: дерево, глину, ткань, металлы, стекло и еще множество других.

Их цена менялась так же, как и уровень развития человечества. Одним из самых экономичных материалов в современном мире является бисер, он доступен практически всем. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка, а достаточно лишь фантазии.

Сегодня традиции бисерных мастериц возрождаются и развиваются вновь. Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для одежды и для изготовления аксессуаров.


Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие не умеют их делать или предпочитают купить готовое изделие. Но финансовые возможности не всегда позволяют это сделать. А изделия из бисера всегда модны и актуальны. В магазинах они стоят очень дорого, но если изготовить самому, то можно сэкономить свой бюджет.

Цель моей работы: изготовить изделие из бисера «Сирень».

Задачи:

  1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет по данной теме.
  2. Узнать историю бисера.
  3. Развивать художественные и исследовательские способности.
  4. Пополнить коллекцию работ, выполненных в технике бисероплетения.

Гипотеза:

  • Я считаю, что рукоделие – один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения.
  • Изделия ручной работы несут положительную энергетику, «тепло».

Для свое работы я выбрала модель №3.(приложение 3). Мне всегда нравилась сирень своей красотой и множеством оттенков цветов. Я считаю что мое изделие получиться оригинальным и будет радовать меня и моих близких.

Проект по бисероплетению

Основными целями проектов по технологии являются: выявление у учащихся способностей к творческой проектной деятельности, развитие у обучающихся устойчивого интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности; повышение уровня и престижности технологического образования школьников; содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании; повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей; выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся; выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии; привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.Проект по бисероплетению

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Буденновска

Изготовление изделия в технике бисероплетения

учащаяся 9 класса,

Место выполнения: г. Будённовск,

МОУ СОШ №2 г. Буденновска

Руководитель: Калабекова Л.В.

Обоснование проекта. . . .. . . . . . .…………………………………4 стр.

Цели и задачи моей работы …………………………………………. 5стр.

Историческая справка………………………………………………. . .7стр.

Оборудование, инструменты………………………………………….11 стр.

Технологическая карта………………………………………………..14 стр.

Экономическое обоснование…………………………………………..16 стр.

Экологическое обоснование…………………………………………. .18стр.

Использованная литература……………………………………..……22 стр.

Мода на протяжении многих веков и лет меняется, но сейчас большое внимание уделяется рукоделию. Устав от своей одинаковости в готовой одежде, мы с удовольствием, как драгоценное украшение, надеваем вышитый воротник или другое неповторимое, выполненное своими руками. Кто из нас не мечтает украсить свой дом красочным лоскутным одеялом, модной вышивкой или декоративным панно. Я же увлеклась бисероплетением.

Бисероплетение – одно из самых увлекательных народных искусств, старинное и благородное, очень популярное в наше время. Всевозможные украшения, аксессуары, вышивка и плетение: изделиями из бисера пополняются гардеробы не только современных модниц-рукодельниц, но и коллекции «от кутюр».
Я сумела выполнить интересные вещи с помощью бисера, всего лишь овладев простейшей базовой техникой, ну а после, вооружившись терпением и вдохновением, запросто смогу выполнить более сложные изделия, такие как картины или панно.

Не хочу я быть одной из многих,

Я хочу из многих быть одна.

Бисероплетение – это увлекательный процесс, хотя и кропотливый. Изделие, выполненное своими руками, является замечательным подарком, такие подарки всегда приятно дарить. Любое творчество развивает у человека способности к восприятию искусства и чувства самовыражения. Именно это и побудило меня к работе, которая может стать оригинальным подарком для моих близких. Большинство новичков просто отправляются в магазин, покупают соответствующий набор бисера и приступают к сборке своего первого изделия. Ассортимент постоянно расширяется, и сегодня в продаже можно найти самые разные украшения. Несведущий человек, конечно, может спросить: «Зачем покупать набор и возиться со сборкой, если можно приобрести готовое украшение?» Так рассуждают люди, рассматривающие рукоделие в лучшем случае как хобби вроде коллекционирования спичечных коробков. Для истинного ценителя красоты важен не столько результат, сколько сам процесс сборки, который становится для начинающего настоящей «проверкой на прочность» и прекрасной возможностью развить навыки, необходимые в бисероплетении.

Цели моей работы :

- точно четко выполнить технологические операции;

- усовершенствовать свои возможности;

- оценить проделанную работу.

- изучить и опробовать технологию изготовления воротника в технике бисероплетения;

- применить разные материалы;

- изучить типы плетения и применить полученные знания при выполнении модели;

- изучить специальную литературу по изготовлению украшений.

Выявление основных параметров

Любое украшение должно соответствовать определенным требованиям, которые диктует мода. Изделие должно быть изготовлено в соответствии с модой. Для этого необходимо продумать модель: выявить основные этапы работы, согласовать нумерацию деталей. В наше время ассортимент бисерных изделий не столь широк, как в прежние времена, в основном это украшения: бусы, серьги, пояса, кулоны, браслеты, поэтому мне нужно постараться, чтобы изделие было конкурентоспособным и отличалось от магазинного. Моя работа должна иметь низкую себестоимость и быть высокого качества.

При проектировании и изготовлении модели мне пришлось воспользоваться знаниями из различных предметных областей. Умения и навыки, полученные мною на уроках технологии и черчения, пригодились мне, когда я изучала схемы и эскизы. Интегрируя историю и информатику, я прочитала много интересной информации об истории бисероплетения в Интернете.

Немногие знают, что бисероплетение – очень древнее искусство. История бисера началась почти шесть тысяч лет назад, в Древнем Египте, и назывался он в те времена «бусра», что в переводе с арабского обозначает «фальшивый жемчуг». Поначалу изготовление бисера выглядело довольно сложным: из стекломассы вытягивали нить и обвивали ею медный стержень. Далее стержень вынимали и вручную обрабатывали каждую бусинку. Надо ли говорить, что процесс был долгим и трудоёмким, да и стеклянные бусины выходили бесцветными и непрозрачными. Постепенно технологии изготовления совершенствовались, люди научились делать полупрозрачное, прозрачное.
Из Древнего Египта стеклоделие распространилось на Римскую Империю, где в Александрии научились получать стекло методом выдувания из металлической трубки. После стеклоделием заинтересовались в Италии, Испании, Греции, Франции, Германии и, наконец, Венеции. С начала XIII века именно Венеция становится столицей стекольного мастерства, - секреты венецианского стекла хранятся в большой тайне. Таким образом, эта история насчитывает не одну тысячу лет.

Удивительно, но секреты изготовления, как самого бисера, так и техник бисероплетения, оберегались столь рьяно, что лишь в 1704 году выходит первая книга по бисерному делу с образцами (сейчас она хранится в одном из музеев Великобритании), и лишь тогда секреты бисерного искусства стали распространяться по всему миру. В начале XIX века бисер принялись изготовлять с помощью машин и это, к сожалению, снизило не только цену бисера, но и качество бусин.

В Древней Руси тоже занимались изготовлением мелких бус и стеклянных поделок, но настоящее рождение стеклоделия началось уже после монголо-татарского ига, в XVI веке. В то время искусство изготовления качественного бисера ещё не было ведомо славянам, но венецианский и германский бисер очень высоко ценился на Руси, рукодельницы использовали его наравне с популярным в те времена жемчугом и самоцветами.
При Петре I искусству стеклоделия был дан первый толчок: приглашаются заграничные мастера-стекольщики, в Италию посылается для обучения русская молодёжь. И лишь в 1753 году, при горячем участии знаменитого М. С. Ломоносова была построена первая фабрика в Усть-Рудице по производству цветного стекла и бус. Через несколько лет фабрика начинает выпуск бисера и стекляруса, различных брошей и смальт – цветных стёкол для мозаики.
С той поры ассортимент бисерных изделий существенно увеличился: бисеринками расшивают одежды, оклады икон и даже обивку мебели; изготовляют украшения, картины, декоративные панно, скатерти, всевозможные аксессуары – сумочки, закладки для книг, чехлы для зонтиков и трубок, всевозможные предметы обихода. В начале XX века появляются целые артели низальщиц: бисерные изделия пользуются большим успехом на ярмарках, и в то время искусные мастерицы обеспечивали себе неплохой заработок. После того, как на знаменитой ярмарке в Лейпциге, русские бисерные изделия имели грандиозный успех, в Петербурге было решено организовать школу по обучению низанию и вышивке бисером. К сожалению, последующие империалистическая и гражданская войны надолго приостановили развитие бисерного дела, и его возрождение началось лишь в конце ХХ столетия.

Согласно параметрам, предложенных в звездочке обдумывания (рис.1), я провела анализ трех выбранных мною изделий:



В качестве подарка я могла бы вышить такую картинку, как на рисунке 2. Работа выполнена в технике «вышивка крестом». Интересная картина могла бы украсить любой интерьер.

Украшение из крупных бусин. Богатый жемчужно – рубиновый гарнитур станет прекрасным дополнением к праздничному наряду. Комплект, состоящий из колье и серег, выполненный в технике бисероплетения, изображен на рисунке 3.

IMG_1254

рис.3

Меховой воротник с кружевом в технике бисероплетения (рис.4).

CIMG1876

рис.4

Исследовав всевозможные варианты, я решила выполнить меховой воротник с ажурной отделкой из бисера. Конечно, эта работа трудоемкая, требующая большой аккуратности, точности, ответственности. Схему я подобрала в книге. Так, как это не первая моя работа, я решила, что справлюсь.

Проектная работа

Занимаясь в кабинете дополнительного образования, я увидел очень красивые картины. Трудно поверить, что эти картины не написаны кистью художника на холсте, а выполнены из бисера. Игра красок завораживает, и хочется тоже создать нечто подобное. Словом, бисером можно украсить все, что душа пожелает!

Работу из бисера трудно найти в магазине. Но можно создать желаемое своими руками, и у этого есть целый ряд неоспоримых преимуществ:

· собственноручно выполненная работа обойдется вам намного дешевле;

· вы станете обладателем уникального изделия, вышивка бисером — это еще и невероятно модно;

· медики признают, что данное занятие прекрасно успокаивает нервы, снимает стресс;

· бисер дает отличную возможность подарить «вторую жизнь» старым вещам;

· умение работать с бисером избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом: что подарить маме, бабушке на день рождения, восьмое марта, и другие праздники;

Конечно, и в магазинах можно встретить оригинальную вещь, однако стоить она будет очень дорого.

Работа с бисером - созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог. Оно возвращает силы и энергию, поднимает самооценку. Вышивка бисером хороша еще и тем, что она быстрее, чем многие другие виды вышивания, позволяет увидеть результаты своего труда. Этот вид рукоделия не слишком сложен и незамысловат.

Вывод: все перечисленные доводы убедили меня, заняться этим интереснейшим искусством. Я решил собрать информацию и изучить различные техники работы с бисером и создать свою картину из бисера.

Актуальность темы определила цель нашего проекта.

Цель и задачи проекта.

Цель: изготовить цветы, в технике плетение из бисера.

В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи: 1.Изучить литературу по теме проекта.

2.Узнать историю появления бисера.

3. Изготовить изделия в технике плетение из бисера.

Этапы работы над проектом.

1. Подобрать и изучить литературу по теме – бисер.

2. Изучить техники работы с бисером.

3. Выбрать материалы и инструменты для работы.

4. Изготовить цветы из бисера.

5. Выполнить экономическое, экологическое обоснование проекта.

6. Выполнить самооценку своей работы.

7. Оформить выставку работ.

Результат проектной деятельности – изготовить цветы из бисера.

Историческая справка

Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо - свет.

Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.

Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.

Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все, же не забыт.

Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.

И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом…

Торопчина З.М. “Ода бисеру”

Бисер появился давно, но и в наше время ему уделяют большое внимание. Сначала бусы делали из костей, камней, семян, ракушек. Потом появились металлические, керамические, стеклянные и наконец пластмассовые бусины. Само название «бисер» происходит от арабского «бусер».Так называли маленькие бусинки из непрозрачного матового стекла. Дословно «бусер» переводится как «фальшивый жемчуг». Родиной бисера считается Древний Египет.

История бисероплетения очень древняя. Ещё в Древнем Египте изготовляли одежду из бисерной сетки. Почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. Привозной, очень нарядный бисер, ценился высоко, наравне с драгоценными камнями, золотом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер. Организовать бисерное производство в России удалось Ломоносову. Великий ученый просил разрешение на постройку фабрики, он писал, что бисер «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое множество ценою на многие тысячи». Не только с помощью цифр и фактов пытался Ломоносов М.В. убедить власти в необходимости развитии стеклянного производства в России. Он даже написал поэтическое «Письмо о пользе стекла». Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского учёного.

В начале 19 века в России случился настоящий бисерный бум. В деревнях обязательно украшали костюмы бисером. Долгими вечерами крестьянки плели, вязали, украшали бисером пояса, головные уборы, воротнички, сарафаны, изготовляли бусы и ожерелья. В городах, даже в Москве, в каждом доме плели и вышивали бисером, украшали дома работами из бисера, дарили друг другу подарки к именинам и праздникам. Рукоделием занимались даже царственные особы. Они тоже украшали головные уборы, церковную утварь, часто высокого качества. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. Женщины, которые преуспели в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.

Большой популярностью искусство бисероплетения пользуется у народов Крайнего Севера. Здесь бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Местное население украшает вышивкой из бисера в основном верхнюю одежду, плетут украшения из бисера - пояса, браслеты, кошельки.

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, камешков и раковин, нанизывая их на конский волос или травинку. Со времен их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия - бисер.

Как свидетельствуют исторические исследования, бисер известен с древних времен. Так повелось, что издавна он сопутствовал человеку с самого рождения и до самой смерти. В разных временных отрезках и географических точках планеты, бисер выполнял различные функции:

Ø являлся амулетом от сглаза, оберегом;

Ø иногда выступал в роли современного паспорта – подтверждал принадлежность владельца к тому или иному сословию (польский бисер);

Ø выступал в роли средств общения (любовное письмо, написанное с использованием бисера у народа банту);

Ø играл роль денег (как средство оплаты);

Ø применялся древними шаманами и медиумами как инструмент их работы.

Первоначально бисер выглядел не совсем привычно для современного человека: в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зернышки, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в оригинальные украшения.С развитием торговли и стекольного ремесла бисер становится очень востребованным и прибыльным делом. Монополистом в области производства бисера, начиная с 13 века, становится Венеция. Она долгое время хранила секреты ремесла, используя власть, репрессии, тайные службы. Секреты производства бисера оберегались на государственном уровне. Со временем конкуренцию венецианскому стеклу стали составлять египетские стекольщики, появился финикийский, датский, голландский бисер. Производство бисера перешло на промышленную основу. В настоящее время бисерное искусство не остановилось в своем развитии, оно развивается и не перестает удивлять нас.

В начале XX века уклад жизни резко изменился, бисерное рукоделие потеряло свою популярность. Сейчас в России после долгого перерыва вновь возобновилась работа с бисером. Современные украшения из бисера прекрасно сочетаются и дополняют одежду. Сегодня это полузабытое искусство обрело новую жизнь. Любовь к бисерным украшениям и умение их создать сохранились у многих народов и до настоящего времени. Снова бисером и стеклярусом вышивают платья, джинсы, сумочки, кошельки и т.д.

Виды и сорта бисера.

Бисер - мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания. Существует три основных вида: круглый, граненый и рубка. Кроме формы и размера бисер различают также по способу окраски — он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным или зеркальным изнутри отверстием, с поверхностью, имитирующей металл. От выбора бисера напрямую зависит внешний вид изделия. Сейчас в магазинах можно найти бисер производства Японии, Чехии, Индии, Тайваня, Китая и России. Он очень различается по цветовой гамме, качеству и цене. Наиболее качествен и разнообразен по цвету японский и чешский бисер, но он также и наиболее дорог. (Приложение №1)

Техники выполнения изделий из бисера.

Существуют несколько техник изготовления изделий из бисера:

Плетение - очень древнее ремесло. На Руси плетение было известно с давних времён. Плетение осуществляют нитями, шнурами, и, естественно, возникает желание поместить на них не только шнуры, но и бусины.

Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства. Особенно популярна вышивка бисером, камнями, жемчугом была в Средние века. Обычно вышивку выполняют на пяльцах. В отличие от низания при вышивке игла необходима, т. к. нить продевают через ткань. Перед началом работы необходимо подготовить и перевести на ткань рисунок.

Вязание бисером пришло в Россию из Германии. Для вязания следует выбирать бусины и бисер с достаточно широкими и гладкими отверстиями.

Выкладка по воску эта техника известна давно. Редкость таких работ объясняется относительной недолговечностью восковых картинок. В качестве основы для выкладки не годятся парафин и другие материалы, из которых изготавливают свечи, нужен именно натуральный пчелиный воск. Познакомившись с разнообразием видов работы с бисером, для меня более интересной показалась выкладка по воску. Я решил сделать картину в этой технике.

Материалы и инструменты для работы.

Для плетения цветов из бисера, я использовал следующие материалы и инструменты: бисер №10 зеленый, красный, белый, проволока №3.

Правила работы с бисером.

Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет на рабочее место должен падать слева. Лучше всего работать при дневном свете у окна, а в вечернее время оборудовать местным освещением. Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.

Для профилактики нарушений зрения необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений для глаз, и зрение не только не ухудшится, но возможно, станет лучше (Приложение №3) .

v При работе над проектом я познакомился с историей возникновения бисера, узнал много нового.

v Освоил технику плетения бисером.

v Полученные знания могут пригодятся мне в жизни: можно украсить интерьер своей комнаты, изготовить подарки, различные аксессуары.

v Мне стали ближе и дороже традиции нашего народа.

Это искусство учит развивать фантазию, изобретательность, интерес к творчеству, воображение, внимание, наблюдательность, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук.

Читайте также: